Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПрограмма летнего оздоровительного лагеря "Зелёный островок"

Программа летнего оздоровительного лагеря "Зелёный островок"

Скачать материал

                                                                        

 

.

 

 

 

ПРОГРАММА

летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

(направление: экология)

 

 

 

 

Зелёный островок

 

 

 

 

 

 

Составила  Легеза Т.С.

 

 

«Море солнца, море света.

Здравствуй, праздничное лето!»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Летний период – это поистине «горячая» пора и для родителей и для школы. Родителям проблема    - «Куда определить ребёнка во время каникул, чем его занять?». Школе – «Как занять ребёнка?»

             Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.

Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.

          Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Одним     из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа по формированию экологической культуры.

Работу начатую учителем и учениками в течении учебного года- на уроках природоведенья, на внеклассных мероприятиях необходимо продолжить и в летнее время, в период работы летнего оздоровительного лагеря.

      Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе  МКОУ ООШ №20. В нем отдыхают учащиеся  7 – 12 лет.  Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей.

Приоритетной задачей является    формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

Программа «Зелёный островок» нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и нравственной среде.

Одна из содержательных линий программы включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью детей, и нацелена на формирование  соответствующих умений и навыков.

Наряду с овладением правилами гигиены, необходимо обучать умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность  на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации.

         Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.

         Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха.  Участие в дополнении основных направлений плана, конкретизация планирования каждого дня  дает возможность детям самореализации.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: создание условий для обеспечения активного, интеллектуального и эмоционально насыщенного летнего отдыха и всестороннего развития личности ребёнка на основе его включения в жизнедеятельность  сельского лагеря.

Задачи программы:

1.       Организация разнообразной досуговой деятельности, и прежде всего – активного общения с природой.

2.       Привлечение к активным формам деятельности учащихся группы риска.

3.       Создание  системы  физического  оздоровления  детей  в  условиях  временного  коллектива.

4.       Преодолеть разрыв между  физическим и духовным развитием  детей средством  игры, познавательной и трудовой  деятельностью.

5.       Формирование у школьников навыков общения и толерантности.

6.       Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности

7.       Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.

8.       Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

9.       Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.

Принципы

               Программа  летнего оздоровительного лагеря «Зелёный островок» опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛОУ «Зелёный островок» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе  развития творческих способностей.

4. Принцип  дифференциации  воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип  творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Направления деятельности летнего  оздоровительного учреждения:

1.      Экологическое направление

2.      Художественно – эстетическое направление

3.      Трудовая деятельность

4.      Физкультурно-оздоровительная деятельность

5.      Патриотическое направление.

Экологическое направление

Задачи экологической деятельности:

1.      Воспитать бережное отношение к природе

2.       Обеспечить развитие экологического мышления:

- стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

- раскрытие сущности происходящих экологических, геополитических, исторических процессов;

- приобщение детей к изучению природы, истории родного края, осознанию связей между человеком и природой;

3.      - изучение эколого-санитарной обстановки на территории сельского поселения;

 Основные формы работы:

1.      Экологический десант

2.      Операция « Тропинка»

3.      «Экологическое ассорти»

4.      «Зеленый патруль»

5.      Участие в экологических акциях

 

Художественно – эстетическое направление

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях  между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

Задачи эстетической деятельности:

1.      Пробуждать в детях чувство прекрасного;

2.      Формировать навыки культурного поведения и общения;

3.      Прививать детям эстетический вкус.

4.      В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.

5.      Основные формы проведения:

6.      Посещение кинотеатров, музеев;

7.      Конкурсы: «Мы снимаем кино…», «Самый, самый»

8.      Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»

      Основным назначением  художественно- эстетической  деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации художественно- эстетической деятельности:

1.      Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…», «Мы против детского труда»)

2.      Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия»)

3.      Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»)

4.      Игровые творческие программы

5.      Концерты  («Звездопад»)

6.      Творческие игры («День рекордов»)

7.      Праздники («Творческая волна – 2011»)

8.      Выставки, ярмарки

      Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Трудовая деятельность

       Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.

Основные формы работы:

1.      Бытовой самообслуживающий труд;

2.      Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.    Дети привлекаются к самообслуживанию в студиях, секциях, кружках, клубах, в которых они занимаются.

Патриотическое направление

Задачи патриотической деятельности:

1.      Пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;

2.      формирование уважительного отношения  к памятникам истории  и развития интереса к изучению родного края;

3.      формирование  национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;

4.      возрождение нравственных , духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.

Основные формы работы:

1.      Марафон сказок.

2.      День России. Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия»

3.      « Это  ты,  моя  Россия !»

4.      Спортивные соревнования «Снайпер»

5.      Беседа «Символика Российской Федерации»

6.       Игра «Зарничка»

Оздоровительная работа.

      Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей,  поэтому в программу  включены следующие мероприятия:

- ежедневный осмотр детей медицинским работником;

- утренняя гимнастика;

- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);

- организация пешеходных экскурсий;

- организация здорового питания детей;

- организация спортивно-массовых мероприятий:

-  спортивные эстафеты;

-  подвижные спортивные игры.

 Работа по сплочению коллектива воспитанников

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

- Огонёк «Расскажи мне о себе»;

- коммуникативные игры на знакомство «Тутти-фрутти», «Снежный ком»,

«Назовись»;

- Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».

- Игры на сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок»,

«Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!»,

«Хвост дракона», «Зоопарк-2».

Диагностика

Вводная

диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

- анкетирование;

- беседы в отрядах;

- планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей.

Пошаговая

диагностика

Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.

Беседы на отрядных сборах.

Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение)

Итоговая

диагностика

Анкетирование

Творческий отзыв (рисунок « Наш лагерь»)

Беседы в отрядах

Цветопись

Народный форум (фабрика достижений лагеря)

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

Инструктажи

-  Инструктажи для детей:   «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»; «Правила безопасности при  терактах», «По предупреждению кишечных заболеваний», «Меры безопасности  жизни детей при укусе клещом»

Беседы

-  Беседы, проведённые медицинским работником: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну Витаминию»,     «Как беречь глаза?»;

-  Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре»;

-  Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в доме», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»

Работа по развитию творческих способностей детей

-   Оформление отрядных уголков, стенных газет;

-   Ярмарка идей и предложений;

-   Конкурсы рисунков на асфальте: «Миру – мир!», «Ты, я и огонь», «Волшебные мелки»;

-   Коллективно-творческие дела: «Ключи от лета» (Театральный фейерверк», «Алло! Мы ищем таланты!», «До свидания, лагерь!»

Кружки

- Кружок «Сказочник»

-  Кружок « Умелые руки»  

-  Кружок «Занимательный компьютер»

-  Кружок «Айболит»

 

 

 

 

 

 

Ожидаемый результат.

- Укрепление здоровья детей;

 - Улучшение социально-психологического климата в лагере;

- Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей; воспитание негативного отношения к вредным привычкам,

- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;

- Формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях;

- Совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей;

- Создание благоприятных условий для оздоровления детей, их эстетического, патриотического  и нравственного развития через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.

           

 

          

Результат оценивается по следующим направлениям:

*Выявление мнения детей о качестве конкретного мероприятия, дела, о работе лагеря (беседа, анкетирование, шкала настроения, Ларец откровений).

*Усвоение норм и правил экологической грамотности, трансформация значительной их части в привычки ребят.

*Наличие потребности в приобретении экологически - краеведческих знаний, ориентация на их практическое применение. 

*Физическое развитие и оздоровление детей через спортивно – игровую деятельность.

*Приобретение новых знаний, умений и навыков в основных областях творческой деятельности (труд, спорт, учение, общение ).

*Формирование способностей детей эффективно общаться и работать в коллективе.

*Отражение деятельности отрядов осуществляется через отрядные уголки, анкетирование, интервью, итоговые сборы отрядов.

*Награждение за активное участие в мероприятиях.

 

 

Схема взаимодействия пришкольного лагеря «Зелёный островок» с социумом в реализации программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Звезда: 8 точек: Газеты: «Суворовский вестник», «Искра»Звезда: 8 точек: Школьная библиотека Звезда: 8 точек: Школьный музей  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии эффективности реализации программы

 

Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми.

Экран настроения

 

 

 

 

 

Дополнительно для анализа работает Ларец откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Ларец откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.

 

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены.

 

При разработке программы учитывались следующие нормативно – правовые документы:

- Конвенция ООН о правах ребенка;

-Конституция РФ;

-Закон РФ « Об образовании»;

- Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием детей, лагерей труда и отдыха. Приказ Минообразования РФ от 13. 07. 2001 г. № 2688.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа летнего оздоровительного лагеря "Зелёный островок""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Спортивный психолог

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Летний период – это поистине «горячая» пора и для родителей и для школы. Родителям проблема    - «Куда определить ребёнка во время каникул, чем его занять?». Школе – «Как занять ребёнка?»

             Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.

Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.

          Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Одним     из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа по формированию экологической культуры.

Работу начатую учителем и учениками в течении учебного года- на уроках природоведенья, на внеклассных мероприятиях необходимо продолжить и в летнее время, в период работы летнего оздоровительного лагеря.

      Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе  МКОУ ООШ №20. В нем отдыхают учащиеся  7 – 12 лет.  Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей.

Приоритетной задачей является    формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

Программа «Зелёный островок» нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и нравственной среде.

 

Одна из содержательных линий программы включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью детей, и нацелена на формирование  соответствующих умений и навыков.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 325 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 313
    • DOCX 416.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Легеза Татьяна Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Легеза Татьяна Сергеевна
    Легеза Татьяна Сергеевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 41945
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 25 регионов

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 50 регионов

Мини-курс

Современные вызовы педагогической профессии: развитие профессионализма педагогов в контексте улучшения качества образования

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 92 человека из 36 регионов

Мини-курс

Путь к осознанным решениям и здоровым отношениям

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 24 регионов