Программа кружка «Занимательная математика»
Пояснительная
записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию
к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа
позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на
данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить
целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач,
связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной
деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему
интеллектуальному развитию.
Не
менее важным фактором реализации данной программы является и стремление
развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие
задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по
определенному вопросу.
Содержание
программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и
предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований,
развивая учебную мотивацию.
Творческие
работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе
работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и
следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно
овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более
сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать
в различных конкурсах.
Все
вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности
работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на
индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных
результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их
возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна
из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю.
Продолжительность каждого занятия – 1 час.
Название
программы: Программа «Занимательная математика» для развития
математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для
решения математических заданий повышенного уровня сложности.
Цель, задачи и
принципы программы:
Цель:
Ø
развивать математический образ мышления
Задачи:
Ø
расширять кругозор учащихся в различных областях
элементарной математики;
Ø
расширять математические знания в области
многозначных чисел;
Ø
содействовать умелому использованию символики;
Ø
учить правильно применять математическую
терминологию;
Ø
развивать умения отвлекаться от всех качественных
сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
Ø
уметь делать доступные выводы и обобщения,
обосновывать собственные мысли.
Предполагаемые результаты:
Занятия
в кружке должны помочь учащимся:
Ø
усвоить основные базовые знания по математике; её
ключевые понятия;
Ø
помочь учащимся овладеть способами
исследовательской деятельности;
Ø
формировать творческое мышление;
Ø
способствовать улучшению качества решения задач
различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах ,
играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
Ø
решение занимательных задач;
Ø
оформление математических газет;
Ø
участие в математической олимпиаде, международной
игре «Кенгуру»;
Ø
знакомство с научно-популярной литературой,
связанной с математикой;
Ø
самостоятельная работа;
Ø
работа в парах, в группах;
Ø
творческие работы
Основное
содержание:
- Математика –
царица наук.
- Как люди
научились считать.
- Интересные приемы
устного счёта.
- Решение
занимательных задач в стихах.
- Упражнения с
многозначными числами
- Учимся отгадывать
ребусы.
- Числа-великаны.
Коллективный счёт.
- Упражнения с
многозначными числами.
- Решение ребусов и
логических задач.
- Задачи с
неполными данными, лишними, нереальными данными.
- Загадки-
смекалки.
- Игра «Знай свой
разряд».
- Обратные задачи.
- Практикум
«Подумай и реши.
- Задачи с
изменением вопроса.
- Проектная
деятельность «Газета любознательных»
- Решение
нестандартных задач.
- Решение
олимпиадных задач.
- Решение задач
международной игры «Кенгуру»
- Математические
горки.
- Наглядная
алгебра.
- Решение
логических задач.
- Игра «У кого
какая цифра»
- Знакомьтесь:
Архимед!
- Задачи с
многовариантными решениями.
- Учимся
комбинировать элементы знаковых систем.
- Задачи с
многовариантными решениями.
- Математический
КВН
Учебно-тематическое
планирование
на
первый год занятий кружка «Занимательная математика»
Наименование
тем курса
|
Всего
ча
сов
|
В
том числе
|
Виды
деятельности
|
Форма
контроля
|
лекция
|
П/ р
|
С/ р
|
1. Вводное занятие «Математика – царица
наук»
|
1
|
1
|
|
|
|
|
2. Как люди
научились считать.
|
|
|
1
|
|
выполнение
заданий презентации «Как люди научились считать»
|
|
3. Интересные приемы устного счёта.
|
|
|
|
|
устный счёт
|
|
4. Решение занимательных задач в стихах.
|
|
|
|
1
|
работа в группах:
инсценирования загадок, решение задач
|
|
5. Учимся отгадывать ребусы.
|
|
|
|
1
|
составление
математических ребусов
|
конкурс на лучший
математический ребус
|
6. Решение ребусов и логических задач.
|
|
|
|
1
|
самостоятельная
работа
|
мини-олимпиада
|
7. Задачи с неполными данными, лишними,
нереальными данными.
|
|
|
1
|
|
составление схем,
диаграмм
|
|
8. Загадки- смекалки.
|
|
|
1
|
|
составление
загадок, требующих математического решения
|
конкурс на лучшую
загадку-смекалку
|
9. Обратные задачи.
|
|
|
|
1
|
работа в группах
«Найди пару»
|
познавательная
игра «Где твоя пара?»
|
10. Практикум «Подумай и реши».
|
|
|
1
|
|
самостоятельное
решение задач с одинаковыми цифрами
|
|
11.Задачи с
изменением вопроса.
|
|
|
|
|
инсценирования
задач
|
конкурс на лучшее
инсценирование математической задачи
|
12.Решение
нестандартных задач.
|
|
|
1
|
|
решение задач на
установление причинно-следственных отношений
|
|
13. Решение олимпиадных задач.
|
|
|
|
1
|
решение заданий
повышенной трудности
|
школьная
олимпиада
|
14.Решение задач международной игры
«Кенгуру»
|
|
|
|
1
|
решение заданий
повышенной трудности
|
школьная
олимпиада
|
15.Математические горки.
|
|
|
1
|
|
решение задач на
преобразование неравенств
|
конкурс на лучший
«Решебник»
|
16. Наглядная алгебра.
|
|
|
|
1
|
работа в группах:
инсценирование
|
|
17.Решение
логических задач.
|
|
|
1
|
|
схематическое
изображение задач
|
|
18.Игра «У кого какая цифра»
|
|
|
|
1
|
творческая работа
|
|
19. Знакомьтесь: Архимед!
|
|
|
|
1
|
работа с
энциклопедиями и справочной литературой
|
создание на
бумаге эскизов слайдов будущей презентации
|
20.Задачи с
многовариантными решениями.
|
|
|
|
|
работа над
созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения
|
|
21.Знакомьтесь: Пифагор!
|
|
1
|
|
|
работа с информацией
презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»
|
викторина
|
22.Задачи с многовариантными решениями.
|
|
|
1
|
|
Работа в парах по
решению задач
|
|
23..Учимся комбинировать элементы знаковых
систем.
|
|
|
1
|
|
составление
знаковых систем
|
тест
|
24-26.Задачи с многовариантными решениями.
|
|
|
|
1
|
индивидуальная
работа
|
|
27.Математический КВН
|
|
|
1
|
|
работа в группах
|
|
28. Круглый стол «Подведем итоги»
|
|
|
|
|
коллективная
работа по составлению отчёта о проделанной работе
|
анкетирование
|
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Агаркова Н. В.
Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград:
«Учитель», 2007
- Агафонова И.
Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для
детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
- Асарина Е. Ю.,
Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
- Белякова О. И.
Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего
характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
- Симановский А. Э.
Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
- Сухин И. Г.
Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
- Шкляров Т. В. Как
научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
- Сахаров И. П.
Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся
математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 –
4 классы. М., 2004
- Методика работы с
задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12. «Начальная
школа» Ежемесячный научно-методический журнал.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.