Патриотизм — это
не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это —
сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней
ее счастливых и ее несчастных дней.
Толстой А.
I. Пояснительная записка
Введение
Программа
гражданско – патриотического воспитания «Моя Родина - Россия» разработана в
соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской
Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ
на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на
2006-2010г», Уставом МОУ «СОШ№2», локальными правовыми актами. - Законом РФ
«Об образовании»;Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка;
Конституцией РФ; Программой развития МОУ»СОШ№2».
Программа
определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического
воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Средняя
общеобразовательная школа №2» и направлена на воспитание патриотизма и
формирование гражданственности.Программа представляет собой определенную
систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения
ряда воспитательных и социальных проблем.
II. Актуальность
проблемы патриотического воспитания детей и молодежи
Становление
гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит
от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня
коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и
обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную
личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за
свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится
важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и
духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический,
военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления
гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять
воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к
инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества,
готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою
материальную независимость. В формирование такой гражданской личности,
сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру,
ощутимый вклад должна внести современная школа.
В «Концепции
модернизации российского образования на период до 2010 года» сформулированы
важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирование у школьников
гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры,
инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной
социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
Гражданское и
патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность
органов государственной власти и организаций по формированию у граждан
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности
выполнения гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Современная
история России показывает, что только активная гражданская позиция является
необходимым условием становления полноценного гражданского общества и
демократического правового государства
К.Д. Ушинский
писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных
на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Это справедливо,
ведь гражданское и патриотическое воспитание – залог успешного воспитания
подрастающего поколения.
Необходимостью
сохранения прочности государства объясняется особое внимание к развитию
культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений на
современном этапе. Основой российского гражданского общества должны стать
признание полиэтнического, поликультурного построения государственности и
формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой
национальной политики.
Школа, в котором
мы работаем и учимся, многонациональна по своему составу. В результате
проведенной диагностики выявлено, что в нашей школе работают и учатся люди
разных национальностей: русские, украинцы, дагестанцы, азербайджанцы и т.д. Это
ставит перед нами задачи по формированию дружественных, гуманистических
отношений, развитию этнической толерантности, как качества, свойственного
природе человека. В настоящее время воспитание гражданина и патриота
определяется задачами подготовки молодежи к жизни в демократическом обществе и
правовом государстве. При этом интересы общества должны включать совокупность
интересов отдельных личностей и групп населения. Одновременно интересы личности
должны быть интегрированы в интересы общества и государства и способствовать их
развитию и укреплению. В последнее десятилетне государство обратило самое
пристальное внимание на данную проблему. Все важнейшие правительственные
документы Закон РФ «Об образовании» в редакциях от 1992 и 1996 гг, Национальная
доктрина образования в Российской Федерации. Проект, Федеральная программа
развития образования, утверждена в 2000 г., программы, принятые на федеральном
уровне в течение последних лет - «Молодежь России», «Программа развития
воспитания в системе образования России», «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Рекомендации по организации
внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего
профессионального образования», «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2006-2010 годы», «Концепция модернизации российского образования
на период до 2010 года» основными направлениями воспитания провозглашены:
воспитание гражданственности и патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и
свободам человека, любви к своей Родине, семье.
В целях успешной
реализации поставленной проблемы необходима совместная, вызывающая
созидательную энергию, общественно-значимая деятельность, которой мы и
предлагаем заняться в ходе реализации данной программы.
Но реализация
гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода
невозможна.
Гражданско-патриотическое
воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно
обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и
взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду,
участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и
обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический,
нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в
целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание
способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина
и патриота своей страны.
С целью решения
важнейших воспитательных задач мы разработали Программу воспитания патриотизма
у учащихся. Она построена на принципах межпредметных связей истории,
краеведения и обществоведения являясь неотъемлемой частью единого
учебно-воспитательного процесса. Ее реализация осуществляется в различных
формах
работы: лекционные
занятия, творческая деятельность и туристско-краеведческие и поисковые
мероприятия. Лекционные занятия по истории (12 часов) подразделяются на темы:
"Россия в поисках перспектив (1917-1927гг.)", в которую входят
урочные темы ("От Февраля к Октябрю", "Гражданская война
1918-1921гг.", "Белые" и "красные", "Итоги
десятилетия: достижения и потери") и "Великая Отечественная война.
III. Цель и
задачи Программы
Цель: создание
условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему
ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и
поведения.
Данная цель
охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя
учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды
деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
проведение
обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного
патриотического воспитания школьников;
формирование
эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные
условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству,
готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждение в
сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и
убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к
традициям родного края;
привлечение
учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных
ценностей родного края.
способствовать формированию у обучающихся
чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
создать условия
для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через
деятельность органов ученического самоуправления;
- развивать и
углублять знания об истории и культуре родного края.
IV. Ресурсное
обеспечение Программы
Директор школы: Осуществление общего контроля и
руководства; руководство деятельностью коллектива; анализ ситуации и внесение
корректив.
Заместитель
директора по ВР и заместитель директора по УВР: координация реализации
программы; проведение семинаров, консультаций; подготовка и издание
методических рекомендаций.
Педагоги школы и
классные руководители: реализация программы в системе воспитательной работы; использование
современных воспитательных технологий.
V. Содержание
Программы.
Программа включает
в себя следующие направления:
1. Связь поколений:
«Поклонимся
великим тем годам!»
Цель: Осознание
обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его
прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать
гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять
историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать
формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности
за будущее страны.
Формы:
тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели,
беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны,
воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные
памятным датам.
2. Растим патриота
и гражданина России.
Цель: формирование
гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать
правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Развивать
ученическое самоуправление.
3. Формировать
культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у
учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы:
тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины
по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный
журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. Мой край
родной.
Цель: Воспитание у
обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю
родного края.
2. Воспитывать у
обучающихся позицию «Я – гражданин Коми края».
3. Формировать
экологическое поведение.
Формы: экологическое
движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины,
тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.
4. Я и семья.
Цель: осознание
обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать
культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать
педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать
условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы,
родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование,
совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники часы общения.
Все эти
направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных
мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
Знаниевый компонент,
основанный на предметном начале с 1 по 11 классы.
Региональный
компонент с рассмотрением гражданской тематики.
Систему
тематических, творческих классных часов и внеклассных воспитательных
мероприятий.
Школьное
самоуправление.
Участие в
тематических конкурсах, выставках.
Активное
сотрудничество социумом и общественными организациями.
Реализация
Программы рассчитана на 5 лет.
VI. Этапы
реализации Программы
I этап: проектный
– 2006 -2007 учебный год.
Цель: подготовка
условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
Изучить
нормативную базу, подзаконные акты.
Разработать,
обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
Проанализировать
материально-технические, педагогические условия реализации программы.
Подобрать
диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап:
практический – 2007 -2009 учебные годы.
Цель: реализация
программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Моя родина - Россия».
Задачи:
1. Отработать
содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного
воздействия.
2. Обогащать
содержание гражданско-патриотического воспитания.
3. Развивать
ученическое самоуправление.
4. Разработать
методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
5. Расширять и
укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования,
культуры, спортивными школами города.
6. Вовлекать в
систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов
образовательной деятельности.
7. Проводить
мониторинг реализации программы.
8. Принимать
участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап:
аналитический – 2009 -2010 учебный год.
Цель: анализ
итогов реализации программы.
Задачи:
Обобщить
результаты работы школы.
Провести коррекцию
затруднений в реализации программы.
Спланировать
работу на следующий период.
VII. Механизм
реализации Программы
Для решения
поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое
пространство МОУ «СОШ №2», а также тесное сотрудничество со спортивной
школой города. МОУ «СОШ№2» сотрудничает с музеем, библиотеками, домом
культуры, МОУ ДДТ, общественными организациями.
VIII. Оценка
эффективности реализации Программы.
Оценка результативности
реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных
критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные
параметры:
1.
сформированность гражданских навыков:
- умение работать
и действовать идивидуально и в коллективе;
- знание своих
прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать
и защищать свои решения;
- готовность к
участию в общественных делах;
- готовность к
образованию;
2.
сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и
любовь к Родине;
- права и свободы
человека и гражданина;
- символика
Российской Федерации;
- национальное
самосознание;
- уважение чести и
достоинства других граждан;
-
гражданственность.
Количественные
параметры:
включенность
каждого школьника в воспитательные ситуации;
качество школьных
отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю,
классу, совместным делам);
отсутствие детей с
девиантным поведением;
деятельность
детско-юношеской организации;
участие в
конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
проведение
мероприятий.
IX. Ожидаемые
результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате
реализации Программы ожидается:
1. В школе как в
образовательной системе:
- создание системы
гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение
содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в
систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов
образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
- в познавательной
сфере: развитие творческих способностей;
- в историко-
краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование
гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной:
способность к самореализации в пространстве российского государства,
формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового
государства;
- в
духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов,
ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает
необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина
своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом
реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое
сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Литература:
1.
Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию
дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам:
сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций,
классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. -
Волгоград: «Учитель», 2006.
2. Вяземский Е.Е.
Гражданское образование в основной школе.
// Преподавание
истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
3.
Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский
путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
4. Иоффе А.Н.
Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. //
Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
5. Кузнецова Л.В.
Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в
педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- №
9.
6. Мастер-класс
для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование
работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.
7. Патриотическое
воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.:
2006.
8. Патриотическое
воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий.
Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
9. Салихова Р.
Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.
10. Следзевский
И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в
общеобразовательных учреждениях.
// Преподавание
истории и обществознания в школе.- 2002.- № 4.
Приложение:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.