Главная / Биология / Программа курса "Зелёная тропинка" (для дошкольников)

Программа курса "Зелёная тропинка" (для дошкольников)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей – дом детского творчества

Заводского района города Орла





Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ:

на методическом совете ДДТ Директор дома детского творчества

«_____» ____________20_____ г. _______________________

«____»__________20____г.






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА


«ЗЕЛЁНАЯ ТРОПИНКА»


ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ


«ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»



Возраст детей: 5 – 7 лет

Срок реализации: 2 года



Педагог дополнительного образования:

Тютькало Людмила Павловна




г. Орел – 2014 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная общеразвивающая программа курса «Зелёная тропинка» имеет социально-педагогическую направленность и является модифицированной. Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребёнка, приказом Минобрнауки РФ №1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», Концепцией развития дополнительного образования детей в РФ, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Государственной программой РФ «Развитие образования на 2013-2015 гг.», Указом Президента РФ №276 от 01.06.2012 г. «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПин 2.4.4 1251-03), требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.), на основе авторской программы А.А. Плешакова «Зелёная тропинка», содержание которой соответствует области «Познавательное развитие» ФГОС ДО.

Программа сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности), обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей, строится с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Цель программы:

Развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных интересов и интеллектуальных способностей, формирование основ безопасности жизнедеятельности и экологического сознания.


Задачи программы:

  • Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

  • Формирование познавательных действий, становление сознания;

  • Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

Программа является развивающей, в процессе её реализации у воспитанника формируются универсальные предпосылки учебных действий (УУД) с учётом предметного содержания:

Личностные – умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

Регулятивные – осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществлять контроль своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Познавательные – знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации.

Коммуникативные – овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Данная программа основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарными эксперименты, которые проводятся в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме.

Программа «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественно-научным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественно-научного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.

В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление).


Участники программы - дети 5 - 7 лет.

Срок реализации программы- 2 года

Срок обучения – 9 месяцев с сентября по май (36 часов в год из расчёта 1 занятие в неделю).

Режим занятий – 1 раз в неделю (5 – 6 лет – 25 минут,6 - 7 лет – 30 минут).

Основные применяемые технологии:

  • Элементы системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова;

  • Здоровьесберегающие технологии;

  • Информационно-коммуникационные технологии;

  • Личностно-ориентированное обучение;

  • Игровые технологии.

Методы обучения: наглядный, словесный, работа с книгой, практический.
























ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ


Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования в области познавательного развития:

  • ребёнок обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания: ребёнок интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей ,обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живёт, склонен наблюдать, экспериментировать;

  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам.

Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного дополнительного образования.


Планируемые результаты:

  • Владеть универсальными предпосылками учебной деятельности – уметь работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

  • Распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных; перечислять в правильной последовательности времена года и кратко характеризовать их признаки;

  • Применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач, предлагать собственный замысел конструктивной деятельности и воплощать его в рисунке, поделке, модели и т.д.;

  • Проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы;

  • Проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе.


Формы подведения итогов освоения программы

Открытые мероприятия для родителей, педагогов, конкурс чтецов.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

72 часа – по 1 занятию в неделю


п\п

Наименование разделов

и тем

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических


2

1

1

1-ый год обучения

1

Введение.

1

0,5

0,5

Звёзды, Солнце и Луна

8

4

4

2-3

Звёздное небо.

2

1

1

4-5

Солнце и Луна.

2

1

1

6-7

Радуга

2

1

1

8-9

Народные приметы

2

1

1


Круглый год

10

5

5

10

Времена года

1

0,5

0,5

11

Осень

1

0,5

0,5

12

Зима

1

0,5

0,5

13

Весна

1

0,5

0,5

14-15

Цветущие весной

2

1

1

16-17

Птицы весной

2

1

1

18

Лето

1

0,5

0,5

19

Отношение человека к природе: каким оно должно быть?

1

0,5

0,5

Чудесный мир растений и грибов

16

8

8

20-21

Как узнать растения?

2

1

1

22-23

Травы, кустарники, деревья.

2

1

1

24-25

Кустарники

2

1

1

26-27

Деревья

2

1

1

28-29

Декоративные растения

2

1

1

30-31

Съедобные и ядовитые растения

2

1

1

32-33

Лекарственные растения

2

1

1

34-35

Мхи и папоротники

2

1

1

36

Обобщение знаний

1

0,5

0,5


Итого

36

18

18

2-ой год обучения

Окружающий мир и наша безопасность

5

2,5

2,5

1

Красота и разнообразие окружающего мира

1

0,5

0,5

2

Опасные для человека объекты и ситуации

1

0,5

0,5

3

Правила безопасности дорожного движения

1

0,5

0,5

4

Противопожарная безопасность

1

0,5

0,5

5

Правила поведения при контактах с незнакомыми людьми

1

0,5

0,5

Круглый год

5

2,5

2,5

6

Времена года

1

0,5

0,5

7

Осень

1

0,5

0,5

8

Зима

1

0,5

0,5

9

Весна

1

0,5

0,5

10

Лето

1

0,5

0,5

Чудесный мир растений и грибов

4

2

2

11

Как узнать растения?

1

0,5

0,5

12

Грибы

1

0,5

0,5

13

Твоя мастерская

1

0,5

0,5

14

Отношение людей к растениям и грибам: каким оно должно быть?

1

0,5

0,5

Наши друзья - животные

20

10

10

15-16

Как узнать животных?

2

1

1

17-18

В живом уголке

2

1

1

19-20

Домашние животные

2

1

1

21-22

Породы собак

2

1

1

23-24

В мире насекомых

2

1

1

25-26

В мире рыб

2

1

1

27-28

В мире птиц

2

1

1

29-30

В мире зверей

2

1

1

31-32

Какие ещё бывают животные?

2

1

1

33-34

Отношения людей к животным: каким оно должно быть?

2

1

1

35

Обобщение знаний

1

0,5

0,5

36

Экологический праздник

1

0,5

0,5


Итого

36

18

18









СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЗЕЛЁНАЯ ТРОПИНКА»


Звёзды, Солнце и Луна

Наблюдение звёздного неба (с помощью взрослых), выделение отдельных созвездий (двух-трёх). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе (с помощью взрослых). Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Игра «Путешествие на Луну».

Приключения солнечного зайчика. Наблюдение световых лучей, игры с солнечным зайчиком, совместное сочинение сказки о солнечном зайчике. Свет и тень: постановка сценок театра теней.

Радуга – украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги. Докрашивание радуги на рисунке.

Правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем, играх с солнечным зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать.

Чудесный мир растений и грибов

Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласа-определителя). Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян. Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения.

Мхи и папоротники – тоже растения. Рисование мха и веточки папоротника по натуральному образцу.

Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков.

Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».

Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.


Окружающий мир и наша безопасность

Красота и разнообразие окружающего мира. Радость познания мира, общения с людьми. Всегда ли окружающий мир безопасен для нас? Рассуждения о потенциально опасных для человека объектах и ситуациях.

Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Противопожарная безопасность. Правила поведения при контактах с незнакомыми людьми.



Наши друзья животные

Животные нашей местности. Обитатели живого уголка. Домашние животные. Породы собак. Рисование своего домашнего питомца.

Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга).

Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Мысленное достраивание изображений «спрятавшихся» рыб.

Наблюдение за поведением воробьёв, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и т.д.). Разнообразие изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров.

Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя).

Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя.

Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».

Правила безопасности при встречах и общении с животными.


Круглый год

Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времён года. Выявление причинно- следственных связей между различными сезонными изменениями (положение Солнца, погода, жизнь растений и животных, занятия людей), их отображение с помощью простейших моделей).

Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения и материалов книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики»). Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения.

Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний.








Методическое обеспечение программы

п/п

Наименование раздела

Форма проведения

Приемы и методы

Дидактический материал, техническое оснащение

Форма подведения итогов

1-й год обучения

1

Звёзды, Солнце и Луна

Дидактическая игра

Наглядный: иллюстрация, наблюдение.

Словесный: рассказ, беседа, объяснение.

Работа с книгой: просмотр иллюстраций.

Практический: раскрашивание, рисование


Предметные картинки.

Игра «Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?»

2

Круглый год

Дидактическая игра

Наглядный: иллюстрация, демонстрация, наблюдение.

Словесный: рассказ, беседа, объяснение.

Работа с книгой: просмотр иллюстраций.

Практический: раскрашивание, рисование, вырезание.


Обучающие карточки. Времена года. Ростов-на-Дону. Изд.дом «Проф-Прейс».2013.

Игра «Путешествие во времена года»

3

Чудесный мир растений и грибов

Дидактическая игра

Наглядный: иллюстрация, демонстрация, наблюдение.

Словесный: рассказ, беседа, объяснение.

Работа с книгой: просмотр иллюстраций.

Практический: раскрашивание, рисование, вырезание, опыт, изготовление поделок, упражнение.


Демонстрационный материал «Травянистые растения», «Мир растений и грибов», «Овощи». Изд. Рассвет.

Тематический словарь в картинках «Цветы, деревья».

Плешаков А.А. Зелёная тропинка: пособие для детей 5-7 лет.-М.:Просвещение, 2013.

Плешаков А.А. От Земли до неба: атлас-определитель.-М.:Просвещение, 2013.

Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики.М.:Просвещение,2012.

Плешаков А.А. Зелёные страницы. М.:Просвещение, 2010.

Игра «Как чудесен мир растений!»

2-й год обучения

1

Окружающий мир и наша безопасность

Дидактическая игра

Наглядный: иллюстрация, наблюдение.

Словесный: рассказ, беседа, объяснение.

Практический: упражнение.


Обучающие карточки. Наша безопасность дома и на улице. Ростов-на-Дону. Изд.дом «Проф-Прейс».2013.

Комплект сюжетных картинок «Правила и безопасность дорожного движения для дошкольников». Великие Луки. Изд. Скрипторий. 2013.

Викторина «Наша безопасность»

2

Круглый год

Дидактическая игра

Наглядный: иллюстрация, демонстрация, наблюдение.

Словесный: рассказ, беседа, объяснение.

Работа с книгой: просмотр иллюстраций.

Практический: раскрашивание, рисование, вырезание.


Обучающие карточки. Времена года.Ростов-на-Дону. Изд.дом «Проф-Прейс».2013.


3

Чудесный мир растений и грибов

Дидактическая игра

Наглядный: иллюстрация, демонстрация, наблюдение.

Словесный: рассказ, беседа, объяснение.

Работа с книгой: просмотр иллюстраций.

, чтение.

Практический: раскрашивание, рисование, вырезание, опыт, изготовление поделок, упражнение.


Демонстрационный материал «Травянистые растения», «Мир растений и грибов», «Овощи». Изд. Рассвет.

Тематический словарь в картинках «Цветы, деревья».

Плешаков А.А. Зелёная тропинка: пособие для детей 5-7 лет.-М.:Просвещение, 2013.

Плешаков А.А. От Земли до неба: атлас-определитель.-М.:Просвещение, 2013.

Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики.М.:Просвещение,2012.

Плешаков А.А. Зелёные страницы. М.:Просвещение, 2010.

Конкурс загадок о растениях.

4

Наши друзья - животные

Дидактическая игра

Наглядный: иллюстрация, демонстрация, наблюдение.

Словесный: рассказ, беседа, объяснение.

Работа с книгой: просмотр иллюстраций, чтение.

Практический: раскрашивание, рисование, вырезание, изготовление поделок, упражнение.


Демонстрационный материал «Насекомые», Животные разных широт». Изд. Рассвет.

Плешаков А.А. От Земли до неба: атлас-определитель.-М.:Просвещение, 2013.

Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики.М.:Просвещение,2012.

Плешаков А.А. Зелёные страницы. М.:Просвещение, 2010.

Проект «Наши друзья – животные»











\



















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Министерства образования и науки РФ. М.:ТЦ «Сфера», 2014. – 96 с.

Плешаков А.А. Зелёная тропинка: пособие для детей 5-7 лет.-М.:Просвещение, 2013. – 80 с.

Плешаков А.А. Зелёные страницы. М.:Просвещение, 2013. – 223 с.

Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики.М.:Просвещение, 2012. – 160 с.

Плешаков А.А. От Земли до неба: атлас-определитель.-М.:Просвещение, 2013. – 222 с.

Федосова Н.А. Методические рекомендации к программе «Преемственность». М.:Просвещение, 2012. – 176 с.

Федосова Н. А. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. – М.:Просвещение, 2013. – 143 с.






























Календарно-тематическое планирование

курса «Зелёная тропинка»

на 2014-2015 учебный год

1-й год обучения


(36 часов в год – по 1 часу в неделю)


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1 группа

2 группа

1

Вводное занятие.

Входная диагностика «Хочу всё знать»

1

19.09

19.09

Звёзды, Солнце и Луна

2-3

Звёздное небо.

2

26.09

03.10

26.09

03.10

4-5

Солнце и Луна.

2

10.10

17.10

10.10

17.10

Круглый год

6

Времена года

1

24.10


24.10


7

Осень

1

31.10


31.10


Звёзды, Солнце и Луна

8-9

Радуга

2

07.11

14.11

07.11

14.11

10-11

Народные приметы

2

21.11

28.11

21.11

28.11

Чудесный мир растений и грибов

12-13

Как узнать растения?

2

5.12

12.12

5.12

12.12

14-15

Травы, кустарники, деревья.

2

19.12

26.12

19.12

26.12

16

Кустарники

1



Круглый год

17

Зима

1



Чудесный мир растений и грибов

18

Кустарники

1



19-20

Деревья

2



21-22

Декоративные растения

2



23-24

Съедобные и ядовитые растения

2



25-26

Лекарственные растения

2



27-28

Мхи и папоротники

2



Круглый год

29

Весна

1



30-31

Цветущие весной

2



32-33

Птицы весной

2



34

Лето

1



35

Отношение человека к природе: каким оно должно быть?

1



36

Обобщение знаний.

1

1



ИТОГО

36






Программа курса "Зелёная тропинка" (для дошкольников)
  • Биология
Описание:

Дополнительная общеразвивающая  программа курса  «Зелёная тропинка»  имеет социально-педагогическую направленность и является модифицированной.

      Цель программы: развитие у обучающихся универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных интересов и интеллектуальных способностей, формирование основ безопасности жизнедеятельности и экологического сознания.

     Программа является развивающей, в процессе её реализации у обучающихся формируются универсальные предпосылки учебных действий (УУД) с учётом предметного содержания.

Возраст детей: 5-7 лет.

Срок реализации программы: 2 года.

     

 

Автор Тютькало Людмила Павловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1958
Номер материала 38217
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓