Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Логопедия / ПРОГРАММА: «Оптимизация интеллектуального и речевого развития школьников с умственной недостаточностью на основе опережающего обучения».

ПРОГРАММА: «Оптимизация интеллектуального и речевого развития школьников с умственной недостаточностью на основе опережающего обучения».


hello_html_m69ece2e8.gifhello_html_m491d8f37.gifhello_html_m491d8f37.gifКазенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты- Мансийского автономного округа- Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Няганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»




ПРОГРАММА:

«Оптимизация интеллектуального и речевого развития школьников с умственной недостаточностью на основе опережающего обучения».

1 класс




Автор:

Коптик Светлана

Александровна,

учитель-логопед,

высшая категория














hello_html_m2ee9d110.gif НЯГАНЬ – 2011

В наш век электронных средств информации больше, чем когда бы то ни было, общество требует от каждого из нас продуктивного развития языковых навыков - умения читать, писать, слушать и говорить. Навыки, даже в какой - либо одной языковой сфере способствуют развитию остальных, что благотворно влияет на процесс мышления в целом".

Джордж Лент – директор Центра УЛУЧШЕНИЯ РЕЧИ, /Нью-Йорк /.


Пояснительная записка


"Годы чудес" - так называют исследователи первые шесть лег жизни ребёнка.

В эти годы идёт закладка эмоционального отношения к жизни и людям, стимулов к интеллектуальному развитию, умение говорить, слушать, наблюдать, пользоваться речью, которые оставляют пожизненный след на всём дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Умственно отсталый ребёнок, как и его здоровый сверстник, имеет потенциальные возможности для развития, которые реализуются лишь при специально организованных условиях воспитания и обучения. При общем замедленном темпе умственного и физического развития, период сензигивности также отодвигается к началу школьного обучения.

Долгое время логопеды коррекционных школ поль­зовались методическими рекомендациями, где предлагается система очерёдности оказания логопедической помощи по принципу «серьёзности препятствий» создаваемых речевыми наруше­ниями при обучении грамоте. Однако на практике эта система не всегда находит применение, так как не учитывает того факта, что почти у всех умственно отсталых учащихся с речевыми нарушениями грубо нарушен фонематический слух, в большей или меньшей мере препятствующий обучению грамоте. В настоящее время наблюдается неподготовленность учащихся с речевыми нарушениями к систематическому школьному обучению (интеллектуаль­ная, личностная, речевая, исследования Л. С. Выготского А.И. Леонтьева, ЛЛ. Божович, Д.В. Эльконина в др., определяющие параметры школьной готовности). Основная масса первоклассников уже имела опыт пробного обучения в массовой школе, вызвавший негативное отношение к учебе вообще. Решение стратегической задачи всесторон­ней коррекции личности логопата по существу подменяется исправлением нарушений звукопроизношения, которое из-за особенностей высшей нервной деятельности умственно отс­талого ребенка, порой длится годы.

Идя в ногу со временем, современная логопедия все чаще обращается к вариантам сочетания традиционных и компьютерных методов как при диагностике речевых нарушений, так и непосредственно при проведении индивидуальных и фронтальных занятий (О.И.Кукушкина, 1994;.Е.Л.Гончарова, 2002; З.А.Репина, Л.Р.Лизунова, 2004). При этом авторы подчеркивают, что инновационные технологии представляют для грамотного логопеда дополнительный набор возможностей в коррекции дефектов, касающихся и звукопроизносительной стороны речевой системы (дислалия, стертая дизартрия, ринолалия), и структурно-семантического оформления высказывания (алалия, афазия), и темпа, ритма, плавности речи (заикание),а также нарушений письменной речи .Использование компьютерных программ избавляет ребенка от негативизма, связанного с необходимостью многократного повторения определенных операций, тем самым создаются комфортные условия для успешного выполнения упражнений.

Цель программы:

Подготовка учащихся с речевыми нарушениями к фронтальной работе в классе.

Предлагаемая система опережающего обучения направ­лена на решение задач интеллектуальной, личностной, ре­чевой коррекции при максимальном использовании возраст­ной сензитивности умственно отсталого ребенка, ставящих целью создание предпосылок для систематического школьно­го обучения.

Тем фундаментом, который необходим для последую­щего обучения и общего интеллектуального развития, в данной системе является чтение. Чтение сравнивают с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обу­чение будет основано на умении ребенка поникать написан­ное, пользоваться языком, на его способности вычленять смысл прочитанного. В аспекте развития процесс чтения совершенствует оперативную память, устойчивость внимания, а от этих двух показателей, в свою очередь, зависит ум­ственная работоспособность ребенка. Таким образом, цель опережающего обучения - интеллектуальное и личностное развитие детей на основе обучения чтению. Задачей обучения чтению является, помимо формирования навыков чтения, создание у детей представлений обо всех особенностях фо­нетической языковой системы некоторых грамматических ка­тегориях и лексических значениях на ограниченном материа­ле для чтения.


Отличительные особенности программы:

Отличие предлагаемого метода обучения чтению от су­ществующих в следующем: все звуки и буквы изучаются на основе сравнения. Сравнение, являясь "важнейшим условием умственных опера­ций по анализу и синтезу, способствуют интенсивному обу­чению чтению, коррекции имеющихся нарушений дифференциа­ции произношения изучаемой звуковой игры, активизации ос­лабленного интеллекта». (Брезе, М. 2007г.);

-последовательность изучения звуков и букв подби­ралась с учетом формирования обобщающего фонетического понятия на примере изучаемой пары звуков. (Понятие "гласные" дается на примере изучения "а", «у", "негласные", а затем этот термин заменяется словом согласные, при изучении "м", "х.", понятие о твердости - мягкости сог­ласных практически осваивается с помощью трех уже извест­ных согласных "м", "с "х." и гласных "ы", "и » и дифферен­циация "с-с", предлагается как основа для различения по­нятий "гласные - негласные", а также для развития прак­тических навыков в различении оптически входных букв и т.д.). Именно в этот период начинается работа по методическому пособию - Таблице «Твердые и мягкие согласные» .

- уже на примере звукобуквенной пары "а", "у", дети упражняются в чтении слов типа "ау" «уа», На каждом занятии количество слов значительно увеличивается, созда­вая условия для упражнения навыков чтения». Качественное усложнение материала строится е учетом принципов общей и специальной педагогики, а также индивидуальных возможностей детей;

- для расширения "поля чтения" вводятся упражнения на запоминание целых слов (например, записываем на слайд 3-4 слова из группы обобщения "Семья" "Одежда" и др., и проецируем на экран, постепенно укорачивая время предъявления слов). Тот же вид работы можно проводить на карточ­ках или с помощью предварительной записи на компьютер­ную программу. Эти упражнения применяются как вс­помогательное средство при обучении чтению интенсивным методом».


Организация занятий по опережающему обучению чтению:

Занятия по опережающему - обучению начинаются сразу после обследования и взятия на учет логопатов - перво­классников. При четырех часах, в неделю отведенных на логопедическую работу во вспомогательной школе, целе­сообразна следующая организация опережавшего обучения: один раз в неделю логопед проводит групповое занятие со всеми логопатами в течение 25 мин», в оставшиеся 3 часа недели по подгруппам или, по необходимости, индивидуаль­но, закрепляются полученные новые умения. На подгрупповых занятиях дети упражняются в звукобуквенном анализе, закрепляют навыки фонематического восприятия. При обуче­нии чтению учитываются индивидуальные особенности восприя­тия при запоминании букв (визуальное, тактильное и др.), при необходимости, используемые на индивидуальных заня­тиях».


Структура занятий повторяет структуру ре­чевой деятельности:

а) фонетический этап, на котором изуча­емая пара звуков анализируется по своим артикуляторно - фонетическим свойствам, Сравнивается их графические обозначения, которые закрепляются в форме игровых упражнений:

б) на фонематическом этапе проводятся различные виды упражнений развивающих фонемати­ческий слух, фонематическое восприятие и представление.

в) на лексико-грамматическом уровне изучаемые звуки и буквы складываются в слова (для чтения) и предложения (для устного их составления и анализа с опорой на условно графические обозначения).

В занятиях интегрируется задания на развитие элементарных математических представлений, упражнения логопедического характера, вводятся геометрические понятия, элементы конструирования для развития пространственной ориентации, упражнения на развитие внимания, па­мяти, работоспособности, которые является обязательной частью каждого занятия.

На занятиях широкое использование получили демонстрационные презентации, выполненных в приложении Microsoft PowerPoint, которые дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому логопедом материалу, вводить детей в обстановку, соответствующую различным лексико-грамматическим темам, приобщать их к сказочным сюжетам. Особо подчеркнем, что одним из преимуществ специализированных компьютерных средств является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Так, благодаря современным мультимедийным средствам становится возможным погружение детей в сказочную канву сюжетных линий и проигрывание ролевых образов на занятиях.

Каждое четвертое занятие месяца рекомендуется проводить на компьютерах с локализованной для данной сис­темы обучения программой «Комфорт ЛОГО».

С помощью разнообразных модулей программы «Комфорт ЛОГО», можно осуществить перевод неправильного (верхнеключичного) типа дыхания в правильное диафрагмально-реберное, развить речевое дыхание, улучшать качество голоса, звукопроизношение.

Программа используется как тестирующая и одновременно обучающая в чтении. Помимо перечисленных достоинств эта программа позволяет создать необходимую мотивацию обучения - интерес.

На первых шести занятиях проводится систематичес­кая работа по расширению поля зрения в процессе запоминания возможно большего количества слов, предлагаемых на карточках, слайдах, мониторе компьютера.

У каждого ребенка свое "поле чтения": один схваты­вает взглядом одно слово» другой - три, но, в целом, исследователи отмечает у умственно отсталых детей су­жение поля зрения, что создает значительные препятст­вия в обучении чтению. В результате систематических упражнений в расширении "поля, чтения", учащиеся учатся запоминать и узнавать заданные слова в любом предложенном порядке. По мере формирования навыков чтения необходимость в подобных упражнениях от­пала, а перед логопедом и учащимися ставится но­вая задача - увеличения скорости чтения.

В процессе практики установлено, что из более чем- 200 факторов, влиявших на школьную успеваемость, скорость чтения, по оценке, специалистов, является самым важным фактором. Уже в 4 классе увели­чивается объем информации, а низкая техника чтения препятствует ее усвоению.

Следует отметить большую значимость эмоциональ­ного фактора на занятиях, когда логопед постоянно под­черкивает успехи, искренне радуется достижениям детей, сравнивая достигнутые результаты с прежними, максималь­но индивидуализируя предъявляемые ребенку требования, учитывая стартовые возможности (зону ближайшего разви­тия) каждого при общей цели работы.


Значение опережающего обучения в системе коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми школьниками:

- опережающее обучение представляется решением актуальной проблемы организации логопедической работы с умственно отсталыми первоклассниками при имеющихся на сегодняшний день условиях (4 часа в неделе для охвата почти 80 процентов нуждающихся в коррекции речи детей)

-дает возможность создания оптимальных условий кор­рекции речевых нарушений, а также развития личности в це­лом, с учетом зоны ближайшего развития каждого ребенка;

- способствует развитию наглядно-образного, логичес­кого мышления, сформированности процессов анализа, синте­за, сравнений, обобщения, т. е интеллектуальному развитию детей;

- положительного отношения к учебе, школе через фор­мирование уверенности в своих возможностях (методика опе­режающего обучения позволяет поверить в свои силы уже с первого занятия обучению чтению);

- усвоение элементов учебной деятельности, освое­ния нового вида общения со сверстниками и взрослыми » сотрудничества;

- коррекции речевых нарушений, связанных с недостатками аналитико-синтетической деятельности мышления (фонематических восприятий и представлений), что одновре­менно способствует исправлений нарушения дифференциации в устной речи, а также предупреждение недостатков пись­менной речи.


Ожидаемые результаты:

В результате - системы работы по опережающему обучению чтению учащихся с речевыми нарушениями, основная часть детей должна быть подготовлена к фронтальной работе в классе.

Итогом работы по программе можно считать:

  • формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого - звукового состава слова.

  • коррекция дефектов произношения.

  • восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка.

  • обогащение словарного запаса путем накопления новых слов и путем развития умения пользоваться различными способами словообразования.

  • восполнение пробелов в формировании связной речи, развитие навыков построения связного высказывания.

С оставшейся частью детей нуждающихся в коррекции речи, логопед проводит работу во втором полугодии.


Учебный план

п/п

Разделы и темы

Количество часов

1

Мы живем среди слов.

2

2

Слова и предложения.

4

3

Звуки и буквы «А», «У».Гласные.

4

4

Звуки и буквы «М», «Х» .Негласные.

6

5

Звуки и буквы «О», «С». Гласные – негласные.

4

6

Звуковой анализ.Согласные.

4

7

Гласные «ы», «и».

4

8

Твердые и мягкие звуки и буквы.

4

9

Звуки и буквы «Б», «В».

2

10

Звуки и буквы «З», «С». Понятие о звонкости-глухости.

4

11

Звукобуквенный анализ слов .Схема предложения.

4

12

Звуки и буквы «Л», «В».

4

13

Упражнения в чтении.

4

14

Звуки и буквы «Ш», «Ж».

4

15

Контрольные занятия в чтении и звуковом анализе.

4

итого


56


Содержание программы.


п./п.

Количество часов

Дата проведения

Темы и содержание

1

2

3 неделя сентября

Мы живем среди слов.

Понятия: каждый предмет из окружающих нас можно назвать словом. Слова, можно сказать, написать, прочитать. Работа с предметными картинками с изображением членов семьи. Введение условного обозначения слова - синей полоски. Для запоминания образа слов предлагаются таблички (слайды) со словами: мама, папа, дочь, сын, семья. На сюжетной картинке «Семья» подобрать каждому названному члену семья свое слово. Деление слов на слоги - «части» с использованием условного обозначения - зеленой полоски.

2

4

4 неделя сентября

Слова и предложения.

Понятие: наша речь состоит из предложений. В предложение собирают слова, которые хотят о чем то рассказать нам. Введение условного обозначения предложения - белой полоски. Устное составление предложений со словами для запоминания об окружающих предметах (беспредложная форма). Анализ предложений с использованием условных обозначений до слогового уровня (для анализа рекомендуется брать простое предложение по типу: именительный падеж существительного плюс зависимый глагол , плюс дополнение в форме винительного падежа.( Н-р, Мама рисует куклу). Для зрительного запоминания вводятся слова: бабушка, дедушка.

3

4

1 неделя октября

Звуки и буквы «А», «У».

Формируется понятие «Гласные».

Артикуляторный анализ: обращается внимание на отсутствие преграды при прохождении воздушной струй; визуальное сравнение по лабиализации: - а-а-а - рот широко открыт, у-у-у - губы трубочкой.

Упражнения в изолированном произнесении «А», «У»: звукоподражания «укачиваем куклу», «воет волк» и т.п.

Фонетические упражнения в выделении «а», «у» из звукового ряда, из начала слов типа «АНЯ, УМ, АРБУЗ, УРОК» (в ударной, затем безударной позиции).

Анализ букв «А», «У». Упражнения в нахождении букв в словах для запоминания, складывание букв из спичек, вылепливание из глины, пластилина, вырезание по контуру и т.д.

Обучение чтению слов «ау», «уа» методом сближения букв и протяжном их произнесении. По мере сближения букв длительность звучания укорачивается.

Моделирование игровых ситуаций для закрепления навыков чтения слов АУ, УА.

4

6

2 неделя октября

Звуки и буквы «М», «Х».

Знакомство с негласными звуками, проанализировать отличие способов их образования от гласных. (Наличие, отсутствие преграды). Артикуляторно - фонетический анализ звуков «м», «х. «, фонетические упражнения в выделении их из ряда других звуков, из конца слов типа «сом, дом, мох, орех ». Графический анализ букв «М», «Х», упражнения в различении букв, нахождении их в словах для запоминания.

Для целостного прочтения вводятся слова:

«платье, юбка, рубашка, брюки, одежда». Упражнения в чтении слов: ум, ух, ам, ах, му, ха, ма-ма, му-ха. На последующих подгрупповых, а при необходимости и индивидуальных занятиях, новые слова отрабатываются в игровых моделях.

5

4

3 неделя октября

Звуки и буквы «О», «С».

Закрепление понятия о гласных - негласных звуках, различных способах их образования. Артикуляторно - фонетическая характеристика «о», «с», оптическое сходство и различие букв С и О. Упражнения на выделение звуков из слов, в определении места заданного звука в словах (на картинках, слайдах и др.). Упражнения с целыми словами: к словам – обобщениям « семья», «одежда» подобрать соответствующее слово из группы обобщения или исключить «лишнее» слово (например, платье, рубашка, бабушка, одежда) и т.д.

Составление и анализ предложения со словом «о-с-а», по следам анализа собрать слово «оса» из букв разрезной азбуки. Чтение слов: ох - мох, са-оса, по аналогии чтение слов сом, сам: упражнения в чтении слов: ау, уа, ум, ух, ах, му, ма-ма, о-са, сом, ох-мох, ух-уха-ухо

6

4

4 неделя октября

Упражнения в звуковом анализе.

Выделение предложений из короткого рассказа, слов из предложения, составление предложений из слов для чтения, анализ звукового состава слов для чтения, складывание слов из слоговых табличек, букв магнитной азбуки, разрезной азбуки, печатание данного слова (можно на мониторе компьютера) с помощью презентации Microsoft Office PowerPoint и др.

Тренинг чтения по таблицам:

А-ах-ух-уха-ухо

О-ох-ос - о-са - о-су

Мо - мох

Му - му-ха

Со-сом-сам - са-ма и т. д

7

4

2 неделя ноября

Гласные «ы», «и».

Подведение к формированию понятия о твердости - мягкости согласных. Артикуляционно - фонетическая характеристика «ы», «и», фонематические упражнения в выделении их из начала слов (и), после гласных (ы), упражнения в закреплении графического образа букв. Упражнения в чтении слогов: им, ым, их, ых, ис, ыс, устное составление слов с этими слогами или предложений со словами им, их.

Слова для запоминания: зима, весна, лето, осень, времена года. Нахождение изученных букв в них. Группирование слов для запоминания к соответствующему обобщающему слову. Слова-обобщения: «семья», «одежда», «времена года». Упражнения в чтении знакомых слов.

(Из предыдущих тем).

8

4

3 неделя ноября

Твердые и мягкие звуки и буквы.

Понятие о согласных (м, с, х), которые могут быть и твердыми и мягкими. Упражнения в твердом и мягком произнесении названных звуков (игра с перекидыванием мяча - м-мь, с-сь, х-хь).

То же со слогами мы-ми, сы-си, хы-хи. Собрать слоги из букв разрезной или магнитной азбуки, прочитать, найти место согласных в таблице» Твердые и мягкие согласные». Выводы: если после согласной стоит буква «Ы», то ее надо читать твердо, а «И» после согласной показывает, что ее надо читать мягко.

Игра «Закончи слово» сы -, си -, мы -, ми -, хи -. Составление и анализ предложений. Нахождение твердых и мягких слогов в словах для запоминания. Моделирование игровой ситуации для упражнений в чтении слов. Например, дети отправились на рыбалку через лес. В лесу разбежались и чтобы найти друг друга нужно собрать слово «АУ». Долго шли, устали «УХ», хотели присесть прямо на траву, сели на ежат «ОХ», «АХ». Пришли на речку, поймали рыбу «сом», у сома «усы». Рядом пролетела «ОСА», «МАМА» сварила «СУП». Он назывался «УХА». Не «УХО», а «УХА» Дети «САМИ» поймали «СОМА». Одновременно с рассказом выкладываются слова из слоговых табличек или букв магнитной азбуки, которые подкрепляются изображением сюжетных картинок или предметов.

Этот вид работы по тренировке навыков чтения можно провести с помощью программы « Лого Комфорт» или на слайдах презентации Microsoft Office PowerPoint.

Именно в этот период начинается знакомство с методическим пособием « Таблица «Твердые и мягкие согласные » .

9

2

4 неделя ноября

Звуки и буквы «Б», «В». Артикуляторно-фонетическая характеристика звуков, графический анализ букв, определение позиции звуков «Б», «В» в знакомых уже словах

весна, лето, осень, времена года, «одежда». Нахождение изученных букв в них. Звукобуквенный анализ слов-обобщений: «семья», «одежда», «времена года».

10

4

1 неделя декабря

Звуки и буквы «З», «С».

Сформировать понятие о звонкости-глухости согласных. Артикуляторно-фонетическая характеристика звуков, графический анализ букв, определение позиции звуков «З», «С» в знакомых уже словах весна, сын, оса, сом, коза. Работа с предметными картинками или слайдами. Собрать слова осы, оса из букв разрезной азбуки или магнитных букв. Собрать слова с помощью слоговых табличек си, зи, ма.

Чтение слов: са - ми, зи-ма, сам, са-ма, сом, со-мы, му-ха, му-хи, о-са, о-сы, ус, у-сы и т.д. (слова из предыдущих занятий). Составление и анализ предложений, выкладывание слов из букв разрезной или магнитной азбуки по следам анализа (слов с изученными буквами).

11

4

2 неделя декабря

Звукобуквенный анализ слов.

Работа с заданиями: вставь недостающую гласную

соб - ка, кор - ва, м - ха и т.д. (слова с изученными буквами) Исключить «лишний предмет», обобщить понятие «Домашние животные», определение места звука с опорой на цифровой ряд 1,2,3.

  • Назвать третий звук в слове сом,

  • Назвать второй звук в слове курица,

  • Назвать первый звук в слове зубы,

  • Назвать второй звук в слове мыло,

  • назвать третий звук в слове сок,

  • вписать недостающую букву а

(буквы магнитной азбуки выкладываются на доске). МУ-ЗЫ-КА.

Знакомство с графической записью предложения:

_hello_html_m63c3b11e.gif______ _______ ____________.

Например: Дедушка читает книгу.

Отгадать какое стихотворение зашифровано:

_hello_html_m63c3b11e.gif______ _______ ____________.

_hello_html_m63c3b11e.gifhello_html_m63c3b11e.gif______ _______ _____ _______.

-Я люблю свою лошадку.

- Наша Таня громко плачет.

Обьясняем, что каждое слово фиксируется черточкой, а имя человека и начало предложения обозначены черточкой с уголком, так как пишутся с большой буквы.

Упражнения в чтении.

12

4

3 неделя

декабря

Звуки и буквы «Л», «В».

Цель : дифференциация часто смешиваемых в речи звуков. Артикуляторно-фонетическая характеристика звуков, графический анализ букв:

-упражнения в звукоразличении, определении последовательности звуков в словах: ВО-ВА, СО- ВА, ЛОМ, СЛОН;

-собрать первые три слова из букв разрезной или магнитной азбуки, устно составить предложения с предлогом, графически записав его. Например: СОВА СИДИТ НА СУКУ.

_hello_html_m63c3b11e.gif______ _______ ___ ________.

Чтение слов СО-ВА, СЛО-ВА, ВО-ВА,

МОЛ, ЛОМ.

Упражнения слов из предыдущих тем.

13

2

3 неделя

декабря

Упражнения в чтении.

-чтение по таблицам хоровое, индивидуально;

-отбор картинок к определенному времени года, чтение их на обратной стороне;

- работа со слоговыми таблицами: складывание, трансформация слов: ма, мал, ма-лы, ма-ла, ма-ло, мы-ло, ми-ла, мы-ла, мы-ли, мил, мыл. Составление предложений с полученными словами.

Составление предложений из опорных слов в сочетании со словами для запоминания. Например: ДОЧЬ и СЫН МА-ЛЫ. Последнее слово собрать самостоятельно.

- игра «Предлоги»: МУ-ХА НА ….

(предметная картинка или слайд)

МУ-ХА ЗА…..

Отбор «лишнего» слова для запоминания: ДЕДУШКА, ЗИМА, ПАПА, ДОЧЬ. Подобрать к оставшимся слово - обобщение.

14

2

4 неделя декабря

Звуки и буквы «Ш», «Ж».

Формирование понятия о звонкости-глухости согласных. Артикуляторно-фонетическая характеристика звуков, графический анализ букв, определение позиции звуков «Ш», «Ж» в словах (в начале, середине, конце) типа ЖУК, МИШКА, МАЛЫШ:

-определение последовательности звуков в словах ШУМ, ЖАЛО. Первое слово собрать из букв, второе из слоговых таблиц. ОбЪяснение произношения и написания ЖИ-ШИ в словах:

ЖИ - ЖИЛ – ЖИ-ЛА,

ШИ – ШИЛ - ШИ-ЛА.

Вывод:

- слышим Ы ,а пишем И;

- от изменения одной буквы меняется смысл слова.

Графическая запись предложения:

Большой жук сидел на окне.

hello_html_m63c3b11e.gifШ Ж ____ _ ________.

Объяснение, если в слове есть звуки Ж или Ш записываем соответствующую букву.

У Миши желтая машина.

hello_html_m63c3b11e.gif __ Ш Ж Ш.

Собрать буквы из палочек. Ш Ж

15

2

4 неделя декабря.

Контрольные занятия в чтении и звуковом анализе.

На контрольных занятиях провести контрольные упражнения в чтении и звуковом анализе. Но учитывая распространенность нарушений в речи дифференциации звуков «Р» и «Л», рекомендуем в последнюю неделю упражнять в различении этой пары звуков на слух, а также в чтении слов типа «РОМА», «РАМА», «РОЗА», «РОСА». «МИР» , «МИЛ» , «РИС» , «ЛИС» и др.

В целом занятия проводятся по тому же плану, что и предыдущие занятия по дифференциации согласных звуков. Значения таких занятий в предупреждении нарушений письменной речи (отражение нарушений произношения на письме).




























Методическое обеспечение программы.


  1. Логопедия. Под редакцией Г.А.Волковой. Москва. Просвещение , 1989 г.

  2. Программы для коррекционных школ VIII вида. Под редакцией В.В.Воронковой.М. Просвещение 2005г.

  3. И.Н.Садовникова. Нарушение письменной речи у младших школьников. Москва. Просвещение ,2005 г.

  4. С.Н.Цейглин. Речевые ошибки и их предупреждение. Москва, Просвещение,1998 г.

  5. Н.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». Москва. Просвещение 2005 г.

  6. Л.И.Божович. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психики ребенка дошкольного возраста. Москва,1998 г.

  7. О.А.Анищенко. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Москва,2003 г.

  8. РуденкоВ.И. "Домашний логопед"- Ростов н/Д: издательство "Феникс", 2000

  9. Филичева Т.Б."Основы логопедии"- Москва: Просвещение,1991 г.

  10. Хватцев М.Е. "Логопедическая работас детьми дошкольного возраста" - Москва:, 2006 г.

  11. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб: Детство – Пресс, 2001.

  12. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда/ Л. Н. Ефименкова. – М.: ВЛАДОС, 2001.

  13. Каше Г. А., Никашина Н. А., Шуйфер Р. И., Евлахова Э. А. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся/ Под ред. Левиной Р. Е. – М.: Учпедгиз, 1960.

  14. Кобзарева Л. Г., Резунова М. П., Юшина Г. Н. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитие речи на первом этапе обучения/ Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова, Г. Н. Юшина. – ТЦ «Учитель», 2001.

  15. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно – методическое пособие/ А. Н. Корнев. – СПб.: ИД «М и М», 1997.

  16. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно – методическое пособие/ Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. – СПб.: Изд – во «Союз», 2001.

  17. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя – логопеда/ Р. И. Лалаева. – М.: ВЛАДОС, 2001.

  18. Обследование чтения и письма у младших школьников: Учебно – методическое пособие для учителей – дефектологов/ Баль Н. Н.,

Захарченя И. А. – Минск: Ураджай, 2001.

  1. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ Под ред. Иншаковой О. Б. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издат – во НПО « МОДЭК», 2001.

  2. Рау Е. Ф., Рождественская В. И. Смешение звуков речи у детей/ Е. Ф. Рау, В. И. Рождественская. – М.: Просвещение, 1972.






















  • Логопедия
Описание:

Умственно отсталый ребёнок, как и его здоровый сверстник, имеет потенциальные  возможности  для развития, которые реализуются лишь при специально организованных условиях воспитания и обучения. При общем замедленном темпе умственного и физического развития, период сензигивности также отодвигается к началу школьного обучения.

Долгое  время  логопеды  коррекционных школ поль­зовались методическими рекомендациями, где предлагается  система очерёдности оказания логопедической помощи по принципу «серьёзности препятствий» создаваемых речевыми наруше­ниями при обучении грамоте. Однако на практике эта система не  всегда находит  применение, так как не учитывает того факта, что почти у всех умственно отсталых учащихся с речевыми нарушениями   грубо нарушен фонематический слух, в  большей или меньшей мере препятствующий обучению грамоте. 

Предлагаемая система опережающего обучения направ­лена на решение задач интеллектуальной, личностной, ре­чевой коррекции при максимальном использовании  возраст­ной сензитивности умственно отсталого ребенка, ставящих целью создание предпосылок для систематического школьно­го обучения.

Скачать материал
Автор Коптик Светлана Александровна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Логопедия
Подраздел Другое
Просмотров 2029
Номер материала 2873
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Нет результатов.