Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПрограмма кружка «Зелёная планета»

Программа кружка «Зелёная планета»

Скачать материал

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной работе

Мавлитовой Фариды Мирзахметовны

«Зеленая планета» (духовно-нравственное   направление)

 

                                                                                                        Пояснительная записка.

 

                                                                                                                                     

     Программа кружка «Зелёная планета» внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности в начальной школе направлена на формирование экологического образования, воспитания, культуры, мышления и сознания младших школьников. Она охватывает три основных направления экологического образования:

 - развитие элементарных естественно – научных представлений;

 - развитие экологической культуры детей;

 - развитие представлений о человеке в истории и культуре.

Программа учитывает возрастные особенности мыслительных процессов детей младшего школьного возраста и опирается на наблюдения, эксперименты и собственную продуктивную деятельность детей в природе.

 Опираясь на опыт, полу­ченный в ходе исследовательской деятельности, во время экскур­сий, младшие школьники узнают о многообразии форм жизни на Земле, их особенностях, развитии, среде жизнедеятельности.

 

Цель изучения курса «Зелёная планета» в начальной школе заключается в развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы России и РТ, ее истории, и с уважением – к  её жителям.

Цели и задачи:

·         развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

·         формирование ценностного отношения к природе и всем формам жизни;

·         приобретение элементарного опыта природоохранительной деятельности;

·         формирование бережного отношения к растениям и животным;

·         создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка,    начатого в семье и в дошкольном учреждении;

·         последовательное формирование у учащихся целостной  картины окружающего мира;

·         создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов;

·         выработка нравственно-этических и безопасных норм  взаимодействия с окружающим миром;

·         создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.

·         освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;

·         формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;

·         воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей,

·         уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

 

Общая характеристика курса

В ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружаю­щем мире, в том числе на многообразном материале приро­ды и культуры родного края. Курс обладает широкими воз­можностями для формирования у младших школьников фун­дамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблю­дения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведе­ния в мире природы и людей, правила здорового образа жиз­ни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей при­родной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личнос­ти, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными тради­циями духовности и нравственности.

Знакомство с началами естественных и социально-гумани­тарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать на­правление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Мир, в котором я живу» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В рамках его реализации благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных зна­ний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологичес­кого образования и воспитания, формирования системы пози­тивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Основные содержательные линии кружка  «Мир, в котором я живу» определены в соответствии с тематикой Фундаментально­го ядра содержания данной предметной области в системе на­чального общего образования, а также с проблематикой, рас­крытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России.

 

Место кружка в учебном плане

Согласно базисному учебному плану школы на изучение программы кружка выделяется 35 часов из расчёта 1 раз в неделю.

 

Ценностные ориентиры содержания кружка

  Природа как одна из важнейших основ здоровой и гар­моничной жизни человека и общества.

  Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружаю­щего мира природы и социума.

  Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества. 

  Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  Семья как основа духовно-нравственного развития и вос­питания личности, залог преемственности культурно-ценност­ных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

  Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное.

  Нравственный выбор и ответственность человека в отно­шении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

 

Результаты изучения курса

 

Личностные результаты:

·                  осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение природы;

·         осознание себя членом общества и государства (самоопре­деление своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

осознание своей этнической и культурной принадлежнос­ти в контексте единого и целостного Отечества при всём раз­нообразии культур, национальностей, религий России;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

уважение к истории и культуре всех народов Земли на осно­ве понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

расширение сферы социально-нравственных представле­ний, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

способность к адекватной самооценке с опорой на зна­ние основных моральных норм, требующих для своего выпол­нения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческо­му труду.

 

Метапредметные результаты:

способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

умение осуществлять информационный поиск для выпол­нения учебных задач; соблюдать нормы информационной из­бирательности, этики и этикета;

освоение правил и норм социокультурного взаимодей­ствия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

 

Предметные результаты:

·         усвоение первоначальных сведений о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах из­ученного);

·                 сформированность целостного, социально-ориентирован­ного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

·         владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для по­лучения дальнейшего образования в области естественно-на­учных и социально-гуманитарных дисциплин;

·         умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать ин­формацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружаю­щего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

·         владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

·         овладение основами экологической грамотности, элемен­тарными правилами нравственного поведения в мире приро­ды и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

·         понимание роли и значения родного края в природе и ис­торико-культурном наследии России, в её современной жизни;

·         понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

·         понимание особой роли России в мировой истории и куль­туре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

 

 

Содержание курса

Я - школьник

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный,  школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Режим дня. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

 

Времена года

Природа-это то, что нас окружает, но не создано человеком. Знакомство с растительным и животным миром леса, луга, поля (заочные экскурсии) и сезонными  изменениями в жизни растений и животных. Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

 Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными).Забота о своём здоровье в разное время года.

 

Как я узнаю мир

         Как человек познаёт мир, источники информации о нём. Кто и как изучает природу. Наблюдение- важнейший способ познания мира. Органы чувств как помощники наблюдателя.

Гигиена органов чувств.

         Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания.

         Качества необходимые для успешного познания мира.

 

Что нас окружает

Сравнение и классификация предметов. Объекты окружающего мира : природные и созданные человеком; природа живая и неживая. Природные тела и явления. Гармония и симметрия. Разнообразие облаков. Солнце- ближайшая к Земле звезда. Форма и движение Земли.. Луна- естественный спутник Земли. Исследование Луны. Звёзды и созвездия. Планеты, движущиеся вокруг Солнца. Космические тела. Разнообразие форм земной поверхности. Вода на Земле. Охрана водоёмов. Водоёмы родного края.

 

 

 

 

Человек – часть природы

Человек – часть живой природы. Зависимость жизни человека от природы. Роль природы в жизни человека. Правила поведения в природе. Красная книга Краснодарского края. Человек – общественное существо. Формы общения. Физическая и духовная красота человека. Значение семьи и друзей в жизни человека. Родословная. Роль человека на Земле.

 

Наша Родина

Родина. Россия. Родной край. Символы государства и Краснодарского края. Государственные законы и праздники. Столица России и родного края. Достопримечательности родного города. Старинные и современные предметы одежды и быта. Города-герои.

 

Формы и виды контроля:

- выставки;

- конкурсы, фотоконкурсы;

- доклады, защита проектов;

- праздники, викторины;

- портфолио.

 

Таблица тематического  распределения часов

 

№ п/п

Разделы

Количество часов

1.

Я – школьник.

1

2.

Времена года.

5

3.

Как я узнаю мир.

4

4.

Что нас окружает.

11

5.

Человек- часть природы.

6

6.

Наша Родина.

7

7.

Экскурсия

1

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

Содержание

К-во часов

Дата

План

Факт

 

1 четверть (9 недель. 9 часов)

 

 

 

1

Времена года. Природа-это то, что нас окружает, но не создано человеком. .

1

 

 

2

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.

1

 

 

3

Классный,  школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.

1

 

 

4

Режим дня.

1

 

 

5

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

1

 

 

6

Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах

1

 

 

7

         Как я узнаю мир. Как человек познаёт мир, источники информации о нём. Кто и как изучает природу. Наблюдение- важнейший способ познания мира. Органы чувств как помощники наблюдателя.

1

 

 

8

Гигиена органов чувств.

1

 

 

9

Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания.

1

 

 

 

2 четверть ( 7 недель, 7 часов)

 

 

 

1

Качества, необходимые для успешного познания мира.

1

 

 

2

Что нас окружает. Сравнение и классификация предметов. Объекты окружающего мира: природные и созданные человеком; природа живая и неживая.

1

 

 

3

Природные тела и явления.

1

 

 

4

Разнообразие облаков. Солнце- ближайшая к Земле звезда. Форма и движение Земли. Луна- естественный спутник Земли. Исследование Луны.

1

 

 

5

Гармония и симметрия.

1

 

 

6

Звёзды и созвездия.

1

 

 

7

Планеты, движущиеся вокруг Солнца.

1

 

 

 

3 четверть (10 недель, 10 часов)

 

 

 

1

Космические тела.

1

 

 

2

Разнообразие форм земной поверхности.

1

 

 

3

Вода и её роль на Земле.

1

 

 

4

Охрана водоёмов.

1

 

 

5

Водоёмы родного края.

1

 

 

6

Человек-часть природы. Человек – часть живой природы.

1

 

 

7

Зависимость жизни человека от природы. Роль природы в жизни человека. Правила поведения в природе.

1

 

 

8

Красная книга своего края.

1

 

 

9

Человек – общественное существо. Формы общения.

1

 

 

10

Физическая и духовная красота человека.

1

 

 

 

4 четверть (9недель, 9 часов)

 

 

 

1

Значение семьи и друзей в жизни человека. Родословная. Роль человека на Земле.

1

 

 

2

Практическая работа « Составление родословной».

1

 

 

3

Наша Родина. Родина. Россия. Родной край.

1

 

 

4

Символы государства и РТ. Государственные законы и праздники.

1

 

 

5

Столица России и родного края. Достопримечательности родного города.

1

 

 

6

Государственные законы и праздники.

1

 

 

7

Старинные и современные предметы одежды и быта.

1

 

 

8

Города-герои.

1

 

 

9

Экскурсия

1

 

 

 

Литература:

Головкин Б . Н.  О чем говорят названия растений . М.Колос , 1992 .

Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет .М .Детская литература, 1985 .

Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких .М.Педагогика ,1982 .

Корабельников В.А.Краски природы .М.Просвещение ,1989 .

Плешаков А.А.Зеленые страницы .М. Просвещение , 1997.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа кружка «Зелёная планета»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист архива

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

     Программа кружка «Зелёная планета»внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности в начальной школе направлена на формирование экологического образования, воспитания, культуры, мышления и сознания младших школьников. Она охватывает три основных направления экологического образования:

 - развитие элементарных естественно – научных представлений;

 - развитие экологической культуры детей;

 - развитие представлений о человеке в истории и культуре.

Программа учитывает возрастные особенности мыслительных процессов детей младшего школьного возраста и опирается на наблюдения, эксперименты и собственную продуктивную деятельность детей в природе.

 

 Опираясь на опыт, полу­ченный в ходе исследовательской деятельности, во время экскур­сий, младшие школьники узнают о многообразии форм жизни на Земле, их особенностях, развитии, среде жизнедеятельности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 865 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 701
    • DOCX 35.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мавлитова Фарида Мирзахметовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3138
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2675 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 483 человека

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 450 человек

Курс повышения квалификации

Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Мини-курс

Введение в инвестиции и инвестиционный процесс

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 12 регионов

Мини-курс

Теоретические аспекты трекинга и менторства

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Медиа и коммуникации в современном обществе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек