Главная / История / Программа кружка "Занимательная история"

Программа кружка "Занимательная история"



«Согласовано»

Заместитель директора

по учебно- воспитательной работе

ОПФ МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Октябрьский Городок»

в с.Карамышка

__________________/Устинов С.А./

«_____»_________ 2014г.



«Утверждаю»

Директор МОУ «Средняя

общеобразовательная школа

с.Октябрьский Городок»

________________/Котова И.Е/

«____»_______2014г.

Приказ от «___»_____2014г.

______











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«Занимательная история»


Возраст обучающихся: 11-13 лет

Срок реализации: 1 год











Автор-составитель:

Гаврилова Елена Алексеевна,

учитель истории и обществознания









с. Карамышка

2014 год



«Познавайте свой край, свою горушку или речонку.

Не бойтесь, что малы те горушки и реки, ведь из малого

вырастает большое».

А.Е.Ферсман


  1. Пояснительная записка

Патриотическое воспитание школьников – многогранный процесс, требующий комплексного подхода. В настоящее время проблема патриотического воспитания является очень актуальной, так как современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, атрибуты государственной власти.

Очень важно, чтобы патриотическое воспитание происходило не только в учебном процессе, но и продолжалось в разнообразных формах внеклассной работы.

Школьный краеведческий кружок обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и развивает подлинные исторические знания учащихся. Важно эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.

Программа кружка «Занимательная история» направлена на изучение истории своей Малой Родины, ее местных событий, явлений в трех временных измерениях: прошлого – настоящего - будущего.

Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории и культуре своего села, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.

Изучая жизнью выдающихся земляков, ученики приходят к пониманию, что история России – это история людей. И что они, ученики, являются творцами этой истории. В этой форме работы заложен большой воспитательный потенциал формирования гражданской активности и высоких патриотических чувств у обучающихся.

Краеведческая работа дает ученикам моральное удовлетворение, способствует быстрому росту чувства человеческого достоинства, внушает веру в творческие силы духа.

Материал кружка актуален и современен, позволяет уяснить учащимся важные нормы человеческой жизни, понять, почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений.


Цель работы кружка:


- развитие интереса к изучению природы и истории родного края;
- воспитание патриотизма и любви к малой родине

Задачи:

- ознакомить учащихся с наиболее важными историческими событиями и датами прошлого и настоящего;

- помочь детям ощутить себя полноправными членами общества, гражданами своей страны.

Программа кружка предполагает вариативность её применения, допускает корректировку её содержания с учетом возрастных особенностей школьников, имеющихся у них теоретических знаний, возможности организаций экскурсий, наблюдений, практических работ.

Программа кружка основана на следующих принципах:
- преемственность

-доступность
-наглядность
-научность
-опора на индивидуальные возможности, интересы каждого учащегося
 

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Занятие лекционного характера в кабинете имеет продолжительность – 40-45 минут. Практические работы на местности, экскурсии имеют продолжительность 80-120 минут. Тематическое планирование составлено таким образом, что в нем присутствуют как теоретические, так и практические занятия. 

Возраст учащихся: 11-13лет (учащиеся 5-7 классов)

Предполагаемый результат:

- развитие творческих способностей;

- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.




2. Содержание курса

Наша родина - Россия - 24 часа. Как устроена наша страна. Столица нашей родины - Москва. Государственные символы: гимн, герб, флаг. Герб и флаг Саратовской области. Символика Татищевского района. Из исторического прошлого нашей родины.


След Великой Отечественной войны в жизни родного края. – 5 часов. Герои войны – наши земляки. Слава и честь защитникам Отечества! Подвиги женщин в военное время. Дети – герои Великой Отечественной войны. Путешествие по городам - героям военной славы.

Чем живет планета Земля? – 5 часов. Судьба Земли – наша судьба. Мы – жители планеты Земля. Мы обязаны беречь природу. Экология. Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Знай, люби и береги свой край. Волга – великая русская река. Всемирный день водных ресурсов. Реки моей «малой родины».




























3. Учебно-тематический план

кружка «Занимательная история»


п\п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Наша родина - Россия

24



3.

След Великой Отечественной войны

5


3

4.

Чем живет планета Земля?

5


10

Итоговое занятие




-

Итого часов


35

8

26





Календарно- тематический план



 Тема занятия


Вид занятия


Количество часов


Домашнее задание


Тема 1 «Вводное занятие. Знакомство с программой кружка» - 1 час


1


Вводное занятие. Знакомство с программой кружка.


Лекция


1




Тема 2 «Наша Родина - Россия» - 24 часа


2


Краеведение - наука о родном крае.


Лекция


1




3


Откуда мы знаем о прошлом нашего края.


Лекция


1



4

Географические имена - свидетели прошлого.

Виртуальная экскурсия

1

Принести фотографии своей местности


5


Способы образования географических названий.


Практическое занятие


1



6

Имена рек, городов, сел, оврагов и т.д.

Практическое занятие

1


7

Село, в котором я живу

Экскурсия

1


8

с. Карамышка: прошлое и настоящее.

Проект

1

Принести старые фотографии из жизни села

9

Мой дом. Родословная семьи.

Практическое занятие

1

Составить родословные древа своей семьи

10

Семейные традиции и праздники

Практическое занятие

1

Подготовить рассказ о семейных традициях своей семьи

11

Родная школа. Её история и традиции.

Практическое занятие

1

Принести старые фотографии, связанные со школьной жизнью

12

История Татищевского района

Лекция

1


13

Национальные символы России

Лекция

1


14

Составление символов своего села

Практическое занятие

1

Придумать герб своего села

15

История символов РФ

Лекция

1


16

«Единое государство, когда един народ…»

Практическое занятие

1


17


Путешествие в прошлое русского народа.

Лекция

1


18

Кто и как управляет нашей страной.

Лекция

1


19

Памятники всемирного наследия.

Практическое занятие

1


20

Семейные ценности (реликвии).

Практическое занятие

1


21

Путешествие по стране. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь.

Виртуальная экскурсия

1


22


Культурное наследие прошлого.

Лекция

1


23

Память об историческом прошлом – это свойство души человека.

Практическое занятие

1


24

Они прославили мой край.

Практическое занятие

1


25

Юный экскурсовод

Экскурсия

1



Тема 3 «След Великой Отечественной войны» - 5 часов


26


«Мы этой памяти верны…»


Лекция


1




27


След Великой Отечественной войны в жизни родного края.


Практическое занятие


1

Подобрать в архиве библиотек, семейных архивах информацию о земляках, участвующих в ВОВ


28


Герои войны – наши земляки.


Практическое занятие


1


Принести фотографии военных лет

29

«Пусть всегда будет солнце…»

Конкурс рисунков

1

Нарисовать рисунки на тему ВОВ

30

«Если мы войну забудем, вновь придёт война»



Практическое занятие

1



Тема 4 «Чем живет планета Земля? » - 5 часов


31


«Издалека долго…»



Лекция


1




32


Волга – великая русская река


Практическая работа


1




33


Всемирный день водных ресурсов.


Лекция


1




34


Реки моей «малой родины»


Экскурсия

Практическая работа

1


принести фотографии рек, родников, прудов своей местности


35


Знай, люби и береги свой край.


Практическая работа


1




4. Ожидаемые результаты


Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний. Внешний результат:

  • работа поисковых заданий краеведческого кружка;

  • постоянное развитие кружка, появление новых материалов, разделов;

  • интерес обучающихся к поисково - краеведческим заданиям.

Внутренний результат выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте.

  • Выработка у обучающихся комплекса качеств, характерных для гражданина и патриота.

  • Повышение интереса к деятельности школьного кружка по краеведению.

  • Формирование благоприятной среды для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей.

  • Корректировка и совершенствование учебно-воспитательного процесса.




5. Список литературы

  1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. М.- 1996. 

  2. Геграфия Саратовской области А.М. Дёмин, Л.В. Макарцева, С.В. Уставщикова

  3. Краеведение. А. Даринский. М.: Просвещение, 1987.

  4. Наш край в далёком прошлом. А.Киреев. Нижне-волжское книжное изд. 1965.

  5. Лихачев Д.С. Земля родная. М. – 1983. 

  6. Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России. М.: АРКТИ. – 2005. 

  7. Ресурсы Интернет

  8. Материалы архивов сельской библиотеки и семейные архивы.




Программа кружка "Занимательная история"
  • История
Описание:

Школьный краеведческий кружок обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и развивает подлинные исторические знания учащихся. Важно эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.

 

Программа кружка «Занимательная история»  направлена на изучение истории своей Малой Родины, ее местных событий, явлений  в трех временных измерениях: прошлого – настоящего -  будущего.

Автор Гаврилова Елена Алексеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1822
Номер материала 30083
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓