ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая
программа по физической культуре составлена на основе нормативных документов:
1. Учебная
программа «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11
классов» (В.И.Лях, А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2011) ;
2. Закон Республики Карелия «Об образовании» от 29.04.2005г №874-ЗРК;
3.Региональный (национально-региональный) компонент федерального государственного
стандарта общего образования Республики Карелия (МО РК, Петрозаводск,2006
г.);
4. Республиканский базисный учебный план для образовательных учреждений РК (приказ
МО РК от 5 мая 2006 года №
599);
5. Республиканский базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РК
(приказ МО РК от 30.06.2005 года № 690);
6. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации;
7.Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством
образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе.
При
разработке данной программы учитывались: возможности материально-технической
базы школы; климатические особенности нашего региона; приём нормативов
"Президентских состязаний", участие школы в территориальной
Спартакиаде школьников.
Учебная программа
«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» разделена
на три программы: программа для 1-4 классов, 6-9 классов и 10-11 классов;
В
программе В.И.Ляха, А.А.Зданевича программный материал делится на две части –
базовую и вариативную. В базовую часть – входит материал в соответствии с
федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный
минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть
включает в себя программный материал по легкой атлетике и спортивным играм.
Программный
материал усложняется по разделам каждый год за счёт увеличения сложности
элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических
сведений можно выделять время как в процессе урока, так и один час урочного
времени в каждой четверти.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является
оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании
изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. По
окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической
подготовленности не ниже результатов приведенных в разделе «Демонстрировать»,
что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Цель
и задачи учебного предмета «Физическая культура»
Изучение
физической культуры на базовом уровне основного общего образования направлено
на достижение следующих целей: .
- Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных
возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
-
Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях
физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
- Овладение технологиями современных оздоровительных систем
физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий
специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
- Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и
значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
- Приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и
спортивной деятельности, овладения навыками творческого сотрудничества в
коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Задачи физического
воспитания учащихся 5-9 классов направлены:
- на содействие
гармоническому развитию личности, укрепление здоровья учащихся, закрепление
навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия, выработку устойчивости к
неблагоприятным условиям внешне среды, воспитание ценностных ориентаций на
здоровый образ жизни;
- обучение основам
базовых видов двигательных действий;
- дальнейшее
развитие координационных и кондиционных способностей;
- формирование
знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние
здоровья, работоспособности и развитие двигательных способностей на основе
знаний о системе организма;
- углублённое
представление об основных видах спорта;
- приобщение к
самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом
спорта в свободное время;
- формирование
адекватной оценки собственных физических возможностей;
- содействие
развитию психических процессов и обучению психической саморегуляции.
ОПИСАНИЕ
МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с
Федеральным базисным учебным планом курс «Физическая культура» изучается с 5 по
9 класс по 3 часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 525 часов
(по 105 часа в 5, 6, 7, 8, 9 классах).
Распределение
учебного времени прохождения программного материала
по
физической культуре для 5-9 классов
№ п/п
|
Вид
программного материала
|
Количество
часов (уроков)
|
Класс
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1
|
Базовая часть
|
75
|
75
|
81
|
84
|
84
|
11
|
Основы знаний о физической
культуре
|
В
процессе урока
|
12
|
Гимнастика с элементами
акробатики
|
18
|
18
|
18
|
18
|
18
|
13
|
Лёгкая атлетика
|
21
|
21
|
27
|
28
|
28
|
14
|
Спортивные игры (баскетбол, волейбол)
|
18
|
18
|
18
|
20
|
20
|
15
|
Лыжная подготовка
|
18
|
18
|
18
|
18
|
18
|
2
|
Вариативная
часть
|
30
|
30
|
24
|
21
|
21
|
21
|
Лёгкая атлетика
|
18
|
18
|
12
|
11
|
11
|
22
|
Спортивные игры
|
12
|
12
|
12
|
10
|
10
|
|
Итого
|
105
|
105
|
105
|
105
|
105
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА в 5-9 классах
Основы знаний и
физической культуре, умения и навыки, приёмы закаливания,
способы
саморегуляции и самоконтроля
Естественные
основы
5-6
классы.
Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на
физическое развитие и физическую подготовленность школьников.
Защитные свойства
организма и профилактика средствами физической культуры.
7-8
классы.
Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении
двигательных актов.
Значение нервной
системы в управлении движениями и регуляции системы дыхания, кровоснабжения.
Роль психических
процессов в обучении двигательным действиям и движениям.
9 класс.
Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих
возрастно – половые особенности школьников и направленно действующих на
совершенствование соответствующих физических функций организма.
Планирование и
контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий
физическими упражнениями.
Социально-психологические
основы
5-6
классы.
Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных
действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими
упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности,
предупреждение травматизма и оказание посильной при травмах и ушибах.
Анализ техники
физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.
Ведение тетрадей
самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным
состоянием организма.
7-8
классы. Основы
обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания,
памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических
способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой
активности и формирование личности значимых свойств и качеств.
Анализ техники
физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению.
Ведение тетрадей
самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным
состоянием организма и физической подготовленностью.
9 класс. Анализ
техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и
описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных
действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях.
Ведение
тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за
функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической
подготовленностью.
Комплексы
физических упражнений для развития физических способностей и тестирования
уровня двигательной подготовленности.
Культурно-исторические
основы
5-6
классы. Основы
истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и
отечественного спорта.
7-8
классы. Физическая
культура и её значение в формировании здорового образа жизни современного
человека.
9 класс. Изложение
взглядов и отношений к физической культуре, к её материальным и духовным
ценностям.
Приёмы
закаливания
5-6
классы. Воздушные
ванны (тёплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные
ванны (правила, дозировка).
7-8
классы. Водные
процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоёмах.
9 класс.
Пользование баней.
Волейбол
5-9 классы. Терминология
избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по волейболу.
Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места
занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых
заданий.
Овладение техникой передвижений,
остановок, поворотов и стоек; приемам и передачам мяча; игре по упрощенным
правилам.
Баскетбол
5-9
классы. Терминология
избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу.
Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места
занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых
заданий.
Овладение техникой передвижений,
остановок, поворотов и стоек; различных вариантов ловли и передачам мяча;
ведения мяча; техникой бросков мяча; индивидуальной техники защиты. Закрепление
техники владения мячом и развитие координационных способностей, перемещений,
владения мячом и развитие координационных способностей. Освоение тактики игры.
Игра по упрощенным правилам.
Гимнастика
5-7 классы. Значение
гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых
способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения
гимнастических упражнений.
8-9 классы. Значение
гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка
и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий.
Освоение строевых
упражнений;
общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов на месте и в
движении; висов и упоров; опорных прыжков; акробатических упражнений;
координационных способностей; силовых способностей и силовой выносливости;
развитие скоростно-силовых способностей; гибкости. Самостоятельные занятия.
Лёгкая
атлетика
5-9 классы. Терминология
лёгкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по лёгкой
атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий.
Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Овладение техникой
спринтерского бега; длительного бега; прыжка в длину с места и разбега и
высоту; метания малого мяча в цель и на дальность; развитие выносливости,
скоростно-силовых и скоростных способностей, а так же развитие
координационных способностей.
Кроссовая
подготовка
5-9 классы. Правила и
организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при
проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.
Развитие выносливости,
кроссовый бег на заданное время.
Лыжная
подготовка
5-9
классы. Терминология
лыжных ходов. Правила и организация проведения соревнований по лыжным гонкам.
Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка
инвентаря, одежды, места занятий. Помощь в судействе.
В содержание
рабочей учебной программы введен национально-региональный компонент (НРК) по
теме «Лыжная подготовка»:
- с 5- 9 классы
- 18 часов.
Учащиеся
5-9 класса должны уметь демонстрировать:
Физические
способности
|
Физические
упражнения
|
Мальчики
|
Девочки
|
Скоростные
|
Бег 60м с высокого старта с
опорой на руку, с
|
9.2
|
10.2
|
Силовые
|
Прыжок в длину с места, см
|
180
|
165
|
Сгибание рук в висе, кол-во раз
|
|
|
Поднимание туловища, лёжа на
спине руки за головой, кол-во раз
|
-
|
18
|
К выносливости
|
Бег 2000м
|
8.50
|
10.20
|
К координации
|
Последовательное выполнение пяти
кувырков, с
|
10.0
|
14.0
|
Броски малого мяча в стандартную
мишень, м
|
12.0
|
10.0
|
Требования
(результаты) освоения программы.
В результате освоения
Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура»
учащиеся по окончании основной школы должны достигнуть следующего уровня
развития физической культуры.
Знать:
1.основы истории развития
физической культуры в России (в СССР);
2.особенности развития избранного
вида спорта;
3. педагогические,
физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и
воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем
занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
4.биодинамические особенности и
содержание физических упpaжнeний общеразвивающей и корригирующей направленности,
основы их использования в решении задач физического развития и укрепления
здоровья;
5.физиологические основы деятельности
систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках,
возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в
разные возрастные периоды;
6.возрастные
особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств,
возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством
регулярных занятий физической культурой;
7.психофункциональные особенности
собственного организма;
8.индивидуальные способы контроля
за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической
подготовленности;
9.способы организации
самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной
направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования,
принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
Уметь:
1.технически правильно осуществлять
двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их
в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
2.проводить самостоятельные занятия
по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
3.разрабатывать индивидуальный
двигательный режим, подби рать и планировать физические упражнения,
поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
4.контролировать и регулировать
функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться
оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
5.управлять своими эмоциями,
эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой
общения;
6.соблюдать правила безопасности и
профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую
помощь при травмах и несчастных случаях;
7.пользоваться современным
спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с
целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической
культурой.
При
разработке данной программы учитывались возможности материально-технической
базы школы:
Технические
средства обучения
|
Музыкальный
центр
|
Аудиозаписи
|
Учебно-практическое
оборудование
|
Бревно
гимнастическое
|
Козел
гимнастический
|
Канат для
лазанья
|
Перекладина
гимнастическая (пристеночная)
|
Стенка
гимнастическая
|
Скамейка
гимнастическая жесткая (длиной 4
м)
|
Комплект
навесного оборудования (перекладина, брусья, мишени для метания,
тренировочные баскетбольные щиты)
|
Мячи:
набивные весом 1-5 кг., малый мяч (мягкий), баскетбольные,
волейбольные, футбольные
|
Палка
гимнастическая
|
Скакалка
|
Мат
гимнастический
|
Гимнастический
подкидной мостик
|
Кегли
|
Для
прохождения программы по физическому воспитанию в 5 –9 классах в учебном
процессе для обучения предлагается использовать следующие учебные пособия.
класс
|
Учебные
пособия для учащихся
|
Методическая
литература
|
|
|
5
|
«Физическая
культура для учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений». Лях В. И.,
Москва, Просвещение, 2008 год.
|
1.Поурочные
разработки по физической культуре 5-9 классы». Ковалько В. И. Москва: Вако,
2005 год
2.«Физическое
культура и спорт» учебно-методическое пособие для учителей физической
культуры 5-9 классов. Байман Л.Б., Завьялов В.Г., Петрозаводск,1996 год
3.«Комплексная
программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» (В.И.Лях,
А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2011).
4. «
Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя». Москва,1998
год. Лях В. И.
5.«Внеурочная
деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов» Г.
А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов.-М. : Просвещение, 2011 год.
6. «
Физическая культура. Тестовый контроль. 5-9 классы». В. И. Лях.-
Просвещени,2009 год.
7. «
Физкультура. 5 класс. Поурочные планы по 3- часовой программе». Виднякина
А.Н. и Видякин М.В..- Волгоград, 2007 год .
8.Интернет
ресурсы. Сайт. Календарно-тематическое планирование в школе.
http://temaplan.ru/?idstructure=12000
|
|
6
|
«Физическая
культура для учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений». Лях В. И.,
Москва,2009 год.
|
1.Поурочные
разработки по физической культуре 5-9 классы». Ковалько В. И. Москва: Вако,
2005 год
2.«Физическое
культура и спорт» учебно-методическое пособие для учителей физической
культуры 5-9 классов. Байман Л.Б., Завьялов В.Г., Петрозаводск,1996 год
3.«Комплексная
программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» (В.И.Лях,
А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2011).
4. «
Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя». Москва,1998
год. Лях В. И.
5.«Внеурочная
деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов» Г.
А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов.-М. : Просвещение, 2011 год.
6. «
Физическая культура. Тестовый контроль. 5-9 классы». В. И. Лях.-
Просвещени,2009 год.
7.Интернет
ресурсы. Сайт. Календарно-тематическое планирование в школе.
http://temaplan.ru/?idstructure=12000
|
|
7
|
«Физическая
культура для учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений». Лях В. И.,
Москва,2009 год.
|
1.Поурочные
разработки по физической культуре 5-9 классы». Ковалько В. И. Москва: Вако,
2005 год
2.«Физическое
культура и спорт» учебно-методическое пособие для учителей физической
культуры 5-9 классов. Байман Л.Б., Завьялов В.Г., Петрозаводск,1996 год
3.«Комплексная
программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» (В.И.Лях,
А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2011).
4. «
Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя». Москва,1998
год. Лях В. И.
5.«Внеурочная
деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов» Г.
А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов.-М. : Просвещение, 2011 год.
6. «
Физическая культура. Тестовый контроль. 5-9 классы». В. И. Лях.-
Просвещени,2009 год.
8.Интернет
ресурсы. Сайт. Календарно-тематическое планирование в школе.
http://temaplan.ru/?idstructure=12000
|
|
8
|
«Физическая
культура для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений». Лях В. И.,
Москва,2009 год.
|
1.Поурочные
разработки по физической культуре 5-9 классы». Ковалько В. И. Москва: Вако,
2005 год
2.«Физическое
культура и спорт» учебно-методическое пособие для учителей физической
культуры 5-9 классов. Байман Л.Б., Завьялов В.Г., Петрозаводск,1996 год
3.«Комплексная
программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» (В.И.Лях,
А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2011)
4. «
Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя». Москва,1998
год. Лях В. И.
5.«Внеурочная
деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов» Г.
А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов.-М. : Просвещение, 2011 год.
6. «
Физическая культура. Тестовый контроль. 5-9 классы». В. И. Лях.-
Просвещени,2009 год.
7.Интернет
ресурсы. Сайт. Календарно-тематическое планирование в школе.
http://temaplan.ru/?idstructure=12000
|
|
9
|
«Физическая
культура для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений». Лях В. И.,
Москва,2009 год.
|
1.Поурочные
разработки по физической культуре 5-9 классы». Ковалько В. И. Москва: Вако,
2005 год
2.«Физическое
культура и спорт» учебно-методическое пособие для учителей физической
культуры 5-9 классов. Байман Л.Б., Завьялов В.Г., Петрозаводск,1996 год
3.«Комплексная
программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» (В.И.Лях,
А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2011) .
4. «
Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя». Москва,1998
год. Лях В. И.
5.«Внеурочная
деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов» Г.
А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов.-М. : Просвещение, 2011 год.
6. « Физическая
культура. Тестовый контроль. 5-9 классы». В. И. Лях.- Просвещени,2009 год.
8.Интернет
ресурсы. Сайт. Календарно-тематическое планирование в школе.
http://temaplan.ru/?idstructure=12000
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.