Главная / Начальные классы / Программа кружка" Юный мыслитель"

Программа кружка" Юный мыслитель"

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы






Рабочая программа

Объединения «АБВГДейка»

(занимательная математика)

Возрастная группа детей 5-ти лет


























Подготовила педагог

Дополнительного образования

Сосина Т.С.


р.п. Михайловка

Содержание




  1. Пояснительная записка.

    1. Общие сведения о кружке

    2. Комплектование группы

    3. Цели и задачи кружка

    4. Формы организации детей

    5. Формы работы с детьми

    6. Методы работы

    7. Актуальность кружка

  2. Сведения о руководителе кружка

  3. Время проведения кружка

  4. Перспективно-календарный план работы кружка

    1. Для детей 5 лет

    2. Для детей 6 лет

  5. Программно-методическое обеспечение работы кружка

  6. Ожидаемые результаты

  7. Мониторинг









  1. Пояснительная записка


1.1. Общие сведения о кружке


Рабочая программа кружка «Занимательная математика» обеспечивает развитие логического мышления детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Социальными заказчиками деятельности кружка «Занимательная математика» являются родители воспитанников.

Выяснение потребностей родителей осуществляется на основе результатов анкетирования. Данные сведения позволили определить направления деятельности кружка по удовлетворению запросов родителей:

Интеллектуальное развитие детей

Подготовка к обучению в школе (Развитие произвольной сферы, развитие логического мышления, внимания, памяти)

Комплексно-тематический план рассчитан на 2 года. Первый год - для детей 5лет, второй - для детей 6 лет.

Занятия в каждой группе проводятся 2раза в неделю, 8занятий в месяц, 64 занятия в год. Продолжительность занятий в средней группе 25минут, в старшей группе – 30 минут.


1.2. Комплектование группы.


Группа в соответствии с возрастом детей.

Наполняемость

1

Средняя группа


6-8

2

Старшая группа

8-10


1.3. Цели и задачи кружка (Занимательная математика )

Цель.

Развитие логического мышления, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.


Задачи.

1. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

2. Развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей.

3. Обогащение опыта самопознания дошкольников.

4. Формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника.


1.4. Формы организации детей

  • Индивидуальные

  • Подгрупповые

  • Групповые


1.5. Формы работы с детьми

  • Игра

  • Ситуативный разговор

  • Беседа

  • Рассказ

  • Чтение

  • Интегративная деятельность

  • Проблемная ситуация

1.6. Методы работы с детьми

  • Словесные.

  • Наглядные.

  • Практические.



1.7. Актуальность кружка


Характеристика мышления


Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать.

Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствие.

Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.

Мышление существует в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение.

В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы или операции: анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между объектами), абстрагирование (выделение существенный свойств предмета и отвлечение от несущественных), обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам).

Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе выделяются более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др.


Возрастные особенности мышления у дошкольников


За время роста и развития ребенка его мышление претерпевает существенные взаимообусловленные изменения. Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи предметно-действенного мышления, являющегося основным видом мышления ребенка раннего возраста. Кроме того ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой. Так рисунок может изображать игрушку, а игрушка – то, что нарисовано. Формируется способность к замещению – умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений. В дальнейшем эта способность даст возможность ребенку овладеть чтением, письмом, моделированием, схематизацией и т.д.

По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы – представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления присущим ребенку дошкольного возраста, становиться наглядно-образное мышление.

Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, так как к умозаключениям еще не готов.

В старшем дошкольном возрасте начинает формировать словесно-логическое мышление.

Мышление – сложный психическим процессом, и формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребёнка. Овладение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием) будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребёнка и сопровождается речью – основой абстрактно-понятийного (словесно-логического) мышления.

Высшей формой развития мышления является способность мыслить абстрактными понятиями. Именно это и является целью занятий с детьми.





  1. Время проведения кружка


Понедельник\Среда 10-00-10-25


  1. Перспективно-календарный план


4.1. Для детей 5 лет


Месяц

Неделя


Содержание занятий


Материал к занятию

Октябрь

1-я

  1. Упражнение «Колечко»

  2. Игра «Быстро сообрази»

  3. И/у «Соедини линиями одинаковые картинки»

  4. И/у «В каждом ряду обведи одинаковые предметы»

  5. И/у «Найди домик каждого животного и проведи к нему дорожку».

«Развивалки», стр. 173

Альбом для раскрашивания с логическими играми (стр.1,2,3),

простой карандаш

2-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь»

  2. Игра «Антонимы»

  3. И/у «Подбери родителей для каждого малыша»

  4. И/у «Подбери для каждого животного его любимое лакомство».

  5. И/у «В каждом ряду обведи общие предметы и дай им общее название»

«Развивалки», стр. 174

Альбом для раскрашивания с логическими играми (стр.4,5,6,7),

простой карандаш

3-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь».

  2. Игра «Палочки»

  3. И/у «Найди лишний предмет».

  4. И/у «Найди подходящие друг другу предметы и обведи их линией».

  5. Д/и «Где моя тень?»

Альбом для раскрашивания с логическими играми (стр.8,9,10,11,12,13),

простой карандаш

«Развивалки» стр. 173

Карточки «Где моя тень?»

4-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон».

  2. Игра «Так бывает или нет»

  3. И/у «Найди предмет, отличающийся от остальных»

  4. И/у «Объедини все музыкальные предметы»

  5. И/у «Найди отличия»

«Развивалки», стр. 175

Альбом для раскрашивания с логическими играми (стр.14,15,16),

простой карандаш

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр. 4,5

Ноябрь

1-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту».

  2. Игра «Один - несколько»

  3. И/у «Где моя тень»

  4. Развивающая игра «Подбери по форме»

  5. Д/у в рабочей тетради «Раскрась правильно»

«Развивалки», стр. 182

Развивающая игра Карточки «Где моя тень»,

Д/и «Найди пару»

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр. 7

2-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан».

  2. Игра «Что внутри?»

  3. И/у «Что получится»

  4. И/у «Найди предметы, противоположные по вкусу»

  5. И/у «Что за чем?»

«Развивалки», стр. 187

Н.В. Ермолаева «Учимся узнавать, различать, называть», стр. 1


3-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

  2. Игра «Что вокруг нас?» (по цвету)

  3. И/у. «Найди легкие и тяжелые предметы»

  4. И/у «Чего боится воздушный шарик»

  5. И/у «Что забыл художник?»

«Развивалки», стр. 223

Н.В. Ермолаева «Учимся узнавать, различать, называть», стр. 2

Прописи


4-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

  2. Игра «Что вокруг нас?» (по форме)

  3. И/у «Объедини по признаку»

  4. И/у «Найди одинаковых клоунов»

  5. Д/у в рабочей тетради «Раскрась одинаковые предметы»

«Развивалки», стр. 223 Н.В. Ермолаева «Учимся узнавать, различать, называть», стр. 3

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр. 8,9


Декабрь

1-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

  2. Игра «Летает – не летает»

  3. И/у «Покажи правильно»

  4. И/у «Найди такую же», «Сравни предметы»

  5. Д/и «Побери узор»

«Развивалки», стр. 223,

Прописи

«Веселые задания. Логика в картинках», стр. 1,2

«Развиваем, играя. Подбери узор»

2-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

  2. Игра «Части тела»

  3. И/у «Покажи правильно»

  4. И/у «Помоги найти рыбок», «Раскрась звезды»

  5. Д/и «Побери узор»

«Развивалки», стр. 226

Прописи

«Веселые задания. Логика в картинках», стр. 3,4

«Развиваем, играя. Подбери узор»

3-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

  2. Игра «Запретное движение»

  3. И/у «Покажи правильно»

  4. И/у «Чей головной убор?», «Назови одним словом»

  5. Д/и «Побери узор»

«Развивалки», стр. 227

Прописи

«Веселые задания. Логика в картинках», стр. 5,6

«Развиваем, играя. Подбери узор»

4-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

  2. Игра «Дед Мороз»

  3. И/у «Покажи правильно»

  4. И/у «Что лишнее?», «Что бывает вместе?»

  5. Д/у в рабочей тетради «Найди ошибку»


«Развивалки», стр. 194

Прописи

«Веселые задания. Логика в картинках», стр. 7,9

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.36-37

Январь

2-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

  2. Игра «Запретное движение»

  3. И/у «Покажи правильно»

  4. И/у «Найди рифму»

  5. Д/и «Что лишнее?»

«Развивалки», стр. 227

Прописи

«Веселые задания. Логика в картинках», стр. 10

Карточки «Что лишнее?»

3-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

  2. Игра «Движения со словами»

  3. Д/и «Что лишнее?»

  4. И/у «Что получиться?»

  5. Д/у в рабочей тетради «Найди ошибку»

«Развивалки», стр. 250

Карточки «Что лишнее?»

Д/и «Что получиться?»

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр. 38-39

4-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

  2. Игра «Закончи фразу»

  3. Д/и «Что лишнее?»

  4. Д/у в рабочей тетради «Найди ошибку»

  5. Д/у в рабочей тетради «Умозаключения»

«Развивалки», стр. 259

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.41-42

Февраль

1-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

  2. Игра «Скороговорки»

  3. Д/у в рабочей тетради «Умозаключения»

  4. И/у «Соедини стрелками», «Назови одним словом»

  5. Д/и «Найди части»

«Развивалки», стр. 260

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.44-45

Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что это такое?», стр. 23, 26; разрезное приложение

2-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

  2. Игра «А я все помню»

  3. И/у «Найди и раскрась часть, которой не хватает»

  4. И/у «Раскрась правильно»

  5. И/у «что сначала, что потом?»


«Развивалки», стр. 263

Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что это такое?», стр. 45, 58

Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.1-я», стр. 3;

Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.1-я», стр. 14

3-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

  2. Игра «Детишки»

  3. И/у «Найди и раскрась часть, которой не хватает»

  4. И/у «Что сначала, что потом?»

  5. И/у «Найди место для вещей»


«Развивалки», стр. 139

Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что это такое?», стр. 64, 68;

Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.1-я», стр. 16, 23

4-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

  2. Игра «Скороговорки»

  3. И/у «Что сначала, что потом?»

  4. И/у «Как нужно раскрасить шарики дальше?»

  5. И/у «Раскрась по образцу»

«Развивалки», стр. 260

Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.2-я», стр. 15, 16, 24, 50

Март

1-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

  2. Игра «Подбери слова»

  3. И/у «Продолжи ряд»

  4. И/у «Что сначала, что потом?»

  5. И/у «Раскрась по образцу»

«Развивалки», стр. 169

Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.2-я», стр. 54, 56

2-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

  2. Игра «Одно слово»

  3. И/у «Продолжи ряд»

  4. И/у «Соображай-ка»

  5. И/у «Найди два одинаковых предмета»

«Развивалки», стр. 170

Карточки из набора «Соображай-ка» (№ 2, 4,8,14,37)

Карточки с предметами

3-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

  2. Игра «Назови предметы»

  3. И/у «Продолжи ряд»

  4. И/у «Соображай-ка»

  5. Игры с веревочкой «Объедини по принципу…»


«Развивалки», стр. 171

Карточки из набора «Соображай-ка» (№ 69, 82,83,84)

Веревочки на каждого ребенка, геометрические фигуры, мелкие игрушки

4-я


  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

  2. Игра «Отгадай загадку»

  3. И/у «Продолжи ряд»

  4. И/у «Соображай-ка»


Карточки из набора «Соображай-ка» (№ 87,89,96,98)


Апрель

1-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

  2. Игра «Больше - меньше»

  3. И/у «Продолжи ряд»

  4. И/у «Соображай-ка»



И.В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников», стр. 52

Карточки из набора «Соображай-ка» (№ 104,106,112,119)


2-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

  2. Игра «Покажи по-разному»

  3. И/у «Продолжи ряд»

  4. И/у «Соображай-ка»



И.В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников», стр. 52

Карточки из набора «Соображай-ка» (№ 115,120)


3-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

  2. Игра «Слушай и показывай»

  3. И/у «Продолжи ряд»

  4. Д/у «Продолжи ряд»



И.В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников», стр. 53

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.34-35


4-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

  2. Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

  3. И/у «Продолжи ряд»

  4. И/у «Дорисуй недостающую фигуру»



И.В. Стародубцева

«Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников», стр. 54

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр20-21


Май

1-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

  2. Игра «Машины и пешеходы»

  3. И/у «Продолжи ряд»

  4. И/у «Что сначала, что потом?»



И.В. Стародубцева

«Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников», стр. 55

Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.2-я», стр. 59


2-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

  2. Игра «Пятнашки»

  3. И/у «Продолжи ряд»

  4. И/у «Закрась то, что нужно»



И.В. Стародубцева

«Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников», стр. 56

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.14-15


3-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

  2. Игра «Я знаю пять имен мальчиков»

  3. Д/у в рабочей тетради «Умозаключения»

  4. Д/у «Составляем сказку»

  5. Работаем с блоками Дьенеша

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.46-47

Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.2-я», стр. 40

Блоки Дьенеша

4-я

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

  2. Игра «Вообрази и покажи»

  3. И/у «Раскрась узор по образцу»

  4. И/у «Закрась то, что нужно»

  5. Работаем с блоками Дьенеша

Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.2-я», стр. 29

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.15-16

Блоки Дьенеша




.













  1. Программно-методическое обеспечение работы кружка «Занимательная математика».


Цель

Развитие логического мышления, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.




Программно-методическое обеспечение

Перечень программ и технологий

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Ва­сильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Мо­заика-Синтез, 2007 г. - 2008 с.

Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М.: Мо­заика-Синтез, 2010 г. - 224 с.

Перечень пособий

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи» – Сфера, 2010. – 48с.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в детском саду», - Воронеж, 2007 г. – 78 с.

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников». - Ярославль: Академия развития, 1999. – 256 с.: ил. – (Серия: Развивающее обучение).

И.В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников». – М: АРКТИ, 2008 г, - 68 с.

В.М. Доскова, А.Г. Прокофьева «Развивающие игры для детей»,








  1. Ожидаемые результаты

К концу обучения по программе кружка «Занимательная математика» у детей сформировано:

умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие

умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях (внимание)

произвольная память

мышление, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами.

интерес к окружающей действительности, образ «положительного я».


Дети умеют:

1. выделять самое существенное в предметах;

2. видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей;

3. пользоваться различными схемами и планами;

4. рассуждать,

5. делать умозаключения в соответствии с законами логики.


  1. Мониторинг.

Мониторинг развития у детей форсированности логического мышления проводится 1раз в год ( май ).

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по развитию логического мышления «Занимательная математика»



Программа кружка" Юный мыслитель"
  • Начальные классы
Описание:

Хочу добавить рабочую программу для кружка "Юный мыслитель." Пригодится тому , кто ведет кружок в начальных классах по логике и математике, а также для школ или объединений раннего развития.Дети с удовольствием занимаются по этой программе , так как она содержит богатый познавательный материал

Особенно дети любят делать свои маленькие открытия ,а поможет им в этом разработанная мною программа этого кружка. Дети как бы становятся маленькими учеными. Особенно интересно заниматься по этой программе с детьми, имеющими способности к логике и неординарному мышлению.Помогает она и в р

Автор Сосина Татьяна Серафимовна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1578
Номер материала 12078
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓