Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
«Формирование
информационной культуры
у младших школьников»
МБОУ «Вороновская СОШ»
Учитель начальных классов
Шакирова О.В.
2014г
2 слайд
«...Современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка...»
академик С.И. Вавилов
3 слайд
В период перехода к информационному обществу необходимо:
подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации,
обучить его современным средствам, методам и технологиям работы.
Информационное общество в своей основе опирается
на интеллект как инструмент познания,
на информацию как результат познания,
на интерес и активность к восприятию информации,
на желание применить интеллект и информацию для определенных целей.
4 слайд
Информационная культура
– это система общих знаний, представлений, взглядов, установок, стереотипов поведения, позволяющих человеку правильно строить свое поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом.
5 слайд
Понимание закономерностей информационных процессов.
Умение организовать поиск и отбор необходимой информации.
Умение оценить достоверность полноту, объективность полученной информации.
Умение оптимально подбирать необходимые приложения для обработки информации, форматы для сохранения.
Умение представлять информацию в различных видах.
Умение применять полученную информацию для принятия решений
Этичное поведение при использовании информации: уважение авторских прав, грамотная переписка по e-mail, запрос на использование информации и т.д.
Составляющие компоненты
информационной культуры
6 слайд
в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;
в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать;
Информационная культура
проявляется в следующих аспектах:
7 слайд
во владении основами аналитической переработки информации;
в умении работать с различной информацией;
в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Информационная культура проявляется в следующих аспектах:
8 слайд
система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей;
информационная инфраструктура, определяющая возможности людей получать, передавать, хранить и использовать информацию;
развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных информационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п.
Факторы развития
информационной культуры:
9 слайд
Цель проекта:
формирование молодого поколения, готового активно жить и действовать в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новейших информационных технологий.
10 слайд
Прохождение курса обеспечивает решение следующих задач:
Дать представление учащимся о современных информационных технологиях.
2. Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеки, так и вне ее.
3. Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе
4. Укреплять интерес к познанию окружающего
мира, к учебным предметам.
11 слайд
Механизмы:
Для реализации этой цели используются достижения целого ряда дисциплин:
информатики,
библиотековедения,
теории текста,
логики,
культуры чтения.
12 слайд
Типы занятий:
объяснение нового материала,
закрепление пройденного,
проверка приобретенных знаний и умений,
практические задания.
13 слайд
Формы и методы:
беседы,
лекции,
диспуты,
практические занятия,
доклады,
сообщения,
игры,
викторины, конференции,
обзоры,
экскурсии,
самостоятельные работы,
тесты.
14 слайд
Знания, полученные учащимися на занятиях, необходимы им для продолжения образования, для формирования самостоятельных навыков. Если раз в месяц героем, главным "действующим лицом" урока, классного часа, сбора или экскурсии становится книга, внимание к ней со стороны учащихся резко повышается.
15 слайд
Контингент обучающихся:
Курс рассчитан на учащихся 2-5-х классов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Всего: 36 занятий в год.
16 слайд
Введение.
Информационная культура - путь к последующей самообразовательной работе школьника (1 ч.).
Презентация клуба «Клик».
Викторина «Какой ты читатель?»
Результат: Привлечь детей к посещению клуба. Показать его актуальность.
17 слайд
Клуб любителей информационной культуры
"КЛИК“
18 слайд
Если вам очень нравится работать с книгой, энциклопедией, компьютером
и вы хотите ещё больше приобщиться к удивительному миру информационной культуры -
этот клуб для вас!
19 слайд
Члены клуба "Клик" рады приветствовать школьников, желающих научиться работать с различными источниками информации не только на уроках,
но и во внеурочное время.
20 слайд
Мы ждем всех желающих
каждую неделю в пятницу, в 15.00
в кабинете №3
21 слайд
Нас ждет увлекательная работа в школьной библиотеке
22 слайд
Научимся работать
со словарями
23 слайд
Научимся выбирать интересующую нас информацию, работая с энциклопедиями
24 слайд
Поработаем с энциклопедическими и учебными
компьютерными дисками
25 слайд
Узнаем о возможностях Интернета,
побывав во
«всемирной паутине»
26 слайд
Вперёд,
в страну знаний!
Вместе всегда интереснее!
27 слайд
Какой я читатель?
Тест
1. Читаю быстро, «проглатываю» книги.
2. Читаю от случая к случаю любые книги, которые попадаются в руки.
3. Люблю читать для души, а не по указке кого-то.
4. Могу читать в любой обстановке, даже в шумной: увлекаюсь очень.
5. Книгам не очень доверяю: ведь это вымысел.
6. Нет ничего скучнее чтения.
7. Я никогда не пытаюсь поставить себя на место героев книг.
28 слайд
8. Кто написал книгу — для меня не имеет никакого значения.
9. Я рассуждаю так: книга — книгой, а жизнь — жизнью.
10. Чтобы быть читателем, не надо особого таланта — читай и все.
11. Читаю медленно, вчитываясь в каждое слово.
12. Читаю с разбором, жалею время на ерунду.
13. Читаю по необходимости, чтобы выполнить задание.
14. Вникаю в смысл книги только в тихой обстановке и при положительном внутреннем настрое.
15. Верю во все, что в книге происходит.
29 слайд
Если у тебя равное количество плюсов, ты читатель по настроению.
Иногда ты жадно читаешь все подряд, иногда выбираешь что-то для души, но бывают моменты, когда ты подолгу не берешь книгу в руки.
Тебе явно не хватает читающего приятеля, который бы тянул тебя с собой в библиотеку почаще
30 слайд
2. Информационная среда школьной библиотеки (3 ч.).
Знакомство с историей книги от возникновения до наших дней;
Знакомство с ресурсными возможностями школьной библиотеки, читальным залом, отделом хранилищ Медиатеки;
Знакомство со справочно-поисковым аппаратом школьной библиотеки (алфавитный и систематический каталоги, справочные издания, картотеки);
Получение навыка работы
с документами.
31 слайд
3. Методы работы с книгой (8 ч.).
Информационные технологии в окружающем мире (например, телефон, справочники).
Словари. (2 часа)
Тематические энциклопедии (2 часа)
Универсальные энциклопедии (2 часа)
Формирование начальных навыков использования в текстах мыслей других людей. Ссылки при цитировании.
32 слайд
4. Получение навыка поиска информации с помощью компьютера (22 часа)
Обращение с компьютером. Техника безопасности. (1ч)
Навыки именования, поиска, открытия файлов. Организация рабочего пространства Запуск приложений. Простейшие операции с информационными объектами. (3 ч)
"Слепой" клавиатурный ввод. (3 ч )
Знакомство с медиатекой. Использование компьютерных учебных и энциклопедических дисков для нахождения нужной информации. (4 часа)
Выход в Интернет. Работа с поисковыми системами.
Нахождение требуемой информации. (5 ч.)
Простейшие операции с информационными
объектами. Опыт создания информационных
объектов (рисунок, текст, звук).
Опыт фиксации (записи) информационных
объектов, конструирования информационных
(виртуальных и материальных) объектов. (6 ч)
33 слайд
5. Самостоятельная работа пользователя (ученика) при розыске документа и его переработка. (2 ч.).
Обучение самостоятельному поиску документа, развитие познавательного интереса и логического мышления.
Использование результатов информационного поиска
в учебной и научно-
исследовательской
деятельности школьников
34 слайд
Ожидаемые результаты:
Овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом;
освоение методами аналитико-синтетической переработки информации;
овладение традиционной и компьютерной технологией подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности.
35 слайд
Cпасибо
за внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Программа курса " Формирование информационной культуры у младших школьников "
Пояснительная записка
Наше время предъявляет к людям новые требования. Объем информации, которую каждому из нас приходится перерабатывать, растет изо дня в день.В период перехода к информационному обществу необходимо:
· подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации,
· обучить его современным средствам, методам и технологиям работы.
Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которыми мы пользуемся (от справочников, телефона, стиральных машин до компьютеров), становятся все более сложными и требуют от нас больших знаний и умений для работы с ними. Поэтому особую актуальность сегодня приобретает информационная культура, многие элементы которой должны войти уже в начальное образование. Информационная культура – это система общих знаний, представлений, взглядов, установок, стереотипов поведения, позволяющих человеку правильно строить свое поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом.
Для обучающихся начальных классов - умение пользоваться источниками информации – справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов, программой телевизионных передач и др. К ней же можно отнести и умение вести телефонный разговор, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, и умение записать свой адрес и вести записную книжку.
Цель формирование молодого поколения, готового активно жить и действовать в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новейших информационных технологий.
Задачи:
1. Дать представление учащимся о современных информационных технологиях.
2. Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеки, так и вне ее.
3. Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе.
4. Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.
Механизмы:
Для реализации этой цели используются достижения целого ряда дисциплин: информатики, библиотековедения и библиографоведения, теории текста, логики, культуры чтения.
Типы занятий:
· объяснение нового материала,
· закрепление пройденного,
· проверка приобретенных знаний и умений,
· практические задания.
Формы и методы: беседы, лекции, диспуты, практические занятия, доклады, сообщения, игры, викторины, конференции, обзоры, экскурсии, самостоятельные работы, тесты.
Контингент обучающихся:
Курс рассчитан на учащихся 1-4-х классов.
В соответствии с обязательным минимумом содержания образовательной программы по литературе ученик должен иметь опыт читательской деятельности и уметь работать с книгой:
- различать тип книги,
- пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.
Из требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать
уметь
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Из Стандартов основного общего образования (по информатике и ИКТ):
Изучение ИКТ направлено на достижение следующих целей:
Ожидаемые результаты:
Овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом;
освоение методами аналитико-синтетической переработки информации;
овладение традиционной и компьютерной технологией подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности.
Содержание программы
1. Введение. Информационная культура - путь к последующей самообразовательной работе школьника (1 ч.).
Презентация клуба «Клик».
Викторина «Какой ты читатель?»
Результат: Привлечь детей к посещению клуба. Показать его актуальность.
2. Информационная среда школьной библиотеки (3 ч.).
3. Методы работы с книгой (8 ч.).
4. Получение навыка поиска информации с помощью компьютера (20 часа)
· Обращение с компьютером. Техника безопасности, гигиена. (1ч)
· Навыки именования, поиска, открытия файлов. Организация рабочего пространства (компьютерный стол и обычная парта). Запуск приложений. Простейшие операции с информационными объектами. (3 ч)
· "Слепой" клавиатурный ввод. (1 ч - интеграция с уроками русского языка.)
· Знакомство с медиатекой. Использование компьютерных учебных и энциклопедических дисков для нахождения нужной информации. (4 часа)
· Выход в Интернет. Работа с поисковыми системами. Нахождение требуемой информации. (5 ч.)
· Простейшие операции с информационными объектами. Опыт создания информационных объектов (рисунок, текст, звук). Опыт фиксации (записи) информационных объектов, конструирования информационных (виртуальных и материальных) объектов. (6 ч)
5. Самостоятельная работа пользователя (ученика) при розыске документа и его переработка. (2 ч.).
Список литературы
1. Государственный стандарт образования. Федеральный компонент.-2004 г.
2. Голубева Е.И. Основные направления работы школьной библиотеки по формированию информационной культуры школьников// Школьная библиотека.- 2005.- № 6.- С. 45 – 50.
3. Караваева Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности»// Школьная библиотека.- 2005.- № 8.- С. 40 – 46.
4. КузякинаН. Любите книгу и цените библиотеку. Методическое пособие для школьных библиотекарей. Часть 1.// Библиотека в школе.- 2004.- № 13.- с. 3 – 62.
5. Справочник школьного библиотекаря/ О.Р.Старовойтова, С.М.Плескачевская; Т.Д.Жукова; Под ред.Ю.Н. Столярова.- М.: Школьная библиотека, 2006.- 448с.
6. Антипова В.Б. Нетрадиционные модели проведения библиотечных уроков// Ш/Б.- 2006.- №4.- С.38.
7. Сукиасян Э.Р. Организация знаний в структуре информационной культуры личности// Ш/Б.- 2006.- №1.- С.7.
8. Караваева Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности»// Ш/Б.- 2006.- №1.- С.18.
6 664 334 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Шакирова Ольга Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.