Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей – дом детского
творчества
Заводского района города Орла
Рассмотрено
УТВЕРЖДАЮ:
на методическом
совете ДДТ Директор дома детского творчества
«_____»
____________20_____ г. _______________________
«____»__________20____г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«ЗЕЛЁНАЯ ТРОПИНКА»
ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»
Возраст
детей: 5 – 7 лет
Срок реализации: 2 года
Педагог дополнительного образования:
Тютькало Людмила Павловна
г. Орел – 2014
г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа курса
«Зелёная тропинка» имеет социально-педагогическую направленность и является
модифицированной. Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом
№273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией
ООН о правах ребёнка, приказом Минобрнауки РФ №1008 от 29.08.2013 г. «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам», Концепцией развития дополнительного
образования детей в РФ, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, Государственной программой РФ «Развитие образования
на 2013-2015 гг.», Указом Президента РФ №276 от 01.06.2012 г. «О национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»,
санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного
образования детей (внешкольные учреждения), санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами (СанПин 2.4.4 1251-03), требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.), на основе авторской программы А.А. Плешакова «Зелёная
тропинка», содержание которой соответствует области «Познавательное развитие»
ФГОС ДО.
Программа сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости
(содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и
дошкольной педагогики, соответствует критериям полноты, необходимости и
достаточности), обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и
навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей, строится с
учётом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей, основывается на комплексно-тематическом принципе
построения образовательного процесса, предусматривает решение программных
образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей,
самостоятельной деятельности при проведении режимных моментов в соответствии со
спецификой дошкольного образования, обеспечивает достижение воспитанниками готовности
к школе.
Цель программы:
Развитие у детей
универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных интересов и
интеллектуальных способностей, формирование основ безопасности
жизнедеятельности и экологического сознания.
Задачи программы:
·
Развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации;
·
Формирование
познавательных действий, становление сознания;
·
Формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях ее природы.
Программа является развивающей, в процессе её реализации у воспитанника
формируются универсальные предпосылки учебных действий (УУД) с учётом
предметного содержания:
Личностные – умение соотносить поступки,
события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение
выделить нравственный аспект поведения.
Регулятивные – осуществление действия по
образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную
ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществлять контроль своей
деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и
сверстника.
Познавательные
– знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ
объектов с целью выделения признаков; анализ объектов; сравнение и
сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации.
Коммуникативные
– овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;
эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и
сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника;
задавать вопросы.
Данная
программа основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений
о природе. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с
предметами, элементарными эксперименты, которые проводятся в естественной для
детей данного возраста занимательной, игровой форме.
Программа «Зеленая тропинка» нацелена на развитие
детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному
окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт
систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте
разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт
последовательного приобщения ребенка к свойственным естественно-научным
дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть
своими глазами, сделать своими руками. Содержание программы строится как синтез
различных составляющих естественно-научного и экологического знания с
включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики,
биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная
картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего
учебного курса в начальной школе.
В основу подготовки малышей к обучению положены
непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в
естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта
деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и
т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как
умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и
отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление).
Участники программы - дети 5 - 7 лет.
Срок реализации программы- 2 года
Срок обучения – 9 месяцев с сентября по май (36 часов в год из
расчёта 1 занятие в неделю).
Режим
занятий – 1 раз в неделю (5
– 6 лет – 25 минут,6 - 7 лет – 30 минут).
Основные применяемые технологии:
·
Элементы системы
развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова;
·
Здоровьесберегающие
технологии;
·
Информационно-коммуникационные
технологии;
·
Личностно-ориентированное
обучение;
·
Игровые технологии.
Методы обучения: наглядный, словесный, работа с книгой, практический.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Результаты освоения программы представлены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования в области познавательного развития:
·
ребёнок обладает элементарными представлениями из области живой
природы, естествознания: ребёнок интересуется причинно-следственными связями,
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей ,обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в
котором живёт, склонен наблюдать, экспериментировать;
·
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения
и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками;
·
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и
сверстникам.
Целевые ориентиры предполагают формирование у детей
дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения
дошкольного дополнительного образования.
Планируемые результаты:
·
Владеть универсальными
предпосылками учебной деятельности – уметь работать по образцу, слушать
взрослого и выполнять его инструкции;
·
Распознавать на рисунках и
в природе изученные растения и животных; перечислять в правильной
последовательности времена года и кратко характеризовать их признаки;
·
Применять усвоенные знания
и способы деятельности для решения новых познавательных задач, предлагать
собственный замысел конструктивной деятельности и воплощать его в рисунке,
поделке, модели и т.д.;
·
Проявлять осторожное и
осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям,
соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного
поведения в мире природы;
·
Проявлять заинтересованное
и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила
поведения в природе.
Формы
подведения итогов освоения программы
Открытые мероприятия для родителей, педагогов, конкурс чтецов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
72 часа – по 1 занятию в неделю
№ п\п
|
Наименование разделов
и тем
|
Общее количество часов
|
В том числе
|
теоретических
|
практических
|
|
|
2
|
1
|
1
|
1-ый год обучения
|
1
|
Введение.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Звёзды, Солнце
и Луна
|
8
|
4
|
4
|
2-3
|
Звёздное небо.
|
2
|
1
|
1
|
4-5
|
Солнце и Луна.
|
2
|
1
|
1
|
6-7
|
Радуга
|
2
|
1
|
1
|
8-9
|
Народные приметы
|
2
|
1
|
1
|
|
Круглый год
|
10
|
5
|
5
|
10
|
Времена года
|
1
|
0,5
|
0,5
|
11
|
Осень
|
1
|
0,5
|
0,5
|
12
|
Зима
|
1
|
0,5
|
0,5
|
13
|
Весна
|
1
|
0,5
|
0,5
|
14-15
|
Цветущие весной
|
2
|
1
|
1
|
16-17
|
Птицы весной
|
2
|
1
|
1
|
18
|
Лето
|
1
|
0,5
|
0,5
|
19
|
Отношение человека к
природе: каким оно должно быть?
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Чудесный мир растений и грибов
|
16
|
8
|
8
|
20-21
|
Как узнать растения?
|
2
|
1
|
1
|
22-23
|
Травы, кустарники,
деревья.
|
2
|
1
|
1
|
24-25
|
Кустарники
|
2
|
1
|
1
|
26-27
|
Деревья
|
2
|
1
|
1
|
28-29
|
Декоративные растения
|
2
|
1
|
1
|
30-31
|
Съедобные и ядовитые
растения
|
2
|
1
|
1
|
32-33
|
Лекарственные растения
|
2
|
1
|
1
|
34-35
|
Мхи и папоротники
|
2
|
1
|
1
|
36
|
Обобщение знаний
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
Итого
|
36
|
18
|
18
|
2-ой год обучения
|
Окружающий мир
и наша безопасность
|
5
|
2,5
|
2,5
|
1
|
Красота и разнообразие окружающего мира
|
1
|
0,5
|
0,5
|
2
|
Опасные для человека объекты и ситуации
|
1
|
0,5
|
0,5
|
3
|
Правила безопасности дорожного движения
|
1
|
0,5
|
0,5
|
4
|
Противопожарная безопасность
|
1
|
0,5
|
0,5
|
5
|
Правила поведения при контактах с
незнакомыми людьми
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Круглый год
|
5
|
2,5
|
2,5
|
6
|
Времена года
|
1
|
0,5
|
0,5
|
7
|
Осень
|
1
|
0,5
|
0,5
|
8
|
Зима
|
1
|
0,5
|
0,5
|
9
|
Весна
|
1
|
0,5
|
0,5
|
10
|
Лето
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Чудесный мир растений и грибов
|
4
|
2
|
2
|
11
|
Как узнать растения?
|
1
|
0,5
|
0,5
|
12
|
Грибы
|
1
|
0,5
|
0,5
|
13
|
Твоя мастерская
|
1
|
0,5
|
0,5
|
14
|
Отношение людей к
растениям и грибам: каким оно должно быть?
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Наши друзья - животные
|
20
|
10
|
10
|
15-16
|
Как узнать животных?
|
2
|
1
|
1
|
17-18
|
В живом уголке
|
2
|
1
|
1
|
19-20
|
Домашние животные
|
2
|
1
|
1
|
21-22
|
Породы собак
|
2
|
1
|
1
|
23-24
|
В мире насекомых
|
2
|
1
|
1
|
25-26
|
В мире рыб
|
2
|
1
|
1
|
27-28
|
В мире птиц
|
2
|
1
|
1
|
29-30
|
В мире зверей
|
2
|
1
|
1
|
31-32
|
Какие ещё бывают
животные?
|
2
|
1
|
1
|
33-34
|
Отношения людей к
животным: каким оно должно быть?
|
2
|
1
|
1
|
35
|
Обобщение знаний
|
1
|
0,5
|
0,5
|
36
|
Экологический праздник
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
Итого
|
36
|
18
|
18
|
|
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЗЕЛЁНАЯ ТРОПИНКА»
Звёзды, Солнце и Луна
Наблюдение звёздного неба (с помощью взрослых), выделение
отдельных созвездий (двух-трёх). Солнце и его роль для жизни на Земле.
Наблюдение Луны на небе (с помощью взрослых). Моделирование расположения
Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Игра «Путешествие на Луну».
Приключения солнечного зайчика. Наблюдение световых лучей, игры с
солнечным зайчиком, совместное сочинение сказки о солнечном зайчике. Свет и
тень: постановка сценок театра теней.
Радуга – украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от
наблюдения радуги. Докрашивание радуги на рисунке.
Правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем,
играх с солнечным зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого
избежать.
Чудесный мир растений и грибов
Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью
атласа-определителя). Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные
растения; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка
из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом.
Выращивание детьми растений из семян. Съедобные и ядовитые растения, их
сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения.
Мхи и папоротники – тоже растения. Рисование мха и веточки
папоротника по натуральному образцу.
Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на
рисунках, муляжах и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание
изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших
отличительных признаков.
Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно быть?
Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или
Первые уроки экологической этики».
Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений,
грибов.
Окружающий мир и наша безопасность
Красота и разнообразие окружающего мира. Радость познания мира,
общения с людьми. Всегда ли окружающий мир безопасен для нас? Рассуждения о
потенциально опасных для человека объектах и ситуациях.
Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира
транспортного средства. Противопожарная безопасность. Правила поведения при
контактах с незнакомыми людьми.
Наши друзья животные
Животные нашей местности. Обитатели живого уголка. Домашние
животные. Породы собак. Рисование своего домашнего питомца.
Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках и в
природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений.
Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений
бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга).
Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий,
необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме
тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни
рыб. Мысленное достраивание изображений «спрятавшихся» рыб.
Наблюдение за поведением воробьёв, галок, ворон и других птиц
ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых
звуков, взаимоотношений с другими птицами и т.д.). Разнообразие изображений
птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров.
Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание
их на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя).
Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Необходимость бережного
отношения к ним. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя.
Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с
опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки
экологической этики».
Правила безопасности при встречах и общении с животными.
Круглый год
Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их
важнейшие признаки. Моделирование последовательности времён года. Выявление
причинно- следственных связей между различными сезонными изменениями (положение
Солнца, погода, жизнь растений и животных, занятия людей), их отображение с
помощью простейших моделей).
Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения
примеров положительного и отрицательного отношения и материалов книги «Великан
на поляне, или Первые уроки экологической этики»). Оценка поведения человека в
природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения.
Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на
воде, на льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний.
Методическое обеспечение программы
№п/п
|
Наименование раздела
|
Форма проведения
|
Приемы и методы
|
Дидактический
материал, техническое оснащение
|
Форма подведения
итогов
|
1-й год обучения
|
1
|
Звёзды, Солнце и
Луна
|
Дидактическая игра
|
Наглядный: иллюстрация, наблюдение.
Словесный: рассказ, беседа, объяснение.
Работа с книгой: просмотр иллюстраций.
Практический: раскрашивание, рисование
|
Предметные
картинки.
|
Игра «Почему Солнце светит днём, а звёзды –
ночью?»
|
2
|
Круглый год
|
Дидактическая игра
|
Наглядный: иллюстрация, демонстрация, наблюдение.
Словесный: рассказ, беседа, объяснение.
Работа с книгой: просмотр иллюстраций.
Практический: раскрашивание, рисование, вырезание.
|
Обучающие карточки. Времена года.
Ростов-на-Дону. Изд.дом «Проф-Прейс».2013.
|
Игра «Путешествие
во времена года»
|
3
|
Чудесный мир растений и
грибов
|
Дидактическая игра
|
Наглядный: иллюстрация, демонстрация, наблюдение.
Словесный: рассказ, беседа, объяснение.
Работа с книгой: просмотр иллюстраций.
Практический: раскрашивание, рисование, вырезание, опыт,
изготовление поделок, упражнение.
|
Демонстрационный
материал «Травянистые растения», «Мир растений и грибов», «Овощи». Изд.
Рассвет.
Тематический
словарь в картинках «Цветы, деревья».
Плешаков А.А.
Зелёная тропинка: пособие для детей 5-7 лет.-М.:Просвещение, 2013.
Плешаков А.А. От
Земли до неба: атлас-определитель.-М.:Просвещение, 2013.
Плешаков А.А.
Великан на поляне, или первые уроки экологической этики.М.:Просвещение,2012.
Плешаков А.А. Зелёные страницы.
М.:Просвещение, 2010.
|
Игра «Как чудесен
мир растений!»
|
2-й год обучения
|
1
|
Окружающий мир и наша безопасность
|
Дидактическая игра
|
Наглядный: иллюстрация, наблюдение.
Словесный: рассказ, беседа, объяснение.
Практический: упражнение.
|
Обучающие карточки. Наша безопасность дома и
на улице. Ростов-на-Дону. Изд.дом «Проф-Прейс».2013.
Комплект сюжетных картинок «Правила и
безопасность дорожного движения для дошкольников». Великие Луки. Изд.
Скрипторий. 2013.
|
Викторина «Наша безопасность»
|
2
|
Круглый год
|
Дидактическая игра
|
Наглядный: иллюстрация, демонстрация, наблюдение.
Словесный: рассказ, беседа, объяснение.
Работа с книгой: просмотр иллюстраций.
Практический: раскрашивание, рисование, вырезание.
|
Обучающие карточки. Времена
года.Ростов-на-Дону. Изд.дом «Проф-Прейс».2013.
|
|
3
|
Чудесный мир растений и
грибов
|
Дидактическая игра
|
Наглядный: иллюстрация, демонстрация, наблюдение.
Словесный: рассказ, беседа, объяснение.
Работа с книгой: просмотр иллюстраций.
, чтение.
Практический: раскрашивание, рисование, вырезание, опыт,
изготовление поделок, упражнение.
|
Демонстрационный
материал «Травянистые растения», «Мир растений и грибов», «Овощи». Изд.
Рассвет.
Тематический
словарь в картинках «Цветы, деревья».
Плешаков А.А.
Зелёная тропинка: пособие для детей 5-7 лет.-М.:Просвещение, 2013.
Плешаков А.А. От
Земли до неба: атлас-определитель.-М.:Просвещение, 2013.
Плешаков А.А.
Великан на поляне, или первые уроки экологической этики.М.:Просвещение,2012.
Плешаков А.А. Зелёные страницы.
М.:Просвещение, 2010.
|
Конкурс загадок о
растениях.
|
4
|
Наши
друзья - животные
|
Дидактическая игра
|
Наглядный: иллюстрация, демонстрация, наблюдение.
Словесный: рассказ, беседа, объяснение.
Работа с книгой: просмотр иллюстраций, чтение.
Практический: раскрашивание, рисование, вырезание,
изготовление поделок, упражнение.
|
Демонстрационный
материал «Насекомые», Животные разных широт». Изд. Рассвет.
Плешаков А.А. От
Земли до неба: атлас-определитель.-М.:Просвещение, 2013.
Плешаков А.А.
Великан на поляне, или первые уроки экологической этики.М.:Просвещение,2012.
Плешаков А.А. Зелёные страницы.
М.:Просвещение, 2010.
|
Проект «Наши друзья
– животные»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
\
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования: Приказы и письма Министерства образования и науки РФ.
М.:ТЦ «Сфера», 2014. – 96 с.
Плешаков А.А. Зелёная тропинка: пособие для детей 5-7
лет.-М.:Просвещение, 2013. – 80 с.
Плешаков А.А. Зелёные страницы. М.:Просвещение, 2013.
– 223 с.
Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки
экологической этики.М.:Просвещение, 2012. – 160 с.
Плешаков А.А. От Земли до неба:
атлас-определитель.-М.:Просвещение, 2013. – 222 с.
Федосова Н.А. Методические рекомендации к программе
«Преемственность». М.:Просвещение, 2012. – 176 с.
Федосова Н. А. Программа по подготовке к школе детей
5-7 лет. – М.:Просвещение, 2013. – 143 с.
Календарно-тематическое планирование
курса «Зелёная тропинка»
на 2014-2015 учебный год
1-й год обучения
(36 часов в год – по 1 часу в неделю)
№ п/п
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Дата
|
1 группа
|
2 группа
|
1
|
Вводное занятие.
Входная диагностика
«Хочу всё знать»
|
1
|
19.09
|
19.09
|
Звёзды, Солнце и Луна
|
2-3
|
Звёздное небо.
|
2
|
26.09
03.10
|
26.09
03.10
|
4-5
|
Солнце и Луна.
|
2
|
10.10
17.10
|
10.10
17.10
|
Круглый год
|
6
|
Времена года
|
1
|
24.10
|
24.10
|
7
|
Осень
|
1
|
31.10
|
31.10
|
Звёзды, Солнце и Луна
|
8-9
|
Радуга
|
2
|
07.11
14.11
|
07.11
14.11
|
10-11
|
Народные приметы
|
2
|
21.11
28.11
|
21.11
28.11
|
Чудесный мир растений и грибов
|
12-13
|
Как узнать растения?
|
2
|
5.12
12.12
|
5.12
12.12
|
14-15
|
Травы, кустарники,
деревья.
|
2
|
19.12
26.12
|
19.12
26.12
|
16
|
Кустарники
|
1
|
|
|
Круглый год
|
17
|
Зима
|
1
|
|
|
Чудесный мир растений и грибов
|
18
|
Кустарники
|
1
|
|
|
19-20
|
Деревья
|
2
|
|
|
21-22
|
Декоративные растения
|
2
|
|
|
23-24
|
Съедобные и ядовитые
растения
|
2
|
|
|
25-26
|
Лекарственные растения
|
2
|
|
|
27-28
|
Мхи и папоротники
|
2
|
|
|
Круглый год
|
29
|
Весна
|
1
|
|
|
30-31
|
Цветущие весной
|
2
|
|
|
32-33
|
Птицы весной
|
2
|
|
|
34
|
Лето
|
1
|
|
|
35
|
Отношение человека к
природе: каким оно должно быть?
|
1
|
|
|
36
|
Обобщение
знаний.
|
1
|
1
|
|
|
ИТОГО
|
36
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.