Главная / Начальные классы / Программа по информатике для ОДОД "Волшебный квадрат"

Программа по информатике для ОДОД "Волшебный квадрат"

Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 245
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга



















Программа «Волшебный квадрат»

для учащихся 7 – 12 лет

6 ч. в неделю, 4 года обучения (864 ч.)







Составитель:

Барановская Н.В.

















2013 год

Пояснительная записка

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.

Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важнейшей задачей курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.

Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики.

Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.

Поэтому очень важна роль информатики в начальных классах.

Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.

Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.

В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.

В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную игру.

Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:

  1. ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет педагог, а дети наблюдают.

  2. ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа детей по освоению или закреплению материала под руководством педагога.

  3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ- выполнение самостоятельной работы с компьютером. Педагог обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.

  4. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий

  5. РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ – Ученик контролирует работу всей группы кружка.


Занятия по информатики, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.

При построении курса поставлены следующие задачи:

  1. знание возможностей и ограничений использования компьютера как инструмента для практической деятельности;

  2. умение использовать компьютер на практике только в тех случаях, когда это эффективно;

  3. формирование операционного стиля мышления;

  4. умение формализовать задачу, выделить в ней логически самостоятельные части;

  5. формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер;

Программа курса состоит из 864 часов:


  1. 1 год обучения «Юный компьютерный художник» – 216 часов ( 6ч. в неделю)

  2. 2 год обучения «Мастер печатных» - 216 часов ( 6ч. в неделю) ;

  3. 3 год обучения «Мастер презентации»- 216 часов ( 6ч. в неделю) ;

  4. 4 год обучения Школьная газета - 216 часов ( 6ч. в неделю) .





Тематическое планирование. 1 год обучения

«Юный компьютерный художник»

ВВЕДЕНИЕ


Процесс создания компьютерного рисунка значительно отличается от традиционного понятия "рисование". С помощью графического редактора на экране компьютера можно создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную продукцию. За счет автоматизации выполнения операций создания элементарных форм — эллипсов, прямоугольников, треугольников, а также операций заполнения созданных форм цветом и других средств создания и редактирования рисунка становится возможным создание достаточно сложных изобразительных композиций детьми.

Цели программы

Целью создания настоящего курса является формирования художественной культуры младшего школьника, привития навыков работы с компьютерной графикой и осознания связей и взаимодействия искусства с жизнью (на примере рекламы, телевидения, книжной графики, промграфики и т.п.).

Задачи программы

  1. Эстетическое воспитание учащихся.

  2. Развитие художественного вкуса, творческого воображения и мышления учащихся средствами графических изображений.

  3. Привитие любви к искусству, развитие стремления к познанию посредством компьютерного рисунка.

Первый год обучения (216 часов – 6ч. в неделю)


Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (2 часа)

Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.

Компьютер и его устройства (10 часов)

Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики »

Графический редактор Paint (204 часа)

Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.

Тема

Часы

Примечание

Правила техники безопасности.

2


Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы.

10


Графический редактор Paint. Первое знакомство. Вызов программы

8


Инструментарий программы Paint. Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы

8


Самостоятельная работа

4


Функция раскрашивания в графическом редакторе.

8


Раскрашивание готовых рисунков.

4


Декоративное рисование

(Линии, прорисовка геометрических тел, узоры орнамент, цвет)

14


Самостоятельная работа

6


Проба пера. Проект.

Тематическая композиция ( Создание композиций на тему: «Моя дом», «Моя школа»)

12


Функция копирования. Составление рисунков.

8


Самостоятельная работа

4


Шрифт. Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта, создание надписи, корректировка надписи

10


Проект. Книжная графика ( книжная обложка, календарь, поздравительная открытка)

16


Театральная графика (Создание образца занавеса, эскизов костюмов и головных уборов)

16


Пейзаж. Понятие пейзажа, примеры, понятия (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер)

18


Промышленная графика Создание образца упаковки (фантика) конфеты, шоколадки, мороженного, работа с библиотекой символов

18


Декоративное рисование. Упражнения, повторение и закрепление пройденного материала. Создание коллекции рисунков.

36


Контрольная работа.

6


Отчет.

8



















Тематическое планирование. 2 год обучения

«Мастер печатных дел»

ВВЕДЕНИЕ

Введение нового средства построения текста на ранних этапах обучения может помочь создать более благоприятные условия для развития самостоятельной письменной речи и коррекции ее недостатков у детей. Однако возникает вполне закономерный вопрос: можно ли научить пользоваться текстовым редактором детей младшего школьного возраста.

Использование компьютерной технологии дает ребенку уникальное преимущество: он может редактировать целостный текст, а не вырванные из него фрагменты, постоянно анализируя, насколько улучшается его сочинение под влиянием каждого внесенного изменения. Традиционно используемые в обучении средства редактирования текста (переписывание и работа над ошибками) не дают ребенку такой возможности. Таким образом, третий аргумент состоит в том, что благодаря компьютерной технологии открывается столь необходимая детям возможность редактировать целостный текст в любом аспекте (по смыслу, структуре, лексико-грамматическому оформлению, стилю и др.). Особенно важно, что применение компьютерной технологии позволяет совершенствовать необходимые для построения текста действия и операции, подчиняя их смысловой работе над текстом.

Цели программы

Содействовать развитию умения редактированию, набору текстов на компьютере и последующее использование этого умения в процессе развития письменной речи, а так же составление рисунков, грамот, похвальных листов, буклетов.

Задачи программы

  • Развитие навыков работы в текстовом редакторе

  • Овладение навыков набора компьютерного текста

  • Вызывать, развивать и поддерживать мотивацию к совершенствованию своей письменной речи;

  • Приучать ребенка редактировать текст многократно, но при этом последовательно, выбирая порядок действий с учетом индивидуальных потребностей ;

  • Научить ребят использовать полученные знания, умения, навыки в жизни.

В конце изученного курса текстовый редактор учащиеся уже имеют навыки набора текста, его редактирования, могут изменить шрифт, его размер, начертание; применяют различные типы выравнивания абзацев (по правому краю, по левому краю, по центру, по ширине); могут использовать в своей работе объект WordArt а также простейшие автофигуры. Для определения готовности деятельности учащихся в нестандартных (новых) условиях предлагается задача: оформить поздравительную открытку к произвольному празднику (Новому Году, 23 февраля, 8 марта, Дню Святого Валентина, Дню рождения и др.).

Второй год обучения (216 часов)

Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (2 час)

Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.


Компьютер и его устройства (4 часа )

Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в различных программах.

Графический редактор Paint (14часа)

Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.


Тексторый редактор Word (196 часов)

Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности. Составление рефератов, поздравительных открыток, буклетов, брошюр, схем и компьютерных рисунков – схем.



Тема

Часы

Примечание

Правили техники безопасности

2


Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы.

14


Текстовый редактор Word . Первое знакомство. Вызов программы.

12


Клавиатура. Основные клавиши

12


Самостоятельная работа

6


Инструментарий программы.

Меню «Файл»

12


Редактирование текста. Меню «Главная»

18


Набор текста.

22


Самостоятельная работа.

6


Меню «Вставка». Создание грамоты.

12


Графический редактор Paint. Основные возможности. Составление рисунка

14


Самостоятельная работа

6


Меню «Вставка». Составляем поздравительную открытку.

14


Самостоятельная работа

4


Оформление сочинения.

16


Меню «Ссылки». Реферат, правила оформления рефератов.

20


Оформление буклетов

14


Создание компьютерного рисунка в текстовом редакторе. Схемы.

16


Самостоятельная работа

4


Брошюра. Оформление.

16


Творческий проект. Оформить брошюру

32


Контрольная работа

4






Тематическое планирование 3 год обучения

«Мастер презентации»

Введение

В современном мире очень часто требуется навык свободно говорить, представлять себя или что-то. Этому нас учит презентация. Презентация – это представление готового продукта. А человек это тоже продукт и от того как мы представим себя нас возьмут на хорошую работу, к нам будут относиться на должном уровне. А компьютерная презентация позволяет подкрепить наше выступление смотрибельной информацией. Она является твердой опорой, на которую всегда можно опереться. Младших школьников компьютерная презентация учит структурировать знания, работать с большими объемами информации, не бояться говорить о своих мыслях, защищать свои проекты, но при этом она повышает интерес к предмету, развивает эстетические чувства.

Цели программы

Целью курса является формирование эстетического чувства, привития навыков работы на компьютере, использование полученных знаний на других предметах

Задачи программы

  • помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности

  • помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов;

  • изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;

  • помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами:

- Начальное формирование навыков работы на компьютере в графическом редакторе Paint;

- Начальное формирование навыков работы на компьютере в текстовом редакторе Word;

- Начальное формирование навыков работы на компьютере в редакторе PowerPoint (мастер составления презентаций);

- Начальное формирование работы в сети Internet


  • творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);

  • Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;

  • Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, образного мышления;

  • обучение детей младшего школьного возраста работе за компьютером, а также подготовка их к старшему звену



Третий год обучения (216 часов)


Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (2 часа)

Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.


Компьютер и его устройства (6 часов )

Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики »

Графический редактор Paint (8 часов)

Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.


Тексторый редактор Word (6 часов)

Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности. Составление рефератов, поздравительных открыток, буклетов, брошюр, схем и компьютерных рисунков – схем.

Редактор Power Point (196 часов)

Знакомство с редактором Power Point, меню программы, создание презентации на заданные темы, использование эффектов анимации, гипперсылки.



Тема

Часы

Примечание

Техника безопасности

2


Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы.

6


Знакомство с программой PowerPoint

4


Основные возможности программы PowerPoint

10


Самостоятельная работа

4


Составление простейшей презентации

6


Творческий Проект. «Это я»

16


Работа с текстом.

4


Знакомство с текстовым редактором Word

6


Знакомство с графическим редактором Paint

8


Добавление в презентацию картинок, арт текстов.

8


Самостоятельная работа

6


Творческий проект. «Мой класс»

14


Добавление эффектов анимации в презентацию

12


Самостоятельная работа

4


Творческий Проект. «Моя семья»

28


Составление презентации с вложениями. Гипперсылки.

16


Творческий Проект.

48


Контрольная работа

8


Отчет

6



































Тематическое планирование 4 год обучения

Выпуск газета


Цели: оградить ребят от влияния улицы; воспитать творческую личность, умеющую общаться с людьми разного возраста и социального положения, умеющую излагать свою точку зрения; дать возможность реализовать свои способности; может быть, даже дать некоторую профориентацию; воспитать патриота.

Задачи:

        научиться каждому работе на компьютере, уметь делать необходимую для создания газеты работу: правильно набирать текст, уметь правильно фотографировать, сканировать рисунки и фотографии, делать верстку;

        повысить орфографические и пунктуационные навыки;

        уметь корректировать и редактировать тексты;

        распределять материал в номере;

        повысить навыки речевой культуры и общий культурный уровень учащихся;

        научиться видеть и уметь выбирать главное, значимое, из множества событий;

        уметь анализировать и делать выводы.

 



Тема

Часы

Примечание

Техника безопасности

2


Обсуждение статей номера

6


Подбор материала

6


Набор материала (Работа в текстовом редакторе).

10


Составление газеты

6


Выпуск номера

6


Обсуждение статей номера

4


Подбор материала

4


Набор материала (Работа в текстовом редакторе)

10


Составление газеты

4


Выпуск номера

4


Обсуждение статей номера

4


Подбор материала

4


Набор материала (Работа в текстовом редакторе)

10


Составление газеты

4


Выпуск номера

4


Обсуждение статей номера

4


Подбор материала

4


Набор материала (Работа в текстовом редакторе)

8


Составление газеты

4


Выпуск номера

4


Обсуждение статей номера

4


Подбор материала

4


Набор материала (Работа в текстовом редакторе)

8


Составление газеты

4


Выпуск номера

4


Обсуждение статей номера

4


Подбор материала

4


Набор материала (Работа в текстовом редакторе)

8


Составление газеты

4


Выпуск номера

4


Обсуждение статей номера

4


Подбор материала

4


Набор материала (Работа в текстовом редакторе)

8


Составление газеты

4


Выпуск номера

4


Обсуждение статей номера

4


Подбор материала

4


Набор материала (Работа в текстовом редакторе)

8


Составление газеты

4


Выпуск номера

4


Итог работы за год. Отчет

8





После изучения всего курса учащиеся

должны знать:

  • правила поведения в компьютерном классе;

  • как работать в редакторах PowerPoint, Paint, Word;

  • основные функции редакторов;

  • основы работы в сети Internet

должны уметь:

  • работать в редакторах PowerPoint, Paint, Word;

  • составлять рисунки с применением всех изученных функций графического редактора;

  • составлять поздравительные открытки;

  • составлять презентации с использованием арт текстов, картинок, эффектов анимации, гипперссылок ;

  • составлять газетные статьи с добавлением картинок, арт. текстов;

  • сканировать изображения;

  • работать в сети Internet т. д.


Программа по информатике для ОДОД "Волшебный квадрат"
  • Начальные классы
Описание:

Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:

1.      ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет педагог, а дети наблюдают.

2.      ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа детей по освоению или закреплению материала под руководством педагога.

3.      САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ- выполнение самостоятельной работы с компьютером. Педагог обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.

4.      ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий

5.      РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ – Ученик контролирует работу всей группы кружка.

 

 

Автор Барановская Наталья Владимировна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 379
Номер материала 17380
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓