Главная / Обществознание / Программа патриотического воспитания младшего школьника «Моё Отечество»

Программа патриотического воспитания младшего школьника «Моё Отечество»



Программа

патриотического воспитания младшего школьника

«Моё Отечество»

«А главное все-таки: люби, люби и люби свое отечество.

Ибо любовь эта даст тебе силу, и все остальное без труда совершишь»

Салтыков-Щедрин М. Е.

Пояснительная записка

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний. Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Системный подход воспитания патриотизма должен найти свое отражение в урочной, внеурочной и внеурочной деятельности младшего школьника, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности.

Патриотическое воспитание невозможно без участия в этом процессе родителей. Монтескье: «…лучшее средство привить любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у их отцов»

Цель программы - формирование основ патриотизма у младшего школьника.

Предполагаемый результат воспитания – гражданственность и патриотизм школьников, выражающиеся в их готовности и способности нести личную ответственность за благополучие общества и за собственное благополучие.

В основе программы положена концепция воспитания школьника, ключевым моментом которой является « глубокая взаимосвязь и взаимозависимость с малой родиной, на которой он живет». «Малая родина – это, прежде всего люди, которые окружают ребенка (семья, школьный коллектив, педагоги, друзья, соседи), их отношения; природное, историческое и культурное своеобразие региона, социальные отношения; культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории».

Программа концентрического типа, разработана на 4 года, имеет 6 ступеней:





Задачами патриотического воспитания младших школьников являются:


Предполагаемый результат:

  1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине.

(поэтапное формирование знаний согласно ступеням программы)

Учащиеся будут знать природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, страны, о законах, правах и обязанностях учащегося, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, знание исторических памятников страны, края, города).


2. Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.

Прогнозируется активизация эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств, как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе.


3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний.


Младшие школьники будут уметь отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, принять участие в общественно направленном труде, бережно относиться к природе, результатам труда других, отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками, укреплять свое здоровье и беречь здоровье окружающих







Принципы:

- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Направления работы:

- краеведческое;

- гражданское;

- культурно-эстетическое;

- спортивное;

- военно-патриотическое.

Мероприятия в 1-ом классе по программе «Моё Отечество»

Ступень программы

Направление

Мероприятие

Место в УВП

Цель

Формы и методы деятельности

Итоги

Я и моя семья

культурно-эстетическое

«Кто Я?»

«Какой Я?»

«Моя любимая игрушка»

«Мой лучший друг»

«Мои домашние обязанности»


Классные часы

Формировать детский коллектив,

ответственность к своим обязанностям

Творческая работа в виде устного сочинения



культурно-эстетическое

«Моё домашнее животное»


Урок окружающего мира

Формировать ответственное отношение к своим обязанностям, чувство любви к домашним питомцам

Творческая работа в виде устного сочинения



Культурно-эстетическое

Традиции моей семьи «Радость семейного счастья»

Классный час

Формировать семейные ценности, укреплять семейные традиции

Творческая работа в виде стенгазеты



Культурно-этетическое

«В здоровом теле – здоровый дух»

Классный час,

уроки окружающего мира


Бережно относиться к собственному здоровью, беречь здоровье окружающих

Уроки изучения нового материала, викторина



КУльтурно-эстетическое

О правилах дорожного движения (по программе школы)

Классные часы, внеурочные мероприятия

Знать и соблюдать ПДД, беречь свою жизнь и здоровье

Уроки изучения нового материала, викторины, творческие работы



Краеведческое, культурно-эстетическое

«Осенины»

Внеурочное мероприятие

Формировать представление о сезонных изменениях в природе, познакомиться с сельскохозяйственной продукцией Волгоградской области, формировать детский коллектив, укреплять родственные чувства

Творческая работа родителей



культурно-эстетическое

«Мама –первое слово»

Внеурочное мероприятие

Формировать детский коллектив, укреплять родственные чувства

Творческая работа



культурно-эстетическое

«А ну-ка, девочки»

Внеурочное мероприятие

Формировать детский коллектив, укреплять родственные чувства

Творческая работа родителей



культурно-эстетическое

«Мой папа самый лучший»

Внеурочное мероприятие

Формировать детский коллектив, укреплять родственные чувства

Творческая работа



культурно-эстетическое

«А ну-ка, мальчики»

Внеурочное мероприятие

Формировать детский коллектив, укреплять родственные чувства

Творческая работа родителей



культурно-эстетическое

«Здравствуй, здравствуй, Новый год!»

Внеурочное мероприятие

Формировать детский коллектив, укреплять родственные чувства

Творческая работа родителей



культурно-эстетическое

Дни именинников

Внеурочные мероприятия

Формировать детский коллектив, традиции, укреплять родственные чувства

Творческая работа родителей


Моя школа

краеведческое

История школы

Классный час

Познакомиться с историей школы

Лекция



культурно-эстетическое

Моя школа самая лучшая!

Классный час

Воспитывать любовь к школе

Творческая работа с помощью родителей


Мой район - Советский

краеведческое

История района

Классные часы

Познакомиться с историей района

Поисковая



краеведческое

Посещение планетария

Классный час

Коллективная поисковая работа

Экскурсия

Познакомиться с историй и деятельностью Волгоградского планетария



военно-патриотическое

«Вечная слава героям войны!»

Классный час

Познакомиться с историей ВОВ, формирование чувства гордости за свою семью

Творческая работа в виде сочинения о родственниках, живших в годы Великой Отечественной войны



краеведческое

Разработка туристического путеводителя по Волгограду

Внеурочное мероприятие

Познакомиться с достопримечательностями Волгограда

Коллективная поисковая работа



спортивное

«Мама, папа, я – спортивная семья»

Внеурочное мероприятие

Формировать потребность в здоровом образе жизни

Спортивное соревнование



культурно-эстетическое

Масленица

Внеурочное мероприятие

Формировать представление о народных традициях

Народное гуляние



культурно-эстетическое

Посещение кукольного театра

Внеурочное мероприятие

Формировать духовные ценности

Просмотр спектакля



гражданское

Гражданский час

Классный час, уроки музыки и изо

Формировать уважительное отношение к государственной символике России

Лекция, уроки, творческая работа



Краеведческое, культурно-эстетическое

«Друзья птиц»

Классный час, внеучебное мероприятие

Формировать бережное отношение природе, ответственность за «братьев меньших»

Творческая работа, практическая работа по изготовлению скворечников








Результаты первого года обучения.

Учащиеся с интересом участвуют в мероприятиях, предусмотренных программой «Моё Отечество», повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях.

Одним из внешних стимулов является участие в различных соревнованиях, конкурсах, акциях, проводимых в классе, школе, городе, крае. Эти же конкурсы показывают степень усвоения знаний, предусмотренных программой, и их применения на практике. Ученики знают традиции своей семьи, интересы своих родителей, государственную символику, государственные праздники, достопримечательности и историю Волгограда. Знания могут применять на практике.

Эмоциональная сфера учащихся 1 класса диагностирована методом наблюдения за поведением учащихся и нашла своё отражение в изобразительном творчестве. Учащиеся стараются добросовестно выполнять свои обязанности дома, в школе, в общественных местах. Дети бережно относятся к животным, продуктам труда других людей.

Уровень воспитанности, диагностируемый методом тестирования, – средний по классу.

В основном сформирован детский коллектив. Социометрические исследования показали, что отверженных в классе нет, выявлены лидеры. Учащиеся в основном научились работать в группах, а также умеют распределить с помощью классного руководителя обязанности во время коллективной работы в классе. С уважением относятся к взрослым.

Родители принимали активное участие в общественной жизни класса: организовывали и проводили праздничные мероприятия, помогали детям в поисковой и творческой работе.























Мероприятия во 2-ом классе по программе «Моё Отечество»



Ступень программы

Направление

Мероприятие

Место в УВП

Цель

Форма деятельности

Итоги

Мой район - Советский

краеведческое

Достопримечательности Волгограда

Классные часы, внеурочные мероприятия

Познакомиться с достопримечательностями Советского района

Поисковая

Оформление «Тетрадей Дружбы»


культурно-эстетическое

Акция «Чистая улица»

Внеклассное мероприятие

Очистить ближайшую зону возле гимназии , формировать экологическое мировоззрение

Практическая работа

Чистый берег пруда Мотовилихинский


Краеведческое, культурно-эстетическое

Посещениекраеведческого музея

Внеклассное мероприятие

Познакомиться с историей

Экскурсия

Доклады о продукции Мотовилихинских заводов


Краеведческое, культурно-эстетическое

Посещение музея Сарепта

Внеклассное мероприятие

Познакомиться с историей Сарепты

Экскурсия

Оформление «Тетрадей Дружбы», доклады

Мой город Волгоград

Краеведческое, культурно-эстетическое

Достопримечательности города Волгограда

Внеклассное мероприятие, классные часы

Познакомиться с достопримечательностями города Волгограда, историей города

Поисковая

1 место в краевом конкурсе «Всем краеведам краевед»,

диплом финалистов муниципального конкурса «Потешные прогулки по Перми», оформление «Тетрадей Дружбы», видеоролик об истории Пермского кукольного театра

http://youtu.be/FnncsxE2pW0


Краеведческое, культурно-эстетическое

Посещение Краеведческого музея

Внеклассное мероприятие

Познакомиться с древней историй Волгоградской области

Экскурсия

Участие в конкурсе юных археологов


Краеведческое, культурно-эстетическое

Автобусная экскурсия по Волгограду

Внеклассное мероприятие

Познакомиться с достопримечательностями нашего города

Экскурсия

Оформление «Тетрадей Дружбы», доклады


культурно-эстетическое

«Рождественские звездочки» в «Новогодних приключениях»

Внеклассное мероприятие

Познакомиться с историей праздника Рождество, формировать духовные ценности

Творческая работа

1 место в краевом конкурсе «Новогодние приключения»


культурно-эстетическое

Светлый праздник Пасха

Урок музыки, технологии, классный час

Познакомиться с историей праздника Пасха, формировать духовные ценности

Творческая работа, урок

Праздничные открытки


культурно-эстетическое

«Волк и семеро козлят на новый лад» (к празднику 8 марта)

Внеурочное мероприятие

Формировать семейные ценности

Творческая работа

Праздничный вечер для мам и бабушек


культурно-эстетическое

«Богатырские забавы»

Внеклассное мероприятие

Формировать семейные ценности

Конкурс для пап

Грамота за участие


культурно-эстетическое

Дни именинников

Внеурочные мероприятия

Формировать детский коллектив, традиции, укреплять родственные чувства

Творческая работа родителей

Конкурсные праздничные программы


Культурно-эстетическое

О правилах дорожного движения (по программе школы)

Классные часы, внеклассные мероприятия

Знать и соблюдать ПДД, быть ответственным пешеходом и пассажиром

Уроки, тренинговые занятия, творческая работа

1 место в городском конкурсе по правилам дорожного движения «Дорога и мы»

Мой родимый край – любимый край

краеведческое

Природа Волгоградской области

Классный час, урок окружающего мира, внеклассное мероприятие

Познакомиться с природным богатством Волгоградской области, беречь природные ресурсы

Поисковая, творческая

Оформление «Тетрадей Дружбы», доклады,

1 место в краевом конкурсе «Помоги реке»


Краеведческое, культурно-эстетическое

Экскурсия в краеведческий музей

Внеклассное мероприятие

Познакомиться с историей и достопримечательностями города

Экскурсия

Рисунок, отзыв об экскурсии


спортивное

«Веселые старты»

Внеурочное мероприятие»

Формировать потребность в здоровом образе жизни

Спортивное соревнование

1 место среди учащихся 1-2 классов


военно-патриотическое

Встреча с ветеранами вооруженных сил СССР

Внеурочное мероприятие

Формировать чувство гордости и благодарности за подвиг советских солдат в годы ВОВ

Диалог

Отзывы о встрече


военно-патриотическое

Конкурс чтецов, посвященный Победе в ВОВ

Внеурочное мероприятие

Формировать чувство гордости и благодарности за подвиг советских солдат в годы ВОВ

Творческая работа

2 место в школе


гражданское

Права и обязанности ребенка

Классный час

Формировать правовую культуру учащихся

Диалог

Участие в конкурсе рисунков «Нарисуем права»


В 3-ьем и 4-ом классах будет продолжена работа по изучению Волгоградской области, будет изучаться история, культура, природа нашей страны – России, а также будет происходить «наращивание» первых ступеней программы. Согласно принципам программы будет увеличена доля гражданского и военно-патриотического воспитания. Конкретные мероприятия будут разработаны на основе анализа воспитательной работы за 2-ой и 3-ий год обучения.





Программа патриотического воспитания младшего школьника «Моё Отечество»
  • Обществознание
Описание:

            Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

 

            Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. 

Автор Фадеева Татьяна Викторовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 658
Номер материала 40315
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓