Главная / Начальные классы / Программа педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ

Программа педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ


hello_html_67586886.gifhello_html_m32408645.gifhello_html_m4459a504.gif





Программа педагогического эксперимента

по освоению и внедрению СОТ

«Использование технологии развития критического мышления посредством чтения и письма» (РКМЧП) на уроках русского языка и литературы».








Выполнила:

учитель начальных классов высшей категории

МБОУ-кадетской школы № 95 г.о. Самара

Гаврилкова татьяна Викторовна








Самара, 2014 г.


Содержание

  1. Введение

  1. Актуальность опыта

  1. Перспективность опыта

  1. Теоретико – технологическая база опыта

  1. Понятие «критическое мышление»

  1. Модель технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма»

  1. Принципы построения уроков по технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма»

  1. Преимущества использования в профессиональной деятельности технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма»

  1. Психолого-педагогическое обоснование педагогического опыта

  1. Новизна опыта

  1. Адресная направленность и область применения опыта, трудоёмкость

  1. Обоснование возможности использования технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» на уроках русского языка и литературы

  1. Развитие критического мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы

  1. Применение технологии исследовательского обучения и информационных технологий на уроках русского языка и литературы как средства формирования критического мышления

  1. Результативность опыта







Введение.

Государственная политика в сфере образования реализуется посредством образовательных стандартов. В стандартах нового поколения прописано, что уже в начальной школе в результате изучения всех без исключения предметов у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, как основа умения учиться.  Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования должна быть направлена на реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Под метапредметными (универсальными) понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

В широком значении термин «универсальные учебные действия»  означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Формирование и развитие надпредметных (метапредметных) умений и навыков, универсальных учебных действий в образовательном процессе происходит при использовании образовательных технологий. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления.

В многочисленных психолого-педагогических и социально-педагогических исследованиях убедительно доказывается, что человек демократического общества должен обладать критическим мышлением (КМ)1, которое необходимо в ситуациях выбора и принятия решения, осмысления прогнозов и интерпретации информации, оценки различных мнений и точек зрения. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к самостоятельной активности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. В чём причина этого? На мой взгляд, в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.

Технология «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» – это такой способ обучения, при котором обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.

Цель программы: апробирование технологии критического мышления на уроках чтения и письма, изучение влияния РКМЧП на формирование и развитие личности школьника, обеспечение качественного образования по русскому языку и чтению.

Объект исследования - учебный процесс по русскому языку и чтению в начальном звене общеобразовательной школы.

Предмет исследования - формирование критического мышления у обучающихся в процессе профессиональной деятельности.

Задачи:

- выявление педагогических и психологических и педагогических условий, способствующих развитию критического мышления;

- рассмотрение теоретических основ технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» и выявление методов и приёмов, которые наиболее целесообразно использовать в процессе формирования самостоятельной активности обучающихся;

- создание оптимальных условий для развития творческих способностей школьника, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности для эффективного управления познавательной деятельностью школьников через использование технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма»;

- соуправление учебным процессом, возможность оценки учебного труда школьниками на основе гласности и открытых перспектив; содействие повышению качества образования.

Этапы реализации проекта

Подготовительный (январь 2013 г. – сентябрь 2013 г.) - анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами.

Основной (сентябрь 2013 г. – декабрь 2013 г.) - этап реализации: проведение уроков с использованием современных образовательных технологий, ИКТ, формирующих коммуникативную компетентность.

Заключительный (январь 2014 г. – май 2014 г.) - соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми.

Методы исследования:

  • анализ проблемы исследования;

  • изучение психолого-педагогической, методической литературы;

  • проектирование педагогического эксперимента;

  • диагностика (обобщение, сравнение, анкетирование, тестирование);

  • обобщение полученных результатов;

  • подведение итогов.

Ожидаемые результаты:

  • высокий уровень сформированности развития критического мышления;

  • повышение интереса к русскому языку и литературе и развитие мотивации учебной деятельности;

  • прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;

  • умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы;

  • активизация творческой деятельности.


Актуальность опыта

Одной из основных целей не только школьного образования, но и образования в целом, является овладение подрастающего поколения знаниями. Знания представляют собой важнейшую форму социального опыта, присваивая которую, человек приобщается к современной культурной традиции.

От того, насколько важным является в сознании индивидуума усвоение знаний, зависит не только его дальнейшая жизнь, но и уровень общественного развития.

Отрицательное отношение к знаниям ставит под угрозу интеллектуальное формирование личности. Поэтому важнейшей задачей школы является сохранение положительного отношения к учебе через формирование устойчивого положительного мотива обучения и, следовательно, через формирование устойчивого положительного отношения к знаниям. Кардинально изменившиеся цели и содержание образования требуют соответствующих изменений в организации учебно-воспитательного процесса, методах и формах обучения и воспитания.

Актуальность опыта определяется тем, что использование технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных приемов, «включить» обучающихся в активный процесс познания и достижения истинных знаний; учит школьника самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию; формирует универсальные виды учебной деятельности, необходимые для развития личности, её самореализации, готовности к непрерывному образованию, способной ставить цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Результат своей деятельности я вижу в росте интереса к русскому языку и литературе, в творческой самостоятельной активности обучающихся на уроках и внеклассных занятиях, в умении самостоятельно мыслить, в коммуникативной активности, стабильности результатов обучения.


Перспективность опыта.

Русский язык и литература - ведущие предметы гуманитарного цикла в системе школьного образования, имеют огромное значение в становлении и развитии личности ребёнка.

Язык - средство общения и форма передачи информации, средство хранения и усвоения знаний, часть духовной культуры русского народа, средство приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются характеристиками личности, которые определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Русский язык связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, способствует овладению будущей профессией.

Литература – учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Специфика школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах, приобщает нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и связью коммуникативной и эстетической функции слова.

И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием обращается к проблемам, связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память, формирует активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Учитывая особенности современного этапа образования, важно целенаправленно активизировать познавательную, мыслительную и творческую деятельность обучающихся. Для этого нужны новые, интересные детям, технологии.

Умения, навыки, сформированные при использовании технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» на уроках русского языка и литературы, найдут применение в преподавании различных учебных предметов.


Теоретико-технологическая база опыта

Принципиальным отличием ФГОС второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В отечественной психологической и педагогической науках разработана деятельностная парадигма образования, декларирующая целью образования развитие личности обучающегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира. В соответствии с этим процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно – нравственного опыта и социальной компетентности. Поэтому перед школой стоит задача сформировать метаумения:

  • Организация учебного процесса в новой информационно-образовательной среде основана на современных педагогических технологиях, и учитель свободен в их  выборе.

В обучении русскому языку и литературе использую элементы новых педагогических технологий, которые, считаю, активизируют деятельность учащихся, подталкивают их на творческий подход к изучению и исследованию предмета.

Существует множество современных технологий, целью которых и конечным результатом является овладение субъектом надпредметными когнитивными умениями, которые бы в дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий. Это технологии, основанные на личностных механизмах мышления: осознание, самокритика, самооценка и т.д., формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности технологии, формирующие культуру мышления, его самостоятельность. Технологией, которая в полной мере отвечает вышеперечисленному, является технология развития критического мышления.

Целью технологии развития критического мышления является развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.д.). Для того, чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, обучающиеся должны уметь просеивать информацию и сами принимать решения о том, что является важным, а что нет, критически и продуктивно оценивать поток информации, который обрушивается на них со всех сторон . Это умение является одним из метапредметных умений.

Об универсальном характере данной технологии позволяет говорить базовая модель - «вызов - осмысление - рефлексия», помогающая обучающимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали - задает не только определенную логику построения урока, но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. Несомненным достоинством применения технологии РКМЧП является ее открытость по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учителя. Технология открыта для решения большого спектра задач в образовательной сфере. Она направлена на воспитание базовых навыков человека открытого информационного общества, на развитии качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие.


Понятие «критическое мышление».

Термин «критическое мышление» известен с давних пор. В профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно, что связано с неоднозначностью данного понятия. С одной стороны, критическое мышление предполагает спор, конфликт. Критичность, исходя из взглядов И. Канта, - признание ограниченности, несовершенства собственных взглядов индивида на общество. С другой стороны, критическое мышление объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», « творческое мышление» и т.д. Об этом пишут в своих работах таких известные психологи, как Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Л. С. Выготский.

На сегодняшний день в различных научных исследованиях можно найти совершенно не похожие друг на друга определения термина «критическое мышление». Критическое мышление, по мнению Дж. А. Брауса и Д. Вуда, - это поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений. По мнению Д. Халперн, критическое мышление - это «использование таких когнитивных навыков или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата, …отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью… Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, это такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи».

Как бы не были разнообразны определения критического мышления, можно увидеть в них близкий смысл, отражающий оценочные и рефлексивные свойства мышления.

Критическое мышление - это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть его отличие от творческого мышления. Критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления, они развиваются в синтезе, взаимообусловлены.

Последние представления о критическом мышлении связаны с тем, что оно понимается как метакогнитивная способность. Мышление о мышлении – способность надстраиваться над мышлением (чужим и собственным) и деятельностью с целью выявления логических ошибок (мест возможного улучшения) и методологических промахов, с целью определения контекста деятельности и соответствия контексту. При этом одним из базовых учений является оценивание соответствия целей и средств, сообразности форм и содержания: оценивание, основанное на рефлексии. Каркас такого мышления составляют более мелкие навыки: различение понятий, деление объема понятий, сравнение по критериям, аналогия, интерпретация.

Считаю возможным выделить следующие признаки критического мышления:

- мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;

-аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;

- многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;

- индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;

- социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной прием взаимодействия – дискуссия.


Модель технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма».

Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.

Основу модели составляет трехфазовый процесс:


1.Вызов – 2.Реализация смысла (осмысление содержания) –

3. Рефлексия (размышление).


Технологичекие

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приемы и методы

I стадия (фаза)

Вызов:

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у обучающихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление списка «известной информации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): таблицы; верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия

Осмысление содержания:

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

ведение различных записей типа дневников, бортовых журналов;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции и т.д.). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия :

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть обучающихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.

Заполнение таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Принципы построения уроков по технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма»

1.Принцип освоения навыков в условиях специально организованной деятельности.

Обеспечивается особой формой организации процесса обучения, когда все участники вовлекаются в действия: выполнение упражнений, наблюдение за поведением других, анализ собственных ощущений и переживаний, сравнение собственного видения ситуации или факта с видением других.

2.Принцип максимальной активности в процессе обучения.

Все занятия предусматривают максимальный уровень включенности в деятельность каждого ученика. Используемые приемы позволяют активно участвовать в выполнении упражнений всем участникам обучения.

3. Принцип максимальной достоверности информации.

Он обеспечивается тем, что средством «извлечения» знаний является собственная деятельность участников.

4.Принцип активной исследовательской позиции.

Каждое упражнение должно быть поводом для анализа действий учащихся. Равенство мнения педагога и мнения каждого обучающегося, предоставляется каждому возможность высказаться, рассуждать, анализировать.

5.Принцип партнерского общения.

Он тесно связан с предыдущим принципом. Партнерское общение – это общение, при котором каждый участник учитывает интересы, эмоции, чувства, переживания тех, с кем общается. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу открытости, доверия, которая позволяет всем экспериментировать, открыто, не боясь ошибок и насмешек, высказывать свое мнение.


Преимущества использования в профессиональной деятельности технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма».

Использование технологии критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Использование технологии критического мышления дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Использование технологии критического мышления дает учителю:
- возможность создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Используя данную технологию на уроках русского языка и литературы, учитель развивает личность ученика, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать знания по этому предмету, а также учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.

В процессе применения технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы:

  • происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;

  • появляется возможность объединения отдельных дисциплин;

  • создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;

  • формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения;

  • учитель даёт обучающимся возможность реализовать свои способности, найти себя. Обучающийся в процессе обучения сам конструирует процесс, исходя из своих возможностей и способностей, реальных и конкретных целей, сам определяет конечный результат

Внедрение технологии РКМЧП обеспечивает качественный уровень языкового образования: овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамотного строя речи обучающихся.

Задача педагога заключается в том, чтобы раскрыть внутренний потенциал ребёнка, обеспечить максимальную самореализацию формирующейся личности, перевести органическую критичность подростка в управляемое педагогическое русло с помощью специальных усилий.

Учёт индивидуально-психологических особенностей ребёнка, тип его нервной системы является необходимым условием достижения успеха, даёт возможность работать на ребёнка, используя личностно-ориентированный подход, применять технологию развития критического мышления и другие современные технологии.






Новизна опыта:


1. В преобразовании и адаптации известной технологии развития критического мышления, рассчитанной на продвинутого ученика, к условиям учебного заведения, в котором я работаю.

2. Во внедрении в мою педагогическую деятельность приёмов технологии РКМЧП, которые выводят учеников на более высокий уровень мышления (сравнение, анализ, синтез, оценку и т.д.) и ориентируют на создание условий для свободного развития каждой личности.

3. В апробировании системы работы по развитию критического мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС.

4. В использовании нетрадиционных типов уроков.

5. Уроки носят характер преобразующей деятельности обучающихся. Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная изобретательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе.

Обоснование возможности использования технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» на уроках русского языка и литературы.

Уроки русского языка и литературы представляют собой богатейшие возможности по использованию технологии РКМЧП.

Во-первых, сама технология нацелена на развитие чтения и письма. Письмо - очень сложный вид работы, самая трудная часть учебного процесса, но и наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению. После долгих наблюдений за деятельностью учащихся на уроках русского языка и литературы я пришёл к выводу, что нельзя развивать речь, опираясь только на предметные знания, т. к. этого явно недостаточно. Почему? Речевая деятельность без развития мыслительной деятельности невозможна. Если нет оригинальных идей, то развитие речи невозможно. Вывод: речь и критическое мышление надо развивать одновременно. Именно на это и нацелена технология РКМЧП, а также на формирование аналитического мышления, т.к. выводит на ведущие компетенции: коммуникативную, языковедческую, культуроведческую.

Во-вторых, на уроках русского языка и литературы мы работаем с текстами. В стандартах образования заложен анализ текста, но приемы его анализа в технологическом плане разработаны слабо. Возникает противоречие: мы знаем, над чем работать, но не знаем, как работать. И возникают бесконечные вопросы. Современные методики русского языка и литературы пытаются найти ответы и оптимальные пути решения этого противоречия. Технология РКМЧП ликвидирует бреши, имеющиеся в нашей методике, и предлагает оригинальные приемы работы с текстом, позволяющие развивать мыслительные операции. Возникает идеальное сочетание: богатый опыт анализа текста отечественной стилистики и методы и приёмы технологии РКМЧП.

В-третьих, в целом гуманитарные предметы представляют больше возможностей для внедрения технологии РКМЧП, чем предметы естественно-математического курса, т. к. тексты русской классической литературы выводят на дискуссию, заставляют думать, спорить, высказывать собственную точку зрения. Обращаясь к художественному тексту, ученик вступает в новый диалог – диалог с писателем, временем, культурой, познаёт неистощимый потенциал слова, погружается в удивительный мир чувств, в котором мировоззрение становится мироощущением и переживанием. На уроках русского языка и литературы применение методов и приемов технологии РКМЧП возможно практически на любом уроке, что не всегда позволяют уроки естественно-математического цикла.

В-четвёртых, главная цель любого урока – воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формулировать свой взгляд на мир. Одним словом, человека не боящегося мыслить. Современная методика преподавания, к сожалению, не всегда позволяет создать в классе комфортные условия для каждого учащегося, атмосферу творчества.

Мой опыт преподавания в школе – это, прежде всего, поиск таких методов работы, которые позволили бы создавать на уроках атмосферу мыследеятельности и творчества. Применение на уроках технологии РКМЧП способно решить эту проблему. Именно поэтому работа на уроках в рамках этой технологии мне показалась интересной.

В чем же специфика применения образовательной технологии развития критического мышления?

Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

Во-вторых, фазы этой технологии инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким в выборе форм и стратегий работы с текстом, организуя дискуссии.

В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования.

Как было сказано выше, основу модели составляет трехфазовый процесс:

1.Вызов – 2.Реализация смысла (осмысление содержания) –

3. Рефлексия (размышление).

На стадии вызова настраиваю обучающихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. Предлагаю вернуться к уже накопленным знаниям по предложенной теме, даю возможность проанализировать свои мнения или чувства относительно какого-то вопроса (явления), связанного с целями обучения.

На этой стадии я формулирую задание, записываю на доске вопросы, оставляя место для последующей записи собранной информации. В обсуждении в парах учитель участвует чаще всего как слушатель. Возможны пары «ученик – ученик», «ученик – учитель».

Во время парной работы достигаю двойного эффекта:

  • происходит приращение знаний за счет припоминания того материала, который учащийся не вспомнил, работая индивидуально.

  • происходит «сортировка» первичных представлений, начальная проверка их на подлинность.

Примером парной работы могут служить приёмы:

ПРИЁМ « Корзина идей»  

  Проверка знаний учащихся с одновременным заполнением листа ватмана. Пишет учитель или учащийся

( по ситуации).

Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.

Приём «Что я знаю»

1)Озвучивание темы;

2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:

Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?;

3) Обсуждение с партнёром знаний.

Парная работа способствует развитию толерантности, умения прислушиваться к мнению партнера. Кроме того, ребята общаются на языке предмета, что способствует формированию лингвистической грамотности.

Я предлагаю обучающимся составить на доске общий список их знаний, предположений, если кто-то имеет возражения против какой-то информации, то он имеет право высказать свою точку зрения. На доске записываю всю информацию, даже ошибочную. Важно поощрять не правильные ответы, а активную работу учеников.

Также на этой стадии применяю приём

«Ассоциация»

1) Озвучивание темы;

2) Ответы на вопросы:

- О чём может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «---»?;

3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.


На уроках русского языка ассоциации применяю чаще всего как метод для запоминания трудных орфограмм или исключений из правил. Прошу, например, объединить слова-исключения, написав лингвистическую сказку или нарисовав рисунок.

Визуальную ассоциацию использую при запоминании правописания корней. В слове Флакон можно попросить учащихся схематично изобразить предмет и отметить его форму в виде буквы А.

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=273928682-63-72&n=21

флАкон



Тема «Гласные О-Ё после шипящих» предполагает запоминание  исключений, которые после шипящих имеют гласную О. Можно предложить школьникам связать эти слова в предложения. Возможен сюжет, который легко можно представить  в воображении. Пример текста, составленный мною: Шов на капюшоне, шорох в крыжовнике; чопорный обжора чокается в трущобе; шофёр, жонглёр, жокей в шортах едут по шоссе и жуют шоколад; чистят шомполом ружьё.

На уроках предлагаю каждому ученику сформулировать цели относительно темы урока, назвать ее и оценить свои умения по данной теме с помощью шкалы самооценки. Обращаю внимание на то, что вызывает трудности и над чем работать.

Стадия вызова логически приводит к следующей, содержательной, стадии.

На стадии реализации смысла (или стадии осмысления содержания) знакомлю обучающихся с новым материалом, которому посвящен урок. Они активно конструируют новую информацию и сами отслеживают этот процесс, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. Именно на стадии реализации смысла идет непосредственно работа с текстом – индивидуально, в парах, в малых группах или всем классом.

Стадия реализации смысла отличается от обычного знакомства с новым материалом на уроке тем, что использует такие приемы, которые позволяют направить восприятие.

Чтобы направить восприятие информации, сделать степень ее усвоения выше, необходимо эффективно провести стадию вызова.

Каждый ученик определил для себя цели знакомства с новой информацией, поэтому учитель на этапе восприятия нового может устраниться. Моя задача как преподавателя – организовать процесс, а это означает не только подобрать прием, с помощью которого можно было бы направлять восприятие новой информации, но и умело согласовать стадию вызова с информацией, полученной учениками. Планируя урок, я должен помнить, что на первой стадии мы делаем не вызов вообще, а вызов именно той информации, которая заключена в тексте. Структура текста должна отвечать той структуре, которая была задана на стадии вызова во время парной работы. Это, с одной стороны, облегчает работу обучающихся, а с другой стороны – «сужает» тему, не давая выйти за конкретные рамки, что способствует большей внимательности во время знакомства с информацией.

Кроме того, обязательное условие для такой работы – наличие в тексте как знакомой, так и новой информации. В тексте должна содержаться правильная информация, если мы хотим вывести учащихся не на спор, а на усвоение нового.

Предлагаю обучающимся текст не только прочитать, но и промаркировать (приём «Инсерт»):

«V» - я это знал(а);

«+» - я этого не знал(а) (новая информация);

«-» - я думал(а) иначе;

«?» - непонятная или недостаточная информация.

На стадии рефлексии обучающимся я предлагаю проанализировать только что пройденный ими процесс усвоения нового содержания и само его содержание. Данная стадия предоставляет возможность оценить себя и товарищей в плане приращенного знания; проанализировать процесс, методы и приемы, которым пользовались при обучении; определить области, где требуется дополнительная работа. Стадия рефлексии дает реальную возможность и стимул вернуться к стадии реализации смысла, если ученик сам определил необходимость дальнейшей работы с текстом. Кроме того, рефлексия зачастую представляет собой новый вызов, если возникают дополнительные вопросы и требуется дополнительная учебная деятельность.

Рефлексию на уроке осуществляю с помощью приемов: «Синквейн», «Самоанализ», «Эссе», «Анкета» и т.д.

На этой стадии должно произойти переосмысление предыдущих знаний, в том числе и проверка их на правильность.

Кроме того, очень важно, чтобы рефлексия не была перегружена приемами, но были выбраны важнейшие из тех, которые могут помочь достичь определенной цели».

Важным является и согласование всех стадий урока. Оно должно быть не только содержательным, сколько должны перекликаться используемые приемы.

Таблица «Знаю – хочу знать — узнал». Применяю данный прием на стадии рефлексии, но в большей степени как стратегию ведения урока в целом. 

Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения:

  • выделять ключевые слова;

  • систематизировать необходимую информацию;

  • анализировать, сравнивать и обобщать информацию;

  • развитие монологической речи;

  • способствует формированию потребности в поиске дополнительной информации, так как бывает, что не все вопросы охвачены на уроке. Эти вопросы и остаются в качестве домашнего задания, которое принимает форму увлекательной работы с информацией.

Для применения приема Таблица «Знаю – хочу знать — узнал»

  • Для организации взаимоопроса. После изучения темы обучающимся предлагается сформировать вопросы, связанные с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга используя свои таблицы.

  • Для начала беседы по изучаемой теме. Вопросы должны быть не скороспелыми, а обдуманными. Только тогда можно судить об основных направлениях изучения темы, о том, что интересует обучающихся.

  • Для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы.

Если урок прошел грамотно, ученик обязательно ответит на вопросы. Это для него не имеет значения, главное, что это его вопросы.

Кластер – универсальный способов графической организации материала, некая структура, каждая клеточка которой – определенная информация, т.е. блоки информации («гроздья мыслей»).

На стадии рефлексии материала кластер помогает мне установить уровень осмысления обучающимися предложенного им на уроке материала.

На стадии изучения материала кластер составляю совместно с обучающимися по ходу изучения материала, или предлагаю им делать это параллельно с объяснением материала. Проверенный в конце урока кластер будет служить списком материала, необходимого для осмысления к следующему уроку.

Кластер при самостоятельном чтении учебного материала позволяет осмыслить прочитанное, а я имею возможность по составленному кластеру определить верность установления причинно-следственных связей.

На стадии контроля предлагаю обучающимся заполнить уже подготовленные мною схемы-связи по контролируемому материалу. Заполнение кластера требует от ученика четкого изложения фактов и основных положений изученного материала.

Прием учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов.


Типы словосочетаний

по морфологическим признакам главного слова




Наречные


Именные



Глагольные




На данной стадии использую приём синквейн – стихотворная форма рефлексии.


Применяю синквейн для активизации познавательной деятельности и использую его как одну из форм развития речи. Одинаково хорошо работает на уроках русского языка и литературы, так как даёт обучающимся возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения обучающихся.

Сравнительная диаграмма – универсальный метод активизации обучающихся в учебной деятельности, позволяет научить находить общее и различное в изучаемых объектах, находить параметры, по которым можно провести подробный анализ двух-трех рассматриваемых понятий. В своей практике я предлагаю обучающимся составить сравнительную диаграмму различных языковых явлений. Предлагаю, например, сравнить обстоятельство как член предложения и придаточные обстоятельственные в сложноподчинённом предложении, сравнить условия написания разделительных ъ и ь.

Эссе (свободное письмо на заданную тему) использую на стадии рефлексии. Данный вид работы позволяет обучающимся подвести итог занятия, подытожить свои знания.

Результативность опыта

Чтобы видеть результаты своего труда, большое внимание уделяю контролю и учету знаний обучающихся. Текущий, тематический и итоговый контроль помогают выявить пробелы как в своей работе, так и в знаниях обучающихся, грамотно спланировать работу по их устранению.

Важным вопросом в процессе внедрения технологии критического мышления является мониторинг деятельности обучающихся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала.

Трудности, возникшие при переходе в режим работы по данной технологии, заключались в разрешении противоречия между невозможностью поставить ученика в активную позицию самостоятельного овладения грамотностью в работе по традиционной методике и необходимостью перехода к самостоятельной деятельности учащегося с опорой на формирование потребности в творчестве и в развитии креативных способностей.

Применение технологии развития критического мышления позволяет развить у детей умения конструировать текст, умения ставить вопросы к тексту, повышает уровень познавательных запросов учащихся.

Проведенные за последние три прошедших года исследования показали, что данные умения и навыки у обучающихся после применения технологии развития критического мышления значительно более развиты, чем до момента перехода на работу по данной технологии.

Апробировав технологию развития критического мышления на уроках русского языка и литературы, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся. Использование технологии развития критического мышления, ее приемов и методов дает хороший результат.

Уровень сформированности общеучебных умений и навыков (по оценке учителя и результатам анкетирования обучающихся):

2 класс (начало, 2013-2014 учебный год):

устойчивое владение навыками - 30 %

навыки в значительной степени сформированы - 65 %

навыки сформированы частично - 5 %

2 класс (конец, 2013-2014 учебный год):

устойчивое владение навыками - 63 %

навыки в значительной степени сформированы - 31 %

навыки сформированы частично - 6 %

В конце учебного года провожу аналогичную работу.

Результаты диагностики (в %)


В начале, середине и конце учебного года во 2 классе, где преподаю, провожу небольшое анкетирование, в котором учащимся предлагается ответить на ряд заданий.

Показатели коммуникативности (в %)


В результате оказалось, что при подготовке к устному сообщению большая часть обучающихся в основном пользовалась только учебником, иногда энциклопедиями и справочной литературой, дети высказывали точку зрения, которая содержится в пособии, а составление плана, кластера вызывало большие затруднения. После применения в течение года на уроках стратегий и приемов технологии развития критического мышления ответы ребят изменились.

Все это позволяет сделать вывод, что внедрение в процесс обучения технологии развития критического мышления способствует развитию коммуникативных качеств обучающихся, способствует формированию метапредметных умений.

Качество обученности и успеваемости.

Четко прослеживаются позитивные изменения результативности обучающихся по русскому языку и литературе. Успеваемость по предметам стабильна. Уровень обученности достигает 100%.

Динамика изменения показателей за последние три года представлена в диаграмме.





Мои обучающиеся регулярно принимают участие в школьных и районных олимпиадах по русскому языку и литературе, Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок - языкознание для всех», «Интеллект экспресс» и многих других..



1КМ – общепринятое в методической и научной литературе сокращение

Программа педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ
  • Начальные классы
Описание:

Технология «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» – это такой способ обучения, при котором обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.

Цель программы: апробирование  технологии  критического мышления на уроках чтения и письма, изучение влияния РКМЧП на формирование и развитие личности школьника, обеспечение качественного образования по русскому языку и чтению.

Объект  исследования  - учебный процесс по русскому языку и чтению в начальном звене общеобразовательной школы.

Предмет исследования - формирование критического мышления  у обучающихся в процессе  профессиональной деятельности.

Задачи

- выявление  педагогических и психологических и педагогических  условий, способствующих  развитию критического мышления;

- рассмотрение теоретических основ технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» и выявление методов и приёмов,которые наиболее целесообразно использовать в процессе формирования самостоятельной активности обучающихся;

- создание оптимальных условий для развития творческих способностей школьника, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности для эффективного управления познавательной деятельностью школьников через использование технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма»;

 

- соуправление учебным процессом, возможность оценки учебного труда школьниками на основе гласности и открытых перспектив; содействие повышению качества образования.

Автор Гаврилкова Татьяна Викторовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 463
Номер материала 45600
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓