Главная / ОБЖ / Программа отряда юных инспекторов движения «БЕРКУД» (для обучающихся 10 – 12 лет, срок реализации программы 3 года)

Программа отряда юных инспекторов движения «БЕРКУД» (для обучающихся 10 – 12 лет, срок реализации программы 3 года)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С возрастанием интенсивности движения на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движения.

Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях в мире погибает 1млн. 200тыс. человек. На долю дорожных аварий приходится четверть всех смертей, вызванных травмами и увечьями. Эти данные приводятся в докладе Генерального секретаря ООН «Глобальный кризис в области безопасного движения».

Практически каждое дорожно-транспортное происшествие совершается по вине пешехода. Необходимо научить ребенка правилам жизни во взрослом мире - в мире спешащих людей и машин. Причем надо отметить, что автомобили становятся опасными человеку в силу его недисциплинированности - как водителя, так и пешехода. Происшествие всегда является следствием того, что родители недосмотрели, педагоги недоучили, водитель не проявил достаточного профессионализма.

Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира и является, на мой взгляд, самой актуальной на сегодняшний день. Плата за свою безграмотность и несознательность очень дорога и ничем не оправданна. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.

Актуальность обучения, воспитания и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма подчеркивается высокими статистическими показателями. За последние 5 лет в России в дорожно-транспортных происшествиях погибли 7574 детей и подростков, а 116012 – получили травмы различной степени тяжести, многие остались инвалидами. Дорожно – транспортная обстановка в г. Фрязино Московской области также остается тревожной: зарегистрировано 2176 ДТП при которых 26 человек погибли и 240 травмированы В этой связи большое социальное значение приобретает процесс приобщения школьников к среде обитания современного человека, к сознательному определению своего места в сфере дорожного движения.

Новизна программы состоит в том, что:

  • наряду с образовательными задачами, она решает и задачи воспитания законопослушных граждан нашей страны. Обучение и воспитание базируются на знании психологических и физиологических возрастных особенностей поведения школьников;

  • программа дополнительного образования создает условия для адаптации школьников при изучении ПДД, вопросов страхования и оказания первой медицинской помощи, и дает возможность сгруппировать и классифицировать большое количество теоретического и практического материала;

  • в основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения;

  • изложены организация и содержание работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Считаю, что данная программа является педагогически целесообразной в виду нескольких причин: систематизируются и значительно расширяются теоретические и практические знания по безопасности дорожного движения (в школьном курсе темы разбросаны как по отдельным дисциплинам, так и разброс по годам), по медицине (формируются практически значимые для ребенка навыки оказания первой медицинской помощи) и основы административного права и страхование (учащимся этого возраста такие знания не преподаются в основной школе); косвенно ориентируем детей на будущую профессию.

Сформулируем основные принципы реализации программы:

1. Комплексность, понимаемая как согласованное взаимодействие ГИБДД, образовательных учреждений всех типов, родителей, координация различных профилактических мероприятий.

2. Дифференцированность, представляющая дифференциацию целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики дорожно-транспортного травматизма.

3. Аксиологичность, способствующая формированию у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку, окружающей среде, которые являются ориентирами и регуляторами их поведения.

4. Многоаспектность, направленная на сочетание различных направлений профилактической деятельности, включающей следующие аспекты: социальный, психологический и образовательный.

5. Последовательность (этапность) понимания как последовательное, постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, изучение правил безопасного поведения на улице, практическое внедрение алгоритма безопасного поведения участников дорожного движения.

6. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что живя в обществе, обязаны соблюдать ПДД ради общей безопасности.

Цель программы: Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.

Основные задачи:

  • Повышение общего уровня культуры поведения учащихся на дороге.

  • Активная пропаганда правил дорожного движения в школе, в ДОУ, предупреждение нарушений дорожного движения детьми.

  • Умение оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

  • Участие в городских, областных  смотрах и слетах ЮИД, конкурсах и соревнованиях.

  • Организация смотров и конкурсов среди учащихся начальных классов.

  • Активное привлечение в работу ЮИД по вопросам профилактики детского травматизма родителей и членов общественного совета школы.

  • Организация работы с юными велосипедистами.

  • Развитие творческих и мыслительных навыков детей.

  • Воспитание убежденного и образцового участника дорожного движения, активного агитатора и пропагандиста ПДД:

Занятия на втором году обучения уже планируются с учетом как возрастных особенностей членов ЮИД, так и уровня их подготовки. Особое внимание уделяется учебе – «выучи, соблюдай сам и научи других» по ПДД и практике – «попробуй, постарайся понять и у тебя все получиться» по медицине. В программу включены практические занятия с выходом в город Фрязино учащихся начальных классов. Решаются несколько практических задач:

  • переход через проезжую часть дороги колонной и в одиночку;

  • передвижение организованной колонны в светлое и темное время суток;

  • консультации по вопросам безопасного передвижения в школу и обратно;

  • сопровождение учащихся на экскурсии в лес.

Занятия по данной программе решают несколько проблем:

  • дети, проживая в отдаленных поселках, могут занять свое свободное время весьма полезным делом;

  • ребята активно вовлекаются в агитационно-массовую работу и могут проявить свои индивидуальные способности;

  • развиваются исследовательские и конструкторские навыки у детей;

  • занятия способствуют повышению самооценки и социального статуса детей;

  • различные формы работы воспитывают толерантность и гуманистическое отношение друг к другу;

  • прививают любовь к жизни, как бесценному дару природы и развиваются такие качества: как ответственность, исполнительность, доброта, взаимовыручка, отзывчивость, внимательность, аккуратность и т.д.

Освоив данную программу, ребенок будет наиболее информирован в области безопасного поведения на дороге, выступая в роли пешехода или водителя, по сравнению со своими сверстниками. Он приобретет ряд полезных навыков ориентирования в дорожной ситуации, оказания первой медицинской помощи не только при ДТП, но и в повседневной жизни. При наличии желания ребенок продолжит учебу в автошколе. Заглядывая в перспективу можно сказать, что мы воспитываем будущих дисциплинированных родителей, которые смогут передать свои знания и умения своим детям.

Программа рассчитана на 3 года обучения, адресована детям возрастной категории 10 -12 лет, т.к. у них отсутствует позитивный стереотип разумного поведения на дороге.

Объем программы 684 час (1 год – 228 часов, 2год – 228 часов и 3год – 228 часов).

К занятиям привлекаются работники правоохранительных органов, медицинский работник, родители учащихся, а по необходимости другой персонал школы.

Программы каждого года обучения имеют одинаковые разделы:

  • введение (4ч., 3ч., 3ч.)

  • изучение ПДД (149 ч., 123ч. и 123ч.);

  • оказание первой доврачебной помощи пострадавшим (37ч., 24ч. и 18ч.);

  • вождение велосипеда (0ч., 16ч. и 18ч.);

  • агитационно-массовая работа (18ч, 47ч. и 60ч.)

  • участие в массовых мероприятиях (16 ч., 55 ч., 60 ч.)

  • резерв (4ч., 7 ч., 4 ч.)

Анализ количества часов, отводимых на изучение каждого раздела, показывает, что к третьему году обучения основной акцент делается на использование приобретенных знаний и практического опыта для организации массовых мероприятий, учебы в начальной школе и даже на привлечение юных инспекторов дорожного движения для дежурства на территории школы и патрулирования на территории поселков.

Начиная с первого года обучения, в тематический план вносятся промежуточная и контрольная аттестация членов ЮИД, цель которой, выявить уровень усвоения теоретических знаний и практических умений и навыков после прохождения крупных блоков.

Результативность занятий также определяется участием отряда и каждого его члена в различных соревнованиях и организационной деятельностью каждого их них (персональное портфолио).

Занятия проводятся три раза в неделю – вторник с 1400 до 15 45 , среда и пятница с 1500 до 16 45 часов.

Формы и методы обучения весьма разнообразны: лекция, беседа, ролевая и тренировочные игры, диспуты, круглый стол, викторины, КВНы, экскурсии, практические занятия, игры с использованием информационных технологий, фигурное вождение велосипеда, строевая подготовка, встречи с инспекторами ГИБДД, социальным педагогом и психологом школы и т. д. Занятия ведутся с учетом возрастных, индивидуальных способностей и уровня подготовки детей.


Прогнозируемые результаты

Отряд ЮИД будет пополняться новыми членами и возможно будет разделение на небольшие возрастные группы для более эффективной организации занятий; творческое объединение ЮИД повысит свой социальный статус, занимая более значимое положение в структуре школьного самоуправления и поднимая свой рейтинг участием в районных мероприятиях; значительно повысится интерес школьников не только к массовым мероприятиям, но и к процессу получения новых теоретических и практических знаний по ПДД, административному и уголовному праву.

Косвенными критериями служат: развитие чувства ответственности и товарищества и взаимовыручки, воспитание грамотных участников дорожного движения, как в качестве пешехода, так и водителя, выработка обостренного чувства самосохранения и навыков здорового образа жизни.

Условия реализации образовательной программы

Необходим оборудованный кабинет по Правилам дорожного движения, автогородок, площадка да фигурного вождения велосипеда, постоянный доступ к Интернет - ресурсам, наличие подборки методической и художественной литературы для детей, серия цветных иллюстраций, плакатов, набор дорожных знаков, видеотека, настольные и методические игры по Правилам дорожного движения, экзаменационные билеты категории «АВ», методические разработки, велосипеды с защитными приспособлениями, доступ к компьютерам, медиаигры, форма для выезда на соревнования.

Немаловажную роль играет тесная связь с инспекторами ГИБДД, медицинскими работниками, родителями и другими специалистами из числа работников школы.


Учащиеся первого года обучения должны:

Знать:

  • основные понятия и термины, используемые в Правилах;

  • обязанности пешеходов и пассажиров;

  • значения сигналов светофора и регулировщика, дорожных знаков;

  • назначение дорожной разметки;

  • подачу сигналов указателями поворота и рукой, перестроение транспортных средств;

  • знаки: «Обгон» и «Встречный разъезд»;

  • как распознать и предвидеть опасность;

  • основные приемы оказания помощи пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии.


Уметь:

  • самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств;

  • ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации;

  • определять безопасные места для игр и езды на велосипеде;

  • соблюдать требования правил безопасности на остановках маршрутного транспорта, при посадке и высадке из него;

  • правильно, четко и интересно объяснять младшим школьникам, как безопасно вести себя на дорогах, как ориентироваться на сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях.



Учебно-тематический план

1 год обучения


п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Введение

4

4

-

2.

Изучение правил дорожного движения

149

74

61

2.1.

Основные понятия и термины, используемые в правилах

10

8

2

2.2.

Обязанности пешеходов, пассажиров. Регулирование дорожного движения светофорами и регулировщиками.

29

16

13

2.3.

Дорожные знаки, разметка.

39

23

16

2.4.

Расположение транспортных средств на проезжей части.

32

20

12

2.5.

Скорость движения.

11

8

3

2.6.

Правила движения для велосипедистов.

28

12

16

3.

Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях и ожогах.

37

27

10

4.

Агитационно – массовая работа в детских садах, начальных классах.

18

4

14

5.

Участие в массовых мероприятиях.

16

-

16

6.

Резерв

4

2

2


Итого:

228

124

104


Содержание программы

1-го года обучения

1. Введение

Знакомство с объединением ЮИД, планом работы. Детский дорожно-транспортный травматизм. Причины дорожно-транспортного травматизма. Ответственность пешеходов и велосипедистов за нарушение правил дорожного движения.

2. Изучение правил дорожного движения

2.1. Основные понятия и термины, используемые в правилах.

Теория: Краткая история создания правил дорожного движения. Понятия и термины: автомагистраль, велосипед, водитель, главная дорога, дорога, дорожно-транспортное происшествие, железнодорожный переезд, пешеход, пешеходный переход, полоса движения, полоса движения, маршрутное транспортное средство, обгон, перекресток, проезжая часть, регулировщик, участник дорожного движения и т. д.

Практика: конкурс кроссвордов и рисунков.

2.2. Обязанности пешеходов, пассажиров. Регулирование дорожного движения светофорами и регулировщиками.

Теория: Движение пешеходов по краю проезжей части, движение организованных пеших колонн по проезжей части, пересечение проезжей части на регулируемых и нерегулируемых пешеходных перекрестках. Выходы пешеходов на проезжую часть, движение через проезжую часть. Обязанности и правила поведения пассажиров при поездке на транспортном средстве.

Формы регулирования движения. Светофоры и их типы, значение сигналов светофора. Сигналы регулировщика. Положение корпуса и жесты регулировщика, и их значение.

Практика: изготовление макетов перекрестков с действующими светофорами, игры и эстафеты регулировщиков движения.

2.3. Дорожные знаки, разметка.

Теория: Назначение дорожных знаков. Знаки предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, указательные, знаки сервиса. Дополнительные средства информации. Информационно-указательные и знаки дополнительной информации (таблички).

Виды разметок, классификация дорог. Элементы дорог. Элементы улиц: проезжая часть, тротуары. Улицы главные и второстепенные. Виды перекрестков. Площадь, ее признаки. Назначение линий безопасности. Надписи на проезжей части. Начертание линий безопасности.

Практика: Изготовление дорожных знаков, конкурсы, викторины.

2.4. Расположение транспортных средств на проезжей части.

Теория: Движение транспортного средства по полосам или полосе движения, на дороге с двухсторонним движением, вне и в населенных пунктах.

Движение транспортного средства со скоростью 40км/ч, по трамвайным путям, при реверсивном движении.

Движение по обочинам и тротуарам, правила соблюдения дистанции.

Практика: изготовление макетов различных видов транспорта, моделирование при помощи макетов дорожных ситуаций.

2.5. Скорость движения.

Теория: Характеристика правил скорости движения. Основные правила скорости движения: скорость движения в населенных пунктах и вне населенных пунктов. Предельно разрешенная скорость движения транспортного средства.

Практика: изготовление учебного лото.

2.6. Правила движения для велосипедистов.

Теория: Виды велосипедов, управление велосипедом, правила движения велосипедов на дороге. Движение на подъемах и спусках, торможение на спусках. Движение на нерегулируемом пересечении дорог.

Практика: Езда на велосипеде по дорожным знакам, создание уличной ситуации на площадке. Езда на велосипеде по специально размеченной трассе с выполнением специальных заданий (проезд по доске, колее, узкой дороге, тропинке, в габаритные ворота, медленная езда, фигурная езда и т. д.).

3. Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях, ожогах.

Теория: Понятие о ране. Виды ран. Кровотечение наружное и внутреннее, их характеристики. Артериальное, венозное, капиллярное кровотечение, их обнаружение. Принятие мер по предупреждению заражения раны, понятие об асептике и антисептике, повязке и перевязке, индивидуальный перевязочный пакет первой помощи. Остановка кровотечения посредством прижатия артерии пальцем, наложение давящей повязки. Наложение жгута при ранении крупных сосудов. Резиновый и матерчатый жгут.

Правила наложения жгута. Первая помощь при кровотечении из носа. Понятие об ожогах, виды и степени ожогов. Правила оказания первой помощи после термического или электрического ожога, обморожении, солнечном и тепловом ударах.

Практика: Выполнение рисунков с обозначением мест, где следует прижать артерии для временной остановки артериальной крови. Накладывание давящей повязки, жгута.

4. Агитационно – массовая работа в детских садах, начальных классах.

  • игровая программа «Зеленый огонек»;

  • игра-эстафета «Школа светофорных наук»;

  • беседа «На красный свет – дороги нет!»

  • игровая программа «Пешеходы и водители»;

  • игровые программы «Веселая улица», «Учись по улицам ходить»;

  • конкурс знатоков «Знайте правила движения как таблицу умножения».


Учащиеся второго года обучения должны:

Знать:

  • основные сведения и требования к безопасности, предъявляемые к транспортным средствам;

  • правила дорожного движения – нормативный документ;

  • типы светофоров и их сигналы. Методы и способы управления светофорами;

  • группы знаков и их назначение;

  • требования к безопасности и правила движения для велосипедистов;

  • расположение транспортных средств на проезжей части;

  • скорость движения;

  • проезд перекрестков;

  • обгон, стоянка, остановка транспортных средств;

  • первая медицинская помощь при переломах, травматическом шоке;

  • первая помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания.


Уметь:

    • ориентироваться в дорожных ситуациях (распознавать опасности и принимать адекватные решения);

    • управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения;

    • решать ситуационные и другие задачи по Правилам дорожного движения с применением макетов и без них;

    • применять приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи;

    • проводить игры, беседы с учащимися, выступать с агитбригадой по теме;

    • выпускать памятки безопасности, стенгазеты.


Учебно-тематический план

2 год обучения


п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Введение

3

3

-

2.

Изучение правил дорожного движения

123

50

73

2.1.

Основные причины дорожно-транспортного травматизма с детьми

3

3

-

2.2.

Пешеходы на дороге

12

3

9

2.3.

Сигналы светофора и регулировщика

9

-

9

2.4.

Дорожные знаки, разметки

21

6

15

2.5.

Требования к движению велосипедов и мопедов

18

6

12

2.6.

Скоростной режим

12

7

5

2.7.

Обгон, остановка, стоянка транспортных средств

24

10

14

2.8.

Проезд перекрестков

21

12

9

2.9.

Движение через железнодорожные пути

3

3

-

3.

Первая помощь при травмах и несчастных случаях

24

9

15

3.1.

Переломы

12

3

9

3.2.

Травматический шок

6

4

2

3.3.

Правила наложения стерильных повязок

6

2

4

4.

Агитационно-массовая работа

55

18

37

4.1.

Беседы, игровые программы

33

15

18

4.2.

Дежурство в микрорайонах школ

10

-

10

4.3.

Выпуск стенгазет, молний

12

3

9

5.

Фигурное вождение велосипеда

16

-

16

6.

Резерв

7

3

4


Итого:

228

83

145




Содержание программы

2-го года обучения

1. Введение

Ознакомление обучающихся с планом работы объединения в учебном году. Задачи на новый учебный год.

2. Изучение правил дорожного движения

2.1. Основные причины дорожно-транспортного

травматизма с детьми.

Теория: Дорожно-транспортный травматизм. Основные причины происшествий с детьми. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортного происшествия.

2.2. Пешеходы на дороге.

Теория: Пешеходы на дороге. Обязанности пешеходов. Правила перехода через железнодорожные пути, дороги с односторонним и двухсторонним движением. Правила движения по загородной дороге.

Пересечение дороги за городом.

Правила для пассажиров. Обязанности пассажиров перед посадкой, во время движения и при высадке.

Практика: отработка умений правильного поведения пешеходов на дороге, викторина.

2.3. Сигналы светофора и регулировщика.

Практика: отработка умений ориентироваться по знакам светофора и командам регулировщика.

2.4. Дорожные знаки, разметки.

Теория: Дорожная разметка, ее значение для регулировки движения транспортных средств и пешеходов. Горизонтальная и вертикальная разметка.

Практика: моделирование дорожных ситуаций при помощи макетов, разрешение дорожных ситуаций.

2.5. Требования к движению велосипедов и мопедов.

Теория: Требования к движению велосипедов. Осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка. Места для движения на велосипедах. Движение в городских условиях и по дороге. Дорожно-транспортные происшествия и меры их предупреждения.

Практика: Фигурное вождение велосипеда.

2.6. Скоростной режим.

Теория: Расположение транспортных средств на проезжей части. Порядок движения транспортных средств по участкам трехполосной дороги. Перестроение транспортных средств. Движение транспортных средств. Скорость движения. Резкое торможение, внезапное маневрирование – причина столкновения транспортных средств.

Практика: изготовление макетов, плакатов.

2.7. Обгон, остановка, стоянка транспортных средств.

Теория: Обгон, встречный разъезд. Условия, при которых разрешается обгон. Путь обгона. Обгон с выездом на полосу встречного движения.

Остановка и стоянка. Порядок постановки транспортных средств. Стоянка с целью длительного отдыха. Запрет на остановку транспортных средств.

Практика: моделирование дорожных ситуаций при помощи макетов, разрешение дорожных ситуаций.

2.8. Проезд перекрестков.

Теория: Проезд перекрестков. Приоритет пешеходов и велосипедистов по отношению к поворачивающим транспортным средствам. Недостаточная пропускная способность участка дороги (затор). Проезд перекрестка при желтом мигающем светофоре. Регулируемые перекрестки. Левый поворот.

Движение в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом. Нерегулируемый перекресток. Движение при наличии знаков приоритета. Главная дорога меняет направление. Порядок разъезда безрельсовых транспортных средств на перекрестке равнозначных дорог.

Практика: изготовление наглядной агитации (плакатов).

2.9. Движение через железнодорожные пути.

Теория: Движение через железнодорожный переезд по железной дороге в соответствии с требованиями дорожных знаков, светофора, разметки, положения шлагбаума и указаниями дежурного. Запреты на выезд на переезд. Действия при вынужденной остановке на переезде.

Практика: изготовление макетов, моделирование дорожной ситуации.

3. Оказание первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях.

3.1. Переломы

Теория: Общее понятие о травме. Понятие о переломах. Основные признаки. Открытые и закрытые переломы. Переломы костей конечностей, ребер, костей таза, позвоночника, черепа. Обнаружение переломов и основные правила оказания первой медицинской помощи. Виды транспортных шин.

Практика: накладывание повязок: черепашья повязка на коленный и локтевой суставы, спиральная повязка на палец руки, на палец стопы, восьмиобразная повязка на голеностопный сустав, косыночная повязка на предплечье и плечо, шапочка Гиппократа. Наложение шин на верхние и нижние конечности.

3.2. Травматический шок.

Теория: Понятие о травматическом шоке, фазы его течения. Основные признаки и степени его тяжести. Профилактические мероприятия для предупреждения шока.

Практика: оказание первой медицинской помощи.

3.3. Правила наложения стерильных повязок.

Теория: Перевязочный материал и правила пользования им, типы повязок. Правила наложения стерильных повязок на голову, грудь.

Практика: Наложение повязок на палец, плечевой, локтевой, голеностопный суставы, голень, стопу.

4. Агитационно-массовая работа

  • беседа «Твой друг – велосипед»;

  • игровые конкурсные программы: «Веселая улица», «Авторинг», «Путешествие по дорогам старухи Аварии», «Когда поют светофоры», «Знатоки дорожного движения»;

  • викторины «Наши верные друзья», «Мы по улице идем», «Мы – пассажиры»;

  • дежурство на территории школы;

  • выпуск стенгазет, боевых листков, молний.


Учащиеся третьего года обучения должны:

Знать:

  • причины и последствия ДТП;

  • конфликтные ситуации на дороге и пути их решения;

  • правовое воспитание пешеходов;

  • организацию и регулирование дорожного движения;

  • сложные ситуации на дороге и перекрестке;

  • правила оказания первой помощи в пути, при ДТП;

  • содержание автомобильной аптечки первой помощи и назначение средств, в нее входящих;

  • историю дорожного движения.


Уметь:

    • применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и чрезвычайную ситуацию в качестве пассажира транспортного средства;

    • управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения;

    • уметь решать экзаменационные билеты по Правилам дорожного движения для водителей категории А и В;

    • проводить праздничные программы, конкурсы, соревнования среди детей и родителей;

    • выпускать по итогам дежурства на перекрестке молнии, боевые листки.


Учебно-тематический план

3 год обучения


п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

3

3

-

2.

Изучение Правил дорожного движения


125

87

38

2.1.

Ответственность за нарушение ПДД

4

4

-

2.2.

Расположение транспортных средств на проезжей части

18

12

6

2.3.

Движение по трамвайным путям попутного направления

9

6

3

2.4.

Правила движения для мотоциклиста, мопедиста

10

7

3

2.5.

Остановочный путь транспорта

10

7

3

2.6.

Встречный разъезд

10

7

3

2.7.

Остановка и стоянка

8

6

2

2.8.

Проезд перекрестков

10

4

6

2.9.

Движение через железнодорожные пути и по автомагистрали

8

4

4

2.10.

Приоритет маршрутных транспортных средств

8

6

2

2.11.

Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами

8

6

2

2.12.

Буксировка механических транспортных средств

8

6

2

2.13.

Перевозка людей

8

6

2

2.14.

Ответственность за нарушение ПДД

6

6

-

3.

Первая медицинская помощь при травмах

18

8

10

3.1.

Способы вентиляции легких

6

3

3

3.2.

Транспортировка пострадавших

9

3

6

3.3.

Содержание автомобильной аптечки

3

2

1

4.

Агитационно-массовая работа

60

15

45

4.1.

Занятия в школе светофорных наук

12

3

9

4.2.

Игровые программы и соревнования

12

3

9

4.3.

Выступление с рефератами

6

6

-

4.4

Выпуск стенгазет, молний

12

3

9

4.5.

Дежурство на территории школы и поселков

18

-

18

5.

Фигурное вождение велосипеда

18

-

18

6.

Резерв

4

-

4


Итого:

228

113

115




Содержание программы

3-его года обучения

1. Вводное занятие

Анализ работы (достижения и недостатки). Ознакомление обучающихся с планом работы в учебном году. Задачи на новый учебный год.

2. Изучение Правил дорожного движения

2.1. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.

Теория: Ответственность за нарушение Правил дорожного движения. Административная ответственность. Гражданская и уголовная ответственность. Состояние безопасности дорожного движения в районе, городе, поселке.

2.2. Расположение транспортных средств на проезжей части.

Теория: Расположение транспортных средств на проезжей части. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки. Начало движения, маневрирование. Запрет на движение транспортных средств.

Практика: моделирование дорожных ситуаций и их решение.

2.3. Движение по трамвайным путям попутного направления.

Теория: Движение по трамвайным путям попутного направления. Выезд на дорогу с реверсивным движением. Дистанция. Движение медленно движущихся транспортных средств.

Практика: создание учебного макета, оформление наглядной агитации.

2.4. Правила движения для мотоциклиста, мопедиста.

Теория: Мотоциклист на дороге. Правила движения для мотоциклиста, мопедиста. Трогание с места и остановка мотоцикла, переключение передач, повороты и развороты, вождение мотоцикла по улицам и дорогам. Дополнительные требования к движению мотоциклистов, мопедистов.

Практика: оформление плакатов.

2.5. Остановочный путь транспорта.

Теория: Остановочный путь транспорта. Зависимость остановочного пути от скорости и коэффициента сцепления шин с дорогой.

Практика: решение задач по правилам ПДД.

2.6. Встречный разъезд.

Теория: Встречный разъезд. Обгон безрельсового транспортного средства. Действия водителя обгоняемого Встречный разъезд.

Обгон с выездом на полосу встречного движения. Запрещение обгона. Приоритет транспортных средств при затрудненном разъезде на уклонах.

Практика: решение задач по правилам ДД.

2.7. Остановка и стоянка.

Теория: Остановка и стоянка. Места запрещения остановок и стоянок транспортных средств. Вынужденная остановка. Меры предупреждения самопроизвольного движения поставленных на стоянку транспортных средств.

Практика: решение задач по ПДД.

2.8. Проезд перекрестков.

Теория: Проезд перекрестков. Регулируемые перекрестки. Преимущество трамвая. Порядок проезда при смене сигналов. Нерегулируемые перекрестки. Порядок разъезда рельсовых и безрельсовых транспортных средств. Общий принцип приоритета движущегося транспортного средства в прямом направлении. Проезд через нерегулируемый, регулируемый пешеходный переход. Движение в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств.

Практика: моделирование дорожных ситуаций и их решение.

2.9. Движение через железнодорожные пути и по автомагистрали.

Теория: Движение через железнодорожные пути и по автомагистрали.

Остановочный путь поезда. Ограничения, при которых недопустим выезд на железнодорожный переезд. Вынужденная остановка на переезде. Сигнал остановки поезда. Сигнал общей тревоги. Движение по автомагистрали. Порядок движения. Вынужденная остановка.

Практика: моделирование дорожных ситуаций на макете.

2.10. Приоритет маршрутных транспортных средств.

Теория: Приоритет маршрутных транспортных средств. Приоритет трамвая, транспортных средств, находящихся на полосе для маршрутных транспортных средств, начинающих движение от обозначенной остановки.

Практика: моделирование дорожных ситуаций на макете, решение задач по ПДД.

2.11. Пользование внешними световыми приборами

и звуковыми сигналами.

Теория: Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Условия применения противотуманных фар, габаритных огней.

Переключение дальнего света на ближний. Включение приборов в условиях недостаточной видимости, в светлое время суток. Остановка и стоянка в темное время суток. Использование фары-прожектора и фары – искателя. Задние противотуманные фонари. Проблесковые маячки. Звуковые сигналы.

Практика: решение задач по ПДД.

2.12. Буксировка механических транспортных средств.

Теория: Буксировка механических транспортных средств на гибкой и жесткой сцепке, методом частичной погрузки. Запрет на буксировку.

Практика: изготовление демонстрационных плакатов.

2.13. Перевозка людей.

Теория: Перевозка людей

В кузове грузового автомобиля, перевозка групп детей в автобусе, на переднем сиденье автомобиля, на заднем сиденье мотоцикла. Запрет на перевозку людей.

Практика: изготовление демонстрационных плакатов.

2.14. Ответственность за нарушение ПДД.

Теория: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».

Ответственность за нарушение правил дорожного движения. Размеры штрафов за нарушение ПДД.

3. Первая медицинская помощь при травмах

3.1. Способы искусственной вентиляции легких.

Теория: Признаки синдрома длительного сдавливания, ушиба и сотрясения головного мозга, растяжение связок и вывихи суставов. Первая помощь при них. Способы искусственной вентиляции легких «изо рта в рот», «изо рта в нос», Сильвестра, Калистова, непрямой массаж сердца.

Практика: Отработка техники проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

3.2. Транспортировка больных.

Теория: Правила наложения стерильных повязок при открытом переломе, проникающем ранении живота, на нижнюю и верхнюю область живота.

Транспортировка пострадавших при ранении нижних конечностей, живота, грудной клетки, повреждениях костей черепа, переломах позвоночника. Переноска на руках, с помощью лямок, с использованием подручных средств.

Практика: Способы транспортировки пострадавших.

3.3. Содержание автомобильной аптечки.

Теория: Состав автомобильной аптечки: обезболивающие, противовоспалительные и противошоковые средства при травме, средства для остановки и кровотечения, обработки и перевязки ран, средства при болях в сердце, средства для сердечно- легочной реанимации при клинической смерти, средства при обмороке, средства для дезинтоксикации при отравлении пищей, средства при стрессовых реакциях.

Практика: комплектование медицинской автомобильной аптечки.

4. Агитационно-массовая работа

  • занятия в школе «Светофорных наук по темам: «Мы – пешеходы», «Знаки наши верные друзья», «Твой друг – велосипед»;

  • соревнования «Безопасное колесо»;

  • выступление с рефератами на школьных предметных декадах, в знаменательные дни и на родительских собраниях;

  • посвящение первоклассников в пешеходы;

  • конкурс рисунков по разной тематике;

  • конкурсная программа для начальных классов «Лучший знаток правил дорожного движения»;

  • агитбригада «Патрульные ребята»;

  • дежурство на территории школы;

  • выпуск стенгазет, молний, боевых листков и т. д.











Литература


1. Правила дорожного движения РФ. Утверждены постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23. 10. 1993г. №1090. Введены в действие с 01. 04. 2001г.

2. Экзаменационные билеты категории «А-В», утверждены Главным управлением ГИБДД МВД России. – М., 2001.

3. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения /авт.-сост. В.Е. Амелина, О. Л. Фастова.-2-е изд., испр.- М.: Глобус, 2006.

4. Юные друзья пожарных: программа работы кружка, конспекты занятий, внеклассные мероприятия / авт.-сост. С.В. Виноградова. – Волгоград: Учитель, 2007.

5. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Методическое пособие/ Под общей ред. В. Н. Кирьянова. – М., Издательский Дом Третий Рим, 2006. -80с.

6. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/ Под общ. Ред. В.Н.Кирьянова.- М., Издательский Дом Третий Рим, 2007. -56с.

7. Моделирование дорожно-транспортных происшествий. Лукошявиченко О.В. – М.: Транспорт, 1988г.

8. Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками.- М.: ТЦ Сфера, 2004.-128с. (Серия» Вместе с детьми».)

9. Я пешеход (альбом – раскраска). Компьютерная верстка, обработка – Р.Фаткуллин, Р.Еникеева. Отпечатано в тип. ЗАО «Башстройинформ», 1998г.

10. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В.- СПб., 2001г.

11. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями /авт.-сост. В.В.Шумилова, Е. Ф. Таркова. - Волгоград: Учитель, 2007.











hello_html_m4d466bb7.png

18



Программа отряда юных инспекторов движения «БЕРКУД» (для обучающихся 10 – 12 лет, срок реализации программы 3 года)
  • ОБЖ
Описание:

Цель программы:  Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к  вопросам личной безопасности и безопасности окружающих  участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.

            Основные задачи:

·   Повышение общего уровня культуры поведения учащихся на дороге.

·   Активная пропаганда правил дорожного движения в школе,  в ДОУ, предупреждение нарушений дорожного движения детьми.

·   Умение оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

·   Участие в городских, областных  смотрах и слетах ЮИД, конкурсах и соревнованиях.

·   Организация смотров и конкурсов среди учащихся начальных классов.

·   Активное привлечение в работу ЮИД по вопросам профилактики  детского  травматизма родителей и членов общественного совета школы.

·   Организация работы с юными велосипедистами.

·   Развитие творческих и мыслительных навыков детей.

·   Воспитание убежденного и  образцового участника дорожного движения, активного агитатора и пропагандиста ПДД:

      Занятия на втором году обучения уже планируются с учетом как возрастных особенностей членов ЮИД, так и уровня их подготовки. Особое внимание уделяется учебе – «выучи, соблюдай  сам и научи  других» по ПДД  и практике – «попробуй, постарайся понять и у тебя все получиться» по медицине. В программу включены практические занятия с выходом в город Фрязино учащихся начальных классов. Решаются несколько практических задач:

·        переход через проезжую часть дороги колонной и в одиночку;

·        передвижение организованной колонны в светлое и темное время суток;

·        консультации  по вопросам  безопасного передвижения в школу и обратно;

·        сопровождение учащихся на экскурсии в лес.

      Занятия по данной программе решают несколько проблем:

§    дети, проживая в отдаленных поселках,  могут занять свое свободное время весьма полезным делом;

§    ребята активно вовлекаются в агитационно-массовую работу и могут проявить свои индивидуальные способности;

§    развиваются исследовательские и конструкторские навыки у детей;

§    занятия способствуют повышению  самооценки и социального статуса детей;

§    различные формы работы воспитывают толерантность и гуманистическое отношение друг к другу;

§    прививают любовь к жизни, как бесценному дару природы и развиваются такие качества: как ответственность, исполнительность, доброта, взаимовыручка, отзывчивость, внимательность, аккуратность и т.д.

      Освоив данную программу,  ребенок будет наиболее информирован в области безопасного поведения на дороге, выступая в роли пешехода или водителя, по сравнению со своими сверстниками. Он приобретет  ряд  полезных навыков ориентирования в дорожной ситуации, оказания первой медицинской помощи не только при ДТП, но и в повседневной жизни. При наличии желания ребенок продолжит учебу в автошколе. Заглядывая в перспективу можно сказать, что мы воспитываем будущих дисциплинированных родителей, которые смогут передать свои знания и умения своим детям.

 

    Программа рассчитана на 3 года обучения, адресована детям возрастной категории 10 -12 лет, т.к. у них отсутствует позитивный стереотип разумного поведения на дороге. 

Автор Фурсов Валерий Федорович
Дата добавления 03.03.2015
Раздел ОБЖ
Подраздел Планирования
Просмотров 604
Номер материала 57429
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы