Главная / Биология / Программа по биологическому краеведению 6 кл

Программа по биологическому краеведению 6 кл



Пояснительная записка




Ты вспомнишь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспомнишь Родину такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

(К. Симонов из стихотворения “Родина”)

Курс «Биологическое краеведение в объеме 18 часов рассчитан на учащихся 6 класса, изучающих курс Биология -6 «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 0,5 час в неделю. Он имеет комплексный характер, включая основы биологических наук: морфологии, систематики, экологии, растениеводства.

Программа построена на основе линейного принципа, на базе полицентризма. Она раскрывает многообразие живой природы родного края, особенности сред жизни и факторов, влияющих на организмы, особенности его природных объектов и результаты антропогенного воздействия на флору и фауну Кировской области.

Программа конкретизирует и позволяет перевести в сферу практических знаний, умений и навыков знания, полученные учащимися в курсе природоведении, знания о биоразнообразии объектов живой природы, продолжает формирование мировоззренческих установок, опираясь на материал биологии и географии курсов средней школы, реализует региональный аспект биологического образования. Имеет патриотическую направленность и способствует воспитанию любви к малой Родине, бережному отношению к природе Кировской области.





Цели курса:

  • формирование умений применять полученные знания на практике,

  • воспитание у школьников экологической культуры,

  • воспитание патриотизма на основе ответственного отношения к природным объектам и культурному наследию,

  • формирование основ здорового образа жизни.





Особенности данной программы:

Изучение биологического разнообразия родного края на основе краеведческого принципа.

Знакомство с основами экологических знаний на краеведческом материале.

Использование теоретических знаний на практике предполагает экскурсии в природу, местный краеведческий музей, ботанический сад.







Программа предусматривает реализацию ряда задач:

Образовательных

  • Изучение законов природы, связи, зависимости между объектами и явлениями живой природы.

  • Овладение нормами правильного отношения к природе

  • Применение на практике знаний, полученных на уроках биологии

  • Использование полученных знаний применительно к существующей экологической обстановке.

  • Изучение особенностей природы России и Кировской области.

  • Овладение навыками отбора необходимой информации

Воспитательных.

  • Воспитание экологической культуры.

  • Воспитание патриотических и эстетических чувств, а так же чувства ответственности перед природой.

  • Воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки, взаимоподдержки.

  • Привитие детям любви, сострадания ко всему живому.

Исследовательского характера.

  • Постановка проблемы и поиск путей её решения путем развития аналитического и логического мышления;

  • Развитие поисковых качеств, стремление постичь неизвестное, неизведанное, необъяснимое;

  • Отражение в собственном творчестве изученного, познанного, увиденного.

Программа имеет разделы:

  1. Пояснительная записка.

  2. Тематическое планирование.

  3. Поурочно- тематическое планирование.

  4. Знать и уметь.

  5. Список литературы для учителя.

Программа имеет приложения:


  1. Список растений, охраняемых в Кировской области.

  2. Разработка экскурсии по окрестностям поселка .

  3. Инструкции к лабораторным работам.

  4. Разработки некоторых уроков и мероприятий.

  5. Презентации на дисках:

а) лекарственные растения

б) роль растений в жизни человека

  1. Диск с растениями из Красной книги Кировской области.





Тематическое планирование на 17 часов


Тема

Кол-во часов

Практическая часть

1. Растения в нашей жизни

5

Экскурсия «Окрестности своего поселка»

Лаб. раб №1 «Морфологифеская характеристика растений сем.. Крестоцветные»

Лаб раб.№2 «Определение растений сем. Пасленовые» Морфологифеская характеристика

Лаб.раб №3 «Определение растений сем. Бобовые»

Лаб.раб №4 «Определение растений сем. Розоцветные»

Лаб. раб. №5 «Определение растений сем.Сложноцветные»

Лаб. раб №6 «Определение растений сем. Злаки»



2. Живое вокруг нас

5

Л.р. № 1 «Изучение строения мха сфагнума»

Л.р. № 2 «Изучение строения папоротника щитовник мужской»

Л.р. № 3 «Изучение хвои и шишек голосеменных растений»


3. Знакомые незнакомцы

2

Творческие работы.

4. Как живу растения в сообществе

2

Экскурсии.

5. Знать, беречь, множить

3

Творческие работы:

  1. «Редкие растения Кировской области»

  2. «Редкие грибы Кировской области»

  3. «Памятники природы Кировской области»

  4. «Охраняемые территории Кировской области»

6. Итоговое обобщение

1

Ролевая игра « Звездный час»














Поурочно- тематическое планирование


Тема: «Растения в нашей жизни» 5 часов

Цель:

- образовательная: создать условия для восприятия и расширения блока новой информации о многообразии растений и их практическом использовании;

- формировать умения определять растения различных семейств, узнавать растения на таблицах и гербариях;

- развивающая: развивать познавательный интерес к растениям, используемым человеком, на основе мультимедийных источников информации;

- воспитательная: воспитывать культуру умственного труда при выполнении и оформлении лабораторных работ;

- воспитание культуры общения и эстетических чувств учащихся,




Тема урока

Тип учебного занятия

Практическая часть

Контроль

1.Растения окрестностей п. Созимский

2.Растения сем. Крестоцветные: многообразие, значение в природе и жизни человека.

Растения сем. Пасленовые: многообразие, значение в природе и жизни человека

3. Растения сем. Бобовые: многообразие, значение в природе и жизни человека

Растения сем. Розоцветные: многообразие, значение в природе и жизни человека

4. Растения сем. Сложноцветные: многообразие, значение в природе и жизни человека

5. Растения сем. Злаки: многообразие, значение в природе и жизни человека

Хозяйственное значение растений различных семейств, применительно к Кировской области.













Комплексного применения знаний


Комплексного применения знаний




Комплексного применения знаний





Комплексного применения знаний




Комплексного применения знаний




Комплексного применения знаний



Комплексного применения знаний




Творческие работы




















Экскурсия по п. Созимский


Лаб. раб №1 «Определение растений сем. Крестоцветные»


Лаб раб.№2 «Определение растений сем. Пасленовые»


Лаб.раб №3 «Определение растений сем. Бобовые»


Лаб.раб №4 «Определение растений сем. Розоцветные»


Лаб. раб. №5 «Определение растений сем.Сложноцветные»


Лаб. раб №6 «Определение растений сем. Злаки»



Презентация

Отчет по экскурсии



Отчет по л.р.





Отчет по л.р.





Отчет по л.р.





Отчет по л.р.





Отчет по л.р.





Отчет по л.р.






Тема: « Живое вокруг нас» 5 часов


Цель:

- образовательная: создать условия для изучения и расширения блока новой учебной информации об отделах водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные царстве грибы.

- развивающая: развивать умения узнавать, описывать различные группы организмов, развивать навыки самостоятельной работы

- воспитательная: воспитывать культуру умственного труда при выполнении и оформлении лабораторных работ, воспитывать коммуникативные качества личности.


Тема урока

Тип учебного занятия

Практическая часть

Контроль

1.Низшие споровые растения Кировской области


2.Высшие моховидные растения Кировской области

Высшие

папоротникообразные растения Кировской области



3.Голосеменные растения Кировской области



4.Покрытосеменные растения Кировской области.


5.Грибы Кировской области.

Лишайники Кировской области.

Бактерии: их роль в природе и жизни человека.

Творческие работы.

Изучения нового материала и первичного закрепления.


Комплексного применения знаний


Комплексного применения знаний





Комплексного применения знаний




Изучения нового материала и первичного закрепления.

Комплексного применения знаний

Комплексного применения знаний

Комплексного применения знаний






Л.р. № 1 «Изучение строения мха сфагнум»

Л.р. № 2 «Изучение строения папоротника щитовник мужской»



Л.р. № 3

«Изучение хвои и шишек голосеменных растений»






Отчет по л.р.




Отчет по л.р.






Отчет по л.р.


Тема: «Знакомые незнакомцы» 2 часов

Цель:

- образовательная: создать условия для расширения знаний о многообразии растений их значении в природе и жизни человека;

- развивающая: развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся;

- воспитательная: воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда и бережного отношения к родной природе.


Тема урока

Тип учебного занятия

Практическая часть

Контроль

1.Как питаются растения.

Растения- хищники.

Растения –индикаторы. Берегись: они ядовиты.

2.Как расселяются растения.

Жизненные формы растений Кировской области

Изучения нового материала

Комбинированный





Комплексного применения знаний


Творческие работы







Творческие работы



Оценка творческих работ и их презентации



Тема: «Как живут растения в сообществе» 2 часа

Цель:

- образовательная: создать условия для расширения знаний о структуре сообщества, типах сообществ, о взаимосвязях организмов в сообществе леса, о роли живых организмов в сообществе леса;

- развивающая: развитие эмоционально- чувственной сферы учащихся;

- воспитательная: воспитание ответственного отношения к живым организмам и окружающей среде на примере сообщества леса;


Тема урока

Тип учебного занятия

Практическая часть

Контроль

1.Лес как сообщество

приспособленность растений к совместному обитанию в лесу.

Виды лесов

Кировской области.


2.Жизнь растений в разное время года.

Охрана леса- одна из проблем Кировской области.

Изучения нового материала и первичного закрепления


Комбинированный



Изучения нового материала

Комплексного применения знаний









Заочная экскурсия

Тест




Сообщения учащихся



Отчет


Тема: « Знать, беречь, множить» 3 часа

Цель:

- образовательная: создать условия для усвоения новой учебной информации о биологическом разнообразии как основы устойчивости природного сообщества, о формах охраны растений;

- развивающая: развивать творческие возможности, самостоятельность учащихся;

- воспитательная: воспитывать ответственное отношение к результатам своего труда, к окружающей нас природе.


Тема урока

Тип учебного занятия

Практическая часть

Контроль

1.Причины сокращения разнообразия растений Кировской области. Меры по охране растений.

2.Редкие и охраняемые растения и грибы Кировской области.

3.Памятники природы Кировской области

Летние задания


Изучения нового материала




Изучения нового материала


Комплексного применения знаний


Изучения нового материала






Творческие работы


Проект




Заочная экскурсия по Нургушу (фильм)

Тест








Презентация


Учащиеся должны знать:

- цели и задачи биологического краеведения;

- основные понятия: зональность, фауна, растительность,

флора, сообщество, среда обитания, экологические факторы, фенология, особо охраняемые природные территории, автотрофы, сапротрофы, гетеротрофы, хемотрофы, ярусность, конкуренция, светолюбивые и тенелюбивые растения;

- систематические категории (царство, отдел, класс, семейство, род, вид) важнейших дикорастущих, культурных и с/х растений данных семейств, знать применение этих растений в медицине, промышленности

- методы биологического краеведения: наблюдение, описание, сравнение, измерение;

- основные объекты живой природы родного края;

- охраняемые группы организмов родного края;

- структуру «Красной книги» Кировской области;

- ядовитые растения и грибы;

- съедобные растения и грибы;

- особо охраняемые территории родного края;

- экологические факторы, влияющие на живые организмы;

- виды природных сообществ родного края;

- биологические основы выращивания с/х растений

- влияние деятельности человека на сообщества и охрана растительных сообществ,


Учащиеся должны уметь:

- работать с гербарным материалом;

- определять деревья и кустарники в разные сезоны года;

- определять растения по определительным карточкам;

- распознавать представителей разных семейств местной флоры;

- вести наблюдения за объектами живой природы;

- объяснять взаимосвязи организмов в природных сообществах;

- выявлять приспособления к условиям жизни;

  • оказать первую доврачебную помощь в природе;

  • пользоваться элементарными методами полевых исследований;

- использовать знания по сохранению биоразнообразия.

приводить примеры растительных сообществ.


Литература для учителя.

  1. Алексеев. Фенологический календарь (календарь русской природы).

  2. Александрова В. Растения- хищники. Л.; Детская литература, 1972.

  3. Александров Б. Копилка витаминов. М.; Молодая гвардия, 1960

  4. Балбышев И. Н. Родная природа. Л; Ленинздат,1975.

  5. Беляева В. С., Василевская С. Д. Изучаем природу родного края. М.; «Просвещение», 1971.

  6. Велек Й. Что должен знать и уметь юный защитник природы. М.; «Прогресс», 1983.

  7. Верзилин Н. М. По следам Робинзона. М.; «Дрофа», 2005.

  8. Гуревич А. А. Пресноводные водоросли. Определитель. М.; «Просвещение», 1966.

  9. Денисов Г.А. Удивительный мир растений (пособие для учащихся). М.; Просвещение, 1973.

  10. Злобин Б.Д., Носкова Т.А. Редкие животные и грибы Кировской области. Киров, Волго- Вятское книжное изд.,1998.

  11. Злобина Т. Г. Школьникам о лесе. М.; Лесная промышленность, 1971.

  12. Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шашков Э.В., Шубкина А.С. Биологические экскурсии: кн. для учителя. М.; «Просвещение», 1983.

  13. Карманная книга натуралиста и краеведа. М.; Изд-во географической литературы,1961.

  14. Лабораторные работы и экскурсии по ботанике. Методические рекомендации для учителей и студентов педвузов. ГГПИ, 1977.

  15. Лаптев Ю.П. Рассказы о полезных растениях (пособие для учащихся), М.; Просвещение, 1981.

  16. Олтон Р.и др. Пресноводные беспозвоночные. Определитель основных форм пресноводных беспозвоночных. АсЭкО ,2001.

  17. Охрана живой природы. Пособие для слушателей экологической школы. Н.Новгород, 1991.

  18. Петров В. В. Весна в жизни леса. М.; «Наука», 1981.

  19. По страницам Красной книги Кировской области ( под ред. Ашихминой Т.Я.), Киров, Кировский областной ИУУ, 2004.

  20. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М.; 1994.

  21. Скляревский Л. Я. Ядовитые растения. М.; «Медицина», 1967.

  22. Тихомирова А. В. Фенологические наблюдения за растениями. М.; 1998.





9


Программа по биологическому краеведению 6 кл
  • Биология
Описание:

          Курс «Биологическое краеведение в объеме 18 часов рассчитан на учащихся 6 класса, изучающих курс Биология -6 «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 0,5 час в неделю. Он имеет комплексный характер, включая основы биологических наук: морфологии, систематики, экологии, растениеводства.

 

Программа построена на основе линейного принципа, на базе полицентризма. Она  раскрывает многообразие живой природы родного края, особенности сред жизни и факторов, влияющих на организмы, особенности  его природных объектов и результаты антропогенного воздействия на флору и фауну Кировской области. 

Автор Симоненко Валентина Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 695
Номер материала 51944
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓