Программа кружка «Занимательная математика»
(3 – 4 классы)
Пояснительная записка
Актуальность программы определена
тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики,
стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа
позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на
данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить
целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач,
связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной
деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему
интеллектуальному развитию.
Не менее важным
фактором реализации данной программы является и стремление развить
у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а
также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по
определенному вопросу.
Содержание программы
соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им
возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную
мотивацию.
Содержание занятий
кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также
расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета
– математика. Занятия математического кружка должны содействовать
развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому
использованию символики, пра
вильному применению математической
терминологии и т.д.
Творческие работы,
проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы
кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует
поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть
не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный
уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в
различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на
работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно,
чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную
деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных
началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам
найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных
классов.
Программа кружка
рассчитана на 2 года. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия
не должна превышать 30 – 40 минут.
Название программы: Программа математического кружка «Почемучки» для развития
математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для
решения математических заданий повышенного уровня сложности.
Цель, задачи и принципы
программы:
Цель:
- развивать
математический образ мышления
Задачи:
расширять
кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять
математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому
использованию символики;
учить правильно применять
математическую терминологию;
развивать
умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая
внимание на количественных сторонах;
уметь
делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление
развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина,
развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и
явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров
(особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических
задач).
Практическая
направленность
Содержание занятий кружка направлено
на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей
работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам
принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических
играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к
математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное
усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по
математике.
Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения
основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.
Курс
ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое
знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный
интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор,
углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь
учащимся:
- усвоить основные
базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь
учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать
творческое мышление;
-
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности
учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности
учащихся:
1.решение
занимательных задач;
2.участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
3.знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
4. проектная деятельность
5.самостоятельная работа;
6.работа в парах, в группах;
7.творческие работы
Примерное календарно-тематическое
планирование.
Кружок
«Занимательная математика» 3 класс
(1
час в неделю, 34 часа)
№
|
Тема
урока
|
Кол-во
часов
|
Дата
|
1.
|
Вводное
занятие. Решение ребусов.
|
1
|
|
2.
|
Решение ребусов
и логических задач.
|
1
|
|
3.
|
Как люди
научились считать.
|
1
|
|
4.
|
Решение
занимательных задач в стихах.
|
1
|
|
5.
|
Числа-великаны.
Коллективный счет. Загадки-смекалки.
|
1
|
|
6.
|
Игра «Знай свой разряд».
|
1
|
|
7.
|
Подумай
и реши.
|
1
|
|
8.
|
Математические
горки. Наглядная алгебра.
|
1
|
|
9.
|
Логические
задачи. Игра «У кого какая цифра»
|
1
|
|
10.
|
Решение
занимательных задач. Меры в пословицах.
|
1
|
|
11.
|
Задачи
на разрезание.
|
1
|
|
12.
|
Конкурс
знатоков.
|
1
|
|
13.
|
Задачи-смекалки.
Логическая игра «Молодцы и хитрецы».
|
1
|
|
14.
|
Логические
задачи.
|
1
|
|
15.
|
Высказывания.
Истинные и ложные высказывания.
|
1
|
|
16.
|
«Знакомство»
с Архимедом.
|
1
|
|
17.
|
Решение
задач с многовариантными решениями.
|
1
|
|
18.
|
Математический КВН.
|
1
|
|
19.
|
Старинные
меры длины.
|
1
|
|
20.
|
Решение
олимпиадных заданий.
|
1
|
|
21.
|
Немного
истории. Детям о времени.
|
1
|
|
22.
|
Решение
олимпиадных задач. Подготовка к конкурсу «Кенгуру».
|
1
|
|
23.
|
Решение
олимпиадных задач. Подготовка к конкурсу «Кенгуру».
|
1
|
|
24.
|
Решение
олимпиадных задач. Подготовка к конкурсу «Кенгуру».
|
1
|
|
25.
|
Решение
олимпиадных задач. Подготовка к конкурсу «Кенгуру».
|
1
|
|
26.
|
Талантливая
женщина-математик С. В. Ковалевская. Игра «Задумай число».
|
1
|
|
27.
|
Нестандартные
задачи на движение.
|
1
|
|
28.
|
Игра
«Удивительный квадрат».
|
1
|
|
29.
|
Открытие
нуля.
|
1
|
|
30.
|
Решение
задач повышенной трудности.
|
1
|
|
31.
|
«Знакомство»
с математиком Пифагором. Задачи с многовариантными решениями.
|
1
|
|
32.
|
Игра «Крестики-нолики».
|
1
|
|
33.
|
Точные и
приближенные числа.
|
1
|
|
34.
|
Итоговое
занятие. Игра «Цифры в буквах».
|
1
|
|
Кружок «Занимательная математика» 4
класс
(1
час в неделю, 34 часа)
№
|
Тема урока
|
Кол-во
часов
|
Дата
|
1.
|
Вводное занятие.
«Математика – царица наук»
|
1
|
|
2.
|
Как люди
научились считать
|
1
|
|
3.
|
Интересные
приемы устного счёта.
|
1
|
|
4.
|
Решение
занимательных задач в стихах.
|
1
|
|
5.
|
Упражнения с
многозначными числами (класс млн.)
|
1
|
|
6.
|
Учимся
отгадывать ребусы.
|
1
|
|
7.
|
Числа-великаны. Коллективный
счёт.
|
1
|
|
8.
|
Упражнения с
многозначными числами (класс млр.)
|
1
|
|
9.
|
Решение ребусов
и логических задач.
|
1
|
|
10.
|
Задачи с
неполными данными, лишними, нереальными данными.
|
1
|
|
11.
|
Загадки-
смекалки.
|
1
|
|
12.
|
Игра «Знай свой
разряд».
|
1
|
|
13.
|
Обратные задачи.
|
1
|
|
14.
|
Практикум
«Подумай и реши».
|
1
|
|
15.
|
Задачи с
изменением вопроса.
|
1
|
|
16.
|
«Газета
любознательных».
|
1
|
|
17.
|
Решение
нестандартных задач.
|
1
|
|
18.
|
Решение
олимпиадных задач.
|
1
|
|
19.
|
Решение задач
международной игры «Кенгуру»
|
1
|
|
20.
|
Игра «Работа над
ошибками»
|
1
|
|
21.
|
Математические
горки.
|
1
|
|
22.
|
Наглядная
алгебра.
|
1
|
|
23.
|
Решение
логических задач.
|
1
|
|
24.
|
Игра «У кого
какая цифра»
|
1
|
|
25.
|
Знакомьтесь:
Архимед!
|
1
|
|
26.
|
Задачи с
многовариантными решениями.
|
1
|
|
27.
|
Знакомьтесь:
Пифагор!
|
1
|
|
28.
|
Задачи с
многовариантными решениями.
|
1
|
|
29.
|
Учимся
комбинировать элементы знаковых систем
|
1
|
|
30.
|
Задачи с
многовариантными решениями.
|
1
|
|
31.
|
Математический
КВН
|
1
|
|
32.
|
Составление
дерева возможностей
|
1
|
|
33.
|
Графическое
моделирование
|
1
|
|
34.
|
Итоговое
занятие. Игра “Велогонка”
|
1
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.