ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С возрастанием интенсивности движения на улицах и
дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движения.
Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях в мире
погибает 1млн. 200тыс. человек. На долю дорожных аварий приходится четверть
всех смертей, вызванных травмами и увечьями. Эти данные приводятся в докладе
Генерального секретаря ООН «Глобальный кризис в области безопасного движения».
Практически каждое дорожно-транспортное происшествие совершается
по вине пешехода. Необходимо научить ребенка правилам жизни во взрослом мире -
в мире спешащих людей и машин. Причем надо отметить, что автомобили становятся
опасными человеку в силу его недисциплинированности - как водителя, так и
пешехода. Происшествие всегда является следствием того, что родители
недосмотрели, педагоги недоучили, водитель не проявил достаточного
профессионализма.
Травматизм на дорогах - это проблема,
которая беспокоит людей всех стран мира и является, на мой взгляд, самой актуальной
на сегодняшний день. Плата за свою безграмотность и несознательность очень
дорога и ничем не оправданна. Попадание ребенка в дорожно-транспортное
происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил
дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он
испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
Актуальность обучения, воспитания и в
целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма подчеркивается
высокими статистическими показателями. За последние 5 лет в России в
дорожно-транспортных происшествиях погибли 7574 детей и подростков, а 116012 –
получили травмы различной степени тяжести, многие остались инвалидами. Дорожно
– транспортная обстановка в г. Фрязино Московской области также остается
тревожной: зарегистрировано 2176 ДТП при которых 26 человек погибли и 240
травмированы В этой связи большое социальное значение приобретает процесс
приобщения школьников к среде обитания современного человека, к сознательному
определению своего места в сфере дорожного движения.
Новизна программы состоит в том,
что:
· наряду
с образовательными задачами, она решает и задачи воспитания законопослушных
граждан нашей страны. Обучение и воспитание базируются на знании
психологических и физиологических возрастных особенностей поведения школьников;
· программа
дополнительного образования создает условия для адаптации школьников при
изучении ПДД, вопросов страхования и оказания первой медицинской помощи, и
дает возможность сгруппировать и классифицировать большое количество
теоретического и практического материала;
· в
основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и
традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения;
· изложены
организация и содержание работы по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма.
Считаю, что данная программа является педагогически
целесообразной в виду нескольких причин: систематизируются и значительно
расширяются теоретические и практические знания по безопасности дорожного
движения (в школьном курсе темы разбросаны как по отдельным дисциплинам, так и
разброс по годам), по медицине (формируются практически значимые для ребенка
навыки оказания первой медицинской помощи) и основы административного права и
страхование (учащимся этого возраста такие знания не преподаются в основной
школе); косвенно ориентируем детей на будущую профессию.
Сформулируем основные принципы реализации программы:
1. Комплексность, понимаемая как согласованное взаимодействие
ГИБДД, образовательных учреждений всех типов, родителей, координация различных
профилактических мероприятий.
2. Дифференцированность, представляющая дифференциацию целей,
задач, средств и планируемых результатов профилактики дорожно-транспортного
травматизма.
3. Аксиологичность, способствующая формированию у детей и
подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях,
здоровом образе жизни, уважении к человеку, окружающей среде, которые являются
ориентирами и регуляторами их поведения.
4. Многоаспектность, направленная на сочетание различных
направлений профилактической деятельности, включающей следующие аспекты:
социальный, психологический и образовательный.
5. Последовательность (этапность) понимания как последовательное,
постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, изучение
правил безопасного поведения на улице, практическое внедрение алгоритма
безопасного поведения участников дорожного движения.
6. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что
живя в обществе, обязаны соблюдать ПДД ради общей безопасности.
Цель программы: Формирование
у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной
безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения,
расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на
дорогах.
Основные задачи:
· Повышение
общего уровня культуры поведения учащихся на дороге.
·
Активная пропаганда правил дорожного движения в школе, в ДОУ,
предупреждение нарушений дорожного движения детьми.
·
Умение оказания первой помощи пострадавшим при
дорожно-транспортных происшествиях.
·
Участие в городских, областных смотрах и слетах ЮИД,
конкурсах и соревнованиях.
·
Организация смотров и конкурсов среди учащихся начальных классов.
· Активное
привлечение в работу ЮИД по вопросам профилактики детского травматизма
родителей и членов общественного совета школы.
· Организация
работы с юными велосипедистами.
·
Развитие творческих и мыслительных навыков детей.
· Воспитание
убежденного и образцового участника дорожного движения, активного агитатора и
пропагандиста ПДД:
Занятия на втором году обучения уже планируются с учетом как
возрастных особенностей членов ЮИД, так и уровня их подготовки. Особое внимание
уделяется учебе – «выучи, соблюдай сам и научи других» по ПДД и практике –
«попробуй, постарайся понять и у тебя все получиться» по медицине. В программу
включены практические занятия с выходом в город Фрязино учащихся начальных
классов. Решаются несколько практических задач:
·
переход через проезжую часть дороги колонной и в одиночку;
·
передвижение организованной колонны в светлое и темное время
суток;
·
консультации по вопросам безопасного передвижения в школу и
обратно;
·
сопровождение учащихся на экскурсии в лес.
Занятия по данной программе решают несколько проблем:
§ дети,
проживая в отдаленных поселках, могут занять свое свободное время весьма
полезным делом;
§ ребята
активно вовлекаются в агитационно-массовую работу и могут проявить свои
индивидуальные способности;
§ развиваются
исследовательские и конструкторские навыки у детей;
§ занятия
способствуют повышению самооценки и социального статуса детей;
§ различные
формы работы воспитывают толерантность и гуманистическое отношение друг к
другу;
§ прививают
любовь к жизни, как бесценному дару природы и развиваются такие качества: как
ответственность, исполнительность, доброта, взаимовыручка, отзывчивость,
внимательность, аккуратность и т.д.
Освоив данную программу, ребенок будет наиболее
информирован в области безопасного поведения на дороге, выступая в роли
пешехода или водителя, по сравнению со своими сверстниками. Он приобретет ряд
полезных навыков ориентирования в дорожной ситуации, оказания первой
медицинской помощи не только при ДТП, но и в повседневной жизни. При наличии
желания ребенок продолжит учебу в автошколе. Заглядывая в перспективу можно
сказать, что мы воспитываем будущих дисциплинированных родителей, которые
смогут передать свои знания и умения своим детям.
Программа рассчитана на 3 года обучения, адресована
детям возрастной категории 10 -12 лет, т.к. у них отсутствует позитивный
стереотип разумного поведения на дороге.
Объем программы 684 час (1 год – 228 часов, 2год –
228 часов и 3год – 228 часов).
К занятиям привлекаются работники правоохранительных
органов, медицинский работник, родители учащихся, а по необходимости другой
персонал школы.
Программы каждого года обучения имеют одинаковые разделы:
·
введение (4ч., 3ч., 3ч.)
·
изучение ПДД (149 ч., 123ч. и 123ч.);
·
оказание первой доврачебной помощи пострадавшим (37ч., 24ч. и
18ч.);
·
вождение велосипеда (0ч., 16ч. и 18ч.);
·
агитационно-массовая работа (18ч, 47ч. и 60ч.)
·
участие в массовых мероприятиях (16 ч., 55 ч., 60 ч.)
·
резерв (4ч., 7 ч., 4 ч.)
Анализ количества часов, отводимых на изучение каждого
раздела, показывает, что к третьему году обучения основной акцент делается
на использование приобретенных знаний и практического опыта для организации
массовых мероприятий, учебы в начальной школе и даже на привлечение юных
инспекторов дорожного движения для дежурства на территории школы и
патрулирования на территории поселков.
Начиная с первого года обучения, в тематический план
вносятся промежуточная и контрольная аттестация членов ЮИД, цель которой,
выявить уровень усвоения теоретических знаний и практических умений и навыков
после прохождения крупных блоков.
Результативность занятий также определяется участием отряда
и каждого его члена в различных соревнованиях и организационной деятельностью
каждого их них (персональное портфолио).
Занятия проводятся три раза в неделю – вторник с 1400
до 15 45 , среда и пятница с 1500 до 16 45
часов.
Формы и методы обучения весьма разнообразны:
лекция, беседа, ролевая и тренировочные игры, диспуты, круглый стол, викторины,
КВНы, экскурсии, практические занятия, игры с использованием информационных
технологий, фигурное вождение велосипеда, строевая подготовка, встречи с
инспекторами ГИБДД, социальным педагогом и психологом школы и т. д. Занятия
ведутся с учетом возрастных, индивидуальных способностей и уровня подготовки
детей.
Прогнозируемые результаты
Отряд ЮИД будет пополняться новыми членами и возможно
будет разделение на небольшие возрастные группы для более эффективной
организации занятий; творческое объединение ЮИД повысит свой социальный
статус, занимая более значимое положение в структуре школьного самоуправления
и поднимая свой рейтинг участием в районных мероприятиях; значительно
повысится интерес школьников не только к массовым мероприятиям, но и к
процессу получения новых теоретических и практических знаний по ПДД,
административному и уголовному праву.
Косвенными критериями служат: развитие чувства
ответственности и товарищества и взаимовыручки, воспитание грамотных участников
дорожного движения, как в качестве пешехода, так и водителя, выработка
обостренного чувства самосохранения и навыков здорового образа жизни.
Условия реализации образовательной программы
Необходим оборудованный кабинет по Правилам дорожного
движения, автогородок, площадка да фигурного вождения велосипеда, постоянный
доступ к Интернет - ресурсам, наличие подборки методической и художественной
литературы для детей, серия цветных иллюстраций, плакатов, набор дорожных
знаков, видеотека, настольные и методические игры по Правилам дорожного
движения, экзаменационные билеты категории «АВ», методические разработки,
велосипеды с защитными приспособлениями, доступ к компьютерам, медиаигры, форма
для выезда на соревнования.
Немаловажную роль играет тесная связь с инспекторами ГИБДД,
медицинскими работниками, родителями и другими специалистами из числа
работников школы.
Учащиеся
первого года обучения должны:
Знать:
ü
основные
понятия и термины, используемые в Правилах;
ü
обязанности
пешеходов и пассажиров;
ü
значения
сигналов светофора и регулировщика, дорожных знаков;
ü
назначение
дорожной разметки;
ü
подачу
сигналов указателями поворота и рукой, перестроение транспортных средств;
ü
знаки:
«Обгон» и «Встречный разъезд»;
ü
как
распознать и предвидеть опасность;
ü
основные
приемы оказания помощи пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии.
Уметь:
Ø
самостоятельно
определять места для безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и
нерегулируемым движением транспортных средств;
Ø
ориентироваться
на дороге и определять опасные ситуации;
Ø
определять
безопасные места для игр и езды на велосипеде;
Ø
соблюдать
требования правил безопасности на остановках маршрутного транспорта, при
посадке и высадке из него;
Ø
правильно,
четко и интересно объяснять младшим школьникам, как безопасно вести себя на
дорогах, как ориентироваться на сигналы светофора, регулировщика, дорожные
знаки;
Ø
оказывать
первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
п/п
|
Наименование
темы
|
Кол-во
часов
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Введение
|
4
|
4
|
-
|
2.
|
Изучение
правил дорожного движения
|
149
|
74
|
61
|
2.1.
|
Основные
понятия и термины, используемые в правилах
|
10
|
8
|
2
|
2.2.
|
Обязанности
пешеходов, пассажиров. Регулирование дорожного движения светофорами и
регулировщиками.
|
29
|
16
|
13
|
2.3.
|
Дорожные
знаки, разметка.
|
39
|
23
|
16
|
2.4.
|
Расположение
транспортных средств на проезжей части.
|
32
|
20
|
12
|
2.5.
|
Скорость
движения.
|
11
|
8
|
3
|
2.6.
|
Правила
движения для велосипедистов.
|
28
|
12
|
16
|
3.
|
Первая
медицинская помощь при ранах, кровотечениях и ожогах.
|
37
|
27
|
10
|
4.
|
Агитационно
– массовая работа в детских садах, начальных классах.
|
18
|
4
|
14
|
5.
|
Участие
в массовых мероприятиях.
|
16
|
-
|
16
|
6.
|
Резерв
|
4
|
2
|
2
|
|
Итого:
|
228
|
124
|
104
|
Содержание
программы
1-го
года обучения
1.
Введение
Знакомство
с объединением ЮИД, планом работы. Детский дорожно-транспортный травматизм.
Причины дорожно-транспортного травматизма. Ответственность пешеходов и
велосипедистов за нарушение правил дорожного движения.
2.
Изучение правил дорожного движения
2.1. Основные понятия и термины, используемые в
правилах.
Теория: Краткая
история создания правил дорожного движения. Понятия и термины: автомагистраль,
велосипед, водитель, главная дорога, дорога, дорожно-транспортное происшествие,
железнодорожный переезд, пешеход, пешеходный переход, полоса движения, полоса
движения, маршрутное транспортное средство, обгон, перекресток, проезжая часть,
регулировщик, участник дорожного движения и т. д.
Практика: конкурс
кроссвордов и рисунков.
2.2. Обязанности пешеходов, пассажиров. Регулирование
дорожного движения светофорами и регулировщиками.
Теория: Движение
пешеходов по краю проезжей части, движение организованных пеших колонн по
проезжей части, пересечение проезжей части на регулируемых и нерегулируемых
пешеходных перекрестках. Выходы пешеходов на проезжую часть, движение через проезжую
часть. Обязанности и правила поведения пассажиров при поездке на транспортном
средстве.
Формы регулирования движения. Светофоры и их типы, значение сигналов светофора.
Сигналы регулировщика. Положение корпуса и жесты регулировщика, и их значение.
Практика:
изготовление макетов перекрестков с действующими светофорами, игры и эстафеты
регулировщиков движения.
2.3. Дорожные знаки, разметка.
Теория:
Назначение дорожных знаков. Знаки предупреждающие, приоритета, запрещающие,
предписывающие, указательные, знаки сервиса. Дополнительные средства
информации. Информационно-указательные и знаки дополнительной информации
(таблички).
Виды разметок, классификация дорог. Элементы дорог. Элементы улиц: проезжая
часть, тротуары. Улицы главные и второстепенные. Виды перекрестков. Площадь, ее
признаки. Назначение линий безопасности. Надписи на проезжей части.
Начертание линий безопасности.
Практика:
Изготовление дорожных знаков, конкурсы, викторины.
2.4. Расположение транспортных средств на проезжей
части.
Теория: Движение
транспортного средства по полосам или полосе движения, на дороге с
двухсторонним движением, вне и в населенных пунктах.
Движение транспортного средства со скоростью 40км/ч, по трамвайным путям, при
реверсивном движении.
Движение по обочинам и тротуарам, правила соблюдения дистанции.
Практика:
изготовление макетов различных видов транспорта, моделирование при помощи
макетов дорожных ситуаций.
2.5. Скорость движения.
Теория:
Характеристика правил скорости движения. Основные правила скорости движения:
скорость движения в населенных пунктах и вне населенных пунктов. Предельно
разрешенная скорость движения транспортного средства.
Практика:
изготовление учебного лото.
2.6. Правила движения для велосипедистов.
Теория: Виды
велосипедов, управление велосипедом, правила движения велосипедов на дороге.
Движение на подъемах и спусках, торможение на спусках. Движение на
нерегулируемом пересечении дорог.
Практика: Езда на
велосипеде по дорожным знакам, создание уличной ситуации на площадке. Езда на велосипеде
по специально размеченной трассе с выполнением специальных заданий (проезд по
доске, колее, узкой дороге, тропинке, в габаритные ворота, медленная езда,
фигурная езда и т. д.).
3.
Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях, ожогах.
Теория: Понятие
о ране. Виды ран. Кровотечение наружное и внутреннее, их характеристики.
Артериальное, венозное, капиллярное кровотечение, их обнаружение. Принятие мер
по предупреждению заражения раны, понятие об асептике и антисептике, повязке и
перевязке, индивидуальный перевязочный пакет первой помощи. Остановка
кровотечения посредством прижатия артерии пальцем, наложение давящей повязки.
Наложение жгута при ранении крупных сосудов. Резиновый и матерчатый жгут.
Правила наложения жгута. Первая помощь при кровотечении из носа. Понятие об
ожогах, виды и степени ожогов. Правила оказания первой помощи после
термического или электрического ожога, обморожении, солнечном и тепловом
ударах.
Практика:
Выполнение рисунков с обозначением мест, где следует прижать артерии для
временной остановки артериальной крови. Накладывание давящей повязки, жгута.
4.
Агитационно – массовая работа в детских садах, начальных классах.
·
игровая
программа «Зеленый огонек»;
·
игра-эстафета
«Школа светофорных наук»;
·
беседа
«На красный свет – дороги нет!»
·
игровая
программа «Пешеходы и водители»;
·
игровые
программы «Веселая улица», «Учись по улицам ходить»;
·
конкурс
знатоков «Знайте правила движения как таблицу умножения».
Учащиеся второго года обучения должны:
Знать:
ü основные
сведения и требования к безопасности, предъявляемые к транспортным средствам;
ü правила
дорожного движения – нормативный документ;
ü типы
светофоров и их сигналы. Методы и способы управления светофорами;
ü группы
знаков и их назначение;
ü требования
к безопасности и правила движения для велосипедистов;
ü расположение
транспортных средств на проезжей части;
ü скорость
движения;
ü проезд
перекрестков;
ü обгон,
стоянка, остановка транспортных средств;
ü первая
медицинская помощь при переломах, травматическом шоке;
ü первая
помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания.
Уметь:
Ø ориентироваться
в дорожных ситуациях (распознавать опасности и принимать адекватные решения);
Ø управлять
велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения;
Ø решать
ситуационные и другие задачи по Правилам дорожного движения с применением
макетов и без них;
Ø применять
приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи;
Ø проводить
игры, беседы с учащимися, выступать с агитбригадой по теме;
Ø выпускать
памятки безопасности, стенгазеты.
Учебно-тематический
план
2
год обучения
№
п/п
|
Наименование
темы
|
Кол-во
часов
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Введение
|
3
|
3
|
-
|
2.
|
Изучение
правил дорожного движения
|
123
|
50
|
73
|
2.1.
|
Основные
причины дорожно-транспортного травматизма с детьми
|
3
|
3
|
-
|
2.2.
|
Пешеходы
на дороге
|
12
|
3
|
9
|
2.3.
|
Сигналы
светофора и регулировщика
|
9
|
-
|
9
|
2.4.
|
Дорожные
знаки, разметки
|
21
|
6
|
15
|
2.5.
|
Требования
к движению велосипедов и мопедов
|
18
|
6
|
12
|
2.6.
|
Скоростной
режим
|
12
|
7
|
5
|
2.7.
|
Обгон,
остановка, стоянка транспортных средств
|
24
|
10
|
14
|
2.8.
|
Проезд
перекрестков
|
21
|
12
|
9
|
2.9.
|
Движение
через железнодорожные пути
|
3
|
3
|
-
|
3.
|
Первая
помощь при травмах и несчастных случаях
|
24
|
9
|
15
|
3.1.
|
Переломы
|
12
|
3
|
9
|
3.2.
|
Травматический
шок
|
6
|
4
|
2
|
3.3.
|
Правила
наложения стерильных повязок
|
6
|
2
|
4
|
4.
|
Агитационно-массовая
работа
|
55
|
18
|
37
|
4.1.
|
Беседы,
игровые программы
|
33
|
15
|
18
|
4.2.
|
Дежурство
в микрорайонах школ
|
10
|
-
|
10
|
4.3.
|
Выпуск
стенгазет, молний
|
12
|
3
|
9
|
5.
|
Фигурное
вождение велосипеда
|
16
|
-
|
16
|
6.
|
Резерв
|
7
|
3
|
4
|
|
Итого:
|
228
|
83
|
145
|
Содержание
программы
2-го
года обучения
1.
Введение
Ознакомление
обучающихся с планом работы объединения в учебном году. Задачи на новый учебный
год.
2.
Изучение правил дорожного движения
2.1. Основные причины дорожно-транспортного
травматизма с детьми.
Теория: Дорожно-транспортный
травматизм. Основные причины происшествий с детьми. Разбор конкретных случаев
дорожно-транспортного происшествия.
2.2. Пешеходы на дороге.
Теория: Пешеходы
на дороге. Обязанности пешеходов. Правила перехода через железнодорожные пути,
дороги с односторонним и двухсторонним движением. Правила движения по
загородной дороге.
Пересечение дороги за городом.
Правила для пассажиров. Обязанности пассажиров перед посадкой, во время
движения и при высадке.
Практика:
отработка умений правильного поведения пешеходов на дороге, викторина.
2.3. Сигналы светофора и регулировщика.
Практика: отработка
умений ориентироваться по знакам светофора и командам регулировщика.
2.4. Дорожные знаки, разметки.
Теория: Дорожная
разметка, ее значение для регулировки движения транспортных средств и
пешеходов. Горизонтальная и вертикальная разметка.
Практика:
моделирование дорожных ситуаций при помощи макетов, разрешение дорожных
ситуаций.
2.5. Требования к движению велосипедов и мопедов.
Теория:
Требования к движению велосипедов. Осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка.
Места для движения на велосипедах. Движение в городских условиях и по дороге.
Дорожно-транспортные происшествия и меры их предупреждения.
Практика:
Фигурное вождение велосипеда.
2.6. Скоростной режим.
Теория:
Расположение транспортных средств на проезжей части. Порядок движения
транспортных средств по участкам трехполосной дороги. Перестроение транспортных
средств. Движение транспортных средств. Скорость движения. Резкое торможение,
внезапное маневрирование – причина столкновения транспортных средств.
Практика:
изготовление макетов, плакатов.
2.7. Обгон, остановка, стоянка транспортных средств.
Теория: Обгон,
встречный разъезд. Условия, при которых разрешается обгон. Путь обгона. Обгон
с выездом на полосу встречного движения.
Остановка и стоянка. Порядок постановки транспортных средств. Стоянка с целью
длительного отдыха. Запрет на остановку транспортных средств.
Практика:
моделирование дорожных ситуаций при помощи макетов, разрешение дорожных
ситуаций.
2.8. Проезд перекрестков.
Теория: Проезд
перекрестков. Приоритет пешеходов и велосипедистов по отношению к
поворачивающим транспортным средствам. Недостаточная пропускная способность
участка дороги (затор). Проезд перекрестка при желтом мигающем светофоре.
Регулируемые перекрестки. Левый поворот.
Движение в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно
с желтым или красным сигналом. Нерегулируемый перекресток. Движение при наличии
знаков приоритета. Главная дорога меняет направление. Порядок разъезда
безрельсовых транспортных средств на перекрестке равнозначных дорог.
Практика:
изготовление наглядной агитации (плакатов).
2.9. Движение через железнодорожные пути.
Теория: Движение
через железнодорожный переезд по железной дороге в соответствии с требованиями
дорожных знаков, светофора, разметки, положения шлагбаума и указаниями
дежурного. Запреты на выезд на переезд. Действия при вынужденной остановке на
переезде.
Практика:
изготовление макетов, моделирование дорожной ситуации.
3.
Оказание первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях.
3.1. Переломы
Теория: Общее
понятие о травме. Понятие о переломах. Основные признаки. Открытые и закрытые
переломы. Переломы костей конечностей, ребер, костей таза, позвоночника,
черепа. Обнаружение переломов и основные правила оказания первой медицинской
помощи. Виды транспортных шин.
Практика:
накладывание повязок: черепашья повязка на коленный и локтевой суставы,
спиральная повязка на палец руки, на палец стопы, восьмиобразная повязка на
голеностопный сустав, косыночная повязка на предплечье и плечо, шапочка
Гиппократа. Наложение шин на верхние и нижние конечности.
3.2. Травматический шок.
Теория: Понятие о
травматическом шоке, фазы его течения. Основные признаки и степени его тяжести.
Профилактические мероприятия для предупреждения шока.
Практика: оказание
первой медицинской помощи.
3.3. Правила наложения стерильных повязок.
Теория:
Перевязочный материал и правила пользования им, типы повязок. Правила наложения
стерильных повязок на голову, грудь.
Практика:
Наложение повязок на палец, плечевой, локтевой, голеностопный суставы, голень,
стопу.
4.
Агитационно-массовая работа
·
беседа
«Твой друг – велосипед»;
·
игровые
конкурсные программы: «Веселая улица», «Авторинг», «Путешествие по дорогам
старухи Аварии», «Когда поют светофоры», «Знатоки дорожного движения»;
·
викторины
«Наши верные друзья», «Мы по улице идем», «Мы – пассажиры»;
·
дежурство
на территории школы;
·
выпуск
стенгазет, боевых листков, молний.
Учащиеся третьего года обучения должны:
Знать:
ü причины
и последствия ДТП;
ü конфликтные
ситуации на дороге и пути их решения;
ü правовое
воспитание пешеходов;
ü организацию
и регулирование дорожного движения;
ü сложные
ситуации на дороге и перекрестке;
ü правила
оказания первой помощи в пути, при ДТП;
ü содержание
автомобильной аптечки первой помощи и назначение средств, в нее входящих;
ü историю
дорожного движения.
Уметь:
Ø применять
приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и чрезвычайную ситуацию в
качестве пассажира транспортного средства;
Ø управлять
велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения;
Ø уметь
решать экзаменационные билеты по Правилам дорожного движения для водителей
категории А и В;
Ø проводить
праздничные программы, конкурсы, соревнования среди детей и родителей;
Ø выпускать
по итогам дежурства на перекрестке молнии, боевые листки.
Учебно-тематический
план
3
год обучения
№
п/п
|
Наименование
темы
|
Кол-во
часов
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Вводное
занятие
|
3
|
3
|
-
|
2.
|
Изучение
Правил дорожного движения
|
125
|
87
|
38
|
2.1.
|
Ответственность
за нарушение ПДД
|
4
|
4
|
-
|
2.2.
|
Расположение
транспортных средств на проезжей части
|
18
|
12
|
6
|
2.3.
|
Движение
по трамвайным путям попутного направления
|
9
|
6
|
3
|
2.4.
|
Правила
движения для мотоциклиста, мопедиста
|
10
|
7
|
3
|
2.5.
|
Остановочный
путь транспорта
|
10
|
7
|
3
|
2.6.
|
Встречный
разъезд
|
10
|
7
|
3
|
2.7.
|
Остановка
и стоянка
|
8
|
6
|
2
|
2.8.
|
Проезд
перекрестков
|
10
|
4
|
6
|
2.9.
|
Движение
через железнодорожные пути и по автомагистрали
|
8
|
4
|
4
|
2.10.
|
Приоритет
маршрутных транспортных средств
|
8
|
6
|
2
|
2.11.
|
Пользование
внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
|
8
|
6
|
2
|
2.12.
|
Буксировка
механических транспортных средств
|
8
|
6
|
2
|
2.13.
|
Перевозка
людей
|
8
|
6
|
2
|
2.14.
|
Ответственность
за нарушение ПДД
|
6
|
6
|
-
|
3.
|
Первая
медицинская помощь при травмах
|
18
|
8
|
10
|
3.1.
|
Способы
вентиляции легких
|
6
|
3
|
3
|
3.2.
|
Транспортировка
пострадавших
|
9
|
3
|
6
|
3.3.
|
Содержание
автомобильной аптечки
|
3
|
2
|
1
|
4.
|
Агитационно-массовая
работа
|
60
|
15
|
45
|
4.1.
|
Занятия
в школе светофорных наук
|
12
|
3
|
9
|
4.2.
|
Игровые
программы и соревнования
|
12
|
3
|
9
|
4.3.
|
Выступление
с рефератами
|
6
|
6
|
-
|
4.4
|
Выпуск
стенгазет, молний
|
12
|
3
|
9
|
4.5.
|
Дежурство
на территории школы и поселков
|
18
|
-
|
18
|
5.
|
Фигурное
вождение велосипеда
|
18
|
-
|
18
|
6.
|
Резерв
|
4
|
-
|
4
|
|
Итого:
|
228
|
113
|
115
|
Содержание программы
3-его года обучения
1.
Вводное занятие
Анализ
работы (достижения и недостатки). Ознакомление обучающихся с планом работы в
учебном году. Задачи на новый учебный год.
2.
Изучение Правил дорожного движения
2.1. Ответственность за нарушение Правил дорожного
движения.
Теория:
Ответственность за нарушение Правил дорожного движения. Административная
ответственность. Гражданская и уголовная ответственность. Состояние
безопасности дорожного движения в районе, городе, поселке.
2.2. Расположение транспортных средств на проезжей
части.
Теория:
Расположение транспортных средств на проезжей части. Применение аварийной
сигнализации и знака аварийной остановки. Начало движения, маневрирование.
Запрет на движение транспортных средств.
Практика:
моделирование дорожных ситуаций и их решение.
2.3. Движение по трамвайным путям попутного
направления.
Теория: Движение
по трамвайным путям попутного направления. Выезд на дорогу с реверсивным
движением. Дистанция. Движение медленно движущихся транспортных средств.
Практика: создание
учебного макета, оформление наглядной агитации.
2.4. Правила движения для мотоциклиста, мопедиста.
Теория:
Мотоциклист на дороге. Правила движения для мотоциклиста, мопедиста. Трогание с
места и остановка мотоцикла, переключение передач, повороты и развороты,
вождение мотоцикла по улицам и дорогам. Дополнительные требования к движению
мотоциклистов, мопедистов.
Практика:
оформление плакатов.
2.5. Остановочный путь транспорта.
Теория:
Остановочный путь транспорта. Зависимость остановочного пути от скорости и
коэффициента сцепления шин с дорогой.
Практика: решение
задач по правилам ПДД.
2.6. Встречный разъезд.
Теория:
Встречный разъезд. Обгон безрельсового транспортного средства. Действия
водителя обгоняемого Встречный разъезд.
Обгон
с выездом на полосу встречного движения. Запрещение обгона. Приоритет транспортных
средств при затрудненном разъезде на уклонах.
Практика: решение
задач по правилам ДД.
2.7. Остановка и стоянка.
Теория:
Остановка и стоянка. Места запрещения остановок и стоянок транспортных средств.
Вынужденная остановка. Меры предупреждения самопроизвольного движения
поставленных на стоянку транспортных средств.
Практика: решение
задач по ПДД.
2.8. Проезд перекрестков.
Теория: Проезд
перекрестков. Регулируемые перекрестки. Преимущество трамвая. Порядок проезда
при смене сигналов. Нерегулируемые перекрестки. Порядок разъезда рельсовых и
безрельсовых транспортных средств. Общий принцип приоритета движущегося
транспортного средства в прямом направлении. Проезд через нерегулируемый,
регулируемый пешеходный переход. Движение в местах расположения остановок
маршрутных транспортных средств.
Практика:
моделирование дорожных ситуаций и их решение.
2.9. Движение через железнодорожные пути и по
автомагистрали.
Теория: Движение
через железнодорожные пути и по автомагистрали.
Остановочный
путь поезда. Ограничения, при которых недопустим выезд на железнодорожный
переезд. Вынужденная остановка на переезде. Сигнал остановки поезда. Сигнал
общей тревоги. Движение по автомагистрали. Порядок движения. Вынужденная
остановка.
Практика:
моделирование дорожных ситуаций на макете.
2.10. Приоритет маршрутных транспортных средств.
Теория: Приоритет
маршрутных транспортных средств. Приоритет трамвая, транспортных средств,
находящихся на полосе для маршрутных транспортных средств, начинающих движение
от обозначенной остановки.
Практика:
моделирование дорожных ситуаций на макете, решение задач по ПДД.
2.11. Пользование внешними световыми приборами
и звуковыми сигналами.
Теория:
Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Условия
применения противотуманных фар, габаритных огней.
Переключение дальнего света на ближний. Включение приборов в условиях
недостаточной видимости, в светлое время суток. Остановка и стоянка в темное
время суток. Использование фары-прожектора и фары – искателя. Задние противотуманные
фонари. Проблесковые маячки. Звуковые сигналы.
Практика: решение
задач по ПДД.
2.12. Буксировка механических транспортных средств.
Теория:
Буксировка механических транспортных средств на гибкой и жесткой сцепке,
методом частичной погрузки. Запрет на буксировку.
Практика:
изготовление демонстрационных плакатов.
2.13. Перевозка людей.
Теория:
Перевозка людей
В
кузове грузового автомобиля, перевозка групп детей в автобусе, на переднем
сиденье автомобиля, на заднем сиденье мотоцикла. Запрет на перевозку людей.
Практика:
изготовление демонстрационных плакатов.
2.14. Ответственность за нарушение ПДД.
Теория:
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
Ответственность
за нарушение правил дорожного движения. Размеры штрафов за нарушение ПДД.
3.
Первая медицинская помощь при травмах
3.1. Способы искусственной вентиляции легких.
Теория: Признаки
синдрома длительного сдавливания, ушиба и сотрясения головного мозга,
растяжение связок и вывихи суставов. Первая помощь при них. Способы искусственной
вентиляции легких «изо рта в рот», «изо рта в нос», Сильвестра, Калистова,
непрямой массаж сердца.
Практика:
Отработка техники проведения искусственного дыхания и непрямого массажа
сердца.
3.2. Транспортировка больных.
Теория: Правила
наложения стерильных повязок при открытом переломе, проникающем ранении живота,
на нижнюю и верхнюю область живота.
Транспортировка
пострадавших при ранении нижних конечностей, живота, грудной клетки,
повреждениях костей черепа, переломах позвоночника. Переноска на руках, с
помощью лямок, с использованием подручных средств.
Практика: Способы
транспортировки пострадавших.
3.3. Содержание автомобильной аптечки.
Теория: Состав
автомобильной аптечки: обезболивающие, противовоспалительные и противошоковые
средства при травме, средства для остановки и кровотечения, обработки и
перевязки ран, средства при болях в сердце, средства для сердечно- легочной
реанимации при клинической смерти, средства при обмороке, средства для
дезинтоксикации при отравлении пищей, средства при стрессовых реакциях.
Практика:
комплектование медицинской автомобильной аптечки.
4.
Агитационно-массовая работа
·
занятия
в школе «Светофорных наук по темам: «Мы – пешеходы», «Знаки наши верные
друзья», «Твой друг – велосипед»;
·
соревнования
«Безопасное колесо»;
·
выступление
с рефератами на школьных предметных декадах, в знаменательные дни и на
родительских собраниях;
·
посвящение
первоклассников в пешеходы;
·
конкурс
рисунков по разной тематике;
·
конкурсная
программа для начальных классов «Лучший знаток правил дорожного движения»;
·
агитбригада
«Патрульные ребята»;
·
дежурство
на территории школы;
·
выпуск
стенгазет, молний, боевых листков и т. д.
Литература
1.
Правила дорожного движения РФ. Утверждены постановлением Совета Министров
Правительства РФ от 23. 10. 1993г. №1090. Введены в действие с 01. 04. 2001г.
2.
Экзаменационные билеты категории «А-В», утверждены Главным управлением ГИБДД
МВД России. – М., 2001.
3.
Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению
Правил дорожного движения /авт.-сост. В.Е. Амелина, О. Л. Фастова.-2-е изд.,
испр.- М.: Глобус, 2006.
4.
Юные друзья пожарных: программа работы кружка, конспекты занятий, внеклассные
мероприятия / авт.-сост. С.В. Виноградова. – Волгоград: Учитель, 2007.
5.
Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Методическое
пособие/ Под общей ред. В. Н. Кирьянова. – М., Издательский Дом Третий Рим,
2006. -80с.
6.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/
Под общ. Ред. В.Н.Кирьянова.- М., Издательский Дом Третий Рим, 2007. -56с.
7.
Моделирование дорожно-транспортных происшествий. Лукошявиченко О.В. – М.:
Транспорт, 1988г.
8.
Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками.- М.: ТЦ Сфера,
2004.-128с. (Серия» Вместе с детьми».)
9.
Я пешеход (альбом – раскраска). Компьютерная верстка, обработка – Р.Фаткуллин,
Р.Еникеева. Отпечатано в тип. ЗАО «Башстройинформ», 1998г.
10.
Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного
движения. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В.- СПб., 2001г.
11.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней
школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями
/авт.-сост. В.В.Шумилова, Е. Ф. Таркова. - Волгоград: Учитель, 2007.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.