Программа кружка «Этика»
Пояснительная записка
Программа внеурочной
деятельности «Этика» ориентирована на реализацию социального и
духовно-нравственного направления внеурочной деятельности.
Сегодня, когда
культура способна разрушить духовно-нравственное начало личности этика как
теоретическая основа нравственной культуры человека должна быть в школе одним
из основных предметов. Ребенку, вступающему в жизнь, нелегко разобраться в
причинах того или иного действия взрослых. В современном мире через СМИ пропагандируются
примеры человеческих взаимоотношений, в которых человеческие ценности
отодвигаются на второй план. В качестве приемлемых правил проживания в обществе
там провозглашаются неуважение друг к другу, применение силы, денежный диктат и
другие негативные качества.
Реально, кто сегодня
может противостоять этому потоку негатива является семья и школа, которые могут
воспитывать у детей нравственные правила жизнедеятельности.
Подростки 9-11 лет
отличаются особой чувствительностью к окружающей жизни, восприимчивостью,
способные впитывать, запоминать поведенческие модели. Поэтому данный курс
поможет обучающимся сформировать в себе уважение к личности окружающих и
самому себе.
Данная программа
рассчитана на учащихся 5 – 6 классов на 34 часа. В ней уделяется внимание
этикету и правилам нравственного общения между людьми.
Главная цель данного курса: создание условий для
формирования нравственных ценностей через познание сути морального выбора
человека.
Задачи:
·
Способствовать
нравственно-этической ориентации обучающихся;
·
Воспитывать ценностное
отношение к стране, Родине, родному языку;
·
Развивать коммуникативные
способности школьников;
·
Способствовать
формированию позитивной позиции подростков по отношению к окружающему миру,
людям, самим себе;
·
Закреплять навыки бесконфликтного
общения;
·
Поддерживать интерактивную
деятельность: обращение за информацией к различным источникам.
Формы проведения
занятий: каждое занятие содержит в себе
интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог, ролевая игра,
викторина, составление словаря этики, занятия-утренники, проекты, тренинги межличностной коммуникации,
проблемное обсуждение.
В основе программы
лежат принципы:
·
Этическое отношение к
личности;
·
Конструктивное общение;
·
Эмпатическое понимание
мира подростка;
·
Интерес к личному миру
подростка и его актуализация;
·
Диалогичность;
·
Добровольность
Формы организации
обучения: групповые,
индивидуальные
Виды деятельности, которые организуются в ходе занятий:
1. Познавательная
деятельность
2.
Проблемно-ценностное общение
3. Игровая
деятельность
Мониторинг
развития нравственно-этических
качеств обучающихся проводится по результатам диагностирования в начале и конце
года.
Планируемые
результаты реализации программы кружка
«Этика» ориентированы на достижение трех уровней воспитательных результатов.
Воспитательные
результаты первого уровня:
Ученик научиться: (приобретение обучающимися социально-нравственных
знаний)
·
освоит такие понятия как: «норма»,
«нравственная норма», «культура поведения», «забота», «уважение», «взаимовыручка»,
«грубость», «хамство», «бестактность», «страх», «приветствие», «представление»,
«гражданин»;
·
Включаться в
исследовательскую, проектную деятельность;
·
Правилам поведения и
безопасного межличностного общения;
Ученик получит
возможность:
·
Осознания своего «я» как
гражданина
·
Формирования своей
внутренней позиции, положительного отношения к окружающим
Воспитательные
результаты второго уровня:
Ученик научиться: (формирование позитивного отношения
обучающихся к базовым ценностям нашего общества, социальной реальности)
·
Позитивно относиться к
базовым ценностям общества;
·
Помогать товарищу в учебе,
труде,
·
Видеть прекрасное в жизни,
в человеческих отношениях;
·
Пользоваться простыми
нормами нравственности.
Ученик получит
возможность научиться:
·
Навыкам сотрудничества в
разных ситуациях,
·
вести конструктивный
диалог со сверстниками и взрослыми
Воспитательные
результаты третьего уровня: (приобретение опыта самостоятельного
социально-нравственного действия)
Ученик научиться:
·
Самостоятельно действовать
в общественной жизни.
·
Договариваться и приходить
к общему решению в совместной деятельности.
·
Умению сотрудничать,
проявлять уверенность в своих силах, доброжелательности, терпимости.
Ученик получит
возможность:
·
Формирования активной
жизненной позиции
·
Формирования
ответственности за свои поступки
Данная программа
ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных
учебных действий:
Личностные УУД
Ученик научится
·
Ориентироваться в
нравственном содержании смысле поступков как собственных, так и окружающих,
·
Формированию внутренней
позиции ребенка согласно нравственных норм, принятых в обществе,
·
Сопереживанию к чувствам
других людей,
·
Способности ценить дружбу,
доброту,
·
Формированию мотива
потребности в социально значимой деятельности.
Ученик получит
возможность научиться:
проявлять уважение к своей семье,
ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;
- внимательно относится к
собственным переживаниям и переживаниям других людей, нравственному содержанию
поступков;
- внимательно относится к красоте
окружающего мира.
Регулятивные УУД
Ученик научится:
·
Принимать и сохранять
учебную задачу;
·
Моделировать различные
ситуации поведения в школе и других общественных местах;
·
Знать и применять
допустимые и недопустимые формы поведения;
·
Научиться волевой
саморегуляции как способности к волевому усилию
Ученик получит
возможность научиться:
- умению управлять своими эмоциями;
-
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей и
групповой деятельности на занятиях;
- бороться
с вредными качествами и привычками личности: ленью, жадностью, безразличием,
завистью, злобой курением, сквернословием и др.
- не допускать дурных поступков и удерживать от них других;
Познавательные УУД
Ученик научится:
·
Устанавливать
причинно-следственные связи.
·
Строить логическое рассуждение.
·
Осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения учебного задания.
Ученик получит
возможность научиться:
-
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя художественную
литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
-
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей группы.
Коммуникативные
УУД
Ученик научится:
·
Формулировать собственное
мнение, задавать вопросы, слушать собеседника;
·
Осваивать коммуникативные
формы устной речи, помогающие общению детей и взрослых;
·
Умение аргументировать
свое предложение, убеждать и уступать
Ученик получит
возможность научиться:
·
сотрудничать
в паре, в группе со сверстниками для реализации творческих работ;
·
оформить
свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или
небольшого текста);
·
уметь
слушать и понимать высказывания собеседников;
Тематический план
№
|
тема
|
Кол-во
часов
|
теория
|
практика
|
1.
|
Введение
|
2
|
1
|
1
|
2.
|
Знакомство со сверстниками
|
5
|
1
|
4
|
3.
|
Простые нормы нравственности
|
6
|
2
|
4
|
4.
|
Ты – будущий гражданин
|
6
|
3
|
3
|
5.
|
Этикет в жизни человека
|
28
|
6
|
21
|
6.
|
Я и другие люди
|
12
|
6
|
6
|
7.
|
Проект «Как стать интересным человеком?»
|
6
|
|
6
|
8.
|
Обобщение
|
4ч
|
|
4ч
|
|
Всего
|
68ч
|
19
|
49
|
Содержание
№
|
Тема занятия
|
Краткое описание деятельности обучающихся
|
Форма занятия
|
Кол-во часов
|
Введение
|
1
|
Вводное занятие.
|
Что такое этика? Что такое этикет?
Знакомство с основными понятиями, целями и
задачами кружка.
|
Беседа
диалог
|
1
|
2
|
Что значит быть воспитанным человеком?
|
Создание первого проекта. Правила работы над
проектом. Правила работы в группе.
|
Мини-проект
|
1
|
Знакомство со сверстниками
|
3
|
Слово доброе, слово вечное.
Приветствие и его значение для человека
|
Правила представления и знакомства со
сверстниками, со старшими, младшими. Обращение на «ты», на «вы». Приветствие
незнакомых людей. Мимика и ее роль в приветствии. Роль улыбки. Общепринятые
формы обращения при приветствии. Недопустимость вульгарных и жаргонных
приветствий.
|
Час-общения
Ролевая игра
|
2
|
4
|
Человек и его имя
|
Понятия «отчество» и «фамилия». Значение
имени для человека. Что означают ваши имена? Мини проект «Я и мое имя»
|
Мини-проект
|
2
|
5
|
Прозвища – чудовища
|
Почему дают прозвища? Как к этому отнестись?
Что делать, если у тебя есть прозвище?
|
Проблемное обсуждение
|
1
|
Простые нормы нравственности
|
6
|
Моя семья
|
Понятия «семья», «взаимовыручка»,
«традиция», «жестокость», «доброта», «грубость».Понятие- нравственные нормы
жизни в семье. Обязанности членов семьи. Ответственность человека.
Мини-проект «Краски моей семьи»
|
Беседа
Мини-проект
|
2
|
7
|
Семейные праздники
|
Праздники семьи как традиция. Развлечения на
семейных праздниках
|
Занятие - праздник
|
1
|
8
|
День рожденья – лучший праздник
|
Как отметить день рождение? Приглашения
гостей. Прием гостей. Угощение и развлечение гостей.
|
Ролевая игра
|
1
|
9
|
Поощрения и наказания
|
Поощрения и наказания в семье, в школе.
|
Час общения
|
1
|
|
10
|
Подарки
|
Какие подарки самые ценные. Что можно
подарить другу, однокласснику, учителю. Как дарить подарки? Как принимать
подарки?
|
Беседа
Ролевая игра
|
1
|
Ты – будущий гражданин
|
11
|
Ты - гражданин
|
Понятие «Родина». Понятия «гражданин»,
«закон», «страна». Твои первые документы. Юридическая и моральная
ответственность за совершенные проступки.
|
беседа
|
2
|
12
|
Одна у человека мать, одна у него Родина
|
Понятие «патриотизм». Символика России.
История российского герба, флага. Гимн России.
|
Беседа
диалог
|
2
|
13
|
Наш родной язык - русский
|
Понятие «родной язык». Знание родного языка.
Русский язык как средство общения.
|
Игра-викторина
Беседа
|
1
|
14
|
Мама – слово дорогое
|
Мама в жизни человека. Мини-сочинение
«Портрет моей мамы»
|
Час общения
|
1
|
Этикет в жизни человека
|
15
|
Что значит уважать себя?
|
Нормы нравственности. Забота о детях как о
будущем страны. Забота о людях старшего поколения. Понятия «уважение к себе»,
«терпимость», «нетерпимость», «равнодушие».
|
Час общения
|
5
|
16
|
Этикет в жизни человека.
Внешний вид.
|
Что говорит о человеке его внешний вид?
Что влияет на внешний вид человека?
Что значит хорошо выглядеть?
|
Проблемное обсуждение
Тренинг
|
4
|
|
Этикет и мода
|
Дискуссия по теме
|
дискуссия
|
1ч
|
17
|
Здоровый образ жизни
|
Что значит вести здоровый образ жизни?
|
Проблемное обсуждение
викторина
|
3
|
18
|
Вредные привычки
|
Вредные привычки. Можно ли от них
отказаться?
|
Проблемное обсуждение
Тренинг
|
2
|
|
Мини- проект
|
Создание плаката Отказ от курения»
|
проект
|
1ч
|
|
Этикет телефонных разговоров
|
Как правильно общаться по телефону. Нужно ли
соблюдать определенные правила
|
Беседа
Ролевая игра
|
2ч
|
19
|
Этикет на улице и в общественном транспорте
|
Необходимость соблюдения правил поведения в
общественных местах. Пользование общественным транспортом и правила поведения
в нем. Отношения к старшим и младшим при пользовании общественным
транспортом.
|
Беседа
викторина
|
2ч
|
20
|
Этикет за столом
|
Уважение себя и других за столом. Что, где и
как едят? Беседа за столом. Правила использования сервировочных предметов.
Поведение в школьной соловой. Защита плаката для школьной столовой.
|
Викторина
Защита плаката
Ролевая игра
|
4
|
21
|
Этикет покупателя и продавца
|
Основные правила поведения и общения в
магазине. Нравственные нормы отношений в процессе торговли как выражение
нравственной культуры.
|
Ролевая игра
|
4ч
|
Я и
другие люди
|
|
Я в школе
|
Основные правила поведения школьника.
Бережное отношение к школьному имуществу.
Внешний вид школьника. Изготовление эскиза
школьной формы.
|
Беседа
Минипроект
|
2ч
|
|
Школа будущего
|
Какой вы представляете школу в плане
отношений между участниками образовательного процесса.
|
минипроект
|
2ч
|
|
Я и мои одноклассники
|
Мои товарищи. Совместная учеба, игры, отдых.
Дружба между мальчиками и девочками. Общение с учителями. Проявление внимания
друг к другу
|
Проблемный диалог
|
2ч
|
|
Дом, где я живу
|
Правила общежития. Культура поведения в
семье, быту. Культура поведения во дворе. Соблюдение звукового режима.
Причины разногласия между соседями
|
беседа
|
2ч
|
|
Викторина
|
«Умеете вы общаться с людьми»
|
викторина
|
2ч
|
|
В школьной столовой
|
Проявление уважения к труду работников
столовой. Культура поведения за столом. Минипроект «Правила хорошего тона в
столовой»
|
Беседа
минипроект
|
2ч
|
22
|
Проект «Как стать интересным человеком?»
|
Обобщение полученных знаний. Работа в
группах над проектом. Защита проекта.
|
Проект
|
4ч
|
|
Турнир «Знатоки этикета»
|
Обобщение полученных знаний. Викторина.
Конкурсы
|
викторина
|
2ч
|
23
|
Итоговое занятие
|
Подведение итогов
|
викторина
|
2
|
Список литературы для
учителя
1. Агапова
И Давыдова М. Игры и задания для чудо-воспитания. Этикет для детей – Москва
«Лада»2004г
С.И.Семенкова
«Уроки добра», Москва, 2004.
2 .
Богданова О.С.Калинина О.Д.Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. –
Москва. !987г
3.Богуславская
Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных
способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.
4.
Ерина Е.Г. «Этика». Программа классных часов для учащихся 5-11 классов. Ж-л
«Классный руководитель» Москва №3 2007г
5.Смирнов Н.А.«Этика и этикет
младших школьников». – Москва, 2002.
6. Лихачева Л.Школа этикета.
– Екатеринбург, 1997г
7.
Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры
школьников. Ж-л «Классный руководитель» Москва №3 2007г
Список литературы для
ученика
1. Балабанова И.П.
Счастливая этика. 1997г
2. Доренко Е.Н.
Азбука этикета. – Москва, 1996г
3. Лихачева Л.Уроки
этикета. – Екатеринбург, 1996г
4. Насонкина С.А.
Уроки этикета Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003.
5.Шорыгина
Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с.
(Развивающие сказки для детей.)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.