Инфоурок Математика Другие методич. материалыПрограмма по элективу по логике

Программа по элективу по логике

Скачать материал

 

 

 

 

 

Программа по элективному курсу «Элементы математической логики»

 

 

 

 

 

 

 

 

Из опыта работы

учителя школы №143

Правитель О.А.

 

 

 

 

КРАСНОЯРСК, 2005 г.

 

 

 

 

 

Объяснительная записка 

Цели обучения

  Вся наша жизнь-это непрерывное решение больших и маленьких логических проблем.

  Есть такая наука - логика, которая учит, как нужно рассуждать, чтобы наше мышление было определенным, связным, последовательным, доказательным и непротиворечивым. Как человек, не знающий правил арифметики и грамматики, не может правильно считать и грамотно писать, так и человек, не знающий правил логики, не может без ошибок рассуждать и действовать.

  Чтобы правильно рассуждать, надо изучить правильные способы и методы рассуждений. Научиться правильно составлять высказывания, или, как говорится в математической логике, выполнять операции над высказываниями. При этом необходимо знать, вытекает ли истинность сложных высказываний из истинности составляющих их более простых предложений. Анализом методов рассуждений занимается наука логика, а исследованием и изучением математических рассуждений­ - математическая логика.

   Решение всякой задачи - это, прежде всего, цепь рассуждений. Вычисления, преобразования, построения, которыми так часто приходится пользоваться для решения задач, невозможны без логических  рассуждений: они направляются ими.

  Умение рассуждать, анализировать, доказывать необходимо человеку любой профессии. Без приобретения навыков умственного труда, культуры мышления невозможно успешное овладение основами наук.

 

Структура курса

  Занятия предусматривают получение теоретических знаний. В том числе и материала, с помощью которого можно было бы закрепить полученные в ходе изучения логики ее теоретические положения, выработать навыки логического анализа различных понятий,  высказываний и рассуждений, решения логическими средствами различного рода задач, которые возникают в практической деятельности человека.

  Существенное место на занятиях занимает решение логических задач. Назначение задач – тренировка умения мыслить логически. Они отличаются от большинства математических задач тем, что для их решения нужна в основном сообразительность, а не запас каких-то  специальных знаний. Интересно отметить, что решение задач чисто логического типа в известной мере моделируют решение научной проблемы. Разумеется, задача задаче – рознь, и ход рассуждений нельзя свести к одной-двум стандартным схемам. Тем не менее, полезно дать несколько общих рекомендаций по методике решения логических задач.

  Еще один тип логических задач – арифметические ребусы. Их расшифровка требует только одного – внимательности к очевидным арифметическим действиям. Также включены  занимательные задачи, подобраны различного рода высказывания, истории, анекдоты, иллюстрирующие важность знания элементарной логики, задачи-шутки и серьезные логические задачи, обличенные в занимательную форму. Подобраны примеры, иллюстрирующие необходимость знания элементарной логики, служащие одновременно психологической разгрузкой для  учащихся, занимательные логические задачи, стимулирующие развитие интереса учащихся к изучению теории.

  Цель курса – дать учащимся знание законов и логических форм мышления, а также сформировать навыки и умения, необходимые для реализации полученных знаний на практике.                                        

 

 

Примерное тематическое планирование

Программа курса  для учащихся 9 классов рассчитана на 17 часов.

Предпочтительны коллективные занятия.

            

Темы занятий

Количество часов

Вид деятельности

1.     Предмет и значение логики

 

2.     Высказывания и логические операции над ними

 

3.     Решение задач

Исследовательская работа по теме: «Математические модели в практике человека»

4.     Резерв

 

2

 

 

12

 

4

 

 

 

1

теоретическая

практическая

Итого

 

17

 

 

 

Содержание обучения

1.Предмет и значение логики

  Первый раздел посвящен описанию роли математической логики. Задачей логики является изучение правильных способов рассуждений – таких способов рассуждений, которые приводят к верным результатам в тех случаях, когда верны исходные посылки. Коротко говоря, предметом логики является изучение законов человеческого мышления. Математическая логика – это наука о средствах и методах математических доказательств.

  Основная цель – описание роли математической логики в любой области человеческой деятельности.

  Знание логики – рациональная основа процесса обучения.

  В этой теме особое внимание уделено мотивации введения курса.

 

2.Высказывания и логические операции над ними

  Высказывания. Простые и сложные высказывания. Операции над высказываниями: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация и эквиваленция. Формулы и функции логики высказываний. Равносильные формулы алгебры логики. Равносильные преобразования формул. Решение логических задач методами алгебры высказываний.

  Основная цель – познакомить учащихся с понятием высказывания,  выработать умения формулировать высказывания, соответствующие формулам. Из полученных высказываний,  применяя логические операции получать новые, еще более сложные высказывания. Используя равносильности уметь приводить формулы логики высказываний к наиболее простому виду. Составлять таблицу истинности высказываний.

  Формируемые навыки находят применение при решение логических задач с помощью алгебры логики. Решение которых, как правило, сводятся к записи условий задачи в виде формулы алгебры логики. Такая запись позволяет непосредственно найти решение задачи. В более сложных случаях приходится подвергать полученную формулу равносильным преобразованиям.

 

К концу изучения данной  программы учащиеся должны знать:

1.     Формы мышления: понятия, высказывания, умозаключения.

2.     Владеть основными знаниями из раздела математической логики.

 

Учащиеся должны уметь: 

1.     Иллюстрировать различные виды понятий, высказываний и умозаключений новыми примерами.

2.     Записывать структуру сложных и ряда дедуктивных умозаключений в виде формул математической логики.

3.     Уметь решать логические задачи по теоретическому материалу науки логики и занимательные задачи.    

4.     Научиться выполнять небольшие исследовательские работы.

 

           

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Литература

 

1. Лихтарников Л.М. Первое знакомство с математической логикой СПб: Лань, 1997.

2. Аматова Г.М., Аматов М.А.. Математика: учебное пособие для факультетов подготовки бакалавров образования в области начального образования и учителей начальных классов педагогических высших учебных заведений. – М., Московский психолого-социальный институт, 1999.

3. Факультативный    курс. Избранные вопросы математики (7-8   кл.). М., ''Просвещение'', 1978.

4. Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. - М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.      

5. Гетманова А.Д. Методическое пособие и программа: Занимательная логика для школьников. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, - 96 с. – (Б-ка учителя математики).

6. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1984.

7. Болховинов В.Н., Колтовой Б.И., Лаговский И.К. Твое свободное время. Занимательные задачи, опыты, игры. – М., ''Детская литература'', 1975.

8. Волина В.В. Мир математики (для родителей, учителей и милых детей). Ростов н/Д: изд-во ''Феникс'', 1999.

9. Айзенк Ханс, Эванс Даррин. Коэффициент интеллектуальности вашего ребенка/пер. с англ. Л.И.Кравцовой – М.: ООО ''Издательство АСТ'', 1997 – (Практическая психология для всех).

10. В.Я. Виленкин, А.М. Пышкало, В.Б. Рождественская, Л.П. Стойлова. Математика. Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности №2121 – «Педагогика и методика начального обучения». М., ''Просвещение'', 1977.

11. Вьюжек Т. Логические игры, тесты и упражнения. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001. – 304 с.

12. 500 занимательных логических задач для школьников. – М.: ЮНВЕС. – 2002. – 192 с.

   

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа по элективу по логике"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Семейный психолог

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Глубокая дифференциация математической подготовки на старших ступенях школы достигается в том числе и за счет факультативных занятий. Она тем более значима, что содержанием обозначенного факультатива является актуальная в обучении школьников тема – Элементы математической логики, создающая возможность для формирования и развития мышления человека в целом.

Само содержание названного курса позволяет развивать честность и организованность мышления, а овладение языком логики способствует пониманию точного содержания предложения- утверждения, установлению логических связей между определениями высказываний и внося тем самым весомый вклад не только в научении языка логики, но влияние подобранного содержания на развитие мышления обучаемого.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 123 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 361
    • DOCX 46 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Правитель Оксана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4707
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 180 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 300 человек

Курс повышения квалификации

Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Мини-курс

Музыка в мире: народные и культурные аспекты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методики воспитания и развитие в СПО

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе