Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПрограмма курса " Формирование информационной культуры у младших школьников "

Программа курса " Формирование информационной культуры у младших школьников "

Скачать материал
Скачать материал "Программа курса " Формирование информационной культуры у младших школьников ""

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Техник-конструктор

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • «Формирование 
информационной культуры  
  у младших школьников» МБОУ «Вороно...

    1 слайд

    «Формирование
    информационной культуры
    у младших школьников»
    МБОУ «Вороновская СОШ»
    Учитель начальных классов
    Шакирова О.В.
    2014г

  • «...Современный человек находится перед Гималаями информации в положении золо...

    2 слайд

    «...Современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка...»

    академик С.И. Вавилов

  • В период перехода к информационному обществу необходимо: 
подготовить челове...

    3 слайд

    В период перехода к информационному обществу необходимо:
    подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации,
    обучить его современным средствам, методам и технологиям работы.
    Информационное общество в своей основе опирается
    на интеллект как инструмент познания,
    на информацию как результат познания,
    на интерес и активность к восприятию информации,
    на желание применить интеллект и информацию для определенных целей.

  • Информационная культура

 – это система общих знаний, представлений, взглядов...

    4 слайд

    Информационная культура

    – это система общих знаний, представлений, взглядов, установок, стереотипов поведения, позволяющих человеку правильно строить свое поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом.

  • Понимание закономерностей информационных процессов.
Умение организовать поиск...

    5 слайд

    Понимание закономерностей информационных процессов.
    Умение организовать поиск и отбор необходимой информации.
    Умение оценить достоверность полноту, объективность полученной информации.
    Умение оптимально подбирать необходимые приложения для обработки информации, форматы для сохранения.
    Умение представлять информацию в различных видах.
    Умение применять полученную информацию для принятия решений
    Этичное поведение при использовании информации: уважение авторских прав, грамотная переписка по e-mail, запрос на использование информации и т.д.
    Составляющие компоненты
    информационной культуры

  • в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до п...

    6 слайд

    в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;

    в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

    в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать;
    Информационная культура
    проявляется в следующих аспектах:

  • во владении основами аналитической переработки информации;

в умении работат...

    7 слайд


    во владении основами аналитической переработки информации;

    в умении работать с различной информацией;


    в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
    Информационная культура проявляется в следующих аспектах:

  • система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития лю...

    8 слайд

    система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей;

    информационная инфраструктура, определяющая возможности людей получать, передавать, хранить и использовать информацию;

    развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных информационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п.
    Факторы развития
    информационной культуры:

  • Цель проекта:
 формирование молодого поколения, готового активно жить и дейст...

    9 слайд

    Цель проекта:
    формирование молодого поколения, готового активно жить и действовать в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новейших информационных технологий.

  • Прохождение  курса обеспечивает решение следующих задач:

Дать представление...

    10 слайд

    Прохождение курса обеспечивает решение следующих задач:

    Дать представление учащимся о современных информационных технологиях.

    2. Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеки, так и вне ее.

    3. Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе

    4. Укреплять интерес к познанию окружающего
    мира, к учебным предметам.

  • Механизмы: 
Для реализации  этой  цели  используются     достижения     целог...

    11 слайд

    Механизмы:
    Для реализации этой цели используются достижения целого ряда дисциплин:
    информатики,
    библиотековедения,
    теории текста,
    логики,
    культуры чтения.

  • Типы занятий:

объяснение нового материала, 
закрепление пройденного, 
провер...

    12 слайд

    Типы занятий:

    объяснение нового материала,
    закрепление пройденного,
    проверка приобретенных знаний и умений,
    практические задания.

  • Формы и методы:
 беседы, 
лекции,
 диспуты, 
практические занятия,
 доклады,...

    13 слайд

    Формы и методы:
    беседы,
    лекции,
    диспуты,
    практические занятия,
    доклады,
    сообщения,
    игры,
    викторины, конференции,
    обзоры,
    экскурсии,
    самостоятельные работы,
    тесты.

  • Знания, полученные учащимися на занятиях, необходимы им для продолжения образ...

    14 слайд

    Знания, полученные учащимися на занятиях, необходимы им для продолжения образования, для формирования самостоятельных навыков. Если раз в месяц героем, главным "действующим лицом" урока, классного часа, сбора или экскурсии становится книга, внимание к ней со стороны учащихся резко повышается.

  • Контингент обучающихся:

Курс рассчитан на учащихся  2-5-х классов.
Занятия п...

    15 слайд

    Контингент обучающихся:

    Курс рассчитан на учащихся  2-5-х классов.
    Занятия проводятся 1 раз в неделю.
    Всего: 36 занятий в год.

  • Введение.
 Информационная культура - путь к последующей самообразовательной р...

    16 слайд

    Введение.
    Информационная культура - путь к последующей самообразовательной работе школьника (1 ч.).

    Презентация клуба «Клик».
    Викторина «Какой ты читатель?»

    Результат: Привлечь детей к посещению клуба. Показать его актуальность.

  • Клуб любителей информационной культуры 
      "КЛИК“

    17 слайд

    Клуб любителей информационной культуры
    "КЛИК“

  • Если вам очень нравится работать с книгой, энциклопедией,...

    18 слайд

    Если вам очень нравится работать с книгой, энциклопедией, компьютером 
     и вы хотите ещё больше приобщиться к удивительному миру информационной культуры -
    этот клуб для вас!

  • Члены клуба "Клик" рады приветствовать школьников, желающих научиться работат...

    19 слайд

    Члены клуба "Клик" рады приветствовать школьников, желающих научиться работать с различными источниками информации не только на уроках,
    но и во внеурочное время.

  • Мы ждем всех желающих 
каждую неделю в пятницу, в 15.00
в кабинете №3

    20 слайд

    Мы ждем всех желающих
    каждую неделю в пятницу, в 15.00
    в кабинете №3

  •          Нас ждет увлекательная работа в школьной библиотеке

    21 слайд

    Нас ждет увлекательная работа в школьной библиотеке

  •   Научимся       работать 
 со словарями

    22 слайд

    Научимся работать
    со словарями

  • Научимся выбирать интересующую нас информацию, работая с энциклопедиями

    23 слайд

    Научимся выбирать интересующую нас информацию, работая с энциклопедиями

  • Поработаем с энциклопедическими и учебными 
компьютерными дисками

    24 слайд

    Поработаем с энциклопедическими и учебными
    компьютерными дисками

  • Узнаем о возможностях Интернета, 
побывав во 
«всемирной паутине»

    25 слайд

    Узнаем о возможностях Интернета,
    побывав во
    «всемирной паутине»

  • Вперёд,
 в страну знаний!
Вместе всегда интереснее!

    26 слайд

    Вперёд,
    в страну знаний!
    Вместе всегда интереснее!

  • Какой я читатель?
Тест
1. Читаю быстро, «проглатываю» книги.2. Читаю от случ...

    27 слайд

    Какой я читатель?
    Тест
    1. Читаю быстро, «проглатываю» книги.
    2. Читаю от случая к случаю любые книги, которые попадаются в руки.
    3. Люблю читать для души, а не по указке кого-то.
    4. Могу читать в любой обстановке, даже в шумной: увлекаюсь очень.
    5. Книгам не очень доверяю: ведь это вымысел.
    6. Нет ничего скучнее чтения.
    7. Я никогда не пытаюсь поставить себя на место героев книг.

  • 8. Кто написал книгу — для меня не имеет никакого значения.9. Я рассуждаю та...

    28 слайд

    8. Кто написал книгу — для меня не имеет никакого значения.
    9. Я рассуждаю так: книга — книгой, а жизнь — жизнью.
    10. Чтобы быть читателем, не надо особого таланта — читай и все.
    11. Читаю медленно, вчитываясь в каждое слово.
    12. Читаю с разбором, жалею время на ерунду.
    13. Читаю по необходимости, чтобы выполнить задание.
    14. Вникаю в смысл книги только в тихой обстановке и при положительном внутреннем настрое.
    15. Верю во все, что в книге происходит.

  • Если у тебя равное количество  плюсов, ты читатель по настроению....

    29 слайд

    Если у тебя равное количество плюсов, ты читатель по настроению.
    Иногда ты жадно читаешь все подряд, иногда выбираешь что-то для души, но бывают моменты, когда ты подолгу не берешь книгу в руки.
    Тебе явно не хватает читающего приятеля, который бы тянул тебя с собой в библиотеку почаще

  • 2. Информационная среда школьной библиотеки (3 ч.). 
 Знакомство с историей к...

    30 слайд

    2. Информационная среда школьной библиотеки (3 ч.).
    Знакомство с историей книги от возникновения до наших дней;
    Знакомство с ресурсными возможностями школьной библиотеки, читальным залом, отделом хранилищ Медиатеки;
    Знакомство со справочно-поисковым аппаратом школьной библиотеки (алфавитный и систематический каталоги, справочные издания, картотеки);
    Получение навыка работы
    с документами.

  • 3. Методы работы с книгой (8 ч.). 
 
 Информационные технологии в окружающем...

    31 слайд

    3. Методы работы с книгой (8 ч.).

    Информационные технологии в окружающем мире (например, телефон, справочники).
    Словари. (2 часа)
    Тематические энциклопедии (2 часа)
    Универсальные энциклопедии (2 часа)
    Формирование начальных навыков использования в текстах мыслей других людей. Ссылки при цитировании.

  • 4. Получение навыка поиска информации с помощью компьютера (22 часа)

 Обраще...

    32 слайд

    4. Получение навыка поиска информации с помощью компьютера (22 часа)

    Обращение с компьютером. Техника безопасности. (1ч)
    Навыки именования, поиска, открытия файлов. Организация рабочего пространства Запуск приложений. Простейшие операции с информационными объектами. (3 ч)
    "Слепой" клавиатурный ввод. (3 ч )
    Знакомство с медиатекой. Использование компьютерных учебных и энциклопедических дисков для нахождения нужной информации. (4 часа)
    Выход в Интернет. Работа с поисковыми системами.
    Нахождение требуемой информации. (5 ч.)
    Простейшие операции с информационными
    объектами. Опыт создания информационных
    объектов (рисунок, текст, звук).
    Опыт фиксации (записи) информационных
    объектов, конструирования информационных
    (виртуальных и материальных) объектов. (6 ч)

  • 5. Самостоятельная работа пользователя (ученика) при розыске документа и его...

    33 слайд

    5. Самостоятельная работа пользователя (ученика) при розыске документа и его переработка. (2 ч.).
    Обучение самостоятельному поиску документа, развитие познавательного интереса и логического мышления.
    Использование результатов информационного поиска
    в учебной и научно-
    исследовательской
    деятельности школьников

  • Ожидаемые результаты:

Овладение рациональными приемами самостоятельного веде...

    34 слайд

    Ожидаемые результаты:

    Овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом;

    освоение методами аналитико-синтетической переработки информации;

    овладение традиционной и компьютерной технологией подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности.

  • Cпасибо 
за внимание!

    35 слайд

    Cпасибо
    за внимание!

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Программа курса " Формирование информационной культуры у младших школьников "

 

Пояснительная записка

Наше время предъявляет к людям новые требования. Объем информации, которую каждому из нас приходится перерабатывать, растет изо дня в день.В период перехода к информационному обществу необходимо:

·         подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации,

·         обучить его современным средствам, методам и технологиям работы.

Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которыми мы пользуемся (от справочников, телефона, стиральных машин до компьютеров), становятся все более сложными и требуют от нас больших знаний и умений для работы с ними. Поэтому особую актуальность сегодня приобретает информационная культура, многие элементы которой должны войти уже в начальное образование. Информационная культура – это система общих знаний, представлений, взглядов, установок, стереотипов поведения, позволяющих человеку правильно строить свое поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом.

Для обучающихся начальных классов - умение пользоваться источниками информации – справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов, программой телевизионных передач и др. К ней же можно отнести и умение вести телефонный разговор, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, и умение записать свой адрес и вести записную книжку.

 

Цель формирование молодого поколения, готового активно жить и действовать в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новейших информационных технологий.

                        Задачи:

1. Дать представление учащимся о совре­менных информационных технологиях.

2. Научить учащихся самостоятельно произ­водить поиск нужной им информации в различ­ных видах изданий (книгах, периодических из­даниях, энциклопедиях и др.), как внутри школь­ной библиотеки, так и вне ее.

3. Приобщать учащихся к научной, художест­венной, справочной и энциклопедической литературе.

    4. Укреплять интерес к познанию окружаю­щего мира, к учебным предметам.

Механизмы:

Для реализации  этой  цели  используются     достижения     целого     ряда     дисциплин:     информатики, библиотековедения и библиографоведения, теории текста, логики, культуры чтения.

Типы занятий:

·         объяснение нового материала,

·         закрепление пройденного,

·         проверка приобретенных знаний и умений,

·         практические задания.

Формы и методы: беседы, лекции, диспуты, практические занятия, доклады, сообщения, игры, викторины, конференции, об­зоры, экскурсии, самостоятельные работы, тесты.

 

Контингент обучающихся:

Курс рассчитан на учащихся  1-4-х классов.

 

В соответствии с обязательным минимумом содержания образовательной программы по литературе ученик должен иметь опыт читательской деятельности и уметь работать с книгой:

- различать тип книги,

- пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

 

            Из требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:

            В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь

  • различать основные элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанных произведениях;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в т.ч. на электронных носителях).

 

Из Стандартов основного общего образования (по информатике и ИКТ):

Изучение ИКТ направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации;
  • овладение умениями работать с различными видами информации;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности…

Ожидаемые результаты:

Овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом;

 освоение методами аналитико-синтетической переработки информации;

 овладение традиционной и компьютерной технологией подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности.

 

Содержание программы

 

1. Введение. Информационная культура - путь к последующей самообразовательной работе школьника (1 ч.).

Презентация клуба «Клик».

Викторина  «Какой ты читатель?»

Результат: Привлечь детей к посещению клуба. Показать его актуальность.

 

2. Информационная среда школьной библиотеки (3 ч.).

 

  • Знакомство с историей книги от возникновения до наших дней, показав преемственность;
  • Знакомство с ресурсными возможностями школьной библиотеки, читальным залом, отделом  хранилищ Медиатеки;
  • Знакомство со справочно-поисковым аппаратом школьной библиотеки (алфавитный и систематический каталоги, справочные издания, картотеки);
  • Получение навыка работы с документами.

 

3. Методы работы с книгой (8 ч.).

  • Информационные технологии в окружающем мире (например, телефон, справочники).
  • Словари. (2 часа)
  • Тематические энциклопедии (2 часа)
  • Универсальные энциклопедии (2 часа)
  • Формирование начальных навыков использования в своих написанных и произнесенных текстах мыслей других людей. Ссылки при цитировании.

4. Получение навыка поиска информации с помощью компьютера (20 часа)

·       Обращение с компьютером. Техника безопасности, гигиена. (1ч)

·         Навыки именования, поиска, открытия файлов. Организация рабочего пространства (компьютерный стол и обычная парта). Запуск приложений. Простейшие операции с информационными объектами. (3 ч)

·         "Слепой" клавиатурный ввод. (1 ч -  интеграция с уроками русского языка.)

·         Знакомство с медиатекой. Использование компьютерных учебных и энциклопедических дисков для нахождения нужной информации. (4 часа)

·         Выход в Интернет. Работа с поисковыми системами. Нахождение требуемой информации. (5 ч.)

·         Простейшие операции с информационными объектами. Опыт создания информационных объектов (рисунок, текст, звук). Опыт фиксации (записи) информационных объектов, конструирования информационных (виртуальных и материальных) объектов. (6 ч)

 

5. Самостоятельная работа пользователя (ученика) при розыске документа и его переработка. (2 ч.).

 

  • Обучение самостоятельному поиску документа, развитие познавательного интереса и логического мышления.
  • Использование результатов информационного поиска в учебной и научно-исследовательской деятельности школьников

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Государственный стандарт образования. Федеральный компонент.-2004 г.

2. Голубева Е.И. Основные направления работы школьной библиотеки по формированию информационной культуры школьников// Школьная библиотека.- 2005.- № 6.- С. 45 – 50.

3. Караваева Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности»// Школьная библиотека.- 2005.- № 8.- С. 40 – 46.

4. КузякинаН. Любите книгу и цените библиотеку. Методическое пособие для школьных библиотекарей. Часть 1.// Библиотека в школе.- 2004.- № 13.- с. 3 – 62.

5. Справочник школьного библиотекаря/ О.Р.Старовойтова, С.М.Плескачевская; Т.Д.Жукова; Под ред.Ю.Н. Столярова.- М.: Школьная библиотека, 2006.- 448с.

6. Антипова В.Б. Нетрадиционные модели проведения библиотечных уроков// Ш/Б.- 2006.- №4.- С.38.

7. Сукиасян Э.Р. Организация знаний в структуре информационной культуры личности// Ш/Б.- 2006.- №1.- С.7.

 

8. Караваева Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности»// Ш/Б.- 2006.- №1.- С.18.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 334 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 860
    • PPTX 3.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шакирова Ольга Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шакирова Ольга Васильевна
    Шакирова Ольга Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 25258
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 259 человек

Курс повышения квалификации

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 524 человека

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Мини-курс

Волонтерство: история, типы и роль в образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 11 регионов

Мини-курс

Российское движение школьников (РДШ): воспитательная работа

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек