Главная / Биология / Программа по биологии 10-11 класс (база)

Программа по биологии 10-11 класс (база)

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса биологии для 10-11 класса разработана на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.), уровня подготовки обучающихся по предмету биология.

  2. Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).

В основу рабочей программы положены цели обучения:

  • Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации.

  • Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Общая биология. Базовый уровень 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонов, Е.Т.Захаров –М.Дрофа, 2011.

Количество часов по программе 68 (10 класс – 34 часов; 11 класс - 34 часов), количество часов в неделю 1, количество часов на региональный компонент 7

Региональный компонент взят из сборника «Региональный компонент общего образования Архангельской области. Биология, Архангельск 2006 г., АОИППК.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри-предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценностных ориентации и реализующему гуманизацию биологического образования.
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать /понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом: вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение. оплодотворение. действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику.

В результате изучения биологии на базовом уровне обучающиеся должны уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения: вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний
    мутаций, устойчивости и смены экосистем: необходимости сохранения многообразия видов:

  • решать элементарные биологические задач и: составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии экосистемах (цепи питания):

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности:

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно –популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.

В результате изучения биологии на базовом уровне обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) ; правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Рабочая программа предусматривает следующие типы уроков:

  • комбинированный;

  • изучение нового материала;

  • контроль и учет знаний;

Рабочая программа предусматривает следующие виды контроля знаний:

  • самостоятельные работы;

  • лабораторные работы;

  • творческая работа (реферат, сообщение, доклад);

  • тестирование;

  • устный опрос;

  • решение задач.

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка «5» ставится в случае:

  • Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

  • Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

  • Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4»:

  • Знание всего изученного программного материала.

  • Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

  • Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

  • Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

  • Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

  • Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»:

  • Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

  • Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

  • Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка «5» ставится, если ученик:

  • правильно определил цель опыта;

  • выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

  • самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

  • научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

  • проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

  • эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

  • опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

  • или было допущено два-три недочета;

  • или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

  • или эксперимент проведен не полностью;

  • или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3» ставится, если ученик:

  • правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

  • или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;


  • опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

  • допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.


Отметка «2» ставится, если ученик:

  • не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

  • или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

  • или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»;

  • допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных работ

Отметка «5» ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

  • или если правильно выполнил менее половины работы.




Методическое сопровождение:

  • Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонов, Е.Т.Захаров « Общая биология 10-11 классы», М.: Дрофа, 2011





Блок

Количество часов по рабочей программе



Раздел

Количество часов на раздел

10 класс

Биология как наука. Методы научного познания.

3

Биология как наука. Методы научного познания.

3

Клетка

10

Клетка

10

Организм

21

Обмен веществ и энергии в клетке

4

Размножение и индивидуальное развитие организмов

6

Основы генетики. Генетика человека

8

Основы селекции и биотехнологии

3

Итог


34


34

11 класс

Вид

20

Основные учения об эволюции

14

Антропогенез

6

Экосистема

14

Основы экологии

10

Эволюция биосферы и человек

4

Итог


34


34

Содержание








Календарно – тематическое планирование 10 класс.

Раздел

урока

Тема урока

Лабораторная работа

Региональный компонент

Домашнее задание

Дата

Биология как наука. Методы научного (познания(4 ч.)

1

Краткая история развития биологии.





2

Сущность жизни и свойства живого.






3

Уровни организации живой материи.








Клетка (10ч.)




4

История изучения клетки. Клеточная теория.






5

Химический состав клетки.

Неорганические вещества клетки.


Особенности химического состава клеток живых организмов на Европейском Севере



7

Углеводы, липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.


.



8

Строение и функции белков.





9

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки.





10

Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.






11

Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.





12

Прокариотическая клетка. Реализация наследственной информации в клетке.





13

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги





14

Обобщение знаний по разделу «Клетка».


Л/р№1 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом.




Обмен веществ и энергии в клетке(4ч).


15

Организм – единое целое. Многообразие организмов.





16

Обмен веществ и превращение энергии.





17

Энергетический обмен.





18

Пластический обмен. Фотосинтез.







Размножение и индивидуальное развитие организмов(6ч).

19

Деление клетки. Митоз.






20

Размножение: бесполое и половое.



Региональные особенности воспроизведения организмов разных систематических групп.



21

Образование половых клеток. Мейоз.





22

Оплодотворение.






23

Онтогенез – индивидуальное развитие организмов.

Л/р№2 Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.





24

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.








Основы генетики. Генетика человека.(8ч).


25

История развития генетики.. Моногибридное скрещивание.





26

Анализирующее и дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

Л/р№3 Составление простейших схем скрещивания.




27

Хромосомная теория наследственности.





28

Современное представление о гене и геноме.






29

Генетика пола.

Л/р№4 Решение генетических задач.




30

Изменчивость: наследственная и ненаследственная.

Л/р№5 Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Важнейшие мутагены Арх.области, их источники.



31

Генетика и здоровье.





32

Обобщение знаний по теме «Основы генетики. Генетика человека».





Основы селекции и биотехнологии(3ч).

33

Основные методы и достижения селекции.


Районированные сорта растений и породы животных Арх. области.



34

Биотехнология: достижения и перспективы развития.

Л/р№6 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.




35

Обобщение и систематизация знаний по разделу « Организм».





Календарно – тематическое планирование 11 класс

Раздел

урока

Тема урока

Лабораторная работа

Региональный компонент

Домашнее задание

Дата

«Основы учения об эволюции»(14ч.)


1

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея.





2

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Предпосылки развития теории Ч.Дарвина.





3

Эволюционная теория Ч.Дарвина


.



4

Вид. Критерии и структура.

Л /р №7 «Изучение морфологического критерия вида».

Изучение видов животных и растений Арх.обл. с использованием различных критериев



5

Популяция – структурная единица вида и эволюции.





6

Факторы эволюции





7

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.





8

Адаптации организмов к условиям обитания.

Л /р №8 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.




9

Видообразование. Сохранение многообразия видов.





10

Доказательства эволюции органического мира.





11

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.





12

Современные представления о возникновении жизни.





13

Развитие жизни на Земле.





14

Развитие жизни на Земле.


Биологические открытия на территории Арх.обл. , открытие В.П.Амалицкого.




15

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Основы учения об эволюции».





«Антропогенез»(6ч.)

16

Гипотезы происхождения человека.






17

Положение человека в системе органического мира.





18

Эволюция человека.





19

Эволюция человека.





20

Человеческие расы.





21

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Антропогенез».





«Основы экологии»(10ч.)

22

Организм и среда. Экологические факторы.





23

Абиотические факторы среды.





24

Биотические факторы среды.





25

Структура экосистем.





26

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

Л /р№9 « Составление схем передачи веществ и энергии.




27

Причины устойчивости и смены экосистем.





28

Влияние человека на экосистемы.


Региональные особенности устойчивости и динамики экосистем, типичные сукцессии природы Арх.обл.



29

Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования.

Л /р № 10«Решение экологических задач».




30

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Основы экологии».





«Эволюция биосферы и человек»(5ч.)

31

Биосфера – глобальная экосистема.





32

Роль живых организмов в биосфере.





33

Биосфера и человек.





34

Основные экологические проблемы современности и пути их решения.





35

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Эволюция биосферы и человек».






Интернет-ресурсы:

  • http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным

  • биологическим дисциплинам.

  • http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Программа по биологии 10-11 класс (база)
  • Биология
Описание:

    Рабочая программа учебного курса биологии для 10-11 класса разработана на основе:

1.      Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.), уровня подготовки обучающихся по предмету биология.

2.      Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).

В основу  рабочей программы положены цели обучения:

·         Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

·         Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью описания  и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах.

·         Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации.

·          Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

·          Использование  приобретенных знаний и умений в повседневной жизнидля оценки последствий своей деятельности по отношению к  окружающей среде,  здоровью других  людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Общая биология. Базовый уровень 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонов, Е.Т.Захаров –М.Дрофа, 2013.

 

Количество часов по программе 68 (10 класс – 34 часов; 11 класс - 34 часов), количество часов в неделю 1, количество часов на региональный компонент 7

Автор Богданенок Татьяна Анатольевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 729
Номер материала 16145
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓