Главная / Физкультура / Программа по физической культуре 5-9 класс

Программа по физической культуре 5-9 класс

11



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных документов:


1. Учебная программа «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» (В.И.Лях, А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2011) ;

2. Закон Республики Карелия «Об образовании» от 29.04.2005г №874-ЗРК;

3.Региональный (национально-региональный) компонент федерального государственного стандарта общего образования Республики Карелия (МО РК, Петрозаводск,2006 г.);

4. Республиканский базисный учебный план для образовательных учреждений РК (приказ МО РК от 5 мая 2006 года № 599);

5. Республиканский базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РК (приказ МО РК от 30.06.2005 года № 690);

6. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации;

7.Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе.

При разработке данной программы учитывались: возможности материально-технической базы школы; климатические особенности нашего региона; приём нормативов "Президентских состязаний", участие школы в территориальной Спартакиаде школьников.

Учебная программа «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» разделена на три программы: программа для 1-4 классов, 6-9 классов и 10-11 классов;

В программе В.И.Ляха, А.А.Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть – входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по легкой атлетике и спортивным играм.

  Программный материал усложняется по разделам каждый год за счёт увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.  Для прохождения теоретических сведений можно выделять время как в процессе урока, так и один час урочного времени в каждой четверти.

   Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.

 

 

Цель и задачи учебного предмета «Физическая культура»


Изучение физической культуры на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей: .

- Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;

- Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
- Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
- Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
- Приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладения навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.


Задачи физического воспитания учащихся 5-9 классов направлены:


- на содействие гармоническому развитию личности, укрепление здоровья учащихся, закрепление навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешне среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;

- обучение основам базовых видов двигательных действий;

- дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;

- формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитие двигательных способностей на основе знаний о системе организма;

- углублённое представление об основных видах спорта;

- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время;

- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

- содействие развитию психических процессов и обучению психической саморегуляции.




ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом курс «Физическая культура» изучается с 5 по 9 класс по 3 часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 525 часов (по 105 часа в 5, 6, 7, 8, 9 классах).













Распределение учебного времени прохождения программного материала

по физической культуре для 5-9 классов

 

п/п

 

Вид программного материала

 

Количество часов (уроков)

Класс

5

6

7

8

9

1

Базовая часть

75

75

81

84

84

11

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

12

Гимнастика с элементами акробатики

18

18

18

18

18

13

Лёгкая атлетика

21

21

27

28

28

14

Спортивные игры (баскетбол, волейбол)

18

18

18

20

20

15

Лыжная подготовка

18

18

18

18

18

2

Вариативная часть

30

30

24

21

21

21

Лёгкая атлетика

18

18

12

11

11

22

Спортивные игры

12

12

12

10

10

 

Итого

105

105

105

105

105

 





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА в 5-9 классах

Основы знаний и физической культуре, умения и навыки, приёмы закаливания,

способы саморегуляции и самоконтроля

 


Естественные основы

 

5-6 классы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников.

Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.

7-8 классы. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов.

Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции системы дыхания, кровоснабжения.

Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.

9 класс. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно – половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма.

Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.

 

Социально-психологические основы

 

5-6 классы. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной при травмах и ушибах.

Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.

Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.

7-8 классы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личности значимых свойств и качеств.

Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению.

Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма и физической подготовленностью.

9 класс. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях.

 Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью.

Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности.

 

Культурно-исторические основы

 

5-6 классы. Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.

7-8 классы. Физическая культура и её значение в формировании здорового образа жизни современного человека.

9 класс. Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к её материальным и духовным ценностям.

 

Приёмы закаливания

 

5-6 классы. Воздушные ванны (тёплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка).

7-8 классы. Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоёмах.

9 класс. Пользование баней.

 


Волейбол

5-9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.

Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек; приемам и передачам мяча; игре по упрощенным правилам.


Баскетбол


5-9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.

  Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек; различных вариантов ловли и передачам мяча; ведения мяча; техникой бросков мяча; индивидуальной техники защиты. Закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей, перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей. Освоение тактики игры. Игра по упрощенным правилам.


Гимнастика

5-7 классы. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.

8-9 классы. Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий.

Освоение строевых упражнений; общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов на месте и в движении; висов и упоров; опорных прыжков; акробатических упражнений; координационных способностей; силовых способностей и силовой выносливости; развитие скоростно-силовых способностей; гибкости. Самостоятельные занятия.


Лёгкая атлетика

5-9 классы. Терминология лёгкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по лёгкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.

Овладение техникой спринтерского бега; длительного бега; прыжка в длину с места и разбега и высоту; метания малого мяча в цель и на дальность; развитие выносливости, скоростно-силовых и скоростных способностей, а так же развитие координационных способностей.

Кроссовая подготовка

5-9 классы. Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.

Развитие выносливости, кроссовый бег на заданное время.

 

Лыжная подготовка

5-9 классы. Терминология лыжных ходов. Правила и организация проведения соревнований по лыжным гонкам. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка инвентаря, одежды, места занятий. Помощь в судействе.

В содержание рабочей учебной программы введен национально-региональный компонент (НРК) по теме «Лыжная подготовка»:

- с 5- 9 классы - 18 часов.


 

Учащиеся 5-9 класса должны уметь демонстрировать:

 

Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 60м с высокого старта с опорой на руку, с

9.2

10.2

Силовые

Прыжок в длину с места, см

180

165

Сгибание рук в висе, кол-во раз

 

 

Поднимание туловища, лёжа на спине руки за головой, кол-во раз

-

18

К выносливости

Бег 2000м

8.50

10.20

К координации

Последовательное выполнение пяти кувырков, с

10.0

14.0

Броски малого мяча в стандартную мишень, м

12.0

10.0

 





Требования (результаты) освоения программы.

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Знать:

1.основы истории развития физической культуры в России (в СССР);

2.особенности развития избранного вида спорта;

3. педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;

4.биодинамические особенности и содержание физических упpaжнeний общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;

5.физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;

6.возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;

7.психофункциональные особенности собственного организма;

8.индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;

9.способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;                  

 Уметь:

1.технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

2.проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

3.разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подби рать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

4.контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;

5.управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

6.соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

7.пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.





При разработке данной программы учитывались возможности материально-технической базы школы:



Технические средства обучения

Музыкальный центр

Аудиозаписи

Учебно-практическое оборудование

Бревно гимнастическое

Козел гимнастический

Канат для лазанья

Перекладина гимнастическая (пристеночная)

Стенка гимнастическая

Скамейка гимнастическая жесткая (длиной  4 м)

Комплект навесного оборудования (перекладина, брусья, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)

Мячи:  набивные весом 1-5 кг., малый  мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные

Палка гимнастическая

Скакалка

Мат гимнастический

Гимнастический подкидной мостик

Кегли






Для прохождения программы по физическому воспитанию в 5 –9 классах в учебном процессе для обучения предлагается использовать следующие учебные пособия.

класс

Учебные пособия для учащихся

Методическая литература

5

«Физическая культура для учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений». Лях В. И., Москва, Просвещение, 2008 год.

1.Поурочные разработки по физической культуре 5-9 классы». Ковалько В. И. Москва: Вако, 2005 год

2.«Физическое культура и спорт» учебно-методическое пособие для учителей физической культуры 5-9 классов. Байман Л.Б., Завьялов В.Г., Петрозаводск,1996 год

3.«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» (В.И.Лях, А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2011).

4. « Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя». Москва,1998 год. Лях В. И.

5.«Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов» Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов.-М. : Просвещение, 2011 год.

6. « Физическая культура. Тестовый контроль. 5-9 классы». В. И. Лях.- Просвещени,2009 год.

7. « Физкультура. 5 класс. Поурочные планы по 3- часовой программе». Виднякина А.Н. и Видякин М.В..- Волгоград, 2007 год .

8.Интернет ресурсы. Сайт. Календарно-тематическое планирование в школе. http://temaplan.ru/?idstructure=12000

6

«Физическая культура для учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений». Лях В. И., Москва,2009 год.

1.Поурочные разработки по физической культуре 5-9 классы». Ковалько В. И. Москва: Вако, 2005 год

2.«Физическое культура и спорт» учебно-методическое пособие для учителей физической культуры 5-9 классов. Байман Л.Б., Завьялов В.Г., Петрозаводск,1996 год

3.«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» (В.И.Лях, А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2011).

4. « Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя». Москва,1998 год. Лях В. И.

5.«Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов» Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов.-М. : Просвещение, 2011 год.

6. « Физическая культура. Тестовый контроль. 5-9 классы». В. И. Лях.- Просвещени,2009 год.

7.Интернет ресурсы. Сайт. Календарно-тематическое планирование в школе. http://temaplan.ru/?idstructure=12000

7

«Физическая культура для учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений». Лях В. И., Москва,2009 год.

1.Поурочные разработки по физической культуре 5-9 классы». Ковалько В. И. Москва: Вако, 2005 год

2.«Физическое культура и спорт» учебно-методическое пособие для учителей физической культуры 5-9 классов. Байман Л.Б., Завьялов В.Г., Петрозаводск,1996 год

3.«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» (В.И.Лях, А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2011).

4. « Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя». Москва,1998 год. Лях В. И.

5.«Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов» Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов.-М. : Просвещение, 2011 год.

6. « Физическая культура. Тестовый контроль. 5-9 классы». В. И. Лях.- Просвещени,2009 год.

8.Интернет ресурсы. Сайт. Календарно-тематическое планирование в школе. http://temaplan.ru/?idstructure=12000

8

«Физическая культура для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений». Лях В. И., Москва,2009 год.

1.Поурочные разработки по физической культуре 5-9 классы». Ковалько В. И. Москва: Вако, 2005 год

2.«Физическое культура и спорт» учебно-методическое пособие для учителей физической культуры 5-9 классов. Байман Л.Б., Завьялов В.Г., Петрозаводск,1996 год

3.«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» (В.И.Лях, А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2011)

4. « Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя». Москва,1998 год. Лях В. И.

5.«Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов» Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов.-М. : Просвещение, 2011 год.

6. « Физическая культура. Тестовый контроль. 5-9 классы». В. И. Лях.- Просвещени,2009 год.

7.Интернет ресурсы. Сайт. Календарно-тематическое планирование в школе. http://temaplan.ru/?idstructure=12000

9

«Физическая культура для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений». Лях В. И., Москва,2009 год.

1.Поурочные разработки по физической культуре 5-9 классы». Ковалько В. И. Москва: Вако, 2005 год

2.«Физическое культура и спорт» учебно-методическое пособие для учителей физической культуры 5-9 классов. Байман Л.Б., Завьялов В.Г., Петрозаводск,1996 год

3.«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» (В.И.Лях, А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2011) .

4. « Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя». Москва,1998 год. Лях В. И.

5.«Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов» Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов.-М. : Просвещение, 2011 год.

6. « Физическая культура. Тестовый контроль. 5-9 классы». В. И. Лях.- Просвещени,2009 год.

8.Интернет ресурсы. Сайт. Календарно-тематическое планирование в школе. http://temaplan.ru/?idstructure=12000


 
Программа по физической культуре 5-9 класс
  • Физкультура
Описание:

Программа по физической культуре 5-9  класс.

Рабочая программа по физической  культуре составлена на основе нормативных документов  на 105 часов(в том числе 18 часов отдано на лыжную подготовку). Составлена на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» (В.И.Лях, А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2011).

При разработке  программы учитывались: возможности материально-технической базы школы; климатические особенности нашего региона; приём нормативов "Президентских состязаний", участие школы в территориальной Спартакиаде школьников.                                                                                                        

Автор Пугачева Олеся Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 1036
Номер материала 39873
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓