Главная / Биология / Программа по экологии ГБОУ школа No. 403

Программа по экологии ГБОУ школа No. 403


Программа начального экологического образования «Экология гармонии ».


«Разум – это не сосуд, который надо наполнить,

это огонь, который надо зажечь». (Плутарх)


Предлагаемая программа имеет эколого-биологическую направленность.

Основной модуль программы «Экология гармонии»ориентирован на реализацию следующих целей:


  • Формирование у учащихся младшего школьного возраста осознанного восприятия окружающей среды.

  • Усвоение знаний о функциях окружающей среды, последствиях антропогенного воздействия, истоках экологических проблем.

  • Развитие понимания системы экологических ценностей, сопричастия с окружающей средой, ощущение мотивации к её улучшению и защите.

  • Развитие любознательности, познавательной активности, коммуникативной культуры.

  • Воспитание устойчивого интереса к факторам, влияющим на здоровье человека, взаимосвязь человека и окружающей среды, к принципам здорового образа жизни.

Экологическое воспитание является процессом усвоения экологической культуры, относится к числу ведущих в современной педагогике. Содержание программы

«Экология гармонии» позволяет решать задачи необходимые для правильного взаимодействия с природой:

  • Развивать эмоционально-эстетическое и нравственное восприятие окружающего мира.

  • Овладеть навыками бережного отношения к природе.

  • Знать правила поведения в природе.

  • Получить практические навыки ведения наблюдений сезонных явлений в природе.

  • Формировать умение вести дневники наблюдений,обобщать результаты наблюдений, делать выводы.

  • Воспитать экологическую культуру как основу связи между личным здоровьем, здоровьем семьи и окружающей средой. Зажечь искру личной сопричастности к заботе об окружающей среде.

Отличительные особенности данной программы в том, что данная программа позволяет ориентировать учащихся младшего школьного возраста на нравственные ценности, на ответственное отношение к окружающей среде, получить основное понимание взаимодействия компонентов окружающей среды, процессов, которые в ней происходят.

Овладеть методиками ведения наблюдений.

Развить интерес к самостоятельной исследовательской деятельности, творческую активность.

Усвоить основы экологической этики, основанной на гармонии человеческого общения и общения с окружающей средой. Развить навык сохранения и укрепления своего здоровья, ведения здорового образа жизни.

Программа позволяет объединить различные направления в образовательной и воспитательной работе.

Создать новые формы сотрудничества преподавателей начальной и средней школы.

Внешкольное образование направлено на саморазвитие, структурируемое индивидуальной зоной развития каждого субъекта: «Широта горизонта определяется высотой глаз наблюдателя» (Джон Сэрлд)

Мы употребляем название «Экология гармонии» как словосочетание,

выражающее обобщающее понятие окружающей среды вообще, нацеливающее на отношение, оценку ценностей, мотивацию и участие в решении проблем. Внешкольное образование создает условие для нравственного и физического развития, которое обуславливает трудовые и духовные потребности личности.

Мы живем в эпоху глобального экологического кризиса. Проблемы взаимоотношений человека и природы придется решать нашим потомкам. Важно не упустить время для экологического воспитания подрастающего поколения.

Говоря о понимании экологических проблем надо отметить, что связанные с ними знания имеют ряд особенностей. Эти знания влияют не только на разум, но и на эмоции человека, его чувства. Поэтому экологическое воспитание в наше время приобретает особое значение, и особенно важно реализовывать его как можно раньше, в начальной школе.

Психологи доказали, что большинство детей с 7 – 9-летнего возраста наделены яркой эмоциональной памятью, особым ощущением единства с окружающей средой.

Этот период самый благоприятный для формирования основ экологического мировоззрения у детей.

Программа предусматривает обучение детей 8-11 лет в течение 2 лет по 4 часа в неделю. Срок реализации-288 часов, 1й год – 144 часа,2й год – 144 часа.

Учитывая возрастные и психо - эмоциональные особенности учащихся младшего школьного возраста, преподавание по программе предполагает широкое использование интерактивных методов, работы в творческих мастерских, проведение практикумов. Программа насыщена тематическими экскурсиями. Изучение фенологических тем будет происходить на территории парков города Пушкина.

Программа призвана гармонизировать научное и образное понимание действительности через широкое включение произведений художников и поэтов, элементов народного творчества (загадки, пословицы, поговорки).

Важную роль играет эстетический аспект. Рисуя живые объекты, дети внимательно их рассматривают, хорошо запоминают. Таким образом воспитывается умение видеть красоту окружающего мира.

В процессе преподавания используются следующие формы обучения:

  • Рассказ

  • Беседа

  • Экологическая сказка

  • Экологические истории

  • Интерактивные игры

  • Игры – чтения

  • Творческие мастерские

  • Экскурсии

  • Практические работы



Высокая активность учащихся достигается благодаря широкому использованию игр и практических работ. В процессе педагогического наблюдения осуществляется исследование развития личности, отмечается уровень развития креативных способностей, уровень самоконтроля, уровень конфликтности, нравственной воспитанности, тип сотрудничества, уровень сформированности интеллектуального потенциала.

Используются разнообразные педагогические методы:

  • Педагогическое наблюдение

  • Беседа с ребенком

  • Беседа с родителями

  • Самооценка собственной личности

  • Тестирование

Развитие коллектива рекомендуется оценивать по следующим показателям: единство целей, мотивов, ценностных ориентиров, организационное единство, психологическое единство.


В процессе работы по программе «Гармония экологии» дети осознают, что жизненно важные ценности находятся в конфликте с современным миром. Получают многообразные формы знаний о мире живой природы, учатся сохранять и укреплять свое здоровье.

Информация об индивидуальных достижениях обучающихся фиксируется педагогом в форме отзывов по программе саморазвития с отметками по ее выполнению.

Уровень освоения программы позволят оценить игры, викторины, турниры, зачеты внутри групп, а так же районные конкурсы и экомарафоны.
































Список литературы.


1. Александрова В.Д. Классификация растительности. – Л., 1969.

2. Алехин В.В. Методика полевого изучения растительности и флоры. – М., 1938.

3. Бибби К., Джонс М., Мардсен С. Методы полевых экспедиционных исследований. Исследова­ния и учёты птиц. Пер. с англ. – М., 2000.

4. Варминг Е. Ойкологическая география растений. – М., 1901.

5. Викторов С.В., Востокова Е.А., Вышивкин Д.Д. Краткое руководство по геоботаническим съемкам. – М., 1959.

6. Воронов А.Г. Геоботаника. – М., 1973.

7. Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике. – М., 1976.

8. Гумбольдт А. 1806. Идеи о физиономичности растений // Гумбольд А. География растений. – М.-Л., 1936. – С. 75-90.

9. Зайцев В.А. Охотничье поведение сов в связи с их экологией // Вестник Ярославского ун-та. Вып. 2. – Ярославль, 1973. – С. 101-110.

10. Иваницкий В.В. Пространственно-ориентированное поведение птиц // Орнитология. Вып. 28. – М., 1998. – С. 6-25.

11. Ильенко А.И., Зубчанинова Е.В. Круглосуточные наблюдения за мечеными рыжими полевками и лесными мышами в Подмосковье // Зоологический журнал. – 1963. – № 4 (42). – С. 609-616.

12. Ильичев В.Д. Локация птиц. – М., 1985.

13. Ильичев В.Д., Карташев Н.Н., Шилов И.А. Общая орнитология. – М., 1982.

14. Иноземцев А.А. Птицы и лес. – М., 1987.

15. Карасева Е.В., Телицына А.Ю. Методы изучения грызунов в полевых условиях. – М., 1996.

16. Кошкина Т.В. Сравнительная экология рыжих полевок в северной тайге // Фауна и экология грызунов – 1957. – № 5. – С. 3-65.

17. Криволуцкий Д.А. Жизненные формы и биологическое разнообразие животных // Бюллетень МОИП. Отд. Биол. – 1999. – Т. 104. Вып. 5. – С . 61-67.

18. Криволуцкий Д.А. Современное представление о жизненных формах животных // Экология. – 1971. – № 3. – С. 19-25.

19. Крутова В.И. Идентификация особей по обонятельным сигналам у некоторых видов позвоноч­ных. – М., 1993.

20. Лавров Л.С. Количественный учет речного бобра методом выявления мощности поселения // Методы учёта численности и географического распределения наземных позвоночных. Под ред. А.Н. Формозова. – М., 1952. – С. 148-155.








Учебный план.

1 год обучения, 4 часа в неделю, всего – 144 часа.




содержание


теория

практика

всего

1

Введение

Знакомство с правилами поведения в кружке, беседа по технике безопасности, знакомство с планом работы кружка, экскурсия по зимнему саду, игры, загадки.

Что изучает наука экология.

4

6

8

2

Времена года

Осень. Общие сведения о природе осенью. Погода осенью. Сезонные изменения в природе. Красота осенней природы, осенний пейзаж.

«Я пишу осень…»Конкурс рисунков «золотая осень»

4

12

16

3

Природа живая и неживая.

Среда обитания, экологические факторы.

Глобус, карта, климат.

Кто где живет?

Что где растет?

Взаимоотношения между растениями и животными, растительноядные животные, насекомоядные растения.

2

10

12

4

Растения и их среда обитания.

Среда обитания, условия жизни растений, многообразие форм, сезонные изменения.

4

4

8

5

Приспособленность растений к условиям обитания. Многообразие форм в зависимости от места произрастания

4

12

16

6

Путешествие в мир семян. Строение семян. Условия, необходимые для произрастания семян. Как семена приспосабливаются к распространению.

1

7

8

7

Путешествие в мир корней. Стержневые, мочковатые корневые системы, рост корня, передвижение воды в растении. Приспособление растений к недостатку воды в почве, видоизменение корней.

1

7

8

8

Путешествие в мир листьев. Строение и разнообразие листьев, типы жилкований. Ботанические задачи из серии «Найди меня!»

2

6

8

9

Путешествие в мир побегов. Почки, развитие побегов из почек, формы и типы побегов, видоизменение побегов.

2

6

8

10

Путешествие в мир цветов. Строение цветка. Опыление цветов. Конкурс рисунков «Самый красивый цветок». Изделие – цветок, оригами.


2

6

8

11

Путешествие в мир плодов. Что дают человеку растения? Многообразие плодов. Рисование фруктов, овощей, ягод

2

2

4

12

Комнатные растения. Уход за растениями.

2

6

8

13.

Деревья, кустарники, кустарнички, травы. Видовое разнообразие древесных и травянистых растений на территории парков города Пушкина, конкурс рисунков.

6

2

8

14

Факторы здоровья школьника. Воздух, которым мы дышим.

«С Росинкой, с Травинкой, с Водой подружись!» Вода и здоровье человека. Питание и здоровье человека.

2

6

8

15

Образ жизни, как фактор здоровья, составление кодекса здоровья и программ самосовершенствования.

6

10

16

Всего

44

100

144

Исследовательские модули. Межпредметные связи.hello_html_m4ebadb34.gif





Учебный план.

2 год обучения .4 часа в неделю.

Всего – 144 часа.


содержание


теория

практика

всего

1

Времена года. Осень. Сезонные изменения в природе. Листопад. Образование плодов и семян. Составление гербариев растений. Осенний пейзаж. Конкурс рисунка «В багрец и золото одетые леса…» осенние композиции из природных материалов.

2

7

8

2

Организм и среда обитания. Различные условия обитания, приспособленность к условиям обитания, относительность приспособленности.

6

2

8

3

Роль света в жизни растений.

1

3

4

4

Роль света в жизни животных. Ночные и дневные животные. Световые сигналы. Почему прилетают и улетают птицы?

6

2

8

5

Ориентирование при навигации и перелетах. Метки для гигантов. Солнце – ориентир для животных. Через экватор и обратно. Маршруты гигантов. Можно ли взлететь, как птица?

4

8

12

6

Роль температуры окружающей среды в жизни растений и животных.

2

2

4

7

Температура как фактор, влияющий на здоровье человека. Биологические ритмы человека.

2

6

8

8

Роль воды в жизни растений и животных. Приспособленность растений к водному режиму.

4

4

8

9

Вода – основа жизни на планете. Вода здоровье человека. Полезное значение водных процедур.

2

6

8

10

Водная среда обитания. Приспособленность растений и животных к водному режиму среды.

2

2

4

11

Наземно – воздушная среда обитания. Приспособленность растений и животных.

2

6

8

12

Магия стихии Воздуха. Невидимые друзья и враги. Основные загрязнители, их воздействие на организм ребенка. Курение или здоровье?

3

5

8

13

Почва как среда обитания. Приспособленность животных и растений к почвенной среде.

2

6

8

14

Живой организм как среда обитания. Паразиты внешние и внутренние, возбудители чесотки, педикулеза, меры предупреждения этих заболеваний.

4

2

6

15

Взаимоотношения между животными и растениями, сообщества растений и животных.

2

2

4

16

«Язык» растений и животных. «Учись понимать зеленого друга». Разговаривают ли земноводные, пресмыкающиеся и рыбы? Кто о чем поет? Язык меток. Мимика в мире животных.

2

6

8

17

Движение в мире растений и животных. Тропизмы. Способы передвижения животных. Двигательный режим человека. Профилактика гиподинамии.

4

4

8

18

Питание и здоровье человека. Качественный состав продуктов питания, пищевые добавки. Болезни неправильного питания.

2

6

8

19

Экология и медицина. Здоровье как социальная проблема. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

2

2

4



20

Составление Кодекса здоровья.


4

4

21

Итоговое занятие. «Когда мы меняем себя, мы изменяем мир»


6

6

22

Всего

54

90

144

































21. Маевский П.Ф. Флора средней полосы Европейской части СССР. – Л., 1964.

22. Методы выделения растительных ассоциаций. – Л., 1971.

23. Молчанов А. А. Лес и климат. – М., 1961.

24. Наумов Н.П. Мечение млекопитающих и изучение их внутривидовых связей // Зоологический журнал. – 1956. – № 1 (35). – С. 3-15.

25. Наумов Н.П. Структура популяций и динамика численности наземных позвоночных // Зоологический журнал. – 1967. – Т. 46. Вып. 10. – С. 1470-1486.

26. Новиков Г.А. Жизнь на снегу и под снегом. – Л., 1981.

27. Новиков ГА. Полевые исследования по экологии наземных позвоночных. – М., 1953.

28. Одум Ю. Основы экологии. – М., 1975.

29. Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций. – М., 1983.

30. Пантелеев П.А. К методике учета численности водяной крысы (Arcivola terrestris) // Бюллетень МОИП. Серия биологическая. – 1959. – № 1 (64). – С. 25-29.

31. Пианка Э. Эволюционная экология. – М., 1981.

32. Полевая геоботаника. Т. 1. – Л., 1959.

33. Полевая геоботаника. Т. 3. – М.-Л., 1964.

34. Полевая геоботаника. Т. 4. – Л., 1972.

35. Полевая геоботаника. Т. 5. – Л., 1976.

36. Протопопов В.В. Средообразующая роль тёмнохвойного леса. – Новосибирск, 1975.

37. Симкин Г.Н. Акустические отношения у птиц // Орнитология. – 1972. – № 12.

38. Скворцов В.Э. Атлас-определитель сосудистых растений таёжной зоны Европейской России. – М., 2000.

39. Сочава В.Б. Классификация растительности как иерархия динамических систем // Геоботаническое картографирование. – Л., 1972. – С. 3-18.

40. Сукачев В.Н. Общие принципы и программа изучения типов леса // Методические указания к изучению типов леса. – М., 1961. – С. 11-104.

41. Сукачев В.Н. Что такое фитоценоз // Избранные труды в 3-х т. – Т. 3. Проблемы фитоценологии. – Л., 1975. – С. 279-292.

42. Таскаева Н.Я., Егорова Н.А., Вышивкин Д.Д. Летняя полевая практика по ботанической географии. – М., 1981.

43. Флора Европейской части СССР. Т. 1-9. – СПб., 1974-1996.

44. Формозов А.Н. Спутник следопыта. – М., 1989.












СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Отличие и сходство животных и растительных организмов.

2. Растения и животные – не единственные живые организмы на Земле.

  1. Приспособления живых организмов к окружающей среде.

  2. Периодические явления в природе.

  1. Природа в городе.

  1. Эволюция живых организмов.

  1. Роль окраски в природе.

  1. Охрана живой природы.

(Примеры заданий по ряду тем см.: «Методическое обеспечение программы»).


1. Вводное занятие. Общее знакомство. Работа с «Дневником наблюдений». Выявление взаимосвязей и закономерностей. Сезонный принцип (материал группируется по временам года). Биологический принцип (материал группируется по биологическим признакам). Роль светового дня. Фенологическая осень. Формы работы и система отчётности. Техника безопасности на занятиях. Отчёты и правила их подготовки и оформления. Подготовка и оформление работ. (Демонстрация слайдов и видеофильма).

2. Полевые навыки натуралиста. Ведение поле­вого дневника и оформление записей наблюдений. Методика описания биотопов при маршрутных исследованиях. Ориентирование в полевых усло­виях. Рюкзаки: их типы и принципы укладки. Типы костров и методики разведения костров в различных погодных условиях. Правила поведения в природе.

3. Принципы биологической классификации. Система царств живых организмов. Таксономический состав и характеристика царств «Бактерии» и «Простейшие». Таксономический состав царств: «Грибы», «Растения», «Животные». Био­логические науки. Принципы определения живых объектов и знакомство с различными типами ботанических и зоологических определителей.

4. История возникновения и развития жизни на Земле. Возникновение Солнечной системы (гипотеза Канта-Лапласа). Основные этапы развития жизни на Земле (эры, периоды, растительный и жи­вотный мир). (Демонстрация видеофильмов. Экскурсия в Пулковскую обсерваторию).

5. Деревья и кустарники в безлистном состоянии. Морфология побега и почки. Практическое занятие. Оп­ределение побегов деревьев и кустарников по почкам и другим признакам. (Работа с побегами).

6. История биологии в открытиях и именах. Краткие биографические сведения об учёных-биологах и натуралистах и их вкладе в развитие биологической науки.

7. Строение клетки. Отличительные особенности строения клеток растений и животных. Клеточные органеллы (их строение и функции). Клеточная теория.

8. Жизненные циклы живых организмов. Циклы грибов, водорослей, архегониальных, го­лосеменных и цветковых растений. Циклы развития животных.

9. Следы жизнедеятельности животных. Млекопитающие: отпечатки лап, экскременты, порои, погрызы, норы. Птицы: отпечатки лап, подолбы, поебы, экскременты, погадки, гнёзда. Пресмыкающиеся: отпечатки лап, выползки. Насекомые: ходы под корой, галлы, домики, кладки и т.д. (Демонстрация коллекционного мате­риала и видеофильмов. Изучение следов жизнедеятельности на выездных занятиях).

10. Правила написания и оформления исследовательских работ. Методики ботанических и зоологических исследований. Постановка цели и за­дач. Маршрутный метод, методы пробных площадей, пробных площадок, учётных трансект. Методы изучения экологии (численность, учёты, размножение, питание и т.д.) и поведения животных. Правила написания и оформления исследовательских работ.

11. Первичная обработка и оформление результатов биологических работ. Матричные, табличные, диаграмм­ные, графические и другие способы обработки и представления материала. Сведения о статистике, применение коэффициентов.

12. Принципы работы с бинокулярами и микроскопами. Работа с препаратами.

13. Коллекционное дело. Правила составления и оформления коллекций по зоологии.

14. Сбор и оформление гербария. Гербарное дело. Принципы сбора, сушки и монтировки растений.

15. Научный рисунок. Правила зарисовки биологических объектов.

16. Морфология и принципы определения цветковых растений. Проросток. Закономерности морфологии вегетативных органов. Функции и типы корня. Корневая система. Побег и почка. Ветвление побега. Листорасположение. Типы стеблей. Кущение. Классификация растений по типам побегов и продолжительности жизни. Жизненные формы. Функции и типы листьев. Метаморфозы корня, побега и листа. Строение цветка. Типы завязи, гинецея. Типы соцветий. Формула и диаграмма цветка.














Методическое обеспечение программы

Программа исследовательского модуля предназначена для учащихся 2-4 классов, на 98 часа теоретических, 190 часов практических.

В программу входит знакомство с различными методиками работы в природе, методами ведения наблюдений и сбора материала, способами их обработки, правилами написания и защиты работ. Программа является сквозной, и отдельные темы входят дополнительной частью в темы программ учебных групп. При частичном (блоковом) использовании модуля преподаватель самостоятельно, исходя из поставленной цели, выбирает для изучения тот или иной раздел (блок) программы, рассматривая его как факультативную программу или как отдельную тему.

Тема 1. Что такое научное исследование?

Основные методы исследовательской работы. Оборудование, инвентарь, экипировка. Принципы работы с ботаническими и зоологическими определителями. Основы коллектирования ботанических и зоологических объектов (гербарий, коллекции; написание этикеток).

Типы исследований – полевые (маршрутные, стационарные), лабораторные. Маршрутный метод, методы пробных площадей, пробных площадок, учётных трансект.


Тема 2. Подготовительный период в исследовательской работе.

Планирование и выбор темы и цели исследования. Формулирование задач. Типы задач. Планирование и выбор методики исследования. Регистрация данных (основные правила ведения записей при наблюдении в природе и при лабораторных экспериментах. Описание состояния погоды на маршруте).

Тема 3. Принципы работы с собранным материалом.

Обработка данных опытов и наблюдений (картотека, таблицы, диаграммы и гистограммы, матрицы, иллюстрации и т.д.).

Тема 4. Как оформить результаты исследований?

Внешнее оформление и язык. Правила написания отчётов. Структура и общий план написания. Вычитывание текста. Ссылки на литературу и составление списка использованной литературы. Подготовка докладов и тезисов; оформление.

Контрольное задание: Подготовка проекта по выполнению исследовательской работы по теме.

Тема 5. Методики ботанических исследований.

Правила маршрутного описания лесных биотопов. Закладка и описание пробных площадок и экологических троп.


Тема 6. Методики зоологических исследований.

Методы изучения экологии (численность, учёты, размножение, питание и т.д.) и поведения животных.

Тема 7. Методы математической и статистической обработки материала.

Первичная обработка и оформление результатов биологических исследований. Матричные, табличные, диаграмм­ные, графические и другие способы обработки и представления материала. Сведения о статистике, применение коэффициентов.


Примеры разработок заданий для Подготовительной группы


ЗАДАНИЕ

Тема: Растения и животные – не единственные живые организмы на Земле.

С древних времён люди изучали окружающий их мир живых существ. Постепенно складывались определённые представления о том, какие существа населяют нашу планету, есть ли среди них родственники и если есть, то по каким признакам относить живой организм к той или иной группе. Вы уже знаете, как различаются между собой два царства живой природы – растения и животные.

Попробуем охарактеризовать два других царства – бактерии и грибы. Царство архебактерий изучено ещё очень слабо, и его мы рассматривать не будем.

Началом изучения бактерий можно считать XVII век. До этого люди, конечно же, сталкивались с результатами жизнедеятельности этих организмов (брожение вина, скисание молока, различные болезни человека и домашних животных, растений), но самих бактерий увидеть не удавалось, так как размеры самых крупных из них не превышают сотых долей миллиметра.

Первым человеком, который увидел их, был голландский натуралист Антони Ван Левенгук (1632-1723). Он изобрёл микроскоп, с помощью которого можно было увидеть очень маленькие организмы, в том числе и бактерий. По мере их изучения стало ясно, что они очень сильно отличаются от всех других живых организмов, и в ХХ веке они были выделены в отдельное царство. К середине ХХ века был изобретён электронный микроскоп. Это позволило исследовать структуру клеток, из которых состоят все организмы, во много раз подробнее, чем раньше. В течение нескольких лет было открыто множество неизвестных ранее особенностей тонкой структуры клетки. Это привело к обнаружению одного принципиально важного признака внутренней архитектуры клетки, разделяющего организмы на две группы. Организмы, клетки которых имеют ядро (очень важная часть клетки), называются эукариотами (объяснение выделенных слов смотрите в конце задания).

Организмы, клетки которых не имеют ядра, а только лишь ядерное вещество, называются прокариотами. Прокариоты – наиболее примитивные и, как считают, наиболее древние существа. К ним относятся бактерии и архебактерии. Все остальные организмы относятся к эукариотам.


















Список литературы для учеников.


1.Беккер И. Л. «Времена года»(книга юного фенолога). – М., 1991.

2.Карев Е. В. «Занимательная зоология». – М., 1994.

3.Плавильщиков Н.Н. «Юным любителям природы». – М. 1987.

4. Рычин Ю. В. «Деревья и кустарники». – М. 1963.

5. Суравегина И. Т. «Человек и природа». – М. 1983.

6. Формозов А. Н. «Спутник следопыта», - М. 1989

7. Фролов Д. М. «Насекомые». – М, 1971.







Программа по экологии ГБОУ школа No. 403
  • Биология
Описание:


Предлагаемая программа имеет эколого-биологическую направленность.Отличительные особенности данной программы в том, что данная программа позволяет ориентировать учащихся младшего школьного возраста на нравственные ценности, на ответственное отношение к окружающей среде, получить основное понимание взаимодействия компонентов окружающей среды, процессов, которые в ней происходят. Программа позволяет объединить различные направления в образовательной и воспитательной работе. Создать новые формы сотрудничества преподавателей начальной и средней школы.

Автор Харламова Людмила Алексеевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 299
Номер материала 42533
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓