Главная / Другое / Программа элективного курса (кружка) "Основы журналистики"

Программа элективного курса (кружка) "Основы журналистики"

Программа кружка

«Основы журналистики»

68 ч. (2 ч. в неделю)





Составитель: О. Г. Алатырева,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Светлянской СОШ






























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Основы журналистики». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Настоящая программа социально-педагогического направления и рассчитана на 1 год обучения. Она предполагает овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, воспитание интересов к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей.

Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 12-16 лет.

Количество учащихся в учебной группе 10 человек

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.

Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.

Благодаря занятиям в объединении «Основы журналистики» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся; учащиеся объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей среды.

Цель программы: познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.

Задачи программы:

Развивающие:

- развитие образного и логического мышления;

- развитие творческих способностей подростков;

- развитие умения устного и письменного выступления.

Обучающие:

- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

- овладение основными навыками журналистского мастерства.

Воспитывающие:

- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

Формы и режим занятий:

Традиционными видами занятий являются:

- беседа;

- игра,

- чтение и обсуждение статей из газет;

- экскурсии;

- обсуждение материалов экскурсий, написание отзывов и статей;

- выпуск стенных школьных газет;

- подготовка статей для публикации в газетах.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Продолжительность занятий – 2 часа. Занятия проводятся по расписанию.


Предполагаемый результат:

- умение построить устное и письменное сообщение;

- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.


Учебный план

Тема

Всего часов

Форма организации

теория

практика

I.

Введение

2

2


II.

Понятие журналистики. Жанры журналистики

2

2


III.

Виды газет, правила оформления газеты. Заголовки.

10

2

8

IV.

Работа в редакторе Publisher

14

2

12

V.

Интервью. Способы получения и подачи

8

4

4

VI.

Подготовка и выпуск газеты

32

16

16


Итого:

68

25

39



Содержание программы

I. Вводное занятие

Знакомство с разделами программы, с необходимыми принадлежностями на занятиях. Об организации рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.

II. Понятие журналистики. Жанры журналистики

Что такое журналистика? Кто такой журналист? История журналистики в России. Появление в Европе и России первых печатных газет. Роль журналистики в обществе и роль ученического издания в жизни школы. Знакомство с самыми распространёнными жанрами. Интервью, заметка, фельетон. Определение функций жанров. Их роль и место на газетной полосе.

III. Виды газет, правила оформления газеты. Заголовки

Виды газетной бумаги. Требования к ней. Порядок расположения материала. Работа корреспондента, художника, корректора. Виды, особенности, оформление заголовков


IV. Работа в редакторе Publisher


Знакомство с программой Publisher, ее назначение и краткая характеристика. Верстка статьи. Форма текста, размер материала. Композиция полосы.



V. Интервью. Способы получения и подачи


Признаки, типы и виды интервью. Особенности проведения интервью. Классификация вопросов.

Практическое задание: проведение учебных интервью.


VI. Подготовка и выпуск газеты


Подбор материала, верстка и выпуск школьной газеты










































Учебно-тематический план занятий кружка

Тема

Кол-во часов

Дата


Вводное занятие

2


1-2

Знакомство с разделами программы, с необходимыми принадлежностями на занятиях. Об организации рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.




Понятие журналистики. Жанры журналистики

2


3

Что такое журналистика? История журналистики. Роль журналистики в обществе и роль ученического издания в жизни школы.

1


4

Знакомство с самыми распространёнными жанрами. Классификация жанров. Их роль и место на газетной полосе.

1



Виды газет, правила оформления газеты. Заголовки

8


5

История появления газет. Виды газет

1


6

Место современной газеты в обществе. Виды газетной бумаги. Требования к ней.

1


7-

8

Структура номера газеты

2


9-

10

Иллюстрация как необходимый элемент при выпуске газеты. Расположение иллюстрации на газетной полосе

2


11

12

Работа корреспондента, художника, корректора.

2


13-16

Подготовка материала. Выпуск газеты

4



Виды газет, правила оформления газеты. Заголовки

2


17

18

Заголовки.

Виды, особенности, оформление.

2


19-22

Подготовка материала. Выпуск газеты

4



Работа в редакторе Publisher

14


23-

24

Знакомство с программой Publisher ее назначение и краткая характеристика.

2


25

Выбор шаблона

1


26

Изменение параметра страницы, цветовой схемы

1


27-30

Подготовка материала. Выпуск газеты

4



Работа в редакторе Publisher



31

Изменение шрифтовой схемы

1


32

Изменение настроек публикации

1


33-36

Подготовка материала. Выпуск газеты

4



Работа в редакторе Publisher



37-

40

Создание публикации:

  • поиск вариантов текста и рисунка;

  • добавление текста и рисунка;

  • изменение макета.

4


41-44

Подготовка материала. Выпуск газеты

4



Работа в редакторе Publisher



45-

48

Распространение публикации:

  • подготовка к рассылке

  • печать

  • отправка по электронной почте

4


49-52

Подготовка материала. Выпуск газеты

4



Интервью. Способы получения и подачи

8


53-

54

Признаки, типы и виды интервью. Особенности проведения интервью

2


55-

56

Классификация вопросов. Социологический опрос и анкетирование как виды интервью. Методы обработки и способы их подачи.

2


57-60

Подготовка материала. Выпуск газеты

4



Интервью. Способы получения и подачи



61-

64

Проведение учебных интервью

4


65-68

Подготовка материала. Выпуск итоговой газеты

4























Методическая литература для педагога.

  1. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.

  2. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.

  3. Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.

  4. Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.

  5. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.

  6. Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.

  7. Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.

  8. В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.

  9. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.



Методическая литература для детей.

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992


Информационные ресурсы.

http://ru.wikipedia.org/



Методическое обеспечение



Средства, необходимые для реализации данной программы:

- разработки по темам;

- тематический материал периодической печати;

- справочники;

- словари;

- различные периодические печатные издания;

- тексты для редактирования

Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы, стулья.

Технические средства: компьютеры, принтер, фотоаппарат.

У каждого ребенка – блокнот, ручка.

Инструкция по технике безопасности при работе на компьютере

1.1. В кабинете вычислительной техники установлена дорогостоящая, сложная и требующая осторожного и аккуратного обращения аппаратура — компьютеры, принтер, другие технические средства.

Поэтому: бережно обращайтесь с этой техникой

1.2. Во время работы лучевая трубка монитора (дисплея) работает под высоким напряжением. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и мониторами может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры.

Поэтому строго запрещается:

  • трогать разъемы соединительных кабелей;

  • прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;

  • прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры;

  • включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя;

  • класть диск, книги, тетради на монитор и клавиатуру;

  • работать во влажной одежде и влажными руками

1.3. При появлении запаха гари немедленно прекратите работу, выключите аппаратуру и сообщите об этом преподавателю.

1.4. Перед началом работы:

  • убедитесь в отсутствии видимых повреждений рабочего места;

  • сядьте так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы, не наклоняясь, пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию;

  • разместите на столе тетрадь, учебное пособие, так, чтобы они не мешали работе на компьютере;

  • внимательно слушайте объяснение учителя и старайтесь понять цель и последовательность действий;

1.5. Во время работы: строго выполняйте все указанные выше правила,  а также текущие указания учителя;

  • следите за исправностью аппаратуры   и немедленно прекращайте работу при появлении необычного звука или   самопроизвольного отключения аппаратуры. Немедленно докладывайте  об этом преподавателю;

  • плавно нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов;

  • не пользуйтесь клавиатурой, если не подключено напряжение;

  • работайте на клавиатуре чистыми руками;

  • никогда не пытайтесь самостоятельно устранить неисправность в работе аппаратуры;

  • не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.

1.6. По окончании работы: закройте все приложения.

1.7. Вы должны хорошо знать и грамотно выполнять эти правила, точно следовать указаниям преподавателя, чтобы: избежать несчастных случаев; успешно овладевать знаниями, умениями, навыками; сберечь государственное имущество — вычислительную технику и оборудование.

Вы отвечаете за состояние рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.

Невыполнение правил — грубейшее нарушение порядка и дисциплины.

Ваше рабочее место

– Следует сидеть прямо (не сутулясь).
– Недопустимо работать, развалившись в кресле.
– Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти.
– Колени – на уровне бедер или немного ниже.
– Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу.
– Необходимо сохранять прямой угол (900) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов.
– Монитор необходимо установить на такой высоте, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона до 150.
– Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см.
– Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы.
– Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов.





























КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ при работе на компьютере


Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Вариант 1

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 - 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6.

Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 - 4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 -5 раз.


Вариант 2

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1 - 4, а потом перевестивзгляд вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх - вправо - вниз - влево и в обратную сторону: вверх - влево - вниз - вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 - 4 вверх, на счет 1 - 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз - прямо, вправо - прямо, влево - прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1 - 6. Повторить 3 - 4 раза.


Вариант 3

1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10 - 15.

2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1 - 4, затем налево на счет 1 - 4 и прямо на счет 1 - 6. Поднять глаза вверх на счет 1 - 4, опустить вниз на счет 1 - 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 - 30 см, на счет 1 - 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

4. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 1 - 2 раза.






Программа элективного курса (кружка) "Основы журналистики"
  • Другое
Описание:

 

Цель программы:

познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества. Программа знакомит с понятием "журналистика", жанры журналистики. Дети узнают различные виды газет, правила оформления газеты, какие бывают заголовки. В рамках программы дети учатся работать в редакторе Publisher, поэтому педагог, ведущий этот кружок должен иметь представление об этой программе. Формы и режим занятий:Традиционными видами занятий являются:- беседа;- игра, - чтение и обсуждение статей из газет;- экскурсии;- обсуждение материалов экскурсий, написание отзывов и статей;- выпуск стенных школьных газет;- подготовка статей для публикации в  газетах.

 

 

Автор Алатырева Оксана Геннадьевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 584
Номер материала 17124
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓