Главная / Начальные классы / Программа организации внеурочной деятельности «Литературные страницы»3 класс

Программа организации внеурочной деятельности «Литературные страницы»3 класс



Согласовано: Утверждаю:

на методическом совете директор МБОУ «Иланская СОШ№1»

МБОУ «Иланская СОШ №1» _________/Максаков Ю.В./

протокол № 1 « 28 » 08. 2014 г приказ № 159 от « 29 » 08. 2014











Программа

организации внеурочной деятельности

«Литературные страницы»

Направление - общеинтеллектуальное.

Возраст учащихся: 9 лет

Срок реализации: 1год









Разработана

учителем нач. классов

Барановой С. В.








МБОУ «Иланская средняя общеобразовательная школа №1»

г. Иланского Красноярского края

2014-2015учебный год




Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта, по методическим рекомендациям Л.А. Ефросининой (Издательство:» «Сфера», 2004 г.) , в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Иланская средняя общеобразовательная школа №1»

Вид программы - модифицированная

Направление программы - «Общеинтеллектуальное»

Актуальность создания  данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к повышению грамотности. Одной  из  главных  ступеней   духовно-нравственного  развития  ребёнка,  определённых  в  «Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  является  «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни .

Место предмета в образовательном процессе.

Данная рабочая программа создана по методическим рекомендациям Л.А. Ефросининой (в 3 34 часа – 1час в неделю. )

Ценностные ориентиры содержания программы. Содержание программы ОДО «Литературные страницы» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа занятий — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Главные цели:

создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Задачи:

Развивать эмоциональный, творческий, литературный, интеллектуальный потенциал у ребёнка.

Решать проблемы нравственно-этического воспитания.

Формировать учебную мотивацию; развивать личностную сферу ребенка.

Формировать универсальные учебные действия познавательного, знаково-символического, логического, регулятивного и коммуникативного характера

Распределение часов в течение учебного года

Период обучения

Количество часов

неделя

1 ч

1 четверть

9 ч

2 четверть

7 ч

3 четверть

10 ч

4 четверть

8 ч

Итого за год

34 ч


Формы работы – фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Методы работы - выразительное чтение, комментированное чтение, творческие задания, вдумчивое чтение.

Программа предусматривает достижение результатов:

Предполагает приобретение знаний по овладению практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу.

Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.

Умение работать с книгой.

Умение работать с текстом.


Учебно-тематическое планирование.


Название раздела

Кол-во часов

1

Книга, здравствуй!

2

Книгочей — любитель чтения

3

Книги о твоих ровесниках

4

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники

5

Писатели-сказочники

6

Книги о детях.

7

Старые добрые сказки

8

Книги о тех, кто подарил нам жизнь

9

Защитникам Отечества посвящается

10

По страницам любимых книг


ИТОГО

34ч
































Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. Личностными результатами изучения данного курса являются:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности

любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты (формирование УУД)

Регулятивные УУД

пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги; заполнять каталожную карточку

знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

уметь самостоятельно работать с новым произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные УУД

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

В результате освоения программы факультатива «Литературные страницы» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении;

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.















Тематическое планирование


Дата

Кор-ка даты

Тема занятия.

Характеристика деятельности учащихся

Раздел 1. Книга, здравствуй (3 ч)

1



Роль книги в жизни человека.

Понять роль книги в жизни человека, роль художественной книги. Иллюстрации в книге и их роль.

2



История создания книги. Первая печатная книга на Руси

Конкурс «Пословицы о книге и учении».

3



Структура книги (элементы книги).

Оформлять рукописную книгу «Мы художники-оформители»



Раздел 2 . Книгочей — любитель чтения (2 ч)

4



Экскурсия в библиотеку (городскую).

Соблюдать правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельно читать выбранную книгу.

5



Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка.

Посетить библиотеку. Понять что такое библиотечный формуляр, алфавитный каталог, назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».

Раздел 3. Книги о твоих ровесниках (6 ч)


6



Выставка книг о детях. Структура книги.

Посетить библиотеку, выставку книг детских писателей. «Дети — герои детских книг»

Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.

7



Книги В. Осеевой. Книга-сборник.

Знакомиться с книгами-сборниками В.Осеевой.Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.

8



Книги Е. Пермяка. Титульный лист.

Знакомиться с книгами Е. Пермяка. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.

9



Книги Н. Носова. Типы книг.

Знакомиться с книгами Н. Носова. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.

10



Книги В. Драгунского. Аппарат книги.

Знакомиться с книгами В. Драгунского Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.

11



Герои детских книг. Библиотечный стенд

Читальный зал. Читать произведения о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (работа в группах).


Раздел 4.

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)


12



Книги-сборники. Малые жанры фольклора.

Узнать о книгах-сборниках малых жанров фольклора. Путешествовать по тропинкам фольклора

13



Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении».

Узнать о значении пословицы, что такое тема пословиц

14



Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку».

Знакомиться с загадками. Что такое тема загадок. Игра «Отгадай загадку».

15



Скороговорки и чистоговорки.

Конкурс скороговорок. «Чистоговорщики». . Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).


Раздел 5. Писатели-сказочники (4 ч)


16



Книги с литературными (авторскими) сказками.

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Чтение выбранной книги.

17



Писатели-сказочники

Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде.

18



По страницам сказок Х.К. Андерсена.

Обзор сказок Х.К. Андерсена.

19



Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок»

Участвовать в творческой работе «Лукошко сказок» (проектная деятельность).


Раздел 6.Книги о детях.(6 ч)

20




Книги о детях. Выставка книг

Знакомиться с книгами-сборниками о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.), книгами о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

21



Герои книг В. Осеевой

Читать книги-сборники о детях и для детей В. Осеевой

22



Книги Н. Носова. Рассказы

Читать книги-сборники о детях и для детей

Н. Носова

23



Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы

Читать книги-сборники о детях и для детей

С. Михалкова

24



Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители

Читать книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).


25



Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка.

Читать книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).

26



Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики обработчики народных сказок.

Читать книги сказок народов мира. Узнавать о переводчиках, пересказчиках и обработчиках сказок народов других стран.

27



Народные сказки на страницах детских журналов

Читать сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.) Вести поисковую работу.

Посетить читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

28



Литературная игра - викторина «Лукоморье» по сказкам А. С. Пушкина.

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.

29



Книги о семье

Читать книги о семье, маме, детях. Знакомиться с жанрами произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Составлять рукописную книгу «Семья». Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье».

30



«Папа, мама, я – читающая семья

* конкурс на самую читающую семью;

*конкурс на лучшее чтение стихов;

*любимые книги родителей в детстве «Дайте до детства обратный билет».

Раздел 9.Книги о Защитниках Отечества (1ч)

31





Книги о защитниках Отечества.

Составлять рукописную книгу «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

Раздел 10. По страницам любимых книг (3ч)

32



Писатели – юбиляры.

Рассказ о творчестве писателя.

33



Книги – именинницы.

Рассказ о книге по календарю знаменательных дат.

34



Итоговое занятие. Праздник «Книги, спасибо за то, что вы есть»

Подведение итогов работы за весь год .


















Информационно-методическое обеспечение реализации программы:

Печатные пособия:

Литература для учителя

Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана -Граф, 2011. Учебное издание

Сборник программ внеурочной деятельности. Редактор М.В. Киселёва

Литература для ученика

Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова. Издательство «Стрекоза», 2010

В. Железников «Таня и Юсник» Издательство «АСТ АПРЕЛЬ», 2012

В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Издательство «АСТ АПРЕЛЬ», 2012

Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).

Книги-сборники малых жанров фольклора. Издательство «Феникс-Премьер», 2012 г

Книги-сборники о детях и для детей, С. Михалкова Издательство «Стрекоза», 2010

Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков. Издательство: Стрекоза, 2010

Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто)..

Русская народная сказка «Снегурочка» Издательство «Стрекоза», 2010

Японская народная сказка «Журушка» Издательство: «Стрекоза», 2010

А. Гайдар «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове» Издательство «АСТ», 2004

Материально-техническое обеспечение курса:

- компьютер

- проектор

- экран

- бумага

- клей

- ножницы

- карандаши

Способы проверки результатов по модулю:

- наблюдение,

- тестирование,

- педагогическая диагностика.

Проверка читательских умений в 3 классе.

В работе с книгой третьеклассник должен уметь:

  • использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;

  • определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;

  • пользоваться сносками и примечаниями книги;

  • отвечать на типовые вопросы о книге;

  • составить рассказ о книге в целом после рассматривания.

Проверка читательского кругозора

Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.

Во3 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:

  1. Что мы узнаем о книге с ее обложки?

  2. Что мы узнаем о книге с титульного листа?

  3. Назови писателей - авторов сказок

  4. Скажи, каких поэтов ты знаешь.

  5. Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.

  6. О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)

  7. Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.

  8. Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.

  9. Чем отличаются стихи от прозы?

  1. О чем вы любите читать?

  2. Что отличает произведения народного творчества и литературы?

  3. Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения

  4. Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?






Программа организации внеурочной деятельности «Литературные страницы»3 класс
  • Начальные классы
Описание:

Программа внеурочной деятельности " Литературные страницы" разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного  стандарта и  методическим рекомендациям Л. АЕфросининой(И-во: " Сфера"2004г), в соответствии с основной  образовательной программой начального и общего образованияМБОУ" Иланская СОШ №1".

Срок реализации программы- 1год.

Возраст учащихся- 9лет

Направление- общеинтеллектуальное.

Вид программы - модифицированная.

Период обучения:

в год- 34час

в неделю- 1час

Формы работы-фронтальная, групповая, индивидуальная.

 

 

Автор Баранова Светлана Викторовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 502
Номер материала 51634
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓