Пояснительная
записка
Современному обществу нужен человек, самостоятельно и
критически мыслящий, умеющий видеть и решать возникающие проблемы. Общество
заинтересовано в том, чтобы школьники были способны самостоятельно действовать,
принимать решения, грамотно использовать информацию.
Ни для кого не секрет, что в процессе изучения курса
геометрии - планиметрии (7, 8, 9) и, особенно, стереометрии (10,11) учащиеся
испытывают большие трудности в обучении. Проблема в том, что научившись в
младших классах считать, решать примеры и задачи, на уроках геометрии ребята
сталкиваются с совершенно новыми для них понятиями - аксиома и теорема, а
доказательство теоремы - это цепочка логических рассуждений, сводящих
доказываемую теорему к ранее доказанным теоремам и введенным аксиомам.
Умение правильно, логически рассуждать - вот, чего не
хватает современному школьнику.
Вычисления и геометрические построения невозможны без
логических рассуждений, они направляются рассуждениями. Значит, в геометрии
невозможно обойтись без логики. Каждому школьнику надо упорно учиться правильно
мыслить.
Учиться логически рассуждать нужно много и постоянно
во всех классах средней школы. Актуальность курса «Занимательная геометрия» в
том, что он содержит большое количество нестандартных задач по геометрии,
развивающих логическое мышление, и даёт представление о геометрии как одной из
составляющей окружающего нас мира.
Основная задача данного курса - продолжить развитие
логического мышления, умение правильно, обосновано и последовательно
рассуждать, а
также
умение пользоваться геометрической наглядностью при изучении различных вопросов
математики, при решении нестандартных задач, необходимых и достаточных для
изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Наряду с решением основной
задачи, предусматривается:
- формирование
у учащихся устойчивого интереса к геометрии;
- выявление
и развитие математических способностей;
- ориентация
на продолжение углубленного изучения математики в старших классах;
- расширение
кругозора.
Данная программа рассчитана на полугодие. Общее
количество часов – 17 (1 час в неделю).
Содержание
программы
1.
Геометрия вокруг нас.
Круг
как самая совершенная геометрическая фигура. Головоломка «танграм». Симметрия.
Повторяющиеся структуры. Мозаика.
2.
Нестандартные задачи по геометрии.
Задачи
на вычисления. Задачи на доказательство. Задачи на построение. Построение с
препятствиями и ограничениями. Непрерывное рисование. Головоломки со спичками.
Геометрические головоломки. Замечательные кривые.
Учебно-тематический
план.
№
|
Название раздела, темы
занятия
|
Количество
часов
|
Количество
часов
(теория)
|
Количество
часов
(практика)
|
1
|
Геометрия вокруг нас
|
5
|
3
|
2
|
1
|
Геометрия вокруг нас
|
1
|
1
|
2
|
2
|
Круг
|
1
|
0,5
|
0,5
|
3
|
Головоломка «танграм»
|
1
|
0,5
|
0,5
|
4
|
Симметрия
|
1
|
0,5
|
0,5
|
5
|
Мозаика
|
1
|
0,5
|
0,5
|
2
|
Нестандартные задачи по
геометрии
|
12
|
6
|
6
|
1
|
Задачи на вычисление
|
2
|
1
|
1
|
2
|
Задачи на доказательство
|
2
|
1
|
1
|
3
|
Задачи на построение
|
2
|
1
|
1
|
4
|
Построение с препятствиями
и ограничениями
|
2
|
1
|
1
|
5
|
Непрерывное рисование
|
1
|
0,5
|
0,5
|
6
|
Головоломки со спичками
|
1
|
0,5
|
0,5
|
7
|
Геометрические головоломки
|
1
|
0,5
|
0,5
|
8
|
Замечательные кривые
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Формы
контроля
Входной
|
Тест
|
Промежуточный
|
Составление
кроссворда
|
Итоговый
|
Тест
|
Методическое
обеспечение
Занятия
по данной программе состоят из теоретической и практической частей. Формы
занятий: коллективная, групповая работа, практические занятия, самостоятельная
работа.
Ожидаемые
результаты освоения программы.
Ученик
будет знать:
Ø названия
геометрических фигур их строение и разновидности;
Ø технику
и условия построения геометрических фигур;
Ø правила
работы с чертежными принадлежностями.
Ученик
будет уметь:
Ø ориентироваться
на листе бумаги, в тетради и в пространстве;
Ø работать
с чертёжными и измерительными инструментами
Ø выделять
существенные признаки для определения понятий
Ø сравнивать
и делать выводы
Ø строить
чертёж
Ø работать
циркулем;
Ø решать
геометрические задачи разными способами.
В
процессе мыслительной деятельности, в том числе и при работе с геометрическим
материалом, у обучающихся вырабатываются следующие приемы (операции) мышления:
ü Сравнение
– сопоставление объектов познания с целью нахождения
сходства (выделение общих свойств) и различия (выделение особых свойств каждого
из сравниваемых объектов) между ними.
ü Анализ
– мысленное расчленение предмета на части.
ü Синтез
– мысленное соединение отдельных элементов или частей в единое целое.
ü Абстракция
– мысленное выделение каких-либо существенных свойств и признаков объектов при
одновременном отвлечении от всех других их свойств и признаков.
ü Обобщение
– мысленное выделение общих свойств 2-х или нескольких объектах и объединение
этих объектов в группы.
ü Конкретизация
– мысленный переход от общего к единичному, частичному.
Контроль
качества усвоения программы будет проходить в три
этапа: начальная рефлексия, промежуточная рефлексия, рефлексия по итогам года.
Формы проведения: практическая и самостоятельная работа. Оценка результата
усвоения программы будет оцениваться по 3-х уровневой системе:
0
баллов - навык не сформирован;
1
балл - навык сформирован частично;
2
балла - навык сформирован полностью.
Список
литературы (для учителя)
1.
М.Я. Выгодский. Справочник по элементарной
математике. Москва «Наука» Главная редакция физико-математической литературы.
1979г.
2.
В.Г. Житомирский, Л.Н. Шеврин. Путешествие
по стране геометрии. Москва. «Педогика-Пресс» 1994г.
3.
Карл Ливитин. Геометрическая рапсодия. М.,
«Знание», 1976г.
4.
И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. Наглядная
геометрия. Московский институт развития образовательных систем (МИРОС), 1992г.
Культурно-производственный
центр «Марта», 1992г.
5.
А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. Игры со
спичками. Мн.: Фирма «BYAL», 1993г.
6.
В.Л. Минковский. За страницами учебника
математики. М.: «Просвещение» 1966г.
7.
Е.И. Игнатьев. В царстве смекалки. М.:
«Наука», 1984г.
8.
И.Л. Бабинская. Задачи математических
олимпиад. М.: «Наука», 1975г.
Список
литературы (для учащихся и родителей)
1.
М.Я. Выгодский. Справочник по элементарной
математике. Москва «Наука» Главная редакция физико-математической литературы.
1979г.
2.
И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. Наглядная
геометрия. Московский институт развития образовательных систем (МИРОС), 1992г.
Культурно-производственный
центр «Марта», 1992г.
3.
А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. Игры со
спичками. Мн.: Фирма «BYAL», 1993г.
4.
В.Л. Минковский. За страницами учебника
математики. М.: «Просвещение» 1966г.
5.
Е.И. Игнатьев. В царстве смекалки. М.:
«Наука», 1984г.
6.
И.Л. Бабинская. Задачи математических
олимпиад. М.: «Наука», 1975г.
Материально-техническое
обеспечение
1. Проектор;
2. Интерактивная
доска;
3. Диск
«Геометрия 7-9кл.»
4. Экзамен-Медиа;
5. Занимательные
головоломки (Интернет-ресурс);
6. Интернет-ресурсы;
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.