Главная / Начальные классы / Программа курса по формированию основ исследовательской деятельности (2-4 классы)

Программа курса по формированию основ исследовательской деятельности (2-4 классы)

Программа курса по формированию основ исследовательской деятельности (2-4 классы)
  • Начальные классы
Описание:

Программа курса

 «Основы исследовательской деятельности»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Исследовательская деятельность - это один из способов развития школьников. Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремлённость – вот тот неполный перечень качеств, которые может развить в себе ребёнок, вовлечённый в исследовательскую деятельность.

Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Детям присущи любознательность, желание экспериментировать, жажда новых впечатлений. Ребенок стремится познать окружающий мир. Именно это стремление к познанию создает условия для исследовательского обучения.

Объект курса исследовательская деятельность учащихся 2-4 классов.

Предметом курса является практическая исследовательская деятельность младших школьников.

Цель проведения:
- стимулирование исследовательской активности учащихся;

- активизация умений делать умозаключения, отстаивать свою точку зрения;
- развитие познавательных способностей.
            Учебная программа нацелена на формирование у младших школьников целостного восприятия окружающей действительности, активизацию познавательного интереса к изучению информации в различных направлениях, развитие творческих  и исследовательских способностей детей.

Программа включает в себя 6 блоков:

 

1 БЛОК           «Сочинялки» - выполнение заданий, направленных на развитие умений создавать метафоры, тексты на заданную тему, эссе, четверостишия, синквейны.

2 БЛОК           «Историческое моделирование».При проведении занятий следует использовать интерактивные формы работы, что способствует вовлечению всех учащихся в процесс обучения, развитию самооценки и веры в свои силы.

     В процессе занятий учащиеся приобретают навыки и нравственные ценности, которые возможно использовать в реальной жизни в своих действиях и поступках.
    Формирование у учащихся представлений о ценности человеческой личности осуществляется через использование права выбора и уважения к личности ребенка.
     Дополнительно в данный блок включены упражнения на повышение самооценки.

      Результат деятельности - составление единого «игрового поля».

3 БЛОК           «Моя родословная» -

      Работа направлена на изучение и знание своих родовых корней; совместная поисковая деятельность с родителями; развитие правильного самосознания, понимания своего Я; развитие чувства ответственности за свою родословную. Такие проекты учат детей выступать, согласованно работать с родителями, исследовать.

4 БЛОК           «Тайна моего имени»

                        Подумать самостоятельно

                        Что я об этом знаю?Какие мысли я могу высказать про это?

                        Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

                        Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

                        Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

                        Спросить у других людей.

                        Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

                        Просмотреть телематериалы.

                        Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

                        Использовать Интернет.

                        Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

                        Понаблюдать.

                        Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений,                          удивительные факты и парадоксы.                      .

5 БЛОК           Групповое и индивидуальное проектирование         направлено на решение следующих задач

    Образовательные: сформировать у учащихся целостную картину мира; вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс; познакомить детей с этапами проектной деятельности; формировать речевые умения.
     Воспитательные: воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей; через содержание учебного проекта подвести учащихся к каким-то выводам.
     Развивающие: развивать умения проектировать, мыслить в процессе изучения тем; развивать умения работать с дополнительной литературой, расширить кругозор; развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии.

6 БЛОК           Защита мини-проектов.     Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть «публичной», с привлечением , как авторов других работ, так и зрителей. В качестве таковых могут быть не только одноклассники, но и учащиеся других классов, а также учителя, гости школы.  Защиту детских работ следует проводить как праздничное мероприятие. Для  оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри. В состав жюри должны входить люди, авторитетные для детей.

Прогнозируемый результат

Работая с детьми над развитием основ исследовательской деятельности  необходимо добиться формирования умений у младших школьников:

  1. работать с различными источниками информации;
  2. способствовать расширению своего кругозора;
  3. получать опыт публичного выступления;
  4. овладевать рядом практических умений и навыков.

 

Цель учителя в этом направлении – привлечение детей к исследовательской деятельности без всякого принуждения и  создание условий для  формирования и развития исследовательских умений.

Можно выделить следующие умения, необходимые ребенку исследователю:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ

- организация рабочего места;

- планирование работы.

УМЕНИЯ И ЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА

- выбор темы исследования;

- целеполагание;

- умение выстроить структуру исследования;

- методы исследования;

- общелогические методы;

- поиск информации.

УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ

- структурирование информации;

- выделение главного;

- упорядоченное хранение информации.

УМЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ

- формы представления результатов (мини-проекты, презентации,                 рефераты, доклады и т.п.)

- требования к докладу;

- требования к речи докладчика.

            Распределение учебной нагрузки и учебного материала носит примерный характер и не ограничивает учителя в творческом решении поставленных задач.

 

Учебный материал

Связь с учебными предметами

Количество часов  по классам

2

3

4

«Сочинялки»

Русский язык, литература

8

8

8

«Историческое моделирование»

Русский язык, математика, ИЗО

10

10

10

«Моя родословная»

Самопознание, познание мира

6

6

6

«Тайна моего имени»

Самопознание

4

4

4

Групповое и индивидуальное проектирование

Информатика, русский язык, ИЗО

8

8

8

Защита мини-проектов

Литература

4

4

4

Всего

 

40

40

40

 

 

 

 

Автор Корунец Наталья Анатольевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 304
Номер материала 38793
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓