Главная / Начальные классы / Программа по экономике ( 3 класс)

Программа по экономике ( 3 класс)

Экономика

Пояснительная записка

.

Рабочая программа по экономике в 3 классе составлена на основе:

  • программы непрерывной социально – экономической подготовки учащихся 1-8 классов (научный руководитель и редактор программы И.А.Сасова).

  • рабочей тетради: Сасовой И.А.Экономика для младших школьников. 3 класс:

  • пособия для учителя /И.А.Сасова, Е.Н.Землянская; Под ред .И.А .Сасовой. –М.: Вита –Пресс.2012.

Основной целью социально-экономического образования и воспитания младших школьников является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры.

Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:

  • освоение простейших приемов выбора,

  • овладение элементарными экономическими расчетами,

  • воспитание бережливости, аккуратности, ответственности за порученное дело, умения доводить начатое дело до конца, рационально использовать различные ресурсы, бережно относиться к личному, семейному, школьному и другому имуществу.


Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Основной целью социально-экономического образования и воспитания младших школьников является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начала экономической культуры.

Результаты изучения учебного предмета

Этот предмет обеспечивает формирование личностных универсальных действий:

  • социально-личностное развитие обучающегося, т.е. формирование ценностных установок, качеств, личностных ресурсов, выявление потребностей и мотивов, которые определяют поведение человека в ситуации выбора в дальнейшем;

  • поведенческий и ценностно-смысловой аспекты будущей профессиональной карьеры человека, т.е. детерминирующие способы заработка и расходования денег;

  • гражданское становление человека – как гражданин демократической страны может (и должен) высказывать свое мнение и влиять на решение многих вопросов развития общества, включая экономические. 

  • развитие человека как ЛИЧНОСТИ включает в себя умение брать на себя ответственность, сопоставлять свои желания и возможности, стремление к сотрудничеству и, в конечном итоге, - достижение собственной цели.

  • осознание важности образования в сегодняшней и завтрашней жизни;

Регулятивные универсальные учебные действия.

В процессе экономического воспитания у младших школьников вырабатываются умения, присущие любому виду деятельности. Это планирование, организация, контроль, экономия времени, рациональ­ные приемы учебной и внеклассной деятельности. Сущность этих умений проявляется в самоорганизации и в саморегуляции деятельно­сти. Единство всех компонентов (знания, распределение и переключе­ние внимания, навыки восприятия, мышления, самоконтроля и др.) в структуре умения определяется взаимодействием цели (представления о возможном конечном результате деятельности) и условий.


Познавательные универсальные учебные действия.

За период обучения в начальных классах у учащихся расширя­ется круг экономических понятий, меняется качество их усвоения - понятия становятся более полными и точными. В младшем школьном возрасте учащиеся усваивают экономиче­ские знания на общенаучном уровне, т.е. в виде представлений, кото­рые при определенных условиях переходят в понятия. Понятия отражают существенные признаки (свойства, стороны) вещей, явлений окружающей действительности, фиксируют результат обобщения этих признаков. Поэтому понятие - важнейший элемент системы научных знаний.


Выпускник научится:

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

·строить сообщения в устной и письменной форме;

·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·осуществлять синтез как составление целого из частей;

·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

·устанавливать аналогии;


Выпускник получит возможность научиться:

·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·записывать, фиксировать экономическую информацию с помощью инструментов ИКТ;

·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;


Коммуникативные универсальные учебные действия.


Выпускник научится:

·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;

·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·формулировать собственное мнение и позицию;

·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

·задавать вопросы;

·контролировать действия партнёра;

·использовать речь для регуляции своего действия;

·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Выпускник получит возможность научиться:

·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

В результате изучения курса «Экономика» выпускники начальной школы получат возможность получить базовые знания о личной, семейной экономике; узнать значение основных экономических понятий, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Младшие школьники ознакомятся с потребностями и ограниченными возможностями их удовлетворения, необходимостью выбора, обучатся простейшим навыкам потребителя.

Выпускники получат возможность осознать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от качества труда. Ребята познают значение природных богатств для человека, проникнутся бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов.

Младшие школьники получат элементарные представления о потребностях, о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества, учебников, расходов на ремонт здания школы, её оборудования и т.д.


Выпускник научится:

  • анализировать свои потребности, выделять жизненно важные потребности;

  • определять источники удовлетворения жизненно важных потребностей;

  • пользоваться деньгами;

  • определять источники доходов и расходов;

  • объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;

  • совершать элементарные покупки в магазине;

  • анализировать возможности домашнего, местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей.

  • решать простейшие экономические задачи;

  • экономно и бережно относиться к школьному имуществу, ресурсам, в частности времени;

  • систематизировать ранее полученную экономическую информацию;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.


Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать себя гражданином, будущим работником, участником социально-экономических проблем региона, школы, семьи;

  • работать в коллективе, проявлять взаимопомощь, осуществлять обоснованный выбор и отвечать за последствия этого выбора;

  • проявлять уважение и готовность выполнять совме­стно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной обра­зовательной среде;

  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в со­вместной деятельности, адекватно оценивать собствен­ное поведение и поведение окружающих.

  • Проектировать и выполнять проект, предусматриваемый удовлетворение определённой потребности, рациональное использование ресурсов, необходимость выбора.













Таблица тематического распределения часов


Классы

№ п/п


Разделы



Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

3 – й класс

1.

Труд

8

8


2.

Собственность

7

7


3.

Домашнее хозяйство

8

8


4.

Школьное хозяйство

11

11



Итого

34 часа

34 часа


Содержание программы 3 класса

Труд (8 ч.)

Основные понятия: труд, продукция, товары, услуги.

Почему все должны трудиться. Труд в семье. Труд на производстве. Почему труд по-разному ценится. Продукция. Товар. Услуга. Где производят товары. Где производят услуги.

Собственность(7 ч.)

Основные понятия: собственность, имущество, богатство, культура.

Что такое собственность. Личная собственность. Семейная собственность. Общественная собственность. Государственная собственность. Школьное имущество. Богатство. Источники богатства человека: природные богатства, результаты трудовой деятельности (знания, умения, товары, услуги, предприимчивость и др.), богатство, культура.

Домашнее хозяйство (8 ч.)

Основные понятия: домашнее хозяйство, управление, потребности семьи, выбор приоритетов в удовлетворении потребностей, благосостояние.

Что такое домашнее хозяйство. Обязанности членов семьи. Управление домашним хозяйством. Твой вклад в домашнее хозяйство. Потребности членов семьи и возможности их удовлетворения с учётом бюджета семьи. Благосостояние семьи.

Школьное хозяйство (11 ч.)

Основные понятия: экономика, хозяйство, имущество, оборудование, коммунальные услуги, бережливость, экономность.

Что такое школьное хозяйство. Здание, оборудование. Расходы школы на приобретение оборудования и инвентаря, литературы и др. Экономика школьной библиотеки. Экономика школьных мастерских. Школьная столовая: доходы, расходы. Стоимость коммунальных услуг. Твой вклад в школьную экономику. Бережливость и экономность.


Учащиеся должны знать: иметь представление о понятиях: труд, продукция, товары, услуги, собственность, имущество, богатство, хозяйство.


Учащиеся должны уметь: привести примеры: необходимости труда для удовлетворения человеческих потребностей, провести выбор товаров и услуг из предложенного списка, анализировать экономические ситуации.



Литература:

  1. Программа: непрерывного социально-экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов под редакцией И.А.Сасовой издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2011, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

  2. Методические пособия для учащихся:

Экономика 3 класс: Тетрадь творческих заданий. Авторы: И.А.Сасова, М.М. Фирсова – Москва: Вита- Пресс, 2010.

3. Учебно-методические пособия для учителя:

Экономика для младших школьников 3 класс: Пособие для учителя.

Авторы: И.А.Сасова, М.М. Фирсова – Москва: Вита- Пресс, 2010.




































Календарно - тематическое планирование по экономике

в 3 классе (1ч. в неделю, в год 34 ч.)

№ п/п


Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты проведения

Оборудование

урока

Примечание

план

факт



І. Труд

9







І - четверть

9





1.

1

Почему все должны трудиться?

1





2.

2

Труд в семье

1





3.

3

Труд на производстве

1





4.

4

Почему труд по-разному ценится?

1





5.

5

Продукция. Товар .Услуга.

1





6.

6

Где производят товары?

1





7.

7

Где производят услуги?

1





8.

8

Проверочная работа № 1

1



ЦОР


9.

9

Защита проектов «Где производят товары и услуги?»

1







II- Собственность

7







ІІ - четверть

7





10.

1

Что такое собственность?

1





11.

2

Личная собственность. Семейная собственность

1





12.

3


Государственная собственность. Общественная собственность

1





13.

4

Школьное имущество

1





14.

5

Богатство. Источники богатства: природные богатства, результаты трудовой деятельности

1





15.

6

Богатство и культура

1





16.

7

Проверочная работа № 2

1



Цор




ІІІ –Домашнее хозяйство

9







ІІІ - четверть

10





17

1

Что такое домашнее хозяйство?

1





18

2

Обязанности членов семьи по ведению домашнего хозяйства

1





19.

3

Твой вклад в домашнее хозяйство

1





20.

4

Управление домашним хозяйством

1





21.

5

Бюджет семьи

1





22.

6

Практическая работа «Составление бюджета своей семьи»

1





23.

7

Потребности членов семьи и возможности их удовлетворения исходя из бюджета семьи

1





24.

8

Благосостояние семьи

1





25.

9

Проверочная работа № 3

1



Цор




IV Школьное хозяйство

9





26.

10

Что такое школьное хозяйство?

1







ІΥ - четверть

8





27.

1

Школьное здание, оборудование

1





28.

2

Расходы школы на приобретение оборудования, инвентаря, литературы и другого имущества

1





29.

3

Экономика школьной библиотеки

1





30.

4

Школьная столовая: доходы и расходы

1





31.

5

Стоимость коммунальных услуг

1





32.

6

Твой вклад в школьную экономику

1





33.

7

Бережливость и экономность

1





34.

8

Проверочная работа № 4. Игра –путешествие в страну «Школярия»

1



Цор



Программа по экономике ( 3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по экономике  в 3 классе составлена на основе:

  • программы непрерывной социально – экономической подготовки учащихся 1-8 классов (научный руководитель и редактор программы И.А.Сасова).
  • рабочей тетради: Сасовой  И.А.Экономика для младших школьников. 3 класс:
  • пособия для учителя /И.А.Сасова, Е.Н.Землянская; Под   ред .И.А .Сасовой. –М.: Вита –Пресс.2012.

Основной целью социально-экономического образования  и воспитания младших школьников является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры.

Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:

  • освоение простейших приемов выбора,
  • овладение элементарными экономическими расчетами,
  • воспитание бережливости, аккуратности, ответственности за порученное дело, умения доводить начатое дело до конца, рационально использовать различные ресурсы, бережно относиться к личному, семейному, школьному и другому имуществу.

 

 

Автор Маркова Елена Анатольевна
Дата добавления 31.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 1817
Номер материала 55381
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓