Главная / Логопедия / программа логопедического сопровождения в школе-интернате 8 вида

программа логопедического сопровождения в школе-интернате 8 вида

ПРОГРАММА

Логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях логопункта специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида.


Содержание.

Введение.

  1. Организация коррекционно-развивающего процесса на логопункте.

  2. Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета.

  3. Взаимодействие учителя- логопеда со специалистами, педагогами.

  4. Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями.

  5. Система мониторинга достижений детей на логопункте.

  6. Преодоление фонетико-фонематического нарушения речи.

  7. Преодоление общего недоразвития речи у детей.

  8. Логопедическая работа с детьми с дислалиями.

  9. Логопедическая работа с детьми с дизартриями.

  10. Коррекция нарушений чтения и письма у детей.

  11. Список литературы.















Введение.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности.

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические функции познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает условия необходимые для развития различных форм деятельности.

Логопедическая работа во вспомогательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений в развитии умственно отсталого ребенка.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников является очень распространенным и имеет стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого школьника, эффективность его обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи таких детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников.

Нарушение речи умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую сторону, так и лексико-грамматическую. Поэтому логопедическая работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на какой-то один дефект.

Особенности нарушения речи у умственно отсталых детей.

Умственное и речевое развитие ребенка тесно связано между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности, но эти два этапа являются относительно автономными.

У умственно отсталых детей отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи.

Нарушения речи у таких детей имеют сложную структуру, они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного прохода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обусловливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.









  1. Организация коррекционно-развивающего процесса на логопункте.


Специфика логопедической работы во вспомогательной школе.

Специфика логопедической работы во вспомогательной школе обусловлена с одной стороны характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталых школьников, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой стороны особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.

Можно выделить следующие особенности логопедической работы во вспомогательной школе:

  • В связи с тем, что ведущим нарушением у умственно отсталых школьников является нарушение познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на на формирование мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Так при устранении нарушений звукопроизношения большое место отводиться дифференциации фонетически близких звуков.

  • С учетом характера нарушений речи логопедическая работа должна проводиться по речевой системе в целом: на разные стороны речи.

  • В процессе логопедической работы важно основываться на принципы поэтапного формирования умственных действий ( П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин). Это необходимо для того, чтобы от нагляно-образного мышления перейти к организации действий во внутреннем плане. Формирование речи должно осуществляться последующим этапам: - материализация действий с опорой на наглядность, на вспомогательные средства (картинки, графические схемы и т.д.); - выполнение действий в речевом плане; -выполнение действий во внутреннем плане.

  • Особенностями логопедической работы в школе 8 вида является максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности. А также использование максимальной и разнообразной наглядности.

  • Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей в нервной деятельности: психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность мотивационного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы и т.д.

  • Коррекцию нарушений речи ( особенно звукопроизношения0 необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики (элементы логоритмики).

  • Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучению родному языку. В процессе логопедической работы осуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень овладения языком.

  • В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков.

  • Характерной для логопедической работы во вспомогательной школе является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры головного мозга, трудностями формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного подкрепления.

  • Усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки у таких детей исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях.

  • Учитываю быструю утомляемость склонность к охранительному торможению, необходимо проводить частую смену деятельности, переключение ребенка с одной формы на другую.

  • Особенностью логопедической работы в школе 8 вида является тщательная дозировка знаний и речевого материала. Одновременное усложнение задания и речевого материала приводит к невозможности его выполнения умственно отсталыми детьми.

  • В связи с тем, что нарушение речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется более длительные сроки.

  • Несформированность контроля, слабость волевых процессов у таких детей обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя, воспитателя и родителя.



Также в программе реализуются следующие принципы коррекционной педагогики:

- принцип развивающего обучения( в зоне ближайшего развития)

- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.

- принцип коррекции и компенсации позволяет определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности дефекта.

- деятельностный принцип, определяющий ведущий вид деятельности стимулирующей психическое и личностное развитие ребенка с отклонениями в речи.

- принцип развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) предусматривает, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы и функции.


Характеристика речевого развития умственно отсталого школьника

Общее нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталого школьника, нередко осложненное недоразвитием его слухового и речедвигательного анализаторов, приводит к незначительным затруднениям в овладении речью. При этом особенности речевого развития проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере ее формирования.

Умственно отсталые дети из-за нарушения коркового анализа и синтеза в пределах слухового речедвигательного анализаторов они с трудом овладевают произносительной стороной речи. Дальнейшее развитие протекает медленно и отличается своеобразием, поэтому к обучению в школе такие дети оказываются неподготовленными. Дефекты произношения, лексики, грамматического строя речи, неумение связно излагать мысли затрудняют процесс обучения грамоте. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи – залог успешного обучения умственно отсталых детей по всем предметам.

По данным М.А.Савченко, Р.А. Юровой, Р.Н. Лалаевой около 65 % учащихся 1 класса имеют различные нарушения звукопроизношения, ко 2 классу они снижаются до 60%, к 3-му до 40%. Эти цифры свидетельствуют не только о распространенности дефектов произношения, но и о стойкости этих нарушений.

Серьезные недостатки наблюдаются в лексике. Речь лишена слов различных грамматических категорий , обозначающих абстрактные понятия. По данным М.П.Феофанова ребенку в 5-6 лет с нормальным интеллектом уже хорошо известны 22 предлога, которые он адекватно использует в своей речи, в тоже время ребенок с умственной отсталостью в 8-9 лет пользуется только 9 предлогами.

Не менее распространенными лексическими нарушениями являются неправильное понимание слов и их неточное использование.

Еще сложнее протекает процесс овладения синтаксической стороной речи. Наиболее серьезными, часто встречающимися недостатками являются:

  • Малая распространенность предложений,

  • Пропуск слов и словосочетаний,

  • Редкое использование сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций,

  • Нарушение порядка слов в предложении,

  • Нарушение связи слов в предложении.

Умственно отсталые дети без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связного высказывания.

Задачи коррекционно-развивающего обучения на логопункте

Схема 1.1.

hello_html_m1e2f9cb.gif

Реабилитация нарушений слоговой структуры слова и звукопроизношения

Коррекция фонематического слуха

Постановка звуков



hello_html_57ae547.gif


Автоматизация звуков в спонтанной речи

Игра – как фактор речевой сноровки


Автоматизация поставленных звуков

Развитие сенсорной сферы

hello_html_59f2ef0b.gifhello_html_98608df.gifhello_html_57ae547.gif

















Вся работа на логопункте строится с учетом нейропсихологического подхода

Схема 1.2.


Элементы психотерапии и сказкотерапии


hello_html_3c158b26.gifhello_html_m9534073.gif


Активизация высших психических функций


hello_html_m9534073.gif

Развитие сенсорной сферы



hello_html_m9534073.gif

Организация коррекционно-развивающей работы на логопункте с учетом нейропсихологического подхода

Развитие фонематического слуха


hello_html_m9534073.gif


Развитие и расширение объема понимания речи


hello_html_m9534073.gif


Реабилитация нарушенной слоговой структуры и звукопроизношения

hello_html_1cbd7991.gif

hello_html_m9534073.gif


Нормализация грамматического строя речи


hello_html_m9534073.gif

Обобщение номинативных категорий



hello_html_m9534073.gif

Развитие мелкой моторики


hello_html_m9534073.gif



Постановка и коррекция звуков, введение их в спонтанную речь


hello_html_m9534073.gif


Развитие моторного речевого аппарата


hello_html_m9534073.gif

Развитие координации речи с движениями


hello_html_m9534073.gif










Для коррекции каждого речевого дефекта пишется свой план логопедической работы.

В целом коррекционно-педагогический процесс учителя-логопеда строится в соответствии со схемой 1.3.



hello_html_m49e18651.gif

Составление плана работы на 2-е полугодие

Комплексное обследование детей

Выделение детей в подгруппы

Содержание коррекционной работы

Логопедическое просвещение, профилактика, консультации

hello_html_4a57cd0c.gifhello_html_4641c3ba.gifhello_html_79b2769f.gif


hello_html_463f4a12.gifhello_html_m2df47aa7.gifhello_html_m2df47aa7.gifhello_html_m378505f0.gif

hello_html_4641c3ba.gifhello_html_m2fd3af.gif

Работа по плану


С родителями

С педагогами

С детьми


hello_html_4641c3ba.gifhello_html_m2fd3af.gif

Прослеживание итоговой динамики

hello_html_57aed7ff.gifhello_html_57aed7ff.gif

Составление перспективного плана

Согласование планирования

Планирование взаимодействия


hello_html_m2fd3af.gif

Отчет о проделанной рабте













Основные направления работы учителя-логопеда в рамках логопункта

  • Диагностика уровня речевого развития ребенка:

  • Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи детей:

  • Разъяснение специальных знаний по логопедии среди родителей и педагогов.



ЦЕЛЬ работы:

Создание организационно-педагогических условий, способствующих профилактике речевых нарушений, своевременной диагностике и коррекции этих нарушений, а также дальнейшему развитию ребенка.

Основные задачи:

  • Коррекция нарушений устной и письменной речи воспитанников;

  • Своевременное преодоление трудностей в освоении воспитанниками общеобразовательной программы;

  • Формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;

  • Коррекция нарушений звукопроизношения и звуковосприятия;

  • Привитие детям навыков коммуникативного общения.


Обучение на логопедических занятиях.

Обучение на занятиях – основная форма коррекционно-воспитательной работы. Основная цель индивидуальных занятий состоит в подборе и применении упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии: дислалия, дизартрия и др.

На индивидуальных занятиях ребенок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его.

Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. Состав подгрупп является открытым, меняется по усмотрению логопеда.

Процессы воспроизведения и восприятия звуков тесно связаны между собой: хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными упражнениями способствуют быстрому усвоению звукопроизношения в целом.


Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:

  • Выработку дифференцированных движений артикуляционного аппарата. Важно чтобы артикуляционные установки для ребенка были осознанными, поэтому необходимо не только показывать. Но и описывать каждый артикуляционный уклад, при воспроизведении звуков привлекая слуховой, зрительный и кинестический анализаторы.

  • Закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения , имеющихся в речи детей звуков, как правило гласные (А, О, У, И, Э, Я) и наиболее доступные согласные звуки (М, П, Т, К. Ф,В, Б, Д, Г ит.д.). это позволяет активизировать артикуляционный аппарат, создать условия спонтанного появления в речи детей отсутствующих звуков.

  • Постановку отсутствующих звуков у ребенка общепринятыми в логопедии методами. Последовательность постановки звуков зависит от того, какие конкретно звуки произносятся дефектно. Дифференциация звуков осуществляется с постепенным осложнением, одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звуков стимулирует правильное произношение.


Профилактика речевых нарушений

ЦЕЛЬ профилактической работы: Создание максимально благоприятных условий способствующих комплексному развитию ребенка, а в частности устной речи и предупреждению речевых нарушений, посредством проведения следующих мероприятий6

- первичная консультация логопеда с диагностикой уровня речевого развития ребенка, при необходимости;

- логопед знакомит родителей с требованиями к проведению артикуляционной гимнастики. Подбирает индивидуальный комплекс упражнений.


(Планирование и проведение консультаций осуществляется совместно с педагогами).


Логопедическая документация.

Правильное ведение логопедической документации необходимой для наблюдения за процессом коррекционной работы и оценки эффективности используемых приемов.

В течение учебного логопеда оформляет:

  • Речевые карты

  • Развернутые планы

  • Индивидуальные планы

  • Отчеты

  • Необходимые журналы

( В соответствии с Положением о логопункте)


Коррекционно-воспитательная работа

Строится с учетом психической деятельности детей по планам работы в зависимости от заключения: дислалия, ФФН, ОНР и другие




3.. Взаимодействие логопеда со специалистами.

Процесс развития речи многоаспектный и требует комплексного воздействия при коррекции речевых дефектов .

Успех коррекционно-педагогических мероприятий с детьми зависит от правильно организованного взаимодействия специалистов школы. Каждый из них решая свои задачи, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, высших психических функций и укрепление здоровья.

Логопед планирует и организует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело использовать личностно ориентированные формы общения с детьми.

(схема 3.1.)


hello_html_m365a3352.gifhello_html_m7e024834.gif











4. Организация взаимодействия логопеда с родителями.


В работах А.В. Запорожца, Л.И.Божович, М.И.Лисиной и многих других указывается на тот факт, что общение ребенка со взрослыми является основой его психического развития. Еще Л.С.Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье, где с первых дней рождения происходит полноценное развитие его личности, его социализация.

Работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, должна включать в се6бя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального учреждения и родителей, многие из которых часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь в данной ситуации. Проблема формирования коррекционно-логопедической компетентности родителей на современном этапе очень велика и актуальна.

Проблема социальной помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, не нашли пока широкого освещения в в научной и популярной литературе.

Тематику семинарских занятий с родителями можно определить следующим образом:

- общие закономерности нормативного речевого развития детей.

- развитие лексико-грамматического строя речи в процессе логопедической работы.

- фонематическое восприятие и звукопроизношение ребенка.

- особенности связной речи детей с нарушением интеллекта.

Также проводятся групповые и индивидуальные консультации для родителей по их запросам.

Цель взаимодействия логопеда и родителей6 единые подходы логокоррекционной работы с ребенком.

















5.Система мониторинга достижений детей на логопункте.


Логопедическое обследование ребенка направлено на выявление нарушений компонентов речевой системы, их характера, а также глубины и степени.

Задачи этапа диагностики:

  • Изучить условия воспитания и развития ребенка на основе беседы и анализа сопровождающих документов, сбор статистических данных;

  • Определить степень овладения компонентами языковой системы в соответствии с возрастными нормами речевого развития;

  • Консультивно-аналитическая беседа с родителями по вопросам анализа уровня развития устной речи и технологии коррекции имеющихся речевых нарушений;

  • Направление на обследование к узким специалистам другого профиля при необходимости уточнения структуры дефекта.



Требования к процедуре диагностики:

  • Каждый ребенок обследуется индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения;

  • Использование в полном объеме системного подхода и комплексности;

  • Схема обследования никогда не бывает самодостаточной и широко варьируется в зависимости от цели.


Можно выделить лишь основные направления обследования и те его этапы, без которых представление о речевом развитии ребенка будет недостаточным для его описания.

В качестве инструментария диагностики речевого развития детей используются: модифицированный пакет диагностических материалов по Т.Б.Филичевой, Г.Р.Чиркиной и тестовая методика диагностики устной речи Т.А.Фотековой. Эта диагностика предназначена для качественной и количественной оценки нарушения, получения анализа структуры дефекта и речевого профиля. В методике использованы пробы, предложенные Е.В.Лалаевой, Е.В.Мальцевой. Кроме этого исследовалось понимание сложных лексико-граматических отношений с использованием заданий, разработанных А.Р.Лурия. для оценки успешности выполнения задания используется балльная система.







Список литературы.

  1. Аксенова А.К. Методика обучению русскому языку в специальной (коррекционной) школе. М.: ВЛАДОС,2000.-223с.

  2. Бачина О.В. Вилочева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. М.:ТЦ Сфера, 2009.-64с.

  3. Боровцева Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.-64с.

  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция письменной и устной речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение.-271с.

  5. Журавель Н.И.Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. М.: ТЦ Сфера,2008.-64с.

  6. Жукова Н.С., Мастюкова М.Е., Филичева Т.Б. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.: Кн. Для логопедов. Екатеринбург.: АРД-АТД,1998.-320с.

  7. Зикеев А.Т. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М.: академия. 2000.-200с.

  8. Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. М.: просвещение, 1998.-144с.

  9. Кузьмина Е.В. бланковые методики в работе логопеда . М.: ТЦ Сфера, 2009.-64с.

  10. Лалаева Р.И. логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопедов. М.: ВЛАДОС, 1999.-224с.

  11. Мазаева Е.В. Коррекция дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М.: Гном иД. 2008.-128с.

  12. программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / сост. Г.В.Чиркина М.: Просвещение.2009.-272с.

  13. Садовникова Л.Н. Нарушения письменной речи и их преодолению у младших школьников. М.ВЛАДОС,1995.-264с.

  14. Филичева Т.Б Основы логопедии. М.: Просвещение, 1984.-223с.

















Краевое государственное образовательное учреждение

Специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида г.Алейска



Рассмотрено Утверждаю

На методическом совете Директор КГОУ

КГОУ специальная (коррек- специальная (коррекционная)

Ционная) школа-интернат школа-интернат г.Алейска

Г.Алейска __________Н.В.Рогашова

Протокол №_______ «_____»___________20____г.

«_____»_________200___г.




Программа

логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях логопункта (кабинета) специальной (коррекционной) школы-интерната

8 вида г.Алейска





Составлена на основе программ:

1.Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей / сост. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина.

2.Программа логопедической работы по преодолению ОНР У детей / сост. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина.

3.Программа логопедической работы с заикающимися детьми / С.А.Миронова .

4.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: ВЛАДОС,-1995г.

5.Ефименкова Л.Н. Коррекция письменной и устной речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение,-1991г.





Составитель: Мосина Наталья Анатольевна

Учитель-логопед 2 квалификационной категории




2011г.

программа логопедического сопровождения в школе-интернате 8 вида
  • Логопедия
Описание:

основные направления работы в школе - интернате по логопедическому сопровождению образовательного процесса учреждения.

мониторинг качества логопедического спрвождения детей с ОВЗ.

Специфика логопедической работы во вспомогательной школе обусловлена с одной стороны характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталых школьников, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой стороны особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.

Можно выделить следующие особенности логопедической работы во вспомогательной школе:

·        В связи с тем, что ведущим нарушением у умственно отсталых школьников является нарушение познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на на формирование мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Так при устранении нарушений звукопроизношения большое место отводиться дифференциации фонетически близких звуков.

·        С учетом характера нарушений речи логопедическая работа должна проводиться по речевой системе в целом: на разные стороны речи.

·        В процессе логопедической работы важно основываться на принципы поэтапного формирования умственных действий ( П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин). Это необходимо для того,  чтобы от нагляно-образного мышления перейти к организации действий во внутреннем плане. Формирование речи должно осуществляться последующим этапам: - материализация действий с опорой на наглядность, на вспомогательные средства (картинки, графические схемы и т.д.); - выполнение действий в речевом плане; -выполнение действий во внутреннем плане.

·        Особенностями логопедической работы в школе 8 вида является максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности. А также использование максимальной и разнообразной наглядности. 

Автор Мосина Наталья Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 3631
Номер материала 28912
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓