Пояснительная
записка.
Рабочая
программа учебного курса биологии для 10-11 класса разработана на основе:
1.
Федерального компонента государственного
стандарта общего образования (2004 г.), уровня подготовки обучающихся по
предмету биология.
2.
Примерной программы среднего (полного)
общего образования по биологии (базовый уровень).
В основу рабочей
программы положены цели обучения:
·
Освоение знаний о биологических системах
(клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений
о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической
науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах
научного познания;
·
Овладение умениями обосновывать место и
роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии
современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью описания
и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать
информацию о живых объектах.
·
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных
и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии,
вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития
современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о
сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными
источниками информации.
·
Воспитание
убежденности
в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к
природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении
биологических проблем;
·
Использование
приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для
оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде,
здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики
заболеваний, правил поведения в природе.
Рабочая программа
ориентирована на использование учебника:
Общая биология. Базовый уровень 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных
учреждений. В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонов, Е.Т.Захаров –М.Дрофа, 2011.
Количество часов
по программе 68 (10 класс – 34 часов; 11 класс - 34 часов),
количество часов в неделю 1, количество часов на региональный компонент 7
Региональный
компонент взят из сборника «Региональный компонент общего образования
Архангельской области. Биология, Архангельск 2006 г., АОИППК.
Принципы отбора
основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с
преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения,
логикой внутри-предметных связей, а также с возрастными особенностями развития
учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также
культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить
знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие
адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и
практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое
внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной
естественно-научной картины мира, ценностных ориентации и реализующему
гуманизацию биологического образования.
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать
/понимать:
- основные
положения
биологических теорий (клеточная,
эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере;
сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение
биологических объектов: клетки;
генов и хромосом: вида и экосистем (структура);
- сущность
биологических процессов: размножение.
оплодотворение. действие искусственного и естественного отбора,
формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и
превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад
выдающихся ученых
в развитие биологической науки;
- биологическую
терминологию и символику.
В
результате изучения биологии на базовом уровне обучающиеся должны уметь:
·
объяснять: роль
биологии в формировании научного мировоззрения: вклад биологических теорий в
формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой
природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина,
наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на
организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов
и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития
организмов, наследственных заболеваний
мутаций, устойчивости и смены экосистем: необходимости сохранения многообразия
видов:
·
решать элементарные
биологические задач и: составлять элементарные схемы скрещивания и схемы
переноса веществ и энергии экосистемах (цепи питания):
·
описывать особей
видов по морфологическому критерию;
·
выявлять приспособления
организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно),
антропогенные изменения в экосистемах своей местности:
·
сравнивать: биологические
объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других
млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы
(естественный и искусственный отбор, половое бесполое размножение) и делать
выводы на основе сравнения;
·
анализировать и оценивать различные
гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные
экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности
в окружающей среде;
·
изучать изменения
в экосистемах на биологических моделях;
·
находить информацию
о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках,
научно –популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и
критически ее оценивать.
В результате
изучения биологии на базовом уровне обучающиеся должны использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
- соблюдения
мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов,
вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) ; правил поведения в
природной среде;
- оказания
первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми
продуктами;
- оценки
этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение).
Рабочая программа
предусматривает следующие типы уроков:
·
комбинированный;
·
изучение нового материала;
·
контроль и учет знаний;
Рабочая
программа предусматривает следующие виды контроля знаний:
- самостоятельные
работы;
- лабораторные
работы;
- творческая
работа (реферат, сообщение, доклад);
- тестирование;
- устный опрос;
- решение
задач.
Оценивание устного
ответа учащихся
Отметка «5»
ставится в случае:
- Знания,
понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного
материала.
- Умения
выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и
внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой
ситуации.
- Отсутствие
ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных
ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов
учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка «4»:
- Знание всего
изученного программного материала.
- Умений
выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи,
применять полученные знания на практике.
- Незначительные
(негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала,
соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «3»
(уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
- Знание и
усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение
при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи
преподавателя.
- Умение
работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
видоизменённые вопросы.
- Наличие
грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного
материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной
речи.
Отметка «2»:
- Знание и
усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы,
отдельные представления об изученном материале.
- Отсутствие
умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
стандартные вопросы.
- Наличие
нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении
изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры
устной речи.
Оценка выполнения
практических (лабораторных) работ
Отметка «5»
ставится, если ученик:
- правильно
определил цель опыта;
- выполнил
работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
проведения опытов и измерений;
- самостоятельно
и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все
опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и
выводов с наибольшей точностью;
- научно
грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В
представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы,
рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
- проявляет
организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и
порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
- эксперимент
осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с
материалами и оборудованием.
Отметка «4»
ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
- опыт проводил
в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
- или было
допущено два-три недочета;
- или не более
одной негрубой ошибки и одного недочета,
- или
эксперимент проведен не полностью;
- или в
описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3»
ставится, если ученик:
- правильно
определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину,
однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные
результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
- или подбор
оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел
с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены
ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
- опыт
проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов
с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не
более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках,
таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера,
но повлиявших на результат выполнения;
- допускает
грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в
соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и
оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»
ставится, если ученик:
- не определил
самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил
нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать
правильных выводов;
- или опыты,
измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
- или в ходе
работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в
требованиях к оценке «3»;
- допускает две
(и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и
оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка
самостоятельных письменных работ
Отметка «5»
ставится, если ученик:
- выполнил
работу без ошибок и недочетов;
- допустил не
более одного недочета.
Отметка «4»
ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более
одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более
двух недочетов.
Отметка «3»
ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
- не более двух
грубых ошибок;
- или не более
одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более
двух-трех негрубых ошибок;
- или одной
негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при
отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «2»
ставится, если ученик:
- допустил
число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть
выставлена оценка «3»;
- или если
правильно выполнил менее половины работы.
Методическое
сопровождение:
- Тематическое
и поурочное планирование по биологии к учебнику В.И.Сивоглазов,
И.Б.Агафонов, Е.Т.Захаров « Общая биология 10-11 классы», М.: Дрофа, 2011
|
Блок
|
Количество
часов по рабочей программе
|
Раздел
|
Количество
часов на раздел
|
10
класс
|
Биология
как наука. Методы научного познания.
|
3
|
Биология
как наука. Методы научного познания.
|
3
|
Клетка
|
10
|
Клетка
|
10
|
Организм
|
21
|
Обмен
веществ и энергии в клетке
|
4
|
Размножение
и индивидуальное развитие организмов
|
6
|
Основы
генетики. Генетика человека
|
8
|
Основы
селекции и биотехнологии
|
3
|
Итог
|
|
34
|
|
34
|
11
класс
|
Вид
|
20
|
Основные
учения об эволюции
|
14
|
Антропогенез
|
6
|
Экосистема
|
14
|
Основы
экологии
|
10
|
Эволюция
биосферы и человек
|
4
|
Итог
|
|
34
|
|
34
|
Содержание
Календарно
– тематическое планирование 10 класс.
Раздел
|
№
урока
|
Тема
урока
|
Лабораторная
работа
|
Региональный
компонент
|
Домашнее
задание
|
Дата
|
Биология
как наука. Методы научного (познания(4 ч.)
|
1
|
Краткая
история развития биологии.
|
|
|
|
|
2
|
Сущность
жизни и свойства живого.
|
|
|
|
|
3
|
Уровни
организации живой материи.
|
|
|
|
|
Клетка (10ч.)
|
4
|
История
изучения клетки. Клеточная теория.
|
|
|
|
|
5
|
Химический
состав клетки.
Неорганические
вещества клетки.
|
|
Особенности
химического состава клеток живых организмов на Европейском Севере
|
|
|
7
|
Углеводы,
липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.
|
|
.
|
|
|
8
|
Строение
и функции белков.
|
|
|
|
|
9
|
Нуклеиновые
кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические
соединения клетки.
|
|
|
|
|
10
|
Эукариотическая
клетка. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.
|
|
|
|
|
11
|
Эндоплазматическая
сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.
|
|
|
|
|
12
|
Прокариотическая
клетка. Реализация наследственной информации в клетке.
|
|
|
|
|
13
|
Неклеточные
формы жизни. Вирусы и бактериофаги
|
|
|
|
|
14
|
Обобщение
знаний по разделу «Клетка».
|
Л/р№1
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом.
|
|
|
|
Обмен веществ и энергии в клетке(4ч).
|
15
|
Организм
– единое целое. Многообразие организмов.
|
|
|
|
|
16
|
Обмен
веществ и превращение энергии.
|
|
|
|
|
17
|
Энергетический
обмен.
|
|
|
|
|
18
|
Пластический
обмен. Фотосинтез.
|
|
|
|
|
Размножение
и индивидуальное развитие организмов(6ч).
|
19
|
Деление
клетки. Митоз.
|
|
|
|
|
20
|
Размножение:
бесполое и половое.
|
|
Региональные
особенности воспроизведения организмов разных систематических групп.
|
|
|
21
|
Образование
половых клеток. Мейоз.
|
|
|
|
|
22
|
Оплодотворение.
|
|
|
|
|
23
|
Онтогенез
– индивидуальное развитие организмов.
|
Л/р№2
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как
доказательство их родства.
|
|
|
|
24
|
Онтогенез
человека. Репродуктивное здоровье.
|
|
|
|
|
Основы генетики. Генетика человека.(8ч).
|
25
|
История
развития генетики.. Моногибридное скрещивание.
|
|
|
|
|
26
|
Анализирующее
и дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.
|
Л/р№3
Составление простейших схем скрещивания.
|
|
|
|
27
|
Хромосомная
теория наследственности.
|
|
|
|
|
28
|
Современное
представление о гене и геноме.
|
|
|
|
|
29
|
Генетика
пола.
|
Л/р№4
Решение генетических задач.
|
|
|
|
30
|
Изменчивость:
наследственная и ненаследственная.
|
Л/р№5
Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных
последствий их влияния на организм.
|
Важнейшие
мутагены Арх.области, их источники.
|
|
|
31
|
Генетика
и здоровье.
|
|
|
|
|
32
|
Обобщение
знаний по теме «Основы генетики. Генетика человека».
|
|
|
|
|
Основы селекции и биотехнологии(3ч).
|
33
|
Основные
методы и достижения селекции.
|
|
Районированные
сорта растений и породы животных Арх. области.
|
|
|
34
|
Биотехнология:
достижения и перспективы развития.
|
Л/р№6
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в
биотехнологии.
|
|
|
|
35
|
Обобщение
и систематизация знаний по разделу « Организм».
|
|
|
|
|
Календарно – тематическое планирование 11 класс
Раздел
|
№
урока
|
Тема
урока
|
Лабораторная
работа
|
Региональный
компонент
|
Домашнее
задание
|
Дата
|
«Основы учения об эволюции»(14ч.)
|
1
|
Развитие
биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея.
|
|
|
|
|
2
|
Эволюционная
теория Ж.Б.Ламарка. Предпосылки развития теории Ч.Дарвина.
|
|
|
|
|
3
|
Эволюционная
теория Ч.Дарвина
|
|
.
|
|
|
4
|
Вид.
Критерии и структура.
|
Л
/р №7 «Изучение морфологического критерия
вида».
|
Изучение
видов животных и растений Арх.обл. с использованием различных критериев
|
|
|
5
|
Популяция
– структурная единица вида и эволюции.
|
|
|
|
|
6
|
Факторы
эволюции
|
|
|
|
|
7
|
Естественный
отбор – главная движущая сила эволюции.
|
|
|
|
|
8
|
Адаптации
организмов к условиям обитания.
|
Л
/р №8 «Выявление приспособлений у организмов
к среде обитания.
|
|
|
|
9
|
Видообразование.
Сохранение многообразия видов.
|
|
|
|
|
10
|
Доказательства
эволюции органического мира.
|
|
|
|
|
11
|
Развитие
представлений о происхождении жизни на Земле.
|
|
|
|
|
12
|
Современные
представления о возникновении жизни.
|
|
|
|
|
13
|
Развитие
жизни на Земле.
|
|
|
|
|
14
|
Развитие
жизни на Земле.
|
|
Биологические
открытия на территории Арх.обл. , открытие В.П.Амалицкого.
|
|
|
|
15
|
Обобщение
и систематизация знаний по разделу «Основы учения об эволюции».
|
|
|
|
|
«Антропогенез»(6ч.)
|
16
|
Гипотезы
происхождения человека.
|
|
|
|
|
17
|
Положение
человека в системе органического мира.
|
|
|
|
|
18
|
Эволюция
человека.
|
|
|
|
|
19
|
Эволюция
человека.
|
|
|
|
|
20
|
Человеческие
расы.
|
|
|
|
|
21
|
Обобщение
и систематизация знаний по разделу «Антропогенез».
|
|
|
|
|
«Основы
экологии»(10ч.)
|
22
|
Организм
и среда. Экологические факторы.
|
|
|
|
|
23
|
Абиотические
факторы среды.
|
|
|
|
|
24
|
Биотические
факторы среды.
|
|
|
|
|
25
|
Структура
экосистем.
|
|
|
|
|
26
|
Пищевые
связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.
|
Л
/р№9 « Составление схем передачи веществ и
энергии.
|
|
|
|
27
|
Причины
устойчивости и смены экосистем.
|
|
|
|
|
28
|
Влияние
человека на экосистемы.
|
|
Региональные
особенности устойчивости и динамики экосистем, типичные сукцессии природы
Арх.обл.
|
|
|
29
|
Влияние
загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования.
|
Л
/р № 10«Решение экологических задач».
|
|
|
|
30
|
Обобщение
и систематизация знаний по разделу «Основы экологии».
|
|
|
|
|
«Эволюция биосферы и человек»(5ч.)
|
31
|
Биосфера
– глобальная экосистема.
|
|
|
|
|
32
|
Роль
живых организмов в биосфере.
|
|
|
|
|
33
|
Биосфера
и человек.
|
|
|
|
|
34
|
Основные
экологические проблемы современности и пути их решения.
|
|
|
|
|
35
|
Обобщение
и систематизация знаний по разделу «Эволюция биосферы и человек».
|
|
|
|
|
Интернет-ресурсы:
- http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm.
Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным
- биологическим
дисциплинам.
- http://school-collection.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.