Главная / Начальные классы / Программа кружка «Зелёная планета»

Программа кружка «Зелёная планета»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной работе

Мавлитовой Фариды Мирзахметовны

«Зеленая планета» (духовно-нравственное направление)



Пояснительная записка.


Программа кружка «Зелёная планета» внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности в начальной школе направлена на формирование экологического образования, воспитания, культуры, мышления и сознания младших школьников. Она охватывает три основных направления экологического образования:

- развитие элементарных естественно – научных представлений;

- развитие экологической культуры детей;

- развитие представлений о человеке в истории и культуре.

Программа учитывает возрастные особенности мыслительных процессов детей младшего школьного возраста и опирается на наблюдения, эксперименты и собственную продуктивную деятельность детей в природе.

Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о многообразии форм жизни на Земле, их особенностях, развитии, среде жизнедеятельности.


Цель изучения курса «Зелёная планета» в начальной школе заключается в развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы России и РТ, ее истории, и с уважением – к её жителям.

Цели и задачи:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • формирование ценностного отношения к природе и всем формам жизни;

  • приобретение элементарного опыта природоохранительной деятельности;

  • формирование бережного отношения к растениям и животным;

  • создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;

  • последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;

  • создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов;

  • выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;

  • создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.

  • освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;

  • формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;

  • воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей,

  • уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.


Общая характеристика курса

В ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Мир, в котором я живу» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В рамках его реализации благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Основные содержательные линии кружка «Мир, в котором я живу» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.


Место кружка в учебном плане

Согласно базисному учебному плану школы на изучение программы кружка выделяется 35 часов из расчёта 1 раз в неделю.


Ценностные ориентиры содержания кружка

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


Результаты изучения курса


Личностные результаты:

  • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение природы;

  • осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

  • уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

  • расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.


Метапредметные результаты:

  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.


Предметные результаты:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

  • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

  • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;

  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

  • понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.



Содержание курса

Я - школьник

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Режим дня. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.


Времена года

Природа-это то, что нас окружает, но не создано человеком. Знакомство с растительным и животным миром леса, луга, поля (заочные экскурсии) и сезонными изменениями в жизни растений и животных. Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными).Забота о своём здоровье в разное время года.


Как я узнаю мир

Как человек познаёт мир, источники информации о нём. Кто и как изучает природу. Наблюдение- важнейший способ познания мира. Органы чувств как помощники наблюдателя.

Гигиена органов чувств.

Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания.

Качества необходимые для успешного познания мира.


Что нас окружает

Сравнение и классификация предметов. Объекты окружающего мира : природные и созданные человеком; природа живая и неживая. Природные тела и явления. Гармония и симметрия. Разнообразие облаков. Солнце- ближайшая к Земле звезда. Форма и движение Земли.. Луна- естественный спутник Земли. Исследование Луны. Звёзды и созвездия. Планеты, движущиеся вокруг Солнца. Космические тела. Разнообразие форм земной поверхности. Вода на Земле. Охрана водоёмов. Водоёмы родного края.




Человек – часть природы

Человек – часть живой природы. Зависимость жизни человека от природы. Роль природы в жизни человека. Правила поведения в природе. Красная книга Краснодарского края. Человек – общественное существо. Формы общения. Физическая и духовная красота человека. Значение семьи и друзей в жизни человека. Родословная. Роль человека на Земле.


Наша Родина

Родина. Россия. Родной край. Символы государства и Краснодарского края. Государственные законы и праздники. Столица России и родного края. Достопримечательности родного города. Старинные и современные предметы одежды и быта. Города-герои.


Формы и виды контроля:

- выставки;

- конкурсы, фотоконкурсы;

- доклады, защита проектов;

- праздники, викторины;

- портфолио.



Таблица тематического распределения часов


п/п

Разделы

Количество часов

1.

Я – школьник.

1

2.

Времена года.

5

3.

Как я узнаю мир.

4

4.

Что нас окружает.

11

5.

Человек- часть природы.

6

6.

Наша Родина.

7

7.

Экскурсия

1





Календарно-тематическое планирование

Содержание

К-во часов

Дата

План

Факт


1 четверть (9 недель. 9 часов)




1

Времена года. Природа-это то, что нас окружает, но не создано человеком. .

1



2

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.

1



3

Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.

1



4

Режим дня.

1



5

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

1



6

Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах

1



7

Как я узнаю мир. Как человек познаёт мир, источники информации о нём. Кто и как изучает природу. Наблюдение- важнейший способ познания мира. Органы чувств как помощники наблюдателя.

1



8

Гигиена органов чувств.

1



9

Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания.

1




2 четверть ( 7 недель, 7 часов)




1

Качества, необходимые для успешного познания мира.

1



2

Что нас окружает. Сравнение и классификация предметов. Объекты окружающего мира: природные и созданные человеком; природа живая и неживая.

1



3

Природные тела и явления.

1



4

Разнообразие облаков. Солнце- ближайшая к Земле звезда. Форма и движение Земли. Луна- естественный спутник Земли. Исследование Луны.

1



5

Гармония и симметрия.

1



6

Звёзды и созвездия.

1



7

Планеты, движущиеся вокруг Солнца.

1




3 четверть (10 недель, 10 часов)




1

Космические тела.

1



2

Разнообразие форм земной поверхности.

1



3

Вода и её роль на Земле.

1



4

Охрана водоёмов.

1



5

Водоёмы родного края.

1



6

Человек-часть природы. Человек – часть живой природы.

1



7

Зависимость жизни человека от природы. Роль природы в жизни человека. Правила поведения в природе.

1



8

Красная книга своего края.

1



9

Человек – общественное существо. Формы общения.

1



10

Физическая и духовная красота человека.

1




4 четверть (9недель, 9 часов)




1

Значение семьи и друзей в жизни человека. Родословная. Роль человека на Земле.

1



2

Практическая работа « Составление родословной».

1



3

Наша Родина. Родина. Россия. Родной край.

1



4

Символы государства и РТ. Государственные законы и праздники.

1



5

Столица России и родного края. Достопримечательности родного города.

1



6

Государственные законы и праздники.

1



7

Старинные и современные предметы одежды и быта.

1



8

Города-герои.

1



9

Экскурсия

1





Литература:

Головкин Б . Н. О чем говорят названия растений . М.Колос , 1992 .

Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет .М .Детская литература, 1985 .

Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких .М.Педагогика ,1982 .

Корабельников В.А.Краски природы .М.Просвещение ,1989 .

Плешаков А.А.Зеленые страницы .М. Просвещение , 1997.



Программа кружка «Зелёная планета»
  • Начальные классы
Описание:

     Программа кружка «Зелёная планета»внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности в начальной школе направлена на формирование экологического образования, воспитания, культуры, мышления и сознания младших школьников. Она охватывает три основных направления экологического образования:

 - развитие элементарных естественно – научных представлений;

 - развитие экологической культуры детей;

 - развитие представлений о человеке в истории и культуре.

Программа учитывает возрастные особенности мыслительных процессов детей младшего школьного возраста и опирается на наблюдения, эксперименты и собственную продуктивную деятельность детей в природе.

 

 Опираясь на опыт, полу­ченный в ходе исследовательской деятельности, во время экскур­сий, младшие школьники узнают о многообразии форм жизни на Земле, их особенностях, развитии, среде жизнедеятельности.

Автор Мавлитова Фарида Мирзахметовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1157
Номер материала 30711
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓