Главная / Другое / Программа кружковой работы опытно- исследовательской направленности для детей 3-4 лет "Юный эколог"

Программа кружковой работы опытно- исследовательской направленности для детей 3-4 лет "Юный эколог"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №29



Утверждаю:

Заведующая МБДОУ - д/с № 29

______________Н.Б.Машинец

«_____»_____________2014 г.









«Юный эколог»

Программа кружковой работы опытно- исследовательской направленности

для детей 3-4 лет





автор-составитель: Герасименко О.Ю.







2014 г.

Пояснительная записка

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.

С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач:

- создание условий для формирования основного целостного мировидения ребёнка младшего дошкольного возраста средством экспериментирования.

-   развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развития познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.

- развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.

- создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

  - расширение и уточнение знаний детей о природе и экологий.

  - организация экологических пространств в детском саду.

 





Развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группе оборудована и постоянно оснащается детская экологическая лаборатория, где представлены различные материалы для исследования:

- приборы-помощники: лупы, песочные часы, компас, магниты;

- сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

- природный материал: камешки, ракушки, шишки, мох, листья;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварель);

- медицинские материалы: деревянные палочки, шприцы, мерные ложки;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, крупы.

Экспериментально-опытная деятельность делится на две группы: — неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет. — человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства. Мотивация деятельности зависит от созданной развивающей среды, проблемной ситуации и сюрпризного момента.

Можно выделить три уровня овладения детьми навыками экспериментирования:

-        низкий: педагог ставит проблему и начинает её решение, дети осуществляют решение проблемы вместе с воспитателем.

-        средний: педагог ставит проблему, дети самостоятельно, но при поддержке взрослого находят решение и осуществляют эксперимент.

-        высокий: постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются детьми самостоятельно. Навыки экспериментирования определяются не возрастом, а условиями, в которых ребёнок воспитывается.

Структура детского экспериментирования состоит из следующих пунктов: — постановка проблемы, которую нужно решать; — целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); — выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); — проверка гипотез (сбор данных реализация в действиях); — анализ полученного результата (подтвердилось или нет); — формулирование выводов.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 15 минут.

Месяц

Темы и цели игр-экспериментирований

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвёртая

неделя

Сентябрь

Солнечный зайчик

Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем.


Что-то в коробке

Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча, показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.


Бумага, ее качества и свойства


Цель опыта: научиться узнавать вещи, сделанные из бумаги, выявлять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Древесина, ее качества и свойства


Цель опыта: научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества (твердость, структура поверхности- гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

Октябрь

Ткань, ее качества и свойства


Цель опыта: Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Волшебная рукавичка



Цель опыта: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Волшебный театр



Цель опыта: Понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.

Мы — фокусники



Цель опыта: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Ноябрь

Воздух в почве

Цель. Показать, что в почве есть воздух.


Тропинки

Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.


Кто живёт в воде

Цель: развивать познавательный интерес и воображение.


Пейте куклы вкусный сок

Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет.


Декабрь

Сказка о том, как радуга в воде купалась

Цель: познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной.


Рисовальнички


Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются новые цвета.


Времена года


Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.


Тает льдинка


Цель: познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.


Январь

 


Считалочка-купалочка


Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется.

Вам понадобятся ванночка с водой, игрушки.


Как вода гулять отправилась

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.


Февраль

Пенный замок

Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.


Рыбалка

Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.


Водопад

Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения.


Ветка в вазе

Цель: показать значение воды в жизни растений.


Март

Окрашивание воды


Цель:Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Вам понадобятся ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.


Как вытолкнуть воду?


Цель:Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.


Помощница вода


Цель:использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.


Почему кораблики не плывут

Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.


Апрель

Мыльные пузырьки


Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь

Сказка о камешке


Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.


Кто разбудил китёнка


Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

Вам понадобятся ванночка с водой, соломинки, мыльная вода в стаканчиках.



Надувание мыльных пузырей

Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.


Май

Ветер по морю гуляет

Цель опыта: Обнаружить воздух.

Диагностика





Ожидаемый результат:

Созданы условия для формирования основного целостного мировидения ребёнка младшего дошкольного возраста средством экспериментирования.

 Умеют наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать,

Развит познавательный интерес детей в процессе экспериментирования,

Умеют устанавливать причинно-следственные связи, делать вывод.

 Созданы предпосылки формирования у детей практических и умственных действий.

  Расширение и уточнение знаний детей о природе и экологий.

  Организация экологических пространств в детском саду.

 



Литература:

  •  С.Н. Николаева «Юный эколог» — М. Мозайка-синтез, 2010.

  •  С.Н. Николаева « Воспитание экологической культуры в дошкольных учреждениях» — М. Новая школа, 1995.

  •  Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» — Минск, «Асвар», 2001.

  •  Л.П. Молодова « Экологические праздники с детьми» — Минск, «Асвар», 2001.

  •  Н.А. Рыжова « Не просто сказки» — М. « Линка – пресс», 2002.

  •  С.А. Козлова « Мой мир» — М. « Линка – пресс», 2000.

  • Картотека игр экспериментов.












Программа кружковой работы опытно- исследовательской направленности для детей 3-4 лет "Юный эколог"
  • Другое
Описание:

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.

С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

 

Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Автор Герасименко Оксана Юрьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1651
Номер материала 32462
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓