Согласовано
Утверждаю
Зам.директора по
УВР Директор МАОУ
«НОШ №1»
_______Н.А.
Розанова ___________Г.И.
Милованова
Приказ №____от______2014 г.
Программа кружка «Волшебная аппликация»
в 1в классе
на 2014-2015 уч.год
Кл. руководитель Вагнер О.С
Пояснительная
записка
Декоративная работа (аппликация) состоит в изготовлении
различных плоскостных изображений – узоров, орнаментов, рисунков, картин –
путем вырезания и укреплении на поверхности бумаги, ткани, коже, древесины,
пластмасс разнообразных по форме, материалу, цвету и фактуре деталей из тех или
иных специально подобранных материалов: цветной бумаги, тканей, кожи,
засушенных листьев, соломы, бересты, шпона и т.п.
Цель программы
Воспитание ребёнка – носителя и хранителя национальной культуры
средствами декоративно – прикладного искусства.
развитие творческих способностей воспитанников через занятия
декоративно-прикладным творчеством.
Задачи
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду своих товарищей;
- воспитывать чувство красоты и гармонии.
Развивающие:
- развивать элементарные умения в области создания предметов
быта, аксессуаров;
- развивать образное и пространственное мышление, память
воображение, внимание;
- развить положительные эмоции и волевые качества.
Познавательная:
- познакомить с традициями и бытом русского народа.
Педагогическая целесообразность программы
Ручной труд занимает равное по значению место среди дисциплин,
призванных воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к
творческому самовыражению.
Ручной труд является, прежде всего, средством развития сферы чувств,
эстетического вкуса, разума и творческих сил, т. е. общего развития ребенка.
Это и есть основная цель данного курса. При работе с аппликацией
разрабатывается мелкая моторика рук, что помогает развитию интеллекта,
способностей ребенка. Развивается наблюдательность, фантазия, творческое
мышление и речь. Прививаются навыки трудовой профессиональной
деятельности.
Работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей
развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд,
уважение к труду других. Работа в кружке «Волшебная аппликация» - прекрасное
средство развития конструкторского мышления детей. Дети, видя готовые поделки,
сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей
работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают
значимость своего труда, его полезность для окружающих. На каждом занятии
должны решаться задачи общеобразовательного и воспитательного характера,
сообщаться сведения о материалах и инструментах. Для практической работы
отводится большая часть времени – до 90%.
Направленность дополнительной образовательной
программы
Цель программы будет достигнута, если ребенок на занятии займет
позицию: «Я хочу это сделать. Сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне
помогать, я попробую догадаться». Занятия строятся по принципу «от действия по
образцу — к самостоятельному творческому поиску» Более сложные поделки
выполняются по методу прямого показа, пока прием не будет надежно усвоен.
В задачу руководителя входит не столько помочь ребенку в осознании
или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет
использован полностью. Поделки, изготовленные руками детей, могут стать хорошим
подарком и принести радость друзьям, родным и самому ребенку.
Программа 1 года является вводной: она позволяет подготовить
ребенка к последующей, более качественной работе с материалом. Необходимо
ввести детей в мир разумного, интересного, увлекательного творческого труда. На
первых занятиях дети учатся вырезать детали по шаблону. Позже ребенок
самостоятельно выбирает детали, которые понадобятся ему для изготовления
поделки.
Практические занятия носят игровой характер, но игра используется
лишь как механизм для более глубокого вхождения в суть задания. Она позволяет
ребенку воспринять серьезную и трудовую работу как интересную и понятную.
Занятия в кружке «Веселая аппликация» способствуют всестороннему
развитию каждого ребенка. На занятиях кружка используются разнообразные
материалы. Работа с ними развивает воображение ребенка, его творческую
фантазию, обогащает его восприимчивость к прекрасному и углубляет знания о
народном творчестве.
Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный
материал по труду, а занятия расширяли и углубляли сведения по работе с
бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также по работе с другими
материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках.
Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро
утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на
каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли
проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать
повышению эффективности труда.
На занятиях с детьми необходимо акцентировать внимание учащихся не
на изготовление конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей
закономерности устройства изделия этого типа, показать варианты, чтобы дети
смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку. Такой подход, как
свидетельствует практика, значительно повышает интерес к знаниям.
Формы и режим занятий
Кружок «Волшебная апплиация» проводится 2 раза в неделю (66 часов в год
в 1 классе). Длительность занятия - 30-35 минут. Занятия провожу в классной
комнате, в которой есть наглядные пособия, большой раздаточный материал,
образцы поделок. Комната проветривается, имеет нормативное освещение, отвечает
санитарно-гигиеническим требованиям. За каждым учеником закрепляется
индивидуальное рабочее место и инструменты. Перечень и объём материалов следует
предусмотреть заранее – сбор некоторых зависит от сезонных условий. Такие материалы,
как листья, корни, веточки собираем с детьми во время экскурсии. Очень важно
познакомить родителей с планом работы кружка. Они помогут заранее приобрести
нужные материалы к работе. Тесная связь семьи и школы будет способствовать
воспитанию школьников.
Ожидаемые результаты
По окончании программы обучения воспитанники должны уметь:
- соблюдать технику безопасности;
- выполнять основные приёмы при аппликации из ткани и бумаги;
- составлять рисунок по эскизу;
- вырезать бумагу по прямым линиям и с плавным закруглением очертаний
предметов;
- размечать фигуры по шаблону;
- правильно наносить клей на бумагу;
- наклеивать фигуры на бумагу по образцу;
- составлять орнамент из геометрических фигур;
- составлять композицию;
- размечать фигуры по линейке;
-доводить работу до конца;
Формы подведения итогов реализации программы
Итогом кружка должна стать выставка работ на родительском собрании,
подарки родным к Новому году, 8 Марта и 23 февраля, участие в выставке
детского творчества.
Тематический план
№ п/п
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
1
|
Вводное занятие. Итоговое занятие.
|
2
|
2
|
Экскурсия в парк
|
2
|
3
|
Аппликация из природного материала
|
4
|
4
|
Аппликация из кругов
|
4
|
5
|
Аппликация из пластилина и на пластилиновой основе
|
10
|
6
|
Мозаика
|
20
|
7
|
Аппликация из ваты
|
4
|
8
|
Аппликация и оригами
|
6
|
9
|
Аппликация из бумажных полос. Квиллинг
|
6
|
10
|
Тематические аппликации к календарным праздникам
|
8
|
|
Итого: 66 часов
|
|
Содержания тем
№ п/п
|
Тема
|
Кол-во часов
|
1
|
Вводное занятие «История возникновения аппликации. Виды аппликации».
Инструктаж по технике безопасности.
|
1
|
2
|
Экскурсия в парк. Сбор природного материала листьев, семян.
|
2
|
3
|
Аппликация из природного материала (листьев, цветов).
|
2
|
4
|
Аппликация из листьев «Русская берёза».
|
2
|
5
|
Изготовление аппликации из бумаги. Аппликация из кругов. «Гусеничка».
|
4
|
6
|
Аппликация из пластилина способом растягивания.
«Слонёнок», «Петушок».
|
4
|
7
|
Мозаика. Мозаика из обрывных кусочков бумаги. «Собачка», «Жар-птица»
|
6
|
8
|
Аппликация из бумажных полос. Квиллинг. «Цветочная полянка».
|
6
|
9
|
Мозаика из ватных шариков. Ёлочная игрушка «Гномик». Беседа
«Волшебный праздник – Новый год!»
|
6
|
10
|
Аппликация «Новогодняя открытка».
|
2
|
11
|
Творческий проект «Моя первая картина». Мозаика в технике торцевания.
|
8
|
12
|
Открытка к 23 февраля.
|
3
|
13
|
Открытка к 8 марта. «Подарок маме».
|
3
|
14
|
Аппликация из ваты на бархатной бумаге. «Зайчик».
|
4
|
15
|
Объёмная аппликация и оригами. Творческий проект «Бабочки на
цветочной поляне» или «Рыбки в аквариуме».
|
6
|
16
|
Аппликация из крупы на пластилиновой основе. Иллюстрация к сказке
А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». «Царевна Лебедь».
|
6
|
17
|
Заключительное занятие. Выставка лучших работ. Награждение
участников.
|
1
|
Литература
1.А.М.Гукасова «Рукоделие в начальных классах», М.Просвещение, 2005г.
2.А.М.Гукасова «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение, 2006г.
3.Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги», М.Просвещение, 2007г.
4.Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов»,
М.Просвещение,2006г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.