Главная / Биология / Программа кружка "Живая планета"

Программа кружка "Живая планета"

Пояснительная записка.

Программа кружка «Живая планета» предназначена для обучающихся общеобразовательной школы, составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Данная программа имеет экологическую направленность и реализуется при поддержке Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, ОГБУ «Облкомприрода», ИМЦ Департамента образования администрации г. Томска, ОАО «СИБУР» (в рамках проекта «Бизнес для экологии»).

Набор в кружок производится на добровольной основе. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 45 минут + перерыв + 45 минут (20 минут отводится на индивидуальную работу). Программа рассчитана на два года, с годовым объёмом 153 часа; 4,5 часа в неделю для обучающихся 7 – 8 классов основной школы. Занятия проходят по четвергам и пятницам, начало в 15:00 ч.

Стратегическая цель реализации программы:

Создание условий для формирования у школьников экологических ориентаций как системы устойчивых отношений личности к природе как ценности, которая выражается в экологических знаниях, реализованных в практической деятельности экологического характера.

Ценностный компонент является ведущим в содержании образования вообще, а экологического образования – в особенности, так как он призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов, явлений в жизни природы и человека. Формирование в сознании школьника иерархии экологических ценностей, устойчивого ценностного отношения к природе, экологических ориентаций как важнейшего компонента, ядра экологической культуры личности в настоящее время рассматривается в числе приоритетных задач образования. Целенаправленный процесс формирования экологических ориентаций школьников составляет основу экологического образования в системе дополнительного образования.

Процесс организации экологического воспитания в учреждениях дополнительного образования предполагает использование современных методов и форм работы: экскурсии, создание электронных презентаций, интеллектуальные медиа – игры, социальное проектирование. Обновление форм и методов образования, в области охраны окружающей среды и устойчивого развития, подразумевает переход от репродуктивных к продуктивным формам работы. Эта работа по экологическим проектам и исследовательская деятельность обучающихся. Обучающиеся учатся экологически грамотному поведению в школе, дома, в природной и городской среде: организовывать экологически безопасный уклад школьной и домашней жизни, бережно расходовать воду, электроэнергию, утилизировать мусор, сохранять места обитания растений и животных (в процессе участия в практических делах, проведения экологических акций, ролевых игр, школьных конференций, уроков технологии, внеурочной деятельности).

Участвуют в проведении школьных экологических и туристических слётов, экологических лагерей, походов по родному краю. Ведут краеведческую, поисковую, экологическую работу в местных и дальних туристических походах и экскурсиях, путешествиях и экспедициях.

Участвуют в практической природоохранительной деятельности, в деятельности школьных экологических центров, создании и реализации коллективных природоохранных проектов.Участие в социальном проектировании – важная часть социализации молодого человека. Благодаря этому участию он способен определить свою гражданскую позицию. В результате обучения по данной программе предполается достаточно полное знакомство воспитанников с Природой Томской области, Особо охраняемыми природными территориями Томской области, в том числе с Памятниками Природы города Томска и Красной книгой Томской области.

Цель программы:

Создание условий для формирования у школьников экологической компетентности, экологической культуры, как составляющих гражданского становления личности.

Задачи 1 года обучения (7 класс):

  1. развивать у воспитанников эстетическое чувство и умение любоваться красотой различных объектов живой и неживой природы: растениями, животными;

  2. знакомить обучающихся с основными социально – экологического проектирования;

  3. формировать навыки рационального природопользования; понятия об ООПТ и Красной книге Томской области;

  4. развивать у обучающихся интерес к решению экологических проблем в объемах и по содержанию, доступных возрасту и уровню развития ребят;

  5. развивать мыслительную, организаторскую, коммуникативную деятельность подростка.

Задачи 2 года обучения (8 класс):

  1. развивать у воспитанников эстетическое чувство и умение любоваться красотой различных объектов живой и неживой природы: растениями, животными;

  2. знакомить обучающихся с основными социально – экологического проектирования;

  3. формировать навыки рационального природопользования; понятия об ООПТ и Красной книге Томской области;

  4. развивать у обучающихся интерес к решению экологических проблем в объемах и по содержанию, доступных возрасту и уровню развития ребят;

  5. развивать мыслительную, организаторскую, коммуникативную деятельность подростка;

  6. формировать предметную, социально – трудовую, информационно – коммуникативную компетентности;

  7. публично представлять результаты своей деятельности.

Механизм реализации

Программа включает:

Экскурсионный блок:

  • Экскурсии по ООПТ Томской области и Памятникам природы г. Томска.

Теоретический блок:

  • Подготовку и проведение интеллектуальных медиа – игр по темам: «Природа Томской области», «Растения Томской области», «Животные Томской области», «Грибы Томской области», «Красная книга Томской области».

  • Подготовку экологических акций, мастер – классов.

Практический блок:

  • Создание школьниками электронных презентаций ООПТ и представление их на фестивале «Заповедное».

  • Социально – экологическое проектирование.

  • Проведение экологических акций, мастер – классов.

Ожидаемые результаты 1 года обучения (7 класс):

  1. У обучающихся формируются понятия: ООПТ, заказники, памятники природы, кедровники, Красная книга.

  2. Обучающиеся по рисунку и описанию строения узнают растения и животные Красной книги, называют их родовое и видовое название.

  3. Обучающиеся способны провести экологическую экспертизу объекта, выделить проблему, определить пути ее решения.

Ожидаемые результаты 2 года обучения (8 класс):

  1. У обучающихся формируются понятия: ООПТ, заказники, памятники природы, кедровники, Красная книга.

  2. Обучающиеся способны провести экологическую экспертизу объекта, выделить проблему, предположить пути ее решения.

  3. Обучающиеся способны использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи).

  4. Обучающиеся способны ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

  5. Обучающиеся способны публично представить результаты своей деятельности.

Контроль и оценка результатов. Форма аттестации.

Результаты выполнения программы каждым ребенком отслеживаются и оцениваются с помощью промежуточной (1 полугодие) и итоговой (конец учебного года) аттестации. Аттестация обучающихся проводится через:

  • участие в интеллектуальных медиа – играх;

  • учет участия школьников в экскурсиях, фестивале и акциях;

  • защиту групповых и индивидуальных проектов.

Результаты аттестации фиксируются в журнале учебной группы.

Учебно – тематический план первого года обучения. (7 класс)

п/п

Тема занятия

Количество часов

общее

теория

практика

1

ООПТ Томской области.


34

2

32

2

Подготовка к первой медиа-игре «Красная книга Томской области»

24

1

23

3

Подготовка ко второй медиа-игре «Насекомые Томской области»

24

1

23

4

Подготовка к третьей медиа-игре «Космобрейн. «Я выбираю звёзды!»

22,5

1

21,5

5

Подготовка к акции «Дети – детям по теме: «Птицы Томской области» и «Голоса птиц» (по медиа-материалам)

22,5

1

21,5

6

Акция «Дети детям»

17


17

7

Акция «Марш парков»

9


9


Итого:

153

6

147

Содержание программы

Первый год обучения (7 класс)

Теоретический блок (6 часов):

  1. ООПТ Томской области. Знакомство с понятием «Особо охраняемая природная территория» и правилами поведения на ней. Работа с материалами об ООПТ Томской области. Работа с буклетом «Памятники природы Томской области». Подготовка презентации к фестивалю «Заповедное».

  2. Красная книга Томской области. История создания Красной книги. Животные Томской области: звери, птицы, насекомые. Растения Томской области.

  3. Вселенная. Созвездия. Звезды. Планеты и спутники. Исследования космоса.

Практический блок (147 часов):

  1. Создание школьниками электронных презентаций ООПТ и представление их на фестивале «Заповедное». Представление памятников природы Томской области: «Университетская роща», «Песчаное озеро».

  2. Подготовка к первой медиа-игре «Красная книга Томской области». Знакомство с правилами игры, ранжированием вопросов и оценкой ответов. Работа с презентацией «Красная книга Томской области». Работа со справочником – определителем «Красная книга Томской области».

  3. Подготовка ко второй медиа-игре «Насекомые Томской области». Работа со справочником – определителем «Насекомые Томской области», Красной книгой Томской области.

  4. Подготовка к третьей медиа-игре «Космобрейн. «Я выбираю звёзды!». Работа сдополнительной литературой по астрономии.

  5. Подготовка акции «Дети детям». Работа с Красной книгой Томской области. Работа со справочником – определителем «Птицы Томской области» и медиа-материалом «Голоса птиц». Весенние наблюдения за птицами в Университетской роще. Подготовка отчета по проведению акции «Дети – детям».

  6. Подготовка акция «Марш парков». Отчет.

  7. Подготовка презентации по результатам работы в течение года.

Экскурсионный блок: Экскурсии по ООПТ Томской области и Памятникам природы г. Томска.

Экскурсии:

  1. Экскурсия в Университетскую рощу + Орнитологический практикум

  2. Экскурсия на Песчаное озеро + Ихтиологический практикум

  3. Экскурсия в Ботанический сад

  4. Экскурсия в планетарий.

Учебно – тематический план второго года обучения. (8 класс)

п/п

Тема занятия

Количество часов

общее

теория

практика

1

ООПТ Томской области.


42,5

2

40,5

2

Подготовка к первой медиа-игре «Природа Томской области»

20

1,5

18,5

3

Подготовка ко второй медиа-игре «Грибы Томской области»

34

1,5

32,5

4

Подготовка к акции «Дети – детям по теме: «Птицы Томской области» и «Голоса птиц» (по медиа-материалам)

22,5

1,5

21

5

Акция «Дети детям»

13,5


13,5

6

Акция «Марш парков»

13,5


13,5

7

Весенние наблюдения за птицами.

7

-

7


Итого: 153

153

6,5

146,5

Содержание программы.

Второй год обучения (8 класс)

Теоретический блок (6,5 часов):

  1. ООПТ Томской области. Работа с материалами об ООПТ Томской области. Работа с буклетом «Памятники природы Томской области».

  2. Красная книга Томской области. Природа Томской области. Растительный и животный мир Томской области. Грибы Томской области.

Практический блок (146,5 часов):

  1. Создание школьниками электронных презентаций ООПТ и представление их на фестивале «Заповедное». Представление памятников природы Томской области: «Синий Утес» (Коларово), «Синий Утес» (Аникино).

  2. Подготовка к первой медиа-игре «Природа Томской области». Знакомство с правилами игры, ранжированием вопросов и оценкой ответов. Работа со справочником – определителем «Природа Томской области». Работа с презентацией «Красная книга Томской области». Работа со справочником – определителем «Красная книга Томской области».

  3. Подготовка ко второй медиа-игре «Грибы Томской области». Работа со справочником – определителем «Грибы Томской области», Красной книгой Томской области.

  4. Подготовка акции «Дети детям». Работа с Красной книгой Томской области. Работа со справочником – определителем «Птицы Томской области» и медиа-материалом «Голоса птиц». Весенние наблюдения за птицами в Университетской роще. Подготовка отчета по проведению акции «Дети – детям».

  5. Подготовка и проведение акция «Марш парков». Отчет.

  6. Подготовка презентации по результатам работы в течение года.

Экскурсионный блок: Экскурсии по ООПТ Томской области и Памятникам природы г. Томска.

Экскурсии:

  1. Экскурсия на ООПТ «Синий Утес» (Коларово)

  2. Экскурсия на ООПТ «Синий Утес» (Аникино)

Список использованной литературы

Для педагога:

  1. В. И. Сивоглазов, Т. А. Козлова «Растения из Красной книги России». – Дрофа,2004

  2. Шилов И. А. Экология. М.: Высшая школа, 1997

  3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. - М.;Агенство «Фаир», 2005г.

  4. Реймерс КФ. Природопользование: Словарь-справочник. М: Мысль, 1990г

  5. Суравегина И.Т. Экология для учителя. - М.: Нота бин, 1999г

  6. Особо охраняемые природные территории Томской области: информационный дайджест. Вып. 2 / Муниципальная информационная библиотечная   система   г. Томска.   Муниципальная   библиотека "Северная"; [сост.: В. Г. Белицина, Е. А. Сибирцева]. – Томск: Б. и., 2010. – 47 с.

  7. Запольский АК Основы экологии: Учебник - М.: Высшая школа, 2001 -358 с

Для обучающихся:

  1. Красная книга Томской области – изд.2-е-Томск: изд-во «Печатная мануфактура», 2013. – 504 с.

  2. Красная книга Томской области – Томск: издательство Томского университета, 2002. – 402 с.

  3. Памятники природы Томской области – Томск: изд-во «Печатная мануфактура», 2008 – 16 с.

  4. По страницам Красной книги Томской области - Томск: изд-во «Печатная мануфактура», 2009. – 56 с.

  5. Репетунова Е.В., Антошкина О.А. Путешествие в природу: заповедными тропами – Томск: изд-во «Печатная мануфактура», 2006 – 80 с.

  6. Томск от А до Я: Краткая энциклопедия города – Томск: издательство НТЛ, 2004 – 440 с.

  7. Евсеева Н.СГеография Томской области. (Природные условия и ресурсы). - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2001.- 223с.

  8. Энциклопедия для детей. Экология. М.: Аванта + , 2000

  9. В. И. Сивоглазов, Т. А. Козлова «Растения из Красной книги России». – Дрофа,2004

  10. Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. - Ростов-на-Дону: "Феникс" 1999г.

Медиа ресурсы:

  1. http://zoomuseum.tsu.ru/WebDesign/BIO/site.nsf/structurl/common

  2. . http://ru.wikipedia.org

  3. http://rus-travelers.ru/laptev-innokentij-prokopevich/


Календарно-тематическое планирование первого года обучения (7 класс)

Номер занятия

Название темы занятия

Продолжительность

№ 1

Знакомство с понятием «Особо охраняемая природная территория» и правилами поведения на ней.

2 часа

№2

Работа с материалами об ООПТ Томской области.

Просмотр фильма «Территория жизни».

2,5 часа

№3

Работа с материалами диска «ООПТ Томской области»

2 часа

№ 4

Работа с буклетом «Памятники природы Томской области»


2,5 часа

№5

Экскурсия в Университетскую рощу +Орнитологический практикум

2 часа

№6

Выбор фотографий, сделанных на экскурсиях по ООПТ. Внесение их в слайдовую презентацию.

2,5 часа

№7

Работа над текстом к слайдовой презентации.

2 часа

№8

Работа над дизайном слайдовой презентации.

2,5 часа

№9

Экскурсия на Песчаное озеро + Ихтиологический практикум

2 часа

№10

Подготовка презентации к фестивалю «Заповедное».

Выбор фотографий, сделанных на экскурсиях по ООПТ. Внесение их в слайдовую презентацию.

2,5 часа

№11

Работа над текстом к слайдовой презентации.

2 часа

№12

Работа над текстом к слайдовой презентации.

2,5 часа

№13

Работа над дизайном слайдовой презентации.

2 часа

№14

Выбор и апробация ведущих, представляющих презентацию на фестивале

2,5 часа

№15

Работа над «визиткой» команды: девиз, эмблема и т.д.

2 часа

№16

Участие в Фестивале «Заповедное»

2,5 часа

№17

Работа с материалами по ООПТ Томской области. Геологические памятники природы Томской области (буклет).

2 часа

№18

Работа с презентацией «Красная книга Томской области».

2,5 часа

№19

Подготовка к первой медиа-игре «Красная книга Томской области». Знакомство с правилами игры, ранжированием вопросов и оценкой ответов.

2 часа

№20

Работа со справочником – определителем «Красная книга Томской области»

2,5 часа

№21

Работа со справочником – определителем «Красная книга Томской области»

2 часа

№22

Работа со справочником – определителем «Красная книга Томской области»

2,5 часа

№23

Работа со справочником – определителем «Красная книга Томской области»

2 часа

№24

Работа со справочником – определителем «Красная книга Томской области»

2,5 часа

№25

Работа со справочником – определителем «Красная книга Томской области»

2 часа

№26

Работа со справочником – определителем «Красная книга Томской области»

2,5 часа

№27

Работа со справочником – определителем «Красная книга Томской области»

2 часа

№28

Участие в медиа-игре «Красная книга Томской области», проводимой на базе ДТДиМ

2,5часа

№29

Работа со справочником – определителем «Звери Томской области»

2 часа

№30

Работа со справочником – определителем «Звери Томской области»

2,5 часа

№31

Работа со справочником – определителем «Звери Томской области»

2 часа

№32

Работа со справочником – определителем «Звери Томской области»

2,5 часа

№33

Работа со справочником – определителем «Звери Томской области»

2 часа

№34

Работа со справочником – определителем «Звери Томской области»

2,5 часа

№35

Работа со справочником – определителем «Звери Томской области»

2 часа

№36

Работа со справочником – определителем «Звери Томской области»

2,5 часа

№37

Работа со справочником – определителем «Звери Томской области»

2 часа

№38

Работа со справочником – определителем «Звери Томской области»

2,5 часа

№39

Работа со справочником – определителем «Звери Томской области»

2 часа

№40

Работа со справочником – определителем «Звери Томской области»

2,5 часа

№41

Участие в медиа-игре «Звери Томской области» на базе ДТДиМ

2 часа

№42

Работа со справочником – определителем «Грибы Томской области»

2,5 часа

№43

Работа со справочником – определителем «Грибы Томской области»

2 часа

№44

Работа со справочником – определителем «Грибы Томской области»

2,5 часа

№45

Работа со справочником – определителем «Грибы Томской области»

2 часа

№46

Работа со справочником – определителем «Грибы Томской области»

2,5 часа

№47

Участие в медиа-игре – «Грибы Томской области»

2 часа

№48

Подготовка акции «Дети детям»

2,5 часа

№49

Подготовка акции «Дети детям»

2 часа

№50

Подготовка акции «Дети детям»

2,5 часа

№51

Подготовка акции «Дети детям»

2 часа

№52

Подготовка акции «Дети детям»

2,5 часа

№53

Проведение акции «Дети детям»

2 часа

№54

Проведение акции «Дети детям»

2,5 часа

№55

Проведение акции «Дети детям»

2 часа

№56

Проведение акции «Дети детям»

2,5 часа

№57

Подготовка к акции «Марш парков». Подготовка презентации экологической деятельности команды за год.

2 часа

№58

Подготовка к акции «Марш парков».

2,5 часа

№59

Подготовка к акции «Марш парков». Подготовка презентации экологической деятельности команды за год.

2 часа

№60

Участие в акции «Марш парков».

2,5 часа

№61

Работа со справочником – определителем «Птицы Томской области» и медиа-материалом «Голоса птиц»

2 часа

№62

Работа со справочником – определителем «Птицы Томской области» и медиа-материалом «Голоса птиц»

2,5 часа

№63

Работа со справочником – определителем «Птицы Томской области» и медиа-материалом «Голоса птиц»

2 часа

№64

Работа со справочником – определителем «Птицы Томской области» и медиа-материалом «Голоса птиц»

2,5 часа

№65

Работа со справочником – определителем «Птицы Томской области» и медиа-материалом «Голоса птиц»

2 часа

№66

Работа со справочником – определителем «Птицы Томской области» и медиа-материалом «Голоса птиц»

2,5часа

№67

Работа со справочником – определителем «Птицы Томской области» и медиа-материалом «Голоса птиц»

2 часа

№ 68

Весенние наблюдения за птицами в Университетской роще

2,5 часа


Кружок «Живая планета»

Календарно-тематическое планирование второго года обучения (8 класс)

Номер занятия

Название темы занятия

Продолжительность

Дата

ООПТ Томской области (42,5 часов)

Вводный инструктаж по ТБ. Особо охраняемые природные территории и правила поведения на ней

2 часа

4.09

Работа с материалами об ООПТ Томской области. Просмотр фильма «Территория жизни»

2,5 часа

5.09

Работа с материалами медиа - диска «ООПТ Томской области»

2 часа

11.09

Работа с буклетом «Памятники природы Томской области»

2,5 часа

12.09

Работа с материалами по ООПТ Томской области. Геологические памятники природы Томской области (буклет)

2 часа

18.09

Экскурсия на ООПТ «Синий Утес».

Инструктаж по ТБ

2,5 часа

19.09

Просмотр материалов, сделанных на экскурсиях по ООПТ

2 часа

25.09

Выбор фотографий. Внесение их в слайдовую презентацию

2,5 часа

26.09

Работа над текстом к слайдовой презентации

2 часа

2.10

Работа над дизайном слайдовой презентации

2,5 часа

3.10

Работа над дизайном слайдовой презентации. Подготовка презентации к фестивалю «Заповедное»

2 часа

9.10

Работа над текстом к слайдовой презентации

2,5 часа

10.10

Работа над текстом к слайдовой презентации

2 часа

16.10

Работа над дизайном слайдовой презентации

2,5 часа

17.10

Работа над дизайном слайдовой презентации

2 часа

23.10

Выбор и апробация ведущих, представляющих презентацию на фестивале

2,5 часа

24.10

Работа над «визиткой» команды: девиз, эмблема и т.д.

2 часа

06.11

Предварительное представление работ

2,5 часа

07.11

Участие в Фестивале «Заповедное»

2 часа

13.11

Тема: Природа Томской области (20 часов)

Природа Томской области

2,5 часа

14.11

Подготовка к первой медиа-игре «Природа Томской области». Знакомство с правилами игры, ранжированием вопросов и оценкой ответов.

2 часа

20.11

Работа со справочником – определителем «Природа Томской области»

2,5 часа

21.11

Работа со справочником – определителем «Природа Томской области»

2 часа

27.11

Работа со справочником – определителем «Природа Томской области»

2,5 часа

28.11

Работа со справочником – определителем «Природа Томской области»

2 часа

04.12

Работа со справочником – определителем «Природа Томской области»

2,5 часа

05.12

Работа со справочником – определителем «Природа Томской области»

2 часа

11.12

Участие в медиа-игре «Природа Томской области», проводимой на базе ДТДиМ

2,5 часа

12.12

Тема: Грибы. Грибы Томской области. (34 часа)

Грибы. Грибы Томской области.

2 часа

18.12

Работа со справочником – определителем «Грибы Томской области»

2,5 часа

19.12

Работа со справочником – определителем «Грибы Томской области»

2 часа

25.12

Работа со справочником – определителем «Грибы Томской области»

2,5 часа

26.12

Повторный инструктаж по ТБ. Работа со справочником – определителем «Грибы Томской области»

2 часа

15.01

Работа со справочником – определителем «Грибы Томской области»

2,5 часа

16.01

Работа со справочником – определителем «Грибы Томской области»

2 часа

22.01

Работа со справочником – определителем «Грибы Томской области»

2,5 часа

23.01

Работа со справочником – определителем «Грибы Томской области»

2 часа

29.01

Работа со справочником – определителем «Грибы Томской области»

2,5 часа

30.01

Работа со справочником – определителем «Грибы Томской области»

2 часа

5.02

Работа со справочником – определителем «Грибы Томской области»

2,5 часа

6.02

Работа со справочником – определителем «Грибы Томской области»

2 часа

12.02

Работа со справочником – определителем «Грибы Томской области»

2,5 часа

13.02

Участие в медиа-игре «Грибы Томской области» на базе ДТДиМ

2 часа

19 февраля

Тема: Птицы Томской области. Красная книга.(22,5 часа)

Птицы Томской области. Красная книга.

2,5 часа

20.02

Подготовка акции «Дети детям»

2 часа

26.02

Подготовка акции «Дети детям»

2,5 часа

27.02

Подготовка акции «Дети детям»

2 часа

05.03

Подготовка акции «Дети детям»

2,5 часа

06.03

Подготовка акции «Дети детям»

2 часа

12.03

Проведение акции «Дети детям» - 1 классы

2,5 часа

13.03

Проведение акции «Дети детям» - 2 классы

2 часа

19.03

Подготовка отчета по результатам проведения акции «Дети – детям»

2,5 часа

20.03

Подготовка отчета по результатам проведения акции «Дети – детям»

2 часа

02.04

Акция «Марш парков» (13,5 часов)

Подготовка к акции «Марш парков».

2,5 часа

03.04

Подготовка к акции «Марш парков».

2часа

09.04

Подготовка к акции «Марш парков». Подготовка презентации экологической деятельности команды за год.

2,5 часа

10.04

Подготовка к акции «Марш парков». Подготовка презентации экологической деятельности команды за год.

2 часа

16.04

Подготовка к акции «Марш парков». Подготовка презентации экологической деятельности команды за год.

2,5 часа

17.04

Участие в акции «Марш парков».

2 часа

21.04.15

Работа со справочником – определителем «Птицы Томской области» и медиа-материалом «Голоса птиц»

2,5 часа

23.04

Работа со справочником – определителем «Птицы Томской области» и медиа-материалом «Голоса птиц»

2 часа

30.04

Работа со справочником – определителем «Птицы Томской области» и медиа-материалом «Голоса птиц»

2,5 часа

07.04

Работа со справочником – определителем «Птицы Томской области» и медиа-материалом «Голоса птиц»

2 часа

08.04

Работа со справочником – определителем «Птицы Томской области» и медиа-материалом «Голоса птиц»

2,5 часа

14.04

Работа со справочником – определителем «Птицы Томской области» и медиа-материалом «Голоса птиц»

2 часа

15.04

Работа со справочником – определителем «Птицы Томской области» и медиа-материалом «Голоса птиц»

2,5 часа

21.05

Весенние наблюдения за птицами в Университетской роще

2 часа

22.05
































(310)

Принцип системно-деятельностной организации воспитания • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

• представления о факторах окружающей природно-соци- альной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;

• способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;

• опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность; (304)

2.2.2.10. БИОЛОГИЯ

Живые организмы

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизне-деятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Человек и его здоровье

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различий человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Общие биологические закономерности

Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследст-венная и ненаследственная изменчивость.

Система и эволюция органического мира. Вид — основная система-тическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера—глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. (275)

II. Требования к результатам освоения   
основной образовательной программы основного общего образования (из стандарта)

8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Требования к предметным результатам (из стандарта)

11.5. Естественно-научные предметы

Изучение предметной области «Естественно-научные предметы»  должно обеспечить:

формирование целостной научной картины мира;

понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

овладение  научным подходом к решению различных задач;

овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,  проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;

осознание значимости концепции устойчивого развития;

формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Предметные результаты изучения предметной области «Естественно-научные  предметы»  должны отражать:


Программа кружка "Живая планета"
  • Биология
Описание:

Программа кружка «Живая планета» предназначена для обучающихся общеобразовательной школы, составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Данная программа имеет экологическую направленность и реализуется при поддержке Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, ОГБУ «Облкомприрода», ИМЦ Департамента образования администрации г. Томска, ОАО «СИБУР» (в рамках проекта «Бизнес для экологии»).

Программа рассчитана на два года обучения.

Автор Алексеева Наталья Анатольевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 536
Номер материала 42714
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓