Главная / Математика / Программа летнего лагеря школьников

Программа летнего лагеря школьников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия восточных языков № 4




ПРОГРАММА

деятельности городского профильного лагеря

«Интеллект»




Автор: Прокопенко Татьяна Ивановна

учитель математики














г. Хабаровск






2014 год


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Полное название лагеря

Городской профильный лагерь «Интеллект» с дневным пребыванием детей и подростков

Полное название программы


Цель

Интеллектуальное развитие учащихся, формирование математического мышления и овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для практического применения в практической деятельности.

Тип лагеря

Профильный лагерь с дневным пребыванием детей

Направления деятельности

Школа ориентирована на детей, интересующихся математикой и естественными науками и готовых к интересной учёбе летом. Программа «Интеллект – 2014» будет включать в себя популярные лекции, семинары по математике, биологии и физике, проектные работы по математике, физике, информатике (возможно, и по другим предметам), интеллектуальные и спортивные соревнования, экскурсии в музеи и учебные заведения г.Хабаровска, встречи с интересными людьми.

Краткое содержание

Школа «Интеллект» - это открытое, свободное, доброжелательное пространство, в котором царят взаимопонимание, уважение, сотрудничество, партнерство, толерантность, гармония, любовь, доброжелательная атмосфера, желание учиться легко и интересно в атмосфере, насыщенной интересными событиями.

Ожидаемые результаты

Создание банка детей, умеющих работать с научной литературой. Создание условий для профессионального самоопределения подростков и их социализации.

Авторы программы

Прокопенко Татьяна Ивановна

учитель математики


Адрес организации

ул. Герасимова, 16, тел.57-42-60

География участников

Педагоги-организаторы (учителя), учащиеся

Количество детей, участников программы

15 человек

Возраст детей

10 - 14 лет

Сроки проведения

1 смена, 13 календарный день

Организация питания

2-х разовое

Финансовое обеспечение программы

Краевые субвенции, родительская плата, средства КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску», сметы


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагогика сотрудничества приводит каждого наставника к необходимости какую-то часть времени проживать вместе со своими учениками, погружаться в совместную деятельность где-нибудь без помех, суеты, не отвлекаясь на другие дела. Теперь есть и у нас, в гимназии такая возможность.

Нынешним летом, а именно, с 02.2014г. состоится первая летняя математическая школа, на которой соберутся учащиеся 7 классов.

С утра до обеда интенсивная работа интеллекта, души и тела.

Ребят ждут тематические занятия по группам, научно-популярные лекции по выбору, такие как «история математики», «криптография», «уравнения Пелля». Затем организация и участие в различных соревнованиях и турнирах: по шахматам, футболу, волейболу, интеллектуальные игры, литературный вечер, фильмы. 

Специфический мир математики и математиков с их увлечениями, шутками, методами исследований, формами отдыха пронизан вдумчивостью и интеллектом, продуманностью и креативностью. 

Здесь соберутся люди, которые любят и умеют решать задачи: простые и не очень, с подвохом и с изюминкой, про преступников и героев мультфильмов. Задачи, в которых не понятно, кто врет, а кто говорит правду, где все разбито по парам, где все чередуется и все зацикливается.

Считаю, что организация профильного отряда «Интеллект» актуальна и ее дальнейшая реализация вызвана:

  • повышенным интересом детей и подростков к математике, физике;

  • сохранением и развитием устойчивого интереса к деятельности профильной смены;

  • повышением спроса родителей на организованный отдых в сочетании с обучением и оздоровлением детей и подростков в условиях города;

  • эффективностью социализации детей и подростков;

  • раскрытием и увеличением творческого потенциала детей и подростков, построением индивидуальной траектории их развития.


2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Концепция деятельности профильного лагеря «Интеллект» основывается на принципах отечественных исследователей сферы каникулярного времени детей и подростков: аксеологический, методологический, теоретический и интегративный.

Аксеологический принцип основан на утверждении, что общество и государство, ориентируясь на Конвенцию ООН о правах ребенка, предоставляет необходимые финансовые, материально-технические и кадровые условия, создадут систему равных возможностей в реализации творческого и лидерского потенциала личности детей и подростков.

Методологический принцип строится на системном анализе проблем организации профильной смены в аспекте удовлетворения интересов и потребностей детей и подростков, их развития и самореализации.

Теоретический принцип обосновывает выбор системообразующего фактора в организации профильной смены «Интеллект». Это означает признание самоценности интереса личности и приоритета его выбора для развития внутренних творческих потенциалов.

Интегративный принцип связан с целевой направленностью профильной смены «Интеллект» на раскрытие интеллектуального, творческого, физического, духовно-нравственного потенциала личности за счет создания условий для его самоактуализации, самореализации и саморазвития.

Деятельность профильного лагеря «Интеллект» базируется на обеспечении равных возможностей ее участников, исходя из признания:

  • самоценности жизни личности;

  • вариативного и инвариативного характера способов организации и условий проведения профильной смены;

  • свободы выбора формы проведения профильной смены;

  • социальной защищенности личности.

Профильный лагерь «Интеллект» представляет собой своеобразное формирование детей и подростков, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей оздоровления, саморазвития, творческой инициативы при педагогическом управлении взрослых.

Главное в содержании деятельности смены профильного лагеря является:

  • практика для эффективного развития личности необходимой информационному обществу;

  • выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ и проектов;

  • пропаганда и формирование здорового образа жизни;

  • качественная организация отдыха и занятости детей и подростков.

3. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Цель программы:

  • Создание условий для развития  умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности учащихся;

  • Развитие у старшеклассников интереса к современной науке и представления о специфике научной работы, создание условий для творческой работы школьников;

  • Формирование у старшеклассников представлений о современной науке, культуре, искусстве как о поле для собственного творчества;

  • Создание среды, помогающей одаренным детям общаться друг с другом




Программные задачи:

  • стимулировать познавательную активность детей, любознательность, стремление к получению новых знаний, речевую активность;

  • развивать у детей сообразительность, внимательность, способность к мыслительным операциям анализа и синтеза, установлению закономерностей, творческое воображение, креативность мышления;

  • стимулировать развитие логического мышления и элементарного чувства юмора;

  • повышать интерес к интеллектуальным играм через специально организованную деятельность с использованием мультимедийного оборудования;

  • совершенствовать навыки общения со взрослыми и сверстниками, произвольность поведения;

  • создать условия для объединения детей разного возраста с целью формирования разносторонне развитой личности и реализации творческих интересов детей и подростков;

  • использовать новые формы работы при организации досуга, обучения и оздоровления воспитанников в летний период.

Основные принципы программы

Содержание и организационные формы деятельности профильной смены «Интеллект» разработаны на основе принципов, ориентирующих воспитание и обучении на развитие всесторонне-развитой гармоничной личности, ориентированной на приобретение прочных основ духовно-нравственного, гражданско-патриотического и здорового образа жизни.

Принцип гуманистической направленности ориентирован на создание посредством уважительных, добрых и внимательных отношений между педагогами и воспитанниками психологического комфорта, в котором растущая личность чувствует себя защищённой, нужной и значимой. Основная стратегия взаимодействия основана на «субъект - субъектных отношениях».

Принцип личностного подхода в воспитании строится на признании личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважении уникальности и своеобразия каждого ребёнка, признании его социальных прав и свобод.

Принцип природосообразности воспитания ориентирован на воспитание учащихся сообразно их полу, возрасту; формирование у них ответственности за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения.

Принцип дифференцированного подхода направлен на отбор содержания, методов и форм воспитательной работы в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями, ведущими институтами воспитания и с учётом уникальности и неповторимости участников воспитательного процесса.


Принцип демократичности направлен на участие всех детей и подростков в реализации программы развития творческих и интеллектуальных способностей личности в условиях профильной смены.

Принцип творческого начала – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал. Творчество способно придавать образованию и отдыху поступательное движение в направлении совершенствования и развития воспитанников. Актуальным остается творчество педагогов – организаторов и воспитателей как в использовании эффективных традиционных, так и в создании современных педагогических технологий.

Принцип комфортности воспитательного и образовательного пространства предполагает создание в школе-центре оптимальных условий для благополучного пребывания и развития каждого ребенка и подростка. Ни один не должен чувствовать себя отторгнутым воспитательно-образовательным пространством.

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Интеллект»

Программа смены профильного лагеря «Интеллект» представляет собой пролонгированный проект, включающий три этапа:

  1. Аналитическую разработку:

    • создание программы деятельности,

    • изучение спроса и потребности детей и родителей в профильной смене,

    • набор детей и подростков,

    • подготовка педагогических кадров и вожатых;

Период реализации: февраль – май 2014


  1. Действие (собственно реализация деятельности профильной смены «Интеллект»);

Период реализации: с 02.06.2012 по 22.06.2014, 13 календарных дней.


  1. Последствие:

  • создание команды участников

  • подведение итогов смены,

  • изучение степени удовлетворенности детей и родителей профильной сменой,

  • внесение корректив в деятельность профильного лагеря «Интеллект».

Период реализации: июнь, сентябрь 2014.

  • Математический поток;

  • Физический поток;

  • Химический поток;







Примерный календарный план реализации программы профильной смены «Интеллект»

Дата

Содержание культурно-оздоровительной работы

Содержание

профильной деятельности

02.06


Теоретическое занятие: О математике - с улыбкой

Веселая викторина. Высказывания великих людей о математике

03.06

Церемония открытия лагерной смены «Посвящение в интеллектуалы».

Теоретическое занятие: Практическое занятие: Топологические опыты.
Лист Мебиуса.
Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком.


04.06


Сюжетно-ролевая игра «Маленькие хитрости большой математики»


05.06

Экскурсия в

Практическое занятие: Создание кроссвордов, знакомство с презентациями, проектами.

06.06


Интегрированное занятие-практикум

09.06

Профилактическая беседа

Практическое занятие: Логические задачи. Высказывания. Истинные и ложные высказывания

10.06

Экскурсия в Хабаровский краеведческий музей им. Н.И. Гродекова

Решение занимательных задач. Меры в пословицах.

11.06

Написание статей, оформление страницы математической газеты

Викторина “По лабиринтам истории”

16.06

Игра "Слабое звено"


Игра "Клуб веселых математиков"

17.06

Прогулка по городу

Творческая лаборатория "Дважды Два"


18.06

Выход в

Создание банка мультимедийных уроков

19.06


Турнир «Новых математических игр» для учащихся три математические игры: «Домино», «Домино-2», «Гонка за лидером».

20.06

Профилактическая беседа по предупреждению детского дорожного травматизма. Закрытие лагерной смены

"Веселый математический поезд"


Способы стимулирования:

Объявить конкурс “Самый умный знаток”, по итогам конкурса победителю вручается почетный знак.

Ежедневно отличившимся вручать знак отличия – “Сова”.

Красная “Сова” – за самое быстрое решение.

Желтая “Сова” – за самое оригинальное решение.

Зеленая “Сова” – за настойчивость и трудолюбие.


Методы и приемы работы:

  • словесные (лекции и семинары);

  • наглядные;

  • анализ, обобщение и систематизация материалов периодических печатных изданий;

  • практические (создание, выпуск и распространение печатных изданий: газет, листовок);

  • проблемный;

  • диалоговый;

  • игровой.

Формы работы:

  • теоретические лекции;

  • практические занятия;

  • дидактические игры;

  • тесты;

  • тренинги;

  • мозговой штурм;

  • круглый стол;

  • викторины;

  • игры и конкурсы;

  • экскурсии;

  • пресс-конференции;

  • спортивно-оздоровительные мероприятия.


Структура занятий (45 минут):


  • Разминка – (упражнения для настроя на рабочий лад) – 5 минут;

  • Заявка (проблемная ситуация) – 5 минут;

  • Основная часть (изучение теоретического материала) – 15 минут;

  • Актуализация (практические навыки) – 15 минут

  • Подведение итогов. Рефлексия – 5 минут


Режим работы профильного лагеря «Интеллект»


10:00 – 10:15 – организационный сбор «Доброе утро, друзья!»

10:15 – 10:30 – общелагерная линейка

10:30 – 11:00 – завтрак «Приятного аппетита!»

11:00 – 13:00 – профильная деятельность (две пары по 45 минут, включающие теоретические и практические занятия, тренинги, минутки активного отдыха, поиск и сбор информации)

13:00 – 14:00 – организация досуга «Хорошее настроение»

14:00 – 14:30 – обед «Съешь САМ!»

14:30 – 15:00 – итоги дня «Огонек открытых сердец»




6. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:


Нормативно-правовые условия


  • Конституция РФ

  • Закон РФ от 10 июля 1992г N2 3266-1 «Об образовании»

  • Федеральный закон от 24 июля 1998г N2 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

  • Приказ Минобразования РФ от 13 июля 2001г N22688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»

  • Конвенция о правах ребенка ООН, 1991г.

  • Приказ МО РФ № 2688 от 13.07.2001 г. «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыва­нием, лагерей труда и отдыха». Журнал «Народное образование» № 3, 2002 г., стр. 249.

  • Приказ управления образования администрации г. Хабаровска об организации работы профильных лагерей.

  • Приказ МБОУ гимназия № 4 об организации работы профильных лагерей летом.

  • Устав МБОУ гимназия № 4..

  • Правила внутреннего распорядка профильного лагеря.

  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

  • Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.

  • Должностные инструкции работников.

  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

  • Заявления от родителей.

  • Планы работы.


Кадровое обеспечение


Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией МАОУ гимназия № 4.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

  • начальник лагеря – 1, учитель математики;

  • педагоги - организаторы: учитель информатики;

  • физорг;

  • вожатые –

  • библиотекарь;

  • медработники;

  • повара.


Методическое обеспечение


  • Наличие программы профильного лагеря «Интеллект», плана-сетки.

  • Должностные инструкции всех участников процесса.

  • Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.

  • Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

  • Проведение ежедневных планёрок.

  • Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

  • Учебно-методические пособия;

  • Печатные и раздаточные материалы;

Педагогические условия


  • Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

  • Организация различных видов деятельности.

  • Добровольность включения детей в организацию жизнедеятельности ПЛ.

  • Создание ситуации успеха.

  • Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

  • Организация различных видов стимулирования.


Материально-техническое обеспечение программы

  • кабинеты № 202, № 407 и информатики № 406;

  • большой спортивный зал;

  • гимназическая библиотека;

  • столовая;

  • спортивная площадка;

  • канцелярские товары (блокноты, ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, файлы, скрепки, бумага, стиплер, штрих, картриджи, диски и т.д.);

  • компьютеры, фотоаппарат, видеокамера;

  • баннер для оформления лагеря;

  • стенд для освещения деятельности профильного лагеря.


7. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ


Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием работал на учебных занятиях, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

  • сохранение и увеличение числа воспитанников, вовлеченных в деятельность профильной смены;

  • количественный показатель воспитанников, укрепивших свое здоровье;

  • отсутствие травматизма и правонарушений среди воспитанников, вовлеченных в деятельность профильного лагеря;

  • степень удовлетворенности жизнедеятельностью профильного лагеря;

  • уровень сплоченности детского коллектива.

Для изучения и измерения этих показателей будут использоваться:

  • экспресс-диагностика психологической атмосферы коллектива Ю.Я. Ханина;

  • оценка привлекательности группы Сишора;

  • методика социально-психологической самоаттестации коллектива Р.С. Немова;

  • модифицированный тест А.Н. Лутошкина «Цветопись».


8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • сохранение и увеличение числа детей и подростков, вовлеченных в деятельность профильного лагеря «Интеллект»;

  • выпуск готовых печатных изданий: творческих работ учащихся

  • решать задачи на смекалку, на сообразительность.

  • решать логические задачи.

  • работать в коллективе и самостоятельно.

  • расширить свой математический кругозор.

  • пополнить свои математические знания.

  • научиться работать с дополнительной литературой.

  • развитие у детей коммуникативных навыков, способности к сотрудничеству;

  • умение выражать свои мысли в виде устных, письменных и творческих работ;

  • успешное участие в олимпиадах, конкурсах “Кенгуру”;

  • оценивание учащимися своих возможностей;

  • осознание школьниками степени своего интереса к предмету.

  • 9. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Финансирование реализации программы осуществляется:

  • за счет средств, выделяемых управлением образования администрации г. Хабаровска;

  • за счет субвенции, предоставляемой из краевого бюджета;

  • за счет родительской платы;

  • через привлечение родительских средств;

  • через материальное поощрение педагогов администрацией гимназии.


10. ВНЕШНЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

  • Плавательный бассейн «Нептун»;

  • Хабаровский краеведческий музей им. Н.И. Гродекова;



11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Безопасность в условиях летнего лагеря. Материалы государствен­ного комитета РФ по молодежной политике. Журнал «Народное об­разование» 4-5 2000 г. стр. 269.

  • Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере, М., 2003

  • Журнал «Народное об­разование «4-5 2000 г. Стр. 269.

  • Журнал «Народное образование № 3», Москва, 2010 год.

  • Кройчик Л.Е. Жанры периодической печати. М., 2006

  • Карнеги Д. Как завоевать друзей. М., 1999

  • Гусев В.А. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. М., 1977

  • Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы; Внеклассная работа по математике. 5-11 классы





ПРИМЕРНАЯ СМЕТА

расходов на организацию деятельности профильного лагеря

«Пресс – центр»


п/п

Наименование

Сумма

1

Канцелярские товары


2

Бумага


3

Изготовление формы с логотипом лагеря


4

Изготовление фотографий


5

Картриджи (черный, цветной)


6

Оформление


7

Изготовление баннера


8



9




Итого:








Программа летнего лагеря школьников
  • Математика
Описание:

Школа ориентирована на детей, интересующихся математикой и естественными науками и готовых к интересной учёбе летом. Программа «Интеллект – 2014» будет включать в себя популярные лекции, семинары по математике, биологии и физике, проектные работы по математике, физике, информатике (возможно, и по другим предметам), интеллектуальные и спортивные соревнования, экскурсии в музеи и учебные заведения г.Хабаровска, встречи с интересными людьми     Школа «Интеллект» - это открытое,  свободное, доброжелательное пространство, в котором царят взаимопонимание, уважение,  сотрудничество, партнерство, толерантность, гармония, любовь, доброжелательная атмосфера, желание учиться легко и интересно в атмосфере, насыщенной интересными событиями.

Автор Прокопенко Татьяна Ивановна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1641
Номер материала 36281
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓