Государственное
бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 245
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Программа «Волшебный квадрат»
для учащихся 7 – 12 лет
6 ч. в неделю, 4 года обучения (864 ч.)
Составитель:
Барановская Н.В.
2013 год
Пояснительная
записка
Современное
общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо
обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию,
необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель
исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.
Такие умения
необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важнейшей
задачей курса информатики является формирование у учащихся соответствующего
стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.
Развитие детей
младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как
свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных
направлений современной педагогики.
Концепция
обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших
школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной
стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей
детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в
увлекательной, интересной форме.
Поэтому очень
важна роль информатики в начальных классах.
Во-первых, для формирования
различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс
обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно
благодаря использованию графических и звуковых средств.
Во-вторых, для выполнения
практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с
современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах
поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с
применением компьютера.
В-третьих, для представления
об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения,
вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.
В-четвертых, для формирования
интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к
вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в
интересную игру.
Программа курса
ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием
компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:
1.
ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ
- работу на компьютере выполняет педагог, а дети наблюдают.
2.
ФРОНТАЛЬНАЯ
- недлительная, но синхронная работа детей по освоению или закреплению
материала под руководством педагога.
3.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ-
выполнение самостоятельной работы с компьютером. Педагог обеспечивает
индивидуальный контроль за работой учащихся.
4.
ТВОРЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ – выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий
5.
РАБОТА
КОНСУЛЬТАНТОВ – Ученик контролирует работу всей группы кружка.
Занятия по
информатики, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные
минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного
творчества.
При построении курса
поставлены следующие задачи:
·
знание
возможностей и ограничений использования компьютера как инструмента для
практической деятельности;
·
умение
использовать компьютер на практике только в тех случаях, когда это эффективно;
·
формирование
операционного стиля мышления;
·
умение
формализовать задачу, выделить в ней логически самостоятельные части;
·
формирование
конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с
использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер;
Программа курса состоит из 864
часов:
*
1 год
обучения «Юный компьютерный художник» – 216 часов ( 6ч. в неделю)
*
2 год
обучения «Мастер печатных» - 216 часов ( 6ч. в неделю) ;
*
3 год
обучения «Мастер презентации»- 216 часов ( 6ч. в неделю) ;
*
4 год
обучения Школьная газета - 216 часов ( 6ч. в неделю) .
ВВЕДЕНИЕ
Процесс создания
компьютерного рисунка значительно отличается от традиционного понятия
"рисование". С помощью графического редактора на экране компьютера
можно создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и
улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе
созданных композиций готовую печатную продукцию. За счет автоматизации
выполнения операций создания элементарных форм — эллипсов, прямоугольников, треугольников,
а также операций заполнения созданных форм цветом и других средств создания и
редактирования рисунка становится возможным создание достаточно сложных
изобразительных композиций детьми.
Цели программы
Целью создания
настоящего курса является формирования художественной культуры младшего
школьника, привития навыков работы с компьютерной графикой и осознания связей и
взаимодействия искусства с жизнью (на примере рекламы, телевидения, книжной
графики, промграфики и т.п.).
Задачи программы
1.
Эстетическое
воспитание учащихся.
2.
Развитие
художественного вкуса, творческого воображения и мышления учащихся средствами
графических изображений.
3.
Привитие
любви к искусству, развитие стремления к познанию посредством компьютерного
рисунка.
Первый год обучения (216 часов – 6ч.
в неделю)
Правили поведения и техники
безопасности в компьютерном кабинете (2 часа)
Знакомство с
кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей
компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.
Компьютер и
его устройства (10 часов)
Знакомство с
компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир
информатики »
Графический
редактор Paint (204 часа)
Знакомство с
графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы.
Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.
Тема
|
Часы
|
Примечание
|
Правила техники безопасности.
|
2
|
|
Компьютер и его составляющие. Первое знакомство.
Программы.
|
10
|
|
Графический редактор Paint. Первое знакомство. Вызов
программы
|
8
|
|
Инструментарий программы Paint. Меню и палитра
инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для
продолжения работы
|
8
|
|
Самостоятельная работа
|
4
|
|
Функция раскрашивания в графическом редакторе.
|
8
|
|
Раскрашивание готовых рисунков.
|
4
|
|
Декоративное рисование
(Линии, прорисовка геометрических тел,
узоры орнамент, цвет)
|
14
|
|
Самостоятельная работа
|
6
|
|
Проба пера. Проект.
Тематическая композиция ( Создание композиций на тему: «Моя
дом», «Моя школа»)
|
12
|
|
Функция копирования. Составление рисунков.
|
8
|
|
Самостоятельная работа
|
4
|
|
Шрифт. Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор
шрифта, создание надписи, корректировка надписи
|
10
|
|
Проект. Книжная графика ( книжная обложка,
календарь, поздравительная открытка)
|
16
|
|
Театральная графика (Создание образца занавеса,
эскизов костюмов и головных уборов)
|
16
|
|
Пейзаж. Понятие пейзажа,
примеры, понятия (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер)
|
18
|
|
Промышленная графика Создание образца упаковки (фантика)
конфеты, шоколадки, мороженного, работа с библиотекой символов
|
18
|
|
Декоративное рисование. Упражнения, повторение и
закрепление пройденного материала. Создание коллекции рисунков.
|
36
|
|
Контрольная работа.
|
6
|
|
Отчет.
|
8
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Введение
нового средства построения текста на ранних этапах обучения может помочь
создать более благоприятные условия для развития самостоятельной письменной
речи и коррекции ее недостатков у детей. Однако возникает вполне закономерный
вопрос: можно ли научить пользоваться текстовым редактором детей младшего
школьного возраста.
Использование
компьютерной технологии дает ребенку уникальное преимущество: он может
редактировать целостный текст, а не вырванные из него фрагменты, постоянно
анализируя, насколько улучшается его сочинение под влиянием каждого внесенного
изменения. Традиционно используемые в обучении средства редактирования текста
(переписывание и работа над ошибками) не дают ребенку такой возможности. Таким
образом, третий аргумент состоит в том, что благодаря компьютерной технологии
открывается столь необходимая детям возможность редактировать целостный текст в
любом аспекте (по смыслу, структуре, лексико-грамматическому оформлению, стилю
и др.). Особенно важно, что применение компьютерной технологии позволяет
совершенствовать необходимые для построения текста действия и операции,
подчиняя их смысловой работе над текстом.
Цели программы
Содействовать развитию умения редактированию, набору текстов на
компьютере и последующее использование этого умения в процессе развития
письменной речи, а так же составление рисунков, грамот, похвальных листов,
буклетов.
Задачи программы
- Развитие навыков работы
в текстовом редакторе
- Овладение навыков набора
компьютерного текста
- Вызывать, развивать и
поддерживать мотивацию к совершенствованию своей письменной речи;
- Приучать ребенка
редактировать текст многократно, но при этом последовательно, выбирая
порядок действий с учетом индивидуальных потребностей ;
- Научить ребят
использовать полученные знания, умения, навыки в жизни.
В
конце изученного курса текстовый редактор учащиеся уже имеют навыки набора
текста, его редактирования, могут изменить шрифт, его размер, начертание;
применяют различные типы выравнивания абзацев (по правому краю, по левому краю,
по центру, по ширине); могут использовать в своей работе объект WordArt а также
простейшие автофигуры. Для определения готовности деятельности учащихся в
нестандартных (новых) условиях предлагается задача: оформить поздравительную
открытку к произвольному празднику (Новому Году, 23 февраля, 8 марта, Дню
Святого Валентина, Дню рождения и др.).
Второй год
обучения (216 часов)
Правили
поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (2 час)
Знакомство с
кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей
компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.
Компьютер и
его устройства (4 часа )
Знакомство с
компьютером и его основными устройствами, работа в различных программах.
Графический
редактор Paint (14часа)
Знакомство с
графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы.
Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.
Тексторый
редактор Word (196 часов)
Знакомство
с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности. Составление
рефератов, поздравительных открыток, буклетов, брошюр, схем и компьютерных
рисунков – схем.
Тема
|
Часы
|
Примечание
|
Правили техники безопасности
|
2
|
|
Компьютер и его составляющие. Первое знакомство.
Программы.
|
14
|
|
Текстовый редактор Word . Первое знакомство. Вызов
программы.
|
12
|
|
Клавиатура. Основные клавиши
|
12
|
|
Самостоятельная работа
|
6
|
|
Инструментарий программы.
Меню «Файл»
|
12
|
|
Редактирование текста. Меню «Главная»
|
18
|
|
Набор текста.
|
22
|
|
Самостоятельная работа.
|
6
|
|
Меню «Вставка». Создание грамоты.
|
12
|
|
Графический редактор Paint. Основные возможности. Составление рисунка
|
14
|
|
Самостоятельная работа
|
6
|
|
Меню «Вставка». Составляем поздравительную
открытку.
|
14
|
|
Самостоятельная работа
|
4
|
|
Оформление сочинения.
|
16
|
|
Меню «Ссылки». Реферат, правила
оформления рефератов.
|
20
|
|
Оформление буклетов
|
14
|
|
Создание компьютерного рисунка в
текстовом редакторе. Схемы.
|
16
|
|
Самостоятельная работа
|
4
|
|
Брошюра. Оформление.
|
16
|
|
Творческий проект. Оформить брошюру
|
32
|
|
Контрольная работа
|
4
|
|
Введение
В современном
мире очень часто требуется навык свободно говорить, представлять себя или
что-то. Этому нас учит презентация. Презентация – это представление готового
продукта. А человек это тоже продукт и от того как мы представим себя нас
возьмут на хорошую работу, к нам будут относиться на должном уровне. А компьютерная
презентация позволяет подкрепить наше выступление смотрибельной информацией.
Она является твердой опорой, на которую всегда можно опереться. Младших
школьников компьютерная презентация учит структурировать знания, работать с
большими объемами информации, не бояться говорить о своих мыслях, защищать свои
проекты, но при этом она повышает интерес к предмету, развивает эстетические
чувства.
Цели программы
Целью курса
является формирование эстетического чувства, привития навыков работы на
компьютере, использование полученных знаний на других предметах
Задачи программы
·
помощь
детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в
дальнейшем в различных отраслях деятельности
·
помощь в
преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических
вопросов;
·
изучение
принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
·
помощь в
изучении принципов работы с основными прикладными программами:
- Начальное
формирование навыков работы на компьютере в графическом редакторе Paint;
- Начальное
формирование навыков работы на компьютере в текстовом редакторе Word;
- Начальное
формирование навыков работы на компьютере в редакторе PowerPoint (мастер составления презентаций);
- Начальное
формирование работы в сети Internet
·
творческий
подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов
некоторых прикладных программ);
·
Осуществление
индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;
·
Расширение
кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, образного
мышления;
·
обучение
детей младшего школьного возраста работе за компьютером, а также подготовка их
к старшему звену
Третий год обучения (216
часов)
Правили
поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (2 часа)
Знакомство с
кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей
компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.
Компьютер и
его устройства (6 часов )
Знакомство с
компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир
информатики »
Графический
редактор Paint (8 часов)
Знакомство с
графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы.
Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.
Тексторый
редактор Word (6 часов)
Знакомство
с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности. Составление
рефератов, поздравительных открыток, буклетов, брошюр, схем и компьютерных
рисунков – схем.
Редактор Power Point (196 часов)
Знакомство с редактором
Power Point, меню программы, создание презентации на заданные темы, использование
эффектов анимации, гипперсылки.
Тема
|
Часы
|
Примечание
|
Техника безопасности
|
2
|
|
Компьютер и его составляющие. Первое знакомство.
Программы.
|
6
|
|
Знакомство с программой PowerPoint
|
4
|
|
Основные возможности программы PowerPoint
|
10
|
|
Самостоятельная работа
|
4
|
|
Составление простейшей презентации
|
6
|
|
Творческий Проект. «Это я»
|
16
|
|
Работа с текстом.
|
4
|
|
Знакомство с текстовым редактором Word
|
6
|
|
Знакомство с графическим редактором Paint
|
8
|
|
Добавление в презентацию картинок, арт текстов.
|
8
|
|
Самостоятельная работа
|
6
|
|
Творческий проект. «Мой класс»
|
14
|
|
Добавление эффектов анимации в презентацию
|
12
|
|
Самостоятельная работа
|
4
|
|
Творческий Проект. «Моя семья»
|
28
|
|
Составление презентации с вложениями. Гипперсылки.
|
16
|
|
Творческий Проект.
|
48
|
|
Контрольная работа
|
8
|
|
Отчет
|
6
|
|
Цели:
оградить ребят от влияния улицы; воспитать творческую личность, умеющую
общаться с людьми разного возраста и социального положения, умеющую излагать
свою точку зрения; дать возможность реализовать свои способности; может быть,
даже дать некоторую профориентацию; воспитать патриота.
Задачи:
научиться каждому работе на
компьютере, уметь делать необходимую для создания газеты работу: правильно
набирать текст, уметь правильно фотографировать, сканировать рисунки и
фотографии, делать верстку;
повысить орфографические и
пунктуационные навыки;
уметь корректировать и
редактировать тексты;
распределять материал в
номере;
повысить навыки речевой
культуры и общий культурный уровень учащихся;
научиться видеть и уметь
выбирать главное, значимое, из множества событий;
уметь анализировать и делать
выводы.
Тема
|
Часы
|
Примечание
|
Техника безопасности
|
2
|
|
Обсуждение статей номера
|
6
|
|
Подбор материала
|
6
|
|
Набор материала (Работа в текстовом редакторе).
|
10
|
|
Составление газеты
|
6
|
|
Выпуск номера
|
6
|
|
Обсуждение статей номера
|
4
|
|
Подбор материала
|
4
|
|
Набор материала (Работа в текстовом редакторе)
|
10
|
|
Составление газеты
|
4
|
|
Выпуск номера
|
4
|
|
Обсуждение статей номера
|
4
|
|
Подбор материала
|
4
|
|
Набор материала (Работа в текстовом редакторе)
|
10
|
|
Составление газеты
|
4
|
|
Выпуск номера
|
4
|
|
Обсуждение статей номера
|
4
|
|
Подбор материала
|
4
|
|
Набор материала (Работа в текстовом редакторе)
|
8
|
|
Составление газеты
|
4
|
|
Выпуск номера
|
4
|
|
Обсуждение статей номера
|
4
|
|
Подбор материала
|
4
|
|
Набор материала (Работа в текстовом редакторе)
|
8
|
|
Составление газеты
|
4
|
|
Выпуск номера
|
4
|
|
Обсуждение статей номера
|
4
|
|
Подбор материала
|
4
|
|
Набор материала (Работа в текстовом редакторе)
|
8
|
|
Составление газеты
|
4
|
|
Выпуск номера
|
4
|
|
Обсуждение статей номера
|
4
|
|
Подбор материала
|
4
|
|
Набор материала (Работа в текстовом редакторе)
|
8
|
|
Составление газеты
|
4
|
|
Выпуск номера
|
4
|
|
Обсуждение статей номера
|
4
|
|
Подбор материала
|
4
|
|
Набор материала (Работа в текстовом редакторе)
|
8
|
|
Составление газеты
|
4
|
|
Выпуск номера
|
4
|
|
Итог работы за год. Отчет
|
8
|
|
должны знать:
·
правила
поведения в компьютерном классе;
·
как
работать в редакторах PowerPoint, Paint, Word;
·
основные
функции редакторов;
·
основы
работы в сети Internet
должны уметь:
·
работать
в редакторах PowerPoint, Paint, Word;
·
составлять
рисунки с применением всех изученных функций графического редактора;
·
составлять
поздравительные открытки;
·
составлять
презентации с использованием арт текстов, картинок, эффектов анимации,
гипперссылок ;
·
составлять
газетные статьи с добавлением картинок, арт. текстов;
·
сканировать
изображения;
·
работать
в сети Internet т. д.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.