Главная / История / программа по духовно-нравственному воспитанию молодежи " Времен связующая нить"

программа по духовно-нравственному воспитанию молодежи " Времен связующая нить"

МКОУ Старогольчихинская основная школа представляет

Программу комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию

«Времен связующая нить»


Данная программа направлена на сохранение духовно-нравственного здоровья обучающихся на основе развития интереса к изучению истории отечества, изучения и преумножения культурного наследия родного края через систему социальных проектов. Духовно-нравственное развитие определяется как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности ученика,

развитие способности человека выстраивать отношение к себе, своей семье,

другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Структура программы отражает концептуальную, содержательную и технологическую составляющие. Механизм реализации программы в учебно-воспитательном процессе школы отражает технологию проектной деятельности. В основу проектной деятельности положена идея – понимание смысла жизни человека через связь времен, традиции и культуру родного края. Проектная

деятельность в образовательном учреждении есть реализация системно-

деятельностного подхода в обучении и воспитании, отражающего логику

нового Федерального государственного образовательного стандарта. Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию и подход к ее реализации в учебно-воспитательном процессе МКОУ Старогольчихинская основная школа могут быть использованы в деятельностной практике любого образовательного учреждения, являясь основой для создания и развития системы духовно- нравственного воспитания в работе с любым детским коллективом









Паспорт

Программы комплексных мероприятий

по духовно-нравственному воспитанию

муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Старогольчихинская основная общеобразовательная школа»



Название программы

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию.


Время реализации

2013- 2015гг.

Основание для разработки Программы

  1. Конституция Российской Федерации

  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 №795

  3. Межведомственная программа патриотического воспитания и подготовки молодежи Ивановской области к военной службе на 2014-2018 годы.

Участники программы

Участники образовательного процесса: обучающиеся в возрасте от 6 до 16 лет, родители, педагоги, общественное сообщество.



Цели программы

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей

Задачи программы

  1. Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.

  2. Воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, уважения к историческому и культурному прошлому и настоящему России

  3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

  4. Сохранение исторической преемственности поколений


Руководители Программы

1.Смирнова Л.Т. – директор школы

2.Беззубов С.С. – учитель истории, обществознания, ОПК

Механизм реализации программы

Программа реализуется через систему проектов




Перечень основных разделов Программы

I Организационные меры по формированию духовно-нравственного здоровья детей

II. Характеристика основных социальных проектов




Финансовое обеспечение Программы


Финансирование программных мероприятий осуществляется за счет средств школьного бюджета, привлечения внебюджетных средств.


Контроль за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляют:

1.Управляющий Совет школы

2.Директор школы.




Ожидаемые результаты программы

1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей.

2. Отсутствие правонарушений и преступлений обучающихся

3. Издание Книги Памяти

4. Создание музейного комплекса на базе школы.

5. Реализация проектов соответственно своим целям.
















ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ.

Обучение и воспитание подрастающего поколения волновало людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований общества к человеку. События последнего времени подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству. Сегодня, как никогда, остро встала проблема духовно-нравственного воспитания, потому что среди молодежи упал интерес к собственным традициям, родному языку, патриотическим чувствам. Возвращение утерянных ценностей необходимо начинать в школе. Об этом же говорит статья 66 Закона « Об образовании в Российской Федерации, что «основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению). Воспитание духовной личности - это социальная потребность жить и действовать «для других». С категорией духовности соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Воспитание нравственной личности - это формирование долга, ответственности, гуманности, патриотизма, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе. Богатое историко-культурное наследие Вичугского края Ивановской области является серьезным образовательным ресурсом в работе с обучающимися и их родителями.

В настоящее время в образовательном учреждении МКОУ Старогольчихинская основная школа сложилась определенная система работы по духовно-нравственному воспитанию молодежи. Школа сельская, небольшая, численность обучающихся – 56 человек, численность педагогов- 10 человек. Воспитание в школе начинается с широкого, повсеместного употребления понятий «гражданин России», «россиянин», «российский народ», «Россия» непосредственно в образовательном процессе и вне его. Система воспитательной работы в данном направлении основана на реализации подпрограмм:

1. «Мы – россияне» - программа патриотического воспитания обучающихся. Руководитель Смирнова Л.Т.- директор школы

2. «Мы вместе» - реализация подпрограммы по организации деятельности детской организации РТР (Республика трудолюбивых ребят»). Руководитель Твердова С.А. – старшая вожатая

3. «Образование и здоровье» - подпрограмма по сохранению здоровья обучающихся. Руководитель физического воспитания Модин А.Е.

4. « Одаренные дети» - подпрограмма, направленная на поддержку и развитие одаренных детей.

5. « Не допустить беды»- подпрограмма, направленная на профилактику правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Руководитель Твердова С.А.

6. « Мир моих увлечений» - подпрограмма, решающая задачи культурно-эстетического направления. Руководитель Беззубов С.С.

7. «Семья» - совершенствование форм работы с семьей. Руководитель Смирнова Л.Т.

8. « Я и окружающий мир» подпрограмма экологического направления, руководитель Горохова С.В. – учитель биологии.

Воспитательные программы и содержащиеся в них воспитательные задачи интегрированы в содержание учебных предметов: истории, литературы, обществознания, иностранного языка, основ православной культуры, элективного курса « История культуры родного края». В учебном содержании для нас важны как традиционные дидактические принципы (научности, системности, последовательности и т.д.), так и не менее важными являются принципы культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию. Учебная деятельность формирует когнитивный компонент российской идентичности. Результатом учебно-воспитательной работы стали реальные дела:
Создан школьный краеведческий музей, экспозиция «Поклонимся великим тем годам», отряд « Поиск», под руководством учителя истории Беззубова С.С.; реализованы социальные проекты:

1.« Наш парк» (восстановление парка купцов Миндовских);

2. «Дело, которым гордиться школа» (создание современной экспозиции краеведческого музея)

3. « Мы сохраняем память в камне» (увековечивание имен исчезнувших деревень Вичугского района в камне)

4. «Чтобы помнили» (восстановление и увековечивание 15 имен фронтовиков, участников Великой Отечественной войны, жителей деревни Старая Гольчиха.)

5. «Чудо-городок» (создание детской площадки возле школы)

6 «Школьный двор – моя страна» (благоустройство территории школы).

7. «Зимняя фантазия» (создание снежного городка).

Социальные проекты – это, прежде всего, коллективная работа учащихся школы, педагогов, родителей, общественных организаций, местного сообщества. Цели данных проектов различны, но всех их объединяет одна задача -  подготовка жизнеспособной, т.е. компетентной, социально-интегрированной, мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной деятельности. 

Мы - активные участник различных мероприятий и конкурсов:

1.Экспозиция « Времен связующая нить» получила специальный приз Межрегионального фестиваля инновационных проектов « Открытый диалог: Опыт и перспективы -2013г».

2.2010 год – экспозиция музея участвовала в Х Всероссийской акции « Я – гражданин России» с проектом кабинета – музея «Слава России». 2 место в области

3. Ежегодное участие в областном конкурсе на лучшее летнее путешествие

с (2005-2012): 2007-2008- 2 место ;2012-2013 – 3 место

Победители муниципального конкурса на лучшее летнее путешествие 2007, 2009, 2010, 2012 годов.

4. Мы - активные участники районных, областных краеведческих чтений.

С 2000 г. по 2013г. Исследовательские работы учащихся нашей школы становились 10 раз лауреатами и призерами районных краеведческих чтений.

В 2001,2003 , 2005,2006,2009,2010,2011,2012 годах исследования проходили на очный тур Областных краеведческих чтений.

2007 год – победители 17 областных краеведческих чтений, доклад «Знаменитые земляки»

5.2013 год – II место в областной научно- исследовательской конференции

« Герои земли Ивановской»

6.2014 год – участие в работе круглого стола (АУ ИРО г. Иваново)

«Мотивация исследовательской деятельности учащихся. Выступление с презентацией « Мотивируя – создавай!»

7. На базе школы создана и активно действует опорная площадка по духовно-нравственному воспитанию.

Вместе с тем, проводимая работа по духовно-нравственному воспитанию недостаточно совершенна и эффективна. Не в полной мере используется государственная символика, часть школьников слабо демонстрирует знание знаковых исторических событий, в том числе истории государственных праздников. В школе отсутствует научное гуманитарное сообщество учащихся.

В условиях развития информационного общества важным ресурсом организации работы по духовно-нравственному воспитанию с различными категориями детей становятся социальные сети. Важно создавать группы пользователей из числа обучающихся, имеющих устойчивые социальные установки и сложившиеся мировоззренческие позиции позитивной созидательно-преобразующей направленности.

Для системного решения вопросов духовно-нравственного развития детей, а также планирования и организации данной работы необходимо принятие Программы комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию, предполагающей участие в ее реализации всех заинтересованных участников образовательного процесса, ветеранских и общественных объединений, объединяющей деятельность коллектива школы по реализации всех подпрограмм воспитательного направления.





I Организационные меры по формированию духовно-нравственного здоровья детей.

наименование мероприятий

срок реализации

ответственные лица

1.1.

Организация изучения

государственной символики и порядка официального использования государственного герба и гимна РФ

постоянно

Смирнова Л.Т.

Беззубов С.С.

1.2.

Оформление и размещение стенда с символами государственной символики

2014г.

Смирнова Л.Т.

1.3.

Использование государственной символики при проведении в школе

мероприятий, посвященных государственным праздникам:

День знаний 1 сентября,

День народного единства 4 ноября,

День Героев Отечества в России 9 декабря,

День Конституции Российской Федерации 12 декабря,

День защитника Отечества 23 февраля,

Праздник весны и труда 1 мая,

День Победы 9 мая,

День России 12 июня,

День памяти и скорби 22 июня,

День Государственного флага Российской Федерации 22 августа

ежегодно

Твердова С.А. Смирнова Л.Т.

1.4

Участие в областной акции, посвященной Дню Российского флага

ежегодно

22 августа

Смирнова Л.Т.

1.5

Участие в хоровом марафоне, посвященном Дню Победы

2 мая 2014 г.

Беззубов С.С.

Смирнова Л.Т.

1.6.

Участие в районном слете « Юный патриот»

ежегодно май

Модин А.Е.

1.7.

Участие в акциях « Неделя добра»

«Свет в окне», « Я – гражданин России»

« Мы против наркотиков»


ежегодно

Твердова С.А.

1.8.

Организация сообщества любителей родного края в соц.сетях

2014г

Смирнова Л.Т.

1.9.

Организация научного гуманитарного общества учащихся


2014-2015г.

Смирнова Л.Т.

Куликова А.М.

1.10

Реализация всех существующих в школе подпрограмм


постоянно

руководители подпрограмм.





II. Характеристика основных социальных проектов, предполагаемых для реализации в 2013-2015 г.



название проекта

время реализации проекта

ожидаемый результат

1

« Помнить, чтобы жить», посвященный 70-летию Великой Победы.


2014-2015г.

Создание Книги памяти

2.

«Времен связующая нить»

2013-2015

Создания музейного комплекса

3.

« Тропою времени»




2014г.

Создание туристического маршрута по достопримечательностям нашего края.

















Социальный проект « Помнить, чтобы жить»

( примерное содержание проекта)

Цель проекта: создание книги Памяти

Задачи проекта:

  1. Приобщение обучающихся к истории родного края

  2. Развитие у обучающихся исследовательских навыков.

  3. Воспитание у обучающихся патриотического отношения к России и своему отечеству; чувства гордости, чести и достоинства через связь времен.



Мероприятия проекта

дата

ответственные

  1. Организационное заседание совета музея

сентябрь 2014

Смирнова Л.Т.

  1. Разработка краеведческих заданий для каждого класса

сентябрь 2014

Совет музея

  1. Сбор материалов по рубрикам:

- земляки, герои Советского Союза

- За колючей проволокой

- Судьбы женские.

- Война на трудовом фронте

- учителя Старогольчихинской основной школы – участники войны

- Рассказы о фронтовиках

в теч.учебного года

Совет учащихся.

Классные руководители.

Общешкольный родительский комитет

  1. Научно-исследовательская экспедиция

июнь 2014г

Беззубов С.С.

  1. Освещение материалов в СМИ


постоянно

Совет музея

  1. Редактирование собранных материалов.



январь-февраль 2015г.

Зимина Т.А.

Смирнова Л.Т.

  1. Оформление книги и ее издание.

март – май 2015г.

Смирнова Л.Т.

Беззубов С.С.



Социальный проект « Времен, связующая нить»

( примерное содержание проекта)

Цель проекта: создание музейного комплекса на базе школы.

Задачи проекта:

- использование культурных ценностей Ивановского края для развития детей и подростков;

- содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;

- охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного поселка, края;

- активная экскурсионно-массовая работа с учащимися, с населением, тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями;

- формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.

 

Мероприятия проекта

дата

ответственные

  1. Заседание Совета музея школы и Управляющего совета школы

сентябрь 2014

Смирнова Л.Т. Новожилова Л.В.

  1. Оформление материалов, посвященных 70-летию Великой Победы в новом зале

в течение учебного года

Махова О.Я.

  1. Презентация проекта « Времен связующая нить»

апрель 2015 г.

Смирнова Л.Т.

Беззубов С.С.

  1. Круглый стол

« Встреча разных поколений»

февраль 2015г.

Смирнова Л.Т.

Беззубов С.С.

  1. Организация работы со школьными экскурсоводами

в течение учебного года

Беззубов С.С.

  1. Конкурс школьных презентаций

«Эхо войны»

февраль 2015 г.

Твердова С.А.

  1. Хоровой марафон, посвященный Дню Победы

май 2014 г.

Смирнова Л.Т.

Беззубов С.С.







Социальный проект « Тропою времени» (примерное содержание проекта)

Цель проекта: создание экскурсионного маршрута по главным достопримечательностям нашего края.

Задачи проекта:

- использование культурных ценностей Вичугского края для развития детей и подростков;

- содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;

- привлечение внимания к охране памятников истории, культуры и природы родного края;

- экскурсионно-массовая работа с учащимися, с населением, связь с ветеранскими и общественными объединениями;

- создание мест отдыха на туристическом маршруте;

 - реклама созданного экскурсионного маршрута в местных средствах массовой информации и сети Интернет

Мероприятия проекта

дата

ответственные

1.Заседание Совета музея школы и Управляющего совета школы

сентябрь 2014

Смирнова Л.Т. Новожилова Л.В.

2. Разработка экскурсионного маршрута

Лето 2014

Беззубов С. С. Отряд истор. Краевед « Поиск»

3.Составление экскурсионной программы и рекламного проспекта. Публикация информации о новом туристическом маршруте в средствах массовой информации

Осень 2015 г.

Смирнова Л.Т.

Беззубов С.С.

  1. Апробация экскурсионного маршрута

Декабрь, 2014г., январь 2015г.


Беззубов С.С.

  1. Организация работы со школьными экскурсоводами

в течение учебного года

Беззубов С.С.

  1. Работы по благоустройству мест отдыха по маршруту.

весна 2015 г.

Твердова С.А.

Беззубов С.С.

  1. Презентация нового экскурсионного маршрута.

май 2015 г.

Смирнова Л.Т.

Беззубов С.С.

РЕСУРСЫ ПРОГРАММЫ:

Внутренние:

- все участники образовательного процесса

- учителя истории и обществознания

- методический совет

Технические ресурсы:

- сеть персональных компьютеров

- видеомагнитофоны

-видеокамера

-фотоаппараты

-принтеры

Информационные ресурсы:

- учебная, методическая, научная литература по вопросам духовно-нравственного и гражданско-патриотического образования и воспитания;

- сеть - интернет.

Критерии оценки успешности реализации Программы:


Критерий успешности программы

Диагностические средства

1

Уровень сформированности личностных качеств ученика

Результаты анкетирования

Наблюдения классных руководителей.

2

Активность участия школьников в мероприятиях духовно-нравственной направленности

Статический анализ

Результаты участия.

3.

Уровень осознания школьниками ценности здоровья

Анализ здоровья школьников по результатам медицинских осмотров.

Анализ участия школьников в мероприятиях, сохраняющих и укрепляющих здоровье

4.

Охват учащихся проектной деятельностью.

Статический анализ участия в работе по реализации проектов.


14



программа по духовно-нравственному воспитанию молодежи " Времен связующая нить"
  • История
Описание:

Данная программа направлена на  сохранение духовно-нравственного здоровья обучающихся  на основе развития интереса к изучению истории отечества, изучения и преумножения культурного наследия родного края  через систему социальных проектов. Духовно-нравственное развитие определяется как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности ученика,

развитие способности человека выстраивать отношение к себе, своей семье,

другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Структура программы отражает концептуальную, содержательную и технологическую составляющие. Механизм реализации программы в учебно-воспитательном процессе школы отражает технологию проектной деятельности. В основу проектной деятельности положена идея – понимание смысла жизни человека через связь времен, традиции и культуру родного края. Проектная

деятельность в  образовательном учреждении есть реализация системно-

деятельностного подхода в обучении и воспитании, отражающего логику

 

нового Федерального государственного образовательного стандарта. Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию и подход к ее реализации в учебно-воспитательном процессе МКОУ Старогольчихинская основная школа могут быть использованы в деятельностной практике любого образовательного учреждения, являясь основой для создания и развития системы духовно- нравственного воспитания в работе с любым детским коллективом

Автор Смирнова Любовь Тихоновна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1520
Номер материала 45756
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓