Главная / Начальные классы / Программа обучения на дому детей с умственной отсталостью

Программа обучения на дому детей с умственной отсталостью

Бекітемін: Тексерілді: ӘБ қаралды:

Утверждаю: Проверено: Рассмотрено на МО:

_________________ ___________________ ____________________

Мектеп директоры ОІМ

«________» 2014г. «________» 2014г. «________» 2014г.




Образовательная программа обучения детей с умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование занятий

1 класс

2014-2015 учебный год



Разработано в соответствии с учебными программами, рекомендоваными Министерством образования и науки республики Казахстак и Наицональной Академии образования имени Ы. Алтынсарина, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан №115 от 3 апреля 2013 года.







Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу детей с особыми образовательными потребностями, с диегнозом умственная отсталость.

Главной задачей обучения и воспитания данной категории детей является развитие их потенциальных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.

Конечной целью обучения и воспитания является приобщение таких детей к доступному им общественно полезному труду, максимальное овладение ими навыков самообслуживания, формирование умения ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно.

В программе дано основное содержание обучения, которое должно обеспечить соответствующую подготовку учащихся в рамках задач, приоритетных для каждого этапа обучения. Каждая из предложенных программ имеет пояснительную записку, в которой кратко раскрываются методические подходы к обучению данной категории учащихся в зависимости от поставленных коррекционных задач.

Все учебные предметы для учащихся с умеренной умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы. Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций. Детей учат понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции и указания взрослого, в данном случае учителя, воспитателя.

С целью развития мотивации к учебной деятельности, коррекции высших психических функций, при обучении детей возможно использование компьютера практически на всех предметах.

Ввиду психологических особенностей детей с умеренной умственной отсталостью, с целью усиления практической направленности обучения используются следующие принципы коррекционной работы:

А)Главный принцип в работе с этими детьми – это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определённые учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующих правил поведения должны стать для таких учащихся потребностью, привычкой.

Б) Процесс обучения может быть успешным только при условии посильности для детей учебной работы. Речь идёт о принципе доступности обучения.

В) Для того чтобы дети смогли овладеть необходимыми знаниями, надо учитывать их психофизические особенности, т.е. осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

Г) Важнейшим принципом в работе с этими детьми является принцип практической направленности обучения. Известно, что данная категория детей, обладая относительно сохранным практическим интеллектом, способна к целесообразному употреблению орудий труда, выбору обходных путей, т.е. к разному действию.

Работу с умеренно умственно отсталыми детьми строится с учетом перечисленных принципов общей и специальной педагогики, а также двух особых принципов, которые чрезвычайно важны именно для этой категории.

Д)Прежде всего, это принцип расширения социальных связей. Несомненно, расширению социальных связей таких детей должна способствовать вся коррекционно-воспитательная работа с ними.

Е) Еще один принцип – принцип интегрированного обучения умеренно умственно отсталых детей вытекает из необходимости возможно более разностороннего изучения предметов окружающего мира, привлечения для этого разных анализаторов, включения изучаемых объектов в различные виды деятельности.

Такое обучение предполагает параллельное прохождение одних и тех же тем на разных уроках с помощью разных средств и методов.

Приоритетными направляющими коррекционной работы являются:

укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;

формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;

расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;

формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знания о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;

развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

Обучение грамоте, чтению и письму направлено на решение чисто практической задачи. Учащиеся должны научиться читать и понимать несложные тексты, инструкции, вывески, некоторые деловые бумаги, выполнять необходимые действия в определенной последовательности. Они должны научиться ставить свою подпись, писать полностью свою фамилию, инициалы или полное имя и отчество, делать несложные записи.

Обучение математике направлено, главным образом, на овладение учащимися порядковым счетом, на совершение простейших арифметических операций на конкретном материале, имеющих практическую значимость.

При знакомстве с живым миром развивается память, речь, внимание, логическое мышление, повышается интерес к деятельности и происходит коррекция личностных качеств учащихся.

навыков ведения домашнего хозяйства, бытового труда.

Обучение носит коррекционный, воспитывающий характер. При отборе учебного материала учтена необходимость формирования личности, которая займет достойное место в обществе. Вся коррекционно-воспитательная работа в процессе обучения направлена на интеграцию детей в общество.

Объяснительные записки к программам по всем предметам дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса.

Элементарные математические представления

У детей с умеренной умственной отсталостью очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У таких детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет, с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для большинства из них недоступен, поэтому в процессе обучения счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые прежде всего явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.

Обучение математике детей с умеренной умственной отсталостью должно быть организовано на практической, наглядной основе, обеспечено соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся, а также важно проведение экскурсий, дидактических игр, наблюдений.

На уроках математики учащиеся считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и символами бумажных денег. Кроме этого, дети знакомятся мерами длины, массы, времени, стоимости, объема, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.

В течение всего года занятия по развитию элементарных математических представлений состоят из нескольких частей, которые включают формирование различных математических представлений. Занятия могут быть объединены логической связью, а могут последовательно включать формирование различных математических представлений без ориентировки на единый сюжет. Кроме того, занятия по развитию элементарных математических представлений сочетаются с развитием речи, изобразительной деятельностью, игрой и конструированием. Эти уроки-занятия направлены на:

уточнение уровня сформированности элементарных ма
тематических представлений у учащихся;

определение потенциальных возможностей развития элементарных математических представлений у учащихся,что дает возможность учителю создавать для каждого ребенка индивидуальную программу обучения;

формирование у детей положительного эмоционально го отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений;

развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;

формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого);

развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом и с детьми по ходу занятия (с использованием вербальных и невербальных средств);

формирование и закрепление у детей социально-бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений.

Предполагаемые результаты обучения (для учителя) — наличие у детей на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, следующих умений:

осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу);

понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними;

выделять признаки цвета (красный и желтый), формы (куб, шар, квадрат, круг), величины (большой, маленький) в предметах по подражанию действиям взрослого (задания типа «Найди такой же...»), по образцу и по словесной инструкции;

понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании дочисловых множеств и соотнесении предметов по величине;

выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;

узнавать цифры первого десяткаи соотносить их с количеством пальцев и предметов;

писать цифры по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно;

осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, круг, квадрат) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции;

производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, круги, квадраты);

соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений;

перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;

показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.);

перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;

узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

В данную программу входит изучение тех знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть дети, так как без них невозможна социальная реабилитация и адаптация ребенка с проблемами в психическом развитии.

Элементарные представления по предмету «Грамота»

Обучение чтению детей с умеренной умственной отсталостью ведется по звуковому аналитико – синтетическому методу. Порядок изучения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности таких детей. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по распознаванию соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).

На первых годах обучения учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами (работа с буквами разрезной азбуки осуществляется на всех годах обучения).

Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках чтения широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.

Конечная цель обучения чтению заключается в том, чтобы более способные дети усвоили все буквы, научились их сливать в слоги и читать несложный короткий текст (печатный или письменный), отвечать на заданные вопросы. Так как многие из них не в состоянии осмыслить прочитанный текст. Они воспринимают его фрагментарно и поэтому передают содержание не связными между собой отрывками.

Дети с умеренной умственной отсталостью отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словеснологического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия.

Целью обучения письму данной группы детей является научить самостоятельно читать вывески на магазинах, небольшие тексты, рассказы, отвечать на вопросы текста, научить писать свою фамилию, имя, отчество, простое заявление и т. п.

Основной задачей обучения письму является подготовка детей к самостоятельной жизни, умению ориентироваться в окружающей жизни, общаться с людьми, приобрести простейшие трудовые навыки.

Обучение письму умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. При этом применяются различные методы и приемы для более успешного овладения программным материалом: игровая деятельность (дидактические игры на развитие звукопроизношения, на развитие произвольного внимания), использование яркого доступного наглядного материала.

Обучение чтению и письму ведется параллельно. Осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке, выкладыванию букв из цветных палочек, пуговиц, мозаике, конструированию. Широко используется художественная литература, чтение потешек, стихов, загадок, слушание музыки и пения.

Порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом специфики особенностей познавательной деятельности детей.

На 1 году обучения учащиеся усваивают буквы, их графический образ, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами (работа с буквами разрезной азбуки осуществляется на всех годах обучения).

Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (правильно держать карандаш, правильно им пользоваться при проведении линии), так и умения в изображении отдельных элементов букв.

Письмо букв следует проводить параллельно с прохождением алфавита. С первых лет обучения следует систематически практиковать зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слогов и, по возможности, предложений.

При обучении письму следует, учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся. Обучение письму детей с умеренной умственной отсталостью носит сугубо практическую направленность, требующую от учащихся усвоения только элементарных правил правописания.

Конечная цель обучения письму заключается в том, чтобы научить более способных детей списывать с печатного текста, писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать свое имя, фамилию, читать несложный текст (печатный или письменный), ответить на заданные вопросы.

У умственно отсталых субъектов запас овладений и представлений весьма ограничен. Они с трудом оперируют имеющимися представлениями. Мышление у данных детей конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. Страдает развитие даже наглядного мышления. Образование отвлеченных понятий либо недоступно, либо резко ограничено самыми элементарными обобщениями. Их можно научить группировать одежду, животных и т.д. Устанавливать различия им удается только на конкретных предметах. Они совершенно не способны оперировать отвлеченными понятиями. Понятийные обобщения образуются с большим трудом или происходят на ситуативном уровне. Эти расстройства мышления проявляются в крайне неполноценном использовании предметов и орудий при решении наглядно-практических задач: жизненно-бытовых, игровых и конструктивных, в которых в качестве средств решения выступает наглядный или представляемый образец. Они не могут анализировать предмет, применять приемы сравнения, переноса, целенаправленного поиска. Их затрудняет установление связей между отдельными звеньями задачи. Из-за этого отсутствует целенаправленность, быстрота и точность реакций, переключаемость с одного действия на другое, не развит самоконтроль (Цикото Г.В., 1975). Составить связный рассказ по сюжету самой элементарной картинки не удается. Чаще всего называются отдельные изображенные предметы. Они не могут расположить по порядку картинки, объединенные одним сюжетом, и понять последовательность происходящего (Занков Л.В., 1995). Суждения бедны, как правило, являются повторением услышанных советов, рекомендаций и т.д.

Некоторые умеренно умственно отсталые дети усваивают все буквы, сливают их в слоги и читают даже короткие тексты. Осмысление прочитанного текста, как правило, выше их возможностей. Они воспринимают его фрагментацию и потому передают содержание не связанными между собой отрывками. Они осваивают материал неосознанно, механически.

К концу года ученик должен:

научиться составлять связные предложения на заданную тему;

знать буквы алфавитва;

читать слоги, слова;

пересказывать известные сказки «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя»;

восстанавливать последовательность картинок в зависимости от сюжета.

Элементарные представления по предмету окружающий мир


К концу года ученик должен:

Различать времена года;

Называть приметы времен года;

Различать домашних и диких животных;

Различать группы растений;

Показывать части тела человека и называть их;














Образовательная область «Математика»

Наименование разделов, темы

К-во ч

ЗУН

Наглядность

Вид работы

Словарь

  1. Понятие о величине

1

Понятия «большой-маленький», «больше-меньше», «крупный-мелкий»

1

Уточнить имеющиеся у детей представления о величине: большой-маленький, больше-меньше, крупный-мелкий.

Рисунки с деревьями, большими и маленькими. Грибы из картона, большие и маленькие. Корзиночки из картона, большие и маленькие.

1.  Дидактическая игра «Грибы большие и маленькие»: А. Разложить грибы по величине: большие - грузди, маленькие - опята. Б. Положить большие грибы под большие деревья, маленькие - под маленькие. В. Разложить грибы по корзиночкам: большие грибы - в большую корзину, маленькие - в маленькую.

2.  Практическая деятельность: сортировка пуговиц для рубашки по величине. Для больших петелек на рубашках - большие пуговицы, для маленьких - маленькие.

3. Назвать вид одежды, для которой нужны самые большие пуговицы (пальто). Подобрать. Проверить.

4.  Индивидуальная работа. Закрепление. Определить на глаз на какую из двух рубашек надо пришить больше пуговиц, па какую рубашку - меньше, какой рубашке потребуются большие пуговицы, какой - маленькие.

соотнесение слов большой-маленький, больше-меньше, крупный-мелкий

2

Понятия «длинный-короткий», «длиннее-короче»

1

Дифференцировать предметы по длине, закрепить понятия длинный-короткий, длиннее-короче.

Цветная бумага, ножницы. Куклы, ленты длинные и короткие. Шнурки длинные и короткие, ботинки.

Ручной труд: отрезать полоски цветной бумаги для занятий по письму. Длинные полоски - красного цвета, короткие полоски - синего. 2. Дидактическая игра: Подобрать кукле с длинными волосами длинные ленты, с короткими волосами - короткие. 3. Практическая работа: Подобрать длинные шнурки для высоких ботинок (по 4 отверстия для шнурков) и короткие для низких ботинок с двумя парами отверстий.

длинный-короткий, длиннее-короче

3

Понятия «высокий-низкий», «выше-ниже», «одинаковой высоты»

1

Соотносить предметы по высоте, дифференцировать по высоте, выделять самый большой, самый маленький.

Карточки меры длины для измерения роста детей (использовать ростомер на стене группы).


1. Работа с карточками. Подобрать по росту героев сказки и соответственно их -разложить. Самый высокий - дедка, пониже ростом - бабка, потом внучка и т. д. Выделяем самого высокого героя и самого низкого на другой карточке (Волк и семеро козлят, Три поросенка). 2. Практическая деятельность. Назвать самого высокого мальчика в группе, самого низкого, проверить на ростомере. Индивидуальное задание каждому: из двух мальчиков выделить того, кто ниже. Подобрать мальчиков одинаковых по росту.

высокий-низкий, выше-ниже, одинаковой высоты

4

Понятия «широкий-узкий», «шире-уже»

1

Знать понятия «широкий-узкий», «шире-уже».

Брючные ремни, пояса, доски разной ширины.

1.  Пояса широкие, узкие. Подобрать узкий поясок для узких прорезей на изделии и широкий пояс для широких прорезей. Проверить путем наложения, назвать, показать широкий поясок, узкий, сказать, какой поясок уже, какой - шире.

2. Подобрать ремни для брюк разной ширины (не более трех), вставить.

3. Задача на размышление. Из двух досок разной ширины выбрать ту, по которой удобнее перейти ручеек без посторонней помощи (занятие провести на прогулке).

4. Определить, какой мостик шире, какой -уже (измерить шагами).

широкий-узкий, шире-уже

5

Понятия «толстый-тонкий», «толше-тоньше»

1

Закрепить понятия толстый-тонкий, толще-тоньше.

Сантиметровая лента, карточки.


1. Дидактическая игра: Из множества карандашей (не более пяти) выбрать самый толстъш и самый тонкий. Задание: толстым карандашом начертить толстую линию, тонким карандашом - тонкую.

2. Работа с карточками. Выбрать на карточке самого толстого героя сказки (из трех представленных) и самого тонкого. Сказать, кто толще - Винни Пух или муравей. Разложить по порядку героев сказки по толщине (самый толстый, тоньше, тонкий или худой).

3. Измерить в парке стволы двух деревьев. Определить ствол какого дерева толстый, а какого - гонкий, какое дерево толще, а какое - тоньше. Определить на глаз, что толще - дуб или береза.

толстый-тонкий, толще-тоньше

II. Понятие о количестве

6

Понятия «много-мало», «больше-меньше», «одинаковое количество»


1

Определить количество: много-мало, больше-меньше, одинаковое количество.


Карточки.


1. Дидактическая игра: На карточке много цветов (не более пяти) и одна бабочка. Определить количество цветов, количество бабочек (много, мало). Взять столько же бабочек (путем наложения бабочки на цветок), сделать одинаковое количество бабочек и цветов.

2. Подсолнух и стручок гороха. Рассмотреть подсолнух. Определить количество семян. Определить количество горошин. Чего больше? Определить на глаз, больше лепестков у подсолнуха или у ромашки? Сравнить, проверить.

3. Сравниваем количество камешков в желтом и красном стаканчиках. Где мало? Отбавляем из одного стаканчика в другой. Где больше? Закрываем глаза, берем в руки стаканчики. Определить по весу, где больше камешков, где - меньше?

много-мало

7

Понятия «одинаковое количество», «столько же», «поровну», «равное количество»

1

Определить равное количество, уравнять, сделать одинаковое количество.

Посуда для кукол, вода.

1. Дидактическая игра «Напоить кукол чаем». Задание детям: разлить в кукольную посуду разной емкости одинаковое количество чая, используя мерку - любую чашечку меньшей емкости. Разложить двум куклам поровну конфеты (не более 6). Добиться, чтобы раскладывали по одной конфетке.

2.  Практическая деятельность. На рубашке нет пуговиц. Положи столько же пуговиц, сколько петель на рубашке (каждая пуговица прикладывается к петле) и т. д.

одинаковое количество, столько же, поровну, равное количество

  1. Пространственные представления

8

Пространственные представления «верхний-нижний», «выше-ниже», «вверху-внизу»

1

Развивать пространственное воображение, ориентацию.

Карточки, картина, липкая лепта.


1. Дидактическая игра «Поставить посуду на свои полки». Поставить животных в теремки (лягушка-квакушка внизу, на нижнем этаже, ежик - ни головы пи ножек повыше, петушок -золотой гребешок па самом верхнем этаже: «Высоко сидит, далеко глядит, песни ноет, смотрит, кто идет».

2. Повесить картину на стену по указанию учителя: выше детского стола, ниже цветка, который висит над столом. Чуть ниже опустить, чуть выше приподнять.

осмыслить выражения «чуть выше», «чуть ниже».

9

Понятия «правый-левый», «рядом, около, между, за, посередине»

1

Осмыслить понятия правый, левый, рядом, около, между, за, посередине; выполнять их, ориентируясь в пространстве.

Различные мелкие предметы.


1.  Выполнение указаний: «Сядь рядом с...», «Встань между», «Поставь посередине» и т. д.

2. Игровая ситуация: «Пропал мишутка». Задание детям: Найти игрушку по словесной инструкции, используя перечисленные понятия.

осмыслить выражения «чуть выше», «чуть ниже»

10

Понятия «дальше-ближе», «подальше-поближе», «справа-слева», «впереди-сзади», «вперед-назад»

1

Иметь представление о названиях, понятиях, ориентироваться в пространстве.

Машина, велосипед, игровое поле с игрушечными машинками.

1. Дидактическая игра: на игровом поле домики из кубиков, дороги с пересечением, машины. Ведущий ведет играющего по игровом полю, машина выезжает из гаража, проезжает вперед, выезжает на шоссе, едет прямо. Впереди светофор. Остановился. Поехал дальше. Поворот направо, сзади обгоняет машина «Скорая помощь», надо пропустить ее, она обходит машину слева и вырывается вперед и т. д.

2.  Зал адаптации: улица, транспорт. Аналогичное задание с использованием детского транспорта, регулировщика (регулирует не жезлом, а словом).

подальше, поближе, позади, ближе, дальше

11

Понятие о весе: «тяжелый-легкий», «тяжелее-легче»

1

Закрепить понятия тяжелый, легкий, тяжелее, легче.

Различные шары, полиэтиленовые ведра.


1. Шар металлический и полиэтиленовый. Подержать, сравнить вес. Подбросить, пронаблюдать, как упадет тяжелый шар и как легкий. Прокатить шары одновременно и увидеть разницу в их движении, Положить в таз с водой, посмотреть, что будет с шарами. Вывод: какой шар тяжелее, легче?

2. Два полиэтиленовых ведра разных цветов, но одного объема. Потрогать ведра. Легкие? В одно ведро - синее - налить воды. Сравнить. Отлить половину воды в другое ведро, подержать. Вес равный?

тяжелый, легкий, тяжелее, легче

  1. Соотношение предметов

12

Соотношение предметов по количеству в пределах 3 без названия чисел путем наложения и приложения

1

Закрепить пройденные понятия: столько же, лишнее.

Карточки, картинки, клей, кисти.

1. Дидактическая игра; «Разложить цветы в вазы». Соотношение количества ваз и цветов без называния числа.

2. Дидактическая игра: «Расставить на окна цветы». В домике несколько окон с цветами. Надо взять столько горшков с цветами, сколько окон.

3. Практическая работа: накрыть стол на несколько человек (не более пяти). Положить столько же салфеток, сколько чашек на столе. (Проверить, чтобы брали по одной салфетке и раскладывали слева направо.)

столько же, несколько

  1. Понятие о массе

13

Понятие о весе: тяжелый - легкий, тяжелее - легче.

1

Закрепить понятия тяжелый, легкий, тяжелее, легче.

Карточки, картинки.

1.Взвешать боль­шой куль ваты массой 1 кг и маленькую пачку соли такой же массы

2.Чтобы учащиеся не смешива­ли массу предмета с местом, занимаемым им в пространстве, необ­ходимо проводить больше практических работ на сравнение тяжести разнообразных предметов, на развитие мускульных ощущений (срав­нивать по массе пачки кукурузных хлопьев и кусок хлеба такой же массы, пачку с чаем и такую же по размерам пачку с солью и т. д.).

Работа с учебником (с.13).

тяжелый - легкий, тяжелее - легче

14

Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, стало, осталось, вместе, прибавить, отнять.

1








Осмыслить сущность понятий: сложения и вычитания.

Карточки со знаками «+» и «-».

Нарисуй сколько предметов получится при сложении, вычитании (30, 2ч. с. 31).

было, стало, осталось, вместе, прибавить, отнять

  1. Понятие о геометрических фигурах

15

Геометрический материал: круг, квадрат, треугольник.

2







16

Закрепить понятия: круг, квадрат, треугольник.

Карточки, предметы, геометрические фигуры.


Отбор по образцу и по названию.

      Дидактическая игра на закрепление понятий о геометрических фигурах: найти предметы, имеющие ту или иную геометрическую форму. Найти карточку такой же формы. сопоставить. В конце занятия сказать, предметов какой геометрической формы больше, меньше.

       Геометрические тела. Назвать предметы в классе, имеющие форму куба, бруса (прямоугольника), шара, соотнести с геометрической фигурой, показать карточки.

геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник

  1. Числа 1-3.

16

Знакомство с цифрами. Понятие числа.

2

Осмыслить получение числа. Уметь обозначать число цифрой.

Таблички с изображением цифр. Предметы картинки, с которыми можно сравнить цифру.

Цифра внима­тельно рассматривается, выделяются ее элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить цифр, (например, цифра 8 — это две баран­ки; цифра 1 — палочка и крючок).

цифра, число

17

Число и цифра 1. Письмо этой цифры. Соотнесение числа и предмета. Лепка цифры 1.

2

Воспринимать число с помощью различных анализаторов

Раздаточный материал, мешочек с фигурами, кубики, геометрические фигуры

1. Нарисуйте цифру 1 в воздухе правой (левой) рукой.

2. Выложите её из фасоли, найдите в индивидуальных наборах.

3. Из мешочка на ощупь узнать и достать только цифру 1.

4. Вылепить из пластелина.

5. Дидактическая игра «Покажи цифру»: Показать цифру 1, когда услышишь «один».

Один, одна, одно

18

Конструирование простейших фигур из геометрических кубиков, из мозаики. Вырезание геометрических фигур.

2


Строительные наборы.

1. Игры с различными строительными наборами (например, «Цветные шары», «Цветные кубики», «Цвет и форма» и т. п.)

геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник

19

Простейшие математические игры: лепка геометрических фигур, вырезание по шаблону и наклеивание фигур в тетрадь, соотнесение предмета с изученной цифрой 1. Письмо этой цифры.

2


Шаблоны фигур, цветная бумага, пластилин, клей.

1. Лепка геометрических фигур из пластилина;

2. Вырезание геометрических фигур из цветной бумаги по шаблону и наклеивание в тетрадь.

геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник

20

Число и цифра 2.Письмо этой цифры. Соотнесение числа и предмета. Лепка цифры 2.

2

Осмыслить получение числа. Уметь обозначать число цифрой

Раздаточный материал, мешочек с фигурами, кубики, геометрические фигуры

1. Нарисуйте цифру 2 в воздухе правой (левой) рукой.

2. Выложите её из фасоли, найдите в индивидуальных наборах.

3. Из мешочка на ощупь узнать и достать только цифру 2.

4. Вылепить из пластелина.

5. Дидактическая игра «Покажи цифру»: Показать цифру 2, когда услышишь «два».

геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник

21

Простейшие математические игры: лепка геометрических фигур, вырезание по шаблону и наклеивание фигур в тетрадь, соотнесение предмета с изученной цифрой 2. Письмо этой цифры.

2

Воспринимать число с помощью различных анализаторов

Шаблоны фигур, цветная бумага, пластилин, клей

Цифра внима­тельно рассматривается, выделяются ее элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить цифр

1. Нарисуйте цифру 2 в воздухе правой (левой) рукой.

2. Выложите её из фасоли, найдите в индивидуальных наборах.

3. Из мешочка на ощупь узнать и достать только цифру 2.

4. Вылепить из пластелина.

5. Дидактическая игра «Покажи цифру»: Показать цифру 2, когда услышишь «два».

геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник

22

Число и цифра 3. Письмо этой цифры. Соотнесение числа и предмета. Лепка цифры 2.

2

Осмыслить получение числа. Уметь обозначать число цифрой


1. Соотносить число и цифру.

2. Математическое домино

3. ДИ «Сколько?» на соотнесение числа и количества предметов

геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник, два, двое

23

Простейшие математические игры: лепка геометрических фигур, вырезание по шаблону и наклеивание фигур в тетрадь, соотнесение предмета с изученной цифрой 3 Письмо этой цифры.

2

Воспринимать число с помощью различных анализаторов

Шаблоны фигур, цветная бумага, пластилин, клей

Цифра внима­тельно рассматривается, выделяются ее элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить цифр

1. Нарисуйте цифру 3 в воздухе правой (левой) рукой.

2. Выложите её из фасоли, найдите в индивидуальных наборах.

3. Из мешочка на ощупь узнать и достать только цифру 3.

4. Вылепить из пластелина.

5. Дидактическая игра «Покажи цифру»: Показать цифру 3, когда услышишь «три».

геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник

24

Число и цифра 4. Письмо этой цифры. Соотнесение числа и предмета. Лепка цифры 3

2

Осмыслить получение числа. Уметь обозначать число цифрой

Раздаточный материал, мешочек с фигурами, кубики, геометрические фигуры

1. Соотносить число и цифру.

2. Математическое домино

3. ДИ «Сколько?» на соотнесение числа и количества предметов

геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник, три, трое

25

Простейшие математические игры: лепка геометрических фигур, вырезание по шаблону и наклеивание фигур в тетрадь, соотнесение предмета с изученной цифрой 4 Письмо этой цифры.

2

Воспринимать число с помощью различных анализаторов

Шаблоны фигур, цветная бумага, пластилин, клей

Цифра внима­тельно рассматривается, выделяются ее элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить цифр

1. Нарисуйте цифру 4в воздухе правой (левой) рукой.

2. Выложите её из фасоли, найдите в индивидуальных наборах.

3. Из мешочка на ощупь узнать и достать только цифру 4 .

4. Вылепить из пластелина.

5. Дидактическая игра «Покажи цифру»: Показать цифру 4 , когда услышишь «четыре».

геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник

26

Число и цифра 5. Письмо этой цифры. Соотнесение числа и предмета. Лепка цифры 4

3

Осмыслить получение числа. Уметь обозначать число цифрой

Раздаточный материал, мешочек с фигурами, кубики, геометрические фигуры

1. Соотносить число и цифру.

2. Математическое домино

3. ДИ «Сколько?» на соотнесение числа и количества предметов

геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник, четыре, четверо

27

Простейшие математические игры: лепка геометрических фигур, вырезание по шаблону и наклеивание фигур в тетрадь, соотнесение предмета с изученной цифрой 5. Письмо этой цифры.

2

Воспринимать число с помощью различных анализаторов

Шаблоны фигур, цветная бумага, пластилин, клей

Цифра внима­тельно рассматривается, выделяются ее элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить цифр

1. Нарисуйте цифру 5 в воздухе правой (левой) рукой.

2. Выложите её из фасоли, найдите в индивидуальных наборах.

3. Из мешочка на ощупь узнать и достать только цифру 5.

4. Вылепить из пластелина.

5. Дидактическая игра «Покажи цифру»: Показать цифру 5, когда услышишь «пять».

геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник

28

Число и цифра 6. Письмо этой цифры. Соотнесение числа и предмета. Лепка цифры 6.

3

Осмыслить получение числа. Уметь обозначать число цифрой

Раздаточный материал, мешочек с фигурами, кубики, геометрические фигуры

1. Соотносить число и цифру.

2. Математическое домино

3. ДИ «Сколько?» на соотнесение числа и количества предметов

геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник

29

Простейшие математические игры: лепка геометрических фигур, вырезание по шаблону и наклеивание фигур в тетрадь, соотнесение предмета с изученной цифрой 6 Письмо этой цифры.

2

Воспринимать число с помощью различных анализаторов

Шаблоны фигур, цветная бумага, пластилин, клей

Цифра внима­тельно рассматривается, выделяются ее элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить цифр

1. Нарисуйте цифру 6 в воздухе правой (левой) рукой.

2. Выложите её из фасоли, найдите в индивидуальных наборах.

3. Из мешочка на ощупь узнать и достать только цифру 6.

4. Вылепить из пластелина.

5. Дидактическая игра «Покажи цифру»: Показать цифру 6, когда услышишь «шесть».

геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник, шеть, шестеро

30

Число и цифра 7. Письмо этой цифры. Соотнесение числа и предмета. Лепка цифры 7

2

Осмыслить получение числа. Уметь обозначать число цифрой

Раздаточный материал, мешочек с фигурами, кубики, геометрические фигуры

1. Соотносить число и цифру.

2. Математическое домино

3. ДИ «Сколько?» на соотнесение числа и количества предметов

геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник

31

Простейшие математические игры: лепка геометрических фигур, вырезание по шаблону и наклеивание фигур в тетрадь, соотнесение предмета с изученной цифрой 7 Письмо этой цифры.

2

Воспринимать число с помощью различных анализаторов

Шаблоны фигур, цветная бумага, пластилин, клей

Цифра внима­тельно рассматривается, выделяются ее элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить цифр

1. Нарисуйте цифру 7 в воздухе правой (левой) рукой.

2. Выложите её из фасоли, найдите в индивидуальных наборах.

3. Из мешочка на ощупь узнать и достать только цифру 7.

4. Вылепить из пластелина.

5. Дидактическая игра «Покажи цифру»: Показать цифру 7, когда услышишь «семь».

геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник, семь, семеро, соседи числа

32

Число и цифра 8. Письмо этой цифры. Соотнесение числа и предмета. Лепка цифры 8

2

Осмыслить получение числа. Уметь обозначать число цифрой

Раздаточный материал, мешочек с фигурами, кубики, геометрические фигуры

1. Соотносить число и цифру.

2. Математическое домино

3. ДИ «Сколько?» на соотнесение числа и количества предметов

геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник

33

Простейшие математические игры: лепка геометрических фигур, вырезание по шаблону и наклеивание фигур в тетрадь, соотнесение предмета с изученной цифрой 8. Письмо этой цифры.

2

Воспринимать число с помощью различных анализаторов

Шаблоны фигур, цветная бумага, пластилин, клей

Цифра внима­тельно рассматривается, выделяются ее элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить цифр

1. Нарисуйте цифру 8 в воздухе правой (левой) рукой.

2. Выложите её из фасоли, найдите в индивидуальных наборах.

3. Из мешочка на ощупь узнать и достать только цифру 8.

4. Вылепить из пластелина.

5. Дидактическая игра «Покажи цифру»: Показать цифру 8, когда услышишь «восемь».

геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник, восемь, восьмой

34

Число и цифра 9. Письмо этой цифры. Соотнесение числа и предмета. Лепка цифры 9

2

Осмыслить получение числа. Уметь обозначать число цифрой

Раздаточный материал, мешочек с фигурами, кубики, геометрические фигуры

1. Соотносить число и цифру.

2. Математическое домино

3. ДИ «Сколько?» на соотнесение числа и количества предметов

геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник

35

Простейшие математические игры: лепка геометрических фигур, вырезание по шаблону и наклеивание фигур в тетрадь, соотнесение предмета с изученной цифрой 9. Письмо этой цифры.

2

Воспринимать число с помощью различных анализаторов

Шаблоны фигур, цветная бумага, пластилин, клей

Цифра внима­тельно рассматривается, выделяются ее элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить цифр

1. Нарисуйте цифру 9 в воздухе правой (левой) рукой.

2. Выложите её из фасоли, найдите в индивидуальных наборах.

3. Из мешочка на ощупь узнать и достать только цифру 9.

4. Вылепить из пластелина.

5. Дидактическая игра «Покажи цифру»: Показать цифру 9, когда услышишь «девять».

геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник, девять, девятый

36

Число и цифра 10. Письмо этой цифры. Соотнесение числа и предмета. Лепка цифры 10.

2

Осмыслить получение числа. Уметь обозначать число цифрой

Раздаточный материал, мешочек с фигурами, кубики, геометрические фигуры

1. Соотносить число и цифру.

2. Математическое домино

3. ДИ «Сколько?» на соотнесение числа и количества предметов

геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник

37

Простейшие математические игры: лепка геометрических фигур, вырезание по шаблону и наклеивание фигур в тетрадь, соотнесение предмета с изученной цифрой 1о. Письмо этой цифры.

2











Воспринимать число с помощью различных анализаторов

Шаблоны фигур, цветная бумага, пластилин, клей

Цифра внима­тельно рассматривается, выделяются ее элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить цифр

1. Нарисуйте число 10 в воздухе правой (левой) рукой.

2. Выложите её из фасоли, найдите в индивидуальных наборах.

3. Из мешочка на ощупь узнать и достать только цифру 1 и 0.

4. Вылепить из пластелина.

5. Дидактическая игра «Покажи цифру»:

геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник, десять, десятый

38

Повторение

1




Систематизировать знания, определить уровень знаний

тест

Задания на определение уровня знаний

геометрические фигуры, круг, квадрат,

Образовательная область «Грамота»

Тема

К-во

ч

ЗУН

Словарь

Виды работ по развитию устной речи

Письмо

Оборудование

1

2

3

4

5

6

7

8

Привитие навыков учебной деятельности

1

Правильно сидеть (вставать) за столом.

Слушать объяснения и указания учителя.


Парта, учительский стол, стул, учитель, классная доска.

Беседа о том, что находится в классе. Порядок в классе.

Игра "Я на уроке в первый раз".

Знакомство с тетрадью

Кукла

Развитие артикуляционного аппарата, постановка дыхания и голоса. Игровые упражнения.

1

Выполнять артикуляционные движения.

Дыхательные упражнения.

Язык, губы, рот, голосовые связки, зубы, небо.

Разучивание стихотворения (четверостишия), скороговорки, загадки, в которых наиболее часто встречается тот или иной звук.

Сказка про Язычок.

Развитие движений кисти и пальцев рук



Предметные картинки.

«Я и моя семья». Понятие «слово».

1

Иметь представление о понятие семья».

Знать обязан-ности членов семьи.

Иметь представ-ление о понятии «Слово».

Выполнять простые поручения по словесному заданию.

Семья.

Беседа о семье.

Понятие о рабочей и свободной строке.


Полоски синего цвета.

«Игрушки», «Школьные принадлежности». Понятие «предложении».


1

Иметь представление о понятие «предложение».

Составлять простые предложения из двух-трех слов.

Игрушки, школьные принадлежности.

Рассматривание и обсуждение назначения школьных принадлежстей.

Различение звуков окружающей действительности.

Игра "Что нам нужно для учебы".

Прямые наклонные палочки

Кукла, школьные принадлежности и игрушки, полоски синего цвета.

«Сад», «Огород». Понятие «слог».

1

Иметь представление о понятии «слог».

Уметь делить слова на слоги.

Называть слова по предъявлению предметной картинки.

Сад, огород, овощи, фрукты.

Составление слов из отдельных слогов.

Уточнение и развитие зрительного восприятия.

Прямые наклонные палочки

Кукла, школьные принадлежности и игрушки, полоски синего цвета.

Понятие «звук». Выделение звука «а», «у».

1

Иметь представление о понятие «звук».

Уметь выделять звук в устной речи в начале слова.

Составлять рассказ на заданную учителем тему.

Беседа «Лес»

Выделение в устной речи звуков а-у в начале слов.

Называние слов с заданным звуком.

Составление рассказов на заданную учителем тему.

овалы

Полоски синего цвета, кружки красного цвета

Работа по содержанию русской народной сказки «Колобок».

1

Уметь:

слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя;

пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрации и вопросам;

Герои сказки

Работа по содержанию русской народной сказки «Колобок»

Палочки с закруглением

Предметные картинки

Работа по содержанию русской народной сказки «Репка».

1

Слушать сказку и в устной передаче учителя;

пересказывать сказку с помо-щью учителя по иллюстрации и вопросам;

называть слова по предметным артинкам.

Герои сказки

Работа по содержанию русской народной сказки «Репка»

Наклонные с петлёй

Предметные картинки

Звук и буква «а»


2

 Выделение звука «а».

Знакомство с буквой «а».

Чтение буквы «а».


Астра, аист.

1.  Активизация словаря и обогащение.

2. Составление слов со звуком «а» в начале.

3. Составление предложений (простых).

Буква «а». Знакомство со строчной и прописной буквой «а» и упражнения в её написании

Буква «а», предметные картинки (аист, астра), пластилин, палочки цветные.

Звук и буква «у»


2

Выделение звука «у».

Знакомство с буквой «у».

 Чтение буквы «у».

Утка, гусь, петух.

1.  Называние слов со звуком «у».

2.  Составление простых предложений по вопросам.


Буква «у». Знакомство со строчной и прописной буквой «у» и упражнения в её написании

Буква «у», предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква Оо


1

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Ослик, осы,

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «о». Знакомство со строчной и прописной буквой «о» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

Мм «Три медведя»

1

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой. Слушать и рассказывать сказку

Мед, медведь, медведица, медвежата

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «м». Знакомство со строчной и прописной буквой «м» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

Сс

2

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Сестра. Сад. Растения сада. самокат

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «а». Знакомство со строчной и прописной буквой «м» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

Нн

2

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Носорог, неделя,

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «н». Знакомство со строчной и прописной буквой «н» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

ы

1

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Рыбы. Названия рыб

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «ы». Знакомство со строчной и прописной буквой «ы» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

Ии

2

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Ирисы, ириски

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «и». Знакомство со строчной и прописной буквой «и» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква Лл «Лиса и журавль»

2

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой. Пересказ сказки

Лиса, лисица, лисенок, журавль

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «л». Знакомство со строчной и прописной буквой «л» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

Тт «Теремок»

1

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой. Пересказ сказки

Герои сказки

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «т». Знакомство со строчной и прописной буквой «т» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

Рр

2

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Река. Реки Казахстана

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «р». Знакомство со строчной и прописной буквой «р» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

Шш

2

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Произношение ши

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «ш». Знакомство со строчной и прописной буквой «ш» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

Кк

2

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Кролик, краски, карандаши

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «к». Знакомство со строчной и прописной буквой «к» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

Пп

2

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Папа, плотник, профессии

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «п». Знакомство со строчной и прописной буквой «п» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

Бб

1

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Барабан, музыкальные инструменты

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «б». Знакомство со строчной и прописной буквой «б» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

Гг

2

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Гусь, гусёнок, гусыня

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «г». Знакомство со строчной и прописной буквой «г» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

Дд

2

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Дом, домашняя обстановка

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «д». Знакомство со строчной и прописной буквой «д» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

Зз

2

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Заяц, зайчонок, зайчиха

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «з». Знакомство со строчной и прописной буквой «з» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

Жж

2

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Жуки

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «ж». Знакомство со строчной и прописной буквой «ж» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

Ее

2

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Ежи, семья ежей

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «е». Знакомство со строчной и прописной буквой «е» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

Ёё

2

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Ёлка, Новый год

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «ё». Знакомство со строчной и прописной буквой «ё» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

Вв

2

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Волк, волчица, волчонок

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «в». Знакомство со строчной и прописной буквой «в» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

й

1

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Йод, йогурт

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «й». Знакомство со строчной и прописной буквой «й» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

ъ

1

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Произношение слов

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «ь». Знакомство со строчной и буквой «ь» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

Ээ

2

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Экскаватор, элеватор

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «э». Знакомство со строчной и прописной буквой «э» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

Яя

2

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Якорь, моряк, маяк

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «я». Знакомство со строчной и прописной буквой «я» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

Юю

2

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Юнга, юла,

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «ю». Знакомство со строчной и прописной буквой «ю» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

Хх

2

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Хлеб, пшеница, батон

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «х». Знакомство со строчной и прописной буквой «х» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

Цц

2

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Цыпленок, курица

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «ц». Знакомство со строчной и прописной буквой «ц» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

Чч

2

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Чай, чаепитие

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «ч». Знакомство со строчной и прописной буквой «ч» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

Щщ

2

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Щука, лещ, ёрш

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «щ». Знакомство со строчной и прописной буквой «щ» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

Фф

2

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Фонтан, фонарь, факел, факир

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «ф». Знакомство со строчной и прописной буквой «ф» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.


Звук и буква

ь

1

Характеристика звука, сходство и различие, схемы слов, чтение слогов, слов с буквой

Произношение слов

1.  Называние слов со звуком

2.  Составление простых предложений по вопросам.

3. Чтение слов по таблице, букварю.

4. Составление слов из разрезной азбуки

5. Печатанье

Буква «ь». Знакомство со строчной буквой «ь» и упражнения в её написании

Буква, предметные картинки, сюжетная картинки трафареты.



Итого 66 ч























Образовательная область «Познание мира»

Название темы

К-во ч

зун

Наглядность

Вид работы

1

Окружающий мир

1

Знать определения окружающего мира

Предметные картинки

Деление на группы живые-неживые

2

Предметы

1

Различать живые и неживые предметы

Предметные картинки

Деление на группы живые-неживые

3

Явления природы

2

Знать основные явления природы

Картинки явлений

Назвать явление, когда бывает

4

Смена дня и ночи, значимость дня и ночи в жизни растений, животных и человека

1

Объяснять значения смены дня и ночи

Предметные картинки

Характеристика времени суток, что делают днем, ночью

5

Органы чувств человека

2

Знать значение и роль органов чувств

Предметные картинки

Показывать органы чувст, для чего нужны

6

Погода.

1

Знать показатели погоды, температура, ветер, осадки, облачность,

Предметные картинки

Определени погоды на данный момент

7

Времена года.

1

Знать характеристики времен года

Предметные картинки

Характеристика времен года по картинкам, сравнение

8

Осень. Труд людей осенью

2

Знать характеристику осени, приметы. Знать характеристику труда людей весной

Предметные картинки

С картинками приметы осени и труда людей

9

Зима. Труд зимой.

2

Знать характеристику зимы, приметы. Знать характеристику труда людей весной

Предметные картинки

С картинками приметы зимы и труда людей

10

Весна. Труд весной

2

Знать характеристику весны, приметы. Знать характеристику труда людей весной

Предметные картинки

С картинками приметы весныи труда людей

11

Лето. Труд летом

2

Знать характеристику лета, приметы. Знать характеристику труда людей летом

Предметные картинки

С картинками приметы лета и труда людей

12

Группы растений, органы растений и их функции.

2

Знать Группы растений, органы растений и их функции

Предметные картинки

Группы растений, различие по картинкам

13

Плоды. Семена. Овощи

2

Знать и распознавать сухие и сочные плоды. Распознавать овощи, фрукты

Предметные картинки

Разделить на группы овощи-фрукты. Виды плодов

14

Размножение растений. Значение растений в жизни человека

2

Знать способы размножения растений

Предметные картинки

Что получают из растений, для чего растения

15

Птицы. Рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся

2

Различать группы, их характерные особенности, устанавливать принадлежность

Предметные картинки

Чем отличаются группы животных

16

Насекомые, животные, млекопитающиеся их виды, среда обитания

2

Различать группы, их характерные особенности, устанавливать принадлежность

Предметные картинки

Чем отличаются группы животных

17

Подготовка к весеннему и зимнему периоду животных

2

Объяснять подготовку к весеннему и зимнему периоду животных Предметные картинки

Предметные картинки

Чем отличаются группы животных

18

Подготовка птиц к зиме. Прилет птиц

2

Объяснять подготовку птиц к зиме. Приле Предметные картинки т птиц

Предметные картинки

По картинкам перелетные, зимующие птицы

19

Домашние птицы и уход за ними

2

Объяснять способы ухода за домашней птицей

Предметные картинки

Как ухаживают за птицей дома, картинка на птицеферме


Итого 33ч






Список литературы

    1. Аксёнова, А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. А.К. Аксёнова/ М: «ВЛАДОС», 1999 г. (электронный вариант)

    2. Бгажноковой, И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М. :Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.

    3. Бгажноковой, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.

    4. Кулькова, Ж.Г. Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям с умеренной умственной отсталостью. Методическое пособие для специалистов ПМПК, педагогов С(К)ОУ, работников служб сопровождения/ под ред. Ж.Г. Кульковой. – Челябинск: Цицеро, 2009.-100с.

    5. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М. : «Академия», 2003. - 208 с.

    6. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР. – И.А.Морозова, М.А.Пушкарева/ М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2009. – 72с.

    7. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – И.А.Морозова, М.А.Пушкарева/ М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2007. – 136с.

    8. Перова, М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб, для студ. дефект, фак. педвузов. — 4-е изд., перераб. — М.Н. Перова /М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 408 с. (Электронный вариант).

    9. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.

    10. Шипициной, Л.М. Коррекционно-образовательных программ для детей с глубоким нарушением интеллекта под ред. Л.М. Шипициной. - СПб.: Образование, 1996.

    11. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.

    12. Шипицина, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2005.- 477 с.

Программа обучения на дому детей с умственной отсталостью
  • Начальные классы
Описание:

Обучение детей на дому всегда вызывает массу вопросов. Для качественного обучения детей с умственной отсталостью необходимо планирование занятий. Предлагаю планирование занятий для 1 года обучения.

В настоящее время учебный план, действующий в Республике Казахстан, предполагает 2 часа обучения грамоте, 2 часа обучения математике, 1 час обучение познанию мира. 

Планирование составлено таким образом, что содержит и ЗУН, которые необходимо сформировать, и наглаядность, и виды работы, и словарь.

Объяснительная записка содержит описание особенностей детей с особыми образовательными потребностями, а также цели, задачи коррекционной работы.

Автор Данильченкова Ольга Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 7871
Номер материала 27418
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓