Главная / Биология / Программа НОУ "Экология и здоровье"

Программа НОУ "Экология и здоровье"

Пояснительная записка

Современная концепция общего экологического образования составлена в соответствии с Концепцией Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС); опирается на системно - деятельностный и культурно- исторический подходы, основные положения программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного воспитания, социализации и воспитания формирования ценности здоровья и здорового образа жизни ФГОС. Соблюдается преемственность с концепциями общего экологического образования, разработанными в РАО в 1984, 1991 гг.; примерными программами общего образования нового поколения, разработанными на основе ФГОС; учитывает международные обязательства РФ по реализации идей образования для устойчивого развития.

Экологическое образование и здоровье детей – одно из направлений реализации программ духовно-нравственного развития и здоровье - сберегающего подхода в основной школе ФГОС.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.

Программа НОУ «Экология и здоровье» предназначена для обучающихся, проявляющих интерес к проектно - исследовательской деятельности в области биологии, экологии, анатомии и физиологии и гигиены здоровья. Знания, полученные исследовательским путём, становятся прочно усвоенными и осознанными, образуют научную картину мира в сознании ребёнка.

Экология человека – молодая наука. К минимуму ее содержания отнесены: экология окружающей среды и здоровье человека, физиологические основы состояния нормы и патологии основных систем человеческого организма, механизмы адаптации и приспособленности человека к жизни в различных средах, эндемические заболевания. Важными вопросами являются особенности влияния различных природных условий и городской среды на здоровье населения, способы и критерии его оценки.

Программа позволяет более углублённо изучить науку, обеспечить тесную взаимосвязь теоретических и практических вопросов, помочь дальнейшей ориентации в области биологических наук. Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость.

Концепция данной программы состоит в том, что в её содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность обучающихся по экологической оценке окружающей среды, представляющая широкие возможности для саморазвития учащихся, выполнения ими социально значимых проектов и реального улучшения экологического состояния своего окружения и сохранения здоровья.

Эта деятельность будет способствовать социализации школьников, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции.

Программа предполагает большой объём самостоятельной практической работы школьников в различных формах, рассчитана на 34 часа.

Цель: в процессе изучения ближайшего окружения способствовать формированию у обучающихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека, осознания неразрывной связи человека с природой.

Задачи:

  • углубление предметных знаний по биологии, экологии, анатомии и физиологии человека;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности;

  • приобретение коммуникативных умений, воспитание чувства коллективизма;

  • формирование исследовательских умений;

  • развитие системного мышления;

  • способствовать мотивационному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;

  • принцип наглядности;

  • принцип личностной ориентации;

  • принцип системности и целостности;

  • принцип экологического гуманизма;

  • принцип краеведческий;

  • принцип практической направленности.


Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля - единая экосистема.

  • Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.

  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.





Научно-исследовательская деятельность предполагает следующие формы организации:

  • лекции (теоретические занятия);

  • групповая работа;

  • практические занятия (на базе КГУ и Курской эколого-биологической станции);

  • экскурсии (музеи КГУ, КГМУ, Курская эколого-биологическая станция);

  • самостоятельная работа обучающихся (работа с литературными источниками, периодической печатью, Интернет – ресурсами);

  • индивидуальная работа со школьниками.

Формы отчётности научно-исследовательской работы:

  • доклады;

  • рефераты;

  • творческие работы;

  • стендовые работы;

  • выступления на научно-практических конференциях.





























Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учащиеся НОУ должны знать:

1.Предмет и задачи экологии, историю становления и развития экологии, структуру экологии, экологические проблемы.

2.Роль экологических знаний как научной основы рационального природопользования и охраны природы.

3.Сущность понятий «экология», «здоровье», «среда обитания», «экосистема», «биосфера», «ландшафт».

4.Нормы и правила поведения в природе, законы по охране определенных биотипов.

5.Влияние погоды, климата, шумов, качества питания на здоровье человека.

6.Основы взаимодействия человеческого общества и окружающей среды.

7.Основные химические и биологические загрязнители, влияющие на здоровье человека

8.Содержание и смысл основных понятий и терминов: здоровье, болезнь, факторы здоровья и риска, здоровый образ жизни, ген, аутосомы, хромосомы, наследственные болезни, инфекционные заболевания, пищевые отравления, СПИД, никотин, витамины, микроэлементы.

9.Необходимость сохранения и укрепления здоровья, влияние никотина, алкоголя и наркотиков на организм человека.

10.Структуры клетки-носителя наследственности, условия ,определяющие пол будущего ребёнка.

11.Природную среду своей местности, давать ей характеристику, знать изменения в атмосфере и их влияние на здоровье человека.

12.Нормы содержания витаминов и микроэлементов в организме человека.

13.Правила личной гигиены.



Учащиеся НОУ должны уметь:

  1. Применять экологические знания в жизни.

  2. Прогнозировать последствия воздействия человека на природные экосистемы и ухудшения состояния окружающей среды.

  3. Определять качество пищевых продуктов, запыленность воздуха, уровень шума, состав атмосферных осадков.

  4. Очищать воду из различных природных источников, определять её качество.

  5. Оценивать состояние окружающей среды.

  6. Выполнять практические работы, анализировать полученные результаты и делать выводы.

  7. Наблюдать и оценивать состояние здоровья, наследственности, образа жизни и окружающей среды.

  8. Составить свою родословную с указанием состояния здоровья предков.

  9. Отказаться от употребления наркотиков, алкоголя, никотина.

  10. Грамотно вести себя в окружающей среде, с другими людьми.

  11. На конкретных примерах раскрыть роль биологии в решение глобальных проблем.





Примерные темы проектных работ.



  • Проблемы здоровья в жизни современного человека.

  • Составные компоненты здорового образа жизни.

  • Источники загрязнения окружающей среды. Влияние на здоровье человека.

  • Экология и здоровье человека.

  • Вредные привычки : что ждёт нас в 21веке?

  • «Рак — неконтролируемое деление клеток»;

  • «СПИД — чума ХХ века»;

  • «Обратимые и необратимые повреждения клеток»;

  • «Мутагены антропогенного происхождения»;

  • «Достижения и перспективы развития медицинской генетики»;

  • «Генная терапия»;

  • «Клонирование человека: морально-этический и научный аспекты».

  • «Анализ пригодности для питья природной воды»

  • «Определение качества водопроводной воды и её влияние на здоровье»

  • «Биоиндикация»

  • «Биотестирование»

  • «Измерение количества углекислого газа в учебных кабинетах»

  • «Изучение адаптивных возможностей человека»

  • «Исследование физического развития как составляющее экологического мониторинга»

  • «Влияние тяжёлых металлов на прорастание семян»

  • «Изучение количества нитратов в различных фруктах и их влияние на здоровье человека»

  • «Изучение количества нитратов в различных овощах и их влияние на здоровье человека»

  • «Изучение количества нитратов в разных частях корнеплода моркови»»

  • «Мусорки как глобальная экологическая катастрофа»





















План

научно – исследовательской работы обучающихся над проектом

«Экология и здоровье»

на 2014-2015 учебный год

Дата

Виды исследовательской деятельности

Ответственные за выполнение

3 сентября

Знакомство с планом работы над проектом, определение девиза, эмблемы и плана работы НОУ «Экология и здоровье» на 2014- 2015 учебный год.

Брагина Ю.А.

Сентябрь - декабрь

Изучение теоретических основ, необходимых для выполнения проекта:

  • ознакомление с экологическими проблемами в современном мире;

  • ознакомление с понятиями «здоровье» и «среда», взаимодействия человеческого общества и окружающей среды;

  • ознакомление с основными загрязнителями окружающей среды и их влиянием на здоровье человека;

  • ознакомление с влиянием антропогенных загрязнений на здоровье человека;

  • ознакомление с научно – исследовательской лабораторией эколого-биологической станции города Курска;

  • ознакомление с методами изучения экологического состояния окружающей среды и здоровья человека.


Брагина Ю.А., творческая группа членов НОУ

Декабрь

Мини - конференция «Экология и здоровье»

Брагина Ю.А., творческая группа членов НОУ

Январь - март

Сбор материала для проведения исследований, проведение лабораторных исследований

Поисковые группы

Март- апрель

Обработка полученных исследований, оформление отчётов

Поисковые группы

Апрель

Подготовка докладов и презентаций, обучающихся к итоговой научно – практической конференции «Эрудит», выступление на конференции.

Творческая группа членов НОУ

Май

Подготовка стендов по теме проекта

Творческая группа членов НОУ

В течение года

Участие членов НОУ в школьных и городских олимпиадах по экологии и биологии, во внеклассных мероприятиях по предмету, выступления на научно – практических конференциях.

Брагина Ю.А.

Список литературы

Для обучающихся

  1. Алексеев С.В. Экология: Учеб. пособие для учащихся 10-11кл.-СПб.:СМИО Пресс, 2000.

  2. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии.-СПб.:ДЕАН+АДИА-М,1996.

  3. Камерилова Г.С. Экология города. -М.: Просвещение,1997.

  4. Мамедов Н.М. , Суравегина И.Т. Экология.9-11кл. –М.: Школа-Пресс, 1996.

  5. Муравьёв А.Г. Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум.- СПб.: Крисмас+, 2003.

  6. Грин Н., Стаут У., Тейлор д. Биология. Т. 1—3. М.: Мир, 1993.



  1. Павлов А.В., Романенко Н.А., Хижняк Н.И. Биологическое загрязнение окружающей среды и здоровье человека. - Киев: Здоровье, 1992.



  1. Федеральный закон « Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10 января 2002года. – М., 2002.

  2. Петровский Б.В.Краткая медицинская энциклопедия.-М.:Сов.Энциклопедия,1989.



Для учителя

  1. Войткевич, В.А. Вропский Основы учения о биосфере: Кн.для учителя. - М.: Просвещение, 1989.

  2. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная. – М.: Агар,1999.

  3. Миркин Б.М. , Наумова Л.Г. Экология России.- М.: МДС, 1996.

  4. Алексеев С.В., Муравьёв А.Г.и др. Практикум по экологии.- М.: .: МДС, 1996.

  5. Карякина Н.И., Жевлакова М.А. Образование для устойчивого развития. Методическое пособие для учителя. – СПб, 2000.

  6. Комиссаров Б.Д. Методические проблемы школьного биологического образования.-М.:Просвещение,1991.

  7. Константинов А. В. Биология индивидуального развития. Минск: Изд-во БГУ, 1978

  8. Орехова В.А. и др. Медицинская генетика. Минск: Высшая школа. 1997.

  9. Государственный доклад о санитарно- эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2000-2008.- М.: Минздраф РФ, 2008.

  10. Малышева Н.С.Руководство по организации биологических исследований в условиях лаборатории.- Курск, 2003.



Содержание

I этап выполнения проекта: подготовительный

Определение плана работы, девиза, эмблемы НОУ. Знакомство с темами и работой над проектом, определение актуальности, цели и задач исследования, деления обучающихся на поисковые группы.

II этап выполнения проекта: теоретический

Тема 1. «Введение в экологию».

Экология- наука о связях организмов с окружающей средой. Структура экологии. Экологические проблемы в современном мире. Экология и сохранение человеческой цивилизации.

Тема 2. «Здоровье и наследственность»

Здоровье - что это такое? Признаки здоровья и болезни. Здоровый образ жизни. Функции и показатели здоровья. Классы болезней. Носители наследственности. Генные, хромосомные, многофакторные наследственные заболевания. Диагностика, лечение, предупреждение наследственных болезней.

Тема 3. «Среда жизнедеятельности человека».

Взаимодействие человеческого общества и окружающей среды. Биологический ритм. Метеочувствительность. Единство человека и окружающей среды. Влияние шумов на человека. Питание и здоровье человека. Пищевые отравления.

Тема 4. «Влияние загрязнений окружающей природной среды на здоровье человека»

Окружающая среда - природная, антропогенная, социальная, производственная. Основные загрязнители окружающей среды. Химические загрязнители. Биологические загрязнители и здоровье человека. Изменения атмосферы: парниковый эффект, разрушение озонового слоя, кислотные дожди. Влияние антропогенных загрязнений на здоровье человека. Вода как фактор здоровья. Ландшафт как фактории здоровья. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

Основные методы изучения экологического состояния окружающей среды и здоровья человека.



III этап выполнения проекта: практический

Сбор материала для проведения исследований, проведение лабораторных исследований в КГУ, эколого-биологической станции города Курска.

Регистрация результатов исследования, оформление отчётов

IV этап выполнения проекта: заключительный

Подготовка докладов и презентаций, обучающихся к итоговой научно – практической конференции «Эрудит», выступление на конференции, подготовка стенда.

Программа НОУ "Экология и здоровье"
  • Биология
Описание:

В учебных планах большинства образовательных учреждений отсутствует такой предмет, как экология. Но, экологическое образование и здоровье детей    одно из направлений реализации программ духовно-нравственного развития  и здоровье - сберегающего подхода в   основной школе ФГОС.

    В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в  школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.

Программа  НОУ «Экология и здоровье» предназначена для обучающихся, проявляющих интерес к  проектно - исследовательской деятельности в области биологии, экологии, анатомии и физиологии и гигиены здоровья.

Данная разработка содержит необходимый материал для планированияи осуществления  работы в области проетно- исследовательской деятельности по экологии и биологии. 

Автор Брагина Юлия Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 553
Номер материала 49376
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓