Главная / Другое / Программа кружка внеурочной деятельности "Этика"

Программа кружка внеурочной деятельности "Этика"

Программа кружка «Этика»


Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Этика» ориентирована на реализацию социального и духовно-нравственного направления внеурочной деятельности.

Сегодня, когда культура способна разрушить духовно-нравственное начало личности этика как теоретическая основа нравственной культуры человека должна быть в школе одним из основных предметов. Ребенку, вступающему в жизнь, нелегко разобраться в причинах того или иного действия взрослых. В современном мире через СМИ пропагандируются примеры человеческих взаимоотношений, в которых человеческие ценности отодвигаются на второй план. В качестве приемлемых правил проживания в обществе там провозглашаются неуважение друг к другу, применение силы, денежный диктат и другие негативные качества.

Реально, кто сегодня может противостоять этому потоку негатива является семья и школа, которые могут воспитывать у детей нравственные правила жизнедеятельности.

Подростки 9-11 лет отличаются особой чувствительностью к окружающей жизни, восприимчивостью, способные впитывать, запоминать поведенческие модели. Поэтому данный курс поможет обучающимся сформировать в себе уважение к личности окружающих и самому себе.

Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 6 классов на 34 часа. В ней уделяется внимание этикету и правилам нравственного общения между людьми.

Главная цель данного курса: создание условий для формирования нравственных ценностей через познание сути морального выбора человека.

Задачи:

  • Способствовать нравственно-этической ориентации обучающихся;

  • Воспитывать ценностное отношение к стране, Родине, родному языку;

  • Развивать коммуникативные способности школьников;

  • Способствовать формированию позитивной позиции подростков по отношению к окружающему миру, людям, самим себе;

  • Закреплять навыки бесконфликтного общения;

  • Поддерживать интерактивную деятельность: обращение за информацией к различным источникам.


Формы проведения занятий: каждое занятие  содержит в себе  интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог, ролевая игра, викторина, составление словаря этики, занятия-утренники, проекты, тренинги межличностной коммуникации, проблемное обсуждение.

В основе программы лежат принципы:

  • Этическое отношение к личности;

  • Конструктивное общение;

  • Эмпатическое понимание мира подростка;

  • Интерес к личному миру подростка и его актуализация;

  • Диалогичность;

  • Добровольность

Формы организации обучения: групповые, индивидуальные

Виды деятельности, которые организуются в ходе занятий:

1. Познавательная деятельность

2. Проблемно-ценностное общение

3. Игровая деятельность

Мониторинг развития нравственно-этических качеств обучающихся проводится по результатам диагностирования в начале и конце года.


Планируемые результаты реализации программы кружка «Этика» ориентированы на достижение трех уровней воспитательных результатов.

Воспитательные результаты первого уровня:

Ученик научиться: (приобретение обучающимися социально-нравственных знаний)

  • освоит такие понятия как: «норма», «нравственная норма», «культура поведения», «забота», «уважение», «взаимовыручка», «грубость», «хамство», «бестактность», «страх», «приветствие», «представление», «гражданин»;

  • Включаться в исследовательскую, проектную деятельность;

  • Правилам поведения и безопасного межличностного общения;

Ученик получит возможность:

  • Осознания своего «я» как гражданина

  • Формирования своей внутренней позиции, положительного отношения к окружающим



Воспитательные результаты второго уровня:

Ученик научиться: (формирование позитивного отношения обучающихся к базовым ценностям нашего общества, социальной реальности)

  • Позитивно относиться к базовым ценностям общества;

  • Помогать товарищу в учебе, труде,

  • Видеть прекрасное в жизни, в человеческих отношениях;

  • Пользоваться простыми нормами нравственности.


Ученик получит возможность научиться:

  • Навыкам сотрудничества в разных ситуациях,

  • вести конструктивный диалог со сверстниками и взрослыми


Воспитательные результаты третьего уровня: (приобретение опыта самостоятельного социально-нравственного действия)


Ученик научиться:

  • Самостоятельно действовать в общественной жизни.

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

  • Умению сотрудничать, проявлять уверенность в своих силах, доброжелательности, терпимости.

Ученик получит возможность:

  • Формирования активной жизненной позиции

  • Формирования ответственности за свои поступки


Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные УУД

Ученик научится

  • Ориентироваться в нравственном содержании смысле поступков как собственных, так и окружающих,

  • Формированию внутренней позиции ребенка согласно нравственных норм, принятых в обществе,

  • Сопереживанию к чувствам других людей,

  • Способности ценить дружбу, доброту,

  • Формированию мотива потребности в социально значимой деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;

- внимательно относится к собственным переживаниям и переживаниям других людей, нравственному содержанию поступков;

- внимательно относится к красоте окружающего мира.


Регулятивные УУД

Ученик научится:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;

  • Моделировать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах;

  • Знать и применять допустимые и недопустимые формы поведения;

  • Научиться волевой саморегуляции как способности к волевому усилию

Ученик получит возможность научиться:

- умению управлять своими эмоциями;

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей и групповой деятельности на занятиях;

- бороться с вредными качествами и привычками личности: ленью, жадностью, безразличием, завистью, злобой курением, сквернословием и др.

- не допускать дурных поступков и удерживать от них других;

 


Познавательные УУД

Ученик научится:

  • Устанавливать причинно-следственные связи.

  • Строить логическое рассуждение.

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.

Ученик получит возможность научиться:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя художественную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.


Коммуникативные УУД

Ученик научится:

  • Формулировать собственное мнение, задавать вопросы, слушать собеседника;

  • Осваивать коммуникативные формы устной речи, помогающие общению детей и взрослых;

  • Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

Ученик получит возможность научиться:

  • сотрудничать в паре, в группе со сверстниками для реализации творческих работ;

  • оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • уметь слушать и понимать высказывания собеседников;




Тематический план


тема

Кол-во

часов

теория

практика

1.

Введение

2

1

1

2.

Знакомство со сверстниками

5

1

4

3.

Простые нормы нравственности

6

2

4

4.

Ты – будущий гражданин

6

3

3

5.

Этикет в жизни человека

28

6

21

6.

Я и другие люди

12

6

6

7.

Проект «Как стать интересным человеком?»

6


6

8.

Обобщение



Всего

68ч

19

49

Содержание


Тема занятия

Краткое описание деятельности обучающихся

Форма занятия

Кол-во часов


Введение


1

Вводное занятие.


Что такое этика? Что такое этикет?

Знакомство с основными понятиями, целями и задачами кружка.

Беседа

диалог

1


2

Что значит быть воспитанным человеком?

Создание первого проекта. Правила работы над проектом. Правила работы в группе.

Мини-проект

1


Знакомство со сверстниками


3

Слово доброе, слово вечное.

Приветствие и его значение для человека

Правила представления и знакомства со сверстниками, со старшими, младшими. Обращение на «ты», на «вы». Приветствие незнакомых людей. Мимика и ее роль в приветствии. Роль улыбки. Общепринятые формы обращения при приветствии. Недопустимость вульгарных и жаргонных приветствий.

Час-общения

Ролевая игра

2


4

Человек и его имя

Понятия «отчество» и «фамилия». Значение имени для человека. Что означают ваши имена? Мини проект «Я и мое имя»

Мини-проект

2


5

Прозвища – чудовища

Почему дают прозвища? Как к этому отнестись? Что делать, если у тебя есть прозвище?

Проблемное обсуждение

1


Простые нормы нравственности


6

Моя семья

Понятия «семья», «взаимовыручка», «традиция», «жестокость», «доброта», «грубость».Понятие- нравственные нормы жизни в семье. Обязанности членов семьи. Ответственность человека. Мини-проект «Краски моей семьи»

Беседа

Мини-проект

2


7

Семейные праздники

Праздники семьи как традиция. Развлечения на семейных праздниках

Занятие - праздник

1


8

День рожденья – лучший праздник

Как отметить день рождение? Приглашения гостей. Прием гостей. Угощение и развлечение гостей.

Ролевая игра

1


9

Поощрения и наказания

Поощрения и наказания в семье, в школе.

Час общения

1


10

Подарки

Какие подарки самые ценные. Что можно подарить другу, однокласснику, учителю. Как дарить подарки? Как принимать подарки?

Беседа

Ролевая игра

1


Ты – будущий гражданин


11

Ты - гражданин

Понятие «Родина». Понятия «гражданин», «закон», «страна». Твои первые документы. Юридическая и моральная ответственность за совершенные проступки.

беседа

2


12

Одна у человека мать, одна у него Родина

Понятие «патриотизм». Символика России. История российского герба, флага. Гимн России.

Беседа

диалог

2


13

Наш родной язык - русский

Понятие «родной язык». Знание родного языка.

Русский язык как средство общения.

Игра-викторина

Беседа

1


14

Мама – слово дорогое

Мама в жизни человека. Мини-сочинение «Портрет моей мамы»

Час общения

1


Этикет в жизни человека


15

Что значит уважать себя?

Нормы нравственности. Забота о детях как о будущем страны. Забота о людях старшего поколения. Понятия «уважение к себе», «терпимость», «нетерпимость», «равнодушие».

Час общения

5


16

Этикет в жизни человека.

Внешний вид.

Что говорит о человеке его внешний вид?

Что влияет на внешний вид человека?

Что значит хорошо выглядеть?

Проблемное обсуждение

Тренинг

4



Этикет и мода

Дискуссия по теме

дискуссия


17

Здоровый образ жизни

Что значит вести здоровый образ жизни?


Проблемное обсуждение

викторина

3


18

Вредные привычки

Вредные привычки. Можно ли от них отказаться?

Проблемное обсуждение

Тренинг

2



Мини- проект

Создание плаката Отказ от курения»

проект



Этикет телефонных разговоров

Как правильно общаться по телефону. Нужно ли соблюдать определенные правила

Беседа

Ролевая игра


19

Этикет на улице и в общественном транспорте

Необходимость соблюдения правил поведения в общественных местах. Пользование общественным транспортом и правила поведения в нем. Отношения к старшим и младшим при пользовании общественным транспортом.

Беседа

викторина


20

Этикет за столом

Уважение себя и других за столом. Что, где и как едят? Беседа за столом. Правила использования сервировочных предметов. Поведение в школьной соловой. Защита плаката для школьной столовой.

Викторина

Защита плаката

Ролевая игра

4


21

Этикет покупателя и продавца

Основные правила поведения и общения в магазине. Нравственные нормы отношений в процессе торговли как выражение нравственной культуры.

Ролевая игра


Я и другие люди



Я в школе

Основные правила поведения школьника. Бережное отношение к школьному имуществу.

Внешний вид школьника. Изготовление эскиза школьной формы.

Беседа

Минипроект



Школа будущего

Какой вы представляете школу в плане отношений между участниками образовательного процесса.

минипроект



Я и мои одноклассники

Мои товарищи. Совместная учеба, игры, отдых. Дружба между мальчиками и девочками. Общение с учителями. Проявление внимания друг к другу

Проблемный диалог



Дом, где я живу

Правила общежития. Культура поведения в семье, быту. Культура поведения во дворе. Соблюдение звукового режима. Причины разногласия между соседями

беседа



Викторина

«Умеете вы общаться с людьми»

викторина



В школьной столовой

Проявление уважения к труду работников столовой. Культура поведения за столом. Минипроект «Правила хорошего тона в столовой»

Беседа

минипроект


22

Проект «Как стать интересным человеком?»

Обобщение полученных знаний. Работа в группах над проектом. Защита проекта.

Проект



Турнир «Знатоки этикета»

Обобщение полученных знаний. Викторина. Конкурсы

викторина


23

Итоговое занятие

Подведение итогов


викторина

2




Список литературы для учителя



1. Агапова И Давыдова М. Игры и задания для чудо-воспитания. Этикет для детей – Москва «Лада»2004г

С.И.Семенкова «Уроки добра», Москва, 2004.

2 . Богданова О.С.Калинина О.Д.Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. – Москва. !987г

3.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.

4. Ерина Е.Г. «Этика». Программа классных часов для учащихся 5-11 классов. Ж-л «Классный руководитель» Москва №3 2007г

5.Смирнов Н.А.«Этика и этикет младших школьников». – Москва, 2002.

 6. Лихачева Л.Школа этикета. – Екатеринбург, 1997г

7. Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников. Ж-л «Классный руководитель» Москва №3 2007г



Список литературы для ученика



1. Балабанова И.П. Счастливая этика. 1997г

2. Доренко Е.Н. Азбука этикета. – Москва, 1996г

3. Лихачева Л.Уроки этикета. – Екатеринбург, 1996г

4. Насонкина С.А. Уроки этикета Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003.

5.Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)

Программа кружка внеурочной деятельности "Этика"
  • Другое
Описание:

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Этика» ориентирована на реализацию социального и духовно-нравственного направления внеурочной деятельности.

Сегодня, когда культура способна разрушить духовно-нравственное начало личности этика как теоретическая основа нравственной культуры человека должна быть в школе одним из основных предметов. Ребенку, вступающему в жизнь, нелегко разобраться в причинах того или иного действия взрослых. В современном мире через СМИ пропагандируются примеры человеческих взаимоотношений, в которых человеческие ценности отодвигаются на второй план. В качестве приемлемых правил проживания в обществе там провозглашаются неуважение друг к другу, применение силы, денежный диктат и другие негативные качества.

 Реально, кто сегодня может противостоять этому потоку негатива является семья и школа, которые могут воспитывать у детей нравственные правила жизнедеятельности.

Подростки 9-11 лет отличаются особой чувствительностью к окружающей жизни, восприимчивостью, способные впитывать, запоминать поведенческие модели. Поэтому данный курс поможет обучающимся  сформировать в себе уважение к личности окружающих и самому себе.

Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 6 классов на 34 часа. В ней уделяется  внимание этикету и правилам нравственного общения между людьми.

Главная цель данного курса: создание условий для формирования нравственных ценностей через познание сути морального выбора человека.

Задачи:

·        Способствовать нравственно-этической  ориентации обучающихся;

·        Воспитывать ценностное отношение к стране, Родине, родному языку;

·        Развивать коммуникативные способности школьников;

·        Способствовать формированию позитивной позиции подростков по отношению к окружающему миру, людям, самим себе;

·        Закреплять навыки бесконфликтного общения;

·        Поддерживать интерактивную деятельность: обращение за информацией к различным источникам.

 

Автор Тизина Антонина Сергеевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1071
Номер материала 49374
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓