Главная / Начальные классы / Программа курса внеурочной деятельности "В поисках новых открытий"

Программа курса внеурочной деятельности "В поисках новых открытий"

Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Общеобразовательная школа-интернат №27

основного общего образования»



Рассмотрена на заседании МО Утверждена приказом директора

Протокол № ____________от № ___________

«_____» «______________» 2013г от«_____» «______________» 2013г.

_______________Е.Н.Ченцов











Программа курса внеурочной деятельности

«В поисках новых открытий»




Направление: общеинтеллектуальное

Классы:

2-4 общеобразовательные

Автор:

Гнусарева Яна Валентиновна

учитель начальных классов

город Каменск-Уральский

Дата разработки курса:

2013год








Пояснительная записка

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования основные образовательные программы начального и основного общего образования реализуются общеобразовательными учреждениями через урочную и внеурочную деятельность.

Поэтому в настоящее время внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса в каждом образовательном учреждении, в том числе в школах-интернатах для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и педагогически запущенных детей.

К моменту поступления в школу нормально развивающиеся дети накапливают большой запас практических знаний, умений и навыков, необходимых для овладения школьной программой.

Решение образовательных задач будет затруднено, если у обучающихся есть дефицит в развитии школьно-значимых функций.

Изучение детей, поступающих на обучение в школу-интернат, позволило выявить особенности их познавательной деятельности. У учащихся наблюдается недоразвитие мыслительных операций, низкая концентрация внимания, имеет место недоразвитие познавательной деятельности, низкая учебная мотивация

Актуальность. Данная программа разработана мной с целью коррекции специально для работы в общеобразовательных классах, где обучаются дети с разным уровнем развития: дети без отклонений в развитии психических процессов, дети с задержкой психического развития и дети с умственной отсталостью, но в учебном плане нет специально выделенных коррекционно-развивающих часов

Цель курса внеурочной деятельности «В поисках новых открытий»: выстроить целостную систему занятий так, чтобы развивающе - коррекционное воздействие стало естественной и органичной составляющей образовательного процесса с эффективным результатом.

Содержание программы способствует решению следующих задач:

  • Развитие познавательной активности учащихся на основе использования информационно-коммуникационных технологий и системно - деятельностного подхода.

  • Развитие школьно – значимых функций учащихся;

  • Формирование у учащихся коммуникативных умений в процессе работы в малых группах.

  • Формирование у учащихся интереса к математике и русскому языку

  • Развитие умений самопознания и самооценивания;

В процессе реализации программы данного курса используются активные методы обучения: исследование, мини-проекты, эвристическая беседа, проблемно-поисковая работа. Формы используются разнообразные: моделирование ситуаций, викторины, интеллектуальный ринг, клуб знатоков, исследовательская лаборатория, круглые столы, праздник знаний. Занятия целесообразно проводить в малых группах с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Основное время на занятиях отводится практической самостоятельной работе. Занятия проводятся в классе, оборудованном интерактивной доской и индивидуальными компьютерами. Время на занятия – 35 минут.

Содержание программы включает задания двух видов:

  • Развивающие задания, построенные на учебном материале;

  • Развивающие задания, построенные на внеучебном материале

Задания первого вида предполагают усиление развивающего эффекта предлагаемого для усвоения учебного материала по русскому языку и математике путем его определенной методической инструментовки.

Второй вид заданий: опираясь на интерес и привычные для учеников виды деятельности (игровую, предметно-практическую), одновременно ставят их каждый раз перед все более сложными условиями и целями деятельности, вовлекая в проблемно-поисковую работу.

Составляя данную программу, я опиралась на потребности и индивидуально – типологические особенности детей своего класса, поэтому название и содержание уроков является примерным и может корректироваться.

Место курса в учебном плане Программа «В поисках новых открытий» предназначена для организации внеурочной деятельности учащихся 2-4 классов, осваивающих основную образовательную программу начального общего образования по УМК «Школа России». Программа курса построена концентрически: последующие знания и умения базируются на ранее полученных знаниях, расширяя и дополняя их.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Количество часов по классам: 2 класс – 34 часа (1 час в неделю)

3 класс – 34 часа (1 час в неделю)

4 класс – 34 часа (1 час в неделю)

Условия школы – интерната, а именно, круглосуточное пребывание детей, позволяет реализовать программу в здоровьесберегающем режиме.














Планируемые результаты освоения учащимися программы курса внеурочной деятельности «В поисках новых открытий»

В процессе определения планируемых результатов внеурочной деятельности я реализовала подход, состоящий в определении планируемых результатов внеурочной деятельности исходя из личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ начального образования.

Обучающийся, освоивший курс:

будет знать:

  • основные особенности построения логических числовых рядов, магических квадратов, математических цепочек, числовых ребусов

  • основные особенности построения словесных ребусов и анаграмм

  • основные логические операции, их отличительные особенности;

  • понятия «множество», отношения между множествами

  • понятия «ложные и истинные высказывания»

  • понятия »крылатые выражения», «метафора, «афоризмы»

  • основные особенности построения таблиц, графиков, схем

будет уметь:

  • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении работы, ставить вопросы;

  • выделять главное и второстепенное в материале;

  • выделять из текста основные понятия и давать им определения;

  • выдвигать гипотезы;

  • классифицировать предметы;

  • выявлять и обозначать замеченные парадоксы;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал, объяснять, доказывать

  • выстраивать графики, чертить таблицы и схемы по опорным словам

  • использовать ИКТ

Обучающийся сможет решать жизненно — практические задачи:

  • самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать полученную информацию

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

  • без коммуникативных затруднений общаться с людьми, работать в коллективе, группе;

  • презентовать работу

Личностные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности представлены следующим образом:

  • учащиеся, освоившие программу курса:

  • осознают роль знаний в жизни человека

  • умеют следовать установленным правилам

  • владеют этикой взаимоотношений «ученик-ученик», «ученик-учитель»

  • владеют умениями самопознания и самооценивания, которые необходимы в данном возрасте

Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности представлены следующим образом:

  • умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

  • в сотрудничестве с учителем умеют ставить новые учебные задачи

  • умеют формулировать собственное мнение и позицию;

  • умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

  • умеют работать в информационной среде в соответствии с содержанием занятия

  • владеют логическими действиями мыслительных операций

  • имеют стойкий познавательный интерес к занятиям математикой и русским языком

  • умеют использовать знаково-символические средства представления информации

Оценка познавательной деятельности

Результативность и целесообразность работы по программе «В поисках новых открытий» выявляется с помощью комплекса диагностических методик. В начале года проводится беседа-опрос учащихся по усвоению и пониманию ранее полученных знаний. В течение года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ познавательных процессов учащихся, а в конце каждого года обучения проводится тестирование и анкетирование учащихся и родителей на осознание важности и ценности деятельности учащихся по данному направлению. В конце учебного года проводим итоговое открытое занятие «Конкурс знатоков», участниками являются ученики и их родители, на итоговом этапе вручается сертификат «В поисках новых открытий».

















Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование тем:

Кол-во часов

Из них

теория

практика

1 год обучения «Открытия начинаются»

Занятия проводятся по 35 минут: 10 минут – теория, 25 минут – практика


1

Вводный урок. Время открытий! Посвящение в мореплаватели.

1


1

2

АБВГДЕЙКА

1

1

1

3

Магические числовые квадраты

1

1

1

4

Буквенные игры

1

1

1

5

Волшебные палочки. Моделирование фигур.

1

1

1

6

Словесные ребусы

1

1

1

7

Истинные и ложные математические высказывания

1

1

1

8

Словесное колесо

1

1

1

9

Логические задачи «Поляна сказок»

1

1

1

10

Словесный ком. Слово-предложение-текст

1

1

1

11

Веселые числовые человечки

1

1

1

12

Такие разные предложения!

1

1

1

13

Математические цепочки

1

1

1

14

Изменения продолжаются

1

1

1

15

Понятие «множество» Способы задания множеств

1

1

1

16

Пишем сказку

1

1

1

17

Отношения между множествами

1

1

1

18

Одно слово - несколько значений

1

1

1

19

Операции над множествами

1

1

1

20

«Ночевала тучка золотая…»

1

1

1

21

Разбиение множества на классы

1

1

1

22

Слова - омографы

1

1

1

23

Учимся образовывать числа

1

1

1

24

Такие разные слова

1

1

1

25

Понятие отношения на множестве

1

1

1

26

Словесные «семейки»

1

1

1

27

Способы задания математических отношений

1

1

1

28

Числобусы

1

1

1

29

Между буквами

1

1

1

30

Свойства математических отношений

1

1

1

31

Посмотри, что получилось

1

1

1

32

Логические задачи

1

1

1

33

Измеряем время

1

1

1

34

Заключительный урок. Конкурс знатоков. Подведение итогов

1


1



2 год обучения «Открытия становятся интересней!»

Занятия проводятся по 35 минут: 10 минут – теория, 25 минут – практика


1

Вводный урок. Открытия продолжаются

1


1

2

От ребуса к головоломке. Математические ребусы и головоломки

1

1

1

3

Словесное судоку

1

1

1

4

Загадочные числовые лабиринты

1

1

1

5

Шифровальщики

1

1

1

6

Конвейер логических задач

1

1

1

7

Песочные часы

1

1

1

8

Математические анаграммы

1

1

1

9

Словесный сад

1

1

1

10

Математические высказывания

1

1

1

11

Сокровища Капитана Флинта. Сундук с безударными гласными

1

1

1

12

Необходимое и достаточное условия в математике

1

1

1

13

Альпинисты

1

1

1

14

Логические цепочки

1

1

1

15

Это загадочное слово - теорема

1

1

1

16

Вкусные слова

1

1

1

17

Кодировщики

1

1

1

18

Два короля

1

1

1

19

Математические доказательства

1

1

1

20

Из одного слова – много слов

1

1

1

21

Геометрическое лего

1

1

1

22

Изменения продолжаются

1

1

1

23

Множество натуральных чисел

1

1

1

24

Невидимые предложения

1

1

1

25

Учимся формулировать понятия. Существенные и несущественные признаки

1

1

1

26

Семь пядей во лбу…

1

1

1

27

Исключаем лишнее

1

1

1

28

Волшебные конверты

1

1

1

29

Паутина знаков

1

1

1

30

Учимся самостоятельно составлять алгоритм действий

1

1

1

31

В мире слов…

1

1

1

32

Решение обратных задач

1

1

1

33

Вопрос - ответ

1

1

1

34

Заключительный урок. Конкурс знатоков. Подведение итогов

1


1

3 курс обучения «Мореплавание подходит к концу»

Занятия проводятся по 35 минут: 10 минут – теория, 25 минут – практика


1

Вводный урок. И снова в путь

1


1

2

Рисованные ребусы со словами

1

1

1

3

Синие и зеленые точки

1

1

1

4

Логогрифы и шарады

1

1

1

5

Головоломки - криптограммы

1

1

1

6

Учимся разгадывать антифразы на примере крылатых выражений

1

1

1

7

Принцип расстановки чисел

1

1

1

8

Шифровка-расшифровка

1

1

1

9

Продолжение ряда чисел

1

1

1

10

Найдите пару

1

1

1

11

Максимальная сумма

1

1

1

12

Метаграммы

1

1

1

13

Сумма и произведение

1

1

1

14

Расшифруй письмо

1

1

1

15

Три ряда чисел

1

1

1

16

Конструирование фигур

1

1

1

17

Волшебные преобразования

1

1

1

18

Вопрос есть, условия нет!

1

1

1

19

Что зачеркнуть? Что подчеркнуть?

1

1

1

20

Схемы-помощники

1

1

1

21

Склеенный текст

1

1

1

22

Учимся заполнять таблицы

1

1

1

23

Строим графики

1

1

1

24

Прояви смекалку

1

1

1

25

Правильно-неправильно

1

1

1

26

Составление фигур - головоломок

1

1

1

27

Измени по образцу

1

1

1

28

Симметрия в математике и окружающем мире

1

1

1

29

Словесное рисование

1

1

1

30

Шерлок Холмс. Метод дедукции

1

1

1

31

Что? Где? Когда?

1

1

1

32

Школа радистов

1

1

1

33

Совместный коллаж

1


1

34

Заключительный урок. Фестиваль знатоков – моряков. Выдача сертификатов.

1


1


Итого по программе

102

95

102







Содержание курса

1 год обучения «Открытия начинаются»

Тема урока

Содержание, направление работы

Вводный урок. Время открытий! Посвящение в мореплаватели

Знакомство с новым курсом

АБВГДЕЙКА

Запоминание визуально представленного ряда с постепенным увеличением числа включенных в него элементов; восстановление деформированного ряда

Магические числовые квадраты

Развитие математической смекалки, логического мышления

Буквенные игры

Упражнения игрового характера с использованием детской продуктивной деятельности

Волшебные палочки. Моделирование фигур.

Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза

Словесные ребусы

Развивать умение составлять ребусы; расширение знаний о словах-предметах; развитие речи и мышления

Истинные и ложные математические высказывания

Развитие математической речи, мышления на основе доказательности математических высказываний

Словесное колесо

Развитие устной и письменной речи

Логические задачи «Поляна сказок»

Развитие логического мышления, мыслительных операций: анализа и синтеза, на основе доступного материала

Словесный ком. Слово-предложение-текст

Развитие связной устной и письменной речи; диалоговое общение

Веселые числовые человечки

Закрепление знаний по нахождению суммы от числа и числа по сумме; развитие внимания, памяти, мышления

Такие разные предложения!

Восполнение пробелов в знаниях учеников по теме «Предложение». Знакомство с нечленимыми предложениями.

Математические цепочки

Развитие умения решать математические цепочки и составлять их самостоятельно

Изменения продолжаются

Развивающие упражнения по русскому языку по текущей теме

Понятие «множество» Способы задания множеств

Знакомство с прописными буквами латинского алфавитиа; развитие умения классифицировать, обобщать, сравнивать, выделять главное

Пишем сказку

Творчество детей на актуальную тему по заданным опорным словам

Отношения между множествами

Развитие умения устанавливать соответствия; развитие абстрактного мышления

Одно слово - несколько значений

Работа по определению многозначности слов; обогащение словарного запаса; развитие речи

Операции над множествами

Нахождение общих элементов двух и более совокупностей; знакомство с понятиями «пересечение» и «объединение»

«Ночевала тучка золотая…»

Знакомство с метафорой; развитие образного и логического мышления; воображения и речи

Разбиение множества на классы

Развитие мыслительных операций, требующих аналитико-синтетического способа решения задач

Слова - омографы

Обогащение словарного запаса, развитие речи

Учимся образовывать числа

Отработка умений образовывать числа в

пределах100

Такие разные слова

Работа с синонимичным и антонимичным рядами слов

Понятие отношения на множестве

Развитие математической памяти, мыслительных операций; установление взаимосвязей между числами

Словесные «семейки»

Работа по морфемному разбору слов

Способы задания математических отношений

Решение текстовых задач, заполнение таблиц

Числобусы

Развитие логического мышления, элемент поиска

Между буквами

Игра на расширение словарного запаса

Свойства математических отношений

Развитие умения устанавливать, задавать математические отношения (равно, больше, меньше и т.д.) самостоятельно

Посмотри, что получилось

Учимся составлять инструкцию

Логические задачи

Развитие логического мышления, математической смекалки

Измеряем время

Рассматривание, сравнение, анализ и синтез реалистических изображений предметов

Заключительный урок. Конкурс знатоков Подведение итогов

Открытое занятие с родителями. Командный конкурс.







2 год обучения «Открытия становятся интересней!»

Тема урока

Содержание, направление работы

Вводный урок. Открытия продолжаются

Постановка цели и маршрута

От ребуса к головоломке. Математические ребусы и головоломки

Развитие логического мышления, смекалки, внимания, расширение кругозора

Словесное судоку

Расширение словарного запаса, развитие мышления и распределения внимания

Загадочные числовые лабиринты

Углубление знаний о порядке выполнения действий в выражениях без скобок

Шифровальщики

Развитие умения работать с графической и текстовой информацией

Конвейер логических задач

Развитие абстрактного мышления и ВПФ

Песочные часы

Установление связи слов с словосочетании

Математические анаграммы

Отработка табличных случаев умножения и деления, развитие ВПФ и мышления

Словесный сад

По набору прилагательных определяем единственное существительное

Математические высказывания

Учимся строить математические высказывания, используя математические термины

Сокровища Капитана Флинта. Сундук с безударными гласными

Развитие орфографической зоркости, расширение кругозора, развитие ВПФ

Необходимое и достаточное условия в математике

Развитие умения отделять главное от второстепенного, умение классифицировать

Альпинисты

Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нем. Сложные слова

Логические цепочки

Закрепление вычислительных навыков в пределах 1000, развитие ВПФ и логики

Это загадочное слово - теорема

Знакомство с новым понятием и его существенными признаками

Вкусные слова

Знакомство с видами морфологического образования новых слов, обогащение словарного запаса

Кодировщики

Развитие умения отбирать информацию и кодировать ее в заданной форме

Два короля

Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи, развитие речи и ВПФ

Математические доказательства

Умение строить текст-рассуждение и текст-доказательство на основе истинных высказываний

Из одного слова – много слов

Расширение словарного запаса, развитие речи и ВПФ

Геометрическое лего

Развитие абстрактного мышления, аналитико-синтетического способа действий

Изменения продолжаются

Знакомство с модальными словами, расширение словарного запаса

Множество натуральных чисел

Нахождение элементов данного множества

Невидимые предложения

Развитие умения выделять предложения из сплошного текста, развитие распределения и переключения внимания

Учимся формулировать понятия. Существенные и несущественные признаки

Подробный анализ объектов и вычленение главных. Существенных признаков, которые отличают один объект от другого

Семь пядей во лбу…

Расширение словарного запаса, путем знакомства с фразеологическими оборотами

Исключаем лишнее

Выделение в предметах,числах и числовых выражениях сходных признаков и группировка их на этой основе, развитие ВПФ и логики

Волшебные конверты

Знакомство с понятием «устаревшие слова», обогащение словарного запаса

Паутина знаков

Развитие умения прогнозировать результат и выбирать способ действия, развитие ВПФ и логики

Учимся самостоятельно составлять алгоритм действий

Развитие умения отбирать необходимую информацию и систематизировать ее в ранжированный список

В мире слов…

Развитие речи, составление предложений и текстов по заданному началу

Решение обратных задач

Развитие абстрактного мышления, смекалки, ВПФ

Вопрос - ответ

Развитие умения строить диалог с элементами доказательства, развитие связной речи.

Заключительный урок. Подведение итогов

Открытое занятие с родителями. Командный конкурс.







3 год обучения «Мореплавание подходит к концу»

Тема урока

Содержание, направление

Вводный урок. Мореплавание подходит к концу

Постановка цели и маршрута

Рисованные ребусы со словами

Развитие мышления, воображения, ВПФ

Синие и зеленые точки

Развитие умения распределять внимание

Логогрифы и шарады

Развитие абстрактного мышления, ВПФ

Головоломки - криптограммы

Развитие умения систематизировать и обобщать знания

Учимся разгадывать антифразы на примере крылатых выражений

Обогащение словарного запаса, знакомство с крылатыми выражениями русского языка, развитие мышления и ВПФ

Принцип расстановки чисел

Развитие математической смекалки, работа с числами больше 1000

Шифровка-расшифровка

Развитие логического мышления, ВПФ

Продолжение ряда чисел

Отработка умений ориентироваться во множестве натуральных чисел, развитие умения анализировать материал

Найдите пару

Развитие умения сопоставлять, сравнивать, расширение кругозора и обогащение словарного запаса

Максимальная сумма

Работа по отработке вычислительных навыков с числами больше 1000, развитие математической грамотности

Метаграммы

Развитие фонематического слуха, развитие речи, ВПФ

Сумма и произведение

Развитие умения преобразовывать числовые выражения

Расшифруй письмо

Развитие логического мышления, отработка умений работать по заданному алгоритму

Три ряда чисел

Развитие умения прогнозировать результат вычислений, выбирать из многообразия чисел необходимые, чтобы множество стало истинным

Конструирование фигур

Развитие логического мышления, ВПФ

Волшебные преобразования

Учимся образовывать новые слова префиксальным способом

Вопрос есть, условия нет!

Развитие умения составлять условие задачи по заданному вопросу, развитие мышления и ВПФ

Что зачеркнуть? Что подчеркнуть?

Учимся отбирать главное, необходимое, отбрасывать второстепенное на примере научных текстов

Схемы-помощники

Учимся составлять схемы-помощники для сжатого ответа на вопрос, развитие речи, ВПФ

Склеенный текст

Развитие умения делить текст на смысловые части, развитие речи, ВПФ

Учимся заполнять таблицы

Развитие умения вписывать необходимую информацию в соответствующие строки и столбцы, развитие умения классифицировать

Строим графики

Учимся строить линейные графики, развитие мышления

Прояви смекалку

Самостоятельное составление загадок по заданным признакам предметов, развитие умения сопоставлять, сравнивать, развитие мышления и речи

Правильно-неправильно

Выступаем в роли корректора, развитие умения сотрудничать, развитие умения доказывать свою точку зрения

Составление фигур - головоломок

Развитие абстрактного мышления, ВПФ

Измени по образцу

Учимся работать самостоятельно, создавая новый проект по данному образцу, схемам-помощникам и исходным данным

Симметрия в математике и окружающем мире

Учимся наблюдать, находить симметрию вокруг себя, развитие пространственного мышления

Словесное рисование

Развитие устной речи, творческого воображения, ВПФ

Шерлок Холмс. Метод дедукции

Знакомство с приемом логического доказательства от общего к частному на примере математических понятий

Что? Где? Когда?

Игра на знание основных вопросов русского языка и математики за курс начальной школы

Школа радистов

Знакомство с элементами азбуки Морзе, составление своего шифра и применение его на практике, развитие мышления и ВПФ

Совместный коллаж

Творческое КТД

Заключительный урок. Фестиваль знатоков – моряков. Выдача сертификатов.

Праздник - фестиваль
















Программа курса внеурочной деятельности "В поисках новых открытий"
  • Начальные классы
Описание:

     Решение образовательных задач будет затруднено, если у обучающихся есть дефицит в развитии школьно-значимых функций.

     Изучение детей, поступающих на обучение в школу-интернат, позволило выявить особенности  их познавательной деятельности. У учащихся наблюдается недоразвитие мыслительных операций, низкая концентрация внимания, имеет место недоразвитие познавательной деятельности, низкая учебная мотивация

   Актуальность. Данная программа разработана мной с целью коррекции специально для работы в общеобразовательных классах, где обучаются дети с разным уровнем развития: дети без отклонений в развитии психических процессов, дети с задержкой психического развития и дети с умственной отсталостью, но в учебном плане нет специально выделенных  коррекционно-развивающих часов

Автор Гнусарева Яна Валентиновна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 290
Номер материала 27504
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓