Главная / Классному руководителю / Программа летней досуговой площадки "Путешествие по КРАТУСу"

Программа летней досуговой площадки "Путешествие по КРАТУСу"

17


Пояснительная записка.

Проблема воспитания новых поколений россиян с каждым годом звучит всё острее. В иерархии ценностных ориентаций сегодня национальная гордость за свою страну, государство, гордость за свою малую Родину, семью, уважение к прошлому, настоящему, вера в будущее России, то есть всё то, что входит в понятие «патриотизм», находятся далеко не на первом месте. Более того, само слово «патриотизм» постепенно вымывается из нашего словаря. Мы вспоминаем об этом лишь от случая к случаю – 23 февраля, 9 мая, 12 июня, 22 июня…

Какой же главный секрет патриотического воспитания?

Гражданский патриотизм начинается с осознания своих истоков, любви к своей малой родине, желания помочь близким.

Энергетика патриотизма – главный ресурс развития России. Передать эту энергетику может только патриот. «От сердца к сердцу дойдет», учили наши предки. Реализация программы школьной досуговой площадки с дневным пребыванием « Путешествие по КРАТУСу» (Краеведение, туризм спасение) туристско-краеведческой направленности приучает детей любить свою малую Родину и, вместе с тем, быть настоящим гражданином своего государства.

Основная идея программы: данная программа предусматривает участие детей в краеведческих мероприятиях, связанных с изучением истории и природы родного края, а также получения навыков безопасности. Она дает возможность обучающимся проявить себя в различных видах деятельности, расширить свой кругозор, усовершенствовать себя физически, получить некоторые практические навыки, которые пригодятся детям в дальнейшей жизни и учебе. Программа досуговой площадки поможет каждому ребенку найти место в коллективе, самореализоваться, развить свой физический и творческий потенциал.

Актуальность программы заключается в необходимости воспитания в детях чувства патриотизма и совершенствования своего физического потенциала средствами краеведения и изучения правил безопасного поведения. Дни школьных каникул должны стать периодом интеллектуального, духовного и физического обогащения через познание памятников культуры родных мест, богатства души населяющих его людей, посещение музеев и сохранения и укрепления здоровья.

Новизна программы заключается в том, что за короткий промежуток времени дети знакомятся не только с традициями и историей родного края, но и принимают активное участие в реконструкции и сохранении исторических памятников, формировании навыков безопасного поведения и укрепления здоровья. Во время экспедиций дети учатся жить в коллективе, общению не только со своими сверстниками, но и людьми старшего поколения.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение I лагерной смены с 9 июня 2014 г. по 03 июля 2014 г.

Основной состав лагеря – это обучающиеся МКОУ «Святославская СОШ» в возрасте 14 -17 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, опекунов. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в отряде численностью 15 человек, где собраны дети разного возраста.

Программа разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:

– Конвенцией ООН о правах ребенка;

Конституцией РФ;

– Законом РФ «Об образовании»;

– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

– Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;

– Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

– Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.

Концепция программы.

При создании концепции программы досуговой площадки «Путешествие по КРАТУСу» преследовались следующие идеи:

- Идея развития. Основной смысл педагогического процесса – развитие ученика, его творческой индивидуальности в воспитательном процессе.

- Идея творчества. Творчество рассматривается как универсальный механизм личности, обеспечивающий её вхождение в мир культуры и освоение способа существования в современном мире. Для реализации этой идеи в лагере создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов к творчеству. Творчество пронизывает их жизнедеятельность.

- Идея сотрудничества основана на партнёрских отношениях ребёнка, посещающего лагерь и педагогов, работающих в данном лагере.

- Идея открытости. Идея открытости заключается в том, что не ребёнок адаптируется к имеющимся условиям, а условия проектируются с адаптацией на ребёнка.

Цель, которую ставят перед собой организаторы досуговой площадки: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых и оздоровление детей в каникулярный период, нравственно – эстетическое обогащение личности каждого ребенка и максимальное развитие творческих способностей.

Задачи программы:

-создание условий для организованного отдыха детей;

- развить познавательный интерес, потребность в познании культурно-исторических ценностей;

- привлечь учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями;

- формировать гражданско-патриотическое сознание, развивать чувство сопричастности судьбам Отечества, формировать нравственную позицию;

-формирование умений краеведческих исследований в процессе экскурсионной деятельности;

- привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья;

- содействие полноценному физическому и психическому развитию;

-формирование культуры поведения, санитарно-гигиенической культуры;

-формирование у школьников навыков общения и толерантности;

-формирование навыков самоуправления.

Программа летней досуговой площадки основывается на пяти принципах.

1. Личностный подход в воспитании:
- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
- добровольность включения детей в ту или иную деятельность;
2. Природосообразность воспитания:
- обязательный учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
3. Культуросообразность воспитания:
- опора в воспитании на культурные литературные национальные особенности;
- изучение и освоение литературной культуры;
4. Гуманизация межличностных отношений:
- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- самоуправление в сфере досуга;
- создание ситуаций успеха;
- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения, формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
5. Дифференциация воспитания:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности.

Механизм реализации программы.

Реализация данной программы осуществляется в трех этапах.

Этап

Цель

Сроки прохождения этапа

Деятельность на данном этапе.

Подготовительный

Подготовка педагогического коллектива к реализации программы

Апрель, май.

1.Изучение нормативных документов.

2.Создание нормативной базы.

3.Подбор методической литературы

4.Разработка программы.

5.Подбор кадров для работы досуговой площадки.

6.Подготовка помещений.

7.Составление сметы.




Организационный

Формирование отряда и структуры самоуправления

Июнь, первый день досуговой площадки.

1.Запуск программы.

2.Формирование отряда.

3.Знакомство с

правилами

жизнедеятельности лагеря.

4.Создание структуры самоуправления.


Основной

Реализация программы

С 9 июня по 3 июля

1.Реализация основной идеи смены.

2.Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел.


Заключительный

Подведение итогов по итогам реализации программы

Последний день досуговой площадки.

1.Подведение итогов, анализ работы лагеря

2.Обобщение методических материалов

3.Разработка рекомендаций



Отличительной особенностью программы является то, что она состоит из двух блоков с равным количеством отведенного времени. Первый блок, посвящен краеведению, второй – туризму и безопасности. Реализация программы будет осуществляться последовательно. В случае плохих погодных условий, когда выезд в экспедицию невозможен, допустима взаимозаменяемость.

Педагогическая целесообразность. Воспитание гражданских, патриотических качеств подрастающего поколения – одна их актуальнейших проблем современности. Детям необходимо знать историю своей малой родины, беречь и преувеличивать духовный потенциал родного края, сохранить славные страницы истории следующим поколениям. Воспитательные возможности досуговой площадки создают благоприятные условия для расширения знаний детей в различных областях, в том числе и истории родного района. Программа «Путешествие по КРАТУСу» призвана научить детей относиться с трепетом к прошлому и настоящему родного края, к историческим памятникам, памятникам природы, традициям и обычаям малой Родины, кроме этого данная программа позволяет пропагандировать здоровый образ жизни, прививать санитарно-гигиенические навыки. Реализация программы дает возможность знакомства с основами начальной военной подготовки, правилами пожарной безопасности, правилами дорожного движения, правилами поведения в общественных местах. Обучение туристским навыкам, навыкам оказания первой медицинской помощи в различных ситуациях.

Игровая модель


Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

Смена досуговой площадки будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Путешествие по КРАТУСУ».



Игровая легенда.

Жители острова КРАТУС обеспокоены проблемой сохранения истории своего маленького государства. Большое значение для них имеет возможность сохранить и передать историческое наследие своим потомкам. Вот однажды к берегу их острова прибило бутылку с посланием, в которой было сказано, что на их острове в самой его глуши есть заброшенный памятник, о котором они никогда не знали. Для того, чтобы увидеть этот памятник, узнать историю его происхождения, они разворачивают исследовательскую экспедицию, состоящую из кратусян-исследователей, краеведов, спасателей и реконструкторов. Данная экспедиция полна приключений и опасностей, чтобы она прошла успешно, кратусянам нужно овладеть туристическими навыками и навыками безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях. В ходе экспедиции, на основе изучения периодических и архивных материалов, кратусяне - краеведы узнают историю возникновения данного памятника, реконструкторы реконструируют его.

Таким образом, игра становится фактором социального развития, даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка:

- творческий поиск и талант;

- нестандартное решение проблем;

- дружные и сплочённые отношения в отряде;

- активная позиция в игре;

- ответственные действия и поступки и др.

Участники игры: дети, воспитатели, администрация лагеря.

Система стимулирования успешности и личностного роста.

По итогам дня на общем сборе участников экспедиции будут вручаться монеты «Кратусянки».

Золотые монеты – за активное участие и соблюдение дисциплины и распорядка дня.

Медные монеты – за нарушение дисциплины и распорядка дня.

Ступени ростhello_html_26406be0.gif


hello_html_395ece0c.png

hello_html_26406be0.gif











В конце смены самые активные кратусяне получат свидетельства «Кратусян – мастеров», мене активные кратусяне получат свидетельства уровня, которого они достигли. При выдачи свидетельств будут учитываться два показателя – успехи в краеведческой работе и знание навыков безопасного поведения.

Методы и формы, технологии воспитания в условиях досуговой площадки.

Ведущая технология программы – игровая.

Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и другие. Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей.

Формы организации деятельности

Массовые

Групповые

Индивидуальные

Краеведческие экспедиции.

Лекции.

Экскурсии.

Спортивные соревнования.


Групповая работа.

Беседы.


Индивидуальные беседы, тренинги.



Методы:

1. Информационно – репродуктивный;

2.Объяснительно – репродуктивный;

3.Самоуправление познавательной деятельностью;

4.Стимулирующий;

5.Творческое задание;

6.Поощрение.

Участники программы

  1. Участниками программы являются дети и подростки 14-17 лет.

  2. Педагогические и медицинские работники.

  3. Зачисление детей в отряд производится в соответствии с заявлениями родителей или лиц, их заменяющих, на основании приказа по школе.

  4. Комплектование педагогическими, медицинскими кадрами, обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с начальником лагеря.

Работники отряда несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах, возложенных на них обязанностей.

Методическое обеспечение

  • Программа летней досуговой площадки «Путешествие по КРАТУСУ»;

  • Методические материалы по проведению мероприятий;

  • Разработки сценариев мероприятий;

  • Положение о лагере с дневным пребыванием;

  • Правила внутреннего распорядка лагеря;

  • Инструкции по технике безопасности.

Информационное обеспечение осуществляет пресс – центр лагеря.

Материально-техническое обеспечение.

Наименование

Применение

Музей

Работа с фондами музея

Кабинет

Отрядное место, уголок безопасности (пожарной, безопасного поведения в социуме), информационное окно жизни лагеря.

Спортивная площадка

Проведение общелагерной утренней зарядки, общелагерных игр, спартакиады. Спортивные состязания, игры на свежем воздухе.

Библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря.

Столовая

Завтрак, обед

Комната детской организации

Творческая мастерская воспитателей, руководителей детских творческих объединений.


Финансирование досуговой площадки осуществляется за счёт средств муниципального бюджета, выделяемые на летние досуговые площадки. Экспедиции осуществляются за счёт финансовой поддержки Администрации Святославской сельской территории и Администрации Ижморского муниципального района.

Распорядок дня

10. 00 - 10.15

Сбор лагеря. Инструктажи.

10.15 – 11.30.

Мероприятия по календарному плану работы.

11.30. – 11.45.

Обед

11.45 – 12.45.

Продолжение мероприятий по календарному плану работы.

12.45. – 13.00

Подведение итогов дня. Уход домой.










Календарный план работы


День

Тема

Название мероприятия

Ответственный

День первый 9.06

Знакомство с островом «КРАТУС».

1. Приём детей, оформление документов. Создание структуры самоуправления. Знакомство с техникой безопасности и правилами внутреннего распорядка досуговой площадки.

2. Праздник «Сказочный калейдоскоп»

Наруто О.А.

Беленков М.В.

СДК.

День второй 10.06

Чтобы понять настоящее, загляни в прошлое.

1. Слайд-лекторий «Основные вехи истории родного села»

2. Экскурсия в школьный музей «Святославка – село революционное»

3. Экскурсия к памятнику, погибши в Гражданской войне.

Наруто О.А.

День третий 11.06

Рекогносцировка1 на острове.

1. Краеведческая экспедиция к месту расположения памятника участникам Гражданской войны с целью изучения его состояния.

2. «Родина моя – Россия» игра, знатоков русской истории, посвященная Дню независимости.

Беленков М.В.

Наруто О.А.

День четвертый 13.06

Реставрация – дело важное.


1. Краеведческая экспедиция к месту расположения памятника участникам Гражданской войны.

2. Подготовка исторического памятника к восстановительным работам (Снятие старой штукатурки, удаление обветшавших частей памятника, уборка мусора).


Наруто О.А.

Беленков М.В.

День пятый 16.06

1. Краеведческая экспедиция к месту расположения памятника участникам Гражданской войны.

2. Продолжение реставрационных работ (Оштукатуривание памятника)


Наруто О.А.

Беленков М.В.

День шестой 17..06.

1. Краеведческая экспедиция к месту расположения памятника участникам Гражданской войны.

2. Продолжение реставрационных работ (Побелка памятника, покраска Красной звезды и ее установка)


Наруто О.А.

Беленков М.В.

День седьмой 18.06

Реставрация – дело важное.

1. Краеведческая экспедиция к месту расположения памятника участникам Гражданской войны.

2. Завершение реставрационных работ (огораживание памятника и побелка ограждения)


Наруто О.А.

Беленков М.В.

День восьмой 19.06.

Вспомним всех поименно.

1. Изготовление мемориально-информационной таблички с перечислением погибших во время войны и краткой историей Гражданской войны.

2. Краеведческая экспедиция к месту расположения памятника для установки мемориально-информационной таблички.



Наруто О.А.

Беленков М.В.

День девятый 20.06

О нас пусть знают все.

1. Изготовление и установка информационного указателя на дорожном участке Святославка-Островка.

2. Слайд-лекторий «Оружие Гражданской войны».

Изготовление деревянных макетов.

Наруто О.А.

Беленков М.В.

День десятый 23.06.

Школа Айболита.



1. Маршрут «Памяти павших…». Возложение цветов к памятникам защитников Родины в годы Великой.

2. Правила ПМП и её значение; ПМП при ссадинах и ранах; ПМП при кровотечениях.

Наруто О.А.

Беленков М.В.

День одиннадцатый 24.06

1. ПМП при ушибах, вывихах и переломах; ПМП при ожогах, поражении электрическим током и молнией.

2. ПМП при обморожении отморожении; ПМП при утоплении; ПМП при солнечном и тепловом ударе.


Беленков М.В.

Наруто О.А.

Слижикова Е.Д.

День двенадцатый 25.06

Школа Аркадия Паровозова.


1. Причины возникновения пожаров; действия при пожаре; первичные средства пожаротушения и правила их применения.

2. Условия возникновения пожаров и взрывов, и их последствия; классификация и характеристика пожаров; меры предупреждения пожаров.


Беленков М.В.

Наруто О.А.


День тринадцатый 2.6.06

1. Тестирование по изученному материалу; практическое занятие по применению первичных средств пожаротушения.

2. Практическое занятие по применению экипировки пожарного и развёртыванию пожарног «рукава»


Беленков М.В.

Наруто О.А.


День четырнадцатый 27.06

Дорожная азбука (ПДД)


1. Путешествие в страну ПДД; решение тестовых заданий по ПДД;

2. Изучение изменений, подготовка и зачет по ПДД; игра «Школа сфетофорных наук»

Беленков М.В.

Наруто О.А.


День пятнадцатый 30.06

1. Водитель, пешеход, пассажир их права и обязанности;

2. Конкурс практикум «Безопасное колесо» (вождение велосипеда, ремонт)


Беленков М.В.

Наруто О.А.


День шестнадцатый 1.07

Юный турист

1. Виды туризма и их особенности.

2. Индивидуальное и групповое снаряжение.



Беленков М.В.

Наруто О.А.


День семнадцатый 2.07

1. Выбор места и разбивка бивуака; меры безопасности в пути и на месте стоянки.

2. Практическое занятие по применению туристских умений и навыков.

Беленков М.В.

Наруто О.А.


День восемнадцатый 3.07

Доброму – добрая память.

1. Интеллектуально-военизированная игра «Белые и Красные».

2. Торжественное закрытие лагеря «Мы не прощаемся, а говорим досвидания»

Беленков М.В.

Наруто О.А.


Ожидаемы результаты.

В ходе реализации данной программы ожидается:

- расширение и приумножение знаний детей о культурно-исторических ценностях малой Родины;

- укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;

- получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности;

- развитие коммуникативных способностей и толерантности;

- повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность;

- приобретение новых знаний и умений в результате познавательных мероприятий (экскурсий, конкурсов, практических занятий);

- повышение общей и духовной культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм;

- личностный рост участников смены.

- укрепление связей между разновозрастными группами детей.





















Список литературы

  1. Аксельрод, Ф.Ю. Методическое пособие по оказанию ПМП Скорее «Скорой» - М.: Медецина, 1990.

  2. Губина, Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).- Волгоград: Учитель, 2006.

  3. Гузенко, А. П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником - Волгоград: Учитель, 2007.

  4. Дивиньи, Д. Книга выживания для школьного психолога, учителя, воспитателя, родителя – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.

  5. Классные часы в средней школе CD – Волгоград: Учитель, 2010.

  6. Коган, М.С. С игрой круглый год – М.: Сибирское университетское издательство, 2009.

  7. Кулинич, Г.Г. Школьный клуб сценариев мероприятий и праздников 5-11 классы – М.: ВАКО, 2007.

  8. Мартынов, С.М. Методическое пособие для обучающихся медико-санитарного кружка Знай и умей – М.: Медицина, 1989.

  9. Плужникова, О.А. Любимые праздники нашего класса – Ярославль: Академия развития, 2008.




1 Рекогносцировка - обследование местности с целью её изучения, оценки определения способов её использования.

Программа летней досуговой площадки "Путешествие по КРАТУСу"
  • Классному руководителю
Описание:

Программа летней досуговой площадки «Путешествие по КРАТУСу» разработана для обучающихся в возрасте от 14 до 17 лет. По своей направленности данная программа является туристско-краеведческой и рассчитана на ту категорию воспитанников, которые интересуются туризмом и историей родного края.

Реализация данной программы позволит обучающимся проявить себя в различных видах деятельности, расширить свой кругозор, усовершенствовать себя физически, получить некоторые практические навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни и учебе. По продолжительности данная программа является краткосрочной: апрель-июль 2014. Основная идея программы будет реализована в период с 9 июня по 3 июля 2014 года. Ведущая технология программы – игровая. Реализация основной идеи будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры путешествие по острову КРАТУС, в ходе которой обучающиеся не только познакомятся с историей родного края, но и примут участие в реконструкции памятника воинам Гражданской войны.

Программа состоит из пояснительной записки, механизма реализации, календарного плана работы. Программа рекомендована к использованию в образовательных учреждениях

Автор НАРУТО ОЛЬГА аЛЕКСАНДРОВНА
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1575
Номер материала 46355
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓