Главная / Директору-завучу / Программа патриотического воспитания в школе

Программа патриотического воспитания в школе

Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

Толстой А.

I. Пояснительная записка



Введение



Программа гражданско – патриотического воспитания «Моя Родина - Россия» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г», Уставом МОУ «СОШ№2», локальными правовыми актами. - Законом РФ «Об образовании»;Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; Программой развития МОУ»СОШ№2».



Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №2» и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

II. Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи



Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.



В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.



Гражданское и патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности выполнения гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.



Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства



К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Это справедливо, ведь гражданское и патриотическое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения.



Необходимостью сохранения прочности государства объясняется особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений на современном этапе. Основой российского гражданского общества должны стать признание полиэтнического, поликультурного построения государственности и формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики.



Школа, в котором мы работаем и учимся, многонациональна по своему составу. В результате проведенной диагностики выявлено, что в нашей школе работают и учатся люди разных национальностей: русские, украинцы, дагестанцы, азербайджанцы и т.д. Это ставит перед нами задачи по формированию дружественных, гуманистических отношений, развитию этнической толерантности, как качества, свойственного природе человека. В настоящее время воспитание гражданина и патриота определяется задачами подготовки молодежи к жизни в демократическом обществе и правовом государстве. При этом интересы общества должны включать совокупность интересов отдельных личностей и групп населения. Одновременно интересы личности должны быть интегрированы в интересы общества и государства и способствовать их развитию и укреплению. В последнее десятилетне государство обратило самое пристальное внимание на данную проблему. Все важнейшие правительственные документы Закон РФ «Об образовании» в редакциях от 1992 и 1996 гг, Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Проект, Федеральная программа развития образования, утверждена в 2000 г., программы, принятые на федеральном уровне в течение последних лет - «Молодежь России», «Программа развития воспитания в системе образования России», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» основными направлениями воспитания провозглашены: воспитание гражданственности и патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к своей Родине, семье.



В целях успешной реализации поставленной проблемы необходима совместная, вызывающая созидательную энергию, общественно-значимая деятельность, которой мы и предлагаем заняться в ходе реализации данной программы.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

С целью решения важнейших воспитательных задач мы разработали Программу воспитания патриотизма у учащихся. Она построена на принципах межпредметных связей истории, краеведения и обществоведения являясь неотъемлемой частью единого учебно-воспитательного процесса. Ее реализация осуществляется в различных формах



работы: лекционные занятия, творческая деятельность и туристско-краеведческие и поисковые мероприятия. Лекционные занятия по истории (12 часов) подразделяются на темы: "Россия в поисках перспектив (1917-1927гг.)", в которую входят урочные темы ("От Февраля к Октябрю", "Гражданская война 1918-1921гг.", "Белые" и "красные", "Итоги десятилетия: достижения и потери") и "Великая Отечественная война.



III. Цель и задачи Программы



Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.



Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;

формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;

- развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

IV. Ресурсное обеспечение Программы



hello_html_m2e9e9cec.jpg

Директор школы: Осуществление общего контроля и руководства; руководство деятельностью коллектива; анализ ситуации и внесение корректив.

Заместитель директора по ВР и заместитель директора по УВР: координация реализации программы; проведение семинаров, консультаций; подготовка и издание методических рекомендаций.

Педагоги школы и классные руководители: реализация программы в системе воспитательной работы; использование современных воспитательных технологий.

V. Содержание Программы.

Программа включает в себя следующие направления:



1. Связь поколений: «Поклонимся великим тем годам!»

Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.



Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.



2. Растим патриота и гражданина России.

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

2. Развивать ученическое самоуправление.

3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.

4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

3. Мой край родной.

Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

1. Изучать историю родного края.

2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин Коми края».

3. Формировать экологическое поведение.

Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.

4. Я и семья.

Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.



Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники часы общения.



Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

Знаниевый компонент, основанный на предметном начале с 1 по 11 классы.

Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.

Систему тематических, творческих классных часов и внеклассных воспитательных мероприятий.

Школьное самоуправление.

Участие в тематических конкурсах, выставках.

Активное сотрудничество социумом и общественными организациями.



Реализация Программы рассчитана на 5 лет.



VI. Этапы реализации Программы

hello_html_5fb4a279.jpg



I этап: проектный – 2006 -2007 учебный год.

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический – 2007 -2009 учебные годы.



Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Моя родина - Россия».

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.

3. Развивать ученическое самоуправление.

4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.

5. Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными школами города.

6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

7. Проводить мониторинг реализации программы.

8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.



III этап: аналитический – 2009 -2010 учебный год.



Цель: анализ итогов реализации программы.



Задачи:

Обобщить результаты работы школы.

Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

Спланировать работу на следующий период.



VII. Механизм реализации Программы



Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МОУ «СОШ №2», а также тесное сотрудничество со спортивной школой города. МОУ «СОШ№2» сотрудничает с музеем, библиотеками, домом культуры, МОУ ДДТ, общественными организациями.



hello_html_77b0c19b.gif





VIII. Оценка эффективности реализации Программы.



Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.





Нравственно-духовные параметры:

1. сформированность гражданских навыков:

- умение работать и действовать идивидуально и в коллективе;

- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

- умение принимать и защищать свои решения;

- готовность к участию в общественных делах;

- готовность к образованию;

2. сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

- патриотизм и любовь к Родине;

- права и свободы человека и гражданина;

- символика Российской Федерации;

- национальное самосознание;

- уважение чести и достоинства других граждан;

- гражданственность.

Количественные параметры:

включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;

качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);

отсутствие детей с девиантным поведением;

деятельность детско-юношеской организации;

участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

проведение мероприятий.

IX. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

1. В школе как в образовательной системе:

- создание системы гражданско-патриотического воспитания;

- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

- в историко- краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

Литература:

1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе.

// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.

3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.



4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.

7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

9. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.

10. Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях.

// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002.- № 4.









Приложение:

Программа патриотического воспитания в школе
  • Директору-завучу
Описание:

          Программа гражданско – патриотического воспитания «Моя Родина - Россия» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г», Уставом  МОУ «СОШ№2», локальными правовыми актами. - Законом РФ «Об образовании»;Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; Программой развития МОУ»СОШ№2».

 

 

             Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении  «Средняя общеобразовательная школа №2»  и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Автор Калько Наталия Алексеевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 514
Номер материала 45284
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓