Главная / Директору-завучу / Программа МБОУ "Рассветовская ООШ" Одарённые дети

Программа МБОУ "Рассветовская ООШ" Одарённые дети

Алтайский край

Романовский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Рассветовская основная общеобразовательная школа»





Программа

«Одаренные дети»



school02-14

school02-18



























Срок реализации  программы:

2013 – 2015 год





п. Рассвет- 2013 год.



  1. Информационная карта

Наименование программы

«Одаренные дети»

Заказчик

МБОУ «Рассветовская ООШ»

Составитель

Администрация школы

Цель

Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного  и дополнительного образования.

Задачи

- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки;

- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, краевых олимпиадах, творческих выставках, различных конкурсах.

Сроки реализации

2013 – 2015 г.

Ответственный за организацию реализации Программы

Администрация школы

Источники финансирования

Учредитель, родители, спонсоры

Ожидаемые конечные результаты

- Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности.

- Повышение ответственности учителей  при организации работы с одаренными детьми.

- Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.

- Создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми.

- Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.

- Повышение качественных показателей успеваемости учащихся.

- Увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Нормативные документы

  • Конвенция ООН о правах ребенка;

  • Конституция РФ;

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Федеральный  закон  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.2004  № 124-ФЗ;

  • Планы реализации мероприятий по профилактике асоциального поведения среди детей и молодежи на 2012-2016 годы;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

 

 

 

  1. Актуальность проблемы

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, её направленность на гуманистические, личностно - ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоёмких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества. В то же время с недавних пор российское образование пытается соответствовать единым государственным стандартам, вследствие чего школа ориентирована на формирование усредненных знаний, рассчитанных на среднего ученика. Но очевидно, что уровень физического, психического, интеллектуального развития детей различен. Поэтому  ориентированная на средний уровень школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей. Трудности с обучением в школе детей, отстающих в своем развитии от возрастных норм, проявились в школьной неуспеваемости и заставили общество принять неотложные меры. К сожалению, пока что значительно меньше сделано в отношении детей, превосходящих возрастную норму в различных отношениях. Между тем именно высокоодаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, поэтому  транжирить таланты -  непозволительная ошибка для любого государства. В педагогике в последнее время, довольно часто, по отношению к этим детям употребляется термин «одарённые». Это  очень ценная, но и весьма хрупкая часть нашего общества. Вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают обратную картину. Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску. Одним из источников этого риска являются трудности контактов со сверстниками, свойственные в особенности исключительно одаренным детям. Дело в том, что ребенок с высокими интеллектуальными способностями очень далеко отрывается от сверстников (на 3 — 4 года умственного развития и более), у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы, часто подвергается насмешкам и гонениям. В результате этого некоторые интеллектуально одаренные дети оказываются слабо - успевающими, а их особые возможности и потребности — невостребованными. У них теряется учебная мотивация и может развиться стойкое отвращение к школе. Весьма серьёзна проблема, связанная с так называемой «скрытой одаренностью». «Скрытой» называется такая одаренность, которая не проявляется в высокой школьной успеваемости или каких-либо других явных достижениях ребенка или подростка и не является очевидной для тех, кто ребенка окружает: семья, учителя, сверстники. Более того, дети, обладающие такого рода одаренностью, часто бывают просто неуспевающими. Потеря мотивации к учебе в школе одаренными детьми может вести к опасным последствиям еще в одном отношении. Одаренные люди, не нашедшие себе полезного применения в обществе, образуют костяк сил, направленных на разрушение общества. Способные дети, не нашедшие себя в школе и не продолжившие образования в вузе, все равно будут искать применение своим большим возможностям, что и приводит к риску асоциального поведения. Всё  это говорит о том, что такие дети требуют индивидуального подхода, более сложной работы с ними. В силу своих особенностей они очень уязвимы, их слабости подчас кроются в их преимуществах. Поэтому важно не «закопать» талант, а максимально способствовать развитию интеллекта и чувств одарённых детей как потенциала развития нации, создавая вокруг них атмосферу заинтересованности и доброжелательного отношения. Всё это явилось весомым основанием для  создания в России федеральной целевой программы "Дети России", включающей в себя три подпрограммы, одной из которых является проект «Одарённые дети». Целью его является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности через:

- создание государственной системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий выявления и поддержки одаренных детей, проживающих в сельской местности, населенных пунктах, удаленных от крупных центров культуры, образования, науки;

- координацию деятельности базовых центров по работе с одаренными детьми и их поддержка;

- оказание консультационной помощи родителям и педагогам, работающим с одаренными детьми.

Именно поэтому мы посчитали необходимым создание в нашем образовательном учреждении комплексно-целевой программы развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии способностей.

Настоящая программа предусматривает возможность проводить специальную работу с одаренными детьми с тем, чтобы не сдерживать, а стимулировать развитие наиболее продвинутых школьников, способствовать их обучению, расширять базу познавательных интересов и интеллектуальных умений, дать возможность остальным учащимся работать в режиме освоения образовательного минимума.

  1. Концепция программы

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одаренные дети: имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

-Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);

-Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);

-Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

-Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

-Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

4. Принципы педагогической деятельности в работе с ОД:

-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

-принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

-принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

5. Формы работы с ОД:

групповые занятия с одаренными учащимися;

предметные кружки;

кружки по интересам;

конкурсы;

курсы по выбору;

участие в олимпиадах;

работа по индивидуальным планам;

исследовательская деятельность и участие в НПК.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

С каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);

В какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;

Какие задачи работы с одаренными являются приоритетными:

развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

6. Цели и задачи Программы.

Основной целью Программы является создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Для достижения цели должны быть решены следующие
задачи:

-знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

-знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

-подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми через методическую работу, самообразование, педагогические советы, курсы повышения квалификации;

-выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;

-внедрение в учебный процесс систему методов и приемов, которые способствуют развитию у учащихся самостоятельности мышления, инициативности, творчества;

-создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

-расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, краевых олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах;

-включение детей в систему разноуровневых мероприятий внеурочной деятельности, дополнительного образования, удовлетворяющей потребностям, интересам детей, которая позволит им демонстрировать свои достижения.

7. Ожидаемые результаты реализации Программы

Создание банка данных «Одаренные дети».

Формирование системы работы с одаренными учащимися.

Обеспечение преемственности в работе начальной и основной школы по работе с  одаренными   детьми.

Совершенствование исследовательских навыков, информационной культуры учащихся.

Участие школьников в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, проектных мероприятиях различных уровней.

Формирование личностной, социальной и творческой самореализация выпускника школы, его профессионального самоопределения

Повышение качества подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми  в различных областях знаний

8. Возможные риски

-неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов и, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;

-рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.

9. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

 - принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;

- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 Условия успешной работы с одаренными обучающимися:

- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

- Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

- Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными обучающимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

- учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным;

- учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

- учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

- учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

 Учитель должен быть:

 - увлечен своим делом;

- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

- профессионально грамотным;

- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

- проводником передовых педагогических технологий;

- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

- знатоком во всех областях человеческой жизни.

10. Принципы создания программы «Одаренные дети»

 Программа призвана обеспечивать комплексность всех методов и форм работы с одаренными детьми на всех этапах их возрастного развития и обучения (школьный, дополнительное образование).

Реализация такого подхода будет способствовать развитию системы непрерывного образования.

Программа должна быть реалистичной.

 Работа с одаренными детьми должна опираться на прочную информационную базу.

Представляется необходимым создание банков данных (компьютерных):

- Банк данных по одаренным детям. Он содержит сведения по одаренным детям, результаты психодиагностических обследований, данных об их учебе.

- Банк данных по учителям, работающим с одаренными детьми, содержит информацию об учителях, формах работы с детьми.

- Предполагается проведение постоянной работы по сбору и обновлению содержащейся в них информации по результатам психодиагностических обследований, на основании сведений, полученных от педагогов школы, руководителей кружков, олимпиад, родителей.

 Подготовка кадров для работы с одаренными обучающимися

 Подготовка преподавателей по выявлению, обучению и развитию одаренных детей занимает одно из ключевых мест в работе с одаренными детьми в школе, является необходимым условием претворения в жизнь всей программы. Необходима организация ряда мероприятий по решению этого вопроса:

- Создание банка данных по учителям, работающим с одаренными детьми.

- Исследование психолого-педагогической компетентности у учителей в области работы с одаренными детьми.

- Повышение квалификации преподавателей через организацию семинаров, конференций, на курсах повышения квалификации.

- Проведение практических занятий, тренингов, учеб. Обеспечение специалистов, работающих с одаренными детьми литературой (методической), информировать о новинках литературы.

- Разработка и реализация системы мер поощрения педагогов, работающих с одаренными детьми.

 Работа с родителями

 Школьное образование - эта та сфера, где в основном идёт формирование личностных качеств и творческих способностей. Средний и старший возрастной этап является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребенка.

Практическая задача в таких условиях – оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей, наработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию, обучению детей. Она может решаться через:

1. Анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме.

2. Чтение лекций для родителей.

3. Подбор научной и практической литературы для родителей.

4. Систему обучения детей в системе дополнительного образования.

В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимает чтение для них научно-популярных циклов лекций по проблемам развития, обучения и воспитания одаренных детей. Это могут быть лекции следующего характера:

- Понятие одаренности. Виды одаренности. Одаренность и пол.

- Психологические аспекты одаренности.

- Профориентация одаренных детей. Социальная адаптация одаренного ребенка.

 Развитие и обучение одаренных обучающихся

Начальная школа – при обучении и развитии одаренных детей в начальной школе важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчество), развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др. Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам.

 Основная ступень (V – IX классы) – расширяется тематика кружков и секций при школе, проводятся факультативы. Формируются элективные курсы.

 Предметные олимпиады школьников

 Эта форма работы с одаренными детьми многолетняя, традиционная. При этом предметные олимпиады помогают решать целый ряд важных задач.

Во-первых, они стимулируют повышение уровня преподавания в школе, особенно у сильных учителей

Во-вторых, они эффективно привлекают в науку одаренных детей.

Поиск одаренных обучающихся

Поиск одаренных детей, их выявление на ранних стадиях развития является одним из важнейших звеньев в общей программе работы с одаренными детьми. В случае современной диагностики одаренности и проведения всех дальнейших шагов по развитию и обучению одаренного ребенка резко снижает вероятность «потерять» его как одаренного. Адекватное обучение и развитие, периодическая диагностика, направленная на выявление качественного своеобразия одаренности и факторов, оказывающих непосредственное влияние на ее развитие, позволят с наименьшими издержками эффективно реализовать присущий одаренному ребенку творческий потенциал. Предварительный отбор проводится по рекомендации преподавателей, родителей, на основе самооценок детей с обязательным последующим проведением диагностических мероприятий. Одно из плодотворных направлений поиска одаренных обучающихся – диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, смотров, турниров, конкурсов и т.д.

11. Ресурсное  обеспечение программы

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правовое обеспечение:

- О проведении школьного тура предметных олимпиад. - О проведении предметной недели (декады).

- О портфолио ученика.

2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, кружков и т.п.)

3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

Организационно-методическое обеспечение

1. Создание программы  работы  с одаренными детьми.

2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.

3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.

4. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

5. Мониторинг работы системы.

Материально-техническое и финансовое обеспечение

1. Укрепление материальной базы учебных специализированных кабинетов для осуществления возможности исследовательской деятельности:

- приобретение копировальной техники и учебных развивающих программ по отдельным дисциплинам;

- оборудование одного из учебных кабинетов интерактивной доской.

2. Поиск дополнительных источников финансирования программы с целью

- стимулирования педагогов и их воспитанников через введение премий «Лучший ученик - исследователь» и «Лучший учитель - наставник»;





12. Этапы и план реализации программы:

2013-2014 учебный год (I полугодие) – диагностико-прогностический этап.

2013-2014 учебный год (II полугодие) – организационный этап.

2014-2015 учебный год(I полугодие) – практический этап.

2014-2015 учебный год (II полугодие) – практический и обобщающий этапы.

Поэтапный план реализации программы работы с одаренными учащимися представлен в приложении.

13. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы



Мероприятия

Исполнители и ответственные

1

Проведение мониторинга состояния работы с одарёнными детьми в школе.

Инициативная группа

2

Анализ и создание условий, необходимых для реализации программы.

Зам. директора по УВР

3

Переподготовка и повышение квалификации педагогических работников (учителей-предметников, проявляющих интерес к проблеме работы с одаренными детьми).

Администрация

4

Выделение рабочего времени педагогам для возможности осуществления индивидуальной или групповой работы над исследовательскими проектами.

Администрация

5

Создание базы данных об одарённых учащихся на основе комплексной оценки.

Классные руководители

6

Обеспечение индивидуального сопровождения учащихся, склонных к интеллектуальному труду.

Зам. директора по УВР

7

Проведение профориентационной работы с учащимися для определения сферы интересов и практического применения результатов исследовательской деятельности.

Классные руководители

8

Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства

  • преподавателей и студентов ВУЗов в качестве научных консультантов по вопросам исследований учащихся;

  • специалистов различных направлений и профилей других учебных учреждений (в том числе учреждений дополнительного образования).

Зам. директора по УВР

9.

Укрепление материальной базы учебных специализированных кабинетов для осуществления возможности исследовательской деятельности.

Директор

10.

Создание условий информационного обеспечения исследовательской деятельности учеников.

Библиотекарь

11.

Создание банка данных о творческих конкурсах различного уровня и условиях участия в них.

Зам. директора по УВР

12.

Проведение ежегодного “Дня науки” в рамках презентации проектной деятельности учащихся, предметных недель и олимпиад.

Администрация школы

13.

Создание фонда помощи и поддержки одаренным детям для участия в выездных олимпиадах, конкурсах, конференциях, регионального уровня.

Совет школы, спонсоры

14.

Разработка порядка поощрения (награждения) учащихся, имеющих стабильно высокие результаты на олимпиадах, конкурсах, конференциях районного, регионального уровня.

Совет школы

15.

Повышение компьютерной грамотности педагогов и учащихся для более полного использования ИКТ.

Учитель информатики

16.

Проведение педагогических советов, мастер-классов, лабораторий нерешённых проблем, практических семинаров на тему «Внедрение педагогических технологий развития детской одарённости (осмысление и актуализация системы работы с одарёнными детьми)».

Администрация школы, учителя - предметники

17.

Разработка нормативных документов, необходимых для осуществления работы с одарёнными детьми: проведение предметных недель и Дней науки.

Администрация школы

19.

Проведение общешкольных родительских собраний по темам «Детская одарённость: что я знаю о своём ребёнке?» (начальная школа), «Детская одарённость: пути развития способностей ребёнка» (5-7 классы), «Способности и интересы моего ребёнка: выбор профиля обучения» (8-9 классы).

Классные руководители,

Зам. директора по УВР

 

20.

Создание системы дополнительного образования по развитию детской одарённости через организацию и проведение занятий по интересам по следующим направлениям: спортивное, художественно-эстетическое, декоративно - прикладное, школа лидеров.

Преподаватели дополнительного образования, зам. директора по УВР

21.

Участие учеников школы научно-практических конференциях (очных и заочных): «Ступенька в науку», «Портфолио», и международных предметных конкурсах и олимпиадах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», дистанционных олимпиадах.

Учителя – предметники.

22.

Разработка “портфолио” учащегося и учителя–наставника для отражения их успехов в исследовательской деятельности.

Классные руководители,

Зам. директора по УВР














14. Ожидаемый  результат

  1. Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности.

  2. Повышение ответственности учителей  при организации работы с одаренными детьми.

  3. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.

  4. Создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми.

  5. Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.

  6. Повышение качественных показателей успеваемости учащихся.

  7. Увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

  1. Количественные и качественные показатели участия школьников в  олимпиадах разного уровня и творческих конкурсах.

  2. Положительная динамика проявления интереса учащихся к исследовательской деятельности.

  3. Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской деятельности.

  4. Рост профессионального мастерства учителей, работающих с одарёнными детьми, отраженный в “портфолио” учителя-предметника.

  5. Уровень социальной успешности выпускников.

Мониторинг достижения запланированных результатов

  1. Мониторинг успеваемости учащихся школы по итогам учебных четвертей и года

  2. Мониторинг участия школьников в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

  3. Тестовая диагностика личностного роста школьников.

  4. Анализ достижений по направлениям образовательной работы школы.

  5. Тестовая диагностика удовлетворённости образовательной подготовкой (ученики, родители).

 

Формы представления результатов программы

  1. Ежегодные аналитические отчеты о ходе реализации комплексно-целевой программы.

  2. Проведение ежегодного “Дня науки”, «Ученика года» в рамках презентации проектной деятельности учащихся.




План работы с одаренными учащимися

на 2013 - 2014 учебный год.


Основные направления

Сроки

Ответственные

Организационная работа

1.1

Корректировка плана работы с ОД.

Август

Администрация школы

1.2

Семинар - практикум: «Одаренность и ее психологические проявления».

Сентябрь

МО кл.рук.

Диагностическая работа

2.1

Подготовка диагностических материалов (анкеты для родителей, тесты для учащихся, карты наблюдений и др.).


В течение года

Администрация школы

2.2

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности.

Классные руководители

2.3

Диагностика родителей и индивидуальные беседы.

2.4

Выявление и отбор одаренных, талантливых детей. Составление базы данных ОД, ее пополнение.

Администрация школы

Работа с ОД

3.1

Определение наставников ОД в соответствии с базой данных.

Сентябрь

Администрация школы

3.2

Составление планов работы с ОД.

1-я неделя октября

Учителя – предметники

3.3

Собеседование с учителями – предметниками по плану работы с ОД.

2-я неделя октября

Администрация школы

3.4

Реализация планов работы с ОД

В течение года

Учителя - предметники

Интеллектуальное развитие ОД

4.1

Участие в школьном туре Всероссийской предметной олимпиаде школьников. Формирование списков на муниципальный этап.

октябрь - ноябрь






В течение года согласно плану ОУ, положениям

Учителя – предметники

Администрация школы




Администрация школы

4.2





4.3



Участие в муниципальном этапе Всероссийской предметной олимпиаде.



Участие в ежегодных всероссийских интеллектуальных, творческих конкурсах-играх по предметам, конкурсах:


- «Я – лидер», «Активисты Романовского района», «Ученик года», «Спортсмен года», «Одиссея разума» и др.

4.4

Участие в конкурсах, выставках, конференциях различных уровней.

В течение года

Учителя-предметники

4.5

Мониторинг результативности работы с ОД. Пополнение базы данных.

В течение года

Администрация школы

4.6

Организация творческих отчетов, выставок, смотров.

В течение года согласно плану ОУ

Кл.рук., рук. кружков

Дополнительное образование

5.1

Курирование кружковой работы:

- утверждение программ кружков;

- анализ кружковой работы.

Сентябрь, в течение года

Администрация школы

5.2

Работа спортивных секций.

В течение года согласно графику

Учитель физической культуры

5.3

Подготовка к районным соревнованиям.

Согласно плану

5.4

Участие в районных соревнованиях и других мероприятия спортивной направленности.

Шашки, шахматы; Игра «Зарница»; «Туристический слёт», Минни-футбол и т.д.

Согласно плану

Учитель физической культуры

Методическое сопровождение

6.1

Сбор и подготовка аналитической информации:

- формирование и своевременное пополнение базы данных ОД;

- анализ результатов олимпиад;

- мониторинг результативности работы с ОД.


В течение года

Апрель

Декабрь

В течение года

Заместители директора, учителя – предметники, руководители исследовательских работ

6.2

Сбор и систематизация методических материалов по работе с одаренными детьми.

В течение года

Администрация школы

6.3

Итоги работы с ОД в 2013/2014 учебном году. Планирование работы на следующий год.

Май

Администрация школы




















































Программа МБОУ "Рассветовская ООШ" Одарённые дети
  • Директору-завучу
Описание:

Алтайский край 

Романовский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Рассветовская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

 

Программа

«Одаренные дети»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Срок реализации  программы:

2013 – 2015 год

 

 

 

п. Рассвет- 2013 год.

 

1.      Информационная карта

Наименование программы

«Одаренные дети»

Заказчик

МБОУ «Рассветовская ООШ»

Составитель

Администрация школы

Цель

Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного  и дополнительного образования.

Задачи

- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки;

- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, краевых олимпиадах, творческих выставках, различных конкурсах.

Сроки реализации

2013 – 2015 г.

Ответственный за организацию реализации Программы

Администрация школы

Источники финансирования

Учредитель, родители, спонсоры

Ожидаемые конечные результаты

- Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности.

- Повышение ответственности учителей  при организации работы с одаренными детьми.

- Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.

- Создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми.

- Создание атмосферы заинтересованности и добро­желательного отношения к одаренным детям.

- Повышение качественных показателей успеваемости учащихся.

- Увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Нормативные документы

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Федеральный  закон  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.2004  № 124-ФЗ;
  • Планы реализации мероприятий по профилактике асоциального поведения среди детей и молодежи на 2012-2016 годы;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

 

 

 

Автор Скоснягина Наталья Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 261
Номер материала 36588
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓