Главная / Классному руководителю / Программа "Мы - будущее России"

Программа "Мы - будущее России"

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 75 Красноармейского района Волгограда»














ПРОГРАММА

«МЫ – БУДУЩЕЕ РОССИИ»












Автор: Копаева Н.В.,

классный руководитель 7 Б класса













Волгоград 2015

Пояснительная записка.


Программа «Мы – будущее России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ», и предназначена для учащихся 7 классов МОУ СОШ № 75 Красноармейского района г. Волгограда. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в классе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе учителей и учащихся, материальное и методическое обеспечение.

Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Эти вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя».

Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин – государство» и «человек – общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга [2].

Главное в программе «Мы – будущее России» – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Программу рекомендуется использовать с 7 по 11 класс. Она включает в себя 7 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России. Программа предоставляет классному руководителю большую свободу творчества. Она представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.





Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания.


В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, сотрясающие как всю страну, так и систему образования. Это привело к социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. К сожалению, приходится признать, что дети и подростки плохо знают, и поэтому не чтят историю своего народа. Имеет место – массовый антипатриотизм, равнодушие. Одним из доказательств этого является то, что большинство молодых людей уклоняются от службы в армии, расценивая это как обыденное явление. Обилие в нашей жизни импортных вещей, иностранные фильмы, музыка и реклама в средствах массовой информации создают благоприятную почву для пренебрежения своей культурой и Родиной. Отсутствие идеалов в обществе, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению людей. Из нашей речи исчезли слова: добро – как источник радости; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким. Люди стали нетерпимы друг к другу, жестокосерднее, исчезла духовность, отсутствует доверие друг к другу, хотя идеалом нашей страны всегда были святость, духовность и любовь к Родине.

Именно поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы классного руководителя. Патриотическое воспитание направлено на создание условий для формирования и развития личности высоконравственной, образованной, духовно богатой, обладающей чувством гражданского долга и любовью к Родине, ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразделенность, неразрывность с Отечеством.

Без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Гражданско-патриотическое воспитание – это важный фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.




Целью программы является создание условий для формирования и развития личности, являющейся:

  • патриотом, любящим и испытывающим гордость за свою Родину, который считает ее защиту своим долгом и честью;

  • гражданином, соблюдающим законы своей страны;

  • носителем национальной русской культуры, обладающего всеми качествами русского характера: доброта, открытость, достоинство, трудолюбие, сострадание, уважение, толерантность.


Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • разработать систему воспитательных мероприятий для достижения указанной цели;

  • решать проблемы патриотического воспитания учащихся совместно с их родителями;

  • возрождать и формировать духовные ценности через работу детской организации;

  • формировать патриотическое сознание и гражданскую позицию с помощью работы кружков, факультативов, клубов.


Основные направления реализации программы:

  1. «Я и семья»

  2. «Я буду помнить»

  3. «Я и моя Родина»

  4. «Я в окружении людей»

  5. «Я познаю мир»

  6. «Я и здоровый образ жизни»

  7. «Я и культура»


«Я и семья»

Направление предусматривает:

  • Воспитание доброго и чуткого отношения к самым близким людям, уважение к членам своей семьи.

  • Воспитание чувства сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, истории, взаимоотношениях).

  • Воспитание в детях самоуважения

  • Воспитание важности внимательных и заботливых отношений между членами семьи.


«Я буду помнить»

Направление предусматривает:

  • Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, национальным традициям и обычаям своего народа, формирующим высокую духовность школьника.

  • Воспитание потребности в изучении истории и культуры своей страны, фольклора и этнографию своего народа.

  • Воспитание уважительного отношения к национальным героям своей страны, ветеранам войны и труда.

  • Привлечение учащихся к волонтерскому движению.

  • Привлечение учащихся к активной общественной работе на благо родного города.

  • Оказание посильной помощи престарелым людям на дому, работа в библиотеках.

  • Подготовка внеклассных мероприятий и выступления на концертах в школе, в больницах, на открытых площадках для ветеранов.


«Я и моя Родина»

Направление предусматривает:

  • Воспитание патриотизма и интернационализма, терпимости и уважительного отношения к людям, проживающим на территории Родины.

  • Воспитание уважительного отношения к людям различных национальностей, заслуживших уважение и память России.

  • Встречи с ветеранами войны, детьми Сталинграда, воинами-интернационалистами.

  • Воспитание уважительного отношения к Российской армии, ее лучшим представителям.

  • Праздники, встречи с выпускниками, посвятившими свою жизнь защите Отечества.

  • Воспитание трудолюбия.

  • Определение основных обязанностей ребенка дома, в школе.

  • Развитие навыков самоуправления.

  • Знакомство с миром профессий, экскурсии и посещение предприятий.

  • Знакомство с народными ремеслами.


«Я в окружении людей»

Направление предусматривает:

  • Воспитание у школьников потребности соотносить свои интересы и желания с интересами другого человека.

  • Воспитание умения принимать других людей.

  • Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование конструктивного поведения, умения бесконфликтного поведения.

  • Воспитание стремления к достижению жизненного успеха, реализации своих умений и возможностей.

  • Воспитание стремления состояться в профессии, морально и материально поддерживать своих родителей и близких людей.

  • Воспитание гражданской позиции, умения отстаивать свои интересы цивилизованным путем.

  • Формирование волевых качеств личности, ответственности и самоконтроля в общении.

  • Формирование у учащихся средствами воспитательной работы представлений об общечеловеческих нормах морали (сострадании, милосердии, миролюбии, терпимости по отношению к другим людям) и опыта общения, основанного на гуманистических принципах.

  • Воспитание уважительного отношения к правам и обязанностям других народов.


«Я познаю мир»

Направление предусматривает:

  • Изучение и развитие интеллектуальных способностей учащихся.

  • Создание условий для формирования мотивации учения.

  • Развитие учебных интересов, умений учащихся находить информацию.

  • Воспитание уважительного отношения к людям, являющимся интеллектуальной гордостью нации.

  • Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов собственным трудом.

  • Воспитание стремления стать образованным и культурным человеком, способным в полной мере реализовать свой интеллектуальный потенциал.

  • Развитие читательского интереса и читательских умений учащихся.

  • Средствами внеклассной работы развитие творческих и исследовательских способностей.


«Я и здоровый образ жизни»

Направление предусматривает:

  • Создание условий для полноценного физического развития школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

  • Создание условий для безопасных занятий физкультурой и спортом.

  • Знакомство с историей развития олимпийского движения, демонстрация достижений спортсменов страны и мира, лучших спортсменов школы.

  • Знакомство с лучшими нравственными традициями спорта.

  • Воспитание уважения к людям, занимающимся спортом, стремящимся к здоровому образу жизни.

  • Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, занимающимся спортом.

  • Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию, интереса и привычки к регулярным занятиям спортом.



«Я и культура»

Направление предусматривает:

  • Воспитание интереса и любви к культуре своего народа.

  • Знакомство с различными видами искусства.

  • Развитие эстетического вкуса, формирование восприятия прекрасного.

  • Воспитание потребности в достойном поведении в повседневной жизни.

  • Формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, общественных местах, природе.


«Я умею отдыхать»

Направление предусматривает:

  • Формирование потребности учащихся участвовать в коллективных творческих делах класса и школы.

  • Воспитание нетерпимого отношения к вредным привычкам,

  • Воспитание стремления к интересному и полезному времяпрепровождению.

  • Демонстрация средствами внеклассных мероприятий интересов и достижений учащихся, их талантов и творческих способностей.


«Я и природа»

Направление предусматривает:

  • Воспитание бережного и уважительного отношения к природе и ее обитателям.

  • Развитие интереса к окружающему миру.

  • Формирование стремления оберегать животных, проявлять заботу.


Ориентировочные мероприятия

  • Урок-путешествие «В мире животных»

  • Классный час «Природа – наш дом»

  • Классный час «Наши меньшие друзья»

  • Классный час «Цветы в жизни человека»

  • Классный час «Природа и человек»

  • Классный час «Мир вокруг нас»

  • Беседы о культуре поведения в природе

  • Игра-лото «Знаешь ли ты деревья?»

  • Игра-турнир по экологии «Что? Где? Когда?»

  • КВН «Птичьи разговоры»

  • Тематический утренник «Осень в лесу»

  • Праздник «Загадки осени»

  • Юные натуралисты, вперед!

  • Тайна старого леса

  • Конкурс знатоков природы

  • Изготовление и развешивание кормушек для птиц

  • Внеклассное занятие «День воды»

  • Наблюдение за явлениями природы

  • Ведение «Дневника природы»

  • Викторина «Вода»

  • Экскурсия в природу

  • Экскурсия в зоопарк

  • Конкурс плакатов «Планета заболела»

  • Беседа «Мое место в природе»


Направления воспитательной программы

Основные формы работы

Я и семья

Традиционные праздничные концерты, посвященные Дню матери [Приложение 1],

гала-концерт районного фестиваля «Планета Семья» [Приложение 2],

ежегодный отчетный концерт «Семья + школа» [Приложение 3],

спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»,

классный час «Мои бабушка и дедушка»,

классный час «Твоя родословная»,

совместная поездка детей и родителей на мамаев Курган,

работа с родительским комитетом,

индивидуальные беседы,

родительские собрания.


Я буду помнить

Праздничные концерты для ветеранов, посвященные дню Защитника Отечества,

встречи с ветеранами войны и труда,

классный час «День героев Отечества. От георгиевских кавалеров до героев России» [Приложение 4],

акция «Милосердие» посвященная Дню пожилого человека, открытие мемориального камня, памяти жертвам, мирным жителям Красноармейского района, погибшим в 1942 году от воздушного нападения немецкой авиации,

праздничные программы для ветеранов «Главная высота России» [Приложение 5],

торжественный митинг, посвященный возложению цветов к мемориальному памятнику на площади Свободы,

митинг, посвященный торжественному открытию мемориального камня посвященный памяти мирных жителей – жертв массированной бомбардировки Сталинграда 23 августа 1942 года [Приложение 6]

митинг, посвященный памяти мирных жителей – жертв массированной бомбардировки Сталинграда 23 августа 1942 года [Приложение 7],

праздничная программа для ветеранов, посвященная 70 годовщине Победы Советских войск под Сталинградом [Приложение 8],

участие в ежегодном фестивале «Пойте, гордитесь, помните»,

участие в районном конкурсе «Споем для вас, дорогие ветераны»,

концерт для детей Сталинграда,

участие в интерактивной игре «Искусство побеждать»,

классный час, посвященный Дню Победы [Приложение 9],

ежегодный фестиваль творчества школьников «О Доблести, о Подвиге, о Славе» [Приложение 10]


Я и моя Родина

Участие в ежегодном фестивале Характер России,

участие в фольклорном фестивале троица,

участие в ежегодном Рождественском хоровом соборе,

участие в ежегодном фестивале «Рождественские встречи»,

беседа «Народные традиции, обычаи и обряды»,

участие в ежегодном празднике «Масленица» [Приложение 11],

беседа «Знаменитые люди Волгограда»,

мероприятие «История моего города»,

экскурсия в «Волгоградский краеведческий музей»,

экскурсия в «Волго-Донской судоходный музей»,

участие в ежегодном конкурсе «Стихи и песни о Кириллице»,

участие в конкурсе реконструкции народных праздников и обрядов «Возвращаемся к истокам»,

участие в рождественском святочном фестивале,

участие в городском фестивале «Дни русского языка»,

участие в конкурсе чтецов «Живое русское слово»,

участие в городском фестивале духовного пения,

участие в региональном конкурсе «Пограничный венок славы»,

участие в районном конкурсе-фестивале, посвященном казачьей культуре и быту,

участие во всероссийском конкурсе «Сохраним наше будущее»,

участие в интерактивной игре «Я – гражданин России», классный час «Мой дом – наведу порядок в нем»,

дежурство в классе,

генеральные уборки территории школы,

праздник труда,

беседа «Мои обязанности в семье».


Я в окружении людей

Участие в концертной программе, посвященной Дню Красноармейского района г. Волгограда,

участие в городском фестивале «С миру по нитке» [Приложение 12],

участие в фестивале творческих работ «Национальные традиции народов России»,

участие в фестивале толерантности «День национальной кухни»,

участие в районном конкурсе отрядов ЮИД «В лучах Светофора – 2013» [Приложение 13],

участие в районном фестивале «Толерантность – жизнь в мире с собой и другими»,

участие в мероприятии, посвященном юбилею школы [Приложение 14]


Я познаю мир

Участие в районной малой научно-практической конференции «Дети науки»,

участие в олимпиадах по музыке и изобразительному искусству,

участие в районном конкурсе учебно-исследовательских проектов «Дети науки» [Приложение 15],

участие в районном конкурсе «Я и земля»,

участие в районный конкурс учебно-исследовательских проектов «Дети науки»,

участие во Всероссийском конкурсе «День космонавтики»,

участие в региональной научно-практической конференции «Исследовательская и проектная деятельность молодежи»,

участие в международной учебно-практической конференции «Первые шаги»


Я и здоровый образ жизни

Участие в спортивных соревнованиях, посвященных Дню защитника отечества,

участие в театральной, спортивной программе «Форт на Пролетарской», посвященной Дню Победы,

участие в мероприятии «Мама, папа, я – спортивная семья» [Приложение 16],

участие в традиционном мероприятии «Тропа Здоровья» [Приложение 17],

участие в традиционных неделях физкультуры и спорта,

ежемесячные классные часы,

конкурсы рисунков и стенгазет «Здоровье – это здорово!», соревнования, спартакиады, спортивные праздники.


Я и культура

Посещение выставочной галереи,

посещение ДК Царицын [Приложение 18],

просмотры спектаклей, выступлений хореографических коллективов,

посещение кинотеатров,

посещение музея «Старая Сарепта» [Приложение 19],

посещение кружков музыки и рисования,

внеклассное мероприятие по музыке «В мире музыки»,

праздник музыки,

внеклассное мероприятие «В мире красок и мелодий»,

участие в ежегодном Рождественском хоровом соборе [Приложение 20],

участие в ежегодном фестивале «Рождественские встречи»



Механизм реализации Программы

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство школы и класса, а также тесное сотрудничество с музеем «Старая Сарепта», библиотеками, ДК «Химик», общественными организациями, детским кинотеатром «Ровесник», музейно-выставочным залом Красноармейского района, патриотическим центром «Отчий берег.ru».

Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.

При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положениями школьных, районных, городских, областных, всероссийских конкурсах.


Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

  1. Сформированность гражданских навыков:

  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

  • умение принимать и защищать свои решения;

  • готовность к участию в общественных делах;

  • готовность к образованию.

  1. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  • патриотизм и любовь к Родине;

  • права и свобода человека и гражданина;

  • символика Российской Федерации;

  • национальное самосознание;

  • гражданственность.


Количественные параметры:

  1. включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;

  2. качество школьных отношений отношение детей к реалиям школьной

  3. жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам;

  4. отсутствие детей с девиантным поведением;

  5. участие в деятельности «Детского правового государства по имени Школа»;

  6. участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

  7. проведение классных и общешкольных мероприятий.


В результате реализации программы ожидается:

    1. в классе и в школе как в образовательной системе:

  • создание системы гражданско-патриотического воспитания;

  • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания.

    1. в образе выпускника:

  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

  • в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

  • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности будущего гражданина России.

12


Программа "Мы - будущее России"
  • Классному руководителю
Описание:

Программа «Мы – будущее России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ», и предназначена для учащихся 7 классов МОУ СОШ № 75 Красноармейского района г. Волгограда. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в классе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе учителей и учащихся, материальное и методическое обеспечение.

Автор Копаева Наталья Викторовна
Дата добавления 01.03.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Планирования
Просмотров 608
Номер материала 57310
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓