Главная / Начальные классы / Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка «Занимательная математика»



Пояснительная записка

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия – 1 час.


Название программы: Программа «Занимательная математика» для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.

Цель, задачи и принципы программы:

Цель:

  • развивать математический образ мышления

Задачи:

    • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

    • расширять математические знания в области многозначных чисел;

    • содействовать умелому использованию символики;

    • учить правильно применять математическую терминологию;

    • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

    • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.


Предполагаемые результаты:

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.


Основные виды деятельности учащихся:


  • решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы


Основное содержание:



  1. Математика – царица наук.

  2. Как люди научились считать.

  3. Интересные приемы устного счёта.

  4. Решение занимательных задач в стихах.

  5. Упражнения с многозначными числами

  6. Учимся отгадывать ребусы.

  7. Числа-великаны. Коллективный счёт.

  8. Упражнения с многозначными числами.

  9. Решение ребусов и логических задач.

  10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

  11. Загадки- смекалки.

  12. Игра «Знай свой разряд».

  13. Обратные задачи.

  14. Практикум «Подумай и реши.

  15. Задачи с изменением вопроса.

  16. Проектная деятельность «Газета любознательных»

  17. Решение нестандартных задач.

  18. Решение олимпиадных задач.

  19. Решение задач международной игры «Кенгуру»

  20. Математические горки.

  21. Наглядная алгебра.

  22. Решение логических задач.

  23. Игра «У кого какая цифра»

  24. Знакомьтесь: Архимед!

  25. Задачи с многовариантными решениями.

  26. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

  27. Задачи с многовариантными решениями.

  28. Математический КВН



Учебно-тематическое планирование

на первый год занятий кружка «Занимательная математика»



Наименование тем курса

Всего ча

сов

В том числе


Виды деятельности

Форма контроля

лекция

П/ р

С/ р

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

1





2. Как люди научились считать.



1


выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»


3. Интересные приемы устного счёта.





устный счёт


4. Решение занимательных задач в стихах.




1

работа в группах: инсценирования загадок, решение задач


5. Учимся отгадывать ребусы.




1

составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус

6. Решение ребусов и логических задач.




1

самостоятельная работа

мини-олимпиада

7. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.



1


составление схем, диаграмм


8. Загадки- смекалки.



1


составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

9. Обратные задачи.





1

работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

10. Практикум «Подумай и реши».



1


самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами


11.Задачи с изменением вопроса.





инсценирования задач

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

12.Решение нестандартных задач.



1


решение задач на установление причинно-следственных отношений


13. Решение олимпиадных задач.




1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

14.Решение задач международной игры «Кенгуру»




1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

15.Математические горки.



1


решение задач на преобразование неравенств

конкурс на лучший «Решебник»

16. Наглядная алгебра.




1

работа в группах: инсценирование


17.Решение логических задач.



1


схематическое изображение задач


18.Игра «У кого какая цифра»




1

творческая работа


19. Знакомьтесь: Архимед!




1

работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

20.Задачи с многовариантными решениями.





работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения


21.Знакомьтесь: Пифагор!


1



работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

викторина

22.Задачи с многовариантными решениями.



1


Работа в парах по решению задач


23..Учимся комбинировать элементы знаковых систем.



1


составление знаковых систем

тест

24-26.Задачи с многовариантными решениями.




1

индивидуальная работа


27.Математический КВН



1


работа в группах


28. Круглый стол «Подведем итоги»





коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

анкетирование





СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

  3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

  4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

  5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

  6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

  7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

  8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

  9. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

  10. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

  11. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

  12. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.

Программа кружка "Занимательная математика"
  • Начальные классы
Описание:

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. 

 

   Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. 

Автор Зиннурова Нафися Сибгатулловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 349
Номер материала 29091
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓