Главная / Технология / Программа кружка вязания "Клубочек"

Программа кружка вязания "Клубочек"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №61»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА


«КЛУБОЧЕК»

i.jpg











Срок реализации 3 года

Составитель: Исаева О.П.

Возрастная категория: 7-12 лет




Представлена на утверждение

Методическим советом

МБОУ г. Астрахани «СОШ № 61»

Протокол № ___________________

«____» _________________ 201__г.

Председатель методического совета

__________________ Т.Ю.Сиушова


Утверждена

Педагогическим советом

МБОУ г.Астрахани «СОШ № 61»

Протокол № _________________

«____» ________________ 201__г.

Директор

МБОУ г.Астрахани «СОШ № 61»

__________________М.А. Акимова




г.Астрахань

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Образовательная программа кружка «Клубочек» разработана на основе примерной рабочей программе «Декоративно-прикладное искусство» автор Кожина О.А. (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под редакцией В.А. Горского – 3 издание – М., Просвещение, 2012 год.)

Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники-бедуины.

Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.

Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения.

Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание крючком стало любимым занятием многих. Научиться вязать крючком проще, чем спицами.

Приобщение школьников к ручному труду, в частности к вязанию крючком, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы.

Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (ко Дню рождения, к 8 марта и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд (сумочка для телефона, кулон). То есть учащиеся учатся своими руками создавать работы в технике декоративно-прикладного творчества.

Новизна программы заключается в том, что в образовательный процесс введено такое направление декоративно-прикладного искусства, как вязание крючком, что способствует развитию таких качеств, как настойчивость, терпение; формированию хорошего эстетического вкуса, обогащению собственного досуга старинным и таким молодым и современным рукоделием, каким является вязание крючком.

     При составлении программы учитывались правила дидактики: логичность, доступность, научность, наглядность, простота в изложении, переход от  простого  к сложному. Основанием данной программы является создание благоприятных условий  реализации духовных, познавательных и творческих потребностей развивающейся личности.

Данному рукоделию могут обучаться школьники с 1 класса. В этом возрасте дети легко осваивают технику вязания, с интересом вяжут небольшие изделия, быстро видя результаты своего труда. При подборе изделий были учтены доступность и посильность работы, возможность формирования у детей специальных знаний, умений, навыков.

Программа рассчитана на 3 года обучения для детей 7–12 лет. Вид детского объединения – кружок. Принимаются все желающие с разными умениями и навыками. Поэтому, при работе с детьми применяется индивидуальный подход. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, годовая программа рассчитана на 34 часа.

По окончании 3-х лет обучения дети могут самостоятельно изготовить любое понравившееся изделие, используя условные обозначения. Могут сами оформить изделие, проявляя свой эстетический вкус, творческое воображение, фантазию. Способны самостоятельно разрабатывать изделия. Могут давать консультации учащимся, которые только начали осваивать технику вязания крючком.

Таким образом, цель программы: приобщение учащихся к декоративно-прикладному творчеству посредством освоения техники вязания крючком.

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


  1. Образовательные:

  • познакомить с историей и развитием художественного вязания;

  • обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;

  • познакомить с основами цветоведения и материаловедения;

  • научить чётко выполнять основные приёмы вязания;

  • обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;

  • научить выполнять сборку и оформление готового изделия.


  1. Воспитательные:

  • привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;

  • воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

  • привить основы культуры труда.


  1. Развивающие:

  • развить образное мышление;

  • развить внимание;

  • развить моторные навыки;

  • развить творческие способности;

  • развить фантазию;

  • выработать эстетический и художественный вкус.


ПУТИ, СРЕДСТВА, МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ

Связь декоративно-прикладного искусства с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматривается тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика, окружающий мир и т.д.

Основные педагогические принципы программы:

  1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

  2. принцип наглядности;

  3. Опора на интерес ребёнка;

  4. Индивидуальный тем движения;

Средства достижения цели:

  1. Аудиовизуальные;

  2. Электронные образовательные ресурсы;

  3. Наглядные;

  4. Демонстрационные;

Методы достижения цели:

  1. Словесные, наглядные, практические.

  2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные.

  3. Стимулирования, определенные поощрении в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками.

Сочетания репродуктивного, продуктивного и творческого метода в реализации программы помогает раскрытию творческих способностей ребёнка, развивает его интерес. Методы обучения направлены на то, чтобы предлагаемая программа возникла в создании ребёнка как придуманная им, самим, тогда у него появляется возможность ставить цель, принимать решение и намечать план действий для достижения цели, а в определённый момент оценить результаты своих действий.


ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а так же используется групповая и индивидуальная формы работы.


  1. Аудиторные занятия.

  • Беседа

  • Сообщения

  1. Неаудиторные занятия.

  • Проектная деятельность

  • Творческие проекты, презентации

  • Творческие конкурсы

  • Выставки декоративно-прикладного искусства

  • Соревнования

  • Викторины

  • Интеллектуально-познавательные игры

  • Практические изучения

  • Наблюдения

  • Эксперимент


ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ


  1. Выставки работ – организация выставки в конце каждого года.

  2. Конкурсы – участие в районных, городских, областных конкурсах.

  3. Соревнования – проведение соревнований внутри объединения.




























ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I ГОД ОБУЧЕНИЯ


п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

Дата

Теоретических

Практических

ВВЕДЕНИЕ.

1

1

0


1.

Техника безопасности. Правила поведения на уроке.

1

1

0


ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ВЯЗАНИЯ.

19

3,5

15,5


2.

Воздушная петля.

6

1

5



Аппликация цветок.

5

1

4



Рамка из воздушных петель в виде косичек.

1

0

1


3.

Столбик без накида.

6

1,5

4,5



Чехол для телефона.

2

0,5

1,5



Сумка для бижутерии.

4

1

3


4.

Столбик с накидом.

7

1

6



Домовёнок Кузя.

4

0,5

3,5



Вязание новогодней ёлки.

3

0,5

2,5


ВЯЗАНИЕ ПОЛОТЕН РАЗЛИЧНОЙ ФОРМЫ.

12

3

9


5.

Круглое полотно.

8

2

6



Прихватка двухцветная.

4

1

3



Вязание цветов.

4

1

3


6.

Квадратное полотно.

4

1

3



Вязание наволочки для маленькой подушки.

4

1

3


ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВКИ.

2

0

2


Всего:

34

7,5

26,5



II ГОД ОБУЧЕНИЯ


п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

Дата

Теоретических

Практических

ВВЕДЕНИЕ.

1

1

0


1.

Техника безопасности. Правила поведения на уроке.

1

1

0


ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ВЯЗАНИЯ.

2

2

0


2.

Чтение сокращений названий петель.

1

1

0


3.

Убавление и прибавление петель.

1

1

0


ВЯЗАНИЕ ОДЕЖДЫ ДЛЯ КУКОЛ.

4

0

4


4.

Вязание берета.

1

0

1


5.

Вязание брючного костюма.

3

0

3


ВЯЗАНИЕ ДЛЯ ДОМА.

25

2

23


7.

Вязание шарфа.

3

0

3


8.

Вязание объёмных игрушек.

22

2

20


ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВКИ.

2

0

2


Всего:

34

5

29



III ГОД ОБУЧЕНИЯ


п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

Дата

Теоретических

Практических

ВВЕДЕНИЕ.

1

1

0


1.

Техника безопасности. Правила поведения на уроке.

1

1

0


ВЯЗАНИЕ ПОЛОТЕН РАЗЛИЧНОЙ ФОРМЫ.

13

4

9


2.

Спираль

2

1

1


3.

Цветы

4

1

3


4.

Изготовление пуговиц

3

1

2


5.

Вязание настенного панно

4

1

3


ВЯЗАНИЕ ДЛЯ ДОМА.

18

5

14


6.

Вязание декоративных салфеток

9

2

7


7.

Вязание объёмных игрушек

9

2

7


ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВКИ.

2

0

2


Всего:

34

10

24
























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


I ГОД ОБУЧЕНИЯ


  1. ВВЕДЕНИЕ.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. История вязания. История создания ниток. Виды нитей и крючков. Как правильно оборудовать своё рабочее место. Особенности вязания крючком.

Экскурсия в местный краеведческий музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: посещение музеев.


  1. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ВЯЗАНИЯ.

Развитие мелкой моторики рук. Аппликация. Материалы, используемые для аппликации, их обработка и способы прикрепления к вязанному изделию. Положение рук и крючка. Косичка из воздушных петель. Столбик без накида. Вязание чехла для телефона и сумки для бижутерии. Столбик в накидом. Вязание домовёнка Кузи. Вязание новогодней ёлки.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполнение творческих работ, освоение приёмов вязания, изготовление различных изделий.


  1. ВЯЗАНИЕ ПОЛОТЕН РАЗЛИЧНОЙ ФОРМЫ.

Круглое полотно. Вязание прихватки. Вязание двух и трёх цветной прихватки. Особенности вязания крючком. Квадратное полотно. Вязание наволочки для небольшой подушки.

Экскурсия в школьный музей истории посёлка Свободный для ознакомления старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполнение творческих работ, изготовление различных изделий, посещение музеев.


  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВКИ.

Подготовка изделий к выставке. Организация и проведение школьной выставки поделок школьников.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: проведение выставки.


II ГОД ОБУЧЕНИЯ


  1. ВВЕДЕНИЕ.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. История вязания. История создания ниток. Виды нитей и крючков. Как правильно оборудовать своё рабочее место. Особенности вязания крючком.

Экскурсия в местный краеведческий музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: посещение музеев.


  1. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ВЯЗАНИЯ.

Развитие мелкой моторики рук. Чтение сокращений названий петель. Убавление и прибавление петель.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: чтение сокращений названий петель, убавление и прибавление петель.


  1. ВЯЗАНИЕ ОДЕЖДЫ ДЛЯ КУКОЛ.

Вязание одежды для кукол. Определение размеров. Корректирование размеров модели. Технология реглана.

Экскурсия в музей культуры Астрахани для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: посещение музеев, вязание одежды для кукол.


  1. ВЯЗАНИЕ ДЛЯ ДОМА.

Вязание шарфа. Столбик без накида. Столбик в накидом. Особенности вязания крючком. Развитие мелкой моторики рук. Положение рук и крючка. Вязание объёмных игрушек. Понятия об объёмной игрушке.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: ознакомление с возможным цветовым оформлением, выполнение творческих работ, освоение приёмов вязания, изготовление различных изделий.


  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВКИ.

Подготовка изделий к выставке. Организация и проведение школьной выставки поделок школьников.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: проведение выставки.


III ГОД ОБУЧЕНИЯ

  1. ВВЕДЕНИЕ.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. История вязания. История создания ниток. Виды нитей и крючков. Как правильно оборудовать своё рабочее место. Особенности вязания крючком.

Экскурсия в местный краеведческий музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: посещение музеев.


  1. ВЯЗАНИЕ ПОЛОТЕН РАЗЛИЧНОЙ ФОРМЫ.

Круглое полотно. Вязание прихватки. Вязание спирали. Вязание цветов. Изготовление (обвязывание) пуговиц. Особенности вязания крючком. Квадратное полотно. Изготовление настенного панно. Коллективная творческая работа.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполнение творческих работ, выполнение творческой коллективной работы, изготовление различных изделий.


  1. ВЯЗАНИЕ ДЛЯ ДОМА.

Вязание салфеток. Столбик без накида. Столбик в накидом. Особенности вязания крючком. Развитие мелкой моторики рук. Положение рук и крючка. Вязание объёмных игрушек. Понятия об объёмной игрушке.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: ознакомление с возможным цветовым оформлением, выполнение творческих работ, освоение приёмов вязания, изготовление различных изделий.


  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВКИ.

Подготовка изделий к выставке. Организация и проведение школьной выставки поделок школьников.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: проведение выставки.


























ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Приобретение школьниками знаний о различных профессиях, элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России, о принятых в обществе нормах отношения к природе, о правилах конструктивной групповой работе, об организации коллективной творческой деятельности, о способах организации взаимодействия людей и общностей, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.


К концу 1-го года обучения дети:


ЗНАЮТ:

УМЕЮТ:

ПРИОБРЕТАЮТ НАВЫКИ:

технику безопасности при вязании с крючком; основные приемы вязания крючком;  условные обозначения; основы  цветоведения.

свободно пользоваться схемами по вязанию;  гармонично сочетать цвета при выполнении поделок;   различать нитки из натуральных и химических волокон, шерстяных и хлопчатобумажных.

выполнения основных приемов по вязанию;  умения выполнять поделки на основе своих полученных знаний;  используя творчество и фантазию, красиво оформить поделку.

К  концу 2-го и 3-го года обучения дети:


ЗНАЮТ:

УМЕЮТ:

ПРИОБРЕТАЮТ  НАВЫКИ:

способы вязания мелких деталей;  разные способы вязания салфеток;  технологию выполнения цветов и цветочных композиций;  порядок и расчет петель в вязании изделий.

сопоставлять, сравнивать, анализировать и творчески подходить к выполнению работ; вязать по схемам и пользоваться журналами по вязанию;  создавать своими руками красивые и полезные вещи.  последовательно выполнять каждое изделие.

умения изготавливать подарочные изделия; умения вязать изделия для себя,  умения коллективно работать и создавать коллективные работы; заниматься самовоспитанием и стремиться к достижению нравственного совершенства.


Оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках декоративно-прикладного творчества. Результаты участия в выставках различных уровней фиксируется в портфолио каждого учащегося в учебном объединении. По освоении полного курса обучения в учебном объединении на основании достижений, выпускникам выдается свидетельство об окончании полного  курса обучения.



















































МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Для того, чтобы учащиеся успешно усваивали полученные знания, умения, навыки, используется сочетание наглядного показа приемов работы с демонстрацией изделий. Выполнив упражнения после знакомства с новыми приемами вязания, школьники вяжут не многочисленные образцы узоров, а конкретные изделия с использованием новых приемов вязания. Такой метод обучения вселяет уверенность и пробуждает интерес к занятиям. В процессе работы школьники знакомятся с основами цветоведения, что положительно влияет на воспитание хорошего вкуса.

При работе с учащимися используются традиционные методы обучения: объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний, использование схем, рисунков, готовых изделий. На всех этапах происходит совместное обсуждение при выборе изделий, цветовой гаммы, последовательности выполнения работы. Осуществляется систематический показ наиболее удачных работ. Используемый  дидактический материал – схемы узоров, связанные образцы узоров, готовые изделия.

В течение года организуется промежуточная выставка – смотр работ «Мир руками детей».

Надо иметь в виду, что каждый ученик имеет разный, отличный от других темп обучения, который зависит от таких факторов, как: имел ли учащийся хоть какие-то навыки в вязании или первый раз взял крючок в руки, какова активность восприятия нового материала, скорость ею усвоения; каков тип нервной системы школьника, обладает ли он усидчивостью. Различная начальная подготовленность учащихся требует четкого дифференцированного подхода к итогам их работы. Поэтому первые успехи начинающих, их немногочисленные изделия требуют не меньшего одобрения, чем широкий перечень освоенных изделий и более сложные изделия опытных вязальщиков. В связи с этим промежуточные результаты у каждого школьника будут свои. Итогом каждого года обучения служит выставка творческих работ, которая дает возможность оценить уровень техники вязания, качество выполненного изделия, самостоятельность при его изготовлении, самостоятельность в решении творческих задач.

Санитарные нормы:

Обучение технике вязания крючком должно осуществляться в хорошо освещенном кабинете с удобной мебелью. Тепловой режим должен соответствовать нормам СанПиНа.

Оборудование:

Для занятий учащимся понадобятся:

  • вязальные крючки,

  • нитки,

  • целлофановый пакет для хранения ниток, изготавливаемого изделия,

  • ножницы,

  • линейка,

  • цветная бумага и картон (для оформления изделий),

  • тетрадка, в которую обучающиеся будут вносить необходимую информацию (условные обозначения, схемы узоров).











































РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева – М., 2009г.

  2. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский – М., 2009г.

  3. Карельская И.Ю. Вязаная игрушка.

  4. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 1988.

  5. Ракова С.А. вязание крючком. – Ярославль: Академия развития, 2002г.

  6. Тарасенко С.Ф. Вязаная игрушка.

  7. Тимаер А. Нарядные прихватки. – М.: Мой мир, 2005г.

  8. Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком. – М.: Просвещение, 1991.

  9. Журналы «Валя - Валентина»

  10. Журналы «Рукоделие для всех»

  11. Крехова И. Модная одежда для кукол. Вязание крючком / Ирина Крехова. – М., 2009г.

17

Программа кружка вязания "Клубочек"
  • Технология
Описание:

Программа рассчитана на 3 года обучения для детей 7–12 лет. Вид детского объединения – кружок. Принимаются все желающие с разными умениями и навыками. Поэтому, при работе с детьми применяется индивидуальный подход. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, годовая программа рассчитана на 34 часа.
        По окончании 3-х лет обучения дети могут самостоятельно изготовить любое понравившееся изделие, используя условные обозначения. Могут сами оформить изделие, проявляя свой эстетический вкус, творческое воображение, фантазию. Способны самостоятельно разрабатывать изделия. Могут давать консультации учащимся, которые только начали осваивать технику вязания крючком.

Автор Исаева Ольга Павловна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 994
Номер материала 50700
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓