Главная / ИЗО, МХК / Программа кружковой работы по направлению "Роспись по дереву"

Программа кружковой работы по направлению "Роспись по дереву"

Пояснительная записка


Возрождение искусства росписи является неотъемлемой частью знаний. При этом развитие творческих способностей у детей, осваивающих этот вид художественной деятельности, должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций. Опора на национальное, народное искусство, родное и  близкое, позволяет сделать молодое поколение наследниками своей культуры, передать им традиции, мироотношение их предков, вписать в их сознание национальную культуру во всем многообразии и многоцветии.

Особенность программы в том, что она разработана для детей начальных классов и позволяет более глубоко изучить стили народных росписей по дереву.

Цели и задачи программы

Цель – познакомить детей с видами росписей и научить их основам народного художественного творчества. Так же способствовать формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, через вживание в национальную культуру; развитию творческих способностей и задатков через освоение народной живописи.

В связи с поставленной целью, ставятся следующие задачи:
Обучающие:
- научить основам художественной грамотности
- научить основам цветоведения
- научить элементарным композиционным приемам
- прививать практические навыки росписи по дереву и умение творчески их использовать


Воспитательно-развивающие:
- создать в студии соответствующую эстетическую среду
- приобщать детей к народным традициям
- приучать к самостоятельности, трудолюбию, коллективизму, сотворчеству
- соединять обучение с воспитательным процессом, способствовать становлению нравственных приоритетов.

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. В процессе обучения ребенок может овладеть основными навыками в разных техниках росписи. Сотрудничество педагога и родителя поможет в становлении профессиональной деятельности детей.

Программа сроком на 2 года рассчитана на детей от 7-9 лет .

Режим занятий:

1 час в неделю

Методы и формы обучения, используемые в программе:
Объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, объяснение, наблюдение за жизненными явлениями; демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий народных мастеров.
Репродуктивные методы: выполнение действий на уровне подражаний, тренировочные упражнения по образцам из книг, альбомов, рабочих таблиц, выполнение практических заданий по готовым изделиям народных мастеров или педагога.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями.

Программа способствует:

  • Увлеченности детей искусством для оформления у них подсознательного интереса к нему и стремления к его самостоятельному изучению.

  • Творческому развитию личности ребенка, особое внимание уделяя развитию его воображения, фантазии.

  • Духовному развитию личности, воспитанию мира чувств ребенка, его эмоций.

Учебно-тематический план


Первый год обучения «Мой друг карандаш»


тема

кол-во

часов

1.

Введение: подготовка рабочего места, техника безопасности, инструменты и материалы

1

2.

Техника рисунка

5

3.

Королева кисточка

5

4.

Техника росписи

24

5.

итоговые занятия

1


Всего:

36

Второй год обучения «Мастерская для души»


тема

кол-во

часов

1.

Введение: подготовка рабочего места, техника безопасности, инструменты и материалы

1

2.

Техника рисунка

4

3.

Основы композиции

3

4.

Рисунок на свободную тему

3

5.

арттерапия

4

6.

Техника росписи

20

7.

итоговые занятия

1


Всего:

36



Содержание программы:

Программа имеет четкую пошаговую структуру, исходящую из принципа последовательного усложнения предлагаемых детям заданий.

1. Первый год обучения «Мой друг – карандаш»:


Тема 1. Вводное занятие. 1ч.

История декоративно-прикладного искусства. Подготовка рабочего места. Инструменты и материалы. Техника безопасности.

Тема 2. Техника рисунка. 5 ч.

Теоретическая часть: Понятие о пейзаже, натюрморте. Понятие штриха, пятна, линии, узора, цветовой круг. Рассказ о красоте русской природы, о урбанистической красоте городов. Способы рисования мягким и твердым карандашом, способы выбора карандашей. Техники рисования карандашами различной твердости и мягкости, комбинирование техник. Способы отбора цветных карандашей, понятие о теплых и холодных тонах, принцип построение радуги.

Практическая работа:

Рисование природного и урбанистического пейзажа Рисование линий, узоров, проба мягкости и твердости карандаша. Рисование растительного узора мягкими и твердыми карандашами, а так же в комбинированной технике. Рисование разными техниками штриха и пятна. Эскиз «Времена года» . Эскиз «Цветок» в теплых и холодных тонах. Эскиз «Радуга»

Тема 3. Королева кисточка 5 ч.

Теоретическая часть:

Работа с цветом, рассматривание красок теплых и холодных тонов, различия тонов, цветовой спектр. Техника тонирования бумаги, приемы рисования на ней. Работа с кистью, выбор кисти по нумерации, понятие нажима и толщины. Приемы техник «Гризайль» и «Кляксография». Техника рисования краской и углем. Приемы рисования руками.

Практическая работа:

Эскиз «Палитра», эскиз в холодных тонах «Мороз», эскиз в теплых тонах «Жара», эскиз в смешанной технике «Огонь и Лед».Тонирование бумаги, рисование на ней, эскиз «Избушка». Рисование линий и узоров разной толщины и с различным нажимом. Техника гризайль: эскиз «Дерево», «Наш двор», «День и Ночь», «Добро и Зло». Техника работы краской и углем, эскиз «Яблоко». Рисование клякс. Рисование руками эскиза «Подводный мир».

Тема 4. Техника росписи 24ч.

Теоретическая часть:

Основы построения геометрического и растительного орнамента. Понятие орнамент в круге, в квадрате, коврик. История промысла «Хохлома», основные элементы. Приемы росписи хохломских ложек,досок. «Дымка», история промысла, приемы росписи дымковской игрушки.

Практическая работа:

Рисование основных геометрических и растительных фигур, эскиз сложного геометрического и растительного орнамента. Рисование орнамента в круге, в квадрате, коврика. Рисование элементов Хохломы, роспись хохломской ложки, доски. Рисование элементов Дымки, роспись шаблона дымковской игрушки.

Тема 5. Итоговые занятия. 1ч.

Теоретическая часть:

Правила и приемы проведения выставок.


Практическая работа: Проведение общей и индивидуальной выставок.

Второй год обучения « Мастерская для души»:

Тема 1. Вводное занятие 1ч.

Подготовка рабочего места, техника безопасности, инструменты и материалы.

Тема 2. Техника рисунка 4ч.

Теоретическая часть:

Принципы работы с гуашью, понятие мазка, его силы и толщины. Приемы работы в технике лессировки. Приемы работы в комбинированной технике лессировки и мазка, приемы рисования черной и белой краской, их комбинирование. Понятие о простом натюрморте и пейзаже.

Практическая работа:

Эскиз «Яблоко» в технике мазка. Рисование простого натюрморта и пейзажа. Эскизы в технике лессировки. Комбинированный этюд «Павлин». Рисование черно-белого узора, эскиз «Зима», эскиз «Ночь», эскиз «Космос», эскиз «Ночью все кошки серы».

Тема 3. Основы композиции 3ч.
Теоретическая часть:

Понятие ритм , ритм линий и ритм пятен, их комбинирование. Понятие объем, приемы рисования объема.

Практическая работа:

Рисуем в различном ритме штрихов карандашом, мазках кистью. Рисуем узор ритмом линий, ритмом пятен, комбинированный эскиз «Дождь». Рисование объема, эскизы «Шар», «Куб», «Конус», «Груша», «Кувшин».

Тема 4. Рисунок на свободную тему 3ч.

Теоретическая часть:

Знакомство с творчеством художников: пейзажи Левитана, Шишкина, марины Айвазовского. Понятие о натюрморте, анимизме, портретизме. Техника рисования в плакатном стиле. Приемы рисования открыток. Закономерности и приемы рисования интерьера.

Практическая работа:

Рисование пейзажа, марины, натюрморта, животных, фигуры и портрета человека. Рисование плаката и открыток. Проект интерьера комнаты.

Тема 5. Арттерапия. 4ч.

Теоретическая часть:

Понятие арттерапия, методы и приемы работы. Вводные тексты: «Я и Новый год», «Верю ли я в Деда Мороза?», «Я и Сказка», «Мы и Маски», «Я», «Я и школа», «Я и четыре стихии», «Я и мое имя», «Фантастическое животное», «Цветок».

Практическая работа:

Рисование проективных рисунков. Рисование ощущения праздника, своего отношения к образу Деда Мороза, своего ощущения сказки, своих личностных особенностей

, своего отношения к школе, своего отождествления с одной из стихий, своего представления об имени.

Тема 6. Техника росписи. 20ч.

Теоретическая часть:

Основы и приемы рисования растительного орнамента, орнамента с использованием образов животных и человека. Основные элементы и приемы рисования урбанистического орнамента. История промысла «Городец», основные элементы, приемы росписи досок. Основные элементы «Гжели», история промысла, приемы росписи посуды. Семеновская матрешка, история промысла, закономерности и приемы росписи.

Практическая работа:

Рисование сложного растительного орнамента, орнамента с использованием образов животных и человека. Рисование сложного урбанистического орнамента. Рисование элементов Городца, роспись доски. Рисование элементов Гжели, роспись посуды. Рисование элементов матрешки, роспись матрешки.

Тема 7. Итоговые занятия. 1ч.

Теоретическая часть:

Правила и приемы проведения выставок.

Практическая работа:

Проведение общей и индивидуальной выставок.

Планируемый результат.

  • Освоение техники работы простыми и цветными карандашами;

  • Освоение техники работы гуашью и углем;

  • Умение составлять геометрические и растительные орнаменты;

  • Освоение техник росписи;

  • Развитие воображения и способности к авторскому рисунку;

  • Получение навыков работы со своим воображением с помощью арттерапии;

  • Самостоятельное выполнение изделий.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Наглядный материал:

  • Наборы открыток (техника Городец, техника Гжель, Семеновская матрешка, техника Хохлома, техника Дымка);

  • Альбомы («Дрезденская галерея»,
    «Сальвадор Дали», «Леонардо Да Винчи», «Лувр»):

  • Детские книги-раскраски по различным
    видам росписи;

  • Оформлены стенды: «Славница»;

  • Тематический стенд;

  • Сменная выставка работ;

  • Стенды по техника Палех, техника Жостово, техника Хохлома.

Работа с родителями;

  • консультации для родителей;

  • концерты, игровые праздники;

  • участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям.

Методы и приемы работы:

Методы формирования сознания учащегося:

  • показ;

  • объяснение;

  • инструктаж;

  • разъяснение.

Методы формирования деятельности и поведения учащегося:

  • самостоятельная работа;

  • иллюстрация.

Методы стимулирования познания и деятельности:

  • поощрение;

  • контроль;

  • самоконтроль;

  • оценка;

  • самооценка;

  • вручение подарка.

Методы поощрения:

  • благодарность;

  • благодарственное письмо родителям;

  • устное одобрение.

Для работы используется ряд материалов

  • Гуашь;

  • ЛакПФ-283,157;

  • Акварель;

  • Кисть (№ 1, 2, 3);

  • Бумага;

  • Деревянные заготовки;

  • Наждачная бумага;

  • Шпаклёвка «экстра»;

  • Цветная бумага;

  • Клей ПВА;

  • Скипидар;

  • Уайт спирт;

  • Природный материал.

Литература для педагога:

1. «Изобразительное искусство, 1-4 классы»: утверждено Минобразования РСФСР - М.: Педагогика, 1991.

2. «Изобразительное искусство и художественный труд, 1 -
8 классы»:

утверждено Мин. Образования РСФСР- М.'.: Педагогика, 1991.

3. Аксенов К.Н. «Рисунок»-М.: Просвещение, 1990.

4. Богуславская И.Я. «Русская глиняная игрушка» М.: Просвещение, 1975.

5. Занков Л.В. «Сборник программ для четырехлетней начальной
школы.»: Система- М.: Просвещение, 2001.

6. Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников» - М.: Педагогика, 1980.

7. Казакова Т.Г. «Развиваем у дошкольников творчество» - М.:

Педагогика, 1993,

8. Королев В.А. «Материалы и техника рисунка» -
М.: Просвещение. 1983.

9. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной
деятельности в детском

саду» - М.: Педагогика, 1991.

10. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность: обучение и

творчество» - М : Педагогика, 1991.

11. Кравцова Е.Е. «Разбуди в ребенке волшебника» - М.: Педагогика, 1993.

12. Кулебакин Г.И. «Рисунок и основы композиции» - М.: Просвещение, 1988.

13. Медведь Э.И. «Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования» - М.: Эксмо, 2002.

14. Полунина В.Н. «Одолень-трава» - М.: Просвещение, 1989.

15. Семенова Т.С. «Искусство аригами» - М.: Просвещение, 2000.

16. Серов А.М. «Рисунок» - М.: Нева, 1975.

17. Синецкая АЛ. «Искусство в жизни детей» - М,: Просвещение, 1991,

18.Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду» - М.: Просвещение, 1961.

19. Чумичева Р.М. «Дошкольникам о живописи» - М.: Педагогика, 1992.

20. Халезова Н.Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду» - М.: Педагогика, 1984.

Литература для детей:



1. «Лондонская национальная галерея»; альбом - М.: Эксмо, 2003.

2. «Мир Леонардо»: альбом - М.: Эксмо, 1997.

3. «Музеи мира»: энциклопедия - М.; Эксмо, 2001.

4. «Прадо»: альбом - М.: Просвещение, 2004.

5. «Русские художники»: энциклопедия -М.: Эксмо, 1991

6. «Сальвадор Дали»: альбом - М.: Эксмо, 1991.

7. Семенова М. «Мы - славяне» - М.: Просвещение, 1997.

10


Программа кружковой работы по направлению "Роспись по дереву"
  • ИЗО, МХК
Описание:



Возрождение искусства росписи является неотъемлемой частью знаний. При этом развитие творческих способностей у детей, осваивающих этот вид художественной деятельности, должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций. Опора на национальное, народное искусство, родное и  близкое, позволяет сделать молодое поколение наследниками своей культуры, передать им традиции, мироотношение их предков, вписать в их сознание национальную культуру во всем многообразии и многоцветии.

Особенность программы в том, что она разработана для детей начальных классов и позволяет более глубоко изучить стили народных росписей по дереву.

Автор Симашко Наталия Михайловна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 626
Номер материала 51763
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓