Главная / Русский язык и литература / Программа курса по выбору «Культура речи»

Программа курса по выбору «Культура речи»

Жантлеуова Дина Изимбергеновна - учитель русского языка и литературы I категории средней школы имени Мукангазы Сиранова села Елтай Индерского района Атырауской области.

Программа курса по выбору «Культура речи»

в 10 классе общественно-гуманитарного направления

I. Пояснительная записка

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит существующее в сознании человека представление о «речевом идеале», образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь. Правильная речь с точки зрения ее соответствия современным языковым нормам.

В программе предлагаемого курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. В задачи курса входит: совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка.

Программа курса по выбору «Культура речи» для 10 класса общественно- гуманитарного направления составлена на основе «Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы», Проекта «Государственный общеобязательный стандарт 12- летнего среднего общего образования Республики Казахстан» и «Государственной программы функционирования и развития языков на 2011-2020 годы».

Данный курс является предметно-ориентированным. Программа служит основой для внутрипрофильной специализации обучающихся школы, обеспечивает допрофессиональную подготовку учащихся.

Программа построена на расширении и углублении базового образования.

В развитии потенциальных возможностей учащегося, на помощь приходят курсы по выбору, прикладные курсы, являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением. Они способствуют развитию самостоятельности, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствуют навыки лингвистического анализа, повышают уровень языкового развития учащихся. В ходе занятий у школьников формируются не только познавательные способности, но и такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения, столкновения и соотнесения разных точек зрения.

Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку правил по темам «Культура речи» и «Стили речи» в системе и помогает для подготовки учащихся к Единому национальному тестированию по русскому языку. Отрабатывается методика проведения теста.

Комплекс специальных упражнений и заданий направлен на

развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся.

Каждое занятие включает обязательные формы работы: практикум (работу с тестами), лабораторную работу (работу с текстами), задания по развитию речи.

Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей старшеклассников, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, пробудить интерес к изучению русского языка.

Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы, грамматических форм для повышения качества допрофессиональной подготовки.

Цель программы:

Обобщение и углубление теоретических знаний по русскому языку, совершенствование речевых умений школьников, на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и писать правильно, продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций.

Основные задачи программы.

Образовательные:

- закрепить и углубить знания, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике и правописанию;

-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность старшеклассников;

- закрепить и расширить знания обучающихся о тексте;

- способствовать развитию речи и мышления, а также языковой компетентности учащихся;

- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений при работе над текстом.

Развивающие:

- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения;

- повышение уровня культуры речи;

- развитие мотивации к речевому самосовершенствованию.

Воспитательные:

- приобщение к культуре и литературе русского народа;

- овладение культурой межнационального общения;

-формирование социально активной, конкурентоспособной личности.

Учебно-тематический план

10 класс

Всего 34 часа: 1 час в неделю


Тема

Часы

Форма занятий

Дата



1

Культур речи как раздел науки о языке. Культура речи и литературный язык

1


Лекция с использованием индивидуальных заданий


2

Основные качества речи (Обзор)

1

Индивидуальная, групповая работа.


3

Правильность речи

1

Коллективная, групповая, индивидуальная работа


4

Чистота речи

1


Групповая работа


5

Точность и логичность речи

1


Урок-практикум


6

Выразительность речи

1


Урок-дискуссия


7

Уместность речи

1


Групповой практикум


8

Богатство речи

1


Лабораторная работа


9

Основные цели речи

1


Семинар-практикум


10

Практическая работа

1


Индивидуальная, групповая работа.


11-12

Лексико- фразеологические средства языка. Их использование в речи. Использование в речи многозначных слов.

2


Практикум.


13

Использование в речи

омонимов.

1


Групповая работа, индивидуальная работа


14

Использование в речи антонимов.

1


Групповой практикум


15

Использование в речи

синонимов.

1


Коллективная, групповая, индивидуальная работа


16

Использование в речи слов, имеющих ограниченную сферу

распространения.

1

Семинар-практикум


17-18

Использование в речи фразеологических средств языка.

2

Групповой практикум


19

Использование

в речи тропов

1

Коллективная, групповая,

индивидуальная работа


20

Практическая работа

1

Практикум с элементами исследования



21-22

Ошибки словоупотребления. Стилистические нормы

2

Групповая

работа, индивидуальная работа


23-24

Стилистические ошибки

2

Групповой практикум


25-26

Нестилистические ошибки

2

Семинар-практикум


27

Выбор слова

1

Групповая

работа, индивидуальная работа


28

Практическая работа

1

Групповой практикум


29

Речевой этикет и речевая культура.

1

Семинар-практикум


30

Употребление местоимений ты и вы в русской речевой культуре

1

Групповая

работа, индивидуальная работа


31

Речевая культура человека

1

Семинар-практикум


32

Этикет и речь

1

Лабораторная работа


3433

Практическая работа

1

Семинар-практикум


34

Итоговое занятие. (тестирование)

1

Зачет. Индивидуальная работа





IV. Информационно-методическая часть

Формы занятий:

- групповые;

- индивидуальные;

- практикумы с элементами исследования;

- круглый стол - дебаты.

Виды деятельности:

- теоретические (лекция, беседа, рассказ);

- практические (выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем;

- составление диалогов, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр, подготовка сообщений);

- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой);

- частично-поисковые;

- эвристические.

Методы:

- словесный;

- частично-поисковый;

- исследовательский;

- наглядно-демонстрационный;

- проблемный.

Межпредметные связи:

- русский язык;

- литература;

- история.

Внутрипредметные связи:

фонетика, орфоэпия, орфография;

лексика, орфография этимология;

морфология, орфография, этимология;

морфология, стилистика, культура речи.

Обучающие должны знать:

языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;

признаки и особенности правильной речи;

виды речевых ошибок и недочетов;

художественно-выразительные средства языка.

Обучающиеся должны уметь:

соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические);

опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;

извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач;

анализировать и рецензировать текст.


Оборудование и материалы:

- учебники, лингвистические словари, справочники;

- тестовые задания по русскому языку;

- компьютер, презентации с материалами по русскому языку,

- проекты учащихся;

- сборники упражнений;

- Интернет- ресурсы


Ожидаемые результаты:

Учащиеся:
- В совершенстве овладеют различными нормами литературного языка (лексическими, орфоэпическими; морфологическими; стилистическими).

Учащиеся будут уметь:
- Правильно подбирать лексические понятия;

- работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определяя их роль;

- создавать собственные высказывания;

- сохранять стиль речи до конца высказывания;

- грамматически правильно выстраивать свою речь;

-усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.

Учащиеся приобретут навыки:
- работы над благозвучием собственной речи;

- составления собственного выступления с учетом предъявляемых требований.

Система форм контроля знаний обучаемых и критерии оценки

Для контроля уровня достижений обучающихся используются:
- наблюдение за активностью на занятиях;

-результаты выполнения предложенных заданий;

-анализ промежуточных творческих работ;

-создание собственных проектов.

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется зачетная работа: подготовка и публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям.

Результат работы курса – публичные выступления учащихся, приобретение информационных, познавательных, коммуникативных, культурологических компетенций.
В целом вся программа направлена на то, чтобы помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно пользоваться богатством русского языка для выражения своих мыслей и чувств, определиться с выбором будущей профессии, развивать свои творческие способности.





Литература для учащихся

1. Лингвистические словари.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: 2003.

3. Сенина Н.А. Русский язык. Пособие по развитию речи: Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2008.

4. Учебники русского языка.


Литература для педагога

1. Радугин А.А. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Библионика, 2004.

2. Шанский Н.М. В мире слов. - М.: 2003.

3. Различные типы словарей.

4. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. Волгоград: Учитель, 2006.

5. Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. М.: 2006.

6. Т.М. Воителева.Теория и методика обучения русскому языку. М.: 2006.

7. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М.: Университетская книга, Логос, 2006.

8. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М.: 2003.

9. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. М.: 2001.

10. Лекант П.А., Диброва Е.И. и др. Современный русский язык. М.: Дрофа, 2002.

11. Миловидова И. Проверяем свою грамотность. М.: Рольф, 2004.






















Средняя школа имени Мукангазы Сиранова













Программа курса по выбору «Культура речи»

для 11 классе общественно-гуманитарного направления


















Подготовила: Жантлеуова Дина Изимбергеновна,

учитель русского языка и литературы





I. Пояснительная записка

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит существующее в сознании человека представление о «речевом идеале», образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь. Правильная речь с точки зрения ее соответствия современным языковым нормам.

В программе предлагаемого курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. В задачи курса входит: совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка.

Программа курса по выбору «Культура речи» для 11 класса общественно- гуманитарного направления составлена на основе «Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы», Проекта «Государственный общеобязательный стандарт 12- летнего среднего общего образования Республики Казахстан» и «Государственной программы функционирования и развития языков на 2011-2020 годы».

Данный курс является предметно-ориентированным. Программа служит основой для внутрипрофильной специализации обучающихся школы, обеспечивает допрофессиональную подготовку учащихся.

Программа построена на расширении и углублении базового образования.

В развитии потенциальных возможностей учащегося, на помощь приходят курсы по выбору, прикладные курсы, являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением. Они способствуют развитию самостоятельности, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствуют навыки лингвистического анализа, повышают уровень языкового развития учащихся. В ходе занятий у школьников формируются не только познавательные способности, но и такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения, столкновения и соотнесения разных точек зрения.

Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку правил по темам «Культура речи» и «Стили речи» в системе и помогает для подготовки учащихся к Единому национальному тестированию по русскому языку. Отрабатывается методика проведения теста.

Комплекс специальных упражнений и заданий направлен на

развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся.

Каждое занятие включает обязательные формы работы: практикум (работу с тестами), лабораторную работу (работу с текстами), задания по развитию речи.

Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей старшеклассников, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, пробудить интерес к изучению русского языка.

Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы, грамматических форм для повышения качества допрофессиональной подготовки.

Цель программы:

Обобщение и углубление теоретических знаний по русскому языку, совершенствование речевых умений школьников, на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и писать правильно, продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций.

Основные задачи программы.

Образовательные:

- закрепить и углубить знания, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике и правописанию;

-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность старшеклассников;

- закрепить и расширить знания обучающихся о тексте;

- способствовать развитию речи и мышления, а также языковой компетентности учащихся;

- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений при работе над текстом.

Развивающие:

- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения;

- повышение уровня культуры речи;

- развитие мотивации к речевому самосовершенствованию.

Воспитательные:

- приобщение к культуре и литературе русского народа;

- овладение культурой межнационального общения;

-формирование социально активной, конкурентоспособной личности.



Учебно-тематический план

Всего 34 часа: 1 час в неделю


Тема

Часы

Форма занятий

Дата



1

Культура речи как раздел науки о языке. Культура речи и литературный язык

1


Лекция с использованием индивидуальных заданий


2

Основные качества речи (Обзор)

1

Индивидуальная, групповая работа.


3

Правильность речи

1

Коллективная, групповая, индивидуальная работа


4

Чистота речи

1


Групповая работа


5

Точность и логичность речи

1


Урок-практикум


6

Выразительность речи

1


Урок-дискуссия


7

Уместность речи

1


Групповой практикум


8

Богатство речи

1


Лабораторная работа


9

Основные цели речи

1


Семинар-практикум


10

Практическая работа

1


Индивидуальная, групповая работа.


11-12

Лексико- фразеологические средства языка. Их использование в речи. Использование в речи многозначных слов.

2


Практикум.


13

Использование в речи

омонимов.

1


Групповая работа, индивидуальная работа


14

Использование в речи антонимов.

1


Групповой практикум


15

Использование в речи

синонимов.

1


Коллективная, групповая, индивидуальная работа


16

Использование в речи слов, имеющих ограниченную сферу

распространения.

1

Семинар-практикум


17-18

Использование в речи фразеологических средств языка.

2

Групповой практикум


19

Использование

в речи тропов

1

Коллективная, групповая,

индивидуальная работа


20

Практическая работа

1

Практикум с элементами исследования



21-22

Ошибки словоупотребления. Стилистические нормы

2

Групповая

работа, индивидуальная работа


23-24

Стилистические ошибки

2

Групповой практикум


25-26

Нестилистические ошибки

2

Семинар-практикум


27

Выбор слова

1

Групповая

работа, индивидуальная работа


28

Практическая работа

1

Групповой практикум


29

Речевой этикет и речевая культура.

1

Семинар-практикум


30

Употребление местоимений ты и вы в русской речевой культуре

1

Групповая

работа, индивидуальная работа


31

Речевая культура человека

1

Семинар-практикум


32

Этикет и речь

1

Лабораторная работа


3433

Практическая работа

1

Семинар-практикум


34

Итоговое занятие. (тестирование)

1

Зачет. Индивидуальная работа





IV. Информационно-методическая часть

Формы занятий:

- групповые;

- индивидуальные;

- практикумы с элементами исследования;

- круглый стол - дебаты.

Виды деятельности:

- теоретические (лекция, беседа, рассказ);

- практические (выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем;

- составление диалогов, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр, подготовка сообщений);

- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой);

- частично-поисковые;

- эвристические.

Методы:

- словесный;

- частично-поисковый;

- исследовательский;

- наглядно-демонстрационный;

- проблемный.

Межпредметные связи:

- русский язык;

- литература;

- история.

Внутрипредметные связи:

фонетика, орфоэпия, орфография;

лексика, орфография этимология;

морфология, орфография, этимология;

морфология, стилистика, культура речи.

Обучающие должны знать:

языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;

признаки и особенности правильной речи;

виды речевых ошибок и недочетов;

художественно-выразительные средства языка.

Обучающиеся должны уметь:

соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические);

опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;

извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач;

анализировать и рецензировать текст.


Оборудование и материалы:

- учебники, лингвистические словари, справочники;

- тестовые задания по русскому языку;

- компьютер, презентации с материалами по русскому языку,

- проекты учащихся;

- сборники упражнений;

- Интернет- ресурсы


Ожидаемые результаты:

Учащиеся:
- В совершенстве овладеют различными нормами литературного языка (лексическими, орфоэпическими; морфологическими; стилистическими).

Учащиеся будут уметь:
- Правильно подбирать лексические понятия;

- работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определяя их роль;

- создавать собственные высказывания;

- сохранять стиль речи до конца высказывания;

- грамматически правильно выстраивать свою речь;

-усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.

Учащиеся приобретут навыки:
- работы над благозвучием собственной речи;

- составления собственного выступления с учетом предъявляемых требований.

Система форм контроля знаний обучаемых и критерии оценки

Для контроля уровня достижений обучающихся используются:
- наблюдение за активностью на занятиях;

-результаты выполнения предложенных заданий;

-анализ промежуточных творческих работ;

-создание собственных проектов.

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется зачетная работа: подготовка и публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям.

Результат работы курса – публичные выступления учащихся, приобретение информационных, познавательных, коммуникативных, культурологических компетенций.
В целом вся программа направлена на то, чтобы помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно пользоваться богатством русского языка для выражения своих мыслей и чувств, определиться с выбором будущей профессии, развивать свои творческие способности.





Литература для учащихся

1. Лингвистические словари.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: 2003.

3. Сенина Н.А. Русский язык. Пособие по развитию речи: Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2008.

4. Учебники русского языка.


Литература для педагога

1. Радугин А.А. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Библионика, 2004.

2. Шанский Н.М. В мире слов. - М.: 2003.

3. Различные типы словарей.

4. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. Волгоград: Учитель, 2006.

5. Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. М.: 2006.

6. Т.М. Воителева.Теория и методика обучения русскому языку. М.: 2006.

7. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М.: Университетская книга, Логос, 2006.

8. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М.: 2003.

9. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. М.: 2001.

10. Лекант П.А., Диброва Е.И. и др. Современный русский язык. М.: Дрофа, 2002.

11. Миловидова И. Проверяем свою грамотность. М.: Рольф, 2004.






Программа курса по выбору «Культура речи»
  • Русский язык и литература
Описание:

           Программа курса по выбору «Культура речи»

     в 10 классе общественно-гуманитарного направления

                                  I. Пояснительная записка

         Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит существующее в сознании человека представление о «речевом идеале», образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь. Правильная речь с точки зрения ее соответствия современным языковым нормам.                           

 

         В программе предлагаемого курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. В задачи курса входит: совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка.

Автор Жантлеуова Дина Изимбергеновна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 350
Номер материала 12819
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓