Главная / ИЗО, МХК / Программа курса внеурочной деятельности по изобразительному искусству "Волшебная палитра"

Программа курса внеурочной деятельности по изобразительному искусству "Волшебная палитра"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №2














ПРОГРАММА КУРСА

«ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»




















Составитель: учитель изобразительного искусства

Петрова Ирина Васильевна




г. Сургут

2012

Пояснительная записка


Курс: «Волшебная палитра»

Направление: художественно-эстетическое

Класс: 1-2

В год: 1 класс - 33 ч., 2 класс – 34 ч.

Руководитель: Петрова Ирина Васильевна


Программа курса по внеурочной деятельности «Волшебная палитра» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом задач формирования у младшего школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей. Программа имеет предметную направленность и разработана в соответствии с программой курса Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» (М.: Просвещение, 2011 г.).

Содержание программы направлено на формирование общей культуры младших школьников, на их духовно-нравственное, социальное, личностное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации внеурочной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. Содержание курса построено так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности, расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена с ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих и коллективных работ.

Программа курса предназначена для детей в возрасте от 7до10 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю на протяжении всего учебного года. Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская повторов, поднимаясь год за годом по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.


Цели курса: развитие художественно-творческих способностей и коммуникативных компетенций младших школьников в художественном воспитании посредством изобразительной деятельности.

Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач изучения курса, а именно:

  • формирование устойчивого интереса к художественной деятельности и к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта;

  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в совместной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о различных видах изобразительного искусства, многообразием художественных материалов и приемов работы с ними в художественно-творческой деятельности;

  • ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями в детском творчестве;

  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материаламиовладение их выразительными возможностями.

  • воспитание доброжелательного отношения друг к другу в совместно-коллективной работе, в желании сделать свои работы общественно значимыми.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

  • Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных, деятельностных способностей и общеучебных умений;

  • Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;

  • Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

  • Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;

  • принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

  • Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности;

  • принцип сотрудничества (совместная работа со сверстниками, учителем и родителями).

Курс «Волшебная палитра» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Содержание курса «Волшебная палитра» представлено в программе по следующими содержательным линиям:

- живопись;

- графика;

- скульптура;

- декоративно-прикладное искусство.

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса. Наряду с групповыми, коллективными формами работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Реализация программы рассчитана на 4 года начального образования объёмом 136 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.

Вид детской группы: однопрофильная группа, в которой учащиеся обучаются одному виду деятельности на занятии проводимым педагогом. Численность группы — 10-15 человек.





Содержание курса «Волшебная палитра»


п/п


Темы



1 год

обучения


2 год

обучения


3 год

обучения


4 год

обучения

1

Живопись «Радужный мир».

14

21

13

14

2

Графика «Что умеет карандаш».

7

6

8

6

3

Скульптура «Мастерская скульптора».

2

3

4

2

4

Декоративно-прикладное искусство.

9

2

5

8

5

Выставка творческих работ «Радуга детства» (промежуточные и итоговые).

1

1

4

4

Итого:

33

34

34

34

Всего:

136 ч.


Содержание тем занятий и основных видов деятельности учащихся предусматривает

чередование занятий индивидуального практического творчества учащихся и коллективной творческой деятельности, последовательное изучение методически выстроенного материала. Происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями, вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Много внимания уделяется организации рабочего места, приемам работы с красками при использовании палитры, технике безопасности работы с различными художественными материалами, дети приучаются к аккуратности, самостоятельной уборке рабочего места и т.д. Многообразие видов деятельности и форм работы с учащимися стимулирует их интерес к изучению изобразительного искусства и является необходимым условием для формирования личности ребенка. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате, проходит обсуждение и закрепление теоретического материала по теме. Периодически творческая деятельность детей ярко и красочно оформляется на общешкольных выставках детского рисунка, а также работы отдельных учащихся принимают участие на городских, региональных и всероссийских фестивалях детского творчества.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей по программе.

В процессе деятельности выработалась определенная система контроля успехов и достижений детей, используются классические методы и приемы, авторские методики. При наборе детей первого года обучения проводится входная диагностика сформированности навыков рисования Г.П.Миловановой, О.В.Овчинниковой, в конце 1-го полугодия - промежуточная диагностика, в конце учебного года – итоговая диагностика. По результатам этих диагностик можно судить не только об изобразительных возможностях ребенка, о его способностях к творчеству, но и развитием коммуникативных компетенций на всех этапах обучения. 

Виды контроля:

  • входной - диагностика сформированности навыков рисования у учащихся;

  • текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися знаниями, умениями и навыками изобразительной деятельности, выполнение итоговых работ по результатам усвоения каждого блока, подведение итогов по результатам каждого полугодия;

  • итоговый - анализ итоговых работ, выполнение конкурсных и выставочных работ участие на фестивалях детского творчества по изобразительному искусству.

В конце учебного года проводится итоговая выставка детских работ, кроме этого, работы учащихся принимают участие в конкурсах различного уровня. Дети и их родители анализируют работы, выполненные в начале учебного года, с теми, которые дети предоставили на итоговую выставку в конце учебного года. Подробно анализируются достижения каждого ребёнка с пожеланием дальнейших успехов в творчестве и приглашением посещать занятия на следующий учебный год.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников:

  • Первый уровень результатовучащиеся 1 класса особенно восприимчивы к новому социальному знанию, они стремятся понять новую для них школьную реальность, приобретают социальные знания (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе). Увидев в окружающей жизни работу художников, для них это интересная игра. С нее и начинается познание связей искусства с жизнью. Ребёнок научится воспринимать информацию от педагога, правильно организовывать свое рабочее место, рационально использовать художественные материалы, опираясь на показ учителем приемов и способов выполнения заданий во время художественно-творческой деятельности на занятиях, представлять себя в роли художника, творца. Доброжелательно относится друг к другу в совместно-коллективной работе, в желании сделать свои работы общественно значимыми.


  • Второй уровень результатов учащиеся 2-3 классов получат опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Дети научатся взаимодействовать в ходе художественно-творческой деятельности и обсуждения работ между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной среде. Получат не только практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, но и начнут их ценить, воспринимать и вести диалог о духовно–нравственных ценностях, интересах к художественной деятельности и к изобразительному искусству, тем самым, обогащая свой нравственный опыт.


  • Третий уровень результатовучащиеся 4 класса получат опыт самостоятельного общественного действия, а именно в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, участии в городских, региональных и всероссийских фестивалях и конкурсах детского творчества, в проектной деятельности по изобразительному искусству. Приобретут знания и умения представлять свою работу, анализировать и оценивать творчество художников.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретут в процессе освоения курса по программе «Волшебная палитра»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа, уважительное отношение к культуре и искусству других народов;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании);

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • понимание образной природы искусства;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.


Планируемые результаты

В результате изучения искусства у обучающихся:

  • будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

  • сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

  • появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

  • установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;

Обучающиеся:

  • овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

  • научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

  • будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.


Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

Методическое обеспечение программы:

  1. Разработки и презентации занятий по темам.

  2. Дидактический и раздаточный материал для детей.

  3. Учебные таблицы, предметы народного творчества, макеты русских соборов и др.

  4. Художественные материалы и принадлежности.

    1. Материально-техническое оснащение: проектор, интерактивный комплекс, лазерные CD, DVD – диски с мультимедийными презентациями к занятиям, электронная версия музеев мира.

Список литературы


Список литературы, используемый составителем программы:

1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.

2. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1996.

3. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 1987.

4. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

5. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение №1,2 /Курс художественного воспитания. - М.: Советский художник. 1998.

6. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. /Сост. Н.Н. Ростовцев и др. - М.: Просвещение, 1989.

7. Костерин Н.П.Учебное рисование. - М.: Просвещение, 1980.

8. Этюды об изобразительном искусстве: 2-е изд. - М.: Просвещение, 1994.

9. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: - М.: Просвещение, 1991.

10. И. Михайлов А.М. Искусство акварели. - М.: Изобразительное искусство, 1995.

14. Ростовцев И.Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1984.

12. Гутнов А., Глазылев В. Мир архитектуры. - М.: Молодая гвардия, 1990.

13. Алпатов М.В., Ростовцев Н.И. Искусство. - М.: Просвещение, 1987.

14. 26. Шорохов Е.В. Основы композиции.- М.: Просвещение, 1979.

15. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись.- М.: Академия, 2000.

16. Программа педагога дополнительного образования  МОУ Центр «Истоки» Кульковой Г.Н. «Изобразительное искусство: познание себя и мира».



Список литературы, рекомендуемый для детей реализующих программу:

  1. Алексахин Н. Н. Волшебная глина. Москва 1999 г.

  2. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Москва. 1984 г.

  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество. Москва. 1991 г.

  4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Москва. 2000 г.

  5. Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем. Книга для учителей. Москва 1996 г.

  6. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. Москва. 1985 г.

  7. Комарова Т. С., Зарянова О. Ю. Иванова Л. И. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Москва 2000 г.

  8. «Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» - 2007г. В.Л. Стрелкина

  9. Перепелкина Г. П. Искусство смотреть и видеть. Москва. 1982 г.

  10. Пластилиновые картины - 2006г.

  11. Щуркова Н. Е. Собранье пестрых дел. Методический материал для работы с детьми. Москва 1994

  12. Учебник «Учись рисовать и лепить», М.: Просвещение, 1998г.

  13. «Чудесная мастерская» - 3 учебника для начальной школы - М.Н. Конышева - 2000г.






























Календарно-тематическое планирование

первого года обучения

Общая тема года «ТЫ И МИР ВОКРУГ ТЕБЯ».


п/п

        1. Разделы, название темы

        1. Дата или неделя

        1. Содержание и основные виды деятельности

план

факт


Радел 1. ЧЕМ И КАК РАБОТАЕТ ХУДОЖНИК?

1

Введение.

Знакомство с королевой Кисточкой и веселой Палитрой.


1


Введение в образовательную программу.

рассказ об истории изобразительного искусства «Кто придумал рисовать красками?». Знакомство с материалами и принадлежностями для рисования. Инструктаж по технике безопасности. Определение начального уровня знаний, умений и навыков детей. Свободное творчество.

Дидактическая игра «Веселая палитра».

2

«Цветы волшебного сада».

2


Знакомство с приемами работы кистью: проведение непрерывных красочных линий, рисование кругов в разных направлениях.

Методический прием «Сказка про кляксу», игра-упражнение «Живая клякса».

3-4

Цветовой спектр.

«Осенний листопад»

«Грустный дождик».

3-4


Беседа на тему «Осень», рассматривание картин отечественных художников, чтение стихов об осени. Высказывание своих наблюдений о состоянии природы осенью. Использование в работе ограниченной палитры, смешивание теплых и холодных цветов в изображении осеннего листопада, образа дождя.

Отработка приема: примакивание кисти боком, от светлого к темному.

5

Графические материалы.

«Что умеет карандаш».

5


Знакомство с основами рисунка (линия и штрих). Выполнение упражнений карандашом, построение геометрического орнамент ас использованием прямых и кривых линий с делением отрезка на равные части.

6

Графические материалы.

«Как растут деревья».

6


Выполнение упражнений на освоение линий (белая линия на черном фоне). Создание тематической композиции изображения сказочного леса «Лес — кружево» с использованием черной туши на тонированной бумаге.

7

Фабрика пятен.

«Цветы и травы».


7


Знакомство с изобразительными свойствами живописных материалов. Передача ритма пятен и линий, использование техники «монотипия».

8

Лепим из пластилина

«Корзина с фруктами».


8


Знакомство с материалами и инструментами скульптура. Понятие объема как основы языка скульптуры. Использование пластилина для лепки фруктов. Прием формообразования (шар, овал, колбаска и т.д.). Создание творческой работы на основе собственного замысла.

Игра «Как наполнить корзины с фруктами».

9

Аппликация и коллаж.

«Перышки для сказочной птицы».


9


Наблюдения за разнообразными украшениями и формами в природе, использование в работе различных вариантов декоративного изображения нарядной птицы в технике объемной аппликации с передачей ритма.

Коллективная работа «Сказочная Жар-птица».

Радел 2. ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ, СТРОИШЬ.

10

Узоры и украшения в природе.


10


Беседа об узорах и украшениях в природе. Знакомство с мастером Украшения и с новым видом художественной деятельности - изображение сказочного цветка (по воображению).

Игра-ассоциация «Какого цвета слово?»

11

«Узоры на крыльях».

11


Наблюдения за бабочками в природе, их разнообразием. Знакомство с понятием симметрия, использование в работе техники «монотипия».

Игра-упражнение «Живая клякса».

12-13

«Мир нашего аквариума».


12-13


Наблюдения за аквариумными рыбками, беседа с показом иллюстративного материала. Закрепление понятий: теплые и холодные цвета. Закрепление навыка - примакивание кистью, техника работы с гуашью. Этапы работы над построением коллективной композиции.

Коллективная работа «Мир нашего аквариума».

14

«Зимний лес».

14


Беседа с показом иллюстративного материала по теме «Зимний лес», наблюдения в природе. Отработка приема: смешение цвета с белилами. Передача характера деревьев с использованием ограниченной палитры и изобразительными свойствами гуаши на тонированной бумаге.

15-16

«Новогодняя елочка-красавица»


15-16


Мастер украшения помогает сделать праздник,

украшения для новогодней елки.

Коллективная работа «Новогодняя елочка-красавица».

Радел 3. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО?

17

Природа и её творец.

«Узоры снежинок».


17


Беседа с показом иллюстративного материала по теме «Узоры снежинок», наблюдения в природе.

Использование в работе различных вариантов складывания бумаги, симметричного вырезания в технике аппликации с передачей ритма.


18

Постройки

в нашей жизни


18


Беседа о многообразии архитектурных построек, типы построек. Понятия: архитектура и дизайн. Изображение сказочных домов.

Игра-ассоциация «Кто в теремочке живет?»

19-20

«Сказочные домики».


19-20


Представление о разнообразии материалов для художественного конструирования сказочных зданий. Элементарные приемы работы с различными материалами. Конструирование домиков из бумаги путем складывания бумажного цилиндра, конуса и дополнительных элементов для украшения домов.

Коллективная работа «Сказочные домики».

21-22

Иллюстрация к сказке «Королева Кисточка и принц Карандаш».

21-22


Сочинение сказки «Королева Кисточка и принц Карандаш». Работа с текстом, активное участие в диалоге.

Изображение в иллюстрации к сказке наиболее понравившийся сюжет по впечатлению с помощью графических материалов.

Создание иллюстрированной книжки к сказке «Королева Кисточка и принц Карандаш».

23-24

«Мамина улыбка».





23-24


Беседа о б изображении материнства в творчестве художников, анализирование иллюстративного, литературного и музыкального материала по теме занятия. Изображение портрета человека, с соблюдением пропорций лица. Изображение портрета своей мамы.

25

Рельеф «Парусник».

25


Знакомство с понятием рельеф при рассматривании зрительного материала, образцов детских работ. Наблюдает трансформацию форм. Влияние формы предмета на представление о характере изображаемого. Использование растительных материалов: семена, ветки и т.д. Прием рисования иглой на основе из пластилина на картоне.

26-27

«Наши друзья – птицы».


26-27


Беседа с показом иллюстративного материала о птицах, живущих в нашем суровом крае. Активное участие в диалоге, впечатления о наблюдениях за окружающей природой. Знакомство с конструктивно-анатомическим строением птиц, выполнение графических набросков.

28


«Праздник весны».

28




Оформление общего фона, изображение весеннего пейзажа, конструирование из бумаги птиц в технике оригами. Работа в группах, создание коллективного панно «Праздник весны».

Радел 4. КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?

29-30

«Разноцветные жуки и бабочки».

29-30


Наблюдения за жуками и бабочками в природе, их разнообразием. Повторение понятия о симметрии, использование в работе техники «монотипия».

Игра-упражнение «Чудесные превращения».

31

«Цветы на красивом лугу».

31


Повторение приема работы кистью: проведение непрерывных красочных линий, рисование кругов в разных направлениях. Использование нетрадиционных техник в рисовании: набрызг, рисование штампиком и др.

Методический прием «Сказка про кляксу», игра-упражнение «Живая клякса».

32

«В стране луговой феи».


32


Оформление общего фона, расположение индивидуальных работ на плоскости, создание коллективного панно «В стране луговой феи».

33

Итоговое занятие. Выставка «Радуга детства».

33


Выставка детского творчества о проделанной работе за весь учебный год.





Календарно-тематическое планирование

второго года обучения

Общая тема года «ТЫ И ИСКУССТВО».


п/п

        1. Разделы, название темы

        1. Дата или неделя

        1. Содержание и основные виды деятельности

план

факт


Раздел 1. ТЫ И ИСКУССТВО.

1

Введение.

Встреча с королевой Кисточкой и веселой Палитрой.


1


Введение в образовательную программу.

Какие материалы и принадлежности для рисования использует художник. Инструктаж по технике безопасности. Определение знаний, умений и навыков детей. Свободное творчество.

Дидактическая игра «Этюдник художника Тюбика».

2

Многоцветие мира в трех красках.


2


Беседа по таблице «Цветоведение», стихотворения и загадки о цветах . Участие в диалоге по репродукции картины «Цветы и плоды».

Игра-упражнение «Два в одном».

3

Пять красок – все богатство цвета и тона.


3


Беседа о богатстве красочных сочетаний, живописные возможности гуаши, способность красок смешиваться, перекрывая друг друга. Образование цветового круга.

Игра-упражнение «Осенняя палитра».

4

«Осенний лес»



4


Наблюдения в природе. Знакомство с конструкцией дерева, кустарника. Бережное отношение к природе и экологическое мышление, укрепление межпредметных связей.

Многообразие графических материалов и их выразительные возможности: пастель и цветные мелки. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) с использованием воска и засушенных листьев.

5

«Осенний листопад».



5


Наблюдения в природе. Понятие: аппликация, ритм, равновесие, цветовой колорит, сюжет в композиции

Выразительные возможности аппликации.

Работа в группах: коврик аппликаций.

6

«Графика зимнего леса».


6


Наблюдения в природе. Знакомство с изобразительными свойствами графических материалов на примере зарисовок. Передача ритма линий с использованием туши, пера и гелевой черной ручки на тонированной бумаге.

7-8

«Звери в лесу».



7-8


Знакомство с материалами и инструментами скульптура. Понятие объема как основы языка скульптуры. Использование пластилина для лепки животных. Приемы формообразования (шар, овал, вытягивание из цельного куска и т.д.). Выражение характера изображаемых животных.

Коллективная работа «Звери в лесу».

9

«Корзина с грибами, овощами».

9


Отработка навыков лепки в изображении предметов сложной формы. Лепка корзины с грибами и овощами по памяти или по представлению, с натуры.

Радел 2. РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ.

10-11






Изображение

и реальность. «Наши друзья: птицы».








10-11







Беседа о зимующих птицах нашего края. Понятия: анималистический жанр, пластическая анатомия.

Сравнение анатомии разных птиц. Передача в рисунках красоты линий, формы, окраски птиц. Произведения изобразительного искусства в жанре анималистики. Рассказы о животных, загадки.

Рисунок птицы с натуры, чучела или таблицы с использованием графических материалов (сангина, уголь).

12



Изображение и фантазия. «Сказочная птица».

12




Образы сказочных птиц в русском фольклоре и других народов мира. Изображения сказочных, несуществующих животных.

13






Украшение

и реальность.

«Узоры паутины».


13







Беседа об украшениях в природе. Деятельность художников по украшению, преобразованию окружающего мира на основе прообразов в природе. Понятия: орнамент, симметрия, ритм, гармония.

Изображение паутинок с росой и веточками деревьев (этапы рисования узора паутинок) на тонированной бумаге углем, пастелью, мелом и др.

14-15





Украшение

и реальность.

«Обитатели подводного мира».

14-15






Беседа по теме «Обитатели подводного мира» с использованием слайдов и фотографий рыб, обитателей подводного мира, водорослей.

Коллективное творчество, создание заготовки «морского дна», композиции «Обитатели подводного мира».

16





Украшение

и реальность.

«Танец снежинок».

16






Наблюдения в природе. Беседа по теме «Как появляются снежинки» с использованием слайдов и фотографий. Прослушивание музыкальных композиций, передающих «танец снежинок». Изображение снежинок белой гуашью на тонированной бумаге (рисование солью).

РАЗДЕЛ 3. О чем говорит искусство.

17-18









«Мы в ответе за тех, кого приручили».

17-18










Беседа о домашних животных, их повадках. Рассказы детей об их любимцах. Понятие: анималистический жанр. Передача характера зверя через форму тела, движения. Выражение характера изображаемых животных. Рассматривание фотографий животных, репродукций картин художников-анималистов. Изображение животных в технике «монотипия».

Игровой прием «Превращения чудесной кляксы».

19-20









Сказочный мужской образ. «Русские богатыри».


19-20










Выражение характера человека в изображении мужского образа. Отражение контрастных по характеру образов сказочных персонажей: добрый и злой, сильный и слабый и т.п. Беседа о жанре портрета, его разновидностях, пропорциях, мимике лица. Рассматривание репродукций художников, прослушивание отрывков из былин, А.С. «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», музыка Н. Римского-Крсакова к опере «Сказка о царе Салтане». Изображение доброго и злого воина.

21







«Морской бой Салтана и пиратов».


21








Понятие о символике изображений, знакомство с произведениями изобразительного искусства в прикладных видах творчества. Выражение намерений через украшение. Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов

Коллективное панно «Морской бой Салтана и пиратов».

22-23








Женский образ русских сказок.

22-23








Беседа о женских образов в русских сказках. Жанр портрета, его разновидности, пропорции, мимика лица. Выражение характера человека в изображении женских образов, контрастных по характеру. Изображение добрых и злых персонажей сказок: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях, «Сказка «Морозко».

24-25





Макет сказочного города. «Град на острове стоит…».

24-25





В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение. Конструирование зданий с определенным образом.

Коллективная работа «Град на острове стоит…».

26

«С чего начинается Родина?».


26


Беседа о жанре пейзажа на примере картин русских художников (И.Левитан, И.Шишкин и др.). А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; отрывки из произведения с описанием природы. Построение пейзажного пространства с элементами перспективы. Рисование природы по памяти.

Раздел 4. Как говорит искусство.

27






Цвет как средство

выражения. «Огонь в ночи».


27







Беседа о цвете как средства выражения: «теплые» и «холодные» цвета. «Борьба» теплого и холодного. Рассматривание слайдов угасающего костра, прослушивание фрагмента из сюиты «Пер Гюнт», Э. Григ «Утро». Изображение угасающего костра, рисование по памяти, представлению.

28







Линия как средство

выражения. «Весенние ручьи».

28







Беседа по теме с использованием загадок, стихов о ручьях (М.Пришвин «Лесной ручей»). Прослушивание музыкальных произведений (А.Аренский «Лесной ручей», «Прелюдия», Э.Григ «Весной»). Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев по памяти и представлению.

29-30











Ритм пятен как средство выражения.

«Птицы прилетели»».



29-30











Беседа о птицах, прилетающих весной в наши края. Презентация «Исчезающие птицы нашего края». Понятия: ритм, ритмичность. Фрагменты произведений с ярко выраженной ритмической организацией. Элементарные знания о композиции. Ритмическое расположение летящих птиц. Оформление общего фона, изображение весеннего пейзажа с использованием обрывной или отрезной аппликации.

Работа в группах, создание коллективного панно «Стая птиц».

31






«Весенние цветы».

31







Беседа о жанре натюрморта. Рассматривание картин художников с изображением «цветочных» натюрмортов. Презентация «Весенние цветы» с использованием стихов, загадок о весенних цветах.

Изображение вазы с цветами, использование знакомых нетрадиционных способов рисования.

32




«Зоопарк».

32





Презентация по теме «Кто живет в зоопарке». Беседа о животных, обитающих в разных уголках нашей планеты. Изображение животных с использованием техники «рисование руками».

Дидактическая игра «В зоопарке».

33




«Праздничный салют»

33





Контрасты ярких пятен на темном фоне. Рассказы детей каким бывает салют. Изображение салюта с использованием техники «рисование мыльной пеной».

34



Итоговое занятие. Выставка «Радуга детства».

34




Выставка детского творчества о проделанной работе за весь учебный год.






















Примерное календарно-тематическое планирование

третьего года обучения

Общая тема года «ТЫ И МИР ВОКРУГ ТЕБЯ».


п/п

        1. Разделы, название темы

        1. Дата или неделя

        1. Содержание и основные виды деятельности

план

факт


Раздел 1. искусство вокруг нас. искусство в твоем доме.

1



Введение.

«Прощаемся с летом».


1




Введение в образовательную программу.

Впечатления детей о летних каникулах, рисование по памяти.

2








Узоры, которые создали люди. Дымковская игрушка.






2









Беседа о культуре своего народа «От родного порога – в мир культуры Земли». Предметы – носители духовной культуры, от древности и до наших дней. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России. Ознакомление с произведениями современных художников в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам дымковских игрушек.

3-4





Дымковская «Барыня».


3-4






Лепка дымковской барыни по памяти и по представлению. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Использование различных материалов: пластилин, глина.

5





Посуда у тебя дома.

«Голубое чудо на фарфоре».

5






Беседа о народных промыслах России: Гжель, Городец, Хохлома, Жостово. Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись в украшении посуды.

Коллективная работа «Голубое чудо на фарфоре».

6








Платок для мамы.


6









Презентация «Узоры на плечах».

Художественная роспись платков и их разнообразие. Выражение в художественном образе платка его назначения: праздничный, повседневный. Расположение росписи на поле платка, ритмика росписи. Колорит как средство выражения. Платки, разные по содержанию, ритмике рисунка. Понятие: орнамент, узор в квадрате. Эскизы платков. Использование техники «штампиком».

7-8








Создание книжки «Наши любимые игрушки детства».

7-8









Беседа о роли художника в создании книги. Книжная иллюстрация. Художники детской книги. Создание художником формы книги. Многообразие форм и видов книг, игровые формы детской книги. Роль обложки, шрифт, буквица.

Коллективная работа. Создание книжки с иллюстрациями, стихами, рссказами детских работ «Наши любимые игрушки детства».

9







Поздравительная открытка.

9








Беседа об истории возникновения первых открыток.

Создание художником поздравительной открытки. Форма открытки и изображение на ней как  выражение доброго пожелания. Многообразие открыток.

Эскиз открытки, исполнение в технике граттажа или графической монотипии.

Раздел 2. ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА.

10

«Мой любимый город».

10


Видеоэкскурсия «Мой город». Знакомство с архитектурой родного города, с трудом художников, архитекторов, строителей.

Изображение городского пейзажа по памяти.

11-12

«Необычная архитектура».

11-12


Презентация «Архитектурные фантазии». Необычные здания современных архитекторов. Выполнение эскизов необычных и фантастических архитектурных сооружений.

13

«В магазине игрушек».

13


Презентация «Витрины магазинов».

Роль художника в создании витрин. Назначение витрин, как способе украшения улицы. Соответствие художественного вкуса и стиля в оформлении витрин профилю магазина, облику здания, улицы.

Работа в группах. Проект оформления витрины «В магазине игрушек».

14

«Парк аттракционов».

14


Презентация «Парки аттракционов».

Выполнение коллективной композиции на тему «Выходной день в парке аттракционов».

15

«Удивительный транспорт».

15


Презентация «Транспорт в городе».

В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Выразительность форм транспорта – воздушного, наземного, его история и эволюция.

Изображение фантастических видов транспорта.

16

«Город будущего».

16


Реальность и фантазия. Выставка детского творчества «Наш город спустя много-много лет».

Раздел 3. ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ.

17




«В театре».

17





Беседа об истоках театрального искусства, каким был древний античный театр. Деятельность художника в театре. Виды театров. Композиция на тему «В театре».

18

«Танец маленьких лебедей».

18


Презентация «Балетная школа».

Групповая работа. Коллаж «Танец маленьких лебедей»

19

«Веселый клоун».

19


Роль  художника в цирке. Цирк -  образ радостного, искрометного и волшебного зрелища. Искусство цирка – искусство преувеличения и праздничной красочности. Портрет клоуна.

20




Афиша «Цирк! Цирк! Цирк!»

20





 Беседа о значении афиши и плаката. Образ  зрелища и его выражение в афише. Единство изображения и текста  в афише. Выполнение эскиза афиши к цирковому представлению «Парад-алле».

21-22



Цирковое представление «Парад-алле».

21-22



Создание атмосферы праздника в композиции циркового представления. Использование основных приемы в композиции. Работа в группах.

23




«Карнавальные маски».

23





Беседа «Маски разных времен и народов». Маска как образ персонажа, способ перевоплощения. Искусство маски в театре  и на празднике.

Изготовление карнавальных масок из бумаги.

24-25



«Венецианский карнавал».

24-25



Роль художника в создании праздничного облика города. Создание композиции на тему «Ах, карнавал, удивительный мир!».

26



Выставка детского творчества «Художник и зрелище».

26




Организация и оформление выставки «Художник и зрелище».

Раздел 4. ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ.

27-28








«Пробуждение природы».

27-28








Презентация «Музеи изобразительного искусства». Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев. Что такое картина-пейзаж. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета в пейзаже. Изображение весеннего пейзажа на тему «Пробуждение природы» с передачей особого настроения. Использование знакомых техник рисования.

29-30




«Портрет – зеркало души».

29-30




Беседа о жанре портрета, его видах. Портрет человека как изображение его характера и проникновение  в его внутренний мир.

Изображение портрета своей мамы, бабушки.

31








Натюрморт «Тихая жизнь вещей».

31









Беседа о жанре натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение  настроения в натюрморте. Роль цвета. Расположение предметов в  пространстве картины.

Выполнение натюрморта на заданную тему в технике аппликация.

32-33



«Моя семья».

32-33



Презентация «Красота повседневной жизни в картинах бытового жанра».

Выполнение композиции на тему «Моя семья».

34



Итоговое занятие. Выставка «Радуга детства».

34




Выставка детского творчества о проделанной работе за весь учебный год.










Примерное календарно-тематическое планирование

четвертого года обучения

Общая тема года «Каждый народ – художник».


п/п

        1. Разделы, название темы

        1. Дата или неделя

        1. Содержание и основные виды деятельности

план

факт


Раздел 1. истоки родного искусства.

1



Введение.

«Прощаемся с летом».


1




Введение в образовательную программу.

Впечатления детей о летних каникулах, рисование по памяти.

2-3










«Золотая осень».

2-3











Беседа по картинам художников-пейзажистов. Знакомство с истоками родного искусства – это  знакомство со своей Родиной. Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты красоты родного пейзажа. Изменчивость природы по временам года и в течение дня. Изображение природы в разных состояниях с использованием знакомых техник рисования.

4-5

Натюрморт «Дары осени».

4-5



5-6

Композиция «Уборка урожая».

5-6



7-8



Народные праздники.

7-8




Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды. Праздник – это народный образ радости и  счастливой жизни.

Коллективная (групповая) работа. Панно «Масленица», «Рождественские народные гулянья», «Красна Пасха» и др.

9


Выставка  работ «Праздничные народные гулянья».



Презентации творческих групп.

Выставка  работ.

Раздел 2. ДРЕВНИЕ ГОРОДА РОССИИ.

10-12







Макет древнерусского города-крепости.

10-12







Древнерусский город – неотъемлемая составляющая образа народной художественной культуры. Общий характер и архитектурное своеобразие разных древнерусских городов.  Образ древнего русского города.

Коллективная работа.

13



Растительный орнамент в узорочье теремов.




14-15

Праздничный пир в теремных палатах.

14-15


Иллюстрация к сказке А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

16


Выставка работ.

16



 Игра-викторина «Древние города нашей земли». 

Раздел 3. КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК.

17-18


«Страна восходящего солнца» (Япония).

17-18



Коллективная работа.

19-20

«Караван в пустыне».

19-20



21

Горный пейзаж.

21



22-23


Архитектура Средней Азии.

22-23



24-25


Искусство Индии. Национальная одежда.

24-25


Коллективная работа «Индийский праздник».

26

Выставка работ.

26


Игра – викторина  «Каждый народ художник».

Раздел 4. искусство объединяет народы.

27-28



«Колыбельная мамы».

27-28



Единый образ матери в искусстве разных народов. Тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь.

29-30







Сопереживание – великая тема искусства.


29-30







Как художник через искусство выражает свое сочувствие, учит сопереживать чужому горю. Знакомство с работами В.Перова Рембрандта. Рисунок с драматическим сюжетом (больное животное, погибшее дерево и т.д.).

Анималистический жанр в изобразительном искусстве.

31

Портрет в скульптуре.

31



32

Портрет в скульптуре.

32



33

Оформление итоговой выставки.

33



34



Праздник искусства «Здравствуй, лето!».

34













 


Программа курса внеурочной деятельности по изобразительному искусству "Волшебная палитра"
  • ИЗО, МХК
Описание:

Программа курса по внеурочной деятельности «Волшебная палитра» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом задач формирования у младшего школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.

 Содержание программы направлено на формирование общей культуры младших школьников, на их духовно-нравственное, социальное, личностное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации внеурочной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. Содержание курса построено так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жиз­нью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности, расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена с ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих и коллективных работ.

 

Программа курса предназначена для детей в возрасте от 7до10 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельностии направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству. 

Автор Петрова Ирина Васильевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 1380
Номер материала 31744
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы