муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 75 Красноармейского района
Волгограда»
ПРОГРАММА
«МЫ – БУДУЩЕЕ РОССИИ»
Автор: Копаева Н.В.,
классный руководитель 7 Б класса
Волгоград 2015
Пояснительная записка.
Программа
«Мы – будущее России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического
воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами
«Патриотическое воспитание граждан РФ», и предназначена для учащихся 7 классов
МОУ СОШ № 75 Красноармейского района г. Волгограда. Программа определяет
содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в классе
и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы.
Проанализировали психологическую готовность к этой работе учителей и учащихся,
материальное и методическое обеспечение.
Понятие
«гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и
обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, к родному
краю, Отечеству, планете Земля. Эти вопросы не только философские, социальные,
экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного
гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя».
Гражданственность
включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин – государство» и «человек
– общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем
человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная
индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и
правового долга [2].
Главное
в программе «Мы – будущее России» – системный подход к формированию гражданской
позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При
этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального
окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем
вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт
жизнедеятельности. Программу рекомендуется использовать с 7 по 11 класс. Она включает в себя 7 направлений, связанных
между собой логикой формирования гражданина России. Программа предоставляет классному
руководителю большую свободу творчества. Она представляет собой определенную
систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа
опирается на принципы социальной активности, индивидуализации,
мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания
и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа
гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда
воспитательных и социальных проблем.
Актуальность
проблемы гражданско-патриотического воспитания.
В последнее десятилетие в России произошли
экономические и политические изменения, сотрясающие как всю страну, так и
систему образования. Это привело к социальной дифференциации населения и потере
духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской
культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма.
Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно
российского патриотического сознания. К сожалению, приходится признать, что дети
и подростки плохо знают, и поэтому не чтят историю своего народа. Имеет место –
массовый антипатриотизм, равнодушие. Одним из доказательств этого является то,
что большинство молодых людей уклоняются от службы в армии, расценивая это как
обыденное явление. Обилие в нашей жизни импортных вещей, иностранные фильмы,
музыка и реклама в средствах массовой информации создают благоприятную почву
для пренебрежения своей культурой и Родиной. Отсутствие идеалов
в обществе, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению людей. Из
нашей речи исчезли слова: добро – как источник радости; милосердие как милость
в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким. Люди стали
нетерпимы друг к другу, жестокосерднее, исчезла духовность, отсутствует доверие
друг к другу, хотя идеалом нашей страны всегда были святость, духовность и
любовь к Родине.
Именно поэтому необходимость возрождения
патриотического воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной
работы классного руководителя. Патриотическое воспитание направлено на создание
условий для формирования и развития личности высоконравственной, образованной,
духовно богатой, обладающей чувством гражданского долга и любовью к Родине,
ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных
и духовных ценностей общества. Истинный патриотизм предполагает формирование и
длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития
являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм
выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности
личности, осознающей свою неразделенность, неразрывность с Отечеством.
Без патриотизма немыслимо создать сильную державу,
невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.
Гражданско-патриотическое воспитание – это важный фактор консолидации всего
общества, источник и средство духовного, политического и экономического
возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Целью программы является создание
условий для формирования и развития личности, являющейся:
-
патриотом, любящим и испытывающим гордость за свою
Родину, который считает ее защиту своим долгом и честью;
-
гражданином, соблюдающим законы своей страны;
-
носителем национальной русской культуры,
обладающего всеми качествами русского характера: доброта, открытость,
достоинство, трудолюбие, сострадание, уважение, толерантность.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
-
разработать систему воспитательных мероприятий для
достижения указанной цели;
-
решать проблемы патриотического воспитания учащихся
совместно с их родителями;
-
возрождать и формировать духовные ценности через
работу детской организации;
-
формировать патриотическое сознание и гражданскую
позицию с помощью работы кружков, факультативов, клубов.
Основные направления реализации программы:
1.
«Я
и семья»
2.
«Я
буду помнить»
3.
«Я
и моя Родина»
4.
«Я
в окружении людей»
5.
«Я
познаю мир»
6.
«Я
и здоровый образ жизни»
7.
«Я
и культура»
«Я и семья»
Направление предусматривает:
-
Воспитание доброго и
чуткого отношения к самым близким людям, уважение к членам своей семьи.
-
Воспитание
чувства сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, истории,
взаимоотношениях).
-
Воспитание
в детях самоуважения
-
Воспитание
важности внимательных и заботливых отношений между членами семьи.
«Я
буду помнить»
Направление предусматривает:
-
Воспитание
уважительного отношения к старшему поколению, национальным традициям и обычаям
своего народа, формирующим высокую духовность школьника.
-
Воспитание
потребности в изучении истории и культуры своей страны, фольклора и этнографию
своего народа.
-
Воспитание
уважительного отношения к национальным героям своей страны, ветеранам войны и
труда.
-
Привлечение
учащихся к волонтерскому движению.
-
Привлечение
учащихся к активной общественной работе на благо родного города.
-
Оказание
посильной помощи престарелым людям на дому, работа в библиотеках.
-
Подготовка
внеклассных мероприятий и выступления на концертах в школе, в больницах, на
открытых площадках для ветеранов.
«Я
и моя Родина»
Направление предусматривает:
-
Воспитание
патриотизма и интернационализма, терпимости и уважительного отношения к людям,
проживающим на территории Родины.
-
Воспитание
уважительного отношения к людям различных национальностей, заслуживших уважение
и память России.
-
Встречи
с ветеранами войны, детьми Сталинграда, воинами-интернационалистами.
-
Воспитание
уважительного отношения к Российской армии, ее лучшим представителям.
-
Праздники,
встречи с выпускниками, посвятившими свою жизнь защите Отечества.
-
Воспитание
трудолюбия.
-
Определение
основных обязанностей ребенка дома, в школе.
-
Развитие
навыков самоуправления.
-
Знакомство
с миром профессий, экскурсии и посещение предприятий.
-
Знакомство
с народными ремеслами.
«Я
в окружении людей»
Направление предусматривает:
-
Воспитание
у школьников потребности соотносить свои интересы и желания с интересами
другого человека.
-
Воспитание
умения принимать других людей.
-
Организация
и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование
конструктивного поведения, умения бесконфликтного поведения.
-
Воспитание
стремления к достижению жизненного успеха, реализации своих умений и
возможностей.
-
Воспитание
стремления состояться в профессии, морально и материально поддерживать своих
родителей и близких людей.
-
Воспитание
гражданской позиции, умения отстаивать свои интересы цивилизованным путем.
-
Формирование
волевых качеств личности, ответственности и самоконтроля в общении.
-
Формирование
у учащихся средствами воспитательной работы представлений об общечеловеческих
нормах морали (сострадании, милосердии, миролюбии, терпимости по отношению к
другим людям) и опыта общения, основанного на гуманистических принципах.
-
Воспитание
уважительного отношения к правам и обязанностям других народов.
«Я
познаю мир»
Направление предусматривает:
-
Изучение
и развитие интеллектуальных способностей учащихся.
-
Создание
условий для формирования мотивации учения.
-
Развитие
учебных интересов, умений учащихся находить информацию.
-
Воспитание
уважительного отношения к людям, являющимся интеллектуальной гордостью нации.
-
Воспитание
уважительного отношения к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов
собственным трудом.
-
Воспитание
стремления стать образованным и культурным человеком, способным в полной мере
реализовать свой интеллектуальный потенциал.
-
Развитие
читательского интереса и читательских умений учащихся.
-
Средствами
внеклассной работы развитие творческих и исследовательских способностей.
«Я
и здоровый образ жизни»
Направление
предусматривает:
-
Создание
условий для полноценного физического развития школьников на уроках и во
внеурочной деятельности.
-
Создание
условий для безопасных занятий физкультурой и спортом.
-
Знакомство
с историей развития олимпийского движения, демонстрация достижений спортсменов
страны и мира, лучших спортсменов школы.
-
Знакомство
с лучшими нравственными традициями спорта.
-
Воспитание
уважения к людям, занимающимся спортом, стремящимся к здоровому образу жизни.
-
Воспитание
уважительного отношения к одноклассникам, занимающимся спортом.
-
Воспитание
сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к
выполнению режима дня, правильному питанию, интереса и привычки к регулярным
занятиям спортом.
«Я
и культура»
Направление предусматривает:
-
Воспитание интереса и
любви к культуре своего народа.
-
Знакомство с различными
видами искусства.
-
Развитие эстетического
вкуса, формирование восприятия прекрасного.
-
Воспитание
потребности в достойном поведении в повседневной жизни.
-
Формирование
норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в
семье, общественных местах, природе.
«Я
умею отдыхать»
Направление предусматривает:
-
Формирование
потребности учащихся участвовать в коллективных творческих делах класса и
школы.
-
Воспитание
нетерпимого отношения к вредным привычкам,
-
Воспитание
стремления к интересному и полезному времяпрепровождению.
-
Демонстрация
средствами внеклассных мероприятий интересов и достижений учащихся, их талантов
и творческих способностей.
«Я и природа»
Направление
предусматривает:
-
Воспитание
бережного и уважительного отношения к природе и ее обитателям.
-
Развитие
интереса к окружающему миру.
-
Формирование
стремления оберегать животных, проявлять заботу.
Ориентировочные мероприятия
-
Урок-путешествие
«В мире животных»
-
Классный
час «Природа – наш дом»
-
Классный
час «Наши меньшие друзья»
-
Классный
час «Цветы в жизни человека»
-
Классный
час «Природа и человек»
-
Классный
час «Мир вокруг нас»
-
Беседы
о культуре поведения в природе
-
Игра-лото
«Знаешь ли ты деревья?»
-
Игра-турнир
по экологии «Что? Где? Когда?»
-
КВН
«Птичьи разговоры»
-
Тематический
утренник «Осень в лесу»
-
Праздник
«Загадки осени»
-
Юные
натуралисты, вперед!
-
Тайна
старого леса
-
Конкурс
знатоков природы
-
Изготовление
и развешивание кормушек для птиц
-
Внеклассное
занятие «День воды»
-
Наблюдение
за явлениями природы
-
Ведение
«Дневника природы»
-
Викторина
«Вода»
-
Экскурсия
в природу
-
Экскурсия
в зоопарк
-
Конкурс
плакатов «Планета заболела»
-
Беседа
«Мое место в природе»
Направления воспитательной программы
|
Основные формы работы
|
Я
и семья
|
Традиционные
праздничные концерты, посвященные Дню матери [Приложение 1],
гала-концерт
районного фестиваля «Планета Семья» [Приложение 2],
ежегодный
отчетный концерт «Семья + школа» [Приложение 3],
спортивные
соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»,
классный
час «Мои бабушка и дедушка»,
классный
час «Твоя родословная»,
совместная
поездка детей и родителей на мамаев Курган,
работа
с родительским комитетом,
индивидуальные
беседы,
родительские
собрания.
|
Я
буду помнить
|
Праздничные
концерты для ветеранов, посвященные дню Защитника Отечества,
встречи
с ветеранами войны и труда,
классный
час «День героев Отечества. От георгиевских кавалеров до героев России» [Приложение
4],
акция
«Милосердие» посвященная Дню пожилого человека, открытие мемориального камня,
памяти жертвам, мирным жителям Красноармейского района, погибшим в 1942 году
от воздушного нападения немецкой авиации,
праздничные
программы для ветеранов «Главная высота России» [Приложение 5],
торжественный
митинг, посвященный возложению цветов к мемориальному памятнику на площади
Свободы,
митинг,
посвященный торжественному открытию мемориального камня посвященный памяти
мирных жителей – жертв массированной бомбардировки Сталинграда 23 августа
1942 года [Приложение 6]
митинг,
посвященный памяти мирных жителей – жертв массированной бомбардировки
Сталинграда 23 августа 1942 года [Приложение 7],
праздничная
программа для ветеранов, посвященная 70 годовщине Победы Советских войск под
Сталинградом [Приложение 8],
участие в ежегодном фестивале «Пойте, гордитесь,
помните»,
участие в районном конкурсе «Споем для вас, дорогие
ветераны»,
концерт для детей Сталинграда,
участие в интерактивной игре «Искусство побеждать»,
классный час, посвященный Дню Победы [Приложение
9],
ежегодный фестиваль творчества школьников «О
Доблести, о Подвиге, о Славе» [Приложение 10]
|
Я
и моя Родина
|
Участие
в ежегодном фестивале Характер России,
участие
в фольклорном фестивале троица,
участие
в ежегодном Рождественском хоровом соборе,
участие
в ежегодном фестивале «Рождественские встречи»,
беседа
«Народные традиции, обычаи и обряды»,
участие
в ежегодном празднике «Масленица» [Приложение 11],
беседа
«Знаменитые люди Волгограда»,
мероприятие
«История моего города»,
экскурсия
в «Волгоградский краеведческий музей»,
экскурсия
в «Волго-Донской судоходный музей»,
участие в ежегодном конкурсе «Стихи и песни о
Кириллице»,
участие в конкурсе реконструкции народных праздников
и обрядов «Возвращаемся к истокам»,
участие в рождественском святочном фестивале,
участие в городском фестивале «Дни русского языка»,
участие в конкурсе чтецов «Живое русское слово»,
участие в городском фестивале духовного пения,
участие в региональном конкурсе «Пограничный венок
славы»,
участие в районном конкурсе-фестивале, посвященном
казачьей культуре и быту,
участие во всероссийском конкурсе «Сохраним наше
будущее»,
участие
в интерактивной игре «Я – гражданин России», классный час «Мой дом – наведу
порядок в нем»,
дежурство
в классе,
генеральные
уборки территории школы,
праздник
труда,
беседа
«Мои обязанности в семье».
|
Я
в окружении людей
|
Участие в концертной программе, посвященной Дню
Красноармейского района г. Волгограда,
участие в городском фестивале «С миру по нитке» [Приложение
12],
участие в фестивале творческих работ «Национальные
традиции народов России»,
участие в фестивале толерантности «День национальной
кухни»,
участие в районном конкурсе отрядов ЮИД «В лучах
Светофора – 2013» [Приложение 13],
участие в районном фестивале «Толерантность – жизнь
в мире с собой и другими»,
участие в мероприятии, посвященном юбилею школы [Приложение
14]
|
Я
познаю мир
|
Участие в районной малой научно-практической
конференции «Дети науки»,
участие в олимпиадах по музыке и изобразительному
искусству,
участие в районном конкурсе учебно-исследовательских
проектов «Дети науки» [Приложение 15],
участие в районном конкурсе «Я и земля»,
участие в районный конкурс учебно-исследовательских
проектов «Дети науки»,
участие во Всероссийском конкурсе «День
космонавтики»,
участие в региональной научно-практической
конференции «Исследовательская и проектная деятельность молодежи»,
участие в международной учебно-практической
конференции «Первые шаги»
|
Я
и здоровый образ жизни
|
Участие
в спортивных соревнованиях, посвященных Дню защитника отечества,
участие
в театральной, спортивной программе «Форт на Пролетарской», посвященной Дню
Победы,
участие
в мероприятии «Мама, папа, я – спортивная семья» [Приложение 16],
участие
в традиционном мероприятии «Тропа Здоровья» [Приложение 17],
участие
в традиционных неделях физкультуры и спорта,
ежемесячные
классные часы,
конкурсы
рисунков и стенгазет «Здоровье – это здорово!», соревнования, спартакиады,
спортивные праздники.
|
Я
и культура
|
Посещение
выставочной галереи,
посещение
ДК Царицын [Приложение
18],
просмотры
спектаклей, выступлений хореографических коллективов,
посещение
кинотеатров,
посещение
музея «Старая Сарепта» [Приложение 19],
посещение
кружков музыки и рисования,
внеклассное
мероприятие по музыке «В мире музыки»,
праздник
музыки,
внеклассное
мероприятие «В мире красок и мелодий»,
участие
в ежегодном Рождественском хоровом соборе [Приложение 20],
участие
в ежегодном фестивале «Рождественские встречи»
|
Механизм
реализации Программы
Для
решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое
пространство школы и класса, а также тесное сотрудничество с музеем «Старая
Сарепта», библиотеками, ДК «Химик», общественными организациями, детским
кинотеатром «Ровесник», музейно-выставочным залом Красноармейского района,
патриотическим центром «Отчий берег.ru».
Воспитательная
работа строится с учетом возрастного критерия.
При
планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные,
всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами;
положениями школьных, районных, городских, областных, всероссийских конкурсах.
Оценка
эффективности реализации Программы осуществляется на
основе использования системы объективных критериев, представленных
нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные
параметры:
1.
Сформированность гражданских навыков:
-
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
-
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
-
умение принимать и защищать свои решения;
-
готовность к участию в общественных делах;
-
готовность к образованию.
2.
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
-
патриотизм и любовь к Родине;
-
права и свобода человека и гражданина;
-
символика Российской Федерации;
-
национальное самосознание;
-
гражданственность.
Количественные
параметры:
1.
включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
2.
качество школьных отношений отношение детей к реалиям школьной
3.
жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам;
4.
отсутствие детей с девиантным поведением;
5.
участие в деятельности «Детского правового государства по имени
Школа»;
6.
участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
7.
проведение классных и общешкольных мероприятий.
В
результате реализации программы ожидается:
1.
в классе и в школе как в образовательной системе:
-
создание системы гражданско-патриотического воспитания;
-
обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания.
2.
в образе выпускника:
-
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
-
в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу
страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
-
в социальной: способность к самореализации в пространстве
российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и
соблюдение норм правового государства;
-
в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших
ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в
практической деятельности.
Программа
отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание
гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным
результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и
патриотическое сознание учащихся, как основа личности будущего гражданина
России.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.