Главная / Другое / ПРОГРАММА образовательного мониторинга результатов обучения учащихся по географии, естествознанию, природоведению

ПРОГРАММА образовательного мониторинга результатов обучения учащихся по географии, естествознанию, природоведению

Название документа Программа мониторинга по гео, ест, прир.docx

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifМинистерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГКОУСО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»



















ПРОГРАММА

образовательного мониторинга

результатов обучения учащихся

по географии, естествознанию, природоведению











Составитель:

учитель

Мокринская М. М.

I кв. категория









Бутка – 2011

  1. Теоретической обоснование программы

На современном этапе развития образования для определения качества преподавания учебного предмета применяется образовательный мониторинг.

Мониторинг принято определять, как комплекс исследовательских процедур, который позволяет выявить характер изменений в конкретном объекте за определенный период времени. Мониторинг является универсальной системой измерения, его сущность и механизмы осуществления представлены в работах П. И.Третьякова, В. Г. Быковой, Г. Ч. Тахтамышевой, О. А. Митиной, Т. М. Бенькович.

Расширенное понятие «образовательный мониторинг» предполагает не только сбор, обработку и хранение информации об особенностях организации и результатах образовательного процесса, но и решение в комплексе вопроса о распространении информации. Мониторинг позволяет правильно оценить степень, направление и причины отклонения в работе педагога.

В словаре педагогических терминов Г. М. и А. Ю. Коджаспировых под мониторингом понимается:

  1. отслеживание результатов;

  2. постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям;

  3. диагностически обоснованная система непрерывного отслеживания эффективности обучения и воспитания и принятие управленческих решений, регулирующих и корректирующих деятельность образовательного учреждения.

Таким образом, образовательный мониторинг рассматривается с позиции системного подхода: во-первых, как источник информации (полученная в ходе мониторинга информация обобщается на разных уровнях); во-вторых, как способ обработки информации, необходимый для обобщения и анализа; в-третьих, как способ хранения информации, позволяющий осуществлять сравнительный анализ, прогнозировать развитие; в-четвертых, как средство распространения информации о результатах мониторинга.

Результаты мониторинговой деятельности оказывают непосредственное влияние на особенности мотивации, целеполагание, организационные и содержательные основания, определяют необходимость внесения корректив.

Образовательный мониторинг позволяет создать информационные условия для формирования целостного представления об особенностях организации и результатах образовательного процесса, качественных и количественных изменениях.

Объектом (или содержанием) контроля может стать все, что относится к учебно-воспитательному процессу. Конкретное же его содержание будет зависеть от целевой установки и задач контроля. В частности, контролируется деятельность педагога и обучающегося в процессе учебной деятельности:

результаты обучающегося  это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения практических задач;

результаты педагога – это разница между результатами детей в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика).

Прирост результатов означает, что педагогу удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие обучающихся. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей детей.

Задачи, решаемые с помощью образовательного мониторинга:

  1. Выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии образовательного процесса.

  2. Систематизация информации о состоянии и развитии образовательного учреждения.

  3. Обеспечение регулярного и наглядного представления информации о процессах, результатах деятельности субъектов мониторинга.

  4. Информационное обеспечение анализа и прогнозирования деятельности.

В качестве основных принципов образовательного мониторинга выступают:

  • Целенаправленность – соответствие мониторинговой деятельности общему стратегическому направлению цели.

  • Научность – мониторинг строится с опорой на новейшие достижения педагогической науки и теории управления.

  • Нормативность – опора при организации и осуществлении мониторинга на нормативные документы.

  • Целостность и непрерывность – необходимо рассматривать объекты мониторинга во взаимосвязи всех компонентов.

  • Эффективность и действенность – система процедур, применяемая в процессе мониторингового исследования, должна способствовать переводу системы в новое качественное образование.

  • Компетентность – эксперты, проводящие мониторинговые исследования должны владеть знаниями о способах изучения объекта и средствах его регулирования и коррекции.

Образовательный мониторинг осуществляется в двух направлениях:

  1. Педагогический мониторинг образовательной компетентности обучающихся.

  2. Педагогический мониторинг условий организации образовательного процесса.


Виды мониторинга.

Известный педагог А.С. Белкин указывает на виды образовательного мониторинга:

  • мониторинг дидактический - слежение за различными сторонами учебно-воспитательного процесса; учитывается система связей отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса;

  • мониторинг управленческий - слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях: педагог-педагог; педагог - обучающиеся; педагог – семья;

  • мониторинг социально-психологический - слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений за характером психологической атмосферы коллектива групп.

Мониторинг может классифицироваться по достаточно большому количеству оснований, предложенных А. Н. Майоровым:


ПО МАСШТАБУ ЦЕЛЕЙ

ОБРАЗОВАНИЯ

Стратегический

Тактический

Оперативный

ПО ЭТАПАМ ОБУЧЕНИЯ

Входной (отборочный)

Учебный (промежуточный)

Выходной (итоговый)

ПО ВРЕМЕННОЙ

ЗАВИСИМОСТИ

Ретроспективный

Предупредительный (опережающий)

Текущий

ПО ЧАСТОТЕ ПРОЦЕДУР

Разовый

Периодический

Систематический

ПО ОХВАТУ ОБЪЕКТА

НАБЛЮДЕНИЯ

Локальный

Выборочный

Сплошной

ПО ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ФОРМАМ

Индивидуальный

Групповой

Фронтальный

ПО ФОРМАМ ОБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Внешний (социальный)

Взаимоконтроль

Самоанализ

ПО ИСПОЛЬЗУЕМОМУ

ИНСТРУМЕНТАРИЮ

Стандартизированный

Нестандартизированный

Матричный


Таким образом, виды педагогического мониторинга носят многообразный характер и дают возможность педагогу самостоятельно придерживаться той или иной классификации в зависимости от направленности педагогической деятельности и субъекта (объекта) на который эта деятельность направлена.


Образовательный мониторинг осуществляется на основании методов педагогической и психологической диагностики. К разряду методов, применимых в процессе мониторинга можно отнести: педагогическое наблюдение, тестирование, письменный и устный опрос, контрольные работы, дидактические игры диагностического характера, анализ продуктов деятельности, практические работы, тестовые задания.

Методы отслеживания результатов обучения.

Проведение мониторинга обученности по дополнительной образовательной программе возможно при использовании следующих методов:


Тестирование

Тестирование обученности – совокупность заданий, сориентированных на определение уровня усвоения определённых аспектов содержания обучения.

Правильно составленные тесты обученности должны удовлетворять ряду требований, они должны быть:

  • относительно краткосрочными, т. е. не требовать больших затрат времени;

  • однозначными, т. е. не допускать произвольного толкования тестового задания;

  • правильными, т. е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;

  • относительно краткими, требующими сжатых ответов;

  • информационными, т. е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалой измерений;

  • удобными, т. е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;

  • стандартными, т. е. пригодными для широкого практического использования — измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.

Типы тестовых вопросов:

1) Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими (да/нет) или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа.

2) Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме.

3) Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определенной ситуации.

4) Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.


Собеседование

Собеседование – метод диагностирования знаний обучающегося по теме или изученному разделу.

Сильная сторона беседы:

  1. живой контакт исследователя с испытуемыми, возможность индивидуализации вопросов, их варьирования, дополнительных уточнений, возможность оперативной диагностики достоверности и полноты ответов;

  2. во всех формах опроса целевая установка исследователя выражается в виде гипотезы.

Психолого-педагогические требования, предъявляемые к беседе:

  • наличие цели и задач собеседования;

  • наличие примерного плана беседы;

  • чётко продуманные вопросы для оппонента;

  • в ходе беседы обязательно необходимо учитывать личностные особенности ребёнка: импульсивность, молчаливость, замкнутость, вспыльчивость, экстравертивность, интравертивность и т.д.; его состояние: раздражен, нервничает, весел; его отношение к педагогу-исследователю: недоверчивость, симпатия, антипатия, доверие; его предполагаемое отношение к теме предстоящего разговора.

Наблюдение

Наблюдение - один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного и целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении обучающихся, на основе их непосредственного восприятия с обязательной систематизацией получаемых данных и формулированием возможных выводов.

Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно удовлетворять следующим требованиям:

  1. Целенаправленность – наблюдение проводится не за обучающимся вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей.

  2. Планирование – до начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства). Показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.

  3. Самостоятельность – наблюдение должно являться самостоятельной, а не попутной задачей.

  4. Естественность - наблюдение должно проводиться в естественных для ребёнка условиях.

  5. Систематичность – наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом.

  6. Объективность – педагог должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а объективные факты.

  7. Фиксация – данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.

Наблюдение – метод трудоемкий. Минусы:

  • практически невозможно исключить влияние случайных факторов;

  • фиксировать все невозможно, поэтому можно упустить существенное и отметить несущественное;

  • метод пассивный: педагог наблюдает ситуации, которые появляются независимо от его планов, он не может повлиять на ход событий;

  • наблюдение дает информацию, которую сложно подвергнуть количественному анализу.

Опрос

Опрос — незаменимый прием получения информации. Это почти универсальный метод. Искусство его использования состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы, и, наконец, убедиться в том, что можно верить полученным ответам.

Существует несколько видов опроса:

  1. Сплошной опрос означает, что участвуют все лица изучаемой совокупности людей (такая всеохватывающая совокупность называется генеральной совокупностью).

  2. Выборочный опрос более экономичен, т. к. здесь в качестве респонден-тов выступают не все представители генеральной совокупности, а только их часть - выборочная совокупность, или просто выборка.

Формы опроса:

Устный - индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний.

Сущность этого метода заключается в том, что педагог ставит обучающимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения.

Индивидуальный – вопрос в полном объёме задаётся конкретному ребёнку.

Фронтальный - педагог расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа обучающихся.

Уплотненный - педагог вызывает одного ребёнка для устного ответа, а четырем-пяти обучающимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках).

Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний – письменного опроса. Суть в том, что педагог раздает обучающимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи, на которые они в течение 10-12 мин дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном занятии оценивать знания всех детей. Это важная положительная сторона данного метода.

Анализ продуктов деятельности

Анализ продуктов деятельности (от греч. analysis - разложение, расчленение) - это всестороннее анализирование, тщательное изучение, обобщение и систематизация полученных данных. Педагог разрабатывает ряд критериев, по которым оценивается продукт деятельности (публикация, фотоснимок, работа по прикладному творчеству, презентация и др.)

Упражнение

Упражнение - учебное задание для закрепления знаний, умений, навыков. Как правило, упражнения помогают педагогу провести промежуточное диагностирование ряда универсальных учебных действий с целью определить проблемное поле обучающегося. Функция метода направлена как на приобретение знаний, так и на перевод их в плоскость учебных и практических умений и навыков с последующим совершенствованием до репродуктивного и творческого уровня. Следовательно, упражнения должны носить сознательный характер и проводиться только тогда, когда обучающиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал; тренировочные задания должны способствовать дальнейшему углублению знаний и содействовать развитию творческих способностей детей.

На организацию тренировочной деятельности оказывает влияние также характер тех умений и навыков, которые нужно вырабатывать у обучающихся. В этом смысле можно выделить:

а) устные упражнения;

б) письменные упражнения;

в) выполнение практических заданий.


Классификация упражнений

Виды упражнений

Направленность упражнений

Устные упражнения


- сокращают время на выполнение задания;

- развивают произвольное внимание;

- приучают работать.

Письменные упражнения

- предназначены для более сложных видов работ;

- обеспечивают возможность многократного просмотра, анализа, исправления;

- развивают зрительное восприятие, зрительную память, образное мышление;

- повышают грамотность, логику и последовательность мышления, развивают наблюдательность;

- развивают самостоятельность и инициативу.

Воспроизводящие

упражнения

- упражнения по закреплению ранее изученного (известного) ;

- языки – правописание, грамматические и лексические правила;

- трудовое обучение;

- решение задач (математика, физика, химия);

- упражнения по приобретению навыков работы с приборами, механизмами.

Упражнения в применении знаний в новых условиях (тренировочные)

- осуществляется подборка упражнений с нарастающей степенью трудности; переход от простых к более сложным заданиям, требующим выполнения ряда действий, учета различных данных.

Комментированные

упражнения

- фронтальные письменные работы всей группы по применению усвоенных знаний (сопровождаются объяснениями по небольшим частям задания).

Алгоритмические упражнения. Упражнения по составлению обучающимися примеров и задач

- выполнение упражнений по составлению примеров и задач на применение правил (упражнения по образцу).

Проблемно - поисковые упражнения

- развивающие способность к догадке и интуиции, формирующие творческое мышление.


Творческие устные и письменные работы

- направлены на развитие самостоятельности познавательного интереса, на развитие творческого мышления и практических действий.

Устные сочинения

- выступают одним из видов творческих работ

Письменные сочинения

- направлены на: поиск и систематизацию, достоверность и полноту данных, последовательность и логику изложения, соблюдение грамматической и орфографической грамотности, отработку стиля изложения, поиски оптимальных способов выполнения работ, работ творческого характера.

Доклады

- содержание посвящается одному вопросу, требующему глубокой проработки, сбора большого количества материала, подтверждающего избранную точку зрения.

Графические работы

- предусматривают составление логико-структурных схем, графиков, диаграмм, чертежей, рисунков с целью углубленного осмысления и закрепления знаний, приобретения графических умений

Игровые упражнения

- вызывают интерес к учению, решению познавательных задач, активизируют мышление, инициативу, творчество, самостоятельность, снимают излишнее напряжение, мышечную и психическую усталость.

Упражнения на обучающих машинах, компьютерах, вычислительной технике

- используются как для приобретения новых знаний, их закрепления, контроля успешности обучения, так и для выработки умений и навыков их практического использования.

Упражнения по выработке навыков работы с приборами и оборудованием

- разрабатываются специальные упражнения, приучающие к работе с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами, оборудованием в столярных и слесарных мастерских, работе на станках и механизмах и т. п.;

- обеспечивают применение теоретических знаний в практической деятельности.


Таким образом, все виды упражнений можно разделить на три большие группы: подготовительные, тренировочные и творческие.

Эффективность данного метода достигается выполнением ряда правил и условий. Самыми важными среди них выступают следующие:

- прочное усвоение теоретического материала обучающимися, осознание целей и порядка выполнения упражнения; доведение до детей требований в последовательности действий, применение отдельных приемов и т. п. в целях правильного выполнения упражнения;

- демонстрация педагогом образцов правильного, творческого подхода к выполняемым упражнениям;

- соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений, обусловленной закономерностями процесса обучения;

- разнообразие упражнений по содержанию, форме, степени сложности, предлагаемых для выполнения обучающимся;

- построение системы упражнений с нарастанием степени сложности;

- разработка системы упражнений с учетом индивидуально-личностных особенностей обучающихся;

- связь упражнений с другими темами программы;

- оптимальное количество упражнений, достаточное для усвоения конкретного вида знаний, выработки необходимых умений и навыков.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия педагога, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучающиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Самостоятельная работа есть высшая работа учебной деятельности детей и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.

При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований П.И. Пидкасистый выдвигает следующие:

Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач — приобретению обучающимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.

Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.

Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у обучающихся разнообразных умений и навыков.

Последовательность выполнения самостоятельных работ логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения последующих.

При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к обучающимся.

К. Д. Ушинский выделил следующие особенности применения этих принципов к руководству самостоятельной работой:

  1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача педагога заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у ребёнка интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Обучающиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача, каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

  2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать обучающегося при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для ребёнка, а сами дети — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

  3. На первых парах у обучающихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе детей должен предшествовать наглядный показ приемов работы с педагогом, сопровождаемый четкими объяснениями.

  4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей обучающихся.

  5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными обучающимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к детям.

  6. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес обучающихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед обучающимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Дети всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.

  7. Самостоятельные работы обучающихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.

  8. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала педагогом с самостоятельной работой обучающихся по приобретению знаний, умений и навыков.

  9. При выполнении обучающимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать педагогу. Педагог продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на занятии, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает детей методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности обучающихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.




Творческая работа

Творческая работа - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий — уникальность результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.

Эксперимент

Эксперимент - метод исследования, позволяющий не только описать явление, но и объяснить его.

Виды эксперимента:

  1. Лабораторный эксперимент проводится в искусственных для обучающегося, специально создаваемых и точно учитываемых условиях. Часто он проводится в специально оборудованном помещении (свето- и звукозащитных кабинах, например), при активном использовании различных физических приборов и регистрирующей аппаратуры.

  2. Естественный эксперимент отличается тем, что обучающиеся, находящиеся в естественных для них условиях игровой, учебной или трудовой деятельности, не догадываются о проводимом исследовании.

  3. Моделирующий эксперимент представляет собой объяснение явлений посредством их моделирования. В экспериментальной ситуации обучающийся воспроизводит (моделирует) ту или иную естественную для него деятельность: эмоциональные или эстетические переживания, запоминание необходимой информации. Во время этого моделирования исследователи пытаются также выявить наиболее благоприятные для данного процесса условия.

Контрольные задания в занимательной форме

Контрольные задания в занимательной форме – один из методов диагностирования, который заключается в том, чтобы в нетрадиционной форме (викторины, кроссворды, ребусы, заполнение таблицы, формулы, схемы и прочее) определить ряд универсальных учебных действий обучающихся.

Терминологический диктант

Терминологический диктант – особый метод диагностирования знаний обучающихся, направленный на выявление уровня понимания детей о том или ином понятии (термине).

Совместное решение задач в группе

Совместное решение задач (в группе) – метод диагностирования умений обучающихся коллективной работы, поиск решения проблемной ситуации в паре (группе). Такое диагностирование даёт возможность поиска наиболее эффективных способов решения проблемных ситуаций. Возможно использование проблемно-эвристических заданий.

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно - ролевая игра – это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Сюжетно-ролевая игра имеет две линии – сюжетную и ролевую. Основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Эта игра позволяет развить творческие способности обучающихся и определить уровень понимания содержания изучаемого материал в нетрадиционной форме.

Проект

Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы обучающихся, но только как способов достижения результатов проекта.

Этапы работы над проектом:

  1. Проблематизация – необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему;

  2. Целеполагание – на этом этапе проблема приобретает личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплощается в проектном продукте;

  3. Планирование – необходимо составить подробный план действий для решения проблемы и достижения поставленной цели;

  4. Реализация – практическая работа по плану;

  5. Самооценка и рефлексия – завершающий этап работа, который позволяет оценить продукт деятельности.

Типология проектов (Е.С. Полат).

  • По предметно-содержательной области:

Монопроекты – реализуются в рамках одной области знаний или одной учебной дисциплины;

Межпредметные проекты – выполняются во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.

  • По характеру контактов:

Внутригрупповые;

Внутри организации;

Региональные;

Международные.

  • По характеру координации:

С открытой, явной координацией – координатор проекта участвует в нём в собственно своей функции, направляет работу других участников;

Со скрытой координацией – координатор является полноправным участником проекта.

  • По доминирующей деятельности обучающихся:

Практико-ориентированный проект – нацелен на решение задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Ценность проекта – реальность использования продукта на практике;

Исследовательский проект – по структуре – научное исследование, он требует наличие чётко продуманных экспериментов и опытов, а также методов обработки информации;

Информационный проект – направлен на сбор сведений о каком-либо объекте или явлении, их проверку, анализ и обобщение с целью представления полученной достоверной информации широкой аудитории;

Творческий проект – предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов;

Приключенческие, игровые, ролевые – участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. степень творчества здесь высока, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая, приключенческая.

  • По количеству участников:

Личностные – один участник/между двумя партнёрами;

Парные – между парами участников;

Групповые – между группами участников.

  • По продолжительности проекта:

Мини-проекты – одно занятие или его часть;

Краткосрочные проекты – 4-6 занятий;

Среднесрочные проекты – 30-40 часов;

Долгосрочные проекты – в течение года.

  • По количеству участников:

Индивидуальные – единственный автор, который несёт всю полноту нагрузки и ответственность за свою работу;

Групповые – выполняется группой участников. Группы могут быть различными, как по количеству участников, так и по возрасту:

  • Группа ровесников;

  • Разновозрастная группа;

  • Детско-взрослая группа (дети и родители, дети и педагог, дети и другие взрослые).

  • По виду конечного продукта:

Материальные – модели, макеты, картины, скульптуры, книги,, иллюстрированные альбомы, фильмы, слайд-шоу, компьютерные презентации и т.п.;

Действенные – поход, экскурсия, спектакль, соревнование, праздник, классный час, мастер-класс, выставка, игра, викторина, тематический вечер, литературная гостиная, концерт и т.п.;

Письменные – статья, брошюра, инструкция, рекомендации и т.п.

Зачёт по теме

Зачёт по теме – метод диагностирования ряда универсальных учебных действий обучающихся по одной теме, по конкретному разделу и т.п.

Типология зачётов.

  • По степени сложности:

Простые – обучающийся сдаёт зачёт по одной текущей теме;

Сложные - обучающийся сдаёт зачёт по нескольким темам сразу в том случае, если по предыдущим темам имеются задолженности.

  • По числу участников:

Односторонние – обучающийся сдаёт зачёт педагогу;

Двусторонние – обучающиеся сдают зачёт успевающим;

Многосторонние – обучающиеся сдают зачёт успевающим и педагогу.

Методика проведения зачетов

На зачете проверяются знания обучающихся. При отборе материала для опроса на зачете, следует, прежде всего, исходить, из оценки значимости данного программного вопроса в общей системе учебного предмета. На зачет необходимо выносить следующее:

  • материал, составляющий основную теоретическую часть данного зачетного раздела, на основе которого формируются ведущие понятия курса;

  • фактический материал, составляющий основу предмета;

  • решение типовых задач и примеров, выполнение заданий, позволяющих судить об уровне умения применять знания;

  • задания и вопросы, требующие от обучающихся навыков самостоятельной работы, умений работать с книгой, таблицами и т. д.

Принимая зачеты, педагог получает информацию не только о качестве знаний отдельных обучающихся, но и о том, как усвоен материал группы в целом. Важно выяснить, какие вопросы усвоены детьми, над, чем следует дополнительно поработать.

В практике сложились следующие основные виды приёма зачета:

а) письменный зачет - задачи и примеры должны охватывать основные, ведущие понятия данного зачетного раздела. По возможности задания должны быть комбинированного характера, чтобы в ходе их решения можно было выявить знания системы понятий, изучаемых в данной теме. Письменные работы должны выполняться самостоятельно (нужно иметь4-6 вариантов заданий). Задания должны быть рассчитаны на обучающихся со средним уровнем подготовки, и содержать задания продвинутого уровня. Могут входить вопросы теоретического характера;

б) устный зачет - целесообразно принимать, если основное содержание изученного материала составляют теория и факты;

в) комбинированный зачет - наиболее эффективен при изучении тем, которые содержат большой по объёму теоретический материал, усвоение знаний по теме связано при этом одновременно с решением задач;

Типы комбинированного зачета:

1) устно-письменный зачет;

2) устно-практический зачет.

г) домашняя зачетная работа - обучающиеся выполняют по ходу изучения в группе материала зачетного раздела. Домашняя зачетная работа включает больший по объему материал. Проведение зачетной работы преследует цель не только проверить, но и углубить знания ребёнка (исследование функции).


  1. Система педагогического мониторинга

Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательного обследования уровня сформированности компетенций обучающихся. Четкая система педагогического мониторинга позволит увидеть, насколько изменился уровень развития (как качественно, так и количественно) учащихся, как в целом, так и отдельных параметров за определенный период. Кроме того, это даст возможность наметить пути работы по коррекции имеющихся нарушений; наглядно увидеть развитие ребенка за весь период обучения. Планирование уроков напрямую определяется теми показателями, которые выявлены в процессе обследования.

Поэтому, целью моей деятельности является создание системы педагогического мониторинга школьников, педагогической целью – оптимизация, повышение качества и эффективности лпедагогического обследования.

Для достижения поставленных целей разработана  система мониторинга образовательных результатов, перед которой  поставлены задачи:

- создание  соответствующей технологии мониторинговых процедур;

- определение путей, средств, методов и приемов, которые обеспечат высокий уровень качества обучения  детей;

- использование результатов мониторинга для совершенствования образовательного процесса.

Система обследования разработана с учетом основных принципов педагогического обследования:

  1. Целостный, системный анализ. Выявление симптомов нарушения развития, связей между ними, установление иерархии выявленных отклонений, а также наличия сохранных звеньев. Развитие компетенций обучающихся взаимосвязано с такими процессами, как память, внимание, восприятие различной модальности, мышление. Установление ведущего фактора в структуре дефекта необходимо для обоснования выбора средств оптимальной коррекционно-развивающей работы, для более рациональных условий организации коррекционно-развивающего обучения.

  2. Индивидуальный и дифференцированный подход. Отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом соотносится с уровнем реального развития ребенка и учитывает специфику его личностного развития.



Система оценивания в процессе мониторинга

Оценивание является постоянным процессом.

В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.

Стартовое оценивание - направлено на выявление знаний, умений и навыков обучающихся по предмету или разделу, который будет изучаться. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.

Текущее оценивание - осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью обучающихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс.

Тематическое оценивание - осуществляется периодически, по мере прохождения новой темы, раздела, и имеет целью систематизацию знаний обучающихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих занятиях и подготавливает к контрольным мероприятиям.

Промежуточное оценивание - выявление результатов определенного этапа обучения. Оценка уровня подготовки обучаемых в этом случае производится с помощью зачетов по разделам программы, экзаменов или тестов.

Итоговое оценивание - проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании. Он направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявления степени усвоения обучающимися системы знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.

  • оценивание может быть только критериальным.

Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

  • система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.

Педагогический мониторинг осуществляется в соответствии с выделенными выше теоретическими положениями, которые находят отражение в основных содержательных характеристиках:

Объект: оценка качества педагогической работы



Предмет: динамика развития компетенций учащихся с умственной отсталостью



Цель: выявление индивидуальных особенностей развития учащихся, отслеживание динамики сформированности компетенций учащихся



1 задача: разработка и подбор инструментария для определения уровня сформированности компетенций учащихся.

2 задача: обеспечение регулярного сбора информации об уровне развития учащихся.

3 задача:

анализ и обработка результатов, выявление динамики развития учащихся.

4 задача:

Определение целей и задач, направлений и содержания, методов и приемов коррекционной педагогической работы на последующем этапе.

Подготовительный этап

Основной этап

Аналитико-прогностический этап



  • Выбор методов педагогического обследования.

  • Разработка контрольных материалов, инструментария.

  • Подбор и разработка материала для педагогического обследования.

  • Изготовление дидактического материала и наглядных пособий

  • Выбор критериев оценки.

  • Разработка бланков, протоколов, профилей для фиксирования результатов обследования

  • входная диагностика

  • промежуточная диагностика (рубежная)

  • итоговая диагностика

  • анализ результатов педагогического обследования

  • определение рекомендаций на следующий период работы

Методы:

Наблюдение, устный опрос, письменный опрос, беседа, тестирование, практические работы, практические задания, программированные задания, лабораторные работы, дидактические игры, анализ продуктов деятельности

Результат:

Наличие комплекса диагностических методик, необходимых для определения уровня сформированности компетенций учащихся, определения качества усвоения обучающимися программного материала, качества условий организации образовательного процесса.

Результат:

Наличие информации об уровне развития компетенций учащихся, о качестве усвоения обучающимися программного материала, качестве условий организации образовательного процесса.

Результат:

Составление анализа контрольных работ.

Составление таблиц и графиков, отражающих результаты мониторинга

Составление плана работы (рабочей программы) на следующий период (учебный год).


Повышение качества образования





Педагогическая работа с учащимися проводится в соответствии с представленным алгоритмом.



Алгоритм педагогической работы

Этапы работы

Время проведения

Содержание

Результат

Диагностико-организа-ционный

1 – 15 сентября

Стартовая диагностика, обследование уровня развития компетенций учащихся на начало учебного года

Данные обследования позволяют определить задачи и содержание коррекционно-образовательной работы.


Реализация комплексного подхода

Результаты обследования фиксируются и оформляются в виде диагностических таблиц и графиков.

На диагностической основе строится весь процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания, в котором реализуются индиви-дуально-дифференцированный и личностно-ориентированный подходы.









Результат 1-го этапа – проектирование коррек-ционно-образовательной работы (рабочая программа, перспективное и календарное планирование.)

Осуществление дифференциации коррекционно-педагогического процесса на разных уровнях.

На уровне класса - данные диагностического обследования используются для отбора содержания работы с детьми и дифференциации учащихся на группы (на основе классификации В. В. Воронковой).

На индивидуальном уровне – выявляются индивидуальные особенности и, при необходимости, намечается индивидуальный маршрут коррекционной работы. Для максимального раскрытия потенциала ребенка подбираются эффективные методы и приемы педагогического воздействия.

Оперативно-прогности-ческий

16 сентября – 15 мая

Решение целей и задач, заложенных в реализуемых рабочих программах

Мониторинг динамики познавательного развития учащихся, уровня сформированности компетенций учащихся, качества усвоения обучающимися программного материала, качества условий организации образовательного процесса.

Мониторинг позволяет выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе каждого из воспитанников класса. Данные мониторинга позволяют вовремя скорректировать характер педагогического воздействия на детей. Динамическое обследование позволяет оценить адекватность выбранных путей, технологий, методов и содержания коррекционно-образовательной работы с каждым ребенком и классом в целом. На основании анализа уточняется мера и характер коррекционного педагогического воздействия

Результат 2-го этапа – достижение определенного позитивного эффекта в устранении отклонений в развитии детей, в формировании компетенций учащихся.

Контрольно-диагности-ческий

15 – 25 мая

Итоговая диагностика – сравнение достижений в развитии учащихся, уровне сформированности компетенций учащихся с данными первичного обследования



Анализ качественных показателей усвоения программы, изучение изменений, произошедших в личностном, психическом и речевом развитии.

Позволяет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении речевой компетентности детей

Оценка качества и устойчивости результатов педагогической работы, уровня сформированности компетенций учащихся, определения качества усвоения обучающимися программного материала, качества условий организации образовательного процесса. (отмечается характер динамики и уровень достижений детей).

Позволяют наметить дальнейшие образовательные перспективы и пути оптимизации педагогической работы на следующий учебный год, помогает определить её формы, технологии, методы и содержание.


Результат 3-го этапа –

Определение рекомендаций на следующий период работы.

Составление плана работы (рабочей программы) на следующий период (учебный год).


Обобщение результатов работы.. Составление таблиц и графиков, отражающих результаты мониторинга


Представленная система мониторинга познавательного развития детей и качества образовательного процесса:

  • имеет четкую возрастную адресацию и комплексный характер;

  • отражает систематичность изучения состояния развития учащихся, сформированности компетенций учащихся, фиксации результатов, динамичность наблюдения за характером развития обучающихся;

  • способствует выявлению зон актуального и ближайшего развития обучающихся;

  • создает основу для дифференцированного обучения и воспитания детей с учетом уровня их развития.



Литература

  1. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики/ А.С. Белкин. – М.: ACADEM, 2000. – 264 с.

  2. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности/ Е.В. Бережнова, Е.В. Краевский. – М.: Академия, 2008. – 204 с.

  3. Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии / И.А. Зимняя. – М.: Академия, 1980. – 159 с.

  4. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении/ С.А. Мухина, А.А. Соловьева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

  5. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении/ П.И. Пидкасистый. - М.: Академия, 1980.

  6. Подласый, И.П. Педагогика/ И.П. Подласый. - М.: Академия, 1996.

  7. Харламов И.Ф. Педагогика/ И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2005.

ПРОГРАММА образовательного мониторинга результатов обучения учащихся по географии, естествознанию, природоведению
  • Другое
Описание:

На современном этапе развития образования для определения качества преподавания учебного предмета применяется образовательный мониторинг. Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательного обследования уровня сформированности компетенций обучающихся. Четкая система педагогического мониторинга позволит увидеть, насколько изменился уровень развития (как качественно, так и количественно) учащихся, как в целом, так и отдельных параметров за определенный период. Кроме того, это даст возможность наметить пути работы по  коррекции имеющихся нарушений; наглядно увидеть  развитие ребенка за весь период обучения. Планирование уроков напрямую определяется теми показателями, которые выявлены в процессе обследования.

Поэтому, целью моей деятельностиявляетсясоздание системы педагогического мониторинга школьников.

 

Автор Мокринская Марина Михайловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1092
Номер материала 30212
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓