Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия восточных языков № 4
ПРОГРАММА
деятельности
городского профильного лагеря
«Интеллект»
Автор: Прокопенко
Татьяна Ивановна
учитель
математики
г. Хабаровск
2014 год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Полное название лагеря
|
Городской профильный лагерь «Интеллект» с дневным
пребыванием детей и подростков
|
Полное название программы
|
|
Цель
|
Интеллектуальное развитие учащихся,
формирование математического мышления и овладение конкретными математическими
знаниями, необходимыми для практического применения в практической
деятельности.
|
Тип лагеря
|
Профильный лагерь с дневным пребыванием детей
|
Направления деятельности
|
Школа
ориентирована на детей, интересующихся математикой и естественными науками и
готовых к интересной учёбе летом. Программа «Интеллект – 2014» будет включать
в себя популярные лекции, семинары по математике, биологии и физике,
проектные работы по математике, физике, информатике (возможно, и по другим
предметам), интеллектуальные и спортивные соревнования, экскурсии в музеи и
учебные заведения г.Хабаровска, встречи с интересными людьми.
|
Краткое содержание
|
Школа «Интеллект» - это открытое,
свободное, доброжелательное пространство, в котором царят взаимопонимание,
уважение, сотрудничество, партнерство, толерантность, гармония, любовь,
доброжелательная атмосфера, желание учиться легко и интересно в атмосфере,
насыщенной интересными событиями.
|
Ожидаемые результаты
|
Создание банка детей, умеющих работать с
научной литературой. Создание условий для профессионального самоопределения
подростков и их социализации.
|
Авторы программы
|
Прокопенко Татьяна Ивановна
учитель математики
|
Адрес организации
|
ул. Герасимова, 16, тел.57-42-60
|
География участников
|
Педагоги-организаторы (учителя), учащиеся
|
Количество детей, участников программы
|
15 человек
|
Возраст детей
|
10 - 14 лет
|
Сроки проведения
|
1 смена, 13 календарный день
|
Организация питания
|
2-х разовое
|
Финансовое обеспечение программы
|
Краевые субвенции, родительская плата,
средства КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску», сметы
|
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Педагогика сотрудничества приводит каждого
наставника к необходимости какую-то часть времени проживать вместе со своими
учениками, погружаться в совместную деятельность где-нибудь без помех, суеты,
не отвлекаясь на другие дела. Теперь есть и у нас, в гимназии такая
возможность.
Нынешним летом, а именно, с 02.2014г. состоится первая летняя математическая
школа, на которой соберутся учащиеся 7 классов.
С утра до обеда интенсивная работа интеллекта, души и
тела.
Ребят ждут тематические занятия по группам, научно-популярные
лекции по выбору, такие как «история математики», «криптография», «уравнения
Пелля». Затем организация и участие в различных соревнованиях и турнирах: по шахматам,
футболу, волейболу, интеллектуальные игры, литературный вечер, фильмы.
Специфический мир математики и математиков с их
увлечениями, шутками, методами исследований, формами отдыха пронизан
вдумчивостью и интеллектом, продуманностью и креативностью.
Здесь соберутся люди, которые любят и умеют решать
задачи: простые и не очень, с подвохом и с изюминкой, про преступников и героев
мультфильмов. Задачи, в которых не понятно, кто врет, а кто говорит правду, где
все разбито
по парам, где все чередуется и все зацикливается.
Считаю, что организация профильного отряда
«Интеллект» актуальна и ее дальнейшая реализация вызвана:
ü повышенным интересом детей и подростков к
математике, физике;
ü сохранением и развитием устойчивого интереса к
деятельности профильной смены;
ü повышением спроса родителей на организованный
отдых в сочетании с обучением и оздоровлением детей и подростков в условиях
города;
ü эффективностью социализации детей и
подростков;
ü раскрытием и увеличением творческого
потенциала детей и подростков, построением индивидуальной траектории их
развития.
2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
Концепция деятельности профильного
лагеря «Интеллект» основывается на принципах отечественных исследователей сферы
каникулярного времени детей и подростков: аксеологический, методологический,
теоретический и интегративный.
Аксеологический принцип
основан на утверждении, что общество и государство, ориентируясь на Конвенцию
ООН о правах ребенка, предоставляет необходимые финансовые, материально-технические
и кадровые условия, создадут систему равных возможностей в реализации
творческого и лидерского потенциала личности детей и подростков.
Методологический принцип
строится на системном анализе проблем организации профильной смены в аспекте
удовлетворения интересов и потребностей детей и подростков, их развития и
самореализации.
Теоретический принцип
обосновывает выбор системообразующего фактора в организации профильной смены «Интеллект».
Это означает признание самоценности интереса личности и приоритета его выбора
для развития внутренних творческих потенциалов.
Интегративный принцип
связан с целевой направленностью профильной смены «Интеллект» на раскрытие
интеллектуального, творческого, физического, духовно-нравственного потенциала личности
за счет создания условий для его самоактуализации, самореализации и
саморазвития.
Деятельность профильного лагеря «Интеллект»
базируется на обеспечении равных возможностей ее участников, исходя из
признания:
ü самоценности жизни личности;
ü вариативного и инвариативного характера
способов организации и условий проведения профильной смены;
ü свободы выбора формы проведения профильной
смены;
ü социальной защищенности личности.
Профильный лагерь «Интеллект»
представляет собой своеобразное формирование детей и
подростков, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей
оздоровления, саморазвития, творческой инициативы при педагогическом управлении
взрослых.
Главное
в содержании деятельности смены профильного лагеря является:
ü
практика для
эффективного развития личности необходимой информационному обществу;
ü
выполнение
индивидуальных и коллективных творческих работ и проектов;
ü
пропаганда и
формирование здорового образа жизни;
ü
качественная
организация отдыха и занятости детей и подростков.
3. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Цель
программы:
·
Создание
условий для развития умственного, нравственного, эстетического, волевого
потенциала личности учащихся;
·
Развитие у
старшеклассников интереса к современной науке и представления о специфике
научной работы, создание условий для творческой работы школьников;
·
Формирование
у старшеклассников представлений о современной науке, культуре, искусстве как о
поле для собственного творчества;
·
Создание
среды, помогающей одаренным детям общаться друг с другом
Программные задачи:
· стимулировать познавательную активность детей,
любознательность, стремление к получению новых знаний, речевую активность;
·
развивать у детей
сообразительность, внимательность, способность к мыслительным операциям анализа
и синтеза, установлению закономерностей, творческое воображение, креативность
мышления;
·
стимулировать развитие
логического мышления и элементарного чувства юмора;
·
повышать интерес к
интеллектуальным играм через специально организованную деятельность с использованием
мультимедийного оборудования;
· совершенствовать навыки общения со взрослыми и
сверстниками, произвольность поведения;
·
создать
условия для объединения детей разного возраста с целью формирования
разносторонне развитой личности и реализации творческих интересов детей и
подростков;
·
использовать
новые формы работы при организации досуга, обучения и оздоровления
воспитанников в летний период.
Основные
принципы программы
Содержание и
организационные формы деятельности профильной смены «Интеллект» разработаны на
основе принципов, ориентирующих воспитание и обучении на развитие
всесторонне-развитой гармоничной личности, ориентированной на приобретение
прочных основ духовно-нравственного, гражданско-патриотического и здорового
образа жизни.
Принцип
гуманистической направленности ориентирован на создание посредством уважительных, добрых и
внимательных отношений между педагогами и воспитанниками психологического
комфорта, в котором растущая личность чувствует себя защищённой, нужной и
значимой. Основная стратегия взаимодействия основана на «субъект - субъектных
отношениях».
Принцип
личностного подхода в воспитании строится на признании личности развивающегося человека
высшей социальной ценностью, уважении уникальности и своеобразия каждого
ребёнка, признании его социальных прав и свобод.
Принцип
природосообразности воспитания ориентирован на воспитание учащихся сообразно их полу,
возрасту; формирование у них ответственности за развитие самих себя, за
экологические последствия своих действий и поведения.
Принцип
дифференцированного подхода направлен на отбор содержания, методов и форм воспитательной
работы в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими,
социально-экономическими и социально-психологическими условиями, ведущими
институтами воспитания и с учётом уникальности и неповторимости участников
воспитательного процесса.
Принцип
демократичности
направлен на участие всех детей и подростков в реализации программы развития
творческих и интеллектуальных способностей личности в условиях профильной
смены.
Принцип
творческого начала –
творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой
полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал. Творчество способно
придавать образованию и отдыху поступательное движение в направлении
совершенствования и развития воспитанников. Актуальным остается творчество
педагогов – организаторов и воспитателей как в использовании эффективных
традиционных, так и в создании современных педагогических технологий.
Принцип
комфортности
воспитательного и образовательного пространства предполагает создание в
школе-центре оптимальных условий для благополучного пребывания и развития
каждого ребенка и подростка. Ни один не должен чувствовать себя отторгнутым
воспитательно-образовательным пространством.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Интеллект»
Программа
смены профильного лагеря «Интеллект» представляет собой пролонгированный
проект, включающий три этапа:
1.
Аналитическую
разработку:
ü
создание
программы деятельности,
ü
изучение
спроса и потребности детей и родителей в профильной смене,
ü
набор детей и
подростков,
ü
подготовка
педагогических кадров и вожатых;
Период
реализации: февраль
– май 2014
2.
Действие
(собственно реализация деятельности
профильной смены «Интеллект»);
Период
реализации: с 02.06.2012 по 22.06.2014,
13 календарных дней.
3.
Последствие:
ü создание команды участников
ü
подведение
итогов смены,
ü
изучение
степени удовлетворенности детей и родителей профильной сменой,
ü
внесение
корректив в деятельность профильного лагеря «Интеллект».
Период
реализации: июнь,
сентябрь 2014.
ü Математический поток;
ü Физический поток;
ü Химический поток;
Примерный календарный план реализации
программы профильной смены «Интеллект»
Дата
|
Содержание культурно-оздоровительной
работы
|
Содержание
профильной деятельности
|
02.06
|
|
Теоретическое
занятие: О математике - с улыбкой
Веселая
викторина. Высказывания великих людей о математике
|
03.06
|
Церемония открытия
лагерной смены «Посвящение в интеллектуалы».
|
Теоретическое
занятие: Практическое занятие: Топологические
опыты.
Лист Мебиуса.
Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком.
|
04.06
|
|
Сюжетно-ролевая
игра «Маленькие хитрости большой математики»
|
05.06
|
Экскурсия в
|
Практическое
занятие: Создание кроссвордов, знакомство с
презентациями, проектами.
|
06.06
|
|
Интегрированное
занятие-практикум
|
09.06
|
Профилактическая беседа
|
Практическое
занятие: Логические задачи. Высказывания.
Истинные и ложные высказывания
|
10.06
|
Экскурсия в Хабаровский
краеведческий музей им. Н.И. Гродекова
|
Решение
занимательных задач. Меры в пословицах.
|
11.06
|
Написание статей, оформление страницы
математической газеты
|
Викторина
“По лабиринтам истории”
|
16.06
|
Игра "Слабое звено"
|
Игра "Клуб
веселых математиков"
|
17.06
|
Прогулка
по городу
|
Творческая лаборатория "Дважды Два"
|
18.06
|
Выход в
|
Создание банка
мультимедийных уроков
|
19.06
|
|
Турнир «Новых
математических игр» для
учащихся три математические игры: «Домино», «Домино-2», «Гонка за лидером».
|
20.06
|
Профилактическая беседа по
предупреждению детского дорожного травматизма. Закрытие лагерной смены
|
"Веселый
математический поезд"
|
Способы
стимулирования:
Объявить
конкурс “Самый умный знаток”, по итогам конкурса победителю вручается почетный
знак.
Ежедневно
отличившимся вручать знак отличия – “Сова”.
Красная
“Сова” – за самое быстрое решение.
Желтая
“Сова” – за самое оригинальное решение.
Зеленая
“Сова” – за настойчивость и трудолюбие.
Методы и приемы
работы:
ü
словесные (лекции и
семинары);
ü
наглядные;
ü анализ, обобщение и систематизация материалов
периодических печатных изданий;
ü практические (создание, выпуск и
распространение печатных изданий: газет, листовок);
ü проблемный;
ü диалоговый;
ü игровой.
Формы
работы:
ü
теоретические лекции;
ü
практические занятия;
ü
дидактические игры;
ü
тесты;
ü
тренинги;
ü
мозговой штурм;
ü
круглый стол;
ü
викторины;
ü
игры и конкурсы;
ü
экскурсии;
ü
пресс-конференции;
ü
спортивно-оздоровительные
мероприятия.
Структура занятий
(45 минут):
ü
Разминка – (упражнения для
настроя на рабочий лад) – 5 минут;
ü
Заявка (проблемная
ситуация) – 5 минут;
ü
Основная часть (изучение
теоретического материала) – 15 минут;
ü
Актуализация (практические
навыки) – 15 минут
ü
Подведение итогов.
Рефлексия – 5 минут
Режим работы
профильного лагеря «Интеллект»
10:00 – 10:15 – организационный сбор «Доброе
утро, друзья!»
10:15 – 10:30 – общелагерная линейка
10:30 – 11:00 – завтрак «Приятного аппетита!»
11:00 – 13:00 – профильная деятельность (две
пары по 45 минут, включающие теоретические и практические занятия, тренинги,
минутки активного отдыха, поиск и сбор информации)
13:00 – 14:00 – организация досуга «Хорошее
настроение»
14:00 – 14:30 – обед «Съешь САМ!»
14:30 – 15:00 – итоги дня «Огонек открытых
сердец»
6.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации программы необходимо
выполнение ряда условий:
Нормативно-правовые условия
ü Конституция РФ
ü Закон РФ от 10 июля 1992г N2 3266-1 «Об образовании»
ü Федеральный закон от 24 июля 1998г N2 124-Ф3 «Об
основных гарантиях прав ребенка в РФ»
ü Приказ Минобразования РФ от 13 июля 2001г N22688 «Об
утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным
пребыванием, лагерей труда и отдыха»
ü Конвенция о правах ребенка
ООН, 1991г.
ü Приказ МО РФ № 2688 от 13.07.2001 г. «Об
утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным
пребыванием, лагерей труда и отдыха». Журнал «Народное образование» № 3, 2002
г., стр. 249.
ü Приказ управления образования
администрации г. Хабаровска об организации работы профильных лагерей.
ü Приказ МБОУ гимназия № 4 об организации
работы профильных лагерей летом.
ü Устав МБОУ гимназия № 4..
ü Правила внутреннего распорядка
профильного лагеря.
ü Правила по технике безопасности,
пожарной безопасности.
ü Рекомендации по профилактике
детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном
оздоровительном лагере.
ü Должностные инструкции работников.
ü Санитарные правила о прохождении
медицинского осмотра.
ü Заявления от родителей.
ü Планы работы.
Кадровое обеспечение
Подбор и
расстановка кадров осуществляется администрацией МАОУ гимназия № 4.
В
соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
ü начальник лагеря – 1, учитель математики;
ü педагоги - организаторы: учитель информатики;
ü физорг;
ü вожатые –
ü библиотекарь;
ü медработники;
ü повара.
Методическое обеспечение
ü Наличие программы профильного лагеря «Интеллект»,
плана-сетки.
ü Должностные инструкции всех участников
процесса.
ü Проведение установочного семинара для всех
работающих в течение лагерной смены.
ü Подбор методических разработок в соответствии
с планом работы.
ü Проведение ежедневных планёрок.
ü Разработка системы отслеживания результатов и
подведения итогов.
ü Учебно-методические пособия;
ü Печатные и раздаточные материалы;
Педагогические условия
ü Отбор педагогических средств с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
ü Организация различных видов деятельности.
ü Добровольность включения детей в организацию
жизнедеятельности ПЛ.
ü Создание ситуации успеха.
ü Систематическое информирование о результатах
прожитого дня.
ü Организация различных видов стимулирования.
Материально-техническое обеспечение
программы
ü кабинеты
№ 202, № 407 и информатики № 406;
ü большой
спортивный зал;
ü гимназическая
библиотека;
ü столовая;
ü спортивная
площадка;
ü канцелярские
товары (блокноты, ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, файлы, скрепки,
бумага, стиплер, штрих, картриджи, диски и т.д.);
ü компьютеры,
фотоаппарат, видеокамера;
ü баннер
для оформления лагеря;
ü стенд
для освещения деятельности профильного лагеря.
7. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Для того чтобы
программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник
процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием работал на учебных
занятиях, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для
выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
ü сохранение и увеличение числа воспитанников,
вовлеченных в деятельность профильной смены;
ü количественный показатель воспитанников,
укрепивших свое здоровье;
ü отсутствие травматизма и правонарушений среди
воспитанников, вовлеченных в деятельность профильного лагеря;
ü степень удовлетворенности жизнедеятельностью
профильного лагеря;
ü уровень сплоченности детского коллектива.
Для изучения и
измерения этих показателей будут использоваться:
ü экспресс-диагностика
психологической атмосферы коллектива Ю.Я. Ханина;
ü
оценка
привлекательности группы Сишора;
ü
методика
социально-психологической самоаттестации коллектива Р.С. Немова;
ü
модифицированный тест А.Н.
Лутошкина «Цветопись».
8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ü
сохранение и
увеличение числа детей и подростков, вовлеченных в деятельность профильного
лагеря «Интеллект»;
ü
выпуск готовых
печатных изданий: творческих работ учащихся
ü
решать задачи на смекалку,
на сообразительность.
ü
решать логические задачи.
ü
работать в коллективе и
самостоятельно.
ü
расширить свой
математический кругозор.
ü
пополнить свои
математические знания.
ü
научиться работать с
дополнительной литературой.
ü развитие у детей коммуникативных
навыков, способности к сотрудничеству;
ü умение выражать свои мысли в виде
устных, письменных и творческих работ;
ü успешное участие в олимпиадах, конкурсах
“Кенгуру”;
ü оценивание учащимися своих возможностей;
ü осознание школьниками степени своего
интереса к предмету.
ü
ü
9.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Финансирование
реализации программы осуществляется:
ü за счет средств, выделяемых
управлением образования администрации г. Хабаровска;
ü
за счет
субвенции, предоставляемой из краевого бюджета;
ü
за счет
родительской платы;
ü
через привлечение
родительских средств;
ü через материальное поощрение
педагогов администрацией гимназии.
10. ВНЕШНЕЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ü
Плавательный бассейн
«Нептун»;
ü
Хабаровский краеведческий
музей им. Н.И. Гродекова;
11. СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
ü Безопасность в условиях летнего лагеря.
Материалы государственного комитета РФ по молодежной политике. Журнал
«Народное образование» 4-5 2000 г. стр. 269.
ü Григоренко Ю.Н. Планирование и организация
работы в детском оздоровительном лагере, М., 2003
ü Журнал «Народное образование «4-5 2000 г.
Стр. 269.
ü Журнал «Народное образование № 3», Москва,
2010 год.
ü Кройчик Л.Е. Жанры периодической печати.
М., 2006
ü Карнеги Д. Как завоевать друзей. М., 1999
ü Гусев В.А. Внеклассная
работа по математике
в 6-8 классах. М., 1977
ü Фарков А.В. Математические кружки в школе.
5-8 классы; Внеклассная работа по математике. 5-11 классы
ПРИМЕРНАЯ СМЕТА
расходов на организацию деятельности профильного
лагеря
«Пресс – центр»
№
п/п
|
Наименование
|
Сумма
|
1
|
Канцелярские товары
|
|
2
|
Бумага
|
|
3
|
Изготовление формы
с логотипом лагеря
|
|
4
|
Изготовление
фотографий
|
|
5
|
Картриджи (черный,
цветной)
|
|
6
|
Оформление
|
|
7
|
Изготовление
баннера
|
|
8
|
|
|
9
|
|
|
|
Итого:
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.