Пояснительная записка
Ты вспомнишь не страну большую,
Какую ты
изъездил и узнал,
Ты
вспомнишь Родину такую,
Какой ее
ты в детстве увидал.
(К.
Симонов из стихотворения “Родина”)
Курс «Биологическое краеведение в
объеме 18 часов рассчитан на учащихся 6 класса, изучающих курс Биология -6
«Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 0,5 час в неделю. Он имеет комплексный
характер, включая основы биологических наук: морфологии, систематики, экологии,
растениеводства.
Программа построена на основе
линейного принципа, на базе полицентризма. Она раскрывает многообразие живой
природы родного края, особенности сред жизни и факторов, влияющих на организмы,
особенности его природных объектов и результаты антропогенного воздействия на
флору и фауну Кировской области.
Программа
конкретизирует и позволяет перевести в сферу практических знаний, умений и
навыков знания, полученные учащимися в курсе природоведении, знания о
биоразнообразии объектов живой природы, продолжает формирование
мировоззренческих установок, опираясь на материал биологии и географии курсов
средней школы, реализует региональный аспект биологического образования. Имеет
патриотическую направленность и способствует воспитанию любви к малой Родине,
бережному отношению к природе Кировской области.
Цели
курса:
·
формирование умений применять полученные знания на
практике,
·
воспитание у школьников экологической культуры,
·
воспитание патриотизма на основе ответственного
отношения к природным объектам и культурному наследию,
·
формирование основ здорового образа жизни.
Особенности данной программы:
Изучение
биологического разнообразия родного края на основе краеведческого принципа.
Знакомство
с основами экологических знаний на краеведческом материале.
Использование
теоретических знаний на практике предполагает экскурсии в природу, местный
краеведческий музей, ботанический сад.
Программа
предусматривает реализацию ряда задач:
Образовательных
- Изучение законов природы, связи, зависимости
между объектами и явлениями живой природы.
- Овладение нормами правильного отношения к
природе
- Применение на практике знаний, полученных на
уроках биологии
- Использование полученных знаний
применительно к существующей экологической обстановке.
- Изучение особенностей природы России и
Кировской области.
- Овладение навыками отбора необходимой
информации
Воспитательных.
- Воспитание экологической культуры.
- Воспитание патриотических и эстетических
чувств, а так же чувства ответственности перед природой.
- Воспитание чувства коллективизма,
взаимовыручки, взаимоподдержки.
- Привитие детям любви, сострадания ко всему
живому.
Исследовательского характера.
- Постановка проблемы и поиск путей её решения
путем развития аналитического и логического мышления;
- Развитие поисковых качеств, стремление
постичь неизвестное, неизведанное, необъяснимое;
- Отражение в собственном творчестве
изученного, познанного, увиденного.
Программа имеет разделы:
- Пояснительная записка.
- Тематическое планирование.
- Поурочно- тематическое планирование.
- Знать и уметь.
- Список литературы для учителя.
Программа имеет приложения:
- Список растений,
охраняемых в Кировской области.
- Разработка
экскурсии по окрестностям поселка .
- Инструкции к
лабораторным работам.
- Разработки
некоторых уроков и мероприятий.
- Презентации на
дисках:
а) лекарственные растения
б) роль растений в жизни человека
- Диск с
растениями из Красной книги Кировской области.
Тематическое планирование на 17 часов
Тема
|
Кол-во часов
|
Практическая часть
|
1. Растения в нашей жизни
|
5
|
Экскурсия «Окрестности своего поселка»
Лаб. раб №1 «Морфологифеская характеристика
растений сем.. Крестоцветные»
Лаб раб.№2 «Определение растений сем.
Пасленовые» Морфологифеская характеристика
Лаб.раб №3 «Определение растений сем.
Бобовые»
Лаб.раб №4 «Определение растений сем.
Розоцветные»
Лаб. раб. №5 «Определение растений
сем.Сложноцветные»
Лаб. раб №6 «Определение растений сем.
Злаки»
|
2. Живое вокруг нас
|
5
|
Л.р. № 1 «Изучение строения мха сфагнума»
Л.р. № 2 «Изучение строения папоротника
щитовник мужской»
Л.р. № 3 «Изучение хвои и шишек голосеменных
растений»
|
3. Знакомые незнакомцы
|
2
|
Творческие работы.
|
4. Как живу растения в сообществе
|
2
|
Экскурсии.
|
5. Знать, беречь, множить
|
3
|
Творческие работы:
1.
«Редкие растения Кировской области»
2.
«Редкие грибы Кировской области»
3.
«Памятники природы Кировской области»
4.
«Охраняемые территории Кировской области»
|
6. Итоговое обобщение
|
1
|
Ролевая игра « Звездный час»
|
Поурочно- тематическое планирование
Тема: «Растения в
нашей жизни» 5 часов
Цель:
- образовательная: создать условия для
восприятия и расширения блока новой информации о многообразии растений и их
практическом использовании;
- формировать умения определять растения
различных семейств, узнавать растения на таблицах и гербариях;
- развивающая: развивать познавательный
интерес к растениям, используемым человеком, на основе мультимедийных
источников информации;
- воспитательная: воспитывать культуру
умственного труда при выполнении и оформлении лабораторных работ;
- воспитание культуры общения и эстетических
чувств учащихся,
Тема урока
|
Тип учебного занятия
|
Практическая часть
|
Контроль
|
1.Растения окрестностей п. Созимский
2.Растения сем. Крестоцветные: многообразие,
значение в природе и жизни человека.
Растения сем. Пасленовые: многообразие,
значение в природе и жизни человека
3. Растения сем. Бобовые: многообразие,
значение в природе и жизни человека
Растения сем. Розоцветные: многообразие,
значение в природе и жизни человека
4. Растения сем. Сложноцветные:
многообразие, значение в природе и жизни человека
5. Растения сем. Злаки: многообразие,
значение в природе и жизни человека
Хозяйственное значение растений различных
семейств, применительно к Кировской области.
|
Комплексного применения знаний
Комплексного применения знаний
Комплексного применения знаний
Комплексного применения знаний
Комплексного применения знаний
Комплексного применения знаний
Комплексного применения знаний
Творческие работы
|
Экскурсия по п. Созимский
Лаб. раб №1 «Определение растений сем.
Крестоцветные»
Лаб раб.№2 «Определение растений сем.
Пасленовые»
Лаб.раб №3 «Определение растений сем.
Бобовые»
Лаб.раб №4 «Определение растений сем.
Розоцветные»
Лаб. раб. №5 «Определение растений
сем.Сложноцветные»
Лаб. раб №6 «Определение растений сем.
Злаки»
Презентация
|
Отчет по экскурсии
Отчет по л.р.
Отчет по л.р.
Отчет по л.р.
Отчет по л.р.
Отчет по л.р.
Отчет по л.р.
|
Тема: « Живое
вокруг нас» 5 часов
Цель:
- образовательная: создать условия для
изучения и расширения блока новой учебной информации об отделах водоросли,
мохообразные, папоротникообразные, голосеменные царстве грибы.
- развивающая: развивать умения
узнавать, описывать различные группы организмов, развивать навыки
самостоятельной работы
- воспитательная: воспитывать культуру
умственного труда при выполнении и оформлении лабораторных работ, воспитывать
коммуникативные качества личности.
Тема урока
|
Тип учебного занятия
|
Практическая часть
|
Контроль
|
1.Низшие споровые растения Кировской области
2.Высшие моховидные растения Кировской
области
Высшие
папоротникообразные растения Кировской
области
3.Голосеменные растения Кировской области
4.Покрытосеменные растения Кировской области.
5.Грибы Кировской области.
Лишайники Кировской области.
Бактерии: их роль в природе и жизни
человека.
Творческие работы.
|
Изучения нового материала и первичного
закрепления.
Комплексного применения знаний
Комплексного применения знаний
Комплексного применения знаний
Изучения нового материала и первичного
закрепления.
Комплексного применения знаний
Комплексного применения знаний
Комплексного применения знаний
|
Л.р. № 1 «Изучение строения мха сфагнум»
Л.р. № 2 «Изучение строения папоротника щитовник
мужской»
Л.р. № 3
«Изучение хвои и шишек голосеменных
растений»
|
Отчет по л.р.
Отчет по л.р.
Отчет по л.р.
|
Тема: «Знакомые
незнакомцы» 2 часов
Цель:
- образовательная: создать условия для
расширения знаний о многообразии растений их значении в природе и жизни
человека;
- развивающая: развивать познавательный
интерес и творческие способности учащихся;
- воспитательная: воспитывать чувство
ответственности за результаты своего труда и бережного отношения к родной
природе.
Тема урока
|
Тип учебного занятия
|
Практическая часть
|
Контроль
|
1.Как питаются растения.
Растения- хищники.
Растения –индикаторы. Берегись: они ядовиты.
2.Как расселяются растения.
Жизненные формы растений Кировской области
|
Изучения нового материала
Комбинированный
Комплексного применения знаний
|
Творческие работы
Творческие работы
|
Оценка творческих работ и их презентации
|
Тема: «Как живут
растения в сообществе» 2 часа
Цель:
- образовательная: создать условия для
расширения знаний о структуре сообщества, типах сообществ, о взаимосвязях
организмов в сообществе леса, о роли живых организмов в сообществе леса;
- развивающая: развитие эмоционально-
чувственной сферы учащихся;
- воспитательная: воспитание
ответственного отношения к живым организмам и окружающей среде на примере
сообщества леса;
Тема урока
|
Тип учебного занятия
|
Практическая часть
|
Контроль
|
1.Лес как сообщество
приспособленность растений к совместному
обитанию в лесу.
Виды лесов
Кировской области.
2.Жизнь растений в разное время года.
Охрана леса- одна из проблем Кировской
области.
|
Изучения
нового материала и первичного закрепления
Комбинированный
Изучения нового материала
Комплексного применения знаний
|
Заочная экскурсия
|
Тест
Сообщения учащихся
Отчет
|
Тема: « Знать,
беречь, множить» 3 часа
Цель:
- образовательная: создать условия для
усвоения новой учебной информации о биологическом разнообразии как основы
устойчивости природного сообщества, о формах охраны растений;
- развивающая: развивать творческие
возможности, самостоятельность учащихся;
- воспитательная: воспитывать
ответственное отношение к результатам своего труда, к окружающей нас природе.
Тема урока
|
Тип учебного занятия
|
Практическая часть
|
Контроль
|
1.Причины сокращения разнообразия растений
Кировской области. Меры по охране растений.
2.Редкие и охраняемые растения и грибы
Кировской области.
3.Памятники природы Кировской области
Летние задания
|
Изучения нового материала
Изучения нового материала
Комплексного применения знаний
Изучения нового материала
|
Творческие работы
Проект
Заочная экскурсия по Нургушу (фильм)
|
Тест
Презентация
|
Учащиеся должны
знать:
- цели и задачи
биологического краеведения;
- основные понятия:
зональность, фауна, растительность,
флора, сообщество, среда обитания,
экологические факторы, фенология, особо охраняемые природные территории,
автотрофы, сапротрофы, гетеротрофы, хемотрофы, ярусность, конкуренция,
светолюбивые и тенелюбивые растения;
- систематические категории (царство, отдел,
класс, семейство, род, вид) важнейших дикорастущих, культурных и с/х растений
данных семейств, знать применение этих растений в медицине, промышленности
- методы
биологического краеведения: наблюдение, описание, сравнение, измерение;
- основные объекты
живой природы родного края;
- охраняемые группы
организмов родного края;
- структуру
«Красной книги» Кировской области;
- ядовитые растения
и грибы;
- съедобные
растения и грибы;
- особо охраняемые
территории родного края;
- экологические
факторы, влияющие на живые организмы;
- виды природных
сообществ родного края;
- биологические основы выращивания с/х
растений
- влияние деятельности человека на сообщества
и охрана растительных сообществ,
Учащиеся должны уметь:
- работать с
гербарным материалом;
- определять
деревья и кустарники в разные сезоны года;
- определять
растения по определительным карточкам;
- распознавать
представителей разных семейств местной флоры;
- вести наблюдения
за объектами живой природы;
- объяснять взаимосвязи организмов в природных
сообществах;
- выявлять приспособления к условиям жизни;
-
оказать первую доврачебную помощь в природе;
-
пользоваться элементарными методами полевых
исследований;
- использовать
знания по сохранению биоразнообразия.
приводить примеры
растительных сообществ.
Литература для учителя.
1.
Алексеев. Фенологический календарь (календарь
русской природы).
2.
Александрова В. Растения- хищники. Л.; Детская
литература, 1972.
3.
Александров Б. Копилка витаминов. М.; Молодая
гвардия, 1960
4.
Балбышев И. Н. Родная природа. Л; Ленинздат,1975.
5.
Беляева В. С., Василевская С. Д. Изучаем природу
родного края. М.; «Просвещение», 1971.
6.
Велек Й. Что должен знать и уметь юный защитник
природы. М.; «Прогресс», 1983.
7.
Верзилин Н. М. По следам Робинзона. М.; «Дрофа»,
2005.
8.
Гуревич А. А. Пресноводные водоросли. Определитель.
М.; «Просвещение», 1966.
9.
Денисов Г.А. Удивительный мир растений (пособие для
учащихся). М.; Просвещение, 1973.
10. Злобин Б.Д., Носкова Т.А. Редкие животные и грибы Кировской области.
Киров, Волго- Вятское книжное изд.,1998.
11. Злобина Т. Г. Школьникам о лесе. М.; Лесная промышленность, 1971.
12. Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шашков Э.В., Шубкина А.С. Биологические
экскурсии: кн. для учителя. М.; «Просвещение», 1983.
13. Карманная книга натуралиста и краеведа. М.; Изд-во географической
литературы,1961.
14. Лабораторные работы и экскурсии по ботанике. Методические рекомендации
для учителей и студентов педвузов. ГГПИ, 1977.
15. Лаптев Ю.П. Рассказы о полезных растениях (пособие для учащихся), М.;
Просвещение, 1981.
16. Олтон Р.и др. Пресноводные беспозвоночные. Определитель основных форм
пресноводных беспозвоночных. АсЭкО ,2001.
17. Охрана живой природы. Пособие для слушателей экологической школы.
Н.Новгород, 1991.
18. Петров В. В. Весна в жизни леса. М.; «Наука», 1981.
19. По страницам Красной книги Кировской области ( под ред. Ашихминой
Т.Я.), Киров, Кировский областной ИУУ, 2004.
20. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М.; 1994.
21. Скляревский Л. Я. Ядовитые растения. М.; «Медицина», 1967.
22. Тихомирова А. В. Фенологические наблюдения за растениями. М.; 1998.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.