Главная / География / Программа по элективному курсу "Политическая география" 11 класс

Программа по элективному курсу "Политическая география" 11 класс

Название документа КТП ПОЛИТ ГЕО оконч.docx


Название документа что надо планир пг politicheskaja_geografija_11_klass-ehl-kurs (Автосохраненный).doc

Согласовано

Руководитель ШМО

_______Подгайский Г.В.

Протокол № ______

от « _ »__________2014 г.


Согласовано

Заместитель директора школы

по УР Винницкой ОШ

_________Джелялова Г.Х. «__»_____________2014 г.

Утверждаю

Директор Винницкой ОШ

______Васильченко Я.Д.

Приказ № _______

от «___»___________2014 г

Винницкая средняя общеобразовательная школа






Рабочая программа

По элективному курсу

«Политическая география»



 

Рабочая программа по элективному курсу «Политическая география» составлена в соответствии с программой элективных курсов  по географии для  профильного  обучения в 10-11 классах / сост.  Н.В.  Болотникова. - М.: Глобус,2007г.



Составлена учителем географии

      1. Климовой Анной Викторовной











с. Винницкое

2014 г


Элективный курс по географии

Политическая география 11 класс

Рабочая программа по элективному курсу «Политическая география» составлена в соответствии с программой элективных курсов  по географии для  профильного  обучения в 10-11 классах / сост.  Н.В.  Болотникова. - М.: Глобус,2007г.

Содержание программы:

Пояснительная записка……………………………………………………………...2

  1. Нормативными документами для составления рабочей программы………....3

  2. Цели и задачи……………………………………………………………………..3

  3. Педагогические технологии…………………………………………………….4

  4. Контроль уровня обучения………………………………………………………4

  5. Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты), освоения учебного предмета……………………………………………………………….5

  6. Содержание курса и учебно-тематический план……………………………....8

  7. Литература ……………………………………………………………………….8

  8. Календарно-тематическое планирование………………………………………9

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Политическая география» (в дальнейшем ПГ) предназначена для учащихся 11 класса и рассчитана на 35 часов. Количество часов в неделю:  1час

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по политической географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и явлений.

  1. Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

1.Федеральный уровень

Основополагающими документами, определяющими стратегические направления модернизации географического образования, являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (редакция от 1 декабря 2007 г. №309-ФЗ);

  • Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос. акад. Образования : под ред.А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008;

  • Стандарты второго поколения (проект): Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков./Вестник образования .- 2009.-№ 1;

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования РФ от 09. 03. 2004 г. № 1312);

  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089);

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

  • Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253.

  • Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047.

  • Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)

  • Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

  • Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290).

  • Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).

  • Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу географии / Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ от 27.04.2007 г. № 03-898.


2. Региональный уровень

1. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 19 мая 2014г. № 01-14/68 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2014-2015 учебный год».

2. Методические рекомендации КРИППО «О преподавании предмета «География» и «Биологии» в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2014 – 2015 учебном году».

3. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 28.08.2014г. № 01-14/991 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2014-2015 учебный год».

4. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 21.07. 2014г. № 103 «Об организации работы с учебниками».

5. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09. 2014г. № _647/-08- «Об организации работы с учебниками».


  1. Изучение политической географии направлено на достижение следующих целей и задач:

  • интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

  • применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

  • ознакомление учащихся с современной политической картой мира ( в дальнейшем ПКМ) и этапами её формирования, с качественными и количественными сдвигами на ней, с главными объектами политической карты - государствами;

  • формирование представления о типах стран современного мира и основных международных организациях, формах государственного правления и государственного устройства стран;

  • ознакомление учащихся с основными этапами формирования современных политических карт Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии и Океании (события, повлиявшие на формирование карты, территориальные изменения и изменения границ).


  1. Педагогические технологии

Реализация системно - деятельностной модели обучения обусловливает применение при изучении курса «География» совокупности технологий, ориентированных на самостоятельную деятельность учащихся на уроке, их взаимодействии друг с другом, учителем, различными источниками информации, природой, социумом своего края. Главными при использовании разных технологий является свобода школьника, проявляющаяся в выборе им решений, самовыражении, умении видеть географические и жизненные проблемы, осознавать их, предлагать пути их решения.

Среди технологий особенно важно использовать:

• Технологии работы с различными текстами ( выделение тезисов, составление плана, привлечение информации из СМИ, Интернета, написание творческих и исследовательских работ, установление причинно-следственных связей, заполнение таблиц и схем)

• Компьютерные технологии ( презентации)

• Технологии социального взаимодействия (дискуссии, семинары, анализ ситуаций, групповая работа)

• Практико-ориентированные технологии ( проекты, практикумы)

• Технологии проблемного обучения

• Кейс - технологии

• Технологии аутентичного оценивания (технологии достижений: тесты, портфолио).

  1. Контроль уровня обучения

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

• Правильность и осознанность изложения содержания, полнота раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

• Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

• Самостоятельность ответа.

• Речевая грамотность и логическая последовательность ответа.

(положение о системах оценивания и нормах оценок по географии прилагается)


Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:

  • устный опрос;

  • понятийные (терминологические) диктанты;

  • зачёты по карте (географическая номенклатура);

  • тестирование: промежуточное, контрольное, компьютерное .

  • анализ географических источников:

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа,

  • извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах: текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.,

  • отделение основной информации от второстепенной,

  • критическое оценивание достоверности полученной информации,

  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

  • творческие работы, проекты и т.п.

  • рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы (как письменная, так и устная).

Формы контроля:

  • проверочная работа;

  • устные ответы;

  • тест;

  • фронтальный опрос;

  • индивидуальные разноуровневые задания;

  • практические работы;

  • сообщения;

  • результаты проектной и исследовательской деятельности;

  • оценка и самооценка учащимися своих работ;

  • творческая работа;

  • самостоятельная работа;

  • тестирование;

  • контрольная работа.


  1. Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты), освоения учебного предмета.

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, иници­ативной и успешной личности, обладающей системой современ­ных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идей­но-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты:

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности учащихся к саморазвитию и самообразо­ванию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значи­мости и общности глобальных проблем человечества;

- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к друго­му человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, ве­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуп­равлении и общественной жизни в пределах возрастных компе­тенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора; форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осо­знанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-ис­следовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безо­пасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование основ экологического сознания на основе при­знания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- развитие эмоционально-ценностного отношения к приро­де, эстетического сознания через освоение природного и культурного на­следия народов мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающи­мися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладе­ние ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна­вательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наибо­лее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в про­цессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной за­дачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и по­знавательной деятельности;

- умение определять понятия, устанав­ливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

- владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава­тельных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции сво­ей деятельности; владение устной и письменной речью; моноло­гической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Важнейшие предметные результаты:

Должны знать:

- формирование и развитие политической карты мира;

- структуру политической карты мира;

- структуру суверенного государства;

- основные политические характеристики государства;

- современную политическую карту мира;

- политическую карту Российской Федерации;

- основные понятия геополитики.

Должны уметь:

- использовать карты, таблицы, атласы, дополнительную литература для изучения мировой географии;

- владеть приёмами статистического анализа и географического исследования;

- работать на контурных картах, наносить данные и давать характеристику по этим данным устно;

- объяснять причину низкого уровня социально- экономического развития страны;

- давать анализ карт, графиков, диаграмм в качестве иллюстраций по вопросам содержания темы.

  1. Содержание курса и учебно-тематический план

Программа содержит 8 тем и рассчитана на 35 часов. 1 час в неделю.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: текстовыми (учебник, дополнительная литература); картографическими (физическими, политическими картами); схемами, таблицами, диаграммами, рисунками.

Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) и практическую работу учащихся.

В начале программы дается введение в политическую географию, понятие о науке, ее объекте, предмете, методах исследования, месте в системе географических наук и конструктивном значении. Введение дополнено 1 часом, посвященным истории развития политико-географической мысли.

Далее дается понятие о ПКМ как территориальной модели политической организации международного сообщества.

В третьей главе идет раскрытие структуры ПКМ.

В четвертой и пятой теме дается более подробное понятие о государстве как одном из основных объектов ПКМ и субъекте международного права.

Шестая глава посвящена отдельным регионам мира и дает понятие о становление ПКМ в разрезе регионов, а также о ее современном состоянии. Глава одна из самых больших, т.к. у детей есть определенные пробелы в знаниях современной ПКМ.

Седьмая глава раскрывает политическую географию России, дает понятие об этапах становления политической карты России, а также ее современном состоянии.

Восьмая глава посвящена прикладному направлению политической географии – геополитике и дает понятие об основных законах геополитики, включена тема, раскрывающая понятие о международном статусе государства, факторах на него влияющих, что помогает осо знать многие политические процессы в мире.

На семинарском занятии обсуждаются прогнозы будущих изменений на политической карте мира.

Учебно-тематический план


№ п/п

Содержание темы

Количество часов, отводимых на изучение

Формы контроля

1

Введение в политическую географию


2

Понятие о политической карте мира

3ч + 1ч обобщение

Тестирование

3

Структура политической карты мира

+ 1ч обобщение

Тестирование, геодиктант

4

Структура суверенного государства

5 ч

Участие в уроке-конференции

5

Основные политические характеристики государства.

3ч + 1ч обобщение на 2 темы

тестирование

6

Современная политическая карта мира.

6

Фронтальный опрос, геодиктант

7

Политическая карта Российской Федерации

4

Геодиктант, тестирование

8

Геополитика.

Участие в семинаре

9

Обобщение

Контрольная работа


Итого

35 ч



V. Литература:

  1. Багров Н.В. Региональная геополитика устойчивого развития. –Симферополь, Бизнес-Информ, 2000г.

  2. Максаковский В.П. Актуальные проблемы России.– Смоленск: Универсум, 2014. – 138 с.

  3. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Раздел современная политическая карта мира.

  4. Географические атласы для средней школы.

8


Программа по элективному курсу "Политическая география" 11 класс
  • География
Описание:
     

 

  

 

Элективный курс по географии

Политическая география 11 класс

Рабочая программа по элективному курсу «Политическая география» составлена в соответствии с программой элективных курсов  по географии для  профильного  обучения в 10-11 классах / сост.  Н.В.  Болотникова. - М.: Глобус,2007г.

Содержание программы:

            Пояснительная записка……………………………………………………...2

1.      Нормативными документами для составления рабочей программы………......................................................3

2.      Цели и задачи………………………………………………………………….3

3.      Педагогические  технологии……………………………..………….4

4.      Контроль уровня обучения…………………………………….………4

5.      Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты), освоения  учебного предмета……………….5

6.      Содержание курса и учебно-тематический план……….8

7.      Литература ……………………………………………………………………….8

8.      Календарно-тематическое планирование……………………9

 

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Политическая география» (в дальнейшем ПГ) предназначена для учащихся 11 класса и рассчитана на 35 часов. Количество часов в неделю:  1час

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по политической географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и явлений.

I.                   Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

1.Федеральный уровень

      Основополагающими документами, определяющими стратегические направления модернизации географического образования, являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (редакция от 1 декабря 2007 г. №309-ФЗ);
  • Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос. акад. Образования : под ред.А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008;
  • Стандарты второго поколения (проект): Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков./Вестник образования .- 2009.-№ 1;
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования РФ от 09. 03. 2004 г. № 1312);
  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089);
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
  • Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253.
  • Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047.
  • Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
  • Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
  • Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290).
  • Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
  •  Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу географии / Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ от 27.04.2007 г. № 03-898.

2. Региональный уровень

1. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 19 мая 2014г. № 01-14/68 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2014-2015 учебный год».

2. Методические рекомендации КРИППО «О преподавании предмета «География» и «Биологии» в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2014 – 2015 учебном году».

3. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 28.08.2014г. № 01-14/991 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2014-2015 учебный год».

4.  Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 21.07. 2014г. № 103 «Об организации работы  с учебниками».

5. Приказ  Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09. 2014г. № _647/-08- «Об организации работы  с учебниками».

II.                Изучение политической географии направлено на достижение следующих целей и задач:

Ø  интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические  знания  для  объяснения  и  оценки  разнообразных  явлений  и процессов;

Ø  развитие  познавательных  интересов,  интеллектуальных  и  творческих способностей  в  процессе  наблюдений  за  состоянием  окружающей  среды, решения  географических  задач,  самостоятельного  приобретения  новых знаний;

Ø  воспитание  любви  к  своей  местности,  своему  региону,  своей  стране; взаимопонимания  с  другими  народами;  экологической  культуры,  бережного отношения к окружающей среде;

Ø  применение  географических  знаний  и  умений  в  повседневной  жизни  для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

Ø  ознакомление  учащихся с современной политической картой мира ( в дальнейшем ПКМ) и этапами её формирования, с качественными и количественными сдвигами на ней, с главными объектами политической карты - государствами;

Ø  формирование  представления о типах стран современного мира и основных международных организациях, формах государственного правления и государственного устройства стран;

Ø  ознакомление учащихся с основными этапами формирования современных политических карт Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии и Океании (события, повлиявшие на формирование карты, территориальные изменения и изменения границ). 

III.             Педагогические  технологии

Реализация  системно - деятельностной  модели  обучения  обусловливает  применение  при  изучении  курса «География» совокупности  технологий, ориентированных на  самостоятельную  деятельность  учащихся на  уроке, их  взаимодействии  друг  с  другом, учителем, различными  источниками  информации, природой, социумом  своего  края. Главными  при  использовании  разных  технологий  является  свобода  школьника, проявляющаяся  в  выборе  им  решений, самовыражении, умении  видеть  географические  и  жизненные  проблемы, осознавать  их, предлагать  пути  их  решения.

Среди  технологий  особенно  важно  использовать:

•          Технологии  работы  с  различными  текстами ( выделение тезисов, составление  плана, привлечение информации  из СМИ, Интернета, написание творческих и исследовательских работ, установление причинно-следственных  связей, заполнение таблиц и схем)

•          Компьютерные  технологии ( презентации)

•          Технологии  социального  взаимодействия (дискуссии, семинары, анализ  ситуаций, групповая работа)

•          Практико-ориентированные  технологии ( проекты, практикумы)

•          Технологии проблемного обучения

 

•     Технологии   аутентичного  оценивания (технологии  достижений: тесты, портфолио).

IV.             Контроль уровня обучения

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

           Исходя из поставленных целей, учитывается:

•  Правильность и осознанность изложения содержания, полнота раскрытия понятий, точность   употребления научных терминов.

•  Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

•  Самостоятельность ответа.

•   Речевая грамотность и логическая  последовательность ответа.

Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков  на данном этапе обучения являются:

ü  устный опрос;

ü  понятийные (терминологические) диктанты;

ü  зачёты по карте (географическая номенклатура);

ü  тестирование: промежуточное, контрольное, компьютерное .

ü  анализ географических источников:

Ø  поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа,

Ø  извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах: текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.,

Ø  отделение основной информации от второстепенной,

Ø  критическое оценивание достоверности полученной информации,

Ø  передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

ü  творческие работы, проекты и т.п.

ü  рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы (как письменная, так и устная).

Формы контроля:

Øпроверочная работа;

Øустные ответы;

Øтест;

Øфронтальный опрос;

Øиндивидуальные разноуровневые задания;

Øпрактические работы;

Øсообщения;

Øрезультаты проектной и исследовательской деятельности;

Øоценка и самооценка учащимися своих работ;

Øтворческая работа;

Øсамостоятельная работа;

Øтестирование;

Øконтрольная работа.

V.                Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты), освоения  учебного предмета.

 Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, иници­ативной и успешной личности, обладающей системой современ­ных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идей­но-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

 Важнейшие личностные результаты:

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности учащихся к саморазвитию и самообразо­ванию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значи­мости и общности глобальных проблем человечества;

- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к друго­му человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, ве­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуп­равлении и общественной жизни в пределах возрастных компе­тенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора; форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осо­знанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-ис­следовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безо­пасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование основ экологического сознания на основе при­знания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- развитие эмоционально-ценностного отношения к приро­де, эстетического сознания через освоение природного и культурного на­следия народов мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающи­мися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладе­ние ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна­вательной  деятельности,  развивать мотивы  и  интересы  своей познавательной деятельности;

- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наибо­лее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в про­цессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной за­дачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и по­знавательной деятельности;

- умение определять понятия, устанав­ливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

- владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава­тельных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции сво­ей деятельности; владение устной и письменной речью; моноло­гической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Важнейшие предметные результаты:

Должны знать:

- формирование и развитие политической карты мира;

- структуру политической карты мира;

- структуру суверенного государства;

- основные политические характеристики государства;

- современную политическую карту мира;

- политическую карту Российской Федерации;

- основные понятия геополитики.

Должны уметь:

- использовать карты, таблицы, атласы, дополнительную литература для изучения мировой географии;

- владеть приёмами статистического анализа и географического исследования;

- работать на контурных картах, наносить данные и давать характеристику по этим данным устно;

- объяснять причину низкого уровня социально- экономического развития страны;

- давать анализ карт, графиков, диаграмм в качестве иллюстраций по вопросам содержания темы.

V.                Содержание курса и учебно-тематический план

            Программа содержит 8 тем и рассчитана на 35 часов. 1 час в неделю.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: текстовыми (учебник, дополнительная литература); картографическими (физическими, политическими картами); схемами, таблицами, диаграммами, рисунками.

Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) и практическую работу учащихся.

В начале программы дается введение в политическую географию, понятие о науке, ее объекте, предмете, методах исследования, месте в системе географических наук и конструктивном значении. Введение дополнено 1 часом, посвященным истории развития политико-географической мысли.

Далее дается понятие о ПКМ как территориальной модели политической организации международного сообщества.

В третьей главе идет раскрытие структуры ПКМ.

В четвертой  и пятой теме дается более подробное понятие о государстве как одном из основных объектов ПКМ и субъекте международного права.

Шестая глава посвящена отдельным регионам мира и дает понятие о становление ПКМ в разрезе регионов, а также  о ее современном состоянии. Глава одна из самых больших, т.к.  у детей есть определенные пробелы в знаниях современной ПКМ.

Седьмая глава раскрывает политическую географию России, дает понятие об этапах становления  политической карты России, а также ее современном состоянии.

Восьмая  глава посвящена прикладному направлению политической географии – геополитике и дает понятие об основных законах геополитики, включена тема, раскрывающая понятие о международном статусе государства, факторах на него влияющих, что помогает осо знать многие политические процессы в мире.

На семинарском занятии обсуждаются прогнозы будущих изменений на политической карте мира.

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание темы

Количество часов, отводимых на изучение

Формы контроля

1

Введение в политическую географию

 

2

Понятие о политической карте мира

3ч  + 1ч обобщение

Тестирование

3

Структура политической карты мира

4ч + 1ч обобщение

Тестирование, геодиктант

4

Структура суверенного государства

5 ч

Участие в уроке-конференции

5

Основные политические характеристики государства.

3ч + 1ч обобщение на 2 темы

тестирование

6

Современная политическая карта мира.

Фронтальный опрос, геодиктант

7

Политическая карта Российской Федерации

4

Геодиктант, тестирование

8

Геополитика.

Участие в семинаре

9

Обобщение

Брейн-ринг

 

Итого

35 ч

 

 

V. Литература:

  1. Багров Н.В. Региональная геополитика устойчивого развития. –Симферополь, Бизнес-Информ, 2000г.
  2. Максаковский В.П. Актуальные проблемы России.– Смоленск: Универсум, 2014. – 138 с.         
  3. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Раздел современная политическая карта мира.

 

4.    Географические атласы для средней школы.

Календарно-тематическое планирование

 

 

Тема урока

 

Содержание работы на уроке

 

Формы контроля

 

Домашнее задание

 

Дата по плану

 

Дата по факту

Тема 1. Введение в политическую географию (ПГ). (2)

1/1

Организационная часть. Введение в политическую географию.

Определение ПГ, ее объекта и предмета исследования, места среди наук и практического значения

 

 

 

 

2/2

История развития ПГ.

Подготовка Докладов о личностях, внесших значительный вклад в развитие ПГ

Фронтальный опрос, подготовка докладов

 

 

 

Тема 2. Понятие о политическая карта мира (ПКМ) (4)

3/1

Объекты ПКМ..

Овладение  понятиями государства, суверинитета, границы, госпространства. Работа с картами.

 

 

 

 

4/2

Этапы формирования и развития политической карты мира

Работа с картами, статистическим материалом

Фронтальный опрос

 

 

 

5/3

Практическая работа №1. Анализ изменений на политической карте мира в XX веке

Анализ  статистических и информационных данных по теме. Выведение основных качественных и количественных изменений

Практическая работа

 

 

 

6/4

Обобщение по теме «Введение в ПГ. ПКМ и ее формирование»

 

Тестирование

 

 

 

Тема 3.   Структура политической карты мира 5

7/1

Типологии стран мира. Суверенные государства. Колонии и колониальные империи. Несамоуправляющиеся территории

Рассмотрение ПКМ согласно типологии стран

 

 

 

 

8/2

Типология стран по уроню экономического развития

и уровню развития капитализма

Изучение критериев деления и типологии стран, знать примеры стран  разных групп

 

 

 

 

9/3

Практическая работа №2 Структура политической карты мира.

Практическая работа №2. На контурную карту нанести колонии и несамоуправляющиеся территории

 

 

 

 

10/4

Спорные территории. Самопровозглашенные территории

Практическая работа №2 (продолжение) Нанести на карту объекты изучения

 

 

 

 

11/5

Итоговое занятие по теме. Структура политической карты мира.

 

Тестирование. Географический диктант.

 

 

 

Тема 4. Структура суверенного государства (5ч)

12/1

Понятие государства как субъекта международного права. 

 

 

 

 

 

13/2

Структурные элементы государства. Госпространство и граница.

Усвоение понятия граница. Изучение видов границ и способов их проведения.

Фронтальный опрос

 

 

 

14/3

Политико-географическое положение (ПГП).

Усвоение понятия ПГП. Знание плана характеристики ПГП и умение давать анализ ПГП с его помощью

Самостоятельная работа

 

 

 

15/4

Столица государства. Символы государства

Усвоение понятия столица с точки зрения геополитики. Подготовка сообщений и презентаций о гос.символике РФ

Фронтальный опрос и подготовка сообщений

 

 

 

 

 

16/5

Понятие и классификация международных организаций (МО). Главные международные организации

Усвоить понятие МО. Подготовка докладов о главных международных организациях. Знать основные МО. 

Урок-конференция.

 

 

 

Тема 5. Основные политические характеристики государства.( 4ч)

17/1

Форма  правления: монархия и республика.

Знать формы правления их значение, уметь приводить примеры стран по формам правления

 

 

 

 

18/2

Форма политико-территориального устройства. Унитарное и федеративное государство.

 

Знать формы политико-территориального устройства и их  значение, уметь приводить примеры стран по форме ПТУ

 

 

 

 

19/3

Форма   государственного режима (авторитаризм, тоталитаризм, демократия).

Знать формы государственного режимаи их  значение, уметь приводить примеры стран по форме госрежима

 

 

 

 

20/4

Обобщение по теме «Структура суверенного государства. Основные политические характеристики государства»

 

Тестирование

 

 

 

Тема 6. Современная политическая карта мира. (6ч)

21/1

Практическая работа № 3 «Политическая карта СНГ и стран Балтии»

Знать историю  становления и структуру политической карты СНГ и стран Балтии.

На контурную карту нанести государства

 

 

 

 

22/2

Политическая карта Западной Европы Практическая работа № 4 Политическая карта Европы

Знать историю  становления и структуру политической карты Западной Европы. На контурную карту нанести государства

Фронтальный опрос, дискуссия, геодиктант

 

 

 

23/3

Политическая карта Северной и Южной Европы Практическая работа № 4 Политическая карта Европы (продолжение).

Знать историю  становления и структуру политической карты Северной и Южной  Европы. На контурную карту нанести государства

Фронтальный опрос, дискуссия, геодиктант

 

 

 

24/4

Практическая работа № 5 Политическая карта Северной и Южной Америки.

Знать историю становления и структуру Политической карты Северной и Южной Америки.На контурную карту нанести государства

Фронтальный опрос, дискуссия, геодиктант

 

 

 

25/5

Политическая карта Азии.  Практическая работа № 6. Политическая карта Азии.

 

Знать историю становления и структуру Политической карты Азии. На контурную карту нанести государства

Фронтальный опрос, дискуссия, геодиктант

 

 

 

26/6

Политическая карта Африки, Австралии, Антарктиды. Практическая работа № 7 Политическая карта Африки, Австралии, Антарктиды

Знать историю становления и структуру Политической карты Африки, Австралии, Антарктиды. На контурную карту нанести государства

Фронтальный опрос, дискуссия, геодиктант

 

 

 

Тема 7. Политическая карта Российской Федерации (4 ч.)

27/1

Формирование политической карты России. Практическая работа 8. Административно-территориальное деление Российской Федерации

Знать основные этапы становление политической карты РФ и ее современную структуру.

 

 

 

 

 

28/2

Столицы России.

Знать старые и современную столицы РФ. Понимать значение столицы. Сдача номенклатуры по АТД РФ.

Геодиктант, номенклатура

 

 

 

29/3

Особенности российского федерализма.

Уметь обосновать правильность / неправильность выбора формы госустройства, правления и госрежима РФ

 

 

 

 

30/4

Современные геополитические доктрины РФ.Место России в глобальной геополитике.

Подготовка докладов и презентаций по теме.

 

 

 

 

 

 

 

31/5

Итоговый урок по теме «Политическая карта Российской Федерации».

 

Тестирование

 

 

 

Тема 8. Геополитика.(4ч)

32/1

Предмет исследования  геополитики. Главные геополитические законы.

Определение геополитики как науки  и главные ее законы.

 

 

 

 

33/2

Международный статус гос-ва, факторы на него влияющие.

Понимание факторов, влияющих на международный статус государства и анализ их для РФ, тем самым  обоснование ее международный статус

 

 

 

 

34/3

Прогнозы будущих изменений на политической карте мира. Семинар

Подготовка докладов по теме и их обсуждение

Семинар

 

 

 

9. Обобщение (1ч)

35/1

Итоговое занятие.

Обобщение и срез знаний по курсу

Брейн-ринг

 

 

 

               

 

 

Автор Климова Анна Викторовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1429
Номер материала 46699
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓