Главная / Начальные классы / Программа литературного кружка "Родное Прикамье" (5-6 классы)

Программа литературного кружка "Родное Прикамье" (5-6 классы)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В современных условиях эффективное преподавание литературы требует органичного сочетания всех форм и видов классных и внеклассных занятий, широкого развития самостоятельности учащихся. Внеклассная работа становится неотъемлемой частью творческого, углублённого изучения литературы.

На наш взгляд, наиболее современной, органичной и эффективной формой внеклассной работы по литературе является литературный кружок. Это добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию в области литературы, искусства, к развитию творческих способностей, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности.

Одной из форм работы, которая способствует всемерному повышению роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения, является литературное краеведение.

Актуальность программы литературного кружка « Родное Прикамье» заключается в том, что, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, она прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

Литературное краеведение - одно из эффективных средств патриотического, нравственного, эстетического воспитания учащихся, укрепления связи литературы с жизнью.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что позволяет реализовать творческий потенциал учащихся, становится стимулом для более глубокого постижения предмета. Она включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества писателей и поэтов Пермского края. Работа по данной программе помогает школьникам участвовать в поисковой деятельности (поиск материалов, определение групп и направлений по проекту, использование в работе сети Интернет, составление вопросов и т.д.), редактировать и оформлять материал для бесед и конференций, выполнять элементарные исследовательские работы ( чтение текста, анализ произведений, работа в группах по определённой проблеме), грамотно строить свою речь.

Рамки программы « Литературная гостиная» позволяют проводить встречи с писателями и поэтами местного уровня, литературные чтения, ставить спектакли, разрабатывать литературно-музыкальные композиции, активно участвовать в различных творческих конкурсах.

Необходимость такого курса очевидна, если учитывать явную недостаточность в типовых учебных программах регионального аспекта, объективное изменение характера современной культуры, в которой литература перестаёт играть исключительную роль, растущее влияние массовой культуры на подрастающее поколение.

На заседания кружка « Литературная гостиная» приглашаются родители, которые являются не только зрителями, но и участниками. Работа над ролью, костюмом, поиск материала происходит в тесном сотрудничестве с родителями.

Цель программы:

Создание необходимых условий для художественно-эстетического развития учащихся, для их творческой самореализации.

Задачи:

- Стимулирование интереса к духовному богатству России, Пермского края.

- Воспитание через поэтическое, художественное познание Родины патриотических чувств, эстетического идеала.

- Расширение литературного кругозора учащихся, формирование читательской потребности.

- Формирование исследовательских умений и навыков.

Программа модифицированая. В её основе лежит программа факультатива « Литературное краеведение», предложенная учителем гимназии №4 г. Пермь С.М.Ивановой.

Образовательная программа разработана с учётом развивающей методики В.Я.Коровиной « от упражнений к системе совершенствования речи учащихся», а также современных образовательных технологий:

1. Технология группового обучения (объединение детей в процессе работы по возрасту при изучении биографических материалов о писателях и поэтах, по степени владения техникой написания работ и редактирования, при оформлении проектов и во взаимообучении).

2. Игровые технологии позволяют сделать максимально непосредственным и доступным для школьников освоение литературной терминологии.

3. Проектные технологии позволяют активизировать работу детей: ребёнок имеет возможность принимать участие одновременно в нескольких проектах, а также может выбирать темы, которые ему наиболее близки. Использование технологии проектов способствует самоутверждению учащихся.

4. Необходимым условием является индивидуализация обучения и развития.

5. Компьютерные технологии расширяют круг технических возможностей детей при редактировании и оформлении работ.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 11- 12 лет (5-6 класс), 16-17 лет (10-11 класс). Срок реализации образовательной программы – 1год. Режим занятий каждой группы – 2 раза в неделю по 1,5 часа.

Определены три направления работы кружка:

- Исследовательская: подготовка сообщений, докладов, рефератов.

- Просветительская: выпуск газет-бюллетеней.

- Массовая: организация конкурсов, литературно-музыкальных праздников, викторин, передвижных книжных выставок.

Формы занятий:

Мини-лекции, практикумы, консультации, беседы, выразительное чтение, театральные инсценировки литературных произведений, литературные игры, литературно-музыкальные композиции, литературные вечера.

Способы проверки результатов освоения программы:

- Творческие проекты: самостоятельное написание сценариев для литературных праздников, работа в творческих группах (сценарная, оформительская).

- Игровые проекты: участие в театральных инсценировках клуба, самостоятельное создание «своей» роли (литературного персонажа или выдуманного героя).

- Информационные проекты: сбор материала о писателе, его жизни и творчестве, её анализ и обобщение фактов.

Результатом успешной деятельности обучающихся и эффективности данной образовательной программы является выступление учащихся с творческими отчетами: фольклорный праздник, литературный вечер – портрет, литературно – музыкальная гостиная.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Учащиеся должны знать:

1. Содержание изучаемых художественных произведений пермских авторов.

2. Основные факты из биографии писателей, тематическую направленность их творчества.

3. Минимум изобразительных средств, достаточный для самостоятельного осмысления и анализа произведений художественной литературы.

4. Место литературы родного края в современном литературном процессе России.

Учащиеся должны владеть:

1. Умением сознательного вдумчивого чтения произведений художественной литературы.

2. Основами (в соответствии с возрастными требованиями) семантико-стилистического анализа, направленного на раскрытие авторского замысла, воплощённого в образной системе произведений.)

3. Основами (в соответствии с возрастными требованиями) написания сценариев, праздников, литературно-музыкальных композиций, встреч.

4. Умением вести поисковую работу (в соответствии с возрастными требованиями)

5. Навыками высокой культуры речи.

6. Умением находить нужный материал в сети Интернет.


























Учебно – тематический план


Тема

Общее количество часов

Теория

Практика

Тема 1. Введение.


Занятие 1. Организация работы кружка (правила техники безопасности, выбор старосты, первичная диагностика).

Занятие 2. Знакомство с содержанием и структурой работы программы кружка

« Родное Прикамье».


8



2



2



2



2

Тема 2. Наш край в устном народном творчестве.


Занятие 3. Сказки народов Прикамья. Виды сказок. Сказки о животных.

Занятие 4. Волшебные сказки Пермского края.

Занятие 5. Бытовые сказки народов Прикамья.

Занятие 6. Малые формы детского фольклора.

Занятие 7. Народные песни Пермского края. Традиционные образы. Выразительные средства языка.

Занятие 8. Фольклорный праздник « Вечер легенд об осени».


15




1


1


1

1

1



3




1


1


1

1

1



2

Тема 3. Современная пермская литературная сказка.


Занятие 9. Сказки А.Зеленина, С.Силина.

Занятие 10. Сказки в стихах В.Н.Кузнецова.

Занятие 11. Поэтические переработки коми-пермяцких легенд. Творчество А.М.Домнина.

Занятие 12. Тема труда и народных праздников в литературных сказках Л.И. Кузьмина.

Занятие 13. Литературный вечер-портрет «Уроки жизни Л.Кузьмина».


25




1

1

1


2



3




3

3

3


6



2

Тема 4. « Человек и природа в творчестве пермских поэтов и писателей».


Занятие 14. Образ Урала в творчестве М.Осоргина.

Занятие 15. Сочинение о родной реке.

Занятие 16. Человек и природа в творчестве М.С.Гроссмана.

Занятие 17. Проблемы экологии в творчестве В.П.Астафьева.

Занятие 18. Образы животных в рассказах Б.С.Рябинина.

Занятие 19. Изображение природы в лирике Е.Ф.Трутневой.

Занятие 20. Изображение природы поэтами Соликамского района.

Занятие 21. Литературно-музыкальная композиция «Люблю тебя, мой край родной».


25




1


1

1


1


1


1


1


3




1


2

1


3


1


2


3


2

Тема 5. « Воздух детства и отчего дома».


Занятие 22. Фантастическое и реальное в повести-сказке И.П.Христолюбовой

« Топало».

Занятие 23. Образы детей и взрослых в произведении Л.И.Давыдычева « Лёлишна из третьего подъезда».

Занятие 24. Концепция детства в повестях В.П.Крапивина.

Занятие 25. Литературная гостиная « В гостях у литературных героев» (по произведениям Л.Давыдычева, В.Крапивина).


Тема 6. Великая Отечественная война в произведениях пермских писателей.


Занятие 26. Пермские поэты о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.

Занятие 27. Литературно-музыкальная композиция « Поклонимся великим тем годам».


Занятие 28. Творческий отчёт литературного кружка.

25














10












2



2



2


3







1


2




3



4



5



5


2







1


1




2



Итого: 108 часов.

Содержание программы


Тема № 1. Введение - 8 ч.

Знакомство с содержанием работы и структурой кружка « Родное Прикамье».


Тема № 2. « Наш край в устном народном творчестве» - 15 ч.

Сказки народов Прикамья. Виды сказок.

Сказки о животных: « Хитрый козёл», « Волк-лекарь», « Ласточка и комар», « Волк и козлёнок», « Петух с лисой» ( по выбору). Окружающий мир в народных сказках; мораль сказки; особенности языка.

Волшебные сказки: « Про царевича Петра и волшебного коня», « Топор-саморуб». Традиционные черты волшебной сказки, волшебные герои и волшебные события.

Бытовые сказки: « Хитрый солдат», « Жена ленивая», « Друг», « Кисель». Характеры героев. Элементы волшебной сказки и сказки о животных; поучительный смысл сказки.

Фольклор малых форм. Детский фольклор.

Колыбельные песни, считалки, насказульки, пословицы и поговорки. Особенности строения произведения. Народная мудрость пословиц и поговорок. Меткость и точность языка.

Народные песни Прикамья.

Игровые, святочные, масленичные песни, свадебные песни, хоровые песни девушек, величальные песни, бытовые песни. Обряды. Лиризм; прикамская « прописка»; традиционные для народного творчества образы и выразительные средства языка; функции песен в быту народа.


Тема № 3. «Современная пермская литературная сказка» - 25 ч.

А. Зеленин « Про медведя и лису», « Кто в лесу хозяин», « Как медведь летать научился»; С. Силин « Бабушка с пирогами», « Загадочный разговор». Герои сказок.

Сказки в стихах.

В. Н. Кузнецов. « Базар». Звукоподражание, галерея портретов.

А. М. Домнин.

« Сказание о Кудым-Оше и Пере-охотнике». Поэтические переработки коми-пермяцких легенд, связь с фольклором.

Л. И. Кузьмин.

Сказки в стихах. Образы классических книг, новые истории из жизни знакомых персонажей. Тема труда и народных праздников на земле-кормилице. Рассказы « Бабушкины блины», « Самый счастливый день масленицы», «Тёплый благовест», « Золотые острова». Рассказ-притча « Счастье».


Тема № 4. « Человек и природа в произведениях пермских поэтов и писателей» - 25 ч.

М. А. Осоргин.

« Егошиха». Принцип контраста в основе композиции рассказа; роль оценочной лексики; образ речки Егошихи; отношение автора к родному краю. « Кама». Приёмы создания образа реки; взаимоотношения героя и реки; образ Урала, подробности и приметы уральского детства.

М. С. Гроссман.

« Птица-радость: рассказы о голубиной охоте». Любовь человека к природе.

В. П. Астафьев.

« Стародуб», « Еловая ветка», « Зорькина песня». Слияние природы и человека; природа как жизнь, красота, любовь, вдохновение.

Б. С. Рябинин.

« По следу», « Рассказы о потерянном друге», « Друг, потерянный тобой». Взаимоотношения человека и собаки, способы создания образов, авторская позиция.

Е. Ф. Трутнева.

Лирика. Оптимизм. Бережное отношение ко всему живому, романтическое восприятие мира, доброта и непосредственность; изображение природы и труда людей.

Поэты Соликамского района.

Соликамский литературный клуб « Лира». Н. Бадрызлов, Л. Якобчук, Н.Селянинова. Изображение природы родного края.


Тема № 5. « Воздух детства и отчего дома» - 25 ч.

И. П. Христолюбова.

« Колокольчики мои», «Загадочная личность». Лиричность и юмор, поэтичность образов. « Топало». Фантастическое и реальное в повести-сказке. Взаимоотношения людей.

Л. И. Давыдычев.

« Лёлишна из третьего подъезда». Жанр книги -циркового представления: роль заглавий как объявлений конферансье; элементы композиции: парад участников, завязка, развитие действия, репризы и т.д. Образы детей и взрослых. Взаимоотношения героев.

В. П. Крапивин.

« Та сторона, где ветер», « Мальчик со шпагой». Авторская концепция детства как поры радости открытия мира, ребячьей дружбы, сказочного видения мира. Мир романтических идеалов. Изображение мира с точки зрения ребёнка. Взволнованный, приподнятый тон повествователя-взрослого.


Тема № 6. « Великая Отечественная война в произведениях пермских поэтов» - 10 ч.

Пермские поэты о подвиге народа в Великой Отечественной войне.

В. Радкевич, А. Домнин, Н. Домовитов, А. Решетов. Жизнь и деятельность, военная тематика их творчества.








Список литературы для учащихся:

1. Легенды, предания, бывальщины. – М., 1989.

2. Обрядовая поэзия. – М., 1989.

3. Родное Прикамье. Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 5-6 классов средних школ Пермской области. Автор-составитель Д.А.Краснопёров. – Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 1994.

4.Родное Прикамье: Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 7-9 классов средних школ Пермской области. Автор-составитель Краснопёров Д.А. – Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 1997.

5. Сказано-связано: Пословицы и поговорки Прикамья.- Пермь, 1988.

6. Энциклопедический словарь. Славянская мифология. М.:ЭЛЛИС ЛАК, 2000.


Список литературы для учителя:


1. Емельянов Л. Следы отзвучавших поэм: Рецензия на сборник И.В.Зырянова «Чердынская свадьба». Знамя, 1980, № 8.

2. Зырянов И.В. Камская вольница: исторический фольклор Прикамья. – Пермь, 1977.

3. История Урала. Т. 1. – Пермь, 1976.

4. Литература Урала. Очерки и портреты. Книга для учителя. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, изд-во Дома учителя, 1998.

5. Литературное краеведение в школе: Сборник статей. Под ред. В.И. Шенкман. – Пермь, Изд-во ПОИПКРО, 2002.

6. Ожегова М.Н. Исторические основы преданий о Пере-богатыре. Фольклор и литература Урала. Вып. 1. – Пермь, 1971.

7. Фольклор и литература Прикамья. – Пермь, 1976.





















Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №28







Программа литературного кружка «Родное Прикамье»







Баженова Лариса Александровна,

учитель начальных классов




















г. Березники, 2011

Программа литературного кружка "Родное Прикамье" (5-6 классы)
  • Начальные классы
Описание:

В настоящее время, когда дети на любят читать, ведениелитературного кружка очень актуально.

Литературный кружок эффетивно расширяет и обобщает знания школьников о родных местах.Прививает уважение к истории и культуре родного края. На занятиях дети раскрываются по=новому.Многие приносят свои стихи , зарисовки, сочинения.Не всегда на уроках можно рассмотреть творческийпотенциал обучающихся.

Литературный кружок не только расширяет общие знания ,но и повышает самооценкуребенка.

Данная программа расчитана на 5-6 классы и 10-11классы.

Автор Курдюк Надежда Георгиевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 1102
Номер материала 17970
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓