Пояснительная записка.
Проблема
воспитания новых поколений россиян с каждым годом звучит всё острее. В иерархии
ценностных ориентаций сегодня национальная гордость за свою страну,
государство, гордость за свою малую Родину, семью, уважение к прошлому, настоящему,
вера в будущее России, то есть всё то, что входит в понятие «патриотизм»,
находятся далеко не на первом месте. Более того, само слово «патриотизм»
постепенно вымывается из нашего словаря. Мы вспоминаем об этом лишь от случая к
случаю – 23 февраля, 9 мая, 12 июня, 22 июня…
Какой же главный
секрет патриотического воспитания?
Гражданский
патриотизм начинается с осознания своих истоков, любви к своей малой родине, желания
помочь близким.
Энергетика
патриотизма – главный ресурс развития России. Передать эту энергетику может
только патриот. «От сердца к сердцу дойдет», учили наши предки. Реализация
программы школьной досуговой площадки с дневным пребыванием « Путешествие по КРАТУСу»
(Краеведение, туризм спасение) туристско-краеведческой направленности
приучает детей любить свою малую Родину и, вместе с тем, быть настоящим
гражданином своего государства.
Основная идея
программы: данная
программа предусматривает участие детей в краеведческих мероприятиях,
связанных с изучением истории и природы родного края, а также получения
навыков безопасности. Она дает возможность обучающимся проявить себя в
различных видах деятельности, расширить свой кругозор, усовершенствовать себя
физически, получить некоторые практические навыки, которые пригодятся детям в
дальнейшей жизни и учебе. Программа досуговой площадки поможет каждому ребенку
найти место в коллективе, самореализоваться, развить свой физический и
творческий потенциал.
Актуальность
программы
заключается в необходимости воспитания в детях чувства патриотизма и
совершенствования своего физического потенциала средствами краеведения и
изучения правил безопасного поведения. Дни школьных каникул должны стать
периодом интеллектуального, духовного и физического обогащения через познание
памятников культуры родных мест, богатства души населяющих его людей, посещение
музеев и сохранения и укрепления здоровья.
Новизна
программы
заключается в том, что за короткий промежуток времени дети знакомятся не только
с традициями и историей родного края, но и принимают активное участие в
реконструкции и сохранении исторических памятников, формировании навыков
безопасного поведения и укрепления здоровья. Во время экспедиций дети учатся
жить в коллективе, общению не только со своими сверстниками, но и людьми
старшего поколения.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е.
реализуется в течение I лагерной смены с 9 июня 2014
г. по 03 июля 2014 г.
Основной состав лагеря – это обучающиеся МКОУ «Святославская СОШ» в возрасте 14 -17
лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных,
неполных семей, семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, из семей,
имеющих родителей-пенсионеров, опекунов. Деятельность воспитанников во время
лагерной смены осуществляется в отряде численностью 15 человек, где собраны дети
разного возраста.
Программа разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:
– Конвенцией ООН о правах ребенка;
– Конституцией РФ;
– Законом РФ «Об образовании»;
– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
– Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г.
№ 197-Ф3;
– Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ
«О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от
09.01.96 г. № 2-ФЗ;
– Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным
пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от
13.07.2001 г. № 2688.
Концепция
программы.
При создании
концепции программы досуговой площадки «Путешествие по КРАТУСу» преследовались следующие
идеи:
- Идея развития. Основной
смысл педагогического процесса – развитие ученика, его творческой
индивидуальности в воспитательном процессе.
- Идея творчества. Творчество
рассматривается как универсальный механизм личности, обеспечивающий её
вхождение в мир культуры и освоение способа существования в современном мире.
Для реализации этой идеи в лагере создается атмосфера, стимулирующая всех
субъектов к творчеству. Творчество пронизывает их жизнедеятельность.
- Идея сотрудничества основана
на партнёрских отношениях ребёнка, посещающего лагерь и педагогов, работающих в
данном лагере.
- Идея открытости. Идея
открытости заключается в том, что не ребёнок адаптируется к имеющимся условиям,
а условия проектируются с адаптацией на ребёнка.
Цель, которую
ставят перед собой организаторы досуговой площадки: создание оптимальных условий,
обеспечивающих полноценный отдых и оздоровление детей в каникулярный период,
нравственно – эстетическое обогащение личности каждого ребенка и
максимальное развитие творческих способностей.
Задачи программы:
-создание условий для организованного отдыха детей;
- развить познавательный интерес,
потребность в познании культурно-исторических ценностей;
- привлечь учащихся к работе по
возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных
ценностей, накопленных поколениями;
-
формировать гражданско-патриотическое сознание, развивать чувство
сопричастности судьбам Отечества, формировать нравственную позицию;
-формирование умений краеведческих исследований в
процессе экскурсионной деятельности;
- привитие навыков здорового образа жизни, укрепление
здоровья;
- содействие полноценному физическому и психическому
развитию;
-формирование культуры поведения, санитарно-гигиенической
культуры;
-формирование у школьников навыков общения и
толерантности;
-формирование навыков самоуправления.
Программа
летней досуговой площадки основывается на пяти принципах.
1. Личностный подход в воспитании:
-
признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
- добровольность включения детей в ту или иную деятельность;
2. Природосообразность воспитания:
- обязательный учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
3. Культуросообразность воспитания:
- опора в воспитании на культурные литературные национальные особенности;
- изучение и освоение литературной культуры;
4. Гуманизация межличностных отношений:
- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- самоуправление в сфере досуга;
- создание ситуаций успеха;
- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения, формирование
чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
5. Дифференциация воспитания:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими
особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида
деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в
рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех
видах деятельности.
Механизм реализации программы.
Реализация данной программы осуществляется в трех этапах.
Этап
|
Цель
|
Сроки
прохождения этапа
|
Деятельность
на данном этапе.
|
Подготовительный
|
Подготовка
педагогического коллектива к реализации программы
|
Апрель,
май.
|
1.Изучение нормативных документов.
2.Создание нормативной базы.
3.Подбор методической литературы
4.Разработка программы.
5.Подбор кадров для работы досуговой
площадки.
6.Подготовка помещений.
7.Составление сметы.
|
Организационный
|
Формирование
отряда и структуры самоуправления
|
Июнь,
первый день досуговой площадки.
|
1.Запуск программы.
2.Формирование отряда.
3.Знакомство с
правилами
жизнедеятельности лагеря.
4.Создание структуры самоуправления.
|
Основной
|
Реализация
программы
|
С 9
июня по 3 июля
|
1.Реализация основной идеи смены.
2.Вовлечение детей и подростков в различные
виды коллективно - творческих дел.
|
Заключительный
|
Подведение
итогов по итогам реализации программы
|
Последний
день досуговой площадки.
|
1.Подведение итогов, анализ работы лагеря
2.Обобщение методических материалов
3.Разработка рекомендаций
|
Отличительной
особенностью программы является то, что она состоит из двух блоков с равным количеством
отведенного времени. Первый блок, посвящен краеведению, второй – туризму и безопасности.
Реализация программы будет осуществляться последовательно. В случае плохих
погодных условий, когда выезд в экспедицию невозможен, допустима
взаимозаменяемость.
Педагогическая
целесообразность. Воспитание гражданских, патриотических качеств подрастающего поколения –
одна их актуальнейших проблем современности. Детям необходимо знать историю
своей малой родины, беречь и преувеличивать духовный потенциал родного края,
сохранить славные страницы истории следующим поколениям. Воспитательные возможности
досуговой площадки создают благоприятные условия для расширения знаний детей в
различных областях, в том числе и истории родного района. Программа «Путешествие
по КРАТУСу» призвана научить детей относиться с трепетом к прошлому и
настоящему родного края, к историческим памятникам, памятникам природы,
традициям и обычаям малой Родины, кроме этого данная программа позволяет
пропагандировать здоровый образ жизни, прививать санитарно-гигиенические
навыки. Реализация программы дает возможность знакомства с основами начальной
военной подготовки, правилами пожарной безопасности, правилами дорожного
движения, правилами поведения в общественных местах. Обучение туристским
навыкам, навыкам оказания первой медицинской помощи в различных ситуациях.
Игровая модель
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и
любознательности.
В.А. Сухомлинский
Смена досуговой
площадки будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Путешествие по
КРАТУСУ».
Игровая
легенда.
Жители острова КРАТУС обеспокоены проблемой сохранения истории своего
маленького государства. Большое значение для них имеет возможность сохранить и
передать историческое наследие своим потомкам. Вот однажды к берегу их острова
прибило бутылку с посланием, в которой было сказано, что на их острове в самой
его глуши есть заброшенный памятник, о котором они никогда не знали. Для того,
чтобы увидеть этот памятник, узнать историю его происхождения, они
разворачивают исследовательскую экспедицию, состоящую из кратусян-исследователей,
краеведов, спасателей и реконструкторов. Данная экспедиция полна приключений и
опасностей, чтобы она прошла успешно, кратусянам нужно овладеть туристическими
навыками и навыками безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях. В
ходе экспедиции, на основе изучения периодических и архивных материалов,
кратусяне - краеведы узнают историю возникновения данного памятника,
реконструкторы реконструируют его.
Таким образом, игра становится фактором социального развития, даёт
большие возможности для формирования позитивной направленности личности
ребёнка:
- творческий поиск и талант;
- нестандартное решение проблем;
- дружные и сплочённые отношения в отряде;
- активная позиция в игре;
- ответственные действия и поступки и др.
Участники игры: дети, воспитатели, администрация лагеря.
Система стимулирования успешности и личностного роста.
По итогам дня на общем сборе участников экспедиции будут вручаться монеты
«Кратусянки».
Золотые монеты – за активное участие и соблюдение дисциплины и распорядка
дня.
Медные монеты – за нарушение дисциплины и распорядка дня.
Ступени рост
В конце смены самые
активные кратусяне получат свидетельства «Кратусян – мастеров», мене активные
кратусяне получат свидетельства уровня, которого они достигли. При выдачи
свидетельств будут учитываться два показателя – успехи в краеведческой работе и
знание навыков безопасного поведения.
Методы и
формы, технологии воспитания в условиях досуговой площадки.
Ведущая технология программы – игровая.
Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД
(творчество, активность, действие) и другие. Эти технологии обеспечат
достижение поставленных организационных и методических целей.
Формы организации деятельности
|
Массовые
|
Групповые
|
Индивидуальные
|
Краеведческие экспедиции.
Лекции.
Экскурсии.
Спортивные соревнования.
|
Групповая работа.
Беседы.
|
Индивидуальные беседы, тренинги.
|
Методы:
1. Информационно – репродуктивный;
2.Объяснительно – репродуктивный;
3.Самоуправление познавательной
деятельностью;
4.Стимулирующий;
5.Творческое задание;
6.Поощрение.
Участники программы
1.
Участниками
программы являются дети и подростки 14-17 лет.
2.
Педагогические
и медицинские работники.
3.
Зачисление
детей в отряд производится в соответствии с заявлениями родителей или лиц, их
заменяющих, на основании приказа по школе.
4. Комплектование
педагогическими, медицинскими кадрами, обслуживающим персоналом осуществляет
директор школы совместно с начальником лагеря.
Работники
отряда несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах,
возложенных на них обязанностей.
Методическое
обеспечение
· Программа летней досуговой площадки
«Путешествие по КРАТУСУ»;
· Методические материалы по проведению
мероприятий;
· Разработки сценариев мероприятий;
· Положение о лагере с дневным
пребыванием;
· Правила
внутреннего распорядка лагеря;
· Инструкции по
технике безопасности.
Информационное
обеспечение осуществляет пресс – центр лагеря.
Материально-техническое
обеспечение.
Наименование
|
Применение
|
Музей
|
Работа с фондами музея
|
Кабинет
|
Отрядное место, уголок безопасности (пожарной, безопасного поведения
в социуме), информационное окно жизни лагеря.
|
Спортивная площадка
|
Проведение общелагерной утренней зарядки, общелагерных игр,
спартакиады. Спортивные состязания, игры на свежем воздухе.
|
Библиотека
|
Литература для педагогов и детей лагеря.
|
Столовая
|
Завтрак, обед
|
Комната детской организации
|
Творческая мастерская воспитателей, руководителей детских творческих
объединений.
|
Финансирование
досуговой площадки осуществляется за счёт средств муниципального бюджета, выделяемые на
летние досуговые площадки. Экспедиции осуществляются за счёт финансовой
поддержки Администрации Святославской сельской территории и Администрации
Ижморского муниципального района.
Распорядок дня
10. 00 - 10.15
|
Сбор лагеря.
Инструктажи.
|
10.15 – 11.30.
|
Мероприятия по календарному плану работы.
|
11.30. – 11.45.
|
Обед
|
11.45 – 12.45.
|
Продолжение
мероприятий по календарному плану работы.
|
12.45. – 13.00
|
Подведение итогов
дня. Уход домой.
|
Календарный план работы
День
|
Тема
|
Название мероприятия
|
Ответственный
|
День первый 9.06
|
Знакомство с островом «КРАТУС».
|
1. Приём детей,
оформление документов. Создание структуры самоуправления. Знакомство с
техникой безопасности и правилами внутреннего распорядка досуговой площадки.
2. Праздник
«Сказочный калейдоскоп»
|
Наруто О.А.
Беленков М.В.
СДК.
|
День второй 10.06
|
Чтобы понять настоящее, загляни в прошлое.
|
1. Слайд-лекторий «Основные вехи истории родного села»
2. Экскурсия в школьный музей «Святославка – село революционное»
3. Экскурсия к памятнику, погибши в Гражданской войне.
|
Наруто О.А.
|
День третий 11.06
|
Рекогносцировка
на острове.
|
1. Краеведческая
экспедиция к месту расположения памятника участникам Гражданской войны с
целью изучения его состояния.
2. «Родина моя – Россия» игра, знатоков русской истории, посвященная
Дню независимости.
|
Беленков М.В.
Наруто О.А.
|
День четвертый 13.06
|
Реставрация – дело важное.
|
1. Краеведческая
экспедиция к месту расположения памятника участникам Гражданской войны.
2. Подготовка исторического памятника к восстановительным работам
(Снятие старой штукатурки, удаление обветшавших частей памятника, уборка
мусора).
|
Наруто О.А.
Беленков М.В.
|
День пятый 16.06
|
1. Краеведческая
экспедиция к месту расположения памятника участникам Гражданской войны.
2. Продолжение реставрационных работ (Оштукатуривание памятника)
|
Наруто О.А.
Беленков М.В.
|
День шестой 17..06.
|
1. Краеведческая
экспедиция к месту расположения памятника участникам Гражданской войны.
2. Продолжение реставрационных работ (Побелка памятника, покраска
Красной звезды и ее установка)
|
Наруто О.А.
Беленков М.В.
|
День седьмой 18.06
|
Реставрация – дело важное.
|
1. Краеведческая
экспедиция к месту расположения памятника участникам Гражданской войны.
2. Завершение реставрационных работ (огораживание памятника и побелка
ограждения)
|
Наруто О.А.
Беленков М.В.
|
День восьмой 19.06.
|
Вспомним всех поименно.
|
1. Изготовление
мемориально-информационной таблички с перечислением погибших во время войны и
краткой историей Гражданской войны.
2. Краеведческая
экспедиция к месту расположения памятника для установки
мемориально-информационной таблички.
|
Наруто О.А.
Беленков М.В.
|
День девятый 20.06
|
О нас пусть знают все.
|
1. Изготовление и
установка информационного указателя на дорожном участке Святославка-Островка.
2. Слайд-лекторий
«Оружие Гражданской войны».
Изготовление
деревянных макетов.
|
Наруто О.А.
Беленков М.В.
|
День десятый 23.06.
|
Школа Айболита.
|
1. Маршрут «Памяти
павших…». Возложение цветов к памятникам защитников Родины в годы Великой.
2. Правила ПМП и её
значение; ПМП при ссадинах и ранах; ПМП при кровотечениях.
|
Наруто О.А.
Беленков М.В.
|
День одиннадцатый 24.06
|
1. ПМП при ушибах,
вывихах и переломах; ПМП при ожогах, поражении электрическим током и молнией.
2. ПМП при обморожении
отморожении; ПМП при утоплении; ПМП при солнечном и тепловом ударе.
|
Беленков М.В.
Наруто О.А.
Слижикова Е.Д.
|
День двенадцатый 25.06
|
Школа Аркадия Паровозова.
|
1. Причины
возникновения пожаров; действия при пожаре; первичные средства пожаротушения
и правила их применения.
2. Условия
возникновения пожаров и взрывов, и их последствия; классификация и
характеристика пожаров; меры предупреждения пожаров.
|
Беленков М.В.
Наруто О.А.
|
День тринадцатый 2.6.06
|
1. Тестирование по
изученному материалу; практическое занятие по применению первичных средств
пожаротушения.
2. Практическое
занятие по применению экипировки пожарного и развёртыванию пожарног «рукава»
|
Беленков М.В.
Наруто О.А.
|
День четырнадцатый 27.06
|
Дорожная азбука (ПДД)
|
1. Путешествие в страну
ПДД; решение тестовых заданий по ПДД;
2. Изучение
изменений, подготовка и зачет по ПДД; игра «Школа сфетофорных наук»
|
Беленков М.В.
Наруто О.А.
|
День пятнадцатый 30.06
|
1. Водитель,
пешеход, пассажир их права и обязанности;
2. Конкурс
практикум «Безопасное колесо» (вождение велосипеда, ремонт)
|
Беленков М.В.
Наруто О.А.
|
День шестнадцатый 1.07
|
Юный турист
|
1. Виды туризма и
их особенности.
2. Индивидуальное и
групповое снаряжение.
|
Беленков М.В.
Наруто О.А.
|
День семнадцатый 2.07
|
1. Выбор места и
разбивка бивуака; меры безопасности в пути и на месте стоянки.
2. Практическое
занятие по применению туристских умений и навыков.
|
Беленков М.В.
Наруто О.А.
|
День восемнадцатый 3.07
|
Доброму – добрая память.
|
1. Интеллектуально-военизированная
игра «Белые и Красные».
2. Торжественное
закрытие лагеря «Мы не прощаемся, а говорим досвидания»
|
Беленков М.В.
Наруто О.А.
|
Ожидаемы результаты.
В ходе реализации данной программы
ожидается:
- расширение и
приумножение знаний детей о культурно-исторических ценностях малой Родины;
- укрепление физических и
психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских
качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской
самостоятельности и самодеятельности;
- получение участниками смены
умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой
деятельности, социальной активности;
- развитие коммуникативных
способностей и толерантности;
- повышение творческой активности
детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность;
- приобретение новых знаний и умений
в результате познавательных мероприятий (экскурсий, конкурсов, практических
занятий);
- повышение общей и духовной
культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм;
- личностный рост участников смены.
- укрепление связей между
разновозрастными группами детей.
Список литературы
1. Аксельрод,
Ф.Ю. Методическое пособие по оказанию ПМП Скорее «Скорой» - М.: Медецина,
1990.
2. Губина, Е. А. Летний
оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).- Волгоград: Учитель, 2006.
3. Гузенко, А. П. Как сделать
отдых детей незабываемым праздником - Волгоград: Учитель, 2007.
4. Дивиньи,
Д. Книга выживания для школьного психолога, учителя, воспитателя, родителя –
СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.
5. Классные
часы в средней школе CD – Волгоград:
Учитель, 2010.
6. Коган,
М.С. С игрой круглый год – М.: Сибирское университетское издательство, 2009.
7. Кулинич,
Г.Г. Школьный клуб сценариев мероприятий и праздников 5-11 классы – М.: ВАКО,
2007.
8. Мартынов,
С.М. Методическое пособие для обучающихся медико-санитарного кружка Знай и умей
– М.: Медицина, 1989.
9. Плужникова,
О.А. Любимые праздники нашего класса – Ярославль: Академия развития, 2008.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.