ПРОГРАММА
лагеря с дневным пребыванием
«Три волшебных острова или «Алые паруса»
Пояснительная записка
Летом в условиях организации детского
отдыха происходит интенсивный эмоциональный взаимообмен духовными ценностями,
опытом, интересами. Общение – сфера, стимулирующая такой обмен, позволяющая
приобрести опыт взаимоотношений с людьми различных возрастных категорий.
Летние каникулы
составляют значительную часть годового объема свободного времени детей. И в
специально организованном воспитательном пространстве происходит интенсивное
развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей,
приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, вхождение в систему
социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных
интересов в личностно значимых сферах деятельности, разрядка накопившейся за
год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья.
Лагерь,
предоставляя широкий спектр деятельности, открывает для ребенка удивительную
возможность самореализации в соответствии с его личностными особенностями.
Творческая смена «Алые
паруса» или «Три волшебных острова» – надежный причал, где ждут, надеются и
любят всех, кто к нему причалил. «Алые паруса» или «Три волшебных острова» для
детей – это большая программа-игра, где они будут пробовать свои силы.
Цель: Создание особого воспитательного
пространства, организованного для включения детей в творчески развивающую
жизнь, удовлетворение личных потребностей, постижение самоценности личности,
осознание своей роли в жизни окружающих людей.
Задачи:
Ø
Обеспечение сохранности
жизни и здоровья детей.
Ø
Индивидуальный подход к
каждому ребенку в зависимости от его особенностей.
Ø
Удовлетворение интересов
наибольшего числа участников смены через организацию разнообразных пространств
деятельности.
Ø
Предоставление ребенку
свободы выбора в области приложения сил и методов достижения цели.
Ø
Одобрение результатов
деятельности детей в какой-либо области.
Ø
Предоставление ребенку
возможности вносить вклад в общее дело группы при достижении успеха и признание
этого успеха значимыми для ребенка людьми.
Ø
Создание условий для
конкретного воплощения творческих идей.
Ø
Исключение какого-либо
давление на детей, создание обстановки доверия и открытости.
Ø
Помощь в развитии
способностей адекватного самоанализа, оценивание подростком собственной
деятельности, самостоятельного решения проблем.
Ø
Привитие знаний, умений и
навыков, необходимых для развития личности с лидерскими задатками.
Смена в форме
сюжетно-ролевой игры. Участникам предлагается отправиться в путешествие по трем
островам – знаний, состязаний и игры, дружбы – и исследовать их. При этом дети
сталкиваются с различными препятствиями, становятся участниками различным
конкурсов, состязаний, викторин и испытаний, в ходе которых каждый участник
сможет проявить свои интеллектуальные, физические, духовные, творческие и
лидерские возможности
Использование
конкурсных программ – один из способов решения творческих задач. Конкурсная
программа является перспективной формой самореализации детской
самодеятельности. Участники конкурсов учатся культуре заинтересованного общения
и продуктивного совместного действия, как в замкнутом пространстве малой
группы, так и в пространстве всего лагеря. Дети учатся понимать необходимость
успеха для себя и создавать ситуации успеха для других.
Конкурсная
программа состоит из большого числа самостоятельных конкурсов: спортивных,
творческих и интеллектуальных. Она представляет собой цикл разнообразных дел, в
которых может проявить себя каждый ребенок. В основе конкурсной программы лежит
принцип соревнования, состязания.
Каждый из
конкурсов является своеобразным педагогическим проектированием недостающих зон
развития каждого ребенка в том или ином виде деятельности. Его педагогическим
сопровождением в течение смены. А сама конкурсная программа демонстрирует детям
образец конструктивного сотрудничества, обеспечивающего возможность
самореализации личности, проявление общего интереса к каждому со стороны всех
участников смены, влияет на эффективность групповой деятельности,
эмоционально-психологический климат и сплоченность малых групп. Конкурсные
программы являются мощным стимулом к развитию личности, к совершенствованию ее
навыков. Проведение таких программ позволяет ребенку:
-
развить свои волевые
качества;
-
самоопределиться в мире
увлечений и профессий;
-
сформировать свой
эстетический вкус;
-
развить коммуникативные
способности;
-
приобрести навык
совместной деятельности.
Реализация конкурсной
программы обеспечивает наличие постоянного стимула, в роли которого в нашем
случае выступает индивидуальный или коллективный успех – победа, что создает
основу для формирования высокой самооценки, способствует творчески активному
самочувствию каждого подростка. Конкурсные программы могут носить тематический
характер в зависимости от содержания смены. Формы дел, из которых состоит
конкурсная программа, могут быть совершенно различными, но важно, чтобы каждый
ребенок смог удовлетворить свои базовые потребности: был включен в дело, проявил
себя, пережил успех, собственную значимость, ощутил интерес окружающих,
насладился радостью победы.
100% успешность
участия в конкурсных программах обеспечивается качественной подготовкой
выполнения условий конкурса, помощью воспитателей, а также номинационной системой
оценивания.
Таким образом, нет
побежденных, и каждый участник испытывает удовлетворение от самого участия в
конкурсной программе.
ОРИЕНТИРЫ:
«Капитан своей
судьбы»
Ориентир
предполагает работу по саморазвитию ребенка, самоутверждению, самоопределению,
формированию лидерских качеств в созидательной деятельности, то есть работу по
своей программе роста.
«Мое творчество»
Только творческий
человек будет всегда интересен. У каждого человека есть свои хорошие задатки и
способности. Попробовать свои силы в творческой деятельности рядом с
интересными людьми может каждый. И, возможно, творческие открытия станут в
будущем залогом успехов в профессиональной деятельности.
«Островок надежды»
Если тебе плохо –
иди к людям. Будь готов прийти на помощь своим друзьям, чтобы они не потерялись
в «море жизни».
«Содружество»
«Дружбой силен
человек». Следуя этому утверждению, каждый понимает, что надо не просто искать,
но и уметь дружить. В большом содружестве с членами разных организаций, объединений.
Всегда можно почувствовать себя сильным, получить руку помощи. Крепить
сотрудничество, расширять связи для взаимообогащения.
Смена в лагере
длится 21 рабочий день. Она делится на три периода – организационный, основной
и заключительный, сочетающих все направления социальной, культурно-досуговой,
воспитательной и оздоровительной деятельности всего коллектива.
Организационный
период длится первые 3 дня и характеризуется запуском игрового сюжета.
Задачи организационного периода:
-
познакомить детей, создать
благоприятный эмоциональный настрой;
-
предъявить единые
педагогические требования к режиму дня и дисциплине;
-
узнать увлечения,
характеры и склонности ребят, выявить лидеров, организаторов в детском
коллективе;
-
познакомить детей с
содержанием смены (выбор экипажами названия судна, речевки, девиза и песни,
оформление кают, выбор капитанов, боцманов и т.д.), откорректировать план
работы с учетом предложений и пожеланий ребят.
Основной период – складывается из полезных, развивающих
занятий и характеризуется испытаниями для экипажей и смельчаков-одиночек.
Испытания на «Острове знаний»
·
интеллектуальные
состязания: викторины, интеллектуальные игры, конкурсы, кроссворды, тесты;
·
ключевое испытание – КТД
«Олимпиада грамотеев, умников, знатоков»; ритуал награждения победителей;
открытие доски претендентов на присвоение звания «Кавалер Ордена Дружбы»;
формирование экспедиций, команд для исследований на «Острове состязаний, игр и
приключений».
Испытания на «Острове состязаний, игр и приключений»
-
спортивные соревнования
(открытие Малой Олимпиады), эстафеты;
-
народные игрища
(знакомство с народными и дворовыми играми; турниры по народным играм; работа
клуба танца);
-
ключевое испытание – общее
дело – День Рекордов: финальные игры; ритуал награждения победителей; демонстрация
достижений;
-
формирование экспедиций
для исследований на «Острове дружбы».
Испытания на «Острове дружбы»
·
совместные дела экипажей;
·
товарищеские встречи с
соседними лагерями;
·
ключевое испытание – общее
дело «Праздник, который придумали мы!» Бал «Ты и я»; демонстрация достижений;
вручение Ордена дружбы, чествование его кавалеров; итоговый концерт.
Итоговый период смены предлагает: пресс-конференции;
подведение итогов игры, награждение организаторов и активных участников смены;
подведение итогов в экипажах; сбор материалов смены.
Для реализации
данной программы в лагере организуется 3 экипажа. В течение всей смены между
ними проводятся соревнования, результаты которых отражаются на «Навигационной
карте». По итогам участия в соревнованиях экипажи получают «фрегаты», из
которых формируют свой флот. Победителем смены является тот экипаж, чей флот
окажется многочисленней.
В случае невыполнения экипажами
указаний руководства флота на «Навигационной карте» появляются акулы. Стая из
пяти акул уничтожает один фрегат.
Смена строится
на трех принципах:
1.
Принцип
самоуправления.
В период всей смены
обработкой информации занимается совет капитанов (предлагается перевыборы
капитанов на каждом острове, что необходимо реализации лидерских навыков большего
количества ребят).
В течение всей
смены ежедневно собирается «Кают - кампания» – объединение капитанов
(представителей) от каждого отряда. «Кают – кампания» служит своеобразным
«барометром настроения» в отрядах. На ней подводятся итоги дня, идет обмен
информацией, творческие группы вручают задания экипажам. Главная задача
участников «Кают – кампании» - суметь донести информацию до своего отряда и
высказать мнение своих товарищей.
Каждое утро
проводится сбор экипажей, на котором назначается дежурные экипажи:
·
по столовой;
·
на территории лагеря.
2.
Принцип сочетания
коллективных и индивидуальных заданий включенности каждого в сюжетно-ролевую игру
«Три волшебных острова».
Для того чтобы каждый
участник смены мог полностью реализовать свой творческий потенциал и
продемонтрировать свои возможности, все участники смены могут посетить учебы в
виде мастер классов:
Ø
Игроград.
Ø
Секреты общения.
Ø
ИЗО деятельность.
Ø
Умелые руки.
Ø
«Я – актер».
Мастер - классы
проводятся по круговой системе. Каждый преподаватель на своем занятии выбирает
самых активных участников.
3.
Принцип игровой
позиции педагога в различные периоды смены.
Каждому взрослому –
участнику игры «Три волшебных острова» очень важно не только помочь ребятам разобраться
в правилах игры, но и самому попробовать силы в разных ролях.
В основной период
очень большое значение имеет анализ дня «Кают - кампании». Очень важно, чтобы
средствами игры в группе ребят были заложены душевные, дружеские отношения.
Ожидаемые
результаты реализации программы.
·
дети и подростки будут
обеспечены полноценным досугом.
·
Ребята попробуют свои силы
в организаторской, творческой, созидательной деятельности в условиях
развивающей среды, объединяться в творческие коллективы.
·
У детей и подростков
появиться потребность в приобретение социально значимых знаний и их
применении.
·
Будут развиваться
коммуникативные способности детей, эмоциональная сфера, двигательная активность,
сформируется новый темпоритм жизни.
Условия реализации
программы:
-
Методическое
обеспечение – планы,
сценарии, анализы, наглядные пособия.
-
Материально-техническое
обеспечение – музыкальная
аппаратура, аудио кассеты, декорации, бутафория, костюмы, канцелярские товары,
наличие сцены и аудиторий, столовая (камбуз), спортивная площадка, игровая площадка,
медицинский кабинет (санчасть), игровая комната.
-
Кадровое обеспечение – педагог-организатор, воспитатели отрядов,
музыкальный работник, спорт инструктор, художник оформитель, преподаватели
мастер - классов,
Методические рекомендации.
Основным моментом
организационного периода является:
Адаптация детей к жизни лагеря
Для некоторых
детей оргпериод пройдет незаметно, легко. Но иногда этот процесс протекает
мучительно, тревожно, что они не выдерживают и при появлении родителей в лагере
устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованиями забрать
их домой. Именно эти дни – первый психологический кризис смены. Для основной
части ребят привыкать надо ко всему: новому человеческому и предметному
окружению, отсутствию родителей, самообслуживанию, режиму, новым требованиям. У
некоторых есть предубеждение к составлению плана работы на смену. Они считают,
что есть общелагерный план, в котором определены наиболее значимые дела, а
остальное определят погода, настроение и возникшие идеи. Конечно, план не может
быть жестким, в нем должно быть место для импровизации, но при отсутствии перспективного
планирования можно упустить массу интересных и необходимых дел. В таком случае
жизнь детей становится сиюминутной, и нет, ожиданий «завтрашней радости», когда
какие-то дела требуют предварительной подготовки. Участие ребят в КВНах,
огоньках, кострах и других мероприятиях окажется спонтанным и эпизодическим.
План работы позволяет правильно чередовать дела по характеру и познавательной,
эмоциональной насыщенности или физической нагрузки на детей, по их количеству в
течение дня, недели, смены. Из всего сказанного можно сделать вывод: ваша
главная задача – помочь детям в привыкании к лагерю.
Чтобы процесс
вхождения детей в новую (не домашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно,
необходимо как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести
коммуникативные игры и семейные дела, способствующие интенсивному знакомству.
В самом начале
развития группы наблюдается, как правило, подъем, сопровождающийся повышенной
активностью, приподнятым настроением, энтузиазмом. Новизна ситуации, первые
благоприятные впечатления членов группы друг о друге создают у них эмоционально
положительный настрой, который отражается в показателях психологического
климата. Очень важно в самом начале построения и организации жизнедеятельности
в вашей семейке установить самые элементарные правила поддержания порядка,
приучить детей к выполнению режима дня и соблюдения санитарных норм, для чего
предъявить «единые педагогические требования» в форме договора, законов,
устава. Организуйте также экскурсию – знакомство с лагерем. Вы можете
рассмотреть ряд вопросов, касающихся жизни детей в лагере: правила внутреннего
распорядка, обязанности дежурных, «нельзя» в нашем лагере, правила пользования
туалетами, хранение вещей в тумбочках, уборка кровати и в комнате, правила поведения
ночью, и другое. Это нужно для того, чтобы детский коллектив впоследствии стал
«управляемым». Для этого необходимо в первый день провести с детьми беседы о:
ü
законах зелени,
территории, моря, дружбы, точного времени и др.;
ü
правилах купания;
ü
правилах выхода за
территорию;
ü
бережном отношении к
имуществу;
ü
правилах безопасности и
уровне ответственности за жизнь и здоровье детей;
ü
правилах питания,
поведения в столовой;
ü
режиме дня;
ü
расположении объектов
жизнеобеспечения в лагере (кабинеты, туалетов, столовой, игровых помещений,
площадок, отрядных мест и т.д.);
ü
правила этикета;
ü
мерах пресечения за грубые
нарушения дисциплины;
ü
санитарии и гигиене;
ü
традициях лагеря;
ü
мероприятиях смены;
ü
положительных ожиданиях
совместной деятельности.
Кроме того, можно
провести игры на знакомство, игру «Секретные материалы», «свечку знакомств».
Когда составлен
план, прошла презентация отрядов и открыта лагерная смена, начинается ее
основной период.
Основной
период. В середине смены наступает второй кризисный пик, который может
повлечь немотивированные ссоры в отряде, напряженность отношений с
воспитателями и другими взрослыми. Ребята привыкли к лагерю и в тоже время
устали или от скуки и монотонности жизни, или от ее перенасыщенности. Именно к
середине смены надо заложить в план возможность появления какого-то
сюрпризного, неожиданного дела или события или запланировать на эти дни поход,
который сломает весь привычный уклад.
Итоговый период
– последние 2-3 дня, пик криминальной активности. Ребята устали от постоянного
нахождения на людях, от дел, экскурсий. Рекомендуется снять полномочия с
командиров, всю работу по управлению отрядов взять на себя, знать, где
находится каждый ребенок. И на этот момент надо запланировать какие-то
интересные беседы, сюрпризы и подготовиться к интересному и запоминающемуся
расставанию. И, конечно, успех вех мероприятий во многом зависит от участия
самих ребят в жизни лагеря. Поэтому для воспитателя очень важно найти для
каждого ребенка дело, которое ему интересно и вызовет ответную положительную
реакцию. Если поинтересоваться в этот период у детей, хотят ли они домой, то в
ответ можно услышать неопределенное « и да, и нет». Эта раздвоенность желаний и
является причиной изменения эмоционального тонуса, изменения поведения и даже
изменения ценностей. Те отрядные дела, которые так нравились в основной период,
в глазах детей вдруг теряют свою привлекательность. И главной ценностью становится
неформальное общение. Предчувствуя расставание, новые друзья и подружки словно
хотят наговориться на всю оставшуюся жизнь. Но поскольку дети не могут общаться
как взрослые, вальяжно развалившись в мягком кресле или степенно прогуливаясь
по тихим аллеям, они предпочитают действия: уходят в лес в поисках особых шишек,
отправляются на реку собирать ракушки и камешки, залезают в самые немыслимые
места. И все это совершают, часто забыв поставить вас в известность.
Именно на
последние дни приходится еще один пик «криминальной активности». Дети, словно
почувствовав, что времени осуществить вызревавший за всю смену замысел уже не
остается, решаются на него в последние дни. Они отправляются под покровом
темноты «мазать девчонок», они залезают средь бела дня на столбы-громоотводы,
они облачаются в костюмы приведений и устраивают грандиозные подушечные
баталии.
Осознавая
опасность, исходящую от окончательно раскрепостившихся детей, действительно,
какое-нибудь недоразумение не испортило «положительное впечатление от смены»,
вам нужно быть внутренне мобилизованным и собранным, внешне – спокойным и
уверенным. И, конечно же, вам нужно четкий план действий. Ведь предстоит решить
еще так много организационных и воспитательных задач.
Прежде всего,
объявите о введение «президентского правления». Поблагодарите командира отряда
за все хорошее, что было им сделано, и снимите с него командирские обязанности.
Все равно в условиях предотъездной суматохи он с ними не справится, а, будучи
человеком ответственным и впечатлительным, может сильно переживать оттого, что
его «никто не слушается». Возьмите управление отрядом полностью в свои руки.
Игры в самоуправление на заключительном этапе уже не эффективны, а значит и
неуместны. (Данный совет не является абсолютным, иногда нужно сделать с
точностью до наоборот: дать возможность детскому самоуправлению проявить себя и
тем проверить свои авторитет и организаторские способности).
В случае ненастья
роль «улицы» будет играть клуб или отрядная комната. Но не превращайте
заключительный период в перманентную организационную процедуру, превышающую
вспышки неформальной нежности. В эти дни, как и во все другие, есть место
отрядным делам. Конечно, их должно быть немного и они должны иметь определенную
направленность.
Прежде всего, это
– подведение итогов, если на базе отряда работал кружок, необходимо
организовать итоговое выступление или выставку – демонстрацию результатов его
работы. Если вы вели отрядный бортжурнал, необходимо дописать в нем последнюю
страничку, прочитать все вслух и вручить его на хранение кому-либо из ребят
(командиру отряда) или вам, как старшему товарищу. Если у вас существовала
традиция проводить ежедневные коллективные итоги дня, необходимо сделать
итоговый анализ – разговор о прожитой смене и друг о друге на последнем
отрядном костре.
И еще нужен один
красивый праздник. Он должен быть ярким и запоминающимся. К его подготовке
должны быть привлечены все дети. В нем должны проявиться все раскрывшиеся
таланты. Это может быть большой гала-концерт «Вечерняя звезда».
Детям будет
приятнее, если подарки вы сделаете своими руками. Они могут быть скромными –
медалька с эмблемой отряда или любым другим рисунком, но при этом они должны
быть персональными. А потому сделайте на каждой медальке надпись: «За самый
звонкий смех», «За самый здоровый аппетит», «За самые интересные идеи»… И
вручите в завершении праздника каждому ребенку причитающуюся ему награду.
Условия
успешного мероприятия (КТД)
Продумать весь ход
дела, включая список необходимых реквизитов. Ваши дети должны понимать, они –
организаторы этого дела, а не воспитатели. Воспитатель помогает в организации.
Поэтому вместе с детьми обговорить весь ход дела, цель организации этого ела,
пути к наилучшему результату.
Дело должно быть
значимым для ваших детей. Для них очень важно утвердить, причем положительно в
глазах своих сверстников. Поэтому вы, как педагоги должны, должны решать в
первую очередь педагогические задачи: дать возможность проявиться ребенку
творчески, индивидуально и т.д. (т.е. помочь показаться всем в хорошем
проявлении поступков, умения и т.д.). Но еще не маловажно любое дело должно
быть удачным, таким, чтобы все вокруг признали бы это дело и оценили очень высоко.
Не забудьте о рекламе
вашего дела с короткой, но в тоже время полной информацией о деле, чтобы всем
захотелось прийти на ваше дело по собственной инициативе.
Подумайте обязательно
об оформлении места, (что очень влияет на восприятие, и соответственно настраивает
на участие).
По итогам дела
провести анализ, как с детьми, так и с коллегами. «Что было хорошего? Что не
получилось? На что надо обратить внимание?».
ЗАПОВЕДИ ОТРЯДА
Чем больше
трудностей, тем больше бодрости.
Получил задание – не
пищи, легкой работы себе не ищи.
Думай, разведывай,
соображай – решения и планы друзей уважай.
«Семейка»
Девиз:
Мы семейка
просто класс!
Все в
семье у нас - атас!
«Дельфин»
Девиз:
Дельфин
всегда плывет вперед
и никогда
не отстает.
«Дружба»
Девиз:
Миру -
мир. Войны – не нужно.
Вот девиз
отряда «Дружба».
«Кнопки»
Девиз:
Куда
хотим, туда вобъемся,
Чего хотим
– того добьемся!
«Лучики
солнца»
Девиз:
Лучики
солнца согреют теплом.
Будет
наполнен весельем ваш дом.
«Почемучки»
Девиз:
Мы объедим
целый свет,
Чтоб везде
найти ответ.
«Апельсин»
Девиз:
Словно
дольки апельсина.
Мы дружны
и неделимы.
«Спасатели»
Девиз:
Наш девиз
– четыре слова:
«Спасся
сам – спасай другого».
«Веселое
звено»
Девиз:
Один за
всех и все за одного!
«Непоседы»
Девиз:
Пусть горы
и кручи у нас на пути.
Отряд
«Непоседы» всегда впереди.
«Вини-Пух»
Девиз:
Хоть ты
лопни, хоть ты тресни,
Вини-Пух
на первом месте.
«Лучики»
Девиз:
Солнышко
лучистое, - мы твои лучи,
Быть
людьми хорошими ты нас научи!!!
«Малышок»
Девиз:
Кто
сразится с малышком,
Тот
получит в лоб горшком.
«Чудо-остров»
Девиз:
Чудо-остров
лучше всех,
Нас
повсюду ждет успех!
«Турист»
Девиз:
Умный в
гору не пойдет –
Умный гору
обойдет.
«Кроссворд»
Девиз:
Если
хочешь нас узнать, то попробуй разгадать!
«Радуга»
Девиз:
Мы как
радуги цвета, неразлучны никогда.
«Одуванчик»
Девиз:
Держаться
вместе, чтоб не сдуло.
«Улыбка»
Девиз:
Жить без
улыбки – просто ошибка,
Всюду
улыбки – повсюду добро.
«Высшая
лига»
Девиз:
А девиз
наш таков – больше дела,
меньше
слов.
«Мечта»
Девиз:
Все то, о
чем мечтается,
Все то,
что мы хотим,
Все то,
что нам понравится,
Мы с вами
создадим!
«Журналисты»
Девиз:
Наше
оружие – слово!
«Вестник»
Девиз:
Нести
радость людям!
«Камертон»
Девиз:
Задает
всем тон
Очень
точный камертон.
«Струна»
Девиз:
Звенит ли
наша жизнь струной
Зависит и
от нас с тобой!
«Эрон»
Девиз:
Что такое
«Эрон»
Узнаете вы
без сомнения.
Это отряд
Энергичных Ребят
Особого
Назначения!
«Исток»
Девиз:
Ищет,
спорит, творит
Обязательно
каждый.
«Ритм»
Девиз:
Романтики,
Искатели,
Творители,
Мечтатели!
«Бэмс»
Девиз:
Боевые,
Энергичные,
Молодые,
Симпатичные!
«Бригантина»
Девиз:
В дорогу,
плаванье, полет,
Бригантина
нас зовет!
«Дружный»
Девиз:
Ни шагу
назад, ни шагу на месте,
Только
вперед и только все вместе!
«Крылатый»
Девиз:
Дружба
крылатыми делает нас,
На высоту
поднимая!
«Пламя»
Девиз:
Искру огня
подхватить мы готовы,
Пламенем
ярким мы будет гореть!
«Прометей»
Девиз:
Зажечь
огонь в сердцах людей,
Как это
сделал Прометей!
«Данко»
Девиз:
Возьми
свое сердце, зажги его смело,
Отдай его
людям, чтоб вечно горело!
«Искатели»
Девиз:
Бороться и
искать,
Найти и не
сдаваться.
«Беспокойный»
Девиз:
Жить,
отвечая за все!
«Юность»
Девиз:
Сердце в
ладонях, сердце в груди,
Гордая
юность всегда впереди!
«Эдельвейс»
Девиз:
Цветет
цветок среди камней,
Во имя
счастья всех людей!
«Костер»
Девиз:
Отвага,
искренность, юмор, задор,
У
каждого искорка, вместе – костер!
Энциклопедия мысли
Как познакомить детей с лагерем?
Начать знакомство детей с лагерем отдыха можно с экскурсии по лагерю.
На ней дети узнают, где расположены в лагере столовая, стадион, линейка, кружки
т.д.; Как оформить отрядный уголок?
Любое место, где живут дети, должно быть красиво оформлено, должно
радовать глаз, содержать полезную информацию. Отрядный уголок – этот особый вид
печати, который должен:
-
содержать информацию о
важных событиях жизни отряда;
-
призывать к решению
наболевшего вопроса;
-
поздравить со значительным
событием в жизни члена отряда или отряда целиком;
-
опубликовать собственные
творения детей и подростков.
Здесь каждый ребенок может стать автором статьи, оформителем, дизайнером,
художником проявить все свои таланты и возможности.
В отрядном уголке должны быть:
-
название отряда;
-
девиз;
-
эмблема;
-
рубрики «Разрешите представиться»
или «Знакомьтесь, это я», «Поздравляем», «Бестолковый словарь», «Хочу сказать»,
«Мои идеи», «Сегодня в отряде» (утром, днем, ночью), «Почтовый ящик», «Экран настроения»
и другие.
Каким должен быть текст? Текст должен быть:
1.
Ярким и броским.
2.
Лаконичным и необычным.
3.
Вызывающим интерес.
4.
Соответствующий возрасту.
5.
Развивающим и
воспитывающим.
6.
Приглашающим к раздумью.
7.
Не содержащим пошлости.
8.
Не содержащим материала,
обижающего кого-либо.
Для стимулирования работы авторского коллектива авторы должны быть названы,
за исключением тех, кто сам пожелал остаться неизвестным (по различным
причинам).
v
Как выйти за территорию
лагеря?
Самостоятельный выход отрядов за территорию лагеря осуществляется
организованно в сопровождении не менее одного взрослого на 10-15 детей, с
периодическим подсчетом количества детей. При выходе за территорию не забудьте
про головные уборы. В случае их отсутствия сделайте панамки из газет или
подручных средств. При наличии пилоток их можно получить на складе.
Позаботьтесь о питьевой воде. Предупредите детей о следующем:
-
запрещается есть
незнакомые ягоды и траву;
-
запрещается пить из
неизвестных источников;
-
на пляже необходимо строго
выполнять правила отдыха и купания.
v
Как организовать костер в
вечернее время? Правила:
-
Выход на костер осуществляется
только с разрешения начальника лагеря или его заместителя.
-
Выход планируйте заранее
не менее чем за сутки. Пишется заявление на имя начальника лагеря с указанием
времени выхода и возвращения, количества детей и цели мероприятия.
-
Отряд выходит на костер
организованно, в сопровождении не менее двух педагогов и двух физруков
(мужчин).
v
Отряды идут на пляж.
Правила:
-
Выход отрядов на пляж
осуществляется организованно, после издания приказа начальником лагеря и
проведения инструктажа «О правилах поведения на воде» для всех педагогов под
роспись.
-
Присутствие старшего
педагога, педагога-организатора, медработника, инструктора по плаванию –
обязательно.
-
Проверить наличие у
каждого ребенка головного убора, купального костюма, пляжного полотенца,
питьевой воды.
-
Расположение отрядов на
пляже происходит в специально установленных местах.
-
Купание детей
осуществляется группами по 10 человек.
-
Обязательно пересчитывать
детей перед входом в воду и выходом из нее.
-
Постоянно интересуйтесь
самочувствием ребят. Если чье-то состояние вызывает у вас тревогу, необходимо
обратиться к медработнику.
-
Вожатые следит за тем,
чтобы дети во время отдыха на пляже не покидали отрядные места, соблюдали
чистоту и порядок.
-
Уход с пляжа
осуществляется организованно в установленном порядке (с обязательным уточнением
количества детей).
Памятка дежурного отряда
1.
Обязанности дежурного
педагога:
-
Дежурный педагог несет
ответственность за работу лагеря в течение суток, замещая администрацию в
случае ее отсутствия на территории лагеря. Он обеспечивает своевременно
питание, сон, купание, выполнение плана работы лагеря на день.
-
Дежурный педагог обязан
знать, где находится каждый отряд, вышедший за территорию лагеря, сколько детей
осталось в лагере, сколько больных в изоляторе.
-
В случае чрезвычайного происшествия
дежурный педагог принимает необходимые меры и немедленно сообщает о случившемся
администрации лагеря.
-
Дежурный педагог
обеспечивает своевременый (в 7.00) подъем всех вожатых, педагогов, физруков,
плавруков, музруков.
2.
Дежурный отряд имеет
отличительны знак и отвечает:
-
за дежурство на постах
(центральные и хозяйственные ворота), записывая номера всех автомобилей,
въезжающих на территорию лагеря;
-
за проверку санитарного
состояния палат и территории во всех отрядах с 10.30.
3.
Передача дежурства происходит
на утренней планерке. Дежурный педагог отчитывается о дежурстве отряда и
происшествиях (то есть комментирует прошедший день). Передает тетрадь дежурства
педагогу следующего дежурного отряда.
смены
«Три волшебных острова»
Закон
хозяина.
Лагерь - наш дом, мы
– хозяева в нем. Чистота, порядок,
уют и покой зависит
прежде всего от нас.
Закон
точности.
Время дорого у нас,
берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя. Не
заставляй ждать себя, и не беспокой напрасно других.
Закон
поднятых рук.
Наверху увидел руки –
в зале тишина, ни звука.
Каждый в
ответе за то, что с ним происходит.
Помни, что о тебе
заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай,
потом действуй.
Не стесняйся спросить
совета.
Верь в
себя и свои силы.
Найди занятие по
душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.
Устав
смены «Алые паруса»
Воспитатель и
педагог обязаны:
1.
Иметь свой план работы и
следовать ему.
2.
Организовать активный,
интеллектуально-эмоциональный и насыщенный отдых в течение дня.
3.
Жить и творить вместе с
членами отряда.
4.
Предоставить каждому
ребенку свободу выбора.
5.
Уметь понимать себя и других.
6.
Знать о местонахождении
каждого ребенка в течение дня.
7.
Быть искренними.
8.
Помочь ребенку, если ему
трудно.
9.
Верить в свой отряд.
10.
Проводить утром и вечером
отрядные сборы.
Дети обязаны:
1.
Неукоснительно соблюдать
режим.
2.
Бережно относиться к
имуществу лагеря.
3.
Принимать активное участие
во всех мероприятиях.
4.
Найти себе занятие по
душе.
5.
Быть полезным для других.
6.
Верить в себя и свои силы.
7.
Реализовать все свои
способности и таланты.
8.
Не скучать.
Дети имеют
право:
1.
иметь свою точку зрения и
уметь ее отстоять.
2.
Разделить с вожатыми и
педагогами ответственность за организацию жизни отряда.
3.
Иметь время для занятий по
интересам.
4.
Находиться за территорией
лагеря (только в сопровождении взрослых).
5.
Обсуждать любые вопросы,
связанные с жизнь отряда.
6.
Фантазировать. Изобретать.
Творить.
Воспитатель
и педагог имеют право:
1.
Быть не руководителями, а
товарищами.
2.
Помогать членам отряда в
реализации их идей.
3.
Помнить, что воспитывают
не только словом, но и делом и личным примером.
4.
Чаще вспоминать, какими
они были в детском возрасте.
НЕ
РАЗРЕШАЕТСЯ:
1.
Делать неодобрительные
замечания по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии
других.
2.
Допускать оскорбления по
отношению к детям со стороны других детей.
3.
Навязывать детям свою
волю.
4.
Держаться изолированно от
детей.
5.
Проявлять самоуправство и
неподчинение.
6.
Создавать стрессовые
ситуации для детей и коллег.
7.
Быть безразличным к
недисциплинированности детей.
8.
Заниматься своими личными
делами в рабочее время.
9.
Слушать и слышать только
себя.
10.
Позволять равнодушное отношение
к детям.
11.
Потакать ленивым.
12.
Пытаться выяснить что-либо
с помощью силы.
13.
Вести беседы на запретные
темы в присутствии детей.
14.
Загорать на пляже, не
обращая внимания на детей.
15.
Унижать ребенка и смеяться
над ним.
16.
Быть хмурым, скучным,
нудным.
17.
Появляться перед детьми
«нечищеным», «мятым».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.