.
ПРОГРАММА
летнего
оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
(направление: экология)
Составила Легеза Т.С.
«Море солнца, море света.
Здравствуй, праздничное лето!»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА.
Летний
период – это поистине «горячая» пора и для родителей и для школы. Родителям
проблема - «Куда определить ребёнка во время каникул, чем его занять?».
Школе – «Как занять ребёнка?»
Лагерь – это сфера активного отдыха,
разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой
назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.
Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться,
приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети
реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и
социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной
стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и
уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития
художественного, технического, социального творчества.
Одним
из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования
цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и
природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает
целенаправленная работа по формированию экологической культуры.
Работу
начатую учителем и учениками в течении учебного года- на уроках природоведенья,
на внеклассных мероприятиях необходимо продолжить и в летнее время, в период
работы летнего оздоровительного лагеря.
Ежегодно для
учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе
МКОУ ООШ №20. В нем отдыхают учащиеся 7 – 12 лет. Обязательным является
вовлечение в лагерь трудных детей, детей-сирот, ребят из многодетных и
малообеспеченных семей.
Приоритетной
задачей является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего
мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Программа
«Зелёный островок» нацелена на формирование бережного отношения к богатствам
природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в
природной и нравственной среде.
Одна
из содержательных линий программы включает вопросы, связанные со здоровьем и
безопасной жизнедеятельностью детей, и нацелена на формирование
соответствующих умений и навыков.
Наряду
с овладением правилами гигиены, необходимо обучать умению ориентироваться в
ситуациях, которые могут представлять опасность на улице, на дороге, при
контактах с незнакомыми людьми.
Центром
воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации.
Пребывание здесь для
каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и
жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе
планирования лагерной смены.
Детям предоставлена
свобода в определении содержания их отдыха. Участие в дополнении основных
направлений плана, конкретизация планирования каждого дня дает возможность
детям самореализации.
ЦЕЛИ
И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
создание условий для обеспечения активного, интеллектуального и эмоционально
насыщенного летнего отдыха и всестороннего развития личности ребёнка на основе
его включения в жизнедеятельность сельского лагеря.
Задачи
программы:
1. Организация
разнообразной досуговой деятельности, и прежде всего – активного общения с
природой.
2. Привлечение к
активным формам деятельности учащихся группы риска.
3. Создание
системы физического оздоровления детей в
условиях временного коллектива.
4. Преодолеть
разрыв между физическим и духовным развитием детей средством
игры, познавательной и трудовой деятельностью.
5. Формирование
у школьников навыков общения и толерантности.
6. Утверждение
в сознании школьников нравственной и культурной ценности
7. Привитие
навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
8. Приобщение
ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
9. Развитие
и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования,
культуры и др.
Принципы
Программа летнего оздоровительного лагеря
«Зелёный островок» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех
отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к
успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря
необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов
педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим
возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности:
результатом деятельности воспитательного характера в ЛОУ «Зелёный островок»
является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику
лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков
в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания:
дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с
индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на
другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности:
творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая
в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Направления деятельности
летнего оздоровительного учреждения:
1.
Экологическое направление
2.
Художественно – эстетическое
направление
3.
Трудовая деятельность
4.
Физкультурно-оздоровительная
деятельность
5.
Патриотическое направление.
Экологическое направление
Задачи экологической деятельности:
1.
Воспитать бережное отношение к
природе
2. Обеспечить развитие экологического мышления:
- стимулировать учащихся к
постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
- раскрытие сущности происходящих
экологических, геополитических, исторических процессов;
- приобщение детей к изучению
природы, истории родного края, осознанию связей между человеком и природой;
3. - изучение эколого-санитарной обстановки на территории сельского
поселения;
Основные формы работы:
1.
Экологический десант
2.
Операция « Тропинка»
3.
«Экологическое ассорти»
4.
«Зеленый патруль»
5.
Участие в экологических акциях
Художественно – эстетическое
направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в
отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать.
Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит
воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и
остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных
лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
1.
Пробуждать в детях чувство
прекрасного;
2.
Формировать навыки культурного
поведения и общения;
3.
Прививать детям эстетический
вкус.
4.
В рамках
нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать
можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой,
природой, искусством.
5.
Основные формы проведения:
6.
Посещение кинотеатров, музеев;
7.
Конкурсы: «Мы снимаем кино…»,
«Самый, самый»
8.
Конкурс оформления отрядных
уголков «Наш отрядный дом»
Основным назначением художественно-
эстетической деятельности в лагере является развитие креативности детей и
подростков.
Формы организации художественно- эстетической деятельности:
1.
Изобразительная деятельность
(оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем
лагере…», «Мы против детского труда»)
2.
Конкурсные программы («Алло,
мы ищем таланты», «Лучшая пародия»)
3.
Творческие конкурсы
(«Знакомьтесь – это мы!»)
4.
Игровые творческие программы
5.
Концерты («Звездопад»)
6.
Творческие игры («День
рекордов»)
7.
Праздники («Творческая волна –
2011»)
8.
Выставки, ярмарки
Рисование в лагере дает большие возможности в
развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд
навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся
замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они
воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс
вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно
полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития
трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям,
процессу и результатом труда.
Основные формы работы:
1.
Бытовой самообслуживающий
труд;
2.
Самообслуживающая деятельность
детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на
прилегающей к отряду территории. Дети привлекаются к самообслуживанию
в студиях, секциях, кружках, клубах, в которых они занимаются.
Патриотическое направление
Задачи патриотической деятельности:
1.
Пробуждать в детях чувство
любви к родине, семье;
2.
формирование уважительного
отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению
родного края;
3.
формирование
национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;
4.
возрождение нравственных ,
духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства
детей и взрослых.
Основные формы работы:
1.
Марафон сказок.
2.
День России. Конкурс рисунков
на асфальте «Я люблю тебя, Россия»
3.
« Это ты, моя
Россия !»
4.
Спортивные соревнования
«Снайпер»
5.
Беседа «Символика Российской
Федерации»
6.
Игра «Зарничка»
Оздоровительная
работа.
Основополагающими
идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и
укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- ежедневный осмотр детей медицинским
работником;
- утренняя гимнастика;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в
течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
- организация пешеходных экскурсий;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых
мероприятий:
- спортивные эстафеты;
- подвижные спортивные игры.
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития
коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- Огонёк «Расскажи мне о себе»;
- коммуникативные игры на знакомство «Тутти-фрутти», «Снежный
ком»,
«Назовись»;
- Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».
- Игры на сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный
замок»,
«Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не
говори!»,
«Хвост дракона», «Зоопарк-2».
Диагностика
Вводная
диагностика
|
Начало смены. Выяснение
пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в
детских коллективах:
- анкетирование;
- беседы в отрядах;
- планерки администрации
лагеря, старших вожатых и воспитателей.
|
Пошаговая
диагностика
|
Цветопись по результатам
мероприятий и дел лагеря.
Беседы на отрядных сборах.
Форум лагеря (возможность
вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение)
|
Итоговая
диагностика
|
Анкетирование
Творческий отзыв (рисунок «
Наш лагерь»)
Беседы в отрядах
Цветопись
Народный форум (фабрика
достижений лагеря)
|
Профилактические мероприятия и
мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в
летний период
Инструктажи
- Инструктажи для детей: «Правила пожарной
безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при
поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных
мероприятий»; «Правила безопасности при терактах», «По предупреждению
кишечных заболеваний», «Меры безопасности жизни детей при укусе клещом»
Беседы
- Беседы, проведённые медицинским работником: «Как
ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну Витаминию»,
«Как беречь глаза?»;
- Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре»;
- Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности:
«Один дома», «Безопасность в доме», «Правила поведения с незнакомыми людьми»,
«Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»
Работа по развитию творческих способностей детей
- Оформление отрядных уголков, стенных газет;
- Ярмарка идей и предложений;
- Конкурсы рисунков на асфальте: «Миру – мир!», «Ты, я
и огонь», «Волшебные мелки»;
- Коллективно-творческие дела: «Ключи от лета»
(Театральный фейерверк», «Алло! Мы ищем таланты!», «До свидания, лагерь!»
Кружки
- Кружок «Сказочник»
- Кружок « Умелые руки»
- Кружок «Занимательный компьютер»
- Кружок «Айболит»
Ожидаемый результат.
- Укрепление
здоровья детей;
- Улучшение социально-психологического климата в лагере;
- Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
воспитание негативного отношения к вредным привычкам,
- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных
возрастов;
- Формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта
адекватного поведения в экстремальных ситуациях;
- Совершенствование материально-технической базы организации
летнего отдыха и оздоровления детей;
- Создание благоприятных условий для оздоровления детей, их
эстетического, патриотического и нравственного развития через сотрудничество с
учреждениями дополнительного образования.
Результат
оценивается по следующим направлениям:
*Выявление мнения
детей о качестве конкретного мероприятия, дела, о работе лагеря (беседа,
анкетирование, шкала настроения, Ларец откровений).
*Усвоение норм и
правил экологической грамотности, трансформация значительной их части в
привычки ребят.
*Наличие
потребности в приобретении экологически - краеведческих знаний, ориентация на
их практическое применение.
*Физическое
развитие и оздоровление детей через спортивно – игровую деятельность.
*Приобретение
новых знаний, умений и навыков в основных областях творческой деятельности (труд,
спорт, учение, общение ).
*Формирование
способностей детей эффективно общаться и работать в коллективе.
*Отражение
деятельности отрядов осуществляется через отрядные уголки, анкетирование,
интервью, итоговые сборы отрядов.
*Награждение за активное
участие в мероприятиях.
Схема взаимодействия пришкольного
лагеря «Зелёный островок» с социумом в реализации программы
Критерии эффективности
реализации программы
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками
лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый
день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать
индивидуальную работу с детьми.
Экран
настроения
Дополнительно для анализа работает Ларец
откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных
мероприятиях, жизни в лагере. Ларец откровений постоянно висит на территории
лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.
По
продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение
лагерной смены.
При
разработке программы учитывались следующие нормативно – правовые документы:
- Конвенция ООН о
правах ребенка;
-Конституция РФ;
-Закон РФ « Об
образовании»;
- Об учреждении
порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием детей,
лагерей труда и отдыха. Приказ Минообразования РФ от 13. 07. 2001
г. № 2688.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.