Главная / Начальные классы / Программа курса " Формирование информационной культуры у младших школьников "

Программа курса " Формирование информационной культуры у младших школьников "

«Формирование информационной культуры у младших школьников» МБОУ «Вороновская...
«...Современный человек находится перед Гималаями информации в положении золо...
В период перехода к информационному обществу необходимо: подготовить человек...
Информационная культура – это система общих знаний, представлений, взглядов, ...
Понимание закономерностей информационных процессов. Умение организовать поиск...
в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до п...
во владении основами аналитической переработки информации; в умении работать...
система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития лю...
Цель проекта: формирование молодого поколения, готового активно жить и действ...
Прохождение курса обеспечивает решение следующих задач: Дать представление уч...
Механизмы: Для реализации этой цели используются достижения целого ряда дисци...
Типы занятий: объяснение нового материала, закрепление пройденного, проверка ...
Формы и методы: беседы, лекции, диспуты, практические занятия, доклады, сообщ...
Знания, полученные учащимися на занятиях, необходимы им для продолжения образ...
Контингент обучающихся: Курс рассчитан на учащихся  2-5-х классов. Занятия пр...
Введение. Информационная культура - путь к последующей самообразовательной ра...
Клуб любителей информационной культуры "КЛИК“
Если вам очень нравится работать с книгой, энциклопедией, компьютером   и вы...
Члены клуба "Клик" рады приветствовать школьников, желающих научиться работат...
Мы ждем всех желающих каждую неделю в пятницу, в 15.00 в кабинете №3
Нас ждет увлекательная работа в школьной библиотеке
 Научимся работать со словарями
Научимся выбирать интересующую нас информацию, работая с энциклопедиями
Поработаем с энциклопедическими и учебными компьютерными дисками
Узнаем о возможностях Интернета, побывав во «всемирной паутине»
Вперёд, в страну знаний! Вместе всегда интереснее!
Какой я читатель? Тест 1. Читаю быстро, «проглатываю» книги. 2. Читаю от случ...
8. Кто написал книгу — для меня не имеет никакого значения. 9. Я рассуждаю та...
Если у тебя равное количество плюсов, ты читатель по настроению. Иногда ты ж...
2. Информационная среда школьной библиотеки (3 ч.). Знакомство с историей кни...
3. Методы работы с книгой (8 ч.). Информационные технологии в окружающем мире...
4. Получение навыка поиска информации с помощью компьютера (22 часа) Обращени...
5. Самостоятельная работа пользователя (ученика) при розыске документа и его ...
Ожидаемые результаты: Овладение рациональными приемами самостоятельного веден...
Cпасибо за внимание!
1 из 35

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 «Формирование информационной культуры у младших школьников» МБОУ «Вороновская СО
Описание слайда:

«Формирование информационной культуры у младших школьников» МБОУ «Вороновская СОШ» Учитель начальных классов Шакирова О.В. 2014г

№ слайда 2 «...Современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотои
Описание слайда:

«...Современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка...» академик С.И. Вавилов

№ слайда 3 В период перехода к информационному обществу необходимо: подготовить человека к
Описание слайда:

В период перехода к информационному обществу необходимо: подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, обучить его современным средствам, методам и технологиям работы. Информационное общество в своей основе опирается на интеллект как инструмент познания, на информацию как результат познания, на интерес и активность к восприятию информации, на желание применить интеллект и информацию для определенных целей.

№ слайда 4 Информационная культура – это система общих знаний, представлений, взглядов, уст
Описание слайда:

Информационная культура – это система общих знаний, представлений, взглядов, установок, стереотипов поведения, позволяющих человеку правильно строить свое поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом.

№ слайда 5 Понимание закономерностей информационных процессов. Умение организовать поиск и
Описание слайда:

Понимание закономерностей информационных процессов. Умение организовать поиск и отбор необходимой информации. Умение оценить достоверность полноту, объективность полученной информации. Умение оптимально подбирать необходимые приложения для обработки информации, форматы для сохранения. Умение представлять информацию в различных видах. Умение применять полученную информацию для принятия решений Этичное поведение при использовании информации: уважение авторских прав, грамотная переписка по e-mail, запрос на использование информации и т.д. Составляющие компоненты информационной культуры

№ слайда 6 в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до перс
Описание слайда:

в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей; в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты; в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать; Информационная культура проявляется в следующих аспектах:

№ слайда 7 во владении основами аналитической переработки информации; в умении работать с
Описание слайда:

во владении основами аналитической переработки информации; в умении работать с различной информацией; в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности. Информационная культура проявляется в следующих аспектах:

№ слайда 8 система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей
Описание слайда:

система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей; информационная инфраструктура, определяющая возможности людей получать, передавать, хранить и использовать информацию; развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных информационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п. Факторы развития информационной культуры:

№ слайда 9 Цель проекта: формирование молодого поколения, готового активно жить и действова
Описание слайда:

Цель проекта: формирование молодого поколения, готового активно жить и действовать в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новейших информационных технологий.

№ слайда 10 Прохождение курса обеспечивает решение следующих задач: Дать представление учащи
Описание слайда:

Прохождение курса обеспечивает решение следующих задач: Дать представление учащимся о современных информационных технологиях. 2. Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеки, так и вне ее. 3. Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе 4. Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.

№ слайда 11 Механизмы: Для реализации этой цели используются достижения целого ряда дисципли
Описание слайда:

Механизмы: Для реализации этой цели используются достижения целого ряда дисциплин: информатики, библиотековедения, теории текста, логики, культуры чтения.

№ слайда 12 Типы занятий: объяснение нового материала, закрепление пройденного, проверка при
Описание слайда:

Типы занятий: объяснение нового материала, закрепление пройденного, проверка приобретенных знаний и умений, практические задания.

№ слайда 13 Формы и методы: беседы, лекции, диспуты, практические занятия, доклады, сообщени
Описание слайда:

Формы и методы: беседы, лекции, диспуты, практические занятия, доклады, сообщения, игры, викторины, конференции, обзоры, экскурсии, самостоятельные работы, тесты.

№ слайда 14 Знания, полученные учащимися на занятиях, необходимы им для продолжения образова
Описание слайда:

Знания, полученные учащимися на занятиях, необходимы им для продолжения образования, для формирования самостоятельных навыков. Если раз в месяц героем, главным "действующим лицом" урока, классного часа, сбора или экскурсии становится книга, внимание к ней со стороны учащихся резко повышается.

№ слайда 15 Контингент обучающихся: Курс рассчитан на учащихся  2-5-х классов. Занятия прово
Описание слайда:

Контингент обучающихся: Курс рассчитан на учащихся  2-5-х классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего: 36 занятий в год.

№ слайда 16 Введение. Информационная культура - путь к последующей самообразовательной работ
Описание слайда:

Введение. Информационная культура - путь к последующей самообразовательной работе школьника (1 ч.). Презентация клуба «Клик». Викторина «Какой ты читатель?» Результат: Привлечь детей к посещению клуба. Показать его актуальность.

№ слайда 17 Клуб любителей информационной культуры "КЛИК“
Описание слайда:

Клуб любителей информационной культуры "КЛИК“

№ слайда 18 Если вам очень нравится работать с книгой, энциклопедией, компьютером   и вы хо
Описание слайда:

Если вам очень нравится работать с книгой, энциклопедией, компьютером   и вы хотите ещё больше приобщиться к удивительному миру информационной культуры - этот клуб для вас!

№ слайда 19 Члены клуба "Клик" рады приветствовать школьников, желающих научиться работать с
Описание слайда:

Члены клуба "Клик" рады приветствовать школьников, желающих научиться работать с различными источниками информации не только на уроках, но и во внеурочное время.

№ слайда 20 Мы ждем всех желающих каждую неделю в пятницу, в 15.00 в кабинете №3
Описание слайда:

Мы ждем всех желающих каждую неделю в пятницу, в 15.00 в кабинете №3

№ слайда 21 Нас ждет увлекательная работа в школьной библиотеке
Описание слайда:

Нас ждет увлекательная работа в школьной библиотеке

№ слайда 22  Научимся работать со словарями
Описание слайда:

Научимся работать со словарями

№ слайда 23 Научимся выбирать интересующую нас информацию, работая с энциклопедиями
Описание слайда:

Научимся выбирать интересующую нас информацию, работая с энциклопедиями

№ слайда 24 Поработаем с энциклопедическими и учебными компьютерными дисками
Описание слайда:

Поработаем с энциклопедическими и учебными компьютерными дисками

№ слайда 25 Узнаем о возможностях Интернета, побывав во «всемирной паутине»
Описание слайда:

Узнаем о возможностях Интернета, побывав во «всемирной паутине»

№ слайда 26 Вперёд, в страну знаний! Вместе всегда интереснее!
Описание слайда:

Вперёд, в страну знаний! Вместе всегда интереснее!

№ слайда 27 Какой я читатель? Тест 1. Читаю быстро, «проглатываю» книги. 2. Читаю от случая
Описание слайда:

Какой я читатель? Тест 1. Читаю быстро, «проглатываю» книги. 2. Читаю от случая к случаю любые книги, которые попадаются в руки. 3. Люблю читать для души, а не по указке кого-то. 4. Могу читать в любой обстановке, даже в шумной: увлекаюсь очень. 5. Книгам не очень доверяю: ведь это вымысел. 6. Нет ничего скучнее чтения. 7. Я никогда не пытаюсь поставить себя на место героев книг.

№ слайда 28 8. Кто написал книгу — для меня не имеет никакого значения. 9. Я рассуждаю так:
Описание слайда:

8. Кто написал книгу — для меня не имеет никакого значения. 9. Я рассуждаю так: книга — книгой, а жизнь — жизнью. 10. Чтобы быть читателем, не надо особого таланта — читай и все. 11. Читаю медленно, вчитываясь в каждое слово. 12. Читаю с разбором, жалею время на ерунду. 13. Читаю по необходимости, чтобы выполнить задание. 14. Вникаю в смысл книги только в тихой обстановке и при положительном внутреннем настрое. 15. Верю во все, что в книге происходит.

№ слайда 29 Если у тебя равное количество плюсов, ты читатель по настроению. Иногда ты жадн
Описание слайда:

Если у тебя равное количество плюсов, ты читатель по настроению. Иногда ты жадно читаешь все подряд, иногда выбираешь что-то для души, но бывают моменты, когда ты подолгу не берешь книгу в руки. Тебе явно не хватает читающего приятеля, который бы тянул тебя с собой в библиотеку почаще

№ слайда 30 2. Информационная среда школьной библиотеки (3 ч.). Знакомство с историей книги
Описание слайда:

2. Информационная среда школьной библиотеки (3 ч.). Знакомство с историей книги от возникновения до наших дней; Знакомство с ресурсными возможностями школьной библиотеки, читальным залом, отделом хранилищ Медиатеки; Знакомство со справочно-поисковым аппаратом школьной библиотеки (алфавитный и систематический каталоги, справочные издания, картотеки); Получение навыка работы с документами.

№ слайда 31 3. Методы работы с книгой (8 ч.). Информационные технологии в окружающем мире (н
Описание слайда:

3. Методы работы с книгой (8 ч.). Информационные технологии в окружающем мире (например, телефон, справочники). Словари. (2 часа) Тематические энциклопедии (2 часа) Универсальные энциклопедии (2 часа) Формирование начальных навыков использования в текстах мыслей других людей. Ссылки при цитировании.

№ слайда 32 4. Получение навыка поиска информации с помощью компьютера (22 часа) Обращение с
Описание слайда:

4. Получение навыка поиска информации с помощью компьютера (22 часа) Обращение с компьютером. Техника безопасности. (1ч) Навыки именования, поиска, открытия файлов. Организация рабочего пространства Запуск приложений. Простейшие операции с информационными объектами. (3 ч) "Слепой" клавиатурный ввод. (3 ч ) Знакомство с медиатекой. Использование компьютерных учебных и энциклопедических дисков для нахождения нужной информации. (4 часа) Выход в Интернет. Работа с поисковыми системами. Нахождение требуемой информации. (5 ч.) Простейшие операции с информационными объектами. Опыт создания информационных объектов (рисунок, текст, звук). Опыт фиксации (записи) информационных объектов, конструирования информационных (виртуальных и материальных) объектов. (6 ч)

№ слайда 33 5. Самостоятельная работа пользователя (ученика) при розыске документа и его пер
Описание слайда:

5. Самостоятельная работа пользователя (ученика) при розыске документа и его переработка. (2 ч.). Обучение самостоятельному поиску документа, развитие познавательного интереса и логического мышления. Использование результатов информационного поиска в учебной и научно- исследовательской деятельности школьников

№ слайда 34 Ожидаемые результаты: Овладение рациональными приемами самостоятельного ведения
Описание слайда:

Ожидаемые результаты: Овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом; освоение методами аналитико-синтетической переработки информации; овладение традиционной и компьютерной технологией подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности.

№ слайда 35 Cпасибо за внимание!
Описание слайда:

Cпасибо за внимание!

Программа курса " Формирование информационной культуры у младших школьников "
  • Начальные классы
Описание:
Программа курса " Формирование информационной культуры у младших школьников "

 

Пояснительная записка

Наше время предъявляет к людям новые требования. Объем информации, которую каждому из нас приходится перерабатывать, растет изо дня в день.В период перехода к информационному обществу необходимо:

·         подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации,

·         обучить его современным средствам, методам и технологиям работы.

Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которыми мы пользуемся (от справочников, телефона, стиральных машин до компьютеров), становятся все более сложными и требуют от нас больших знаний и умений для работы с ними. Поэтому особую актуальность сегодня приобретает информационная культура, многие элементы которой должны войти уже в начальное образование. Информационная культура – это система общих знаний, представлений, взглядов, установок, стереотипов поведения, позволяющих человеку правильно строить свое поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом.

Для обучающихся начальных классов - умение пользоваться источниками информации – справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов, программой телевизионных передач и др. К ней же можно отнести и умение вести телефонный разговор, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, и умение записать свой адрес и вести записную книжку.

 

Цель формирование молодого поколения, готового активно жить и действовать в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новейших информационных технологий.

                        Задачи:

1. Дать представление учащимся о совре­менных информационных технологиях.

2. Научить учащихся самостоятельно произ­водить поиск нужной им информации в различ­ных видах изданий (книгах, периодических из­даниях, энциклопедиях и др.), как внутри школь­ной библиотеки, так и вне ее.

3. Приобщать учащихся к научной, художест­венной, справочной и энциклопедической литературе.

    4. Укреплять интерес к познанию окружаю­щего мира, к учебным предметам.

Механизмы:

Для реализации  этой  цели  используются     достижения     целого     ряда     дисциплин:     информатики, библиотековедения и библиографоведения, теории текста, логики, культуры чтения.

Типы занятий:

·         объяснение нового материала,

·         закрепление пройденного,

·         проверка приобретенных знаний и умений,

·         практические задания.

Формы и методы: беседы, лекции, диспуты, практические занятия, доклады, сообщения, игры, викторины, конференции, об­зоры, экскурсии, самостоятельные работы, тесты.

 

Контингент обучающихся:

Курс рассчитан на учащихся  1-4-х классов.

 

В соответствии с обязательным минимумом содержания образовательной программы по литературе ученик должен иметь опыт читательской деятельности и уметь работать с книгой:

- различать тип книги,

- пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

 

            Из требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:

            В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь

  • различать основные элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанных произведениях;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в т.ч. на электронных носителях).

 

Из Стандартов основного общего образования (по информатике и ИКТ):

Изучение ИКТ направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации;
  • овладение умениями работать с различными видами информации;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности…

Ожидаемые результаты:

Овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом;

 освоение методами аналитико-синтетической переработки информации;

 овладение традиционной и компьютерной технологией подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности.

 

Содержание программы

 

1. Введение. Информационная культура - путь к последующей самообразовательной работе школьника (1 ч.).

Презентация клуба «Клик».

Викторина  «Какой ты читатель?»

Результат: Привлечь детей к посещению клуба. Показать его актуальность.

 

2. Информационная среда школьной библиотеки (3 ч.).

 

  • Знакомство с историей книги от возникновения до наших дней, показав преемственность;
  • Знакомство с ресурсными возможностями школьной библиотеки, читальным залом, отделом  хранилищ Медиатеки;
  • Знакомство со справочно-поисковым аппаратом школьной библиотеки (алфавитный и систематический каталоги, справочные издания, картотеки);
  • Получение навыка работы с документами.

 

3. Методы работы с книгой (8 ч.).

  • Информационные технологии в окружающем мире (например, телефон, справочники).
  • Словари. (2 часа)
  • Тематические энциклопедии (2 часа)
  • Универсальные энциклопедии (2 часа)
  • Формирование начальных навыков использования в своих написанных и произнесенных текстах мыслей других людей. Ссылки при цитировании.

4. Получение навыка поиска информации с помощью компьютера (20 часа)

·       Обращение с компьютером. Техника безопасности, гигиена. (1ч)

·         Навыки именования, поиска, открытия файлов. Организация рабочего пространства (компьютерный стол и обычная парта). Запуск приложений. Простейшие операции с информационными объектами. (3 ч)

·         "Слепой" клавиатурный ввод. (1 ч -  интеграция с уроками русского языка.)

·         Знакомство с медиатекой. Использование компьютерных учебных и энциклопедических дисков для нахождения нужной информации. (4 часа)

·         Выход в Интернет. Работа с поисковыми системами. Нахождение требуемой информации. (5 ч.)

·         Простейшие операции с информационными объектами. Опыт создания информационных объектов (рисунок, текст, звук). Опыт фиксации (записи) информационных объектов, конструирования информационных (виртуальных и материальных) объектов. (6 ч)

 

5. Самостоятельная работа пользователя (ученика) при розыске документа и его переработка. (2 ч.).

 

  • Обучение самостоятельному поиску документа, развитие познавательного интереса и логического мышления.
  • Использование результатов информационного поиска в учебной и научно-исследовательской деятельности школьников

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Государственный стандарт образования. Федеральный компонент.-2004 г.

2. Голубева Е.И. Основные направления работы школьной библиотеки по формированию информационной культуры школьников// Школьная библиотека.- 2005.- № 6.- С. 45 – 50.

3. Караваева Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности»// Школьная библиотека.- 2005.- № 8.- С. 40 – 46.

4. КузякинаН. Любите книгу и цените библиотеку. Методическое пособие для школьных библиотекарей. Часть 1.// Библиотека в школе.- 2004.- № 13.- с. 3 – 62.

5. Справочник школьного библиотекаря/ О.Р.Старовойтова, С.М.Плескачевская; Т.Д.Жукова; Под ред.Ю.Н. Столярова.- М.: Школьная библиотека, 2006.- 448с.

6. Антипова В.Б. Нетрадиционные модели проведения библиотечных уроков// Ш/Б.- 2006.- №4.- С.38.

7. Сукиасян Э.Р. Организация знаний в структуре информационной культуры личности// Ш/Б.- 2006.- №1.- С.7.

 

8. Караваева Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности»// Ш/Б.- 2006.- №1.- С.18.

Автор Шакирова Ольга Васильевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 808
Номер материала 13168
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓