(Составила: учитель
математики Малыгина Марина Николаевна)
"Важнейшая задача цивилизации -
научить человека мыслить".
Б.Эддисон
Программа курса "Логика в
математике"
5 класс
(34 часа)
1. Пояснительная записка
Преобразование
системы народного образования в России повлекло за собой в первую очередь
изменения в содержании образования. В статье 14 закона "Об
образовании" отмечается, что содержание образования, являясь одним из
факторов экономического и социального прогресса общества, должно быть
ориентировано на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её
самореализации, на развитие гражданского общества, на совершенствование и
укрепление правового государства. Содержание образования должно обеспечить
"...формирование адекватной современному уровню знаний картины мира,
адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества,
интеграцию личности в системе мировой и национальной культур".
Один из
путей обновления содержания образования - введение в учебные планы школ
нетрадиционных курсов. Таким курсом, удовлетворяющим многим требованиям нового
содержания образования, является логика. В качестве обязательного предмета она
входила в курс гимназии дореволюционной России. В Советском Союзе в конце 40-х
- начале 50-х годов также преподавалась в средних школах. Изучается этот курс и
в средних учебных заведениях многих зарубежных стран.
Значение логики невозможно переоценить. Она помогает доказывать истинные
суждения и опровергать ложные, учит мыслить чётко, лаконично, правильно. Логика
нужна работникам самых различных профессий: преподавателям, ибо они не смогут
эффективно развивать мышление учащихся, не владея логикой; юристам, которые
строят свои обвинения или защиту в соответствии с правилами логики; врачам,
ставящим диагноз на основании проявлений болезни. Логика необходима всем людям
как интеллектуального, так и физического труда.
Овладение
логической культурой предполагает ознакомление учащихся с основами логической науки,
которая в течение двухтысячелетнего развития накопила теоретически обоснованные
и оправдавшие себя методы и приёмы рационального рассуждения.
Логика
способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности,
помогает формированию научного мировозрения.
Межпредметные связи.
Логическое знание является необходимым в каждом школьном курсе. Поэтому, как ни
одна из других школьных дисциплин, логика опирается на межпредметные связи
через использование разнообразных понятий широкого круга учебных предметов,
суждений, умозаключений, доказательств и опровержений, а также на особенности
развития логического мышления учащихся в процессе обучения разным дисциплинам.
Цели изучения предмета.
Познавательные:
- приобретение знаний о культуре
правильного мышления, его формах и законах;
- приобретение знаний о строе
рассуждений и доказательств;
- удовлетворение личных
познавательных интересов в области смежных с логикой дисциплин таких, как
информатика, математика и т.д.
Развивающие:
- совершенствование речевых
способностей (правильное использование терминов, умение верно построить
умозаключение, логично провести доказательство);
- развитие психических функций,
связанных с речевой деятельностью (память, внимание, анализ, синтез, обобщение
и т.д.);
- мотивация дальнейшего овладения
логической культурой (приобретение опыта положительного отношения и осознание
необходимости знаний методов и приёмов рационального рассуждения и
аргументации);
- интеллектуальное развитие в ходе
решения логических задач и упражнений.
Воспитательные:
-становление самосознания;
- формирование чувства
ответственности за принимаемые решения;
- воспитание культуры умственного
труда.
Задачи изучения курса.
- Дать представление об основных
формально-логических операциях, показать логические принципы в действии при
решении содержательно интересных проблем.
- Повысить общий уровень культуры
мыслительной деятельности учащихся: развить умения анализировать, сравнивать,
обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировано проводить
рассуждения и доказательства и т. д.
- Сформировать умение замечать
логические ошибки в устной и письменной речи, показать правильные пути
опровержения этих ошибок.
- Осуществить переход от индуктивного
умения оперировать суждениями и понятиями, терминами и высказываниями к
сознательному применению логических правил и законов.
-
Выработать практические
навыки последовательного и доказательного мышления.
Тематическое
планирование
5 КЛАСС
( 34 ч, 1 ч в неделю)
1. Предмет и задачи логики. Техника
безопасности в компьютерном классе. 1ч
2.Ребусы.
1ч
3.Математические софизмы. 2ч
4.Логика
в математике. 1ч
5.Табличный
метод решения задач. 2ч
6.
Упорядоченное множество. 1ч
7.Игры
на логику 1ч
8.Палочки
и фигуры 2ч
9.Линии
и числа 1ч
10.Числа
и слова 2ч
11.Числовые
ребусы 1ч
12.Зачётное занятие 1ч
13.Приёмы
устного счёта.
Признаки делимости чисел. 1ч
14.Умножение двузначных чисел на 11.
Возведение в квадрат чисел,
оканчивающихся на 5. 1ч
15.Занимательное
умножение. 1ч
16.Решение
олимпиадных задач. 3ч
17.Геометрия
Гулливера. 1ч
18.Оригами.
1ч
19.Великие
математики.
(Защита
рефератов) 1ч
20.Происхождение
математических
знаков. Стихотворная страница. 1ч
21.Геометрические
иллюзии. 1ч
22.Математические
мотивы в
художественной литературе. 1ч
23.Интересные
свойства чисел. 1ч
24.Как
играть, чтобы не проиграть? 1ч
25.Из
истории математики.
Проценты
в прошлом и настоящем. 1ч
26.Задачи
с палочками. 1ч
27.Математические
фокусы.
(Угадывание
задуманного числа, 1ч
размера
обуви, возраста)
28.Разгадывание математических
кроссвордов. 1ч
Литература.
1.Ф.А. Пчелинцев, П.В. Чулков “Математика. Уроки
математического мышления” М.,”Издат-школа” 2000
г.
2.О.С. Шейнина, Г.М. Соловьёва “Математика. Занятия
школьного кружка5-6 классы.” М., “Издательство НЦ ЭНАС” 2003
г.
3. Б.Агаев “Математика.Ошибки, сложности и способы их
устранения” М., “А.Б.А.Л.” 2002 г.
4.Л.Лихтарников “Занимательные логические задачи”
“Лань” Санкт – Петербург
1996
5. Я. И. Перельман “ Живая математика ”
6. Д.В. Клименченко “Задачи по математике для
любознательных”.
М., “Просвещение”, 1992.
7. И.Я. Депман, Н.Я.Виленкин “За страницами учебника
математики”
М., “Просвещение”, 1989.
8. Л.М.Лоповок “Математика на досуге”. М.,
“Просвещение”, 1981.
9. “Дидактические игры на уроках математики” -
В.Г.Коваленко,
М., “Просвещение” 1990.
10. Н.Лэнгдон, Ч.Снейп “ С математикой в путь”, М.,
“Педагогика”, 1987 г.
11. С.Н. Олехник, Ю.В.Нестеренко “Старинные
занимательные задачи”. М., “Наука”, 1988.
12. А.И.Худобин “Математическая копилка” , Пенза,
1990.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.