Главная / Другое / Программа ОЭР «Формирование навыков самостоятельной работы как основа развития компетентности разрешения проблем»

Программа ОЭР «Формирование навыков самостоятельной работы как основа развития компетентности разрешения проблем»

КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 18»

АКИМАТА Г.УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА







Программа

опытно-экспериментальной работы


ТЕМА:

«Формирование навыков самостоятельной работы

как основа развития компетентности

разрешения проблем»




Разработана

учителем начальных классов

Бычковой Л.В.










г.Усть-Каменогорск












Обоснование


«Образование признано одним из важнейших приоритет о долгосрочной Стратегии «Казахстан -2030».

Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально экономической среде.

Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели.

Международный опыт подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал, и, в частности, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенным отдачам для экономики и общества».


Из Государственной программы

развития образования Республики

Казахстан на 2011-2020 годы.


Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.

Преобразовательные задачи могут решать только люди, способные инициативно и независимо мыслить, активно участвовать в создании материальных и культурных ценностей, в управлении производством, в совершенствовании общественных отношений, то есть люди творчески самостоятельные, поэтому в условиях современного Казахстана значимой является проблема формирования творческой личности, способной к самостоятельной социально значимой деятельности.

Согласно Концепции 12-летнего образования оценка результата обучения ориентирована на сформированность не только знаний, но и умений применять их на практике, ориентироваться в нестандартных ситуациях, развитии «компетенций», «компетентности» обучающихся. В настоящее время знаниевую ориентацию школы сменило компетентностно-ориентированное образование, нацеленное на формирование у выпускника ключевых компетентностей.

Это нашло отражение в Государственной программе развития образования в РК на 2011-2020 г., в Законе об образовании. Главной целью образования становится воспитание личности способной к самоопределению, саморазвитию и самосовершенствованию.

Правильно организованная самостоятельная работа способствует выработке у школьников самостоятельного мышления, сознательного, творческого отношения к труду, навыков и умений самостоятельной деятельности, воспитанию самостоятельности как ценнейшего качества личности.

Самостоятельность не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. [Психологический словарь для родителей. М.: Издательский центр «Академия», 1996.-160с.].

Человек самостоятельный:

  • способный достичь успеха в жизни; найти себя и реализовать свои интересы и возможности;

  • умеющий искать и находить решения в нестандартных ситуациях;

  • способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

  • умеющий отвечать за свои решения;

  • способный нести ответственность за себя, своих близких.

На практике я столкнулась с тем, что учащиеся показывают очень низкий уровень самостоятельности как бытовой, так и учебной. Даже дети, вполне самостоятельные в быту, прекрасно работающие на уроках под руководством учителя, абсолютно теряются при необходимости выполнять задание самостоятельно; самостоятельно найти пути решения задачи, проблемы.

Это связано с тем, что были допущены ошибки в воспитании детской самостоятельности в раннем возрасте – это две прямо противоположные тактики: гиперопёка ребёнка и полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, а во втором – синдром беспомощности.

Дети со средним и высоким уровнем бытовой самостоятельности часто оказываются инертны на уроках, их приходится постоянно подталкивать к работе, они не могут работать самостоятельно. Это связано с тем, что у учащихся не сформирована учебная самостоятельность. Что же такое «учебная самостоятельность»? По мнению Н.Ф.Виноградовой, самостоятельность школьников – это «умение ставить перед собой различные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне». Это не только отсутствие помощи учителя, но и своеобразие, оригинальность, способность по-своему, интересно решать ту или иную задачу. Это умение связано с надобность человека исполнять действия по личному осмысленному побуждению («Я хочу это сделать…», «Мне это интересно делать…»). То есть на первый план выходят такие качества ребёнка, как познавательная активность, интерес, творческая инициативность, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Помощь взрослых (родителей, педагогов) – в том, чтобы заставить эти качества обнаружиться в полной мере, не подавлять их постоянной гиперопекой. Развивается самостоятельность там, где есть свобода действий, возможность выбора, право высказывать свои мысли, совершать нравственные поступки.

В начале 2 класса для планирования и организации работы по формированию самостоятельности младших школьников мною была проведена входная диагностика.

Показателями для исследования стали три вида самостоятельности:

1. Бытовой самостоятельности;

2. Самостоятельности в учебной деятельности;

3. Самостоятельности в общении со сверстниками и взрослыми;

Исследование проводилось по двум направлениям: анкетирование педагогов и родителей: приняли участие 24 родителя и 5 педагогов.

Родителям 2 «А» были предложены анкеты на диагностику:

  • бытовой самостоятельности,

  • самостоятельности в сфере общения,

  • самостоятельности в учебной деятельности,

hello_html_304c8cfa.gif

hello_html_m4088ea74.gif




hello_html_72b8805a.gif









По результатам изучения анкет родителей и результатов диагностики учителей были получены следующие результаты:



hello_html_m721fa6c8.gif


По результатам диагностики бытовой самостоятельности можно проследить расхождение во мнениях родителей и педагогов. Если с высоким уровнем развития педагоги выделяют 33%, то родители – 63%.

Учебная самостоятельность исследовалась через заполнение диагностических карт педагогами.

hello_html_35a8680f.gif





Выявлен большой процент детей с низким уровнем развития учебной самостоятельности.

Актуальность исследовательского обсуждения этой проблемы подтверждается тем, что на методологическом уровне обоснована необходимость и возможность развития самостоятельности у младшего школьника. Ребенок, который к концу начального образования не приобрел этих качеств, в средней школе не справляется с растущими требованиями к самостоятельности, объемом учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к учению, учится значительно ниже своих возможностей, а став выпускником, оказывается не в состоянии без посторонней помощи и поддержки творчески выполнять возлагаемые на него обществом обязанности.

В российской дидактике с 50-х годов XX века умения самостоятельной организации учебной деятельности исследуется как элементы культуры познавательной деятельности школьников (С.В.Бардин, Г.Г.Граник, И.Я.Лернер, В.О.Пунский).

С 60-х годов умения самоорганизации рассматриваются через системное описание научной организации труда школьников (Ю.К. Бабанский, С.Я.Батышев, В.П.Зинченко).

С 70-х годов умения самостоятельной организации учебной деятельности младших школьников описывается как компоненты учебной деятельности (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин и др.).

В начале XXI века умения самоорганизации учебной деятельности, являясь структурным элементом содержания начального общего образования, включены в структуру универсальных умений и ключевых компетенций школьников (В.А.Демин, А.Н.Тубельский, В.М. Шепель и др.).

Идеальным результатом компетентностного образования является способность личности к самостоятельному разрешению жизненных проблем. С проблемами встречается в жизни каждый человек. Одни успешно их разрешают и личностно растут. Другие – теряются и дезадаптируются в обществе.

Ведущей для ребенка младшего школьного возраста является учебная деятельность, в которой и происходит формирование компетентности в разрешении проблем.

В дальнейшей работе для формирования компетентности в сфере самостоятельной учебной деятельности учащихся считаю необходимым освоить такую форму работы, как научно-исследовательская деятельность.

Здесь неоценимую помощь может оказать учебный проект. Учебный проект, применяемый в начальной школе, позволяет в доступной для начинающего ученика форме овладеть способами планирования, контролирования и оценки своей деятельности на основе выполнения целей и задач, поставленных учителем. Ученик осваивает отдельные аспекты компетентности в решении проблем, позволяющие ему быть успешным при осуществлении реальных проектов в основной школе.

Проанализировав данную ситуацию, я пришла к выводу: чтобы вырастить самостоятельного человека, способного найти себя и реализовать свои возможности, принимать решения в ситуациях выбора, отвечать за свои поступки, нести ответственность за себя и близких, нужна особая организация и учебного процесса, и внеурочной деятельности. Здесь важен и выбор образовательных технологий, и создание соответствующей образовательной среды. Я могу с уверенностью сказать, что каждый ученик будет успешен в обществе.

Выше изложенное обусловило тему исследования: «Формирование навыков самостоятельной работы как основа развития компетентности разрешения проблем (самоменджмента)».


Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования самостоятельности младших школьников средствами развития компетентности разрешения проблем.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования:

  1. Рассмотреть состояние проблемы развития самостоятельности школьников в педагогической науке и практике.


  1. Выявить особенности развития самостоятельности младших школьников в учебной деятельности.


  1. Разработать и реализовать модель развития самостоятельности младших школьников через развитие компетентности разрешение проблем.


  1. Подготовить методические рекомендации по развитию самостоятельности младших школьников через развитие компетентности разрешения проблем.



Объект исследования:

Учебно-воспитательный процесс в классе, направленный на формирование навыков самостоятельной работы


Предмет исследования является формирование навыков самостоятельной работы в процессе развития компетентности разрешения проблем (самоменеджмента) младших школьников.


Гипотеза. У младшего школьника, возможно, сформировать самостоятельность как качество субъекта учебной деятельности, если:

- в учебном процессе будут использоваться различные формы группового объединения учащихся для осуществления самостоятельного учебного труда;


-в структуру учебной работы будет включена система заданий, востребующих самостоятельные действия ученика и развивающие основные компоненты этого качества.


Этапы

Мероприятия

1 этап

2010-2011 уч.год

Поисковый

1.Изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы.

2.Проведение входного диагностирования.

3. Составление программы ОЭР.

2 этап

2011-2013 уч.год

Экспериментальный

1. Организовать научно-исследовательскую деятельность школьников, направленную на формирование самостоятельности.

2. Разработать и предложить учащимся в классе темы учебных исследований по развитию компетентности разрешения проблем.

3.В систему воспитательной работы класса включить социально – значимые проекты, направленные на формирование навыков самостоятельности.

4.Скорректировать модель выпускника в соответствии с заявленной темой.

5.Определить критерии и показатели эффективности реализации ОЭР.


3 этап

2013-2014 уч. год

Обобщающий

1.Проанализировать и обобщить результаты деятельности по реализации программы ОЭР, определить перспективы дальнейшей работы в данном направлении.

2.Создать банк методических материалов, практических рекомендаций по формированию навыков самостоятельной работы через развитие компетентности разрешение проблем.

3.Подготовить творческий отчет на основе накопленного опыта образовательной деятельности по программе ОЭР.

4.Распространить полученные положительные результаты через участие в научно – практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства.



Тема ОЭР:

«Формирование навыков самостоятельной работы как основа развития компетентности разрешения проблем (самоменеджмента)».


Цель ОЭР:

Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования самостоятельности младших школьников средствами развития компетентности разрешения проблем.



Задача ОЭР 1

Задача ОЭР 2

Задача ОЭР 3

Рассмотреть состояние проблемы развития самостоятельности школьников в педагогической науке и практике.



Выявить особенности развития самостоятельности младших школьников в учебной деятельности.


Подготовить методические рекомендации по развитию самостоятельности младших школьников через развитие компетентности разрешения проблем.


Ожидаемый результат


1.Определение проблем

в развитии самостоятельности.

2. Изучение методики на определение степени овладения навыками самостоятельности.

3. Разработка ОЭР по проблеме.


1. Организация мониторинга за уровнем сформированности навыков самостоятельности.

2. Разработать задания по определению степени сформированности навыков самостоятельности.

1. Создание тематической папки, методических разработок, дидактических материалов по проблеме.

2. Разработка и внедрение курса «Основы исследовательской деятельности».

3. Повышение профессиональной компетентности учителя.

4. Обобщение опыта на уровне города, области.

Индикаторы

Индикаторы

Индикаторы

1. Доклад на МО, педсовете, НПК.

2. Утверждение программы ОЭР на КЭС.

3.Открытые уроки.

1. Анализ данных диагностики.

2. Результаты уровня сформированности навыков самостоятельности младших школьников.

1. Обобщение ППО через открытые уроки, участие в городских конкурсах, НПК.

2. Разработка рекомендаций по формированию самостоятельности.

3. Определение эффективности методик степени сформированности навыков самостоятельности.



Методы исследования

педагогический

психологический

педагогический

психологический

педагогический

психологический

1. Метод срав

нитель

ного анализа литера

туры

2.Анкетирование родителей

3. Изучение и обобщение ППО.

1.Наблюдение 2.Диагностика уровня сформированности самостоятельности

1.Рефлексия.

2.Изучение продуктов деятельности.

3.Метод анкетирования.

1.Наблюдение

2. Опросы.



1.Наблюдение.

2. Анкетирование

Контент анализ (сбор информации)

План действий на 1 этапе поисковой темы


Предполагаемые действия

Дата

  1. 1. Входящая диагностика исходного состояния сформированности навыков самостоятельности учащихся в классе.

  2. 2. Изучение литературы об опыте педагогов других школ по формированию навыков самостоятельности младших школьников.

  3. 3. Определение целей, задач, ведущих идей, реализация которых позволит решить проблему формирования навыков самостоятельности.

  4. 4. Составление плана реализации 1 этапа ОЭР.

  5. 5. Разработка годового плана воспитательных мероприятий в плане ОЭР

7. Сбор материалов Интернет для организации учебно-исследовательской деятельности.



Октябрь 2010 г


Ноябрь 2010 г.



Декабрь 2010 г.

Январь 2011 г.


в течение 2010-2011 уч.года







План действий на 2 этапе поисковой темы

Предполагаемые действия

Дата

1.Организация научно-исследователь-

ской деятельности.

2. Определение направлений проектно-исследовательской деятельности школьников.

3. Разработка курса «Основы исследовательской деятельности младших школьников. 3-4 класс».

4. Определить уровень повышения самостоятельности учащихся после проведения системы мероприятий с использованием самостоятельных работ.

5. Составление плана реализации 3 этапа ОЭР.

6. В систему воспитательной работы класса включить социально – значимые проекты, направленные на формирование навыков самостоятельности.

7. Подготовка и участие в конкурсе проектов «Зерде».

8. Выступление на НПК.


1 полугодие 2011-2012 уч.г.


1 полугодие 2011-2012 уч.г.



Сентябрь 2011-2012 уч.г.





Май 2012 г.

Сентябрь 2012 г.


2011-2013 гг.



2011-2013 гг.


Январь 2011,2012,2013 гг.




План действий на 3 этапе поисковой темы

Предполагаемые действия

Дата

1. Организовать научно-исследовательскую деятельность школьников, направленную на формирование самостоятельности.

2.Скорректировать модель выпускника в соответствии с заявленной темой.

3. Определить уровень повышения самостоятельности учащихся после проведения системы мероприятий с использованием самостоятельных работ. (итоговая диагностика).

4 . Проверка гипотезы.

5. Изучение продуктов деятельности.

6. Статистическая обработка данных.

7. Разработка методических рекомендация для учителей начальных классов по формировании. навыков самостоятельности младших школьников.

8 .Обобщить ППО по проблеме ОЭР через участие в конкурсах, НПК.

9. Публикации в научно-педагогических журналах.



в течение 2012-2013 уч.г.




I полугодие 2012-2013 уч.г.


январь 2013г.




II полугодие 2012-2013 уч.г.

Мая 2014 г

май 2014 г.

2013-2014 уч.г.




В течение 2013-2014 уч.г.


В течение 2013-2014 уч.г.




9


Программа ОЭР «Формирование навыков самостоятельной работы как основа развития компетентности разрешения проблем»
  • Другое
Описание:

Согласно Концепции 12-летнего образования оценка результата обучения ориентирована на сформированность не только знаний, но и умений применять их на практике, ориентироваться в нестандартных ситуациях, развитии «компетенций», «компетентности» обучающихся. В настоящее время знаниевую ориентацию школы сменило компетентностно-ориентированное образование, нацеленное на формирование у выпускника ключевых компетентностей.

Это нашло отражение в Государственной программе развития образования в РК на 2011-2020 г., в Законе об образовании. Главной целью образования становится воспитание личности способной к самоопределению,  саморазвитию и самосовершенствованию.

Правильно организованная самостоятельная работа способствует выработке у школьников самостоятельного мышления, сознательного, творческого отношения к труду, навыков и умений самостоятельной деятельности, воспитанию самостоятельности как ценнейшего качества личности.

Чтобы вырастить самостоятельного человека, способного найти себя и реализовать свои возможности, принимать решения в ситуациях выбора, отвечать за свои поступки, нести ответственность за себя и близких, нужна особая организация и учебного процесса, и внеурочной деятельности. Здесь важен и выбор образовательных технологий, и создание соответствующей образовательной среды. Я могу с уверенностью сказать, что каждый ученик будет успешен в обществе.

 

Выше изложенное обусловило тему исследования: «Формирование навыков самостоятельной работы как основа развития компетентности разрешения проблем (самоменджмента)».

Автор Бычкова Людмила Владимировна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1464
Номер материала 2218
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓