Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
Ковернинского
мениципального района Нижегородской области «Скоробогатовская средняя
общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор
школы:
О.В.
Кострова
Программа
по
«БАСКЕТБОЛУ»
Составил
учитель физической культуры:
Савзалиева
Ирина Файзалиевна
Сухоноска
2014
Пояснительная
записка
На
основании концепции развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014
года и в связи с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»
В
настоящее время баскетбол, как вид спорта получил широкое распространение в
России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило
России добиться успехов на международной арене.
Тем не менее, проблемы подготовки спортивных резервов по баскетболу существуют.
Речь идет в первую очередь о повышении класса массового баскетбола в обычных
общеобразовательных и спортивных школах, так как именно в этой среде рождаются
таланты, воспитывается резерв сборных команд страны. Кроме того, спортивные
игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и
укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка.
Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче
мобилизовать резервы двигательного аппарата.
Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом
на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры
стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует
проявлению наследственных возможностей нервной системы.
В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в
зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой
деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а
творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических
задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе
простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения
создают неограниченные возможности для развития координационных способностей:
ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных
действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных,
силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в
целостные комбинации.
В возрасте 11-13 лет необходимо учить детей согласовывать индивидуальные и
простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в
нападении и защите. По этому начальный курс баскетбола представлен «Школой
технико-тактической подготовки». Отличительной особенностью элементов школы
является их логическая обусловленность требованиями игрового противоборства.
Такие приемы техники, как передвижение, повороты, прыжки, входят составной
частью в игровые действия, и отдельно не рассматриваются.
Количество занятий-38 часов, при 1-м
занятии в неделю, продолжительностью 1 час.
Цели и задачи
Цели:
1. Снабдить
учащихся знаниями о специальных приемах и действиях, входящих в «Школу технико-тактической
подготовки»;
2. Содействовать
укреплению здоровья детей 11-13 лет;
3. Воспитывать
моральные и волевые качества занимающихся.
Задачи:
1. Сформировать
общие представления о «Школе технико-тактической подготовки»;
2. Обучить
основным элементам игры в баскетбол;
3. Привитие
ученикам организаторских навыков;
4. Подготовка
учащихся к соревнованиям по баскетболу.
Научить обучающихся применять полученные
знания в игровой деятельности.
Методы
и формы обучения.
Большие возможности
для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности
учителя и ученика. Мои занятия строятся так, чтобы учащиеся сами находили
нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по
технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме
учебно-тренировочных по 1 часу в неделю.
Теорию проходим в процессе
учебно-тренировочных занятий, также выделяю и отдельные занятия по судейству,
где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Словесные методы:
создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для
этой цели я использую: объяснения, рассказ, замечание, команды указания.
Наглядные методы:
применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий,
видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления
об изучаемых действиях.
Практические методы:
- метод упражнения;
- игровой;
- соревновательный,
- круговой тренировки.
Главным из них является метод
упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений
осуществляется двумя методами:
- в целом,
- по частям.
Игровой и соревновательный метод
применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки
предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах
(станциях). Упражнения подбираются с учётом технических и физических
способностей занимающихся.
Формы обучения:
индивидуальная, фронтальная, групповая.
Материально-техническое
обеспечение занятий
1. Щиты
с кольцами.
2. Стойки
для обводки.
3. Гимнастическая
стенка.
4. Гимнастические
скамейки.
5. Гимнастические
маты.
6. Скакалки.
7. Мячи
набивные различной массы.
8. Мячи
баскетбольные.
9. Насос
ручной со штуцером.
Учебный
план
1-ый
год обучения (38 часов)
№
п/п
|
Содержание
|
Количество
часов
|
1
|
Основы
знаний
|
2
|
2
|
Специальная
подготовка техническая
|
12
|
3
|
Специальная
подготовка тактическая
|
12
|
4
|
О Ф П
|
8
|
5
|
Соревнования
|
4
|
2-ой
год обучения(38 часов)
№
п/п
|
Содержание
|
Количество
часов
|
1
|
Основы
знаний
|
2
|
2
|
Специальная
подготовка техническая
|
12
|
3
|
Специальная
подготовка тактическая
|
12
|
4
|
О Ф П
|
8
|
5
|
Соревнования
|
4
|
3-ий
год обучения(38 часов)
№
п/п
|
Содержание
|
Количество
часов
|
1
|
Основы
знаний
|
2
|
2
|
Специальная
подготовка техническая
|
12
|
3
|
Специальная
подготовка тактическая
|
12
|
4
|
О Ф П
|
8
|
5
|
Соревнования
|
4
|
ТЕМАТИКА
ЗАНЯТИЙ:
Первого
года обучения.
Основы
знаний (2 часа).
История
возникновения баскетбола. Развитие баскетбола. Правила мини-баскетбола. Жесты
судей.
Техническая
подготовка (12 часов)
Овладение
техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек.
Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, спиной
вперёд, лицом. Остановка двумя шагами и прыжком.
Овладение
техникой ведения мяча.
Ведение мяча правой и левой рукой. Ведение
мяча с разной высотой отскока. Ведение с изменением направления. Ведение с
пассивным сопротивлением защитника.
Овладение
техникой ловли и передачи мяча.
Ловля и передача мяча в парах, тройках на
месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя – от груди, с
отскоком от пола. Передача мяча со сменой мест в движении. Передача мяча с
пассивным сопротивлением защитника.
Овладение
техникой бросков мяча.
Бросок мяча одной рукой от плеча с места и
в движении. Бросок мяча после ведения два шага. Бросок мяча после ловли и
ведения. Бросок после остановки. Бросок одной рукой от плеча со средней
дистанции. Штрафной бросок.
Освоение
индивидуальных защитных действий.
Вырывание и выбивание мяча. Защитные
действия 1 X 1.
Закрепление
техники и развитие координационных способностей.
Комбинации из освоенных элементов: ловля,
передачи, ведение, бросок.
Тактическая
подготовка (12 часов).
Тактика свободного падения.
Позиционное нападение (5:0) без смены мест. Позиционное нападение (5:0) со
сменой мест. Нападение быстрым прорывом (1:0), (2:1). Взаимодействие двух
игроков «Отдай мяч и выйди». Личная защита (1:1). Двухсторонняя игра по
упрощённым правилам.
Общефизическая
подготовка (8 часов).
Упражнения для развития
физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных,
скоростно-силовых.
Парные и групповые упражнения:
с сопротивлением, перетягивание, переталкивание. Упражнения на гимнастических
снарядах: висы подтягивание, размахивание, смешанные висы и упоры, обороты и
соскоки.
Акробатические упражнения:
кувырки вперёд, назад, в стороны, стойка на голове, стойка на руках.
Бег. Стартовые
рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 15 м.
Бег со сменой направления по зрительному сигналу. Ускорения из различных
исходных положений. Пробегание отрезков 40, 60 м. Кросс 500 – 2000 м.
Прыжки.
Опорные и простые прыжки с мостика. Серийные прыжки с доставанием подвешенных
предметов. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Метание мячей в
цель с места и в движении.
Подвижные игры: «Салки спиной
к щиту», «Вызов номеров», «Слушай сигнал», «Круговая охота», «Бегуны»,
«Переправа», «Кто сильнее».
Соревнования
(4 часов).
Принять участие в одних
соревнованиях.
Второго
года обучения.
Теория(2
часа).
Правила игры. Жесты судей.
Техническая
подготовка(12 часов).
Овладение
техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек.
Повороты без мяча и с мячом.
Совершенствование стойки игрока, перемещение в стойке боком, спиной вперёд,
лицом. Совершенствование остановки двумя шагами и прыжком.
Овладение
техникой ведения мяча.
Ведение мяча правой и левой рукой. Ведение
мяча с разной высотой отскока. Ведение с изменением направления. Ведение с
пассивным и активным сопротивлением защитника.
Овладение
техникой ловли и передачи мяча.
Ловля и передача мяча в парах, тройках на
месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя – от груди, с
отскоком от пола, двумя – от головы. Скрытые передачи. Передача мяча со сменой
мест в движении. Передача мяча с пассивным и активным сопротивлением защитника.
Овладение
техникой бросков мяча.
Бросок мяча одной рукой от плеча с места и
в движении. Бросок мяча после ведения два шага. Бросок мяча после ловли и
ведения.
Бросок после остановки. Бросок одной рукой
от плеча со средней дистанции в прыжке. Штрафной бросок. Бросок двумя руками
снизу после ведения.
Освоение
индивидуальных защитных действий.
Перехват мяча. Вырывание и выбивание мяча.
Защитные действия (1:1), (1:2). Защитные действия против игрока с мячом и без
мяча.
Закрепление
техники и развитие координационных способностей.
Комбинации из освоенных элементов: ловля,
передача, ведение, бросок.
Тактическая
подготовка (12 часов).
Позиционное нападение (5:0) со
сменой мест. Позиционное нападение в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4,
5:5. Нападение быстрым прорывом (1:0), (2:1), (3:2). Взаимодействие двух
игроков «Отдай мяч и выйди». Взаимодействие двух игроков в защите и нападение
через заслон. Личная защита. Двусторонняя игра.
Общефизическая
подготовка (8 часов).
Упражнения для развития физических
способностей: скоростных, силовых, выносливости, координации,
скоростно-силовых.
Лёгкоатлетические
упражнения.
Бег с ускорениями до 20 м. Низкий старт и
стартовый разгон до 60 м. Повторный бег 2-3 X 20-30 м; 2-3 X 30-40 м. Бег 60 м
с низкого старта, 100 м. Эстафетный бег с этапами до 40 м. Бег с препятствиям
от 60 до 100 м (количество препятствий – от 4 до 10, в качестве препятствий
используются набивные мячи, учебные барьеры, условные окопы). Прыжки в длину с
места, тройной прыжок с места и с разбега (мальчики, юноши).
Подвижные
игры:
«Гонка мячей», «Салки», «Невод», «Метко в
цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч
среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту»,
«Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета с прыжками чехардой»,
«Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу»,
«Перетягивание каната».
Специальная
физическая подготовка.
Упражнения для развития
быстроты. По зрительному сигналу рывки с места с максимальной скоростью на
отрезках 5, 10, 15……….30 м, с постоянным изменением исходных положений: стойка
баскетболиста лицом, боком и спиной к стартовой линии; сидя, лёжа на спине, на
живите в различных положениях к стартовой линии; то же, но перемещение
приставным шагом. Стартовые рывки с мячом, в соревнованиях с партнёром,
вдогонку за партнером, вдогонку за летящим мячом, в соревнованиях с партнёром
за овладение мячом.
Бег с остановками и резким
изменением направления. Челночный бег на 5, 8, 10 м (с общим пробеганием за
одну попытку 25 – 35 м) Челночный бег, отрезки пробегаются лицом, спиной
вперёд, правым, левым боком, приставными шагами. То же, с набивными мячами в
руках (массой от 3 до 6 кг), с поясом – отягощением или в куртке с весом. Бег с
изменением скорости и способа передвижения в зависимости от зрительного
сигнала. Бег в колонну по одному – по постоянно меняющемуся зрительному
сигналу выполняется определённое задание: ускорение, остановка, изменение
направления и способа передвижения, поворот на 360 0 прыжком вверх,
имитация передачи и т. д. То же, но занимающиеся передвигаются в парах,
тройках от лицевой до лицевой линий.
Упражнения
для воспитания скоростно-силовых качеств.
Одиночные и серийные прыжки, толчком одной
и двух ног (правая, левая), с доставанием одной и двумя руками подвешенных
предметов (сетки, щита, кольца). Выпрыгивание из исходного положения, стоя
толчковой ногой на опоре 50 – 60 см, как без отягощения, так и с различными отягощениями
(10 – 20 кг). Спрыгивание с возвышения 40 – 60 см с последующим прыжком через
планку (прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх), установленную в
доступном месте, то же но с разбега 7 шагов. Подпрыгивание на месте в яме с
песком как на одной, так и на двух ногах, по 5 – 8 отталкиваний в серии. Прыжки
по наклонной плоскости выполняются на двух, одной ноге (правая, левая) под гору
и с горы, отталкивание максимально быстрое. Прыжки по ступенькам с максимальной
скоростью. Разнообразные прыжки со скакалкой. Прыжки через барьер толчком одной
и двух ног. Выпрыгивание на гимнастические маты (с постепенным увеличением
высоты). Прыжки с места вперёд-вверх, назад-вверх, вправо-вверх, влево-вверх,
отталкиваясь одной и двумя ногами, то же, но с преодолением препятствия.
Упражнения
с отягощениями.
Упражнения с набивными мячами (2-5 кг);
передачи различными способами одной и двумя руками с места и в прыжке (20-50
раз). Ходьба в полуприседе с набивными мячами. (50 -100 м).
Соревнования
(4 часов)
Принять участие в соревнованиях.
Третьего
года обучения.
Теория(2
часов).
Правила игры. Жесты судей. Участие в
судействе соревнований.
Техническая
подготовка (12 часов)
Овладение
техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек.
Совершенствование поворотов без мяча и с
мячом. Совершенствование стойки игрока, перемещение в стойке боком, спиной
вперёд, лицом. Совершенствование остановки двумя шагами и прыжком.
Совершенствование
техники ведения мяча.
Ведение мяча правой и левой рукой. Ведение
мяча с разной высотой отскока. Ведение с изменением направления. Ведение с
активным сопротивлением защитника.
Овладение
техникой ловли и передачи мяча.
Ловля и передача мяча в парах, тройках на
месте и в движении. Ловля высоколетящих мячей. Ловля мяча после отскока от
щита. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя - от груди, с отскоком от пола,
двумя – от головы. Скрытые передачи. Передача мяча со сменой мест в движении.
Передача мяча с активным сопротивлением защитника.
Овладение
техникой бросков мяча.
Бросок мяча одной рукой от плеча
с места и движении. Бросок мяча после ведения два шага. Бросок мяча после ловли
и ведения.
Бросок после остановки. Бросок
одной рукой от плеча со средней и дальней дистанции в прыжке. Штрафной бросок.
Бросок двумя руками снизу после ведения. Добивание мяча после отскока от мяча.
Бросок полукрюком, крюком.
Закрепление
техники и развитие координационных способностей.
Комбинации из освоенных элементов: ловля,
передача, ведение, бросок.
Тактическая
подготовка (12 часов).
Позиционное нападение в игровых
взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5. Нападение быстрым прорывом (1:0), (2:1),
(3:2). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Взаимодействие двух
игроков в защите и нападение через заслон. Позиционная игра против зонной
защиты. Двусторонняя игра.
Освоение
индивидуальных и командных защитных действий.
Перехват мяча. Вырывание и выбивание мяча.
Защитные действия (1:1), (1:2). Защитные действия против игрока с мячом и без
мяча. Борьба за отскок от щита. Зонная защита 3:2, 2:3.
Общефизическая
подготовка (8 часов).
Упражнения для развития физических
способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных,
скоростно-силовых. То же, что и во второй год обучения.
Соревнования
(4 часов).
Принять участие в школьных и районных
соревнованиях.
Дополнительные обобщающие материалы.
Литература для учителя:
1. «Комплексная
программа физического воспитания учащихся» В.И. лях (руководитель) М;
«Просвещение» 2011 год.
2. Журнал
«Спорт в школе» 2006 г.
3. Газета
«Спорт в школе» 2006-10 года.
4. Ковалько,
В. И. Индивидуальная тренировка / В.И. Ковалько – М.: Советский спорт, 1960.
5. Коузи,
Б. Баскетбол. Концепции и анализ / Б. Коузи, Ф. Пауэр. – М.: ФиС, 1975.
6. Кузнецов,
В.С. Упражнения и игры с мячами / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.:
Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
Литература для учащихся:
1. Лях
В.И. Физическая культура: учебник для учащихся 8 – 9 классов
общеобразовательных учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевич: под общей
редакцией В.И.Ляха. – М.: Просвещение, 2014. – 207 с.
2. Физическая
культура: 5-7 классы: учебник для общеобразовательных организаций – (М.Я.
Виленский, И.М. Туревский, Т.Ю. Торочкова и др.) под редакцией М.Я. Виленского.
– 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
Система
формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Умение и навыки проверяются во время
участия учащихся в межшкольных и районных соревнованиях, в организации и
проведении судейства внутришкольных соревнований. Подведение итогов по технической
и общефизической подготовке проводится 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся
выполняют контрольные нормативы.
Система диагностики – тестирование
физических и технических качеств:
Нормативы
технической подготовки. 1-й год обучения
Оценка
|
Штрафные
броски
|
Броски
с
дистанции
|
Скоростная
техника
|
Передачи
мяча
в стену
на
скорость
|
5
|
10
|
9
|
20
|
18
|
4
|
8
|
7
|
23
|
16
|
3
|
7
|
5
|
25
|
12
|
Нормативы
технической подготовки. 2-й год обучения
Оценка
|
Штрафные
броски
|
Броски
с дистанции
|
Скоростная
техника
|
Передачи
мяча в стену
на скорость
|
5
|
12
|
11
|
17
|
24
|
4
|
10
|
9
|
19
|
22
|
3
|
9
|
7
|
21ё
|
16
|
Нормативы
технической подготовки. 3-й год обучения
Оценка
|
Штрафные
броски
|
Броски
с
дистанции
|
Скоростная
техника
|
Передачи
мяча
в стену
на
скорость
|
5
|
15
|
13
|
13
|
28
|
4
|
13
|
11
|
15
|
26
|
3
|
11
|
9
|
17
|
22
|
Штрафные броски: выполняются
последовательно по 2 броска в каждое кольцо. После первого броска мяч подаёт
игроку его партнёр, после второго броска игрок сам подбирает мяч, ведёт его к
противоположному кольцу и там выполняет 2 броска в той же последовательности.
Упражнение выполняется 5 минут (20 бросков).
Броски с дистанции:
выполняются последовательно от десяти равноудалённых точек, по 2 броска с
каждой точки. Точки располагаются симметрично по обе стороны защиты на линии,
параллельно лицевой, а также проходят через проекцию центра кольца и по линиям
под углами 450 и 900 к щиту. Считается число попаданий.
Скоростная техника.
При выполнении обводки 3-секундной зоны игроку необходимо обязательно попасть в
кольцо; если мяч не попал в кольцо, следует выполнить дополнительные броски до
тех пор, пока он не попадёт в кольцо. Секундомер останавливается после того,
как игрок выполнит упражнения в обратную сторону (левой рукой) и мяч попадёт в
кольцо. При выполнении ведения следует соблюдать правила игры.
Передача мяча в стену на скорость.
Встать на расстоянии 2- 3 метра от стены лицом к ней и выполнять передачи мяча
двумя руками от груди в стену в течение 20 секунд, стараясь сделать как можно
больше передач.
Общефизическая
подготовка
Нормативы
технической подготовки. 1-й год обучения
Оценка
|
Прыжок
в длину
с
места
|
Челночный
бег
66,4
м
|
Бег
30 м
|
Бег
1000
м
|
5
|
190
|
6.2
|
4.9
|
4.10.0
|
4
|
180
|
6.5
|
5.2
|
4.20.0
|
3
|
170
|
6.7
|
5.4
|
4.30.0
|
Нормативы
технической подготовки. 2-й год обучения
Оценка
|
Прыжок
в длину
с
места
|
Челночный
бег
66,4
м
|
Бег
30 м
|
Бег
1000
м
|
5
|
220
|
5.7
|
4.5
|
3.50.0
|
4
|
210
|
6.0
|
4.7
|
4.00.0
|
3
|
200
|
6.2
|
5.0
|
4.20.0
|
Нормативы
технической подготовки. 3-й год обучения
Оценка
|
Прыжок
в длину
с
места
|
Челночный
бег
66,4
м
|
Бег
30 м
|
Бег
1000
м
|
5
|
240
|
5.0
|
4.2
|
3.20.0
|
4
|
230
|
5.2
|
4.5
|
3.30.0
|
3
|
220
|
5.5
|
4.8
|
3.40.0
|
Норматив «челночный бег» проводится
на баскетбольной площадке. Старт и финиш – с лицевой линии. Спортсмен бежит до
линии штрафного броска и возвращается обратно; затем он бежит до центральной
линии и возвращается до линии штрафного броска; далее бежит до противоположной
линии штрафного броска и возвращается к месту старта.
Проверка знаний правил судейства осуществляется
путём привлечения учащихся к судейству внутришкольных соревнований в качестве
судей в поле (3-й год обучения), судей на протоколе (2-й год обучения).
Участие в соревнованиях. Учащиеся
принимают участие не менее чем в двух соревнованиях в год и проводят не менее
5-6 матчевых встреч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.