Пояснительная записка
Рабочая программа модуля «Наглядная
геометрия» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения,
материала для внеурочной деятельности, рекомендованного авторами Н.Б.
Истоминой, З.Б. Редько (УМК «Гармония»), как дополнение
к учебнику математики для 4 класса (автор проф. Н.Б. Истомина).
Цель изучения модуля: развитие
пространственного и логического мышления младших школьников.
Задачи:
ü
расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном
расположении на плоскости и в пространстве;
ü
развить у учащихся интуицию, образное (пространственное) и
логическое мышление, сформировать у них конструктивно-геометрические умения и
навыки, а также способности читать графическую информацию и комментировать её
на языке, доступном младшим школьникам;
ü
формировать у младших школьников общеучебные интеллектуальные
умения (приёмы умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение,
классификация, аналогия, обобщение);
ü способствовать
формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных);
ü
воспитывать
интерес к умственному труду, стремление использовать знания геометрии в
повседневной жизни.
Ценностные
ориентиры содержания учебного модуля
На
современном этапе для начального математического образования характерно
возрастание интереса к изучению геометрического материала. В
начальной школе геометрия служит опорным предметом для изучения смежных
дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении,
станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших
классах общеобразовательных учреждений.
Общая характеристика организации учебного
процесса
Основные
формы деятельности на занятиях – работа в ходе игровой и практической деятельности
учащихся, моделирование, конструирование с использованием бумаги,
пластилина, цветного пластика и т.д..
В основе
наглядной геометрии лежат следующие дидактические принципы:
1. Принцип
деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само
обучение называют деятельностным подходом.
2. Принцип
целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с
дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной
системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям
и умении применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип
непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне
методологии, содержания и методики.
4. Принцип
минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание
образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по
минимальному уровню.
5. Принцип
психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке
такой атмосферы, которая расковывает учеников, и в которой они чувствуют себя
«как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно
быть подавления личности ребёнка.
6. Принцип
вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть
понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять
систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой,
учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
7. Принцип
творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое
начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта
творческой деятельности.
Место
учебного предмета в учебном плане
Модуль
изучается согласно учебному плану в рамках предмета «Математика». На изучение
модуля выделяется 35 часов (1 час в неделю).
Планируемые
результаты освоения модуля «Наглядная геометрия»
Личностными
результатами является
формирование следующих умений:
·
самостоятельно
определять и высказывать самые простые общие правила поведения при общении и
сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
·
в
самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в
пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения;
·
формирование
внутренней позиции школьника;
·
адекватная
мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы.
Метапредметными
результатами освоения
данного модуля будет:
·
овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск
средств ее осуществления;
·
освоение
способов решения проблем творческого и поискового характера;
·
формирование
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации;
·
определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
·
формирование
умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способствовать
конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
·
освоение
начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
·
использование
знаково – символических средств представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
·
овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно — следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметными
результатами освоения
данного модуля будет:
·
использование
начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов,
процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных
отношений;
·
овладение
основами логического и алгоритмического мышления. пространственного воображения
и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного
представления данных и процессов, записи и выполнении алгоритмов;
·
приобщение
начального опыта применения геометрических знаний для решения учебно –
познавательных и учебно – практических задача; вычислять периметр геометрических
фигур;
·
выделять
из множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и
равносторонний треугольники; строить окружность по заданному радиусу или
диаметру;
·
выделять
из множества геометрических фигур плоские и объемные;
·
распознавать
геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная,
многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы), в том числе треугольник,
прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус, диаметр), шар.
Учащиеся
научатся:
·
описывать
взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
·
распознавать,
называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой
угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
·
выполнять
построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат,
прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
·
использовать
свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
·
распознавать
и называть геометрические тела (куб, шар);
·
соотносить
реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Учащиеся
получат возможность научиться:
·
распознавать
плоские и кривые поверхности;
·
распознавать
плоские и объёмные геометрические фигуры;
·
распознавать,
различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр,
конус.
Содержание
модуля «Наглядная геометрия»
Интегрируя
все вышеназванные положения, авторы попытались реализовать на методическом
уровне идею фузионизма (одновременное изучение плоскостных и пространственных
фигур), которая нашла своё отражение в следующем содержании.
4 класс
1 раздел
(21 ч)
Цилиндр,
как тело вращения. Конус, как тело вращения. Шар, как тело вращения. Цилиндр,
конус, шар как тела вращения. Рисунок плоской фигуры и тело вращения. Плоские
фигуры в разрезе цилиндра. Плоские фигуры в разрезе конуса. Знакомство с
усечённым конусом. Штриховая линия. Объемное тело. Развертки тел вращения.
Параллелепипед. Пирамида. Графическая информация. Геометрические формы в
окружающем нас мире. Видимые и невидимые поверхности на изображении
геометрических тел. Танаграм. Изображение объёмных фигур. Плоские и объёмные
геометрические фигуры.
2 раздел
(14 ч)
Пересечение
плоских и объёмных геометрических фигур. Пересечение многоугольников. Плоская
фигура при пересечении многоугольников. Плоская фигура при пересечении объёмных
геометрических тел. Конус. Сечение конуса. Цилиндр. Сечение цилиндра. Сечение
объемного геометрического тела. Соотношение объемной геометрической фигуры и её
развертки.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.