Главная / Начальные классы / Программа объединения дополнительного образования «Культура народов Татарстана»

Программа объединения дополнительного образования «Культура народов Татарстана»

















Программа

объединения дополнительного образования

«Культура народов Татарстана»

МБОУ «Гимназия №3»









Руководитель ОДО:

Ситдикова Г.Н.

учитель татарского языка и литературы
















г.Чистополь


Пояснительная записка



Программа «Культура народов Татарстана» рассчитана на 1 год обучения с учащимися 4 классов, занимающихся изучением культуру народов Татарстана. Объединение ДО имеет непосредственную связь с учебными предметами, как татарский язык, окружающий мир и литературное чтение. Тип программы – обучающая, развивающая. Количество часов в учебном году – 68 часов (2 часа в неделю).

Республика Татарстан – это Родина для всех народов, живущих в нем. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана.

Известный русский этнограф Ю.В.Бромлей дает целостное определение культуры: «…Культура – это все, что создано и создается человечеством, от орудий труда до предметов домашнего обихода, от привычек, обычаев, самого образа жизни людей до науки и искусства, религии и атеизма, морали и философии. Культуру обогащают, умножают в поле, у мольберта, за станком, за пишущей машинкой, повседневный труд сливается в ней с подвигами героев и прозрением гениев. Это лестница, по которой наши далекие предки поднялись от животного к человеку. Лестница, которую человечество неустанно строит – трудно, страстно, в печали и радости. И культура живет, дышит, совершенствуется вместе с нами и совершенствует нас. Люди являются создателями культуры и одновременно – ее созданиями»

Следовательно, и мы являемся частью культуры и призваны творить ее. Всем известно, что культура человека и его ценностные ориентиры закладываются в семье. Проблема формирования общей культуры настолько востребована в наши дни, что может быть реализована в системе дополнительного образования, т.е. в кружковой деятельности.

Важным концептуальным положением работы кружка является ее интегрированный характер, показывающий самобытность культур татарского, русского и других народов и их взаимосвязь. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов. Национальные и русская культуры тесно взаимосвязаны – это аксиома, в этом главное богатство нашей республики и страны.




























Цель программы: заинтересовать учащихся развитием культуры Татарстана


Задачи:

1. Познакомить обучающихся государственными символами, народными праздниками и традициями народов, проживающих на территории нашей республики

2.Приучить учащихся к поисковой деятельности

3. Формировать национальное самосознание, патриотизм.

4. Воспитывать у них толерантное отношение к окружающему миру, бережное отношение к культуре народов Татарстана

5.Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.


Основные направления деятельности:

Учебная – получение школьниками новых знаний о РТ, работа с дополнительной литературой;

Развивающая – умение работать с дополнительной литературой, высказывать гипотезы и уметь их доказывать;

Воспитательная – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научной деятельности.




Условия реализации программы и прогнозируемые результаты.

С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:

  • игры;

  • работа в библиотеке с дополнительной литературой;

  • практические занятия;

  • работа в компьютерном классе;

  • дискуссии;

  • беседы.

  • итоговой концерт



Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, наглядные пособия, литература по теме.


Ожидаемые результаты работы.

В результате реализации данной программы учащиеся:

* Научатся работать с информацией, определять ее источник.

* Больше узнают о своей Родине







Содержание программы «Культура народов Татарстана»


раздела и темы

Название раздела

Содержание

Форма занятия

Количество часов, в т.ч.

всего

теория

практика

1

«Татарстан – моя родина, предков очаг…»

Краткая информация о нашей республике. Рассказ о первом Президенте и действующем президенте, о населении, природных богатствах, о реках и о городах РТ.

Вводный урок.

- лекция.

2

2


2

Многонациональный Татарстан

Конституция Татарстана. Национальный состав. Представители более 108 национальностей, живущих в РТ

Презентация

Лекция

2

2


3

Национальный состав жителей Чистополя

Национальный состав города Чистополя и Чистопольского района

Практическая

работа

1

1


4

Государственные символы Российской Федерации

Государственные символы России – герб, флаг, гимн. История происхождения. Их значение.

Компьютерная презентация

1

1


5

Государственные символы Республики Татарстан

Государственные символы Республики Татарстан. Их описание, значение.

Компьютерная презентация

1

1


6

Сказаньем встает Казань – столица равного средь равных Татарстана.

Происхождение слова Казань. Легенды о Казани. Тысячелетняя Казань

Компьютерная презентация.

Просмотр фильма «Тысячелетняя

Казань»

2

2


7

Экскурсия в город Казань

Памятные и исторические места Казани. Улица Баумана. Парк тысячелетия. Сенной базар. Мечети и церкви. Кремль.

Поездка в музей и экскурсия по памятным местам Казани

1

1


8

Экскурсия в будущее города Чистополя

Памятные и исторические места Чистополя

Просмотр

фильма «Чистополь

через 20 лет»

2

2


9

Как мы представим наш город через 100 лет

Сочинение рассказа

Проектная

работа

2


2


Устное народное творчество. Татарский фольклор.

Национальная культура народов Татарстана. Многообразные виды и жанры поэтического творчества. Обрядовый фольклор. Обращения к дождю и солнцу.

Устное народное творчество.

Творчество

учащихся

2

1

1

9

Русский фольклор

Устное народное творчество – исторический документ. Разнообразие жанров. Русский народный эпос. Былины и сказки. Пословицы и поговорки. Скороговорки и прибаутки.

Практическое занятие

2

1

1

10

Народные праздники и народные традиции. Татарский народный праздник – Сабантуй.

Народный праздник Сабантуй, праздник весны и первого плуга, праздник труда и отдыха. История возникновения праздника. География распространения.

Компьютерная презентация

2

2


11

Русские народные праздники.

Народные праздники древних славян. Рождество. Масленица. Пасха. Иван Купала.


2

1

1

12

Русский фольклорный праздник «Каравон»

История возникновения. Традиция русского народа, проживающих в селе Никольское. География распространения. Статус.

Фото и видео

выставка

1

1


13

Декоративно-прикладное искусство. Орнамент казанских татар.

Орнамент казанских татар, как яркая и своеобразная страница художественного творчества народа. Образцы татарского орнамента. Цветочно-растительный орнамент. Степной, луговой и садовый мотив орнамента.

Презентация

«Орнамент

казанских

татар»

2

1

1

14

Ювелирные украшения татар.

Ювелирная техника. Развитие чеканки. Гравировка. Скань. Головные и шейно-нагрудные украшения. Украшения для рук.

Обзорная

лекция

2

1

1

15

Татарская вышивка

Вышивка полотенец, покрывала, скатерти, золотошвейные головные уборы, платки вышитые. Техника вышивания – тамбур, гладь, ковровый шов, ушковая вышивка.

Экскурсия

«Бабушкин

сундук»

2

1

1

16

Керамика. Изготовление пиалы из папье-маше.

Керамика – один из древнейших видов художественного творчества казанских татар. История и возрождение. «Зооморфная» керамика.

Практическое

занятие

2

1

1

17

Народный костюм. Костюм казанских татар.

Искусство национального костюма, как целостная система декоративно-прикладного творчества татарского народа. Основы костюма. Элементы декора. Костюмы высших сословий и простого народа.

Обзорная

лекция,

видео

презентация

2

1

1

18

Русский костюм.

«порты» - портной, шьющий всякую одежду. Основные части одежды крестьян и горожан. Виды одежды. Рубаха и сорочка. Штаны и понёва. Сарафан и кафтан. Тулупы и шубы. Шапки и шляпки.

Обзорная

лекция и

видео

презентация

2

1

1

19

Костюмы народов Татарстана.

Чувашский народный костюм. Функции одежды. Материал для шитья одежды. Типы и формы одежды. Нательная и верхняя одежда. Обувь. Головные уборы и украшения.

«Наряжаем

куклы»

2

1

1

20

Национальная кухня.

Кулинарное искусство народов, проживающих в республике. Сходство и различие. Самобытные черты кухни каждого народа.

Компьютерная презентация

2

1

1

21

Татарская национальная кухня

Развитие национальной кухни. Воздействие на развитие кухни традиций соседних народов. Особенности татарской кухни.

Компьютерная презентация


«Татарская кухня»

2

1

1

22

Русская кухня: традиции и обычаи.

Родословная столовых приборов. Особенности русской кухни. Рыбные блюда. Квас.

Поисковая

работа

2

1

1

23

Приходите к нам на чай.

Правила гостеприимства. Сервировка стола. Поведение за столом.

Чаепитие

за

дружным

столом

1


1

24

Изобразительное искусство Татарстана. Творчество художников.

Становление и развитие изобразительного искусства Татарстана. Портреты и репродукции. Казанское художественное училище. Музей изобразительного искусства в Казани. Выставки художников. Харис Якупов. Лотфулла Фаттахов.

Фото и видео

выставка

2

2


25

Творчество Б.Урманче и И.И.Шишкина.

Биография великого татарского художника Бакый Урманче . И.И.Шишкин – немеркнущая страница русской живописи. Тематика произведений творчества художников. Знаменитые картины художников.

Лекция

2

2


26

Практический урок «Рисуем сами»

Портрет. Пейзаж. Графика. Натюрморт.

Урок рисования акварелью

2


2

27

Архитектура и зодчество Татарстана.

Архитектура и зодчество. Архитектурные формы. Отличительная черта деревянной архитектуры татар. Каменное строительство. Главные строения городов Татарстана.

Видео

презентация

«Города РТ»

2

2


28

Музыкальная культура Татарстана.

Древняя музыка. Наиболее распространенные музыкальные инструменты – быргы, сорнай, курай. Профессиональная музыка. Музыкальный фольклор.

Аудио и видео

записи

1

1


29

Татарская музыка.

Татарские композиторы. Детские песни. Луиза Батыр-Болгари, Салих Сайдашев.

Изучение

песни

3

2

1

30

Шаляпин в Казани

Федор Иванович Шаляпин – уроженец Казани. Детство, проведенное в Казани. Памятник оперному певцу в Казани.

Компьютерная презентация, аудиоматериал

1

1


31

Театр – и зрелище, и школа для народа.

Рождение театра. Домашний татарский театр. Выход в свет. Труппа «Сайяр».

Фото

выставка

1

1


32

Театр имени Г.Камала

Татарский государственный академический театр имени Г.Камала. Артисты Камаловского театра – наши земляки.

Фото

выставка

1

1


33

Театр имени М. Джалиля

Татарский театр оперы и балета


2

2


34

Русский драматический театр

Рождение русского театра.


2

2


35

Театр кукол

Рождение театра кукол


2

1

1

36

Концерт

Песни и стихи на разных языках, мастера-скороговорки художественного слова. Театральная постановка.

Творчество

учащихся

3

2

1










































Использованная литература:

1. Л.А.Харисова. Культура народов Татарстана» Издательство «Магариф» 2005

2. Атлас Республики Татарстан. Производственное карто-составительное объединение «Картография». Москва 2005

3. Атлас TATARICA Издательство «Феория». Казань –Москва - Санкт-Петербург 2006

4. Художники советской Татарии Казань «Татарское книжное издательство» 1984

5. Татар халык авыз иҗаты Мәкальләр һәм әйтемнәр. Казань. Татарское книжное издательство 1987

6. Татар халык авыз иҗаты. Риваятьләр һәм легендалар. Казань Татарское книжное издательство 1987

7. К.Р.Синицына. История Татарстана и татарского народа. XVIXVIII вв. Казань Издательство «Магариф»2000

8. М.А.Валиуллин Балачак илендэ Казань-2009

9. MP3 диск «Кайт, карлыгач.» Ильяс Гыйләҗетдин, Резеда Валиева. Мәктәп укчылары өчен иң популяр җырлар.

10. Казань на рубеже веков. Видеопрограмма на 3х языках. KAZAN DVD 1005 – 2005. Продюсерский центр «Оскар – рекордс»2006

11. Мансур Лисевич. История Казани глазами эрудитов. Издательство «Титул» Казань – 2000.

12. Ренат Бикбулатов. Казань – Знаменитые люди. Книга первая. Издательство «Заман» 2003.

13. Г.Ф.Валеева – Сулейманова, Р.Г.Шагеева. Декоративно – прикладное искусство казанских татар. Альбом на русском и английском языках. Москва «Советский художник» 1990.hello_html_m4d466bb7.png

Программа объединения дополнительного образования «Культура народов Татарстана»
  • Начальные классы
Описание:

Программа «Культура народов Татарстана» рассчитана на 1 год обучения с учащимися, занимающихся изучениемкультуру народов Татарстана. Объединение ДО имеет непосредственную связь с  учебными предметами, как татарский язык, окружающий мир и литературное чтение. Тип программы – обучающая, развивающая. Количество часов в учебном году – 68 часов (2 часа в неделю).       Важным концептуальным положением работы кружка является ее интегрированный характер, показывающий самобытность культур татарского, русского и других народов и их взаимосвязь. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов. Национальные и русская культуры тесно взаимосвязаны – это аксиома, в этом главное богатство нашей республики и страны.

 

 

Автор Ситдикова Гулия Нургаязовна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 626
Номер материала 11174
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓